какое имя у дьявола в библии

Все имена сатаны в Библии — полный список и описание

какое имя у дьявола в библии

В этой небольшой статье вы найдете все имена сатаны, которые упоминаются на страницах Библии. Существует около 20 имен дьявола или сатаны, каждое из которых несет в себе определенный смысл.

«Будьте благоразумны, будьте бдительны: враг ваш, дьявол, подобно льву рычащему, рыщет вокруг, ища, кого бы пожрать. Противьтесь ему, будьте тверды в вере, ибо вы знаете, что через такие же страдания проходят ваши братья и сёстры по всему миру. Но Бог, источник всей благости, призвавший вас разделить с Ним вечную славу во Христе, после того как вы пострадали короткое время, Сам укрепит вас и восстановит вашу силу и стойкость. (1 Петра 5:8-10)

Почему важно знать имена сатаны? Каждое имя несет в себе определенное значение и скрывает в себе определенное качество сатаны. Знание имени сатаны и его качества помогает успешнее бороться с ним, противостоя его проискам и уловкам.

чтобы вас не перехитрил сатана, ибо мы не пребываем в неведении о происках его. (2-е Коринфянам 2:11)

Все имена сатаны в Библии

ИМЕНА САТАНЫЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИОТРЫВОК
АваддонРазрушительОткровение 9:11
АпполионГубительОткровение 9:11
Бесовский князьНачальник падших ангеловМарка 3:22
Бог века сегоВлияет на мышление мира2 Коринфянам 4:4
ВеельзевулБог мухМатфея 12:24
ВелиарНичтожный2 Коринфянам 6:15
ВрагПротивникМатфея 13:28
ДиаволКлеветникМатфея 4:1
ДраконРазрушительОткровение 12:3, 7, 9
Древний змейОбманщик в садуОткровение 12:9, 20:2
ЗлоЗлая сущностьИоанна 17:15
ИскусительПризывает людей грешить1 Фессалоникийцам 3:5
КлеветникНаговаривает на верующих перед БогомОткровение 12:10
Князь мира этогоПравитель мираИоанна 12:31
Князь, господствующий в воздухеУправляет неверующимиЕфесянам 2:2
ЛжецИскажает ИстинуИоанна 8:44
ПротивникПротивится Богу1 Петра 5:8
Рыкающий левРазрушитель1 Петра 5:8
СатанаПротивник1 Тимофею 5:15
ЧеловекоубийцаВедёт людей к вечной смертиИоанна 8:44

В книге Откровений сказано, что Иисус уже одержал окончательную победу над сатаной. Нам лишь остается завершить свой земной путь с верой, не поддавшись на его искушения.

И разразилась война в небесах. Михаил и ангелы его сражались с драконом. И дракон вместе со своими ангелами сражались против них, но он оказался недостаточно силён, и они потеряли своё место на небесах.

Дракон был сброшен вниз. (Дракон этот — старый змей по прозванию дьявол и сатана, который обманывает весь мир.) Его сбросили на землю, и ангелы его были сброшены вместе с ним. И тогда я услышал, как громкий голос в небесах сказал: «Пришла победа и сила и царство нашего Бога, и власть Его Христа! Обвинитель наших братьев, клеветавший на них денно и нощно перед нашим Богом, низвергнут. (Откровение 12:7-10)

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Какое имя у дьявола в библии

Сатана́ — в религиозно-мифологических представлениях авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

Библейская концепция Сатаны

Образ Сатаны в Библии

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В Ветхом Завете

В Новом Завете

В Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем»

В Евангелии сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6).

Иисус Христос видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». (Лк.10:18).

Апостол Иоанн о падении сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4—9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».

Апостол Павел указывает место обитания сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

какое имя у дьявола в библии

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

В христианстве

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

«Отречение от сатаны» входит в православный [12] [13] и католический [14] чин крещения.

Альтернативные мнения в христианстве

В исламе

В сатанизме

Сатанист Антон ЛаВей говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний». [16]

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт. [17]

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного. [18]

Сатана в искусстве

Образ Сатаны

Средневековые описания образа сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им. [19]

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи сатаны в «Потерянном раю» [22] :

«…А я пущусь в полет, за берега
Бесформенного мрака, чтобы всех
Освободить. Попытку предприму
Один; опасный этот шаг никто
Со мною не разделит!» Кончив речь,
Монарх поднялся, наложив запрет на возраженья…

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящен немалый отрывок романа.

В современном искусстве

Источник

Сатана, Люцифер, Денница — какое имя носит падший ангел, сын зари

Люцифер, Денница, Первый Падший — какими только именами не наделяли самого прекрасного ангела. Но, увы, однажды он согрешил и был низвергнут с небес. Кто же такой Денница и что с ним произошло, мы разберем в этой статье.

Денница и Люцифер — один и тот же ангел

какое имя у дьявола в библии

Сцена падения с небес Деницы и трети войска ангельского

Имя Денница со старославянского означает «утренняя звезда». Так еще называли Венеру или полуденное марево в небе. В славянской мифологии Денница — дочь солнца, которую полюбил месяц, из-за чего и появилась вечная вражда между днем и ночью.

Впервые слово «денница» появилось для обозначения величия царя Вавилонского, который был подобен утренней заре. Однако уже в книге пророка Исаии Денницей назван демон Люцифер. Он — сын зари, яркий и сверкающий, но грешный, павший с небес.

В Библии, Исаии, 14 глава, стихи 12 — 17, читаем про ангела Денницу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

Так в православии появилось имя Люцифера — Денница.

Ангел Денница — любимый сын Бога

Денница был первым ангелом, созданный Богом. Он был поставлен главным из них, и так получил свое имя, означающее раннюю звезду. Денница, как и все ангелы, был исполнен любви, а его прекрасный облик вдохновлял остальных духовных созданий, пробуждая быть верными Богу и помогать ему во всех начинаниях.

какое имя у дьявола в библии

Ангел Денница очень любил жизнь и стремился проявить всю ту любовь, которую Бог вкладывал в свои творения. Родившись от стремления Бога к проявлению самого себя и своих эмоций, Денница стал ангелом, наиболее близким к Нему. Архангел Михаил был назначен наместником ему, орудием промысла Бога.

Довольно долго ангел Денница стоял перед Богом как первосвященник, передавая ему молитвы низших ангелов. Не будучи самолюбивым, ангел как никто другой следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонм духов, и любовь лишь крепла.

Денница-Люцифер, владыка низших небесных сил, любил Адама и Еву. Ипостась Люцифера во многих других мифологиях, а особенно римской, называют Прометеем, что значит «мудрый, мыслитель». Всем известна история Прометея — он украл для людей огонь из кузни Гефеста. Благодаря этому люди смогли выйти из пещер, охотиться на животных и согреваться. Денница, как и Прометей, принес людям свет — знание о разнице между добром и злом.

Как Прометей, принесший людям огонь и выведший их из мрака пещер, обрести силу и уверенность, Денница возжелал дать людям Божественное знание. И тут он совершил свою первую ошибку. Лейтмотив первого ангела Бога Денницы и Прометея, наказанных за повинность, красной нитью проходят через все верования человечества.

Падший ангел Денница

какое имя у дьявола в библииПадение Денницы, как и еще трети небесных существ, произошло из-за того, что он ослушался Бога. Несмотря на то, что ангелы — это носители желаний и стремлений Бога, исполняющие Его волю, они не лишены права выбора. Но Бог не стал первопричиной падения Люцифера, так как в те времена греха еще не было.

Первородный ангел был куда слабее своего Создателя, его возможности ограничивались. Однако, наблюдая за остальными ангелами, которые, будучи куда слабее, восхищались и любили его, Денница подумал, что он достоин быть на месте Бога. В Исайи, 14 глава, снова читаем:

А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Денница-Люцифер решил, что он лучше знает, в чем нуждаются люди. Проигнорировав прямой адресованное Адаму и Еве предостережение Бога не прикасаться к дереву познания добра и зла, он спустился в Эдемский сад. Приняв вид змея, ангел искусил доверчивую женщину, таким образом заставив прародителей человечества согрешить.

Бог призвал своего некогда верного сына к ответу. Увидев же, что сердце Люцифера исполнено гордости, а мысли полны тьмы, Создатель сильно разгневался. Он проклял ангела и сбросил его в вечно пылающий ад, отбывать свое наказание.

какое имя у дьявола в библииВнезапное разделение сообщества ангелов было еще одним неприятным последствием предательства Люцифера. Треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Теперь их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов любви и справедливости, продиктованных Творцом.

Порочная страсть себялюбия, желание возвышаться над всеми, править, быть главным, породила гордыню, которая привела бывшего наместника Бога к падению. К сожалению, виной этому стали и восхищавшиеся Люцифером ангелы. Их молитвы и любовь убедили ангела, что совершенство, которым он был наделен, не должно остаться незамеченным.

Тема предательства для славян всегда была очень острой. Именно потому такая сильная ненависть к Люциферу и демонам издавна характерна для православных. Встречаются даже пословицы и поговорки с упоминанием Люцифера:

Гнев дело человеческое, а злопамятство – от Люцифера.

какое имя у дьявола в библии

какое имя у дьявола в библии

У славян имена Сатана, Люцифер и Вельзевул означают одно и то же — ближайшего ангела, предавшего Бога. В Ветхом Завете Сатана это имя нарицательное — «противник Бога». Сатаной Денницу впервые называют в книге пророка Захарии, в третьей главе. Там он выступает обвинителем на небесном суде, протестуя против воли Бога и обесценивая Его замысел.

Сатана после своего падения на землю стал человекоубийцей, клеветником и искусителем. Этот ангел прошел путь от Денницы, названного также у славян Люцифером, что значит «светоносный» и сравниваемый с Прометеем, принесшим людям свет от пламени и тепло, и будучи некогда ближайшим к Богу ангелом, наделенным невиданной святостью и силой, до ужасного чудовища, квинтэссенции всех пороков. Образ падшего ангела Денницы остается ярким и в наши дни.

Источник

САТАНА (SATAN)

Архетипом сатаны служит народное представление о дьяволе в красном одеянии с длинным хвостом и с вилами в руках. Хотя детали такого портрета сатаны являются в значительной степени плодом народного воображения, образ сатаны как демонической фигуры и главного врага Бога присутствует в Новом Завете. В нем сатана представлен дьяволом, противостоящим Богу и благу людей. В Ветхом же Завете фигура сатаны более неопределенна и менее четко связана со злом.

Образы сатаны в Ветхом Завете. Вопреки ожиданиям, в Ветхом Завете сатана не играет значительной роли. Еврейское существительное satan встречается лишь в редких случаях и часто используется для характеристики действий и роли личности, совершающей их, а не как имя собственное лица, которое их совершает. Слово сатана характеризует дела, связанные с возведением препятствий, проявлением вражды и клеветой. Когда оно используется применительно к неземному существу, действия этого существа выглядят двусмысленными и открытыми для различных истолкований.

Для понимания ветхозаветного портрета неземного образа сатаны, представляющего для нас основной интерес в этой статье, нам надо обратиться к распространенной на древнем Ближнем Востоке идее о небесном совете или собрании богов (см. КОСМОЛОГИЯ). Боги собирались на совет для обсуждения важных вопросов, решения споров между ними и определения судеб мироздания. Отношения между членами совета отличались интригами и взаимным обманом – боги не стеснялись в средствах ради достижения весомого положения и сводили друг с другом счеты. При таком понимании человеческий мир зависел от конфликтов между богами.

В библейской литературе небесное собрание прямо изображается несколько раз ( 3Цар. 22:19–23 ; Иов 1 – 2 ; Ис. 6 ). Совет показан как собрание для обсуждения вопросов, волнующих богов. Образ небесного собрания израильтяне приспособили к собственным верованиям, и Яхве, Бог Израиля, предстает высшим Божеством, председательствующем на совете. Другие члены совета, призванные в присутствие Яхве, служили целям Яхве, демонстрируя при этом разные степени самостоятельности. Но в израильских текстах никто из меньших богов не мог реально бросить вызов всевластию Яхве. Монотеизм израильской религии не допускал возможности такого серьезного вызова.

Самый развернутый ветхозаветный образ сатаны показан в Иова 1 – 2. В Книге Иова сатана фигурирует среди «сынов Божиих» или небесных существ, представших пред Богом в качестве членов небесного собрания. Здесь он назван «сатаной» с определенным артиклем, и это указывает, что термин понимается не как имя собственное, а скорее как титул или должность, занимаемая определенным лицом. Сатана играет роль следователя, испытателя или прокурора, расследующего человеческие дела. В Книге Иова сатана рассказывает о своих занятиях, говорит, что он «ходил по земле, и обошел ее». Когда Бог поднял на щит незапятнанное поведение и безупречную преданность Иова, сатана с сомнением отозвался об искренности Иова и мотивах его благочестия. Затем он предложил испытать Иова. Согласие Бога положило начало злоключениям Иова, на которого обрушилась череда бедствий. Когда после первой атаки Иов сохранил благочестие, сатана предложил новое испытание, еще более тяжелое, чем первое. После второго испытания, сопровождающегося серией речей, занимающих центральную часть книги, сатана уходит на задний план до самого конца книги.

При оценке образа сатаны в Книге Иова важно не забывать, что внимание сатаны к Иову привлек именно Бог ( Иов 1:8 ). Кроме того, хотя тип испытания Иова предложил сатана, Бог одобрил его и установил для него рамки ( Иов 1:12; 2:6 ). Совершенно ясно, что сатана действовал по схеме, установленной Богом.

Является ли образ сатаны в Книге Иова воплощением абсолютного зла? Хотя бедствия обрушиваются на Иова в результате действий сатаны, нет никаких указаний, что речь здесь идет об исконном сопернике Бога. Более того, сатана представлен одним из «сынов Божиих» ( Иов 1:6 ), пришедших к Богу и действовавших по Его указанию. В Иова 1 сатана не бросает никакого серьезного вызова всевластию Бога, а наоборот, выполняет функцию Божьего представителя, испытывающего непорочность людей типа Иова. Таким образом, в Книге Иова сатана предстает достаточно двусмысленной фигурой, с одной стороны, ставящей под сомнение Божью оценку личности Иова, а с другой – действующей в рамках указаний, данных Богом.

Краткого рассмотрения заслуживают два других отрывка. В Зах. 3:1–2 сатана выступает обвинителем первосвященника Иисуса. Слова сатаны при этом прямо не приводятся. Яхве делает ему выговор, но не ясно, что этот выговор означает: отвержение самого сатаны или его обвинения в адрес Иисуса, хотя последнее выглядит более вероятным. Здесь личность сатаны тоже достаточно двусмысленна. В 1Пар. 21:1 сатана (на этот раз без определенного артикля) побуждает Давида к проведению переписи Израиля. Среди трех рассматриваемых отрывков только здесь слово сатана, употребленное без определенного артикля, явно относится к неземному существу. Это, вероятно, указывает, что его надо понимать как имя собственное. Но опять же нет веских оснований считать, что речь идет о главном враге Бога.

Подводя итог, можно сказать, что в Ветхом Завете нет достаточных указаний, что ранний Израиль мыслил в категориях персонифицированного зла в лице сатаны, выступающего главным врагом Бога. Мы видим в Ветхом Завете двусмысленную фигуру, члена небесного совета, чья роль, возможно, заключалась в испытании характера людей. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что сатана действовал в рамках указаний, сделанных Богом.

Сатана в Новом Завете. В Новом Завете мы сталкиваемся с существенно иным миром, в котором проявляется образ сатаны. Под воздействием религиозных воззрений, нашедших отражение в апокрифических писаниях межзаветного периода, раннее христианство восприняло дуализм, в котором мир рассматривался как поле битвы между Богом и сатаной. Сатана под многими личинами стал символом зла, противостоящего Богу и всему роду человеческому при любой возможности, заклятым врагом всех людей, особенно заявляющих о своей верности Богу. Широкий круг имен, которыми сатана наделяется в Новом Завете – дьявол, искуситель, лукавый, князь бесовский, дракон, древний змий, веельзевул, клеветник, – свидетельствует о богатом опыте ранних христиан в изображении зла. Неопределенность ветхозаветного образа сатаны исчезает.

В Новом Завете выделяются два взаимодополняющих, но четко различимых аспекта образа сатаны: враждебность сатаны к людям и его противостояние Богу.

Враждебность по отношению к людям. Враждебное отношение сатаны к людям лучше всего выражается в 1Пет. 5:8 : «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Такое заявление может основываться на нескольких направлениях дел сатаны.

Сатана изображается не только искусителем, испытывающим, поддаются ли люди на зло, в манере, сравнимой с ролью сатаны в Книге Иова, но также тем, кто привлекает их ко злу. В ряде случаев разделительная линия между этими двумя сторонами размывается. В синоптических евангелиях рассказывается о том, что Иисус был уведен в пустыню, где Он не только выдержал искушение дьявола, но и противостал ему ( Мф. 4:1–11 ; Мк. 1:12–13 ; Лк. 4:1–13 ). После исповедания Петром личности Иисуса и предсказания последующих испытаний возражение Петра Иисусу было осуждено как еще один соблазн сатаны ( Мф. 16:23 ; Мк. 8:33 ). Во многих случаях злые дела приписываются проискам сатаны, вдохновляющего людей или даже завладевающего ими. Так, предательство Иисуса Иудой Искариотом объясняется вхождением сатаны в Иуду ( Лк. 22:3 ; Ин. 13:27 ). В другом месте отречение Петра от Иисуса тоже приписывается воздействию сатаны, который «сеет» Петра как пшеницу ( Лк. 22:31 ). В Деяниях обман, совершенный Ананией, объясняется тем, что эта мысль была вложена в его сердце сатаной ( Деян. 5:3 ).

Враждебность сатаны к людям проявляется в том, что он вызывает несчастья, бедствия и болезни. В Лк. 13:16 о женщине, много лет страдавшей от немощей, сказано, что ее связал сатана. Свое знаменитое «жало в плоти» Павел называет «ангелом сатаны» ( 2Кор. 12:7 ). О сатане также говорится, что он расстраивает дела людей, так, например, в 1Фес. 2:18 Павел заявляет, что его возвращению в Фессалонику воспрепятствовал сатана.

Заключение. В библейских образах, связанных с сатаной, наблюдается очевидная трансформация при переходе от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете сатана показан членом небесного совета под руководством Бога. В Новом Завете сатана становится дьяволом, главным врагом Бога, бросающим эффектный, но в конечном счете тщетный вызов всевластию Бога. Кроме того, в Новом Завете мы видим множество образов и имен сатаны как главного врага Бога.

См. также: БЕСЫ, ЗЛО, КОСМОЛОГИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, ТРИУМФ, ТЬМА.

P.L. Day, An Adversary in Heaven: Satan in the Hebrew Bible (Atlanta: Scholars, 1988).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *