какое качество конфуций считает главным для идеала благородного мужа
Конфуцианство. Пять качеств благородного мужа и пять противопоставлений. Конфуцианская система образования.
Конфуцианство разработано великим китайским мыслителем Кун-цзы, учителем Куном (551–479). Первоначально конфуцианство возникает как этико-философское учение. Его основатель Конфуций начинал творческую деятельность как учитель мудрости. Свои идеи он развивал в ходе бесед и не оставил упорядоченного письменного изложения своего учения. Его высказывания были записаны друзьями и учениками и изданы в книге «Лунъ-юй» («Беседы и суждения»). В Древнем Китае, как мы уже отмечали, значительную роль играл Культ Неба и Культ предков. Конфуций реанимирует эти культы и придает им актуальное для своего времени нравственно-этическое и социальное звучание.
Философско-космологические взгляды Конфуция находятся в русле старой китайской традиции, в которой мир представляется как упорядоченное гармоничное вечное начало, обращающееся по одним и тем же законам. Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству. И Конфуций формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал – «мудрец» – «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.
Благородному мужу изначально присущи пять основных качеств: Жэнь, Долг, Знание, Чувство меры и Доверие. Жэнь – сложное понятие, включавшее ряд достоинств – в общем виде приблизительно – благородство, справедливость, доброту, честность, внимание и чуткость к чувствам и нуждам людей, чувство такта и чувство приличия. Простолюдин же изначально лишен этих качеств. Изложение этики конфуцианства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения.
Пять главных противопоставлений конфуцианства следующие:
1. Благородный муж следует долгу и закону, Низкий человек думает, как бы получше устроиться и получить выгоду.
2. Благородный муж требователен, прежде всего, к себе — Низкий человек, прежде всего, к другим людям.
3. О Благородном муже нельзя судить по мелочам, и ему можно доверить большие дела, второму Низкому человеку же нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам.
4. Благородный муж живет в согласии с людьми, но не следует за ними, Низкий человек же следует за другими, но не живет с ними в согласии.
Основной формой конфуцианского культа был культ предков, как живых, так и мертвых. Несколько изменив содержание и формы этого культа, конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в универсальную форму поведения. Одно из основных положений религиозной этики конфуцианства является учение о «сяо» – сыновней почтительности. Согласно этому учению, почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах.
Важная составная часть культа предков – требование строгого повиновения старшим; любой старший, будь то отец, чиновник, государь – это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое подчинение его воле, желанию – это элементарная норма поведения, как в рамках семьи, так и в целом в государстве. Конфуцианство учит, что семья – это малое государство, а государство – большая семья.
Конфуцианство не сохранилось в первозданном виде. Оно постоянно эволюционировало в соответствии с новыми условиями жизни. Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории Китая. Придя на службу, став чиновниками, взяв в свои руки управление страной с ее сложившейся социальной структурой и мощным централизованным бюрократическим аппаратом, конфуцианские ученые стали по-иному относиться к собственной доктрине. В центре их внимания оказались теперь интересы сохранения и упрочения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Если раннее конфуцианство, призывая учиться у древних, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности древних канонов и мудрецов, каждого их слова. В древности, в прошлом, был золотой век – именно он должен всегда служить образцом.
Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати дэ, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной лишь постольку, поскольку он был добродетельным – в конфуцианском смысле этого слова. Отступая от принятых норм правитель терял дэ и право на мандат. Более того, Мэн-цзы сформулировал даже тезис о праве народа на восстание против недобродетельного правителя и о насильственной смене мандата.
Учение Конфуция о Благородном муже
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира.
По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами Конфуция.
Начальным этапом конфуцианства была активность самого Конфуция, который являлся бродячим учителем. Его преподавание конфуцианства представляло собой этико-политическое учение, в центре которого находилась проблема нравственности людей, семьи, а также управление государством. Базовой для Кун-цзы выступила концепция «неба» и «небесного веления» или судьбы. Человек, который от неба имеет конкретное качество, должен действовать в соответствии с ним и моральным законом Дао, более того, развивать данное качество с помощью обучения. Это развитие нацелено на достижение стадии «благородного мужа», который соблюдает Ли (этика).
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:
2.Учение о человеке
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”.
3. Благородный муж в Учении Конфуция
4. 5 качеств Благородного Мужа
1)Иероглиф «Жэнь»: человечность. Следование «Жень» означает руководствоваться любовью, милосердием, гуманностью и состраданием к людям. Это то, что отличает человека от животного, противостоит животным качествам дикости, подлости и жестокости. Символом «Жень» является Дерево.
2)Иероглиф «И»: справедливость. Принцип «И» основан на взаимности, так надо уважать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «Жень» (т.е. любовь и милосердие без справедливости может привести, например, к распущенности, наглости, и т.д.). И передает благородному мужу необходимую жесткость и строгость. Как говорится: «Добро должно быть с кулаками», «И» как раз являются теми кулаками. Символом «И» является металл.
3)Иероглиф «Чжи»: Здравый смысл, мудрость, рассудительность, умение просчитывать последствия своих поступков, посмотреть на них со стороны. Уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство и тупость (И действительно чувство справедливости без шефства здравого смысла может привести не только к упрямству с тупостью, но и к еще большим «приключениям на одно место». «Лучше с мудрым потерять чем с дураком найти»). Символом «Чжи» является вода. (Хорошее сравнение ведь человеческий разум очень похож на поток реки, только вместо воды в уме льются и текут наши мысли).
5. Низкий человек и Благородный муж
Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств? Логично допустить, что каждый человек способен стать благородным мужем. Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением? Дело в том, что природа человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня: врожденные качества и способность к самосовершенствованию. Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение.По-видимому, Конфуций имеет в виду именно такую трактовку природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом.Поскольку способности людей регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и предписываются различные правила поведения. Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы («благородный муж»), которому противопоставляется «низкий человек». Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом. «Кун-цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». Низкий человек оказывается негуманным, т. е. неспособным правильно вести себя с людьми. «Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием». Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.
конфуций муж человечность
Но надо отдать должное: конфуцианство в этой роли просуществовало почти две тысячи лет и остается системой, определяющей параметры формирования национального характера китайцев. И сегодня до 300 миллионов человек следуют учению Конфуция и называют его своим образом жизни.
В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор.
Список использованной литературы
Подобные документы
Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.
реферат [39,3 K], добавлен 01.12.2013
реферат [44,6 K], добавлен 29.01.2014
Этико-политическое учения Конфуция. Основы учения Конфуция о государстве. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти.
курсовая работа [14,0 K], добавлен 20.12.2002
реферат [36,4 K], добавлен 22.06.2010
Личность Конфуция. Биографический потрет. Основы философских взглядов. Конфуцианство. Китай. Схема государственного устройства. Вежливость и правила. Человеколюбие. Порядок и гармония. Суждения Конфуция о государстве. Концепция истинного правления.
творческая работа [16,0 K], добавлен 15.06.2008
Основные принципы учений Будды, его четыре благородных истины, принципы существования, правила аскетики, отношение к земной жизни, а также концепция бесконечности перерождений. Сущность и цели учений Конфуция о человеке, обществе и идеальном государстве.
реферат [29,3 K], добавлен 29.11.2009
Древний мыслитель и философ Китая. Систематизация литературного наследия прошлого Ши-цзин (Книга Песен). Золотое правило этики Конфуция. Пять постоянств праведного человека. Главные духовные наследники Кун-цзы. Ортодоксальная интерпретация конфуцианства.
презентация [361,8 K], добавлен 21.11.2013
научная работа [32,5 K], добавлен 29.10.2012
Основные жизненные этапы в биографии Конфуция. Описание в труде Конфуция «Беседы и суждения: трактат» философских мыслей, основ и учений Учителя, его учеников и деятелей Древнего Китая. Художественный стиль трактата, характеристика основных концепций.
реферат [47,4 K], добавлен 01.09.2011
Политическая идеи в античном обществе. Основные политические концепции Платона и Аристотеля. Политические взгляды Конфуция. Образ идеального общества в учении Платона. Согласно учению Лао-цзы дао как естественное право непосредственного действия.
презентация [1,3 M], добавлен 18.02.2010
Конфуцианство
Понятие «благородный муж»
Учение о «благородном муже» — основа конфуцианства. В этой части узнаем, в чем оно заключается, а также поговорим о теории пяти элементов.
Начнем говорить об основных концепциях конфуцианства. Узнаем, как сам Конфуций представлял эти концепции из сборника его изречений и главной книги конфуцианства — «Лунь юй».
❓ Одним из ключевых понятий конфуцианства является понятие «благородный муж». Что значит быть благородным мужем, какими качествами он должен обладать?
👨🦳 Благородный муж (цзюнь-цзы) — символ всей конфуцианской традиции, точка устремления каждого служивого чиновника или достойного мужа китайского общества.
😌 По сути, все конфуцианские труды так или иначе пытаются трактовать, какими качествами должен обладать цзюнь-цзы и как их обрести. Чинность, спокойность манер, невозмутимость, преданность в служении, ритуальность поведения — именно таким конфуцианец представал публике.
😞 Антиподом благородного мужа выступает «низкий человек» или «маленький человек» (сяожэнь).
👍 Благородный муж руководствуется чувством долга, заботится о морали, требователен к себе, живет в согласии с другими людьми, хотя и не следует за ними, не проявляет пристрастия, боится велений Неба и великих людей. Помимо сугубо моральных добродетелей благородного мужа от простолюдинов и низких людей отличает и стремление к обладанию культурой, которая связывается с письменностью, книжной ученостью, ритуалом и музыкой.
👎 Низкий человек заботится только о личной выгоде и собственной пользе, затевает споры и предъявляет требования к другим, следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними, проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково, «не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека».
🔎 Где можно найти пример благородного мужа? Конфуций и его последователи не часто могли встретить благородных мужей среди современников и себя они таковыми не считали. Их идеал находился в далеком прошлом. Например, считалось, что образ благородного мужа воплощал основатель династии Чжоу-Гун.
📜 Ненависть благородного мужа
— Благородный муж кого-нибудь ненавидит?
— Ненавидит. Ему ненавистны те, кто сплетничает о других, ненавистны низшие, которые поносят высших, ненавистны те, кто, отличаясь смелостью, не соблюдают ритуала, ненавистны люди, полные решительности, но упрямые.
Затем Учитель спросил:
— А ты, Цы, тоже ненавидишь кого-нибудь?
— Я ненавижу тех, кто живет чужим умом, считает непокорность смелостью, а доносительство — проявлением прямоты.
На английский понятие «благородный муж» часто переводят как «джентльмен». Одни говорят, что у этих понятий действительно очень много общего. Другие считают, что есть и принципиальные различия. Подумайте, какие?
Одна из основных категорий китайской философии — учение о пяти элементах и пяти постоянствах У-син.
🌏 У-син — пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания, важная часть древнекитайской мифологии и натурфилософии, то есть философии природы, как системы самых общих законов естествознания.
🧐 В конфуцианстве натурфилософские вопросы имеют мало значения, в нем на передний план выходят моральные принципы и категории.
Элементы древней натурфилософии в конфуцианстве становятся принципами👇
🌳 Жэнь — человечность, милосердие, символ — дерево;
⚙️ И — справедливость, чувство долга, порядочность, символ — металл;
🔥 Ли — идеальное поведение, верность обычаям и ритуалам, знание приличий, символ — огонь;
💧Чжи — мудрость и здравый смысл, символ — вода;
⛰ Синь — добросовестность и искренность, лояльность, символ — земля.
Поразмышляйте, почему мудрость символизирует вода?
Одно из пяти главных понятий конфуцианства — жэнь. Это главное отличие благородного мужа и его главная добродетель.
Жэнь — человечность, которая реализуется через чжун и шу.
Чжун шу, в переводе с китайского преданность, взаимность, великодушие — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности.
Понятие чжун шу складывается из двух иероглифов:
1️⃣ Чжун — преданность, согласно «Лунь юю», преданность означает «утверждать других в том, в чем желаешь утвердиться сам, подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам».
2️⃣ Шу — отзывчивость, устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим».
😌 Золотое правило объясняет как быть человечным (жэнь): относись к людям с внимательностью (чжун), потому что в жизни работает взаимность (шу).
Цзы-Гун спросил Конфуция:
— Что скажете о том, кто широко благотворит народу и способен всем помочь? Может ли он быть назван человечным?
— Почему же только человечным? Не так ли непременно поступают люди высшей мудрости? Об этом ведь пеклись всем сердцем Яо с Шунем! Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть. Умение найти пример вблизи — вот в чем я вижу искусство человечности.
— Что если за зло платить добром?
— А чем же за добро платить?
Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.
Чжен Мин (выправление или исправление имен) — концепция, предложенная Конфуцием, согласно которой номинальное должно соответствовать реальному, слова — делам.
💡 Изначально идея чжэн мин подразумевала обязательность соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения общества 👇
🗣 «Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
🗣 «Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются».
✍️ Конфуций был убежден в том, что язык надо было вернуть к его исходному состоянию, когда у всех вещей были правильные идеальные имена, полностью отражавшие суть вещей.
📜 Нужно исправить имена
Цзылу сказал:
— Вэйский государь ждет вас для дел правления. С чего вы начнете?
— Нужно исправить имена.
— Вы так считаете? — возразил Цзылу. — Это слишком заумно. Зачем их исправлять?
— Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверно, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование; коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому все, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности.
Цзюнь-цзы: благородный муж
Цзюнь-цзы: благородный муж
Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над собой. В то же время человеческое совершенство не закрыто и для тех, кому судьба предназначила долю простолюдина.
«В [деле] воспитания нельзя делать различий между людьми» (15, 38).
Можно заключить: человеческое совершенство, которое, в принципе, с точки зрения природных потенций, открыто для всех, является конкретной обязанностью определенных (так называемых благородных) сословий. Оно существует как усилие определенных индивидов стать благородными, подняться на уровень своего предназначения. Стать благородным мужем чрезвычайно трудно. Конфуций обычно уклонялся от ответа на вопрос, является ли тот или иной индивид благородным мужем. Себя он не относил к таковым.
Благородный муж — средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, как ее понимает Конфуций. Он стремится познать правильный путь (дао); всегда и во всем человеколюбив; думает о том, чтобы во всем следовать ритуалу, быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках; он постоянно учится.
То, как благородный муж строит взаимоотношения с другими людьми, можно выразить в трех предложениях: он относится ко всем ровно, одинаково; заимствует у окружающих только хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя. Предмет особой заботы благородного мужа — соответствие слова и дела.
«У людей с красивыми словами и притворными манерами мало и человеколюбия» (1, 3).
Чтобы застраховать себя от самообольщения, нужно быть не просто сдержанным в словах, а взять себе за правило «прежде осуществить задуманное, а потом уже говорить об этом» (2, 13). Дела благородного мужа должны предшествовать его словам. Основной общественной ареной, на которой наиболее полно раскрываются возможности благородного мужа, является сановная деятельность. Благородный муж в этом смысле представляет собой воплощенный синтез нравственности и политики.
Благородный муж — нравственно самостоятельная и самодостаточная личность. Ему в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жень). Низкий человек смотрит не вверх, а вниз; думает только о том, как,6ы извлечь выгоду; не умеет переносить трудности; предъявляет требования другим людям; склонен к раздорам, может даже дойти до разбоя. Это человек своевольный, грубый, неотесанный не только по внешнему виду и манерам, но и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения. Низкий человек — своего рода антиидеал. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе. Правда, статус простолюдина способствует такому нерадению, но только способствует.
В целом в отношении индивидуальных судеб людей не существует предопределения. Конфуцию приписывают такое суждение:
«Человек скрывает свое сердце — его ни измерить, ни взвесить. Прекрасное и безобразное — все таится в человеческом сердце, но цвета его не увидишь»[12].
Это можно понять так, что человек по своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Поэтому творить добро и противостоять злу — не единовременный акт человеческого бытия, а его непрерывное состояние. Конфуций не льстит людям. Но он и не проклинает их. Пафос его учения иной: постоянное нравственное, культурное бодрствование.
1. В чем видит Конфуций специфику человеческого бытия?
2. Что Конфуций понимает под взаимностью?
3. Каково содержание жень как основного нравственного принципа и его соотношение с требованиями ритуала?
4. В чем заключается смысл консерватизма конфуцианского образа жизни?
5. Как в воспитанном человеке сочетаются природные и благоприобретенные качества?
6. Почему в конфуцианском нравственном идеале благородный муж является сановником?
Лунь юй // Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139–174. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3—16, 173–201.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
[3. Благородный человек]
[3. Благородный человек] 935Тип. Истинная доброта, благородство, величие души, то, которое от богатства: душа, которая даёт не для того, чтобы брать, — которая не желает возвыситься за счёт того, что она такая добрая; — расточительство как тип истинной доброты, богатство
Благородный муж (цзюньцзы) как символ конфуцианской традиции
Благородный муж (цзюньцзы) как символ конфуцианской традиции Учитель сказал:– Если благородный муж (цзюньцзы) не солиден видом, то он не будет пользоваться авторитетом и знание его не будет прочно. Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись с
Цзюнь-цзы: благородный муж
Цзюнь-цзы: благородный муж Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима