какое ип лучше открыть для грузоперевозок на газели
«Самозанятых перевозчиков не бывает!» 09:10, 16 октября 2020 Версия для печати
Подходит ли новый налоговый режим для автоперевозчиков и какие подводные камни ждут водителей, решивших его использовать?
Сегодня налоговый режим для самозанятых (налог на профессиональный доход, НПД) действует на всей территории России. Он позволяет предпринимателям платить налоги по упрощенной схеме. Самозанятые граждане не сдают налоговую отчетность, им не нужен кассовый аппарат, а регистрация проще, чем в качестве ИП. При этом доход за год не должен превышать 2,4 млн рублей; запрещается использовать труд наёмных работников.
Налог для самозанятых – 4% от дохода, если за услуги платят физические лица и 6%, если контрагенты – юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого и оплатить налоги можно через приложение. Новый налоговый режим пользуется популярностью: им воспользовалось уже более миллиона россиян.
Нужен ли этот режим перевозчикам?
СМИ активно освещали события, связанные с новым налоговым режимом. Вот несколько преимуществ, которыми теоретически могут воспользоваться владельцы грузовиков, выбравшие НПД.
При этом у нового налогового режима есть и объективные минусы:
Мнение экспертов
Чтобы выяснить, подходит ли этот налоговый режим для водителей-частников мы побеседовали с экспертами и юристами. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, граждане, выбравшие налог на профессиональный доход, в автоперевозках работать не могут.
— Самозанятых автоперевозчиков не бывает! Грузоперевозки автомобильным транспортом возможны, если они осуществляются субъектом бизнеса: юрлицом или ИП. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет! – заявил наш собеседник.
Валерий Войтко отмечает, что перевозчики, выбравшие НПД, фактически являются «чёрными» перевозчиками и уходят от налогов – вне зависимости от того, осознанно они так поступают или нет.
— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, – пояснил нам Управляющий Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. – Но есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель должен иметь при себе путевой лист.
Но путевой лист выдаётся юрлицом или ИП, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.
Юрлицо в качестве сопроводительного документа предоставляет самозанятому перевозчику транспортную и товарную накладные на перемещаемые ценности. Когда заказчиком услуг является физическое лицо, исполнителю придётся совершать рейс без сопроводительной документации, что неприемлемо с точки зрения проверяющих органов (например, ГИБДД).
О пробелах в транспортном законодательстве говорит и руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
— Это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет, – отмечает юрист.
— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента и государство само разрешило так работать.
Эксперт отмечает, что во многих нормативных документах граждане, выбравшие самозанятость, не упоминаются. К примеру, в КоАП предусмотрены штрафы для физических лиц, ИП и компаний. Возникает вопрос: какие санкции следует применять в отношении нарушивших закон самозанятых?
— По логике, граждане, выбравшие НПД, признаются физлицами, и взаимоотношения с ними необходимо выстраивать как с физлицами, а не как с ИП. Но я знаком с ситуациями, когда они несли ответственность как индивидуальные предприниматели. В то же время у меня есть два контрагента, которым я плачу как самозанятым, и банк проводит платежи как переводы частным лицам.
По мнению Сергея Богатова, главное несоответствие кроется в самой сути понятия самозанятого. Законодательство рассматривает его как обычного гражданина, который платит меньше налогов, но по сути самозанятый занимается именно предпринимательской деятельностью.
Новый налоговый режим на сегодняшний нельзя назвать оптимальным для перевозчиков с небольшим уровнем дохода из-за пробелов в законодательстве, а по мнению некоторых экспертов его и вовсе нельзя использовать в сфере автоперевозок. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем пробелы будут устранены. Но пока этого не произошло, перевозчики могут регистрироваться в качестве самозанятых на свой страх и риск: узнать, какие штрафы будут выписаны за банальные нарушения ПДД и какую позицию займёт суд в ходе разбирательств можно будет только постфактум.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Анфимычева Ирина, руководитель проекта Корчагина Ксения, юрист
На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.
Грузоперевозки как бизнес: стоит ли покупать свою фуру? 16:32, 21 ноября 2019 Версия для печати
Начать своё дело хотят многие. Но далеко не всем частникам удаётся заработать столько, сколько получают наёмные водители, трудящиеся в транспортных компаниях – а хлопот у предпринимателей гораздо больше.
Стоит ли покупать грузовик и начинать своё дело в автоперевозках? Автор блога dalnoboi.pro расставил все точки над i: подсчитал расходы, которые свалятся на голову начинающего предпринимателя, перечислил многочисленные риски и пришел к выводу: в подавляющем большинстве случаев лучше работать на «барина».
Сколько тратят перевозчики
Первая (и очень важная) особенность бизнеса в грузоперевозках, о которой должен знать каждый, кто хочет купить собственный грузовик – это практически непрогнозируемый доход. Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.
Точно подсчитать доходы можно только после продажи грузовика. Когда вы получите деньги за проданную машину, уплатите страховые взносы и другие долги, если они есть, подсчитаете все расходы и доходы и поделите выручку на количество рабочих дней – лишь тогда можно будет понять, зарабатывали вы больше или меньше наемного водителя.
Большинство частников не знают, зарабатывают они или нет.
В повседневной жизни дальнобойщики редко учитывают какие-либо расходы кроме стоимости топлива, но это лишь вершина айсберга. Поэтому расходы необходимо подсчитать.
Условно их можно поделить на три группы:
Постоянные расходы
Это постоянные платежи, которые часто не учитываются, когда речь идет о расходах. Подсчитаем эти расходы за год:
Здесь автор видеоблога делает важную ремарку:
если у вас нет места, оборудования и навыков, необходимых для самостоятельного ремонта машины – о частных грузоперевозках лучше забыть.
У вас обязательно должно быть место, где можно ремонтировать грузовик и хранить инструменты и расходники. Это большая экономия не только средств, но и времени.
Итого: ₽154,5 тыс. в год или ₽13 тыс. в месяц.
Рейсовые расходы
Эти расходы указываем сразу за месяц.
Расход топлива может существенно отличаться в зависимости от тяжести груза, погодных условий, состояния дорожного полотна и автомобиля. 34 литра на 100 километров – это довольно оптимистичная оценка, а цена в 43 рубля за литр дизеля указана с учетом скидочных программ, которые есть на многих сетевых АЗС.
Итого: ₽188,8 тыс. в месяц.
Плавающие расходы
Это расходы, предсказать которые можно лишь в редких случаях. Например, двигатель может предупредить о необходимости скорого ремонта определенными симптомами. Но чаще всего такие расходы становятся неожиданностью; именно поэтому у частника должна быть «подушка», запас денег на черный день.
Внеплановый ремонт – самый прогнозируемый из плавающих расходов. Стоимость ремонта может измеряться сотнями тысяч рублей. Сюда можно отнести не только значительные поломки, но и досадные мелочи вроде проколотой резины и треснувших фар.
Штрафы – также могут исчисляться сотнями тысяч рублей. Чтобы получить огромный штраф за перевес, предпринимателю вовсе не обязательно везти тяжелую спецтехнику: достаточно будет небольшого смещения груза в полуприцепе. Водители, которые будут ездить по незнакомым маршрутам, могут записать в расходную часть 3-5 тыс. рублей на штрафы за обычные нарушения (превышение скорости, неисправности и др.)
Повреждения груза или недостача – распространенная ситуация. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.
ДТП. Чем больше вы ездите, тем больше вероятность попасть в ДТП.
Криминал. Он до сих пор встречается на российских дорогах. Крадут топливо, запаски, аккумуляторы, другие запчасти – и, конечно, грузы.
Это – краткий и усредненный список внезапных расходов. Автор видеоблога предлагает откладывать на них 40 тыс. в месяц, отмечая, что опытные частники по возможности откладывают большую сумму.
Общий итог: сложим все эти расходы (188+13+40) и получим ₽240 тыс. в месяц. Поделим на 10 тыс. километров и получим 24 рубля за километр. Таким образом, чтобы зарабатывать ₽100 тыс. в месяц, вам нужно получать ₽34 за каждый километр пробега на круг.
Казалось бы, найти такую работу можно. Но следует учитывать еще один фактор.
Фактор времени
Грузоперевозки не состоят из одной лишь езды. Водителю-частнику приходится обслуживать автомобиль, искать запчасти, решать проблемы с клиентами, искать новые заказы, выяснять отношения с госорганами…. И за это ему никто не заплатит.
Самый простой ремонт может затянуться из-за отсутствия нужного инструмента. А что, если деталь придется заказывать из другого города или страны?
Многие нововведения вроде «Платона» или тахографов с СКЗИ принимаются перевозчиками в штыки не только и не столько из-за финансовой нагрузки, но из-за времени, которое нужно потратить на оформление и подключение оборудования.
Много времени отнимает бухучет, годовые платежи, связанные с деятельностью ИП и оформлением автомобиля. Кто-то скажет: «у меня всем этим занимается жена». Но ведь и жена могла бы своё время потратить на семью, заниматься домашними делами, чтобы делать вашу жизнь комфортнее, или работать, получая дополнительный доход. И по-хорошему, в таком случае и ваш доход при подсчете нужно будет поделить на двоих.
Некоторые затраты времени, связанные с плавающими расходами (штрафстоянки по весовым нарушениям, любые «лишенческие» статьи или серьезные ДТП) могут привести к большим простоям и обернуться такими убытками, которые окажутся фатальными.
Много времени водители теряют в ожидании погрузки и разгрузки. Грузовладельцы и грузополучатели зачастую оплачивают простои, но это мизерные суммы (до 3000 рублей в сутки) и доходом их назвать нельзя.
Стоит учесть, что работа есть не всегда. Даже постоянный клиент вряд ли будет снабжать вас заказами 365 дней в году. Новогодние праздники, сезонность (некоторые грузы возят только в определенное время года), весенние ограничения и перебои в производстве могут подпортить вам бизнес.
Нельзя забывать и о собственном отдыхе. Работа водителя опасна для здоровья: стресс, усталость, неправильное питание, малоподвижный образ жизни – все эти факторы могут привести к серьезным заболеваниям. А болеть предпринимателю некогда.
Если принять во внимание все эти риски, то становится понятно, что высокие доходы в автомобильных грузоперевозках – это миф.
— Этот самообман заразный и распространяется как инфекция. Происходит это примерно так: некий перевозчик-частник случайно в один из месяцев зарабатывает «чистыми» 200 тысяч. И хотя раньше такого никогда не было и никогда больше не будет, а «чистые» они только относительно этого месяца (см. про расходы выше), теперь он будет убеждать себя и других, что на фуре можно отбивать по две сотни тысяч за месяц. Разумеется, и сам он, и его слушатели будут понимать это не как случайный единичный месяц, а как каждый месяц года. – рассказывает автор блога.
Конкуренция – здоровая и не очень
Кто такие «дармозовзы», работающие «за солярку» и сбивающие ставки? Ими могут оказаться как частники, так и крупные компании. Такое явление часто называют демпингом, но это неправильно, ведь демпинг – умышленное занижение цен, а перевозчики зачастую вынуждены работать за низкую ставку.
Крупные компании могут позволить себе работать по низким ставкам за счет больших объемов перевозок и низких зарплат водителей. Автор блога предлагает рецепт для таких контор:
Как убрать с рынка мелких конкурентов-частников? Платите водителям больше, и частники перейдут к вам наёмниками. (Ну, хотя бы те из них, кто умеет считать.)
Предприятия, которые держат автопарки для собственных нужд (например, для перевозки производимой продукции) также могут позволить себе взять дешевую «обратку», для них это не основной бизнес и ставка за сторонний груз не принципиальна.
Но самые опасные конкуренты, по мнению блогера – это водители-частники, конкурировать с которыми практически невозможно: те, кто работает «за идею», из-за любви к профессии. Люди, которые любят и лелеют свою машину, которых постоянно тянет в рейс.
— Кратко всю эту ситуацию можно описать так: низкая доходность частных грузоперевозок — это как бы плата за удовольствие от работы. Кстати, в этом же ключе можно высказаться и о профессии дальнобойщика: несмотря на невысокую относительно трудозатрат зарплату, многие идут на эту работу притягиваемые её романтическим ореолом. – пишет блогер.
Конечно, не для всех предпринимателей грузоперевозки – это удовольствие и аттракцион.
Для многих водителей выручка стоит на первом месте. Но конкурировать с коллегами, которые готовы ехать «за идею», очень тяжело.
Непросто выдерживать конкуренцию с перевозчиками, которые не соблюдают законы, игнорируя «правила игры». А таких очень много – как среди частников, так и среди крупных предприятий. Благодаря коррупции и отсутствию контроля перевозчики могут не платить налоги и взносы, не следить за техсостоянием машины, игнорировать РТО, возить перегруз и проезжать под запрещающие знаки.
Автор блога отмечает, что такая «вилка» в России практикуется во многих сферах деятельности: предприниматель может либо соблюдать закон и терять в доходах, либо получать больше, при этом рискуя.
А бизнес ли это?
Всё зависит от того, как сам водитель-частник относится к своему делу. Блогер предлагает тем, кто хочет купить свой грузовик, перечитать вторую статью ГК:
«. предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.»
Еще одно отличие грузоперевозок от бизнеса в привычном понимании этого слова – невозможность выйти без существенных потерь. Стоимость предприятия может вырасти, и тогда собственник, решивший отказаться от ведения дел, может выгодно продать его. Но для поддержания хорошего состояния автопоезда необходимо постоянно вкладывать в него деньги, и даже в таком случае машина будет терять в цене, пусть и не так быстро.
Не стоит забывать о психологической нагрузке. Владелец предприятия с наёмными сотрудниками оперирует поступающими от этих сотрудников цифрами. А владелец большегруза лично принимает участие во всех бизнес-процессах, главным из которых является, собственно, езда.
Отстраниться от такой нагрузки может не каждый, поэтому частники нервничают гораздо больше, чем наемные водители.
Еще один момент: этот бизнес не повышает социальный статус водителя и не делает его бизнесменом в глазах других людей. Менеджеры в офисах компаний-заказчиков, продавцы на АЗС и сотрудники СТО будут смотреть на вас как на обычного водителя. А грузчики на объектах инстинктивно почувствуют вашу от них зависимость: не дадите денежку – разгрузка может затянуться.
Подводя итоги
В завершении обзора автор еще раз рекомендует тем, кто задумывается о покупке нового грузовика, взвесить все за и против и отмечает, что заработать хотя бы столько же, сколько смогут заработать наёмные водители, получится не у каждого.
Для того, чтобы осуществить мечту детства или найти работу, которая будет приносить удовольствие, покупать свой грузовик не обязательно.
— За последние 10 лет многие мои знакомые вышли из этого бизнеса и, что называется, подались в наём. Никто из них не пожалел об этом шаге: доход стабильнее, нервотрёпки меньше, а свободы на самом деле больше, – отмечает автор материала.
Ну а тем, кто уверен в своих силах (или располагает связями, которые смогут гарантировать постоянный доход) он всё равно советует еще раз пересчитать предполагаемые расходы. Вдруг передумаете?
По материалам YouTube-канала Дальнобой PRO
Выгоден ли бизнес грузоперевозок? 16:50, 29 января 2020 Версия для печати
Дмитрий и Ирина Найдёновы работают в грузоперевозках уже шестой год. Приобретённая ими машина окупила себя и приносит деньги, но миллионами пара пока не ворочает.
Пара решила ответить на самые частозадаваемые вопросы подписчиков своего YouTube-канала о покупке машины и бизнесе в сфере грузоперевозок.
— Нас часто спрашивают: стоит ли покупать машину? Насколько выгодно заниматься грузоперевозками? Как вообще обстоят дела в этой сфере?
Большинство вопросов можно объединить в один, главный вопрос: выгодно ли заниматься грузоперевозками?
Вопрос субъективный и очень сложный, потому что понятие «выгода» у каждого своё. Один человек будет работать на маленьком грузовичке, зарабатывать 60 тысяч в месяц и говорить: «Всё хорошо, о чем еще можно мечтать»? Другой, послушав его рассуждения, скажет: «Ты что, я зарабатываю 200 тысяч и считаю, что это невыгодно, и вообще ни в какие ворота не лезет». Сюда же можно отнести вечный, не прекращающийся спор о дармовозах. Наше мнение таково: понятие выгоды у каждого своё. Каждый сам для себя просчитывает – выгодно ему заниматься перевозками или не выгодно.
Люди пишут: у меня есть один, полтора, два миллиона рублей. Какую машину лучше взять, какая будет приносить больше денег? Они думают, что главное найти деньги, а дальше всё пойдет само и надеются только на удачу. Удача в любом случае понадобится, но мы бы не советовали надеяться лишь на неё.
Рисков в грузоперевозках и так хватает. Входной билет в эту сферу стоит немало; самый минимум, необходимый для покупки сцепки – миллион рублей. При этом вы должны много знать о технике, которую покупаете. И если вы задаёте вопросы «какой грузовик купить», то скорее всего вам не стоит этим заниматься. Но можете рискнуть – дело ваше.
О чем нужно знать
Желание попробовать себя в грузоперевозках есть у многих, но далеко не все знают, с чего начать. У нас есть свой взгляд на этот вопрос, и мы решили о нём рассказать.
В первую очередь вы должны понимать, как устроен автомобиль, с какой стороны к нему подходить. Чем больше у вас знаний, тем больше денег вы сможете сэкономить. Конечно, можно обслуживать машину в автосервисе, но в таком случае прибыль у вас будет меньше – либо придётся больше работать, чтобы покрывать расходы. Кроме того, в рейсе мы всегда одни, и если машина вдруг сломается в дороге, надо понимать, куда лезть, чтобы как минимум не навредить, не сделать хуже.
Нужно понимать специфику грузовых автомобилей. До знакомства с Димой для меня фуры как будто бы вообще не существовали в природе, я их даже не замечала. Но в процессе нашей деятельности мне пришлось узнать о том, что бывают разные прицепы – шторы, мешки, платформы. Нужно понимать, что такое кубатура, что от тебя просит диспетчер. Когда тебя спрашивают «У вас гидроборт есть?» лучше знать, что такое гидроборт. Какие бывают палеты, сколько их влазит при погрузке, каким способом их грузят, какие растентовки – всё это тоже нужно понимать.
Есть множество мелочей, имеющих большое значение в процессе перевозки. Конечно, многое приходит с опытом, но изначально какое-то понимание должно быть.
Если говорить о грузоперевозках как о бизнесе, то необходимо понимать, откуда берутся деньги, кто их платит и как складывается наша прибыль. На расчетный счет в большинстве случаев переводы делают либо диспетчерские, либо транспортные компании, которые нанимают наёмный транспорт. Конечно, хорошо, когда у диспетчерской конторы есть какой-то свой бюджет, свои средства на всякий непредвиденный случай. Но чаще всего диспетчеры ждут проплаты от грузовладельца и только потом рассчитываются с нами. Поэтому в идеале диспетчер в этой цепочке должен быть один, именно тот, который напрямую работает с грузовладельцем. Бывают случаи, когда грузы перекупают, и в цепочке появляется два, три или не дай Бог больше диспетчеров. В такой ситуации существует вероятность, что вы свои деньги за перевозку можете просто не получить.
Сейчас скажут – вот, табуретки, надо работать без них… согласна. Если вы работаете с НДС, то вы, может быть, напрямую поработаете с грузоотправителем. Но мы работаем без, а большинство заводов и предприятий работают с НДС, и для того, чтобы нас друг с другом свести, как раз и нужен диспетчер, который от завода примет платеж с НДС, а нам заплатит без. То есть, здесь у каждого своё место.
Нужно понимать, хотя бы примерно, где диспетчеры берут грузы – это облегчает общение при поиске загрузки. Бывает, звонишь, а тебе говорят – груз как бы есть, но его пока нет, будет после обеда. Может возникнуть недопонимание. На самом деле диспетчер ждёт, когда будет разыгран тендер, и вроде бы всё должно быть хорошо, но кто-то, возможно, его перебьёт.
К примеру, звонишь по загрузке до обеда, а тендер – после обеда. Диспетчер спрашивает – под вас играть? И ты думаешь, ждать тендера или нет. Не факт, что диспетчер его выиграет, и если что-то не срастётся, то день будет потерян, придётся искать загрузку уже на следующий день.
Было в нашей практике такое, что на нашу машину один тендер играли сразу три диспетчера. Мы, конечно, ждали, потому что знали, что с кем-то из них мы поедем. Поэтому вам необходимо хотя бы общее понимание таких процессов.
При работе нужно всегда стремиться расширять базу диспетчеров, с которыми у вас хорошие отношения. Причем – не только по работе: очень хорошо, если ваш номер диспетчер запишет в телефонную книгу. Это значит, что при наличии хорошей загрузки он в первую очередь позвонит вам. Очень сложно звонить людям, которые тебя не знают. Но потом, когда вы уже знакомы, и ваш номер записан, тебе, отвечая на звонок, говорят: «Привет, как дела? Загрузку ищешь?» Это приятно.
Возникает закономерный вопрос – а где же взять этот опыт? Где получить знания?
Даже если вы накопили деньги на фуру, я бы порекомендовал не рисковать и поработать годик, может быть два у частника, ИП с небольшим парком, до 5 машин.
Большие компании работают по другим схемам, в них и вы будете общаться с менеджером. А в маленькой фирме вы будете общаться с предпринимателем, человеком, который владеет грузовиками. Он будет разговаривать с вами, и его диспетчеры будут звонить вам, чтобы выяснить какие-то моменты. У вас будут контакты этих диспетчеров, которые в будущем могут пригодиться.
При определенных условиях у работодателя можно будет выудить информацию, которая будет полезна. Не говорите шефу, что пришли к нему поднабраться опыта – тогда он, конечно, ничего вам не расскажет. Когда я сдавал рейсы предыдущему шефу, мы сидели в кабинете, и он в это время грузил другую машину. Я прислушивался – как он общается с диспетчерами, как торгуется, как принимает загрузку, как распечатывает заявку, как отправляет обратно. Я задавал какие-то наводящие вопросы. Многую информацию можно у частника выудить.
И, конечно, никто не отменял самообразование. В интернете есть масса информации – можно почитать законы, статьи на специализированных сайтах, форумы. Кто ищет, тот всегда найдет, и когда мы имели мало представления о том, что такое грузоперевозки, мы находили информацию в интернете.
Выгодно ли заниматься грузоперевозками?
Мы все приходим на этот рынок с совершенно разными исходными условиями. Взять, например, машины. Кто-то покупает грузовик в кредит, у кого-то высвободились свободные деньги и он берёт машину за наличные, а кому-то (я знаю случай!) грузовик купили родители. Машины у всех разные; возраст, состояние и марка машины накладывают отпечаток на то, как будет складываться ваша деятельность.
У каждого свои способы уменьшать издержки. У кого-то есть возможность ремонтироваться в автосервисе подешевле или бесплатно (например, друзья или родственники содержат СТО), у кого-то есть возможность доставать со скидкой запчасти или колеса.
Я знаю человека, который может покупать брендовое топливо по цене гораздо ниже рыночной, и, конечно, он намного более конкурентоспособен.
Представьте, что вы можете заправлять дизельное топливо на условном «Лукойле» по 30 рублей, когда все остальные льют по 50! Конечно, для него грузоперевозки – прибыльный бизнес. Вы можете сказать, что это несправедливо, но мир в принципе несправедлив.
То же самое можно сказать и про заказы. Если ты новичок и пришел, никого не зная (как в свое время было у нас), то будет нелегко. У нас была пара номеров диспетчеров и всё. Тягаться с людьми, которые покупали машины, зная, что будут возить продукцию конкретного завода и работать с ним напрямую, мы не могли. Конечно, выгода у всех разная.
Вывод такой: нужно просчитывать свои исходные данные, возможности, связи. Каждая ситуация индивидуальна.
Если у Васи и Пети получилось, не факт, что у вас получится точно так же. У вас может получиться лучше или хуже. А если вы посчитали и уверены, что грузоперевозки будут приносить вам прибыль – то мы желаем вам успехов.
Что касается нас, то мы отработали 6 сезонов, придя в этот бизнес новичками. Машина окупила себя, теперь она кормит нас, но сказать, что мы обогатились и ворочаем миллионами, конечно, нельзя. И мы не будем говорить, что мы здесь навсегда, потому что условия бизнеса и законодательство постоянно меняются.