какое имя у бога отца в православии

Какое имя у бога отца в православии

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20).

Источник

Иегова: кто это?

какое имя у бога отца в православии

Иегова — это имя Бога? Что имя Иегова значит для христиан? Кто такие «Свидетели Иеговы»? В этом материале мы постараемся ответить на эти сложные богословские вопросы. Материал носит справочный характер.

Иегова, тетраграмматон

Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию. Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах… Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».

Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.

Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто — «Я есть2 (Исх 3:14).

Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.

какое имя у бога отца в православии

Употребление имени Иегова в Библии

Имя Иегова действительно встречается в Библии тысячи раз. Однако, современные ученые, работающие над изучением Библии, говорят, что во-первых более правильное прочтение все же — Яхве, во-вторых точного правильного прочтения мы уже, вероятнее всего, никогда не узнаем.

Один из важнейших моментов Писание, где мы встречаем имя Бога — в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (здесь используются именно те четыре буквы, которые читаются, как Иегова или Яхве).

Справка:

Имя Иегова в религиозных практиках

В оккультном течении каббала Иегова — лишь одно из десяти личных имен Бога. Это — имя Того, кто создает все сущее. Существует и теория о том, что в момент грехопадения одна из букв имени Бога отделилась. Существует достаточно много теорий, подтверждающих — имя Иегова не использовалась нигде, кроме древнееврейского языка.

Именно на основе одного из прочтений имени Бога построили всю свою религиозную практику представители секты протестантского толка «Свидетели Иеговы». В чем же ошибка представителей секты?

В иудаизме мы встречаем несколько имен Бога:

какое имя у бога отца в православии

Иегова в христианстве

Если исходить из того, что христиане — люди Нового Завета, а Ветхий Завет был исполнен пришествием Мессии, Иегова уже не встречается в христианских текстах. Даже тот тетраграмматон, который цитируется из Ветхого Завета передается словами «Господь» и «Бог». В целом Библия дает нам сразу несколько Божественных имен, которые некоторые течения считают лишь титулами, но православное вероучение сходится на том, что все это — имена Бога. В Синодальном переводе Священного Писания имена Бога мы встречаем, как слово Господь, хотя существует и ряд других переводов.

Библейский текст, особенно в части Ветхого Завета кажется очень сложным для понимания. Мы встречаем в нем ряд свидетельств того, что упоминается сразу несколько имен Бога:

Иегова, Саваоф — видео об именах Бога

Источник

Отец Иисуса Христа: есть ли имя у Бога

Послание верующим – Новый Завет, необходимое продолжение и дополнение откровений, данных Богом народу Израиля в Ветхом Завете через сына Иисуса Христа. В этом послании Отец через сына дает понимание и осознание самой сути христианства, объясняя смысл- что же значит имя Бога.

Новый Завет не противоречит истине и законам, установленным Отцом в Ветхом Завете, но открывает новые смыслы и толкование вечных и непреложных заповедей. В нагорной проповеди Иисус дает совершенно неожиданное понимание сущности имени, слов, принесенных от Бога Отца сыном его, и во многом кардинально меняет смысл и восприятие установлений непреложного Закона.

Упоминание имен Бога в Библии

какое имя у бога отца в православии

В новом Завете имя Бога раскрывается совершенно иначе, с необычайной полнотой и новым высшим смыслом. Если ранее Бог являл лицо свое опосредованно и ассоциировался со стихийными проявлениями – громом и молнией, не являя верующим лика своего, то в Новом послании, через сына Иисуса Христа Он, бесплотный и Вездесущий Творец, стал явно видимым всеми детьми своими.

В Библии упоминается много имен Бога Отца. Какое из них можно считать истинным и какому отцу возносить молитвы, называя его по имени?

Имена, часто упоминаемые и связанные с языковым переводом:

Каждое имя в истории древности несло определенный информационный код и давало полное, исчерпывающее описание человека, явления или события. Если менялись обстоятельства или человек изменялся духовно, то менялся и смысл имени его.

Несколько исторических примеров:

Те же внутренние изменения и полное понимание смысла имени Бога видоизменялись и трансформировались с течением времени.

В Писании не указано конкретно одно имя Отца, повествование ведется от лица бога Израилева, у которого много имен.

какое имя у бога отца в православии

Главное в христианстве прославление и служение Отцу небесному по заповедям Иисуса не в словах, молитвах и песнопениях, а в поступках и в делах во Славу его. В Библии можно найти много указаний о том, что обесславить Имя Отца можно поступками и душевными устремлениями.

Нарушение заповедей Отца, переданных через Сына своего :»Дети, вы обесславливаете Имя Его» — говорил Иисус Христос.

Ветхий Завет

какое имя у бога отца в православии

Ветхий Завет Библии несет послание Бога Невидимого, Бесплотного и Вездесущего, выражающего свою волю через стихии и знамения. Человек не мог узреть лица Творца, остаться живым после видения было невозможно. Только избранные им могли увидеть его, но только со спины, Лик его не показывался им.

Явление Отца верующим в Ветхом Завете связано с определенными географическими координатами – гора Синай, храмы Иерусалима, Ковчег Завета. Сам Бог представляется вездесущим явлением. Воплощающимся во всех земных проявлениях.

Так как в Ветхом Завете Бог редко назывался Отцом, то понимание имени его было связано с понятиями правления – воздаяния и наказания за мысли и поступки. Бог Господь праведный карающий и воздающий.

Наиболее часто в Писании встречается пять имен, что хочет сказать нам Отец каждым явленным именем своим:

Все пять имен Бога характеризуют его сущность и объясняют верующим, кто есть Отец Небесный – Сила Святая, ревнитель и Искупитель.

Новый Завет

Осмысление Нового Завета Библии, принесенного нам Иисусом Христом, раскрывается иначе — пониманием и прощением ошибок. Отец явил детям лик свой, обратившись к ним со словом утешения, прощения и поддержки. Теперь все послания направлены к духовным помыслам и самой божественной природе людей, в каждом из которых живет божественное начало.

Имена Бога в Новом завете, принесенные нам сыном его Иисусом Христом иные:

Если в Ветхом Завете Бог понимается в единственном числе, то в Новом Завете он предстает перед детьми своими в трех лицах, объединенных в одно божественное целое.

Список известных имен Бога и значения некоторых из них

Какие имена бога известны в Ветхом завете, их значение:

Новый завет, переданный Иисусу Христу Отцом, полностью меняет понимание сущности Бога. Что показано в его Имени:

Христианское учение подчеркивает важность Единого Бога, явившего себя в Трех Лицах при Крещении в лице святой Троицы – Бога Отца, Сына и Духа Святого.

Иудейские традиции

Иудейские традиции придерживаются строгого запрета говорить и писать его имя. По утверждению раввинов эти указания содержатся в третьей заповеди – не произноси имя Бога напрасно. Вторая причина – чтобы произносимое имя не услышали язычники, так как даже это оскверняет его.

Как называют Бога в православии

какое имя у бога отца в православии

Имя Господа в православии имеет принципиальное значение, основанное на понимании и осознании божественного закона Святой Троицы и Триединства Творца, данный в Новом Завете.

Православие отрицает имя Иегова и Яхве, так как оно отрицает явления Сына его Иисуса и Святого Духа, которые Едины с Отцом. Евангелие от Матфея гласит:

Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (28:19).

Нельзя понять божественное послание Отца, переданное через сына его Иисуса, если не почитать и его Богом своим.

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин.5:20).

Поэтому в православии именуют Бога – Отец, воплотившийся в сыне своем Духом Святым.

Но призывать Имя Божие не «всуе», не в осуждение себе и достойно кушать св. Тело и Кровь Господню может лишь тот, кто совершает сие — по Апостолу — с рассуждением (1 Кор. 11, 23—32).

Все православные славят и почитают Бога, как любящего Отца, который неразделим с сыном своим Иисусом Христом и Духом святым, именуют Бога Отцом, любящим и милосердным.

Источник

Имя Бога в Библии. Более 55 вариантов

Имя Бога одно? Как зовут Бога в христианстве по Библии? Каковы различные имена Бога и что они означают?

Список имён Бога, Христа и Духа Святого:

Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются следующие:

Имя Бога

Имена и эпитеты Иисуса Христа

Имена Духа Святого

Имена Бога в Библии и их значение

В еврейском и греческом языке

Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен.

В евр. Библии понятие «Бог» обозначается тремя словами — эль, элоах, элохим, в греческом — словом теос.

Три приведенных еврейских слова имеют общий корень, значение которого не поддается однозначному определению; возможно, они происходят от корня вл — «быть впереди», «быть сильным».

Форма единственного числа эль — употребляется, главным образом, с уточняющими определениями.

Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1.:

18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
(Быт.14:18)
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)

Значительно чаще, чем эль, в Библии встречается форма множественного числа — элохим (прим. 2500 раз), которая может иметь следующие значения:

Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и примерно 40 раз в Иов) может быть древней формой обращения, употреблявшейся только в возвышенной речи.

15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Втор.32:15)
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
(Пс.49:22)
3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
(Авв.3:3)
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх 20:3 и др.)

Итак, имя «Бог» в еврейском языке может иметь значение как единственного, так и множественного числа; оно употребляется не только в отношении Бога Израиля.

Форма множественного числа элохим, употребленная в значении единственного числа, становится способом выражения почтительности (сравните: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество).

В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты.

Греческое слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.

Уточняющее определение к имени Бога

Во избежание путаницы, в Ветхом Завете часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог.

Таким образом, для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между:

Имя собственное

Яхве — Ветхий Завет.

Из-за опасения нарушить третью заповедь оно прочитывалось так, как если бы это было слово адонай — «Господь».

В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, такое прочтение «Господь» [греч. кюриос] переносит и на написание, так что, например, в Синодальном переводе вместо «Яхве» встречается слово «Господь».

Иегова кто Это в Библии?

Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в некоторых церковных песнопениях и в устаревших переводах.

В результате того, что имя Яхве оказалось скрыто под условным именованием «Господь», в тех случаях, когда в еврейском тексте стоит «Господь Яхве», переводчикам во избежание дублирования — «Господь Господь» — приходится прибегать к различным приемам (см. в Быт 15:2: «Владыка Господи»; Зах 9:14: «Господь Бог» и др.).

По той же причине в Синодальном переводе слово «Господь» в Исх 6:3 названо именем.

В Исх 3:15 в тексте оригинала стоит: «Яхве (…послал меня к вам)».

Это проливает свет на стих 14, где сказано: «Я есмь Сущий».

Еврейское слово со значением «существовать» созвучно имени «Яхве»; в данном случае оно должно объяснить Моисею, что означает это имя: «Остающийся равным Себе» или: «Который есть и был и грядет» (Откр 1:8).

Можно понять откровение имени Яхве в Исх 3 прежде всего как свидетельство того, что Господа не надо призывать, что Он, Его власть и Его помощь всегда с нами; поэтому он перевел это имя как «Я здесь».

Яхве — Новый Завет.

В Новом Завете имя Яхве уже не встречается.

В других местах Нового Завета говорится только о Боге [греч. теос], часто с дополнением: «Отец Иисуса Христа» (Рим 15:6; 2Кор 1:3 и др.).

Иисус говорит просто об Отце [арамеское Абба; греческое патер]; (Бог; см. Мф 5:16,48; 6:4,9 и др.).

Ранняя христианская Церковь использует такое обращение к Богу в своих молитвах.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
(Рим.8:15)

6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
(Гал.4:6)

Откровение Бога в Его имени.

Через Иисуса Христа Бог становится Отцом!

Сущность Божьего имени показывает, что, сообщая нам Свое имя, Бог не просто представляет Себя, но и дарует откровение.

Это откровение Бога в Его имени было превзойдено в Новом Завете откровением Бога в Его Сыне.

Другие обозначения

Наряду с именем собственным Бога встречаются и другие Его обозначения, подобные именам:

Всевышний

Святой Израилев

Господь (Яхве) Саваов

Источник

Свидетели Иеговы и имя Бога

Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ).

Очень вероятно, что постучавшийся в вашу дверь Свидетель Иеговы заговорит о важности употребления правильного имени Бога – «Иегова». Он откроет «Перевод нового мира» и процитирует какой-нибудь стих, например, Рим.10:13 («Ибо „каждый призывающий имя Иеговы спасется»») или Иез.39:6 («. и люди узнают, что Я – Иегова» [пер. с англ.]). Цитируя подобные отрывки, Свидетелю нередко удается убедить доверчивого и несведущего в Библии человека, что надлежащее использование «правильного» имени Бога абсолютно необходимо для спасения. С помощью такого подхода Общество Сторожевой Башни приобрело немало новообращенных.

Происхождение «божественного имени»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что древние евреи испытывали перед именем ЙХВХ суеверный страх. Они опасались, что, произнося его вслух, могут нарушить третью заповедь, в которой говорится об употреблении имени Бога всуе ( Исх.20:7 ). Таким образом, чтобы застраховать себя от возможного нарушения заповеди, в течение многих столетий при публичном чтении Писания евреи подставляли вместо букв ЙХВХ слово Adonai (Господь) или какое-либо другое.

Все это я сказал к тому, что в действительности слово «Иегова» взято не из Библии. Оно выдумано людьми.

Почему же имя «Иегова» встречается в признанных переводах Библии?

Поскольку многие уже согласились, что использование слова «Иегова» – это удобный способ говорить о Боге, наши разногласия со Свидетелями связаны не со словом как таковым, а с тем, как Сторожевая Башня использует его в своих толкованиях Библии и богословских утверждениях. Вскоре мы убедимся, что подход Общества к употреблению слова «Иегова» можно заслуженно назвать еретическим.

Является ли Иисус Иеговой?

Свидетели Иеговы часто апеллируют к словам Самого Иисуса из Лк.4:8 в «Переводе нового мира»: «Поклоняйся Иегове, Богу твоему, и только ему совершай священное служение» (обратите внимание на неоправданную вставку слова «Иегова» в этот новозаветный стих). По мнению Свидетелей Иеговы, подобные стихи доказывают, что Иисус – не Иегова. Только Отец носит имя Иегова, утверждают они.

Рассуждая при помощи Писания

Когда мы будем подробно разбирать два упомянутых отрывка, помните, что они – лишь малая часть большого списка. Однако приведенные ниже аргументы из Писания, опровергающие толкование Сторожевой Башни, вполне применимы к любым аналогичным стихам.

Исход 3:15 – Иегова: имя Бога навеки?

Учение Сторожевой Башни. В стихе Исх.3:15 мы находим ответ Бога на вопрос Моисея о Его имени: «Вот, что ты должен сказать сынам Израилевым: „Иегова, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал Меня к вам». Это Мое имя на бесконечные времена, и это напоминание обо Мне из рода в род» (ПНМ, пер. с англ.).

Как полагают Свидетели, этот стих заповедует людям всегда называть Бога Иеговой. В одной из публикаций Сторожевой Башни говорится:

Бога часто называют «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» – без какого-либо упоминания имени Иегова. Не следует ли отсюда, что имя Иегова – не единственное возможное обращение к Богу?

С учетом всего, сказанного выше,

Поскольку Иисус никогда не называл Отца Иеговой и поскольку Он учил нас называть Бога Отцом, можно ли сказать, что имя Иегова – не единственное возможное обращение к Богу?

Необходимо еще раз подчеркнуть, что слово «Иегова», судя по греческим рукописям Нового Завета, ни разу не встречается в тексте Нового Завета. Это очень важно: ведь если бы имя Иегова было единственным именем Бога для всех поколений, оно, несомненно, присутствовало бы в Новом Завете. Но его там нет, хотя в своем «Переводе нового мира» Сторожевая Башня попросту вставляет это имя в новозаветные стихи, в которых говорится о Боге Отце.

Отметив для себя данный факт, давайте кратко рассмотрим текст Исх.3:15 и выясним, что этот стих означает на самом деле. Имя Яхве («Иегова», как вы помните, – неправильная огласовка) родственно древнееврейскому глаголу «быть». Впервые мы встречаем это имя в 3-й главе Книги Исход, где Моисей спрашивает Бога, каким именем Его следует называть. Бог отвечает: «. Я есмь Сущий. так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх.3:14 ).

Фраза «Я есмь Сущий» и слово «Яхве» – не одно и то же. Однако и «Сущий» ( Исх.3:14 ), и «Яхве» ( Исх.3:15 ) – производные одного и того же глагола «быть». В 14-м стихе ( Исх.3:14 ) Бог открыл Моисею имя «Я есмь Сущий», которое выражает Его вечную природу, а в 15-м стихе ( Исх.3:15 ) сократил это имя до «Яхве». Оба имени происходят от одного корня, и их, по сути, можно считать взаимозаменяемыми.

Прежде чем мы двинемся дальше, очень важно запомнить, что в древнем мире имя было не просто набором букв. Считалось, что имя отражает сущность его обладателя. «Знать имя» человека значило иметь представление о его природе и существе.

Изучение текста Писания показывает, что Сам Бог и Его имя часто упоминаются в одном контексте, образуя параллелизм (литературный прием, указывающий на близкое соответствие). Множество подобных примеров можно найти в Псалтири: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему. » ( Пс.17:50 ); «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его« ( Пс.67:5 ); «Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое» ( Пс.73:18 ); «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно. » ( Пс.85:12 ) (курсив автора). Сущность Бога и Его имя в Писании неразделимы. Знать одно – все равно, что знать другое.

Следовательно, когда Бог сказал: «Вот имя Мое навеки и памятование о Мне из рода в род» ( Исх.3:15 ), Он не только сообщил Моисею Свое имя, но и пообещал, что проявит Себя (на протяжении всех поколений) таким, каким Его описывает имя Яхве (то есть Обладателем вечного и самодостаточного существования и Носителем верховной власти). Бог обещал сделать это, чтобы все поколения знали и почитали Его таким, какой Он есть на самом деле.

Таким образом, главная мысль нашего библейского отрывка не ограничивается лишь указанием на имя Бога, но – что более важно – заключается в том, что люди во всех поколениях будут понимать Его истинную природу и сущность. Бог будет свидетельствовать всем поколениям, что Он вечен и самодостаточен по Своей природе, что Он – верховный Владыка Вселенной. Эти качества отличают Бога Библии от ложных богов, которые не существуют сами по себе (да и вовсе не существуют) и ни над чем не имеют власти ( 3Цар.18:86 ). Бог абсолютно уникален как самодостаточный и верховный Владыка Вселенной, и имя Яхве должно было возвестить всем поколениям об этой уникальности.

Подведем итоги: 1) у Бога есть имя Иегова (Яхве), но не только это имя; 2) в Писании Бога называют и другими именами, не только именем Иегова; 3) Иисус никогда не называл Бога Иеговой, а называл Его «Отцом»; 4) верующие имеют исключительную привилегию называть Бога «Отцом»; 5) слово «Иегова» не встречается в Новом Завете нигде (ни в одной греческой рукописи); 6) главная мысль стиха Исх.3:15 не сводится лишь к упоминанию имени Бога, но – что более важно – указывает на то, что люди во всех поколениях будут понимать Его истинную природу и сущность.

С учетом всего вышесказанного утверждение Сторожевой Башни, что Бога всегда следует называть именем Иегова (Яхве), не соответствует учению Писания. Хотя «Яхве» – почти наверняка правильное имя Бога, не менее правильно будет называть Его и другими именами, что подтверждается и Ветхим Заветом, и Новым.

Мф.6:9 – «Святить имя Бога»

Как же узнать это «имя», которое даст нам спасение? Та же публикация Сторожевой Башни объясняет:

Утверждение Сторожевой Башни, что божественное имя было удалено из Библии суеверными переписчиками, – выдумка, беспардонная ложь! И дело не только в том, что это заявление не основано на фактах, – существует огромное число фактов, свидетельствующих об обратном. И чем больше рукописей мы изучаем, тем больше убеждаемся, что древние переписчики воспроизводили библейский текст с поразительной точностью.

Как может Общество Сторожевой Башни одновременно настаивать на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей и утверждать, что имя Иегова было вычеркнуто из этих рукописей суеверными переписчиками-иудеями?

Во имя Кого мы должны собираться ( Мф.18:20 ; 1Кор.5:4 )?

Чьему имени повинуются бесы ( Лк.10:17 ; Деян.16:18 )?

Во имя Кого нам следует проповедовать покаяние и прощение ( Лк.24:47 )?

Во имя Кого вы веруете и получаете прощение грехов ( Ин.1:12 ; Деян.10:43 ; 1Ин.3:23; 5:13 )?

Чьим именем (и ничьим другим) мы обретаем спасение ( Деян.4:12 )?

Чье имя мы должны призывать, обращаясь к Богу с прошениями в молитвах ( Ин.14:13, 14; 15:16; 16:23–24 )?

Чьи имя и власть призывали апостолы, исцеляя больных и хромых ( Деян.3:16; 4:7–10, 30 )?

Чье имя велел нам призывать Павел ( 1Кор.1 :2)?

Очевидно, что ответ на все эти вопросы – имя Иисуса Христа. Если Свидетель Иеговы честен сам с собой, указанные стихи должны привлечь его внимание. Перечисленных ссылок на Писание более чем достаточно, чтобы понять, какое имя отличает истинных последователей Бога.

Вы можете также сказать своему собеседнику, что текст Фил.2:9–11 – где сказано, что Христу было дано имя превыше всякого имени, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом» (ПНМ), – Павел позаимствовал из ветхозаветного отрывка, в котором речь идет о Яхве. Павел, превосходный знаток Ветхого Завета, явно намекает на слова, записанные пророком Исаией: «. Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» ( Ис.45:22–24 ). Павел использует знание Ветхого Завета, стремясь показать: что истинно в отношении Яхве, то истинно и в отношении Христа, Владыки всего человечества.

Изложив все вышесказанное, вы можете перейти к решающему аргументу. В Деян.1:8 записаны слова Иисуса, обращенные к апостолам: «. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (курсив автора). Мы призваны быть свидетелями Иисуса Христа, а не Иеговы! 141

Исходя из текста Деян.1:8 чьими свидетелями мы должны быть?

Вспомните, что было сказано выше об отношении древних к имени человека. Имя считалось эквивалентом того, кто его носит. Знание имени человека было равносильно знанию его природы и существа. Соответственно, имя Бога указывает на то, каким образом Он открыл Себя человечеству. Имя Бога – отражение того, кто Он есть 142 . Следовательно, в Мф.6:9 речь идет не просто о почитании имени Бога, но прежде всего о почитании Личности, которую это имя представляет.

Антонимом слова «святить» является слово «сквернить», которое также означает «относиться с равнодушием», «пренебрегать», «не принимать всерьез». Именно так на протяжении всей истории обращались с Богом язычники. В отличие от язычников, дети Божьи должны проявлять к Нему величайшее почтение во всех своих мыслях и поступках.

Иисус и есть Яхве

Очень показателен факт, что ветхозаветные тексты, в которых говорилось о Яхве, в Новом Завете прямо применяются к Иисусу. Например, пророк Исаия сказал: «. в пустыне: приготовьте путь Господу [Yahweh], прямыми сделайте в степи стези Богу [Elohim] нашему. » ( Ис.40:3 ). Евангелие от Марка сообщает нам, что исполнением этих слов Исаии стало служение Иоанна Крестителя, который приготовил путь Иисусу Христу ( Мк.1:2–4 ).

О божественности Иисуса свидетельствует и то, что многие дела, которые в Ветхом Завете совершает Яхве, в Новом Завете приписываются Иисусу. Например, в Пс.118 мы не менее десяти раз читаем, что Яхве дарует и сохраняет жизнь. Однако Иисус в Новом Завете претендует на такую же власть: «. ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Иоанн также приводит слова Иисуса, сказанные в беседе с Марфой, сестрой Лазаря: «. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25–26 ).

В Ветхом Завете голос Яхве уподобляется «шуму вод многих» ( Иез.43:2 ). О прославленном Иисусе на небесах мы также читаем: «. и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его – как шум вод многих» ( Откр.1:15 ). Что справедливо в отношении Яхве, то справедливо и в отношении Иисуса.

Очень интересно и то, что Ветхий Завет описывает Яхве как «вечный свет», перед которым меркнут солнце, луна и звезды: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» ( Ис.60:19–20 ). Иисус тоже будет вечным светом грядущего вечного города, в котором святые будут жить вовеки: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» ( Откр.21:23 ).

Дэвид Ф. Уэллс в своей книге The Person of Christ перечисляет еще больше общих черт Христа и Яхве:

Вне всякого сомнения, Иисус есть Яхве (Иегова). Он существует от вечности и равен Богу Отцу и Богу Святому Духу. Прежде чем время начало свой бег, Христос уже был «Я ЕСМЬ». Он был прежде всего. Подобно Отцу и Святому Духу, Он жив от века и до века.

Показав собеседнику приведенные выше доказательства тождественности Иисуса и Яхве,

Многие отрывки Ветхого Завета, где речь идет о Яхве, в Новом Завете прямо применяются к Иисусу. Что это говорит об истинной природе Иисуса?

В беседе со Свидетелем Иеговы вы можете использовать сведения, приведенные ниже в виде таблицы. В ней перечислены имена, титулы и качества Яхве и Иисуса, которые свидетельствуют об их тождестве. Что истинно в отношении Яхве, истинно и в отношении Иисуса. Это самая важная мысль относительно имени Бога, которую вы можете донести до Свидетеля Иеговы.

Сравнение Яхве и Иисуса

ОписаниеУпотребляется по отношению к ЯхвеУпотребляется по отношению к Иисусу
Яхве(«Я ЕСМЬ»)Исх.3:14 Втор.32:39 Ис.43:10Ин.8:24 Ин.8:58 Ин.18:4–6
БогБыт.1:1 Втор.6:4 Пс.44:7–8Ис.7:14; 9:6 Ин.1:1,14 Ин.20:28 Тит.2:13 Евр.1:8 2Пет.1:1
Альфа и Омега (Первый и Последний)Ис.41:4 Ис.48:12 Откр.1:8Откр.1:17–18 Откр.2:8 Откр.22:12–16
ГосподьИс.45:23Деян.7:59–60 Деян.10:36 Рим.10:12 1Кор.2:8 1Кор.12:3 Фил.2:10–11
СпасительИс.43:3 Ис.43:11 Ис.63:8 Лук.1:47 Ин.4:10 1Тим.4:10Мф.1:21 Лук.2:11 Ин.1:29 Ин.4:42 Тит.2:13 Евр.5:9
ЦарьПс.94:3 Ис.43:15 1Тим.6:14–16Откр.17:14 Откр.19:16
СудьяБыт.18:25 Пс.49:4–6 Пс.95:13 Рим.14:10Ин.5:22 2Кор.5:10 2Тим.4:1
Свет2Цар.22:29 Пс.26:1 Ис.42:6Ин.1:4, 9 Ин.3:19 Ин.8:12 Ин.9:5
Скала (Твердыня)Втор.32:3–4 2Цар.22:3 Пс.88:27Рим.9:33 1Кор. 10:3–4 1Пет.2:4–8
ИскупительПс.129:7–8 Ис.48:17 Ис.54:5 Ис.63:9Деян.20:28 Еф.1:7 Евр.9:12
Наше оп5равданиеИс.45:24Иер.23:6 Рим.3:21–22
МужИс.54:5 Ос.2:6Мф.25:1 Мк.2:18–19 2Кор.11:2 Еф.5:25–32 Откр.21:2, 9
ПастухБыт.49:24 Пс.22:1 Пс.79:2Ин.10:11, 16 Евр.13:20 1Пет.2:25
ТворецБыт.1:1 Иов.33:4 Пс.94:5–6 Пс.101:26–27 Ис.40:28Ин.1:2, 3, 10 Кол.1:15–18 Евр.1:1–3, 10
Дает жизньБыт.2:7 Втор.32:39 1Цар.2:6Ин.5:21 Ин.10:28 Ин.11:25
Прощает грехиИсх.34:6, 7 Неем.9:17 Дан.9:9 Ион.4:2Мк.2:1–12 Деян.26:18 Кол.2:13 Кол.3:13
Господь наш ИсцелительИсх.15:26Деян.9:34
ВездесущийПс.138:7–12 Прит.15:3Мф.18:20 Мф.28:20 Еф.3:17; 4:10
Всеведущий3Цар.8:39 Иер.17:9–10, 16Мф.11:27 Лук.5:4–6 Ин.2:25 Ин.16:30 Ин.21:17 Деян.1:24
ВсемогущийИс.40:10–31 Ис.45:5–13Мф.28:18 Мк.1:29–34 Ин.10:18 Иуд.24
Существовал до сотворения мираБыт.1:1Ин.1:15, 30 Ин.3:13, 31, 32 Ин.6:62 Ин.16:28 Ин.17:5
ВечныйПс.101:25, 27–28 Авв.3:6Ис.9:6 Мих.5:2 Ин.8:58
НеизменныйЧис.23:19 Мал.3:6 Иак.1:17Евр.13:8
Тот, Кому поклоняютсяМф.4:10 Ин.4:24 Откр.5:14 Откр.7:11 Откр.11:16Мф.14:33 Мф.28:9 Ин.9:38 Фил.2:10–11 Евр.1:6
Говорит с божественным авторитетом«Так сказал Господь» – используется сотни разМф.23:34–37 Ин.7:46 «Истинно, истинно, говорю Я. »

Божье имя пребудет вовеки. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 27.

Там же. См. также: Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2001. C. 1433–1434.

Robert M. Bowman. Understanding Jehovah*s Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 114. Вопрос о правомерности восстановления имени «Иегова» подробнейшим образом рассмотрен в книге «Имя Бога в „Переводе нового мира»» (СПб.: «Библия для всех», 2003).

Божье имя пребудет вовеки. С. 30.

Свидетели Иеговы ссылаются на несколько рукописей Септуагинты, в которых есть имя Иегова (Сторожевая башня. 1993. 1 ноября. С. 30–31), но полагаться на свидетельство таких манускриптов не стоит. В абсолютном большинстве рукописей это имя отсутствует. См. также: Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. С. 1428–1433.

Robert М. Bowman. С. 110.

Божье имя пребудет вовеки. С. 8.

David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 34.

Robert M. Bowman. C. 110.

Сторожевая башня. 1969. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 307.

Сторожевая башня. 1984. 15 декабря. [На англ. яз.]. С. 29.

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 28–29; Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 39–40.

Сторожевая башня. 1975. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 174.

Let Your Name Be Sanctified (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1961), p. 88.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *