какое имя у сутеева
Владимир Сутеев
советский художник, писатель, мультипликатор, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Владимир Сутеев
Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве.
Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
В книжную графику Сутеев принес кинематографическое понимание стройности и цельности произведения и пристальный интерес к характерам. Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста. Персонажи художника – чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки.
Вот тут то и начинается активная роль художника-иллюстратора; смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, одежда, где мы живем и чем мы занимаемся. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
Сказки, которые Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано.
Умер Владимир Григорьевич Сутеев 8 марта 1993 года в Москве.
Владимир Сутеев
Биография
У прожившего долгую жизнь художника и писателя Владимира Сутеева не было кровных детей, но миллионы советских мальчиков и девочек росли на книгах и мультфильмах иллюстратора. Подобно Евгению Чарушину, Владимир Григорьевич от иллюстраций чужих произведений перешел к созданию рассказов и сказок с картинками.
Детство и юность
Художник родился летом 1903 года в Москве. Владимир — первенец дерматолога Григория Сутеева, впоследствии удостоенного Сталинской премии за изучение грибковых поражений кожи. Григорий Осипович увлекался пением и живописью, а каждый рисунок Володи и его младшего брата Славика оценивал по 5-балльной шкале.
Самое яркое событие ранней биографии художника — внезапное появление в доме единокровной сестры. Отец представил семье девочку, и мать стала заботиться о малышке как о родной. Война и революция ухудшили материальное положение Сутеевых, и Владимир с 14 лет начал вносить лепту в семейный бюджет. Подросток работал санитаром в госпитале и физруком в школе.
Успешней оказалась монетизация художественного дарования Володи. Сутеев рисовал агитационные плакаты и грамоты для участников спортивных состязаний. Пытаясь получить «серьезную» профессию, юноша поступил в технический вуз, но через 2 года перешел в кинематографический техникум.
Личная жизнь
Владимир Григорьевич вступал в брак трижды. Первая жена не дождалась художника с фронта.
После знакомства с Таранович Сутеев написал любимой 300 писем, в которых часто были иллюстрации: себя художник изображал влюбленным утенком, а Татьяну — цыпленком. Женщина ответила только 2 раза, но послания Владимира Григорьевича сберегла. Муж художницы знал, что в жену влюблен еще один мужчина, но верил в порядочность жены и сцен ревности не устраивал.
Сутеев женился на однокласснице Софье, влюбленной в него со школы, стал заботливым супругом и воспитал сына жены как родного. Однако любить Таранович мужчина не перестал.
Владимир Сутеев и Татьяна Таранович во время счастливых лет совместной жизни.
В начале 70-х годов Татьяна овдовела, но Сутеев не мог бросить болевшую Софью. Правда, теперь художник иногда приходил в гости к Таранович.
Последние годы жизни вторая жена Владимира Григорьевича болела, и сказочник ухаживал за супругой, не доверяя хлопоты социальным службам. В 1982 году Софья Ивановна скончалась.
Выдержав год траура, Сутеев позвал замуж Татьяну. Художники прожили 10 лет в любви и согласии. Каждый день Владимир Григорьевич благодарил судьбу за обретенное на склоне лет счастье в личной жизни.
Фильмы
Как мультипликатор Сутеев дебютировал, еще осваивая азы кинематографической профессии (в 1925 году вышел анимационный фильм «Китай в огне»), а как режиссер — в первом советском звуковом мультфильме «Улица поперек». Черно-белая рисованная лента была адресована всем пешеходам независимо от возраста и призывала к соблюдению правил дорожного движения.
Большинство довоенных мультфильмов Сутеев создал в соавторстве (с Львом Атамановым, Леонидом Альмариком и Ламисом Бредисом). Нередко Владимир выступал в качестве сценариста мультипликационных лент («Почему у носорога шкура в складках», «Отважный моряк»).
В мультике «И мы на олимпиаду» персонаж Саша Промокашкин — альтер эго Сутеева (нарисованная мальчиком собака оживает). Владимир Григорьевич рисовал как правой, так и левой рукой, причем мог создавать два независимых рисунка одновременно.
Сутеев Владимир Григорьевич
Русский писатель. Сценарист. Художник-иллюстратор. Режиссер-мультипликатор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Один из основателей отечественной мультипликации. Написал около сорока сценариев для мультипликационного кино. Известен по рассказам «Дядя Миша», «Яблоко», «Мешок яблок», «Елка», «Кораблик», «Кто сказал «мяу?», «Разные колеса».
Владимир Сутеев родился 5 июля 1903 года в городе Москва. Мальчик вырос в интеллигентной семье. Отец, Григорий Осипович являлся доктором медицинских наук, профессор, заведующий венерологической секцией Московского городского отдела здравоохранения. Удостоен Сталинской премии за вклад в исследование актиномикоза. Мать, Зинаида Васильевна увлекалась живописью, пением, выступала с концертами в Благородном собрании.
Юноша поступил в мужскую гимназию № 11, а в старших классах учился уже в советской школе. С четырнадцати лет парень подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале. После школы, обучался в Московском Государственном Техническом Университете имени Николая Баумана.
Получив диплом вуза прошел курс во Всероссийском Государственном Институте Кинематографии. Во время учебы Владимир примкнул к экспериментальной группе талантливых мультипликаторов при институте, в которую входили: Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес.
Сутеев в качестве мультипликатора дебютировал в 1925 году в фильме «Китай в огне», где впервые применен альбомный метод мультипликации. В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа: Кляксу. Через четыре года перешел в коллектив Виктора Смирнова, где работал, числясь в титрах художником. Параллельно, работал на киностудии «Союзмультфильм».
В этот период Сутеев проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к зарубежным фильмам, вышедшим в отечественный прокат: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки», «Сердце гор», «Три мушкетера». Также известен его плакат 1934 года к фильму «Веселые ребята».
С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт, воевал до последнего дня. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внес вклад в освоение цветного кино.
На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около сорока сценариев для мультипликационного кино: «Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка». Иллюстрировал книги Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Джанни Родари, а также собственные произведения. В книжную графику Сутеев принес кинематографическое понимание стройности произведения и интерес к характерам.
Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста. Персонажами художника чаще становились зверята, поэтому мастер пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки. Автор стремился выразить в рисунках то, что остается за строкой текста. В сказке ведь нет подробных описаний, характеристик, словесных портретов, да и герои ее определяются довольно односложно: добрая фея, глупый король, хитрая лиса, и самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может.
Вот тут то и начинается активная роль художника-иллюстратора. Художник работал как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ. Сказки, которые Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано.
Владимир Григорьевич Сутеев скончался 8 марта 1993 года в Москве. Похоронен писатель и мультипликатор на Никольском кладбище подмосковного города Балашиха.
Сказки
Фильмография
Режиссер
«Улица поперек» (1931, совместно со Львом Атамановым)
«Сказка про белого бычка» (1933, не сохранился)
«Клякса в Арктике» (1934, не сохранился)
«Колобок» (1936, совместно с Леонидом Амальриком)
«Отважный моряк» (1936)
«Шумное плавание» (1937, совместно с Леонидом Амальриком)
«Почему у носорога шкура в складках» (1938)
«Дядя Степа» (1939, совместно с Ламисом Бредисом)
«И мы на олимпиаду» (1940)
«Муха-Цокотуха» (1941, не сохранился)
«Веселый огород» (1947)
«Охотничье ружье» (1948, завершена Пантелеймоном Сазоновым)
«Муха-Цокотуха (мультфильм, 1960)» (1960, совместно с Борисом Дежкиным)
Сценарист
Художник-постановщик
«Отважный моряк» (1936)
«Пес и кот» (1938)
«Пустынник и медведь» (1935)
Художник
«Живые дома (Спор между домами)» (1928)
«Дядя Степа» (1939)
«Зай и Чик» (1952)
«Стрела улетает в сказку» (1954)
Художник-мультипликатор
«Старт» (1925)
«1905-1925» (1925)
«Китай в огне» (1925)
«Похождения Мюнхгаузена» (1929)
Документалистика
«Ориентирование на местности» (1941)
«Типы вражеских танков» (1941)
«Уничтожай танки врага» (1941)
«Борьба с вражескими танками» (1941)
«Как бороться с замораживанием» (1941)
Библиография
Книги Сутеева с рисунками автора (первые прижизненные издания)
Книги с иллюстрациями Сутеева (первые прижизненные издания)
В 1947 году на «Союзмультфильме» Владимир Сутеев познакомился с Татьяной Александровной Таранович. Однако она была замужем, и чтобы не разбивать семью, Сутеев женился на своей однокласснице Софье, с которой прожил до ее смерти в 1982 году. Спустя год 80-летний Владимир Сутеев и 67-летняя овдовевшая Татьяна Таранович поженились. Они прожили в браке 10 лет.
Какое имя у сутеева
Поиск по библиотекам
О нас
Вашему вниманию
проЧТЕНИЕ
Информационные ресурсы
Краеведение
Родителям и детям
Год проф. ориентиров
Год памяти и славы
Наша кнопка
Новости библиотеки
Сутеев Владимир Григорьевич
Владимир Сутеев появился на свет 5 июля 1903 года в Москве и до конца жизни прожил в этом городе, который очень любил. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом, преуспевающим дерматологом и очень разносторонним человеком. Интересовался очень многим, пел в концертах в Благородном дворянском собрании, увлекался живописью, рисовал, много читал своим детям вслух, в том числе Диккенса и Гоголя. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. Братья-погодки Владимир и Вячеслав росли в Сокольниках. Они были неразлучны и безмерно счастливы – как бывают счастливы дети, окруженные любовью. Владимира и его младшего брата Вячеслава отец с детства приобщал к прекрасному, поощрял творческие успехи. Владимир с братом любили рисовать. Владимир Георгиевич вспоминал: «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе – и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке – и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки – лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи…».
Тем не менее, Владимир посчитал, что техническая профессия перспективней, и поступил на инженерно-строительный факультет Бумановского техучилища. Но через два года передумал. Для его таланта художника нашлась не менее перспективная область. Он идет учиться на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме. Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925). Картина уникальна тем, что в ней впервые применили альбомный метод анимации – каждый момент мультика рисовался отдельно на бумаге. В 1928 году Владимир заканчивает учебу и начинает работу на кинофабрике «Межрабпомфильм». С 1936 года работал на киностудии «Союзмультфильм».
«Петя и Красная Шапочка» (1959). Один из самых любимых мультфильмов российских телезрителей |
Детский юмористический журнал «Весёлые картинки» | К. Чуковский «Федорино горе» | С. Маршак «Усатый-полосатый» |
22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию «Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Только в 1943 году его отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы (кадры из этих фильмов войдут в учебники Суворовского училища): «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Борьба с вражескими танками» и «Как бороться с замораживанием». Любимую работу Сутеев продолжал даже в военные годы. Когда выдавалось свободное время, рисовал для детей – ведь детям в военное время чудеса еще нужнее, чем в мирное. Сутеев был награждён орденом Отечественной войны II степени (1985).
Там же, в коридорах «Союзмультфильма», в 1946 году В. Сутеев встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни – Татьяну Александровну Таранович: «Всё самое красивое, прелестное, необыкновенное пришло после войны, когда я был раздавлен, истощён, измучен, ранен и никуда не годился. Но я встретил Вас. Я полюбил Вас внезапно для себя, и вдруг вся страсть, никогда не испытанная, обрушилась на меня» (В. Сутеев). Не одно десятилетие Сутеев писал своей любимой письма с огромным количеством рисунков. На них, он представлял себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка. «Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку «моя девочка», и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать», – вспоминает Ирина, внучка Т.А. Таранович. А уходя, сказал: «Спасибо тебе, моя девочка. ». Владимир Сутеев и Татьяна Таранович умерли в один год. Владимир – 8 марта 1993 года, Татьяна – в ноябре. Она не смогла жить без него и быстро угасла – дало знать о себе больное сердце. Похоронены супруги в одной могиле.
Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация. Сутеев был амбидекстром – одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Т.А. Таранович – художника часто просили выступить в школе с лекцией. «Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, – вспоминает дочь Т.А. Таранович Элеонора Сергеевна. – Дети приходили в восторг».
Он любил жизнь. Любил вкусно поесть. Любил ходить в гости и принимать друзей у себя. И очень страдал, когда нужно было решать денежные вопросы. Дач, квартир, наград, больших денег не нажил. Последние годы обитал в однокомнатной квартирке со старой, обшарпанной мебелью. Зато рисовал много и легко. В любую минуту. На любом клочке бумаги. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный «семейный портрет» – маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка. |
Сказки Владимира Сутеева с авторскими иллюстрациями
С 1947 года Сутеев стал работать в Детгизе. «Скромно работать, – говорил о себе, добавляя: – Пришлось многое осваивать заново». Сутеев осваивал способ превращения мультфильма в книжку-картинку, а это дается не каждому художнику. Мы все росли на книгах с его рисунками, ведь он иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века. С иллюстрациями Сутеева вышли книги Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова и других классиков детской литературы. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги Д. Родари «Приключения Чипполино», норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского).
Начал он свою писательскую карьеру с альбома «Сто картинок», весёлых, милых, добрых. |
В 1952 году Сутеев Владимир Григорьевич создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски».
По второй сказке можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником. |
В 1963 году появилась «Капризная кошка» – произведение Владимира Сутеева, которое сразу завоевало любовь юных читателей и их родителей. В нем показано то, как девочка рисует. К ней подходит полосатая кошка и спрашивает, чем девочка занята. Юная художница отвечает, что создает дом специально для кошки. Кошка начинает подсказывать девочке, что ей понадобится в новом жилище. А маленькие читатели наглядно понимают, как создается рисунок. |
Сутеев, по сути, создал некий промежуточный жанр – «книжку-картинку» – соединив динамику и информативную образность мультипликации с, поясняющим и оформляющим сюжет текстом. Сейчас многие пишут, что Сутеев рисовал «первые советские комиксы». Звучит это броско, но не совсем корректно. Всё-таки в комиксах рисунок первичен, он всегда главенствует над текстом (если текст вообще есть). Кстати, подобие комиксов Сутеев тоже рисовал – например, в книжках про пёсика Пифа. Но его сказки рождались именно в тесной взаимосвязи текста и рисунка. Да, текст Сутеева весьма лаконичен и прост, он занимает гораздо меньше места, чем рисунки. Но, в отличие от комиксов, тексты сказок Сутеева можно прочесть и отдельно – свою цельность они не потеряют. Лишившись иллюстраций, комиксы, в прямом и переносном смысле, блекнут, а то и теряют важную информацию.
Он хотел, чтобы ребенок рос среди шуток и веселья. «Чем больше улыбок, тем больше пользы, – говорил себе Сутеев, сочиняя очередной сюжет. – Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации». Опыт создания мультфильмов помог ему. Раскладывая действия персонажей на мельчайшие фазы, он сопровождал каждую такую картинку кратким текстом, точно повторяющим изображённое. Так делает мама, рассматривая со своим малышом картинки. Его рисованные сказки доступны даже младенцам. В самом деле, вырос ли хоть один малыш без картинок Сутеева? Небо там голубое, трава зеленая, цыпленок желтый, котята белые, черные и серые, и персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие. В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины.
Изданные книги с иллюстрациями Владимира Сутеева не перечислить.
Он стремился выразить в рисунках то, что остается за строкой текста. В сказке ведь нет подробных описаний, характеристик, словесных портретов, да и герои ее определяются довольно односложно: добрая фея, глупый король, хитрая лиса, и самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может.
Вот тут-то и начинается активная роль художника-иллюстратора; смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, одежда, где мы живем и чем мы занимаемся. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ. Сказки, которые Владимир Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано.
А написано им было множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей Он замечательно понимал детей, почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.
На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором.
«Кто сказал «мяу»?» (1955 г.) Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно. |
Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста. Персонажи художника – чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки.
Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны маленькому слушателю. Все, что недоговаривает, мастер рисует.
Рассказы и сказки Сутеев – просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребёнка. Практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаёт для ребёнка в наглядных образах. А в дошкольном возрасте наглядность для ребёнка, который обладает не слишком большим кругозором, очень важна! Иллюстрации Сутеева помогают ребёнку увидеть на картинке всё, о чём ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления.
Владимира Сутеева порой спрашивали, откуда взялось его сказочное дарование. Он улыбался в ответ, говорил, что всё вышло случайно. Книжки Владимира Сутеева стали одними из самых продаваемых сказок в Советском Союзе. Сутеев писал в 1968 г.: «В общем, книжки имели успех у детей и – как это ни удивительно – у взрослых. По устаревшим уже данным Всесоюзной книжной палаты, они изданы общим тиражом (у нас и за рубежом) около 20 млн. экз. и переведены на 36 иностранных языков. Я получаю много писем очень приятного содержания от моих маленьких читателей, а порой от их мам, пап, бабушек и дедушек, которые пишут под диктовку своих малышей. Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры… Особенно взволновало меня коллективное письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсестры и няни писали: «…ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги»… Все эти письма – радостная и вдохновляющая награда – большое, настоящее счастье для художника». |
Литература о жизни и творчестве В. Сутеева:
1. Бегак, Б. Чувство детства / Б. Бегак. – Текст непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1983 – № 6 – С. 67–69.
2. Вдовина, И. «Сказки о животных»: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» / И. Вдовина. – Текст непосредственный // Начальная школа. – 2012 – № 8 – С. 2–5.
3. Космачева, Т. Кто сказал «мяу»? : музыкальная сказка по рассказу В. Сутеева / Т. Космачева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2002 – № 5 – С.115–124.
4. Сутеев Владимир Григорьевич. – Текст непосредственный // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. В 3 частях. Часть 1. – Москва : Либерия, 2000 – С. 315–318.
При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Владимира Григорьевича Сутеева:
- Филантроп это простыми словами что
- 500 грамм углеводов в день меню