какое имя запомнилось маргарите на балу

Кроссворд по роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кроссворд по произведению М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

ВОПРОСЫ.

1. Фамилия доктора из психиатрической клиники.

2. Домработница Маргариты.

3. Какое имя особенно запомнилось Маргарите на бале Воланда.

4. Название дома, которым владел МАССОЛИТ.

5. Служанка Воланда.

1. Председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице в Москве.

2. Фамилия критика, отвергнувшего роман Мастера.

3. Какой город больше всего нравился Азазелло.

4. Персонаж маленького роста, с клыком и пламенно-рыжими волосами.

6. Директор театра Варьете, живший в одной квартире с Берлиозом.

7. Настоящая фамилия поэта Бездомного.

8. Как называли Воланда кот и Коровьев.

9. Как звали поэта, доставившего Бездомного в больницу.

10. На горе Берлиоза она разлила подсолнечное масло.

12. Прозвище Коровьева.

какое имя запомнилось маргарите на балу

Номер материала: ДБ-1450313

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какое имя запомнилось маргарите на балу

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

какое имя запомнилось маргарите на балу

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

какое имя запомнилось маргарите на балу

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

какое имя запомнилось маргарите на балу

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

какое имя запомнилось маргарите на балу

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какое имя запомнилось маргарите на балу

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какое имя запомнилось Маргарите на балу?

В чем была одета Маргарита на балу?

Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. … Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву.

Где проходил Великий бал у сатаны?

Он проходил в спальне Воланда; то есть в комнате Степы Лиходеева. И он мне страшно нравился. Но затем, уже во время болезни (следовательно, не ранее осени 1939 г.) Михаил Афанасьевич написал большой бал.

Кто был на балу у сатаны?

Таким образом фактически на бал прибывают апологеты сатаны. Единственным персонажем, который, как может показаться, случаен на балу — Фрида. Однако Фрида выполняет на балу ту же роль, что и Бегемот в свите Воланда — шута.

Как называли Маргарита на балу?

При создании образа Маргариты Булгаков вдохновлялся настоящей королевой Маргаритой Наваррской. Один из гостей на балу назвал Маргариту «светлой королевой», именно так называл королеву ее народ.

Кому помогла Маргарита на балу?

Эта фраза звучит одновременно и как тост, и как проклятие. После того как глоток сделала и Маргарита, гости рассыпаются в прах… Очень помог Маргарите на бале Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о прегрешениях гостей и вообще направлял и подбадривал.

Что попросила Маргарита у Воланда на балу?

На балу Маргарита просит Воланда простить Фриду:

Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь.

Что такое бал сатаны?

Великий бал у сатаны — одна из центральных сцен в романе. Антибожественная литургия сатаны, дьявольская пасхальная служба. Священнодействия Божественной Литургии основаны на символическом воспроизведении тайной вечери и искупительной жертвы, которая была принесена Христом за грехи всего человечества. …

Для чего нужен бал у сатаны?

Главная обязанность Маргариты на балу у Сатаны – это прием гостей. Не трудно догадаться, что это были за гости: убийцы, насильники, упыри и прочая нечисть. Булгаков не только подробно описывает нам наряды гостей, но и знакомит с историями их жизни.

Можно ли считать Маргариту идеальной женщиной?

Маргарита очень много страдала в своей жизни, но при этом она достойно вынесла все испытания, которые ей уготовила судьба. Она не сломалась под натиском проблем. Она поступила как настоящая женщина и ее можно считать идеалом!

Кто был на балу у Воланда?

А. Булгаков уделяет очень мало внимания, да и имён этих всего несколько: госпожа Минкина или домоуправительница Аракчеева Настасья Минкина, Гай Кесарь Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов.

Почему именно Маргарита подходит на роль хозяйки бала?

Маргарита становится королевой бала, потому что Воланд и его свита попросили ее об этом. Как Воланд относится к Маргарите? Воланд относится к Маргарите очень хорошо. Он просит ее быть хозяйкой бала и за это исполняет ее желание: он возвращает Маргарите Мастера.

Какие герои являются гостями бала?

Кто дирижировал на балу в романе Мастер и Маргарита?

Кто дирижировал на балу у Воланда в романе «Мастер и Маргарита»? Иоганн Себастьян Бах?

Кто такая Фрида в романе Мастер и Маргарита?

Как звали мужа Маргариты в романе Мастер и Маргарита?

Семья обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет «Мастером», исполняет роль королевы и хозяйки бала Сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.

Источник

Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как снимался бал Воланда

Художни к-постановщик «Мастера и Маргариты» Владимир Светозаров раскрывает подробности съемок

С дьявольской лестницы актеры спускались, рискуя жизнью

— Бал Сатаны — самая сложная для съемок сцена. С Владимиром Бортко и художником Мариной Николаевой мы долго ломали голову, где бал будет проходить. В развалинах церкви? Нельзя. Сатану пускать туда бестактно, можно оскорбить чувства верующих.

Но здание должно быть масштабным, чтобы человек в нем казался муравьем. И такой же гигантской должна быть лестница, по которой поднимаются гости. И таких же грандиозных размеров требуется камин, из которого вываливаются покойники. Поначалу мы решили, что все это сделает компьютер. Увы. Оказалось, лестница должна быть вещественной. По виртуальным ступеням актеры не смогут подниматься. Но в Питере такой огромной лестницы просто нет.

Это какой же длины лестница?

— Метров двести. Соорудили лестницу на «Ленфильме». Был выбран самый большой кинопавильон. Но он вместил только пятнадцать метров ступенек. И вот тут пришел на помощь компьютер. Он легко клонировал лестницу, удлинил ее в несколько раз.

Но вот включается камера, по лестнице бесконечной чередой поднимаются все новые и новые люди, доходят до самого верха… И куда дальше? Места для спуска нет! Еле втиснули сзади техническую лестницу. Из-за нехватки места она получилась очень крутая, десятиметровой высоты. И по ней актеры, наряженные в сказочные одежды, туфли на каблуках, спускались вниз. Бессчетное количество раз!

Героически рискуя жизнью.

Зал и танцоров клонировали

А какое все-таки место вы выбрали для съемок самого бала?

— У него нет адреса. Развалины здания создал компьютер. Что, впрочем, ничуть не мешает придуманной нами затхлой болотной воде стекать по каменным стенам.

Пространство для бала компьютерщики производили долго и трудно. Поскольку оказалось, что, если человек в кадре приближается к виртуальному куску стены, становится видно, что это компьютерное изображение, а не реальность. Поэтому на крупных планах мы использовали фактуру под серый выщербленный камень, сделали декорацию. Спасибо, нас спасали лунное освещение и дымы.

А фонтаны с вином, в которых на балу купаются растленные женщины? Вино было красным или белым?

— Наше вино было из фонтанов Петродворца. Посреди ночи для нас включали фонтаны музея-заповедника вот магическое действие слов «Булгаков» и «Мастер и Маргарита»! И при температуре три градуса тепла в фонтанах купались обнаженные женщины. А потом эти снятые на пленку настоящие фонтаны с настоящей водой и настоящими женщинами вставляли при помощи компьютера в центр сатанинского бала.

А где нашли таких героических жен-шин?

А танцы на балу как создавались?

— Танцы у нас происходят в огне.

— Это наша выдумка. Из пола должен бить огонь, чтобы не видно было обнаженного тела. И чтобы было страшнее. Танцевать в павильоне — а площадка была пятнадцать на двадцать метров — от силы могли десять пар. Поэтому потом танцующих клонировал компьютер, и получился огромный бал.

По Булгакову Маргарита на балу голая. А у вас — в наряде. Почему?

— Голое тело — вульгарно. Мы долго думали, во что одеть Маргариту. Ведь костюм не имеет права быть сногсшибательно красивым, он должен подчеркивать страдание Маргариты. Ведь бал — это мучительное испытание, которое для нее устраивает Воланд. Остановились на металлическом костюме, напоминающем рыцарские доспехи. Он сделан вручную и дорого стоит.

Почему Мастер говорит голосом Безрукова

Внимательные зрители наверняка заметили, что Александр Галибин, сыгравший в сериале Мастера, говорит голосом другого персонажа картины. А именно Иешуа — Сергея Безрукова.

Почему же так вышло?

Сам Безруков в разговоре с нами был краток: «Таково было пожелание режиссера». Вообще об этой истории рассказывают следующее.

Безруков очень хотел сыграть Мастера. Но Владимир Бортко сказал, что видит Безрукова только в роли Иешуа. Дескать, чисто внешне на роль Мастера больше подходит зрелый мужчина, такой, как Галибин. Однако взамен постановщик предложил Сергею озвучить роль, о которой тот мечтал. Мол, согласно Булгакову, Иешуа и Мастер неразрывно связаны, и такая озвучка подчеркнет их связь.

По словам Безрукова, он был очень доволен, что Бортко доверил ему озвучить эту роль. При этом он не оставляет надежду сыграть Мастера в театральной постановке.

В Крыму распяли двух Иешуа

Место, которое в сериале «сыграет» роль Голгофы, съемочная группа выбирала очень тщательно. В результате долгих «кастингов» остановились на месте в Крыму. Гору на окраине Судака тщательно осмотрели, поднялись на вершину. А там — три каких-то подозрительных отверстия в земле. Стали выяснять их происхождение. Местные жители рассказали, что отверстия были выкопаны… для распятия Христа!

Совпадение невероятное. Именно на этой горе когда-то снимал «Мастера и Маргариту» режиссер Юрий Кара. Тот самый фильм, который был доведен до точки, но загадочным образом исчез в никуда. Именно в эти отверстия Владимир Бортко и вставил свои кресты с распятыми на них разбойниками и Иешуа — Безруковым.

Не надоедаем! Только самое важное — подписывайся на наш Telegram-канал

Истина от Достоевского

какое имя запомнилось маргарите на балу
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net

какое имя запомнилось маргарите на балу
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net

Булгаковский Понтий Пилат вынес обвинительный приговор Иешуа Га-Ноцри, поскольку посчитал его проповеди опасными. Особое возмущение у него вызвали слова Иешуа о том, что настанет время, когда человек будет свободен от власти:

(Часть вторая. Книга пятая. V Великий инквизитор)

Конфликт человеческой свободы и власти был актуальной для советской литературы темой, однако первым, используя схожие средства и схожих героев, ее раскрыл Федор Достоевский. Так, в притче «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» он описал схожие причины приговора Иисуса к казни.

Иван Карамазов рассказывал брату Алеше, как Иисус Христос возвращался на землю во время испанской инквизиции. По его воле происходили многочисленные чудеса, которыми он заслужил любовь последователей. Однако инквизитор осудил Христа и приговорил его к смерти через сожжение, а перед казнью явился в тюремную камеру Иисуса с речью о «ненужности» свободы:

«Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо никогда и ничего не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!»

(Часть 2. Книга 5. V Великий инквизитор)

Шанс для бедной девушки

какое имя запомнилось маргарите на балу
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net

какое имя запомнилось маргарите на балу
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net

В драме Гете был еще один образ, которым мог вдохновиться Булгаков, — несчастная Маргарита, или Гретхен.

По сюжету Гретхен, оставленная Фаустом, утопила новорожденного ребенка после того, как ее изгнали из города. За это ее приговорили к казни и заключили в тюрьму. Мефистофель скрыл этот факт от Фауста, однако тот узнал о трагической судьбе девушки и обвинил Мефистофеля в обмане:

«В одиночестве! В отчаянье! В страданиях долго блуждала она по земле — и вот теперь заключена, заключена в темницу на ужасные мучения, как преступница, — она, это несчастное, милое создание. И ты, изменник, недостойный дух, смел скрывать все это от меня!»

(Сцена 23. Пасмурный день. Поле)

Гелла и Наташа моют Маргариту кровью, а потом растирают какими-то зелёными листьями. На неё надевают королевский венец, на шею вешают изображение черного пуделя на тяжелой цепи, которое трудно держать, но Коровьев бормочет: «Надо, надо!» Он напутствует Маргариту быть одинаково внимательной со всеми гостями бала и не думать плохо ни о ком из них.

См. краткое содержание «Мастера и Маргариты» целиком, полный текст главы о великом бале у Сатаны и тест на знание романа с ответами.

Когда Маргарита готова, кот визжит: «Бал!» – и всё озаряется морем света. Вначале все они летят через зал, засаженный тропическими деревьями. Потом через зал с колоннами из желтоватого камня. Далее – зал с оркестром из давно умерших виртуозов, которым дирижирует сам Иоганн Штраус. За ним – зал полный цветов с бассейнами, где бьют фонтаны шампанского. Зал с великолепным джазом.

Наконец вылетают на площадку, предназначенную для хозяйки бала. Маргарита ставит ногу на подушку с вышитым на ней золотым пуделем. Ей разрешают опереться рукой на аметистовую колонку. Под её ногами уходит вниз громадная лестница – до швейцарской с необъятным камином. Коровьев предупреждает: «Гости будут такие, что я предпочел бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке».

Мастер и Маргарита. Фильм. 7-я серия

Из камина внизу вдруг выскакивает виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Прах срывается с верёвки и превращается в красавца во фраке. Тут же из камина выскакивает гроб, а из него – нагая женщина в туфельках и с перьями на голове. Красавец галантно подаёт её руку и ведёт вверх по лестнице.

Коровьев объясняет Маргарите: это господин Жак с супругой – фальшивомонетчик и алхимик, отравивший королевскую любовницу. Супруга господина Жака, поднявшись, целует Маргарите колено. Коровьев с Бегемотом кричат: «Мы в восхищении!»

Из камина вываливаются гробы и скелеты, превращаясь в кавалеров и дам. Их всё больше и больше. Все они – преступники, отравители, сводники, мошенники. Граф Роберт – любовник королевы, отравивший свою жену. Госпожа Тофана с испанским сапожком на ноге – жительница Палермо, помогавшая тамошним красавицам отравлять надоевших мужей. Потом юная Фрида, которая забеременела от хозяина кафе, где служила, родила от него мальчика и закопала этого младенца в лесу, заткнув ему рот платком. С тех пор камеристка тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Маргарита с сочувствием глядит в потерянные, молящие глаза Фриды.

Все гости поднимаются по лестнице и целуют Маргарите колено. Среди них ещё – алхимик император Рудольф, цезарь Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов с огненной бородой. Маргарите трудно стоять с тяжёлой цепью на шее. Её колено страшно вспухает от поцелуев, хотя рука Наташи несколько раз обтирает его душистой губкой…

Наконец поток гостей иссякает. Гелла и Наташа отводят Маргариту в комнату с бассейном, вновь окатывают кровью и растирают. Потом она со свитой вновь летит по залам. Гости уже танцуют под обезьяний джаз. Гигантский бассейн, в центре которого – огромная статуя Нептуна изрыгает шампанское. Дамы весело купаются в нём, и Маргарита вновь замечает Фриду – уже совершенно пьяную, но с таким же жалким взглядом. Нептун вдруг начинает выбрасывать не шампанское, а коньяк. Дамы, визжа, разбегаются от бассейна, но в него с удовольствием ныряет Бегемот.

Прилетают в зал, где гости уже не танцуют, а ждут хозяев. Маргарита поднимается здесь на возвышение. Она удивлённо слышит, как бьёт полночь, которая уже давно должна была истечь. Выходит Воланд в той же грязной сорочке, что была на нём в спальне. Азазелло выносит блюдо с головой Берлиоза на нём.

«Михаил Александрович, – поворачивается Воланд к голове. – Все данные вам мною предсказания сбылись. Вы всегда были горячим проповедником теории, что после смерти человек становится золой и уходит в небытие. Да будет же вам дано по вашей вере. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».

С головы Берлиоза отваливаются покровы, и она превращается в череп. По мановению Воланда Коровьев подводит к нему некоего человека. «Это – почтеннейший барон Майгель, – объявляет гостям Воланд. – Он – служащий зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы. Узнав о моем приезде в Москву, он тотчас позвонил ко мне, предлагая свои услуги по знакомству с городскими памятниками. Но злые языки говорят, что барон – наушник и шпион!»

Майгель бледнеет. Что-то щёлкает в руках Азазелло, и барон, обливаясь кровью, падает наземь. Воланд наполняет кровью Майгеля чашу из черепа Берлиоза и поднимает её: «Я пью ваше здоровье, господа». В этом момент рубаха на нём заменяется черной хламидой, на бедре появляется стальная шпага. Он подносит чашу с кровью Маргарите. Ей дурно, но она тоже пьёт.

В этот миг толпы гостей начинают распадаться в прах. Зал исчезает. Маргарита оказывается перед скромной гостиной ювелирши в квартире № 50 и входит в неё.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

Источник

Образ бала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе

Разделы: Литература

Предварительная подготовка к уроку:

1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.

2. Подготовить сообщения:

— Творческая история главы «Великий бал у Сатаны».
— Литературные прототипы Воланда.
— Прототипы гостей на великом бале у Сатаны (о каждом герое – отдельное сообщение).
— Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.

3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.

4. Непосредственно перед уроком двум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:

— Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.
— В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Во вступлении говорим о том, что на предыдущих занятиях учащиеся получили ключ к постижению «невозможного» романа «Мастер и Маргарита», что вместе мы уже определили направления поиска смысла и сейчас важный урок, цель которого – подготовиться к сочинению и … сделать новые открытия.

Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):

1. Обсудить тему сочинения (заголовок), ее традиционность в русской литературе.
2. Повторить необходимые для раскрытия темы литературоведческие термины, углубить понятие «художественный образ».
3. Проанализировать эпизод «Великий бал у Сатаны».
4. Сделать выводы.

Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.

В ходе обсуждения главы «Великий бал у Сатаны» они фиксируют термины, список которых прочитают в конце урока.

II. Обсуждение темы сочинения.

В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись: какое имя запомнилось маргарите на балу

— О чем будете рассказывать?

— Каким называют этот бал? (23 глава называется «Великий бал у Сатаны», в 22-ой главе Коровьев говорит Маргарите, что его называют «весенним балом полнолуния или балом ста королей».)

— Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)

— Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)

— Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)

— Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)

— Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М.Булгаков.

2. Углубление понятия «художественный образ».

В 7-ом классе, составляя тезисный план к вступительной статье учебника, мы говорили об отличии литературы от науки и запомнили, что образность – свойство искусства вообще, воспроизведение жизни в образе, в конкретно-чувственной форме, или, говоря словами Чернышевского, в «формах самой жизни», а не «в формах мысли», не в понятиях. Художественный образ двойствен по природе. С одной стороны, он должен давать представление об отражаемой действительности, даже если произведение не реалистическое. Мы становимся на точку зрения автора и условно «верим» в его персонажи. Иначе мы эту художественную реальность (например, далекое прошлое или фантастический мир) не сможем воспринимать как настоящее, разворачивающееся перед нами действие. Но, с другой стороны, мы видим, что это все-таки не сама жизнь, что это искусно сделано автором.

Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.

Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.

— Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?

(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

— Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).

4. Сообщение ученика о творческой истории создания сцены бала (см. Приложение 2.)

III. Анализ эпизода романа – 23-ей главы «Великий бал у Сатаны».

1. Определим хронотоп этого эпизода.

— Где происходит великий бал? (В «нехорошей квартире» №50 по улице Садовой 302-бис.)

— Для того чтобы описать столь грандиозный бал, потребовалось раздвинуть пространство обыкновенной московской квартиры до сверхъестественных размеров. И, как объясняет Коровьев, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». [1.- Т.3. – С.312.]

Здесь стоит вспомнить уэллсовского «Человека-невидимку», где Гриффин так излагает свою идею, позволившую ему достичь невидимости: «Я нашел общий закон пигментов и преломлений света формулу, геометрическое выражение, включающее четыре измерения. Дураки, обыкновенные люди, даже обыкновенные математики и не подозревают, какое значение может иметь для изучающего молекулярную физику какое-нибудь общее выражение». Булгаков пародирует английского фантаста, увеличив число измерений до пяти и получив тем самым возможность видеть невидимое при нормальных условиях: гигантские залы, в которых происходит бал, помещаются в бывшей квартире Берлиоза.

— Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

— Когда начинается действие в 23-ей главе? ( «Полночь приближалась», «до полуночи не более десяти секунд».)

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

— Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

— Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

— Кто устраивает великий бал?

— Кратко охарактеризуйте его.

— В каком виде предстает Воланд на балу?

(«Тогда Маргарита опять увидела Воланда… Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний выход на балу в том самом виде, в каком он был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. Прихрамывая, Воланд остановился возле своего возвышения…». [1.-Т.3. – С.341.] )

— Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)

— Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.

— Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).

— Почему Булгакову понадобился Воланд «величественный и царственный», близкий литературной традиции Гете, Лермонтова и Байрона, живописи Врубеля, каким мы находим Воланда в окончательном тексте романа?

(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)

4.Беседа о Маргарите.

— Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)

— Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)

— Итак, «полночь приближалась, пришлось спешить». Маргариту готовят к балу. «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты…». [1.- Т.3. – С.326.] Находим в тексте, что он повесил ей на грудь. («Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».)

— Что произошло? Почему? (Коровьев и Бегемот стали относиться к ней с почтительностью. Изображение черного пуделя – это символ власти зла. У Воланда была «трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». [1.- Т.3. – С.9.] )

— Как в литературоведении называется эта маленькая «говорящая» подробность? (Художественная деталь.)

— На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Учащиеся находят в тексте романа совет Коровьева Маргарите перед началом бала: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравиться… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустить никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…». [1.-Т.3. – С.327.])

— Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм.

какое имя запомнилось маргарите на балу

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.

— Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)

— Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)

— Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)

— Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)

IV. Характеристика гостей бала.

— Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.

Схема представлена на доске. Cм.

какое имя запомнилось маргарите на балу

1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

— Кто появляется первым? ( «Господин Жак с супругой».)

— Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.

— Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)

— Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. ( И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)

— Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуете в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвку?

— На балу оказался еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип Бухарин. Кто это? ( «Нижний жилец» Николай Иванович.)

— Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.

V. Анализ эпизода, условно называемого «Фрида».

1.В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.

Слово «Фрида» близко и к английскому, означающему «свобода», и к немецкому, которое переводится как «мир», «покой».

Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?

2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.

3. Сообщение ученика о прототипах Фриды (см. Приложение 11).

— Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).

— Чтение эпизода прощения Фриды.

— Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?

(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)

— Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?

— Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.

Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.

1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?

2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?

4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?

5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?

6) Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?

— Каким эпизодом заканчивается великий бал у Сатаны? ( «Воланд остановился возле своего возвышения, и сейчас же Азазелло оказался перед ним с блюдом в руках, и на этом блюде Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами». [Т.3. – С.341.] Это голова Михаила Александровича Берлиоза.)

— Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

— Какой тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, пронизывает и весь роман в целом? («Каждому будет дано по его вере».)

Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

V. Итоги анализа эпизода «Великий бал у Сатаны».

1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?

(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.

— Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.

— Мастеру и Маргарите Булгаков оставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду), им дарован Покой.

— Значит, каждому будет дано по его вере.)

2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя. В этом вам поможет книга:

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.

3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?

(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бала в романе М.А.Булгакова».

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *