какое имя бога произнесла лилит

Лилит. Первая женщина на Земле

Лилит. Первая женщина на Земле

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие (1:26-27)

О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.

Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы.
В Ветхом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.

В семитской мифологии и иудаизме, Лилит — первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого «дара» ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.

Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен-Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.

«- После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: «Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). – Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
— Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
— Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
— Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
— Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
— Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
— Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться”.

Алфавит Бен-Сира (23а-b)

Дальше в книге повествуется, как ангелы продолжали настаивать. Лилит соглашается видеть ежедневную гибель своих детей, лишь бы сохранить независимость. В свою защиту Лилит говорит, что ее предназначение – портить детей – мальчиков на восьмой день после рождения, а девочек на двадцатый. Она клянется не трогать людских младенцев, если те будут снабжены амулетами с именами всех трех ангелов. До сего дня Лилит помнит клятву и не трогает детей, защищенных таким оберегом.

Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом. Христианская церковь считает, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.

«Алфавит Бен-Сиры» не является, разумеется, единственным или даже наиболее авторитетным источником мифа о Лилит. Будучи по форме произведением талмудической литературы, он не был включен в каноны, а лишь в апокрифы – неканонические книги. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение. В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой опаской. Не удивительно. Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев. Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок, другие – полемикой с христианами или караимами. Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло. Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане. Правда, традиционные комментаторы объясняют, что сперма случайно попала к ней, но из самого текста «Алфавита» это понять невозможно. Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге, как жирный клоун, не способный залезть на коня. Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби. Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой. Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».

Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.

Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды. Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех. Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем. Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих источниках. Интересно, что хотя наказаны все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, вся ответственность возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».

Смысл адамова греха в том, что Бог повелел Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что делает Адам? Он поступает, как и многие мужья после него. На всякий случай он говорит жене неправду, преувеличивает опасность: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Хотя Бог вовсе не запрещал прикасаться к плодам. Ева увидела, что дерево хорошо для пищи и вожделенно, и взяла плодов его. И ничего не случилось! И вот тогда она впала в грех – ела от запретных плодов и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6). Талмудический трактат Берешит Раба подводит итог «Что заставило Еву трогать дерево? – Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога».

Кстати:
Американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее. Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обеих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.

Источник

И все же — демон или символ свободы женщины?

Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его. Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном. Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.

Итак, Лилит якобы превратилась в демона, заключившего с ангелами некое соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена.

Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.

«Книга зверя» является частью откровения Иоанна Богослова — предсказанием о появлении антихриста. В этой книге указаны цифры, символы и даты, наводящие на людей ужас по сей день. Иоанн Богослов описывает невесту антихриста под именем Вавилонской блудницы. Считается, что это упоминание о Лилит. Именно в книгах по каббале слова «Лилит» и «блудница» равнозначны, а в древних арабских религиях присутствует символ невесты дьявола, умертвлявшей младенцев и мужчин. Один из писателей-эзотериков Даниил Андреев написал роман о Лилит, называя ее невестой антихриста, которая вместе с ним будет царствовать в мире зла.

Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит. От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.

Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.

Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.

Современные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.

О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. О ней снимают фильмы и одним из самых известных является «Логово змея», где соблазнительницу играет актриса Лиза Би. Фильм весьма поучительный. В нем мужчина, все время мечтающий о сексе и восхищающийся своей любовницей, в результате едва не погибает от него, замученный почти до смерти. Лилит словно издевается: «Ты хотел? Так получай!». Это наказание за двуличие, лживость («главное — мое удовольствие, а все остальное — потом»). И демон, карающий в этом фильме, выглядит… очень даже справедливым. Двойственным, как само представление о Лилит. Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э. От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.

В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавите Бен-Сира, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.

Адаму Бог сделал новую жену.

Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).

Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге «Зогар», Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем. Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса «Дочь Лилит» — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Несколько неожиданное решение для образа Лилит предлагает писательница известная в сети под псевдонимом Ashkhan В своём романе «глашатай Люцифера». Действие романа происходит в реальности, параллельной нашей, и Лилит там предстает как защитница человечества и воплощение силы которая препятствует Богу совершить Армаггедон. По ходу повествования Ashkhan излагает весьма сложную концепцию взаимодействия женского и мужского, где патриархальный Бог представляется тираном одержимым жаждой власти и страхом перед более древней по сравнению с ним силой женственности.

Также Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».

В первой в мире готической опере Александра Каште под названием Tineoidea, Samuel и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века.

В астрологической традиции точку перигея Луны принято называть Лилит или Черная Луна. Она изображается овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами — либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчёркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего.

В средневековых легендах, чаще всего написанных инквизиторами, в тех самых пророчествах, где обсуждалось, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, ее представляли в виде грациозной черной кошки, приходящей из тревожных эротических сновидений. Кошки с человеческими глазами, которая бесконечно ищет свою жертву. Кошки, имя которой все-таки не произнесут никогда. В христианстве это имя стало аналогом дьявольского проклятия. Предаваемое анафеме бесконечное число раз, оно все-таки соблазняло людские умы тайной, заключенной в нем.

Ни для кого не секрет, что Ветхий и Новый завет переписывались. Окончательный вариант был принят на Десятом соборе (в историю этот собор вошел под названием Римского). В Риме, когда христианство стало официальной религией, были собраны все христианские первосвященники, чтобы окончательно установить официальный текст Святого писания. Факт остается фактом: некоторые части священных текстов не вошли в Библию. Большинство таких вымаранных текстов относилось к историям свитков, найденных в пещерах возле Мертвого моря, более древних, чем христианство. Ученые всего мира до сих пор ломают головы над тем, что могло быть в них. Споры ведутся о многих Евангелиях. В последнее время даже появилась интересная версия, что первоначальный текст включал в себя и Евангелие от Иуды — удивительно редкий документ. Но, кроме спорных текстов, существовала еще одна история, которая просто не могла войти в Библию. История Лилит, вычеркнутая окончательно и бесповоротно, история о первой жене Адама, гордой, непокоренной женщине. История отверженной, упоминание о которой, с точки зрения официальной церкви, равносильно страшному греху.

И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да».

Источник

Лилит

какое имя бога произнесла лилит

Лилит — демоница, занимающая центральной место в еврейской демонологии. Лилит представлена как мать демонов, душительница младенцев и искусительница мужчин. Согласно еврейским мифам, она была первой женой Адама, однако не пожелала подчиниться мужу и предпочла добровольное изгнание. При этом она произнесла тайное имя бога и улетела от мужа, что связывает Лилит с тайными знаниями и колдовством.

Согласно различным приданиям, Лилит была либо создана из глины, как и Адам, а потому считала себя равной мужу (см. например, Алфавит Бен-Сиры), либо была создана из пламени (например, Раби Ицхак Коэн «Трактат об эманациях левой руки») и считала себя выше Адама, созданного из глины.

Содержание

Предпосылки легенды в тексте Бибилии

В каноническом тексте Библии Лилит, как первая жена Адама, также созданная из праха, не упоминается, однако в первых двух главах Книги Бытия есть некоторое противоречие, которое при желании можно истолковать в пользу предания о Лилит. В первых двух главах расказано как бы две разные истории о сотворении человека.

Вначале в Библии сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:27). Исходя из этого текста, женщина была создана вместе с мужчиной.

Но далее написано, что Адам в «в саду Едемском» одинок: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. […] И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.» (Быт., 2:18, 2:22-23).

То, что в синодальной Библии (2:23) переведено как «вот» (ивр. «зот ха паам») более точно можно перевести, как «на этот раз», что позволяет предположить, что библейская Ева имела предшественницу. Впоследствии эта идея была развита в средневековом мидраше «Алфавит Бен-Сиры». Однако крупнейший еврейский средневековый комментатор Библии Раши (1040 — 1105) утверждал, что здесь подразумевается то, что Адам пытался безуспешно совокупиться с каждым животным, когда, по повелению Бога, он давал им имена: «Адам изведал (в качестве пары себе) всякий скот и животное, но не был удовлетворен».

Лилит в Алфавите Бен-Сиры

Впервые легенда о Лилит появляется в записанном виде в так называемом «Алфавите Бен-Сиры», написанном в конце первого тысячелетия н. э. «Алфавит Бен-Сиры» — анонимный средневековый текст, содержащий множество каббалистических загадок. Как отмечает исследователь текста Йосеф Дан, это «одна из самых безобразных книг, написанных на иврите в раннее средневековье, обладает наиболее совершенной и продуманной литературной формой». По некоторым версиям книга эта является своего рода пародией на мидраши и каббалистические источники.

В каббалистической традиции Бен-Сира и его отец пророк Иеремия описываются как создатели голема, жизнеспособного искусственного человека. Они смогли это сделать с помощью Сефер Йецира (Книги Творения). Подробно об этом говорится в Книге гиматрий, приписываемой рабби Йеуде Хасиду, великому учителю германских хасидов.

История о Лилит рассказывается в Алфавите Бен-Сиры следующим образом:

Когда Всевышний создал Первого человека одного, то сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) и создал ему женщину из земли, подобную ему и назвал ее Лилит и привел к Адаму. Тут же они начали ссориться друг с другом. Он сказал: «Я буду лежать сверху, а ты снизу». Она сказала: «Я буду лежать сверху (потому что мы оба равны и созданы из земли)». Он сказал: «такому не бывать, потому что я лягу сверху». И не слушали они друг друга, и разозлился на нее первый человек. Увидев такое, произнесла Лилит Имя (Бога) и убежала (улетела по воздуху). Адам начал молиться Всевышнему: «Владыка мира! Женщина, которую ты мне дал, сбежала от меня!» Тут же послал Всевышний трех ангелов (Санви, Сансанви и Семангелофа) чтобы вернуть ее, (и велел передать, что если она не вернется, то вернуть ее силой). Отправились ангелы за ней и настигли ее над морем, где в будущем потонут египтяне. Схватили ее, а она отказалась вернуться. Спросили ее, почему она не хочет возвращаться. Сказала она: «Я знаю, что я создана для того, чтобы наводить болезни на мальчиков первые восемь дней их жизни. Есть у меня власть над ними. А с восьмого дня и дальше — нет у меня власти над ними. А над девочками — первые двадцать дней их жизни. Сказали ей: «Если ты не вернешься, мы утопим тебя в море». Ответила им: «не могу я вернуться, поскольку написано в Торе «. не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом» (Втор. 24:4), а ко мне приходил уже другой. Ко мне приходил великий демон». Сказали ей: «Не отпустим тебя, пока не примешь ты наше условие, что каждый день будут умирать сто твоих сыновей». И приняла она это условие, и поэтому каждый день умирают сто чертей. И еще сказали ей: «Клянись нам, что во всех местах, где ты увидишь наши имена написанные или нарисованные изображения, или услышишь как их произносят, не будет у тебя власти входить в этот дом, где находится младенец». (И она поклялась).[1]

Вероятно, именно на основании этого источника легенда о Лилит впоследствии перекочевала в Сефер Зогар.

Имя Лилит

Еврейская народная этимология связывает имя Лилит со словом ‏לַיְלָה‏‎ (ла́йла) — «ночь». В семитских языках, в том числе в иврите, слово «лейлит/лилит» является прилагательным женского рода со значением «ночная». В тексте Танаха слово ‏לִילִית‏‎ — «лилит» появляется в Книге Исаии, но традиционно переводится как «ночное привидение» (Ис. 34:13, 14).

Имя это стало нарицательным. לִילִית называют ведьм, а также хищную ночную сову – неясыть. Хотя этимология слова «неясыть» до конца не ясна, как правило его возводят к «нє» + «сѧ» + «съιть», то есть: себя («сѧ») не насыщающий («съιть» — «сытость, насыщение»), то есть «ненасытная», «не способная насытиться». Древнееврейские легенды о Лилит также говорят о ее ненасытности, ее представляют как вампира, который вступает в сексуальную связь с мужчинами, чтобы выкачать из них энергию, но не может насытиться (что получило выражение в предании о том, что Лилит не может достичь оргазма, то есть удовлетворения, насыщения).

какое имя бога произнесла лилит

Связь легенды о Лилит с каббалистической магией

Представление о Ба‘ал-Шеме было распространено в народе и в литературе, в основном в каббалистической и хасидской. Начиная с 16 в., много Баал-Шемов появилось в Германии и Польше. Некоторые из них были известными раввинами и талмудистами, как, например, Элияху Лоанс, живший во Франкфурте и Вормсе, Элияху Баал-Шем из Хелма и Зекель Ицхак Лейб Вормсер (Баал-Шем из Михельштадта, 1768–1847). Некоторые Баал-Шемы посвятили себя исключительно каббале. Деяния Баал-Шемов приобретали легендарный характер. Время от времени возникали легенды о Баал-Шемах, не существовавших в действительности. Считалось, что пользоваться такими способностями для совершения чудес может лишь обладатель полного имени божьего, получивший на это особое разрешение небес. Бааль Шемам приписывалась способность создавать големов, изгонять демонов, останавливать пожары или даже рассеивать толпы погромщиков, произнеся только одно тайное имя Бога.

Сходные мотивы в египетской мифологии

Лилит, как мы увидим ниже, также связана с колдовством и некромантией, Моше Кордоверо называет ее «вопрошающей мертвых».

Легенда о завладении Исидой тайным именем Ра записана иератическими символами на папирусе, хранящемся в Турине. Он был опубликован Плейтс и Росси в их «Своде Туринских папирусов» [3]. Ниже дается текст этой легенды по М.Э. Матье «Древнеегипетские мифы»:

Воспользовавшись властью, которую давало ей знание истинного тайного имени верховного бога, Исида возвела на престол богов своего сына Гора.

Праобраз Лилит в шумерском эпосе

Краткое упоминание о ней встречается в шумерском эпосе о Гильгамеше, а в вавилонской демонологии фигурируют схожие классы духов мужского и женского пола — лилу и лилиту соответственно. Возможно, эти бесы перешли к вавилонянам и ассирийцам из шумерской мифологии (большинство имен демонов в ассирийской магии имеет шумерское происхождение). Эти мазиким («вредоносные духи») выполняют разные функции: один из них, Ардат-Лилит, охотится на мужчин, другие стремятся причинить вред роженицам и младенцам. Примером последнего типа служит Ламашту, против которой сохранились заклинания на ассирийском языке. Крылатые демоницы, удушающие детей, упоминаются также в древнееврейской или ханаанской надписи из Арслан-Таша (Северная Сирия), относящейся к VII или VIII веку до н.э. Заклинание, отгоняющее духов-душительниц от дома, гласит: «Той, кто влетает в комнаты во тьме, — прочь, быстро, быстро, Лил[ит]», — но вопрос о том, упоминается ли в нем именно Лилит, остается открытым: мы не знаем, имелась ли в слове «Лил» еще одна буква.

Шарль Фоссе видит в еврейской Лилит несомненное продолжение образа ассирийских демониц, при этом он отмечает, что Лилит — единственный ассирийский демон, представления о котором встречаются у других семитских народов. Они описываются как бесплодные и не способные к соитию. Тем не менее, лилиту и урдут лилита соблазняют мужчин; кроме того, они вредят роженицам и новорожденным:

«Женщина из дома бури ополчается против женщины в доме; ардат лили, которая находится в доме, устремляется против мужчины; ардат лили, к которой никто из мужчин не приближается как к женщине; ардат лили, которая в объятиях мужа не обнажает своих прелестей; ардат лили, которая в объятиях своего мужа не снимает своих одеяний; ардат лили, девственность которой не нарушил никакой любовник; ардат лили, в груди у которой нет молока…» [4].

Надо отметить, что к одной общей метакультуре относились и Шумер, и Аккад, и Вавилон, соответственно и мифология этих территорий перекликается между собой.

В культурном наследии аккадской мифологии, дошедшем до нас, известно изображение богини «Царицы ночи» – это женщина с крыльями и когтистыми ногами совы и по бокам от неё сидят совы. Также в шумерском эпосе есть упоминание о «деревце светлой богини Инанны»:

Древо взросло, кору его не расколоть. В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила. В ветвях его Анзуд-птица птенца вывела. В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила. Дева белозубая, сердце беззаботное. Светлая Инанна, как горько она плачет!

Еще одну безымянную шумерскую легенду рассказывает в своей статье Чарльз Моффет (Charles Alexander Moffat), однако ее первоисточник не ясен. В ней Лилит (Лилиту) – богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Маффет предваряет статью замечанием:

Поэма включает в себя 30 строф, которые по словам Маффета несколько изменены им поэтически, чтобы сделать его более легким для чтения, однако без изменения содержания.

Лилиту выступает в поэме одновременно и катастрофой и спасительницей, древним существом, горы, то есть самой матери-земли, рожденной еще до рождения звезд:

Прежде, чем были рождены звезды Прежде, чем люди построили большие города Большая гора Атлен (Atlen) колебалась И кровоточила пламенной кровью, И породила Лилиту (Lilitu) Вся земля вокруг была выжжена И звери, и люди погибли Когда Лилиту открыла глаза свои И видела пепел своего рождения И плакала слезами, подобно дождю Слезы Лилиту стали реками и потоками Цветы росли там, где ступала Лилиту Деревья росли там, где сидела Лилиту И пепел стал плодородной почвой И сад стал домом Лилиту

И как только она подарила ему поцелуй Его тело затопила жизнь, и затем смерть Так велико было удовольствие от поцелуя, что он умер Лилиту плакала о великом князе Но он оставался мертвым Опечаленная Лилиту знала, что она никогда не сможет любить Никто из смертных людей не сможет принимать ее поцелуи и оставаться живым Ее слезы приносят жизнь, но ее поцелуи приносят смерть

В поэме Лилиту показана как мудрая и смелая правительница, царство которой процветает, эта легенда частично легла в основу феминистических представлений о Лилит.

Ранние еврейские упоминания

Лилит как источник зла, как демонесса — такой её образ имеет многочисленные параллели и в мировом фольклоре, и в древнееврейском эпосе, и в апокрифах.

какое имя бога произнесла лилит

В Библии Лилит упоминается лишь однажды (Ис. 34:14) — в перечислении хищных зверей и духов, которые опустошат землю в день возмездия. Причем, вероятно, под лилит здесь понимается именно хищная птица (сова-неясыть или иная).

Более ранние предания о демонице, губящей рожениц и предстающей во многих обличьях и под многими именами, значительно отличаются от легенды о Лилит, изложенной в Талмуде. Вавилонские лилу описываются как демоны мужского пола и без определенных функций, а Лилит — как крылатая демоница с женским лицом и длинными волосами [5]. Лилит может схватить мужчину, уснувшего в пустом доме [6], а в качестве одного из ее сыновей упоминается демон Хурмиз или Ормузд [7]. Позднейшие комментарии, в которых Лилит отождествляется с демоницей Аграт, дочерью Махалат, блуждающей в ночи со свитой из 180 тысяч ангелов-губителей [8] не находят обоснований в более ранней традиции. Сама цифра в 180 тысяч кажется сомнительной, поскольку в других источниках, где встречается цифра 480 тысяч [9], речь идет о гематрии имени Лилит, которая равня 480. Тем не менее, в «Завещании Соломона» — грекоязычном трактате III века — упоминается демоница, известная под десятью тысячами имен, которая странствует в ночи, посещает рожениц и удушает новорожденных. Этот трактат дошел до нас лишь в христианской версии, но в основе его, без сомнения, лежат традиции греко-еврейской магии. Здесь эта демоница именуется Обизуфь (Obizoth), а для защиты от нее рекомендуется амулет с одним из мистических имен ангела Рафаила.

В свитках Мертвого моря Лилит упомянута как одна из демонов. Кроме того, имя Лилит встречается в надписях на вавилонских магических чашах эпохи Сасанидов. Подобные чаши использовались не только в еврейской традиции, но в некоторых заклинаниях для изгнания демонов, приведенных на этих чашах, присутствуют раввинистические формулы расторжения брака.

Развитие легенды о Лилит

какое имя бога произнесла лилит

В мидрашах легенда о Лилит получает дальнейшее развитие: после изгнания из Эдемского сада Адам расстался со своей женой и начал производить на свет демонов от сошедшихся с ним духов женского пола. Утверждается, что «пришла к нему некая лилит по имени Пизнай, и ради красоты его возлегла с ним, и рождала демонов и демониц». Отметим, что здесь слово «лилит» использовано не в качестве имени собственного, но как синоним ведьмы или демоницы. Первенцем от этого союза был Агримас [10]. Потомство этой «лилит» расселилось по всему миру.

Нужно отметить, что легенды в том числе повествуют и о том, что Лилит соблазнила Адама, когда он удалился от Евы, дабы практиковать сексуальное воздержание. Здесь можно усмотреть полемику в отношении целибата между иудейской и христианской традицией. Отделение от жены сделало Адама уязвимым для Лилит (и демоницы Наамы, которая действует сходным образом и часто отождествляется с Лилит-младшей). Здесь можно усмотреть некий укол в сторону практики целибата как части религиозного посвящения. Целибат очевидным образом стал частью христианства, и иудейские мудрецы, стремились предотвратить его вторжение в иудейские умы.

В «Алфавите Бен-Сиры» приводится переработка этой легенды, предлагающая ответ на вопрос о причинах распространенного обычая носить текстовые амулеты для защиты от Лилит. Здесь Лилит отождествляется с «первой Евой», которая была сотворена из глины одновременно с Адамом и, не желая отказаться от равенства с мужчиной, поспорила с ним о надлежащем способе соития, а затем произнесла Неизреченное Имя, поднялась в воздух и улетела прочь. Бог по просьбе Адама послал за нею трех ангелов (приводятся их имена — Снви, Снснви и Смнглф). Ангелы отыскали Лилит на берегу Красного моря и пригрозили, что если она не вернется к мужу, то каждый день будут умирать сто ее сыновей. Но Лилит отказалась возвращаться и заявила, что будет насылать болезни на новорожденных.

Здесь легенда о первой жене, с которой Адам жил до сотворения Евы, смешивается с более ранними преданиями о Лилит как демонице, убивающей младенцев и вредящей роженицам. У этой поздней версии мифа находится множество параллелей в христианской литературе от византийского периода и далее (при этом не исключено, что византийские варианты предшествуют версии, изложенной в «Алфавите Бен-Сиры»). Сама демоница фигурирует под разными именами, многие из которых встречаются в неизменном или незначительно измененном виде в литературе по практической каббале (например, имя «Обизуфь» из «Завещания Соломона»), а место ангелов занимают трое святых — Синес, Сисинний и Синодор.

В арабской демонологии тоже известна версия этой легенды: здесь Лилит выступает под именами «Карина», «Табия» или «Мать младенцев». Как демоница, удушающая новорожденных, Лилит предстает еще в заклинаниях на еврейско-вавилонском арамейском языке, записанных раньше, чем «Алфавит Бен-Сиры». В этом же качестве она упоминается в одном позднем мидраше: «Когда Лилит не находит новорожденного ребенка, она нападает на своего собственного» [12]. Этот мотив роднит ее с вавилонской Ламашту.

Стоит отметить, что в более поздних версиях легенды встречается упоминание об огненной природе Лилит:

Бабка, Лилит Старшая: Самаэль, великий демон и великий царь всех демонов, совокупляется с нею. Асмодей же, царь демонов, совокупляется с Младшей Лилит. Демону, именуемому Кафцефони, в редких случаях, когда ему дается разрешение, совокупляется и соединяется в любви с некою тварью, имя которой — Лилита (Lilita), и обличьем она подобна египтянке Агари. Великая ревность возникла между Самаэлем, великим князем надо всеми, и Асмодеем, князем демонов, из-за [той] Лилит, которая зовется Лилит-Девой. От головы до пояса она подобна видом прекрасной женщине, а от пояса и ниже она — словно огонь пылающий: какова мать, такова и дочь. …все ее замыслы — не к добру, но о том лишь, как разжигать войны и учинять всевозможные разрушения. И идет между ними война — меж Дочерью-Лилит и Лилит-Бабкой. [13].

Лилит и Самаэль

Согласно еврейским легендам, покинув Адама, Лилит стала подругой Самаэля. Некоторые легенды говорят о том, что сам Самаэль оскоплен, то есть не способен к совокуплению, однако ему на помощь приходит «слепой дракон»:

Самаэль и Лилит с одной стороны соотносятся с Хокмой (Аба) и Биной (Има), как их демонические ипостаси. Однако же их сопоставляют также с Тиферет (Зеир Анпин) и Малкут (Нуквой). Моше Кордоверо в «Гранатовом саде» пишет:

И нашли мы среди записанного, что злобный Самаэль и Лилит, сводящая с ума своими воплями, подобны единой паре, кою соединяет дружка, и через это совокупление они получают истечение зла и сеют семена его; и говорится о тайне сего (Исаия 27): «в тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым [и большим и крепким,] Левиафана, змея прямо бегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». Левиафан же соединяет их союз, в котором они подобны двоящейся змее, где змей прямо бегущий уподоблен Самаэлю, змей же изгибающийся — Лилит. «И убьет чудовище морское», ибо как есть чистый Левиафан в море, который и зовется чудовищем [крокодилом, змеем], так же буквально есть в море и великое чудовище нечистое. И скрывает оно путь наверх — в мир горний. В мире же горнем [т. е. в высшем смысле] чудовище — повелитель слепоты, что подобен дружке, соединяющему Самаэля и Лилит, а имя его — Танинивер, и он подобен слепому дракону. И сказано каббалистами, что этот морской дракон — безглазое чудовище, в высшем, духовном понимании лишенное восприятия духовных оттенков красок, — воистину зовется Танинивер и что он посредник, сопровождающий совокупление Самаэля и Лилит; и если бы он был создан в полноте своей во дни зарождения, то разрушил бы мир в единый миг; когда же будет на то воля [Божья], то, что истекает в мир [эманаций] от Самаэля и Лилит при посредстве повелителя слепоты, иссякнет и станет недостаточным, а затем и полностью истребится, и свершится тогда изреченное пророком: «И в этот день поразит Господь…» и так далее. И об этом же сказано у многих учителей (Тикуней Зогар, Ткуна 31). Согласно Рашби, мир праху его, Самаэль и Лилит противостоят Тиферет и Малкут, и называют их небесами и землей, и сказано о них (Исаия 51:6): «…ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда». О Тиферет и Малкут же сказано: «Да веселятся небеса и да торжествует земля», а также сказано о Тиферет и Малкут: «…и свет луны будет, как свет солнца» (Исаия 30:26). А про Самаэля и Лилит сказано (там же 24:23): «И покраснеет луна, и устыдится солнце» и так далее. И нет сомнений, что в точности как есть Левиафан чистый и святой, сочетающий Тиферет и Малкут, и это Йесод, так и на стороне нечистоты есть сила, что скрепляет эти силы [Самаэля и Лилит], и она слепа. Будь у него [Левиафана] глаза, соединилась бы нечистота в единое целое (пощади нас Всевышний!) и мир был бы разрушен. Однако в святости есть глаза у него, и сказано о том (Екклесиаст 2:14): «у мудрого глаза его — в голове его», как мы уже говорили ранее в строках, посвященных Левиафану (23:12). Но верно и то, что сказано об этом Левиафане (Иов 11:20): «глаза беззаконных истают». (524-526)

Лилит в каббалистической демонологии

Образ Лилит в каббалистической демонологии сложился на основе приведенных выше древних легенд. Здесь она тоже выступает, главным образом, в двух ролях: как душительница детей (впрочем, в книге «Зогар» эта функция иногда переходит к Нааме) и как соблазнительница мужчин, порождающая от их ночных семяизвержений несметные полчища демонов. В этой последней роли она предстает как предводительница огромного воинства духов.

В связи с верой в неотразимую эротическую привлекательность Лилит в некоторых еврейских общинах сложился обычай, возбраняющий сыновьям сопровождать гроб с телом отца на кладбище: так их защищали от неудобной встречи с единокровными братьями-демонами, рожденными от их отца соблазнительницей-Лилит. В книге «Зогар», как и в других источниках, она фигурирует не только под именем «Лилит», но и под такими прозваниями, как «блудница», «нечестивая», «лживая» и «черная» [15].

Как правило, Лилит упоминается в числе четырех матерей демонов (наряду с Аграт, Махалат и Наамой). Принципиально новым в каббалистической концепции Лилит стало представление о ней как о бессменной возлюбленной Самаэля и царице мира ситра ахра (сил зла). В этом мире, мире клипот, она выполняет функцию, аналогичную той, которая отводится Шехине («божественному присутствию») в мире святости: Шехина — мать Дома Израиля, а Лилит — мать нечестивого сонма «смешанных сил» (эрев рав) и госпожа всех беззаконий. Впервые это представление обнаруживается в источниках, которые использовал Исаак бен Яаков ха-Коэн, а затем — в трактате «Аммуд ха-Семали», написанном его учеником, Моисеем бен Соломоном бен Симеоном из Бургоса. У этих авторов, а позднее и в «Тиккуней Зогар» складывается концепция различных внутренних и внешних степеней проявления Лилит.

Кроме того, в работах Исаака ха-Коэна и большинства других позднейших каббалистов обнаруживается представление о Лилит Старшей, жене Самаэля, и Лилит Младшей, жене Асмодея [16]. Некоторые отождествляют двух блудниц, пришедших на суд Соломона, с Лилит и Наамой или с Лилит и Аграт; намеки на это встречаются уже в «Зогаре» и других каббалистических книгах того же периода [17].

Раби Моше Кордоверо в работе «Гранатовый сад» говорит о том, что «Согласно древним, есть две Лилит: младшая и старшая; старшая — супруга Самаэля, жена-блудница; младшая же — супруга Ашмадая» [18]. Как правило, первая Лилит соотносится с сефирой Бина и первой Хе Тетраграмматона, а вторая – с Малкут и Хе-конечной.

Кордоверо продолжает «И об этой Лилит, невесте Самаэля, сказано гаонами, что держит она железной рукой под началом своим 480 легионов фурий, ибо таково ее имя, и выходят они в пустынные места с наступлением Дня искупления и завывают, ибо она — владычица воя и рыданий. И Махалат, дочь Ишмаэля, — также наложница Самаэля. И выходит она вместе с 478 легионами, и распевает на священном языке песнь хвалебную; когда же сталкиваются друг с другом [Махалат и Лилит] в День искупления там, в пустыне, то начинают свару, задирая и подстрекая друг друга, и голоса их поднимаются до небес, а земля сотрясается от их голосов; и все это сотворил Святой, да будет Он благословен, дабы не возводили они хулы на Израиль, когда тот пребывает в молитве» [19].

какое имя бога произнесла лилит

Нередко Лилит отождествлялась и с царицей Савской (этот мотив стал очень популярен в еврейском фольклоре). Впервые это отождествление встречается в таргуме стиха 1:15 Книги Иова, а в основе его лежит еврейско-арабская легенда о том, что царица Савская в действительности была джинном — получеловеком-полудемоном. Это мнение было известно Моисею бен Шем Тову де Леону и упоминается в «Зогаре». Иосиф Ангелино в «Ливнат ха-Саппир» утверждает, что загадки, которые задавала царица Савская царю Соломону, повторяли слова обольщения, с которыми первая Лилит обратилась к Адаму. В фольклоре ашкенази этот персонаж сливается с популярными образами Елены Троянской или Фрау Венеры из немецких легенд. Вплоть до Новейшего времени царицу Савскую часто изображали как похитительницу детей и злую ведьму.

Затем пришли к царю Соломону две блудные жены. То были Лилит и Играт. Лилит — та, что удушает детей, ибо не может сделать из них для себя завесу, что служила бы ей убежищем. А вторая — Играт. В ту ночь, когда царь Давид разбил стан свой в пустыне и спал в шатре, Играт совокупилась с ним во сне. И семя его изверглось, и она зачала и родила Адада [царя Идумейского]. Когда спросили его: «Как тебя зовут?» — он ответил: «Шми Ад, Ад шми [Мое имя — Ад, Ад — мое имя]»; и стали называть его «Ашмидаи». Он — Асмодей, царь демонов, отнявший у Соломона царство его и севший на престол его; и был он от семени царя Идумейского (3 Цар. 11:14), ибо пришел он со стороны царства зла. Эти две жены удушили сына сонамитянки… Все они [четыре царицы демонов: Лилит, Играт, Махалат и Наама] и все их приспешницы рождают детей, кроме одной лишь Лилит, которая не рождает, а только любодействует в мире сем… [20]

Не исключено, что образ Лилит как супруги Самаэля повлиял на позднесредневековые европейские легенды о наложнице Сатаны, жене Сатаны (в английском фольклоре) и бабке дьявола (в немецком фольклоре). В немецкой драме о папессе Ютте (Иоанне), опубликованной в 1565 году (но, согласно выходным данным, написанной еще в 1480-м), эту бабку так и зовут — Лилит. Здесь она изображена как обольстительная танцовщица — а заклинаниях евреев-ашкенази, связанных с царицей Савской, это очень распространенный мотив.

У Хаима Виталя, ученика Исаака Лурии, Лилит иногда принимает обличья кошки, гусыни или другого животного, а над новорожденными властвует не в течение 8 дней (для мальчиков) и 20 дней (для девочек), как сказано в «Алфавите Бен-Сиры», а на протяжении 20 и 40 дней соответственно [21].

Чтобы защитить роженицу от Лилит, очень часто подвешивали амулеты над кроватью или на всех четырех стенах комнаты. Древнейшие разновидности таких амулетов с текстом на арамейском языке представлены в коллекции Монтгомери [22]. Первая известная версия на древнееврейском языке описана в «Алфавите Бен-Сиры», где утверждается, что на амулете должны присутствовать не только имена, но и изображения («облик, крылья, руки и ноги») трех ангелов, побеждающих Лилит. Эта версия получила большую популярность: к XVIII веку изображения таких амулетов стали даже публиковать в книгах. Согласно «Шиммуш техиллим», книге периода гаонов, в амулеты для женщин, у которых часто случались выкидыши, обычно включали 125-й псалом (позднее вместо него стали использовать 120-й) и имена этих трех ангелов.

Во многие амулеты входила легенда о пророке Илии, который встретил Лилит, идущую в дом роженицы, «дабы наслать на нее сон смертный, и взять ее сына, и выпить кровь его, и высосать мозг из костей его, и пожрать его плоть» (в других версиях — «оставить его плоть»). Илия предает ее проклятию, после чего Лилит клянется не причинять вреда роженицам, если увидит или услышит свои имена. Эта легенда, без сомнения, восходит к христианской византийской формуле защиты от демоницы Гилло, которую изгоняли именами трех вышеупомянутых святых.

Переход от греческой к еврейской версии нагляден виден в еврейском заклинании XV века из Кандии, опубликованном Умберто Кассуто [23]: здесь с Лилит встречается не Илия, а архангел Михаил, идущий с горы Синай. Со временем греческие имена претерпевали все более серьезные искажения, но к XIV веку в одном рукописном руководстве по практической каббале, включающем гораздо более ранние материалы [24] появляются новые греческие имена духов, составляющих «свиту Лилит». Сюжет о пророке Илии и Лилит, вошедший во второе издание книги Давида Лиды «Сод ха-Шем» [25], использовался в большинстве позднейших амулетов для защиты от Лилит; при этом она стала выступать, среди прочего, под именами «Стрига» (этим словом обозначались колдуньи как демонического, так и человеческого происхождения) или «Астрига». Со временем, из-за накопившихся искажений и ошибок, Лилит в этом сюжете превратилась в «ангела Астарибо». Впервые эта замена встречается в варианте легенды, записанной на идише в 1695 году, после чего во многих заклинаниях ангел Астарибо занимает место Лилит. Сохранились и такие версии заклинаний, в которых вместо Лилит фигурируют «дурной глаз», «звезда Маргалия» или Маймон Черный — демон, встречающийся в некоторых еврейских и арабских источниках. В европейской художественной литературе легенда о Лилит в различных вариантах стала плодотворным источником новых сюжетов.

С XVI века распространяется поверье о том, что если младенец смеется во сне, то это значит, что с ним играет Лилит; чтобы отвратить несчастье, советовали постучать ребенка по носу [26].

Лилит в астрологии

Лилит как Сатурн

В каббалистической астрологии Лилит ассоциируется с планетой Сатурн, и ее сыновьями именуются все, кто предрасположен к меланхолии (в ком преобладают «черные соки») [27].

Возможно, связь Лилит с Сатурном, как с владыкой смерти, можно проследить и в том, что Моше Кордоверо связывает младшую Лилит с искусством некромантии. Несмотря на то, что в современном языке под некромантией часто понимают оживление зомби и иные подобные штуки, изначально «некромантия» — это гадание, предсказание с обращением к душам мертвых. Например, аэндорская волшебница занималась «вопрошанием мертвых», история обращения царя Саула к Аэндорской волшебнице в иудейском и христианском богословии получила многочисленные толкования в контексте вопроса существования душ после смерти и спора о том, кто на самом деле явился по зову колдуньи — действительный дух пророка, демон или же это было шарлатанством. Вопрошание мертвых считалось запретным колдовством. Второзаконие (18:11) наставляет: пусть не будет у вас «…обаятеля, вызывающего духов, волшебника и вопрошающего мертвых». Кордоверо же пишет о том, что «ступень десятая в царстве клипот [то есть Лилит] названа вопрошающей мертвых» [28].

В современной астрологии Лилит названа Черная Луна.

какое имя бога произнесла лилит

Черная Луна – это сфера нашего патологического голода и желания, то, чего нам не хватает. Лилит – это искушение и соблазн, подавленные комплексы и неосуществленные желания. Дно бессознательного. Неуправляемое притяжение. Мощные нереализованные желания, управляющие человеком. С точки зрения астропсихологии, Черная Луна (апогей лунной орбиты) есть выход бессознательного, лунного начала в человеке, не поддающийся контролю ума.

При соединении с планетами и светилами Лилит создаёт фантомы, картины мира, которые дают искажения, выявляет изнанку той планеты, с которой она вступает в контакт. Она же дает и способность обманывать других. В синастрии Лилит при соединении с планетой партнера забирает его энергию его, и сама оказываетмся в зависимости от него. Как правило это сопровождается сильным сексуальным влечением. Такое соединение считается неблагоприятным аспектом, поскольку вскрывает всю грязь, все худшие черты партнеров.

В последние годы выделяют так называемую Истинную Черную Луну или Истинную Лилит. Иногда ее называют Друдж, но чаще Истинной Лилит. Если используемая ранее Лилит представляет собой средний апогей лунной орбиты, то есть некую математическую идеализацию, усредненное движение истинного апогея, то оскулирующая (истинная, петляющая) Черная Луна представляет собой истинный апогей. Истинная Черная Луна (истинный апогей лунной орбиты) колеблется относительно Средней с амплитудой около 20 градусов и с периодом порядка лунного месяца.

Лилит в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения в Европе Лилит стала описываться как прекрасная женщина (в отличие от Лилит в еврейской традиции, где прекрасный образ — только личина). Образ магически соблазнительной Лилит фигурирует в литературе XIX и XX века (например, роман шотландского писателя Макдональда «Лилит», рассказ Франса «Дочь Лилит»); противопоставление будничной Евы и влекущей Лилит — мотив, появляющийся в многих произведениях. Художники-прерафаэлиты создают прекрасные картины, где она блистает красотой.

Русские писатели Серебряного века также романтизирую образ Лилит:

какое имя бога произнесла лилит

Лилит в произведениях Даниила Андреева

Лилит в свете современных феминистических тенденций

Сусанна Шешель отмечает, что в современных феминистических интерпретациях миф о Лилит представлен как отражение мужского страха перед женщиной, успешно сопротивляющейся патриархальному давлению. Лилит превозносится как женщина, отказавшаяся подчиниться власти Адама, обладающая могучей волей и тайным знанием, которое помогает ей отстоять свою независимость. В феминистических версиях мифа творения Лилит заявляет о своем равенстве с Адамом, а ее изгнание из Эдемского сада трактуется не как следствие ее порочности, а как результат мужской нетерпимости со стороны Адама и Бога, желающих поставить женщину в зависимое положение. Ее самостоятельность и умудренность понимаются не как признаки демонической природы и не как свидетельства того, что она принимает на себя роль, не свойственную ее полу, а как свойства, отличающие всех женщин, которые стремятся к освобождению от ограничивающих гендерных ролей.

Джудит Пласкоу в своем феминистическом мидраше изображает возвращение Лилит в Эдемский сад, где они с Евой становятся подругами и последняя тоже бросает вызов власти Адама. В финале своего сюжета Пласкоу оставляет Бога и Адама в смятении и страхе перед тем, что однажды «Ева и Лилит вернутся в сад, полные сил и видов на будущее, чтобы вместе переделать его по-своему».

Под влиянием новых феминистических представлений о Лилит в последней четверти XX века возникли такие культурные явления, как «Ярмарка Лилит» (ежегодный женский музыкальный фестиваль), журнал «Лилит» (первое периодическое издание еврейских феминисток, основанное в 1976 году) и книжный магазин «Лилит» в Берлине. Кроме того, Лилит фигурирует во многих произведениях искусства, современной поэзии и даже в новых религиозных ритуалах, направленных на утверждение женской силы и духовности.

Образ Лилит в Телеме

Там предстал мне белый единорог в ошейнике из серебра с высеченным на нем изреченьем: «Linea viridis gyrat universa». И настигло меня слово Адонаи из уст Мастера моего, молвившего так: «О сердце, обвитое кольцами древнего змея! Вознесись на гору посвящения!» Но вспомнил я: да, Тан! да, Тели! да, Лилит! эти трое были со мною издревле. Ибо они суть одно. О Лилит, змеедева, как ты была прекрасна! Гибкая телом, несла ты усладу устам; и благоуханье твое было как мускус, смешанный с амброй. Тесно сплетала ты кольца свои вкруг этого сердца, и то была радость, как все ликованье весны. Но узрел я в тебе изъян, поразивший и то, в чем я черпал усладу. Узрел я в тебе изъян отца твоего — обезьяны и праотца твоего — Слепого Червя, обитателя мутного ила. Заглянул я в Кристалл Грядущего — и увидел там ужас, предстоящий тебе в Завершенье пути. Тогда уничтожил я Прошлое время и время Грядущее — разве я не Владыка Песочных Часов? Но и в час настоящий узрел я тление. Тогда я сказал: «О возлюбленный мой, о Господь Адонаи! Молю тебя, ослабь кольца этой змеи!» Но так тесно она оплетала меня, что Сила моя пресеклась в самом своем истоке. И взмолился я также Богу-Слону, Владыке Начал, сокрушителю всех препятствий. И тотчас явились те боги ко мне на помощь. Я их узрел; я слился с ними; я растворился в их необъятности. И узрел я, что вкруг меня — Бесконечный Круг Изумрудный, объемлющий всю Вселенную (III:2-17).

Как пишет Кроули в комментарии, глава книги, в которой находится этот фрагмент «посвящена первым проблескам Истины». Здесь происходит трансформация пугающих объятий змеи, не выпускающих из плена материальности, во вселенскую связь, которая связывает в том числе и человека с его Богом.

Также имя Лилит вошло в многосоставное имя, которое Алистер Кроули дал своей новорожденной дочери, которая родилась у них с Розой Келли после откровения, посетившего Кроули в Каире, которое было записано в виде Книги Закона. 28 июля 1905 года Роза родила своего первого ребенка — дочь, которой дали имя Нуит-Ма-Ахатхор-Геката-Сапфо-Иезавель-Лилит (в дальнейшем для простоты ее называли только последним именем). Лилит умерла во младенчестве в Рангуне от брюшного тифа, что стало большим ударом для Кроули и Розы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *