какое имя должен был носить избранник татьяны судя по ее гаданию

Образ Татьяны. А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Рисунок Нади Рушевой. Татьяна пишет письмо Онегину.

Образ Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкин » Евгений Онегин». ( Опыт современного прочтения ).

Вступление.
Российское литературоведение обладает со времён В.Г.Белинского достаточным материалом, всесторонне исследующим образ главной героини романа А.С.Пушкина » Евгений Онегин». Однако надеясь, что читателям, живщим уже в начале третьего тысячелетия, небезынтересно будет узнать, как размышляет над этим образом их современница, учитель русского языка и литературы с тридцатидевятилетним стажем, я представляю опыт своего прочтения, избирательно отнесясь к отдельным деталям в художественном тексте.

1.
Как известно, своё великое творение, роман в стихах » Евгений Онегин», А.С.Пушкин писал восемь лет, с 1823 по 1831 год, когда Россия переживала бурные политические события. Известно также, что действие романа поэт определял рамками российской действительности с 1820 по 1825 год. Татьяна, главная героиня этого произведения ( годом её рождения, по Ю.М.Лотману, исследователю творчества А.С.Пушкина, следует считать 1803 год ), следовательно, пережила со всем российским народом войну 1812 года и, являясь женой генерала, подготовку передового дворянства к декабрьскому выступлению 1825 года.
Не ставя своей задачей определение места героини в историческом процессе, хотелось бы проследить её жизнь безотносительно к этим конкретным датам, как частную жизнь женщины своего времени, но жизнь, имеющую общечеловеческое значение.
В 8-й главе, 5-й строфе названного произведения автор сообщает нам, что Муза в определённый период его жизни вдруг явилась ему в его саду
. барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
И эти эпитеты стали определяющими для дальнейшего развития образа Татьяны. Ведь будучи уже » величавой и небрежной» «законодательницей зал» в Петербурге, сама Татьяна любит себя именно в облике пушкинской Музы, в чём и признаётся Онегину:
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была.

Литература.
1. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Роман в стихах.
Собрание сочинений в десяти томах, т.4., Москва, » художественная литература», 1975 г.

2.В.Г.Белинский. » О классиках русской литературы». Минск, изд. » Наука и техника», 1977 г.

3.Ю.М.Лотман. Роман А.С. Пушкина » Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя. Ленинград, » Посвещение», Ленинградское отделение, 1980 г.

4.А.С.Пушкин. » Мысли о литературе». «Современник», Москва, 1988 г.

5.Н.Я.Эйдельман. «Грань веков», Москва, » Мысль», 1982 г.

6. Жизнь Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. Рассказанная им самим и его современниками. В двух томах. Москва, изд. » Правда», 1988 г.

Источник

Какое имя должен был носить избранник татьяны судя по ее гаданию

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт. Ленский
2.Кто это?

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела.. Ольга

Она езжала по работам,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам.. Мать сестёр Лариных

. в книгах не видал вреда,

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой. Дмитрий Ларин

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Капусту садит, как Гораций,

Разводит уток и гусей

И учит грамоте детей. Секундант Ленского Зарецкий

Служив отлично – благородно,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец Отец Евгения Онегина
8. Угадай героя:

Острижен по последней моде

Как dandy лондонский одет

И наконец увидел свет Евгений Онегин

9. Она любила на балконе

Предупреждать зари восход. Татьяна

10. В какой знаменитой битве принимал участие отец Лариных? В каком чине?

В битве при Очакове, бригадир

11. Кого выдали замуж в 13 лет? Няню Татьяны и Ольги

12. Кто из героев не мог отличить ямба от хорея? Онегин

13. Кто воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы»? Ленский

14. С какими литературными героями сравнивает автор Онегина?С Чальд Гарольдом, Чацким

15. Кто был секундантом Ленского? Зарецкий

16. Кто был секундантом Онегина? Слуга Онегина Гильо

17. Кто в «милой простоте не ведает обмана. И верит избранной мечте»? Татьяна Ларина

18 Какое имя должен был носить избранник Татьяны, судя по её гаданию? Агафон
Тесты по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1. Какие 2 героини романа любили романы Ричардсона?
1. Татьяна и Ольга

2. Татьяна и её мать

3. Татьяна и её няня

2. Ольга была:
1. Грустной

3. Татьяна была:
1. Младшей сестрой Ольги

2. Старшей сестрой Ольги

4. Как звали отца сестер Лариных?
1. Олег

5. За что Ленский вызвал на дуэль Онегина?
1. За то, что тот любезничал с Татьяной

2. За то, что тот любезничал с Ольгой

3. За то, что тот опозорил его мундир

4. За то, что тот смеялся над его стихами

4. Зелинский
7. Каким стихотворным размером написан роман «Евгений Онегин»?
1. Дактиль

2. Трехстопный хорей

3. Шестистопный ямб

4. Четырехстопный ямб

8. К какому литературному направлению следует отнести роман «Евгений Онегин»?
1. Романтизм

9. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди?
1. Неделю

10. Татьяна первой призналась в своих чувствах Онегину. На каком языке она написала письмо Онегину

4. На итальянском
11. Какая глава «Евгения Онегина» начинается со слов: «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. »?

4. 8-ая
12. Пушкин подробно описал жизнь своего героя в I главе романа. Где родился Евгений Онегин?
1. В Михайловском

13. Сколько завершённых глав в романе «Евгений Онегин»?

4. 7
14. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?
1. Ольга вышла замуж за богатого помещика

2. Ольга вышла замуж за улана

3. Ольга вышла замуж за генерала

4. Ольга посвятила свою жизнь памяти В. Ленского

15. Какой стихотворный жанр предпочитал В. Ленский, когда писал Ольге Лариной?
элегия

баллада
16. Кто из русских критиков назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Святочные гадания. И снится чудный сон Татьяне.

какое имя должен был носить избранник татьяны судя по ее гаданию
http://www.newacropol.ru/0newyear/russianmantic/

Святки. Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: “ночь перед Рождеством”, “крещенский вечер” — и даже у нас, забывших все или почти все из древних традиций, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса, Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.

Пусть мы забыли многое, однако не все. Еще и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в прошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. Давайте возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжем свечу, откроем пятую главу “Евгения Онегина” — ту самую, где “зимы ждала, ждала природа”.

Помните? Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает. Пришла зима, выпал снег, настали святки.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера.

Святки — период с Рождества (25 декабря ст.ст.) по Крещение-Богоявление (6 января). “Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся”, — писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики — все участвовали и в ряжении, и в застольях. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. “Явными” можно назвать подблюдные:

Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
“Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!” Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Пушкин не описывает подробно это гадание, поскольку в то время его прекрасно знали все. После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а почетная сваха накрывала его платом. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — “подблюдные”) их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Гадали отнюдь не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, народные и известны по многим записям:

Кот кошурку
Звал спать в печурку:
“У печурке спать
Тепло, хорошо”.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:

У Спаса в Чигасах за Яузою,
Слава!
Живут мужики богатые,
Слава!
Гребут золото лопатами,
Слава!
Чисто серебро лукошками.
Слава!

Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется. И гадает.

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.

Наступило время для следующего, более важного этапа святочных гаданий. Только те из девушек, кто во что бы то ни стало хотели знать свою будущность, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета во всех традициях, помогающего увидеть скрытое. “Наведение зеркал” требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в конец получившегося коридора отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся во сне возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение. Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. “Подслушивали” под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком — это уже у Жуковского: “за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью. Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти.

А еще выходили ночью за калитку и спрашивали у первого прохожего: “Как ваше имя?” Девушки верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.

Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг перебивается неожиданно простонародным именем “суженого”. Над чем же иронизирует поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над тем, что мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти те таинственные знаки и силы, которые таятся в нас самих, только пропадают втуне — за невостребованностью. ”В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне” (а это уже Блок). Татьяна сберегла сокровище своей души — это мы понимаем уже в самом конце романа. Ну а пока она еще с трепетом вслушивается в ответ прохожего.

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.

Баня — единственное помещение, где не было образов — икон. Именно поэтому все самые “страшные”, а значит “верные”, гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Возможно, это отголоски древних обрядов, которые когда-то проводили старейшины рода. (Заметим в скобках, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлееемская звезда, а рядом — “пришла Коляда накануне Рождества”, Огненный змей, летающий за красными девицами. Да и само гадание — “волхвование” — напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.)

Итак, Татьяна “по совету няни” приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: “Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать”. И он должен был явиться, да еще в том самом наряде, в котором будет на свадьбе. Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Неудивительно, что Татьяна все же заробела.

Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
И снится чудный сон Татьяне.

Даже такая незначительная на первый взгляд деталь, отмеченная Пушкиным, — снятие пояса — оказывается очень значимой: пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского “Вия”). Поэтому, совершая “гадание на сон” — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед “нечистой силой”, у которой, собственно, и пытались узнать будущее. Но она готова пойти на многое ради того, чтобы заглянуть за грань.

И снится чудный сон Татьяне.

Очень о многом успевает сказать поэт в этих нескольких строфах, описывая сон своей героини.

Сон связывает в единое целое весь роман, предвосхищая драматические события шестой главы, да и всю последующую судьбу героев. Сон пронизан сказочно-фольклорными мотивами, песенно-обрядовыми образами: заснеженный лес, хрупкий мосток через пропасть, медведь, “суженый”, сидящий за столом в окружении чудовищ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *