какое имущество в 2021 году в налоговом учете отнести к амортизируемому а какое нет

Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8»

какое имущество в 2021 году в налоговом учете отнести к амортизируемому а какое нет

* Бухгалтерский методологический центр (Фонд «НРБУ «БМЦ») является субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных статьей 24 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы». ФСБУ 5/2019 применяется начиная с отчетности за 2021 год. В приказе № 180н мы сталкиваемся с двумя интересными моментами.

Во-первых, с отменой Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н).

Во-вторых, с новой формулировкой в определении запасов: «Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев» (п. 3 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, в 2021 году понятия спецодежды и спецоснастки в бухгалтерском учете больше нет. Теперь это или материалы, или основные средства (ОС). В этой статье рассмотрим особенности учета основных средств в 2021 году.

О поддержке ФСБУ 5/2019 в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 читайте:

Как учитывать основные средства в 2021 году

В 2021 году действуют сразу два нормативно-правовых акта по учету основных средств:

Оба документа предусматривают упрощенный учет малоценных основных средств. Но общий подход к упрощению учета за прошедшие годы серьезно изменился.

Так, в пункте 5 ПБУ 6/01 говорится, что активы, отвечающие всем признакам основных средств, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

А согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, организация может принять решение не применять указанный стандарт в отношении активов, отвечающих всем признакам основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.

Первое, на что обращаем внимание, — разный порядок учета малоценных основных средств. Прежний стандарт (ПБУ 6/01) предлагает нам учитывать такие объекты в составе МПЗ. Новый ФСБУ 6/2020 — сразу отражать в расходах.

Следующий важный момент — способ определения, какие основные средства достойны инвентарного номера, а какие — нет.

Применяя ПБУ 6/01, бухгалтер устанавливает границу стоимости ОС, и все, что оказывается меньше этой границы, учитывается как МПЗ. В ПБУ 6/01 также определен максимальный размер этой границы — 40 тыс. руб. Получается, что, например, ноутбук за 39 тыс. руб. — это не основное средство, а почти точно такой же ноутбук за 41 тыс. руб. — уже основное средство.

В новом ФСБУ 6/2020 максимальная величина стоимостного лимита в виде конкретной суммы отсутствует. Помимо этого, отсутствуют указания, что лимит устанавливается за единицу актива и что лимит измеряется в денежных единицах. В то же время введено требование, что лимит устанавливается с учетом существенности.

Напомним, что понятие существенности в бухгалтерском учете не новое. Оно приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Причем понятие существенности неразрывно связано с требованием рациональности:

Как применять ПБУ 6/01 для малоценных ОС в 2021 году

Но что делать организациям, которые в 2021 году еще не перешли на применение ФСБУ 6/2020? Как применять ПБУ 6/01 и при этом учитывать малоценные основные средства?

Полагаем, для ответа на вопрос об учете в 2021 году малоценных ОС можно воспользоваться рекомендацией Бухгалтерского методологического центра (БМЦ) № Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 29.05.2019).

В иллюстративном Примере 1 Рекомендации № Р-100/2019-КпР предлагается следующий порядок учета основных средств:

Так, например, руководство завода может решить, что все затраты на приобретение офисной техники и компьютеров для бухгалтерии в пределах определенной суммы в год не являются существенными для бухгалтерской отчетности и могут быть списаны на расходы (даже если отдельный копировальный аппарат стоит 150 тыс. руб.).

А согласно рекомендации БМЦ № Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2020), понятие существенности, приведенное в пункте 7.4 ПБУ 1/2008, может быть применено ко всем малоценным объектам, независимо от срока их использования. Исходя из требования рациональности организация может принять решение с 01.01.2021 относить на расходы по обычной деятельности в момент, когда были осуществлены затраты на приобретение, создание, улучшение специальных средств производства, стоимость которых по отдельности и в совокупности однородной группы является несущественной, независимо от их срока использования.

В то же время активы, удовлетворяющие критериям ОС, со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей), могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ, как и ранее, т. е. до вступления в действие ФСБУ 5/2019. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 02.03.2021 № 07-01-09/14384.

Как классифицировать объекты с учетом понятия существенности

Получается, что с учетом понятия существенности и требования рациональности классификация материальных объектов в бухгалтерском учете может выглядеть следующим образом (п. 7.4 ПБУ 1/08, п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 5 ФСБУ 6/2020):

И тут настало время ввести понятие «Малоценное оборудование и запасы» — так мы будем называть объекты, признанные несущественными в бухгалтерском учете.

Что может попадать в эту категорию? Большинство из того, что ранее было спецодеждой и спецоснасткой, а также мебель, оргтехника, компьютеры, электроинструмент, огнетушители и пр.

Как правило, такие объекты требуют дополнительного контроля, то есть оперативного учета — кому, когда и сколько выдали (п. 8 ФСБУ 5/2019, п. 5 ПБУ 6/01, п. 5 ФСБУ 6/2020).

Как учитывать малоценное оборудование и запасы в «1С:Бухгалтерии 8»

Рассмотрим особенности учета малоценного оборудования и запасов.

До сих пор мы анализировали только требования бухгалтерского учета, где такой объект списывается на расходы при приобретении.

Но есть еще и налоговый учет по налогу на прибыль, где для признания расходов следует дождаться момента выдачи конкретного инструмента конкретному сотруднику (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). И неважно, что в бухгалтерском учете этот инструмент уже списали в расходы.

Есть еще складской учет, согласно которому инструмент до выдачи сотруднику лежит на складе вместе с другими материалами.

Так что упростить учет малоценных объектов не так-то просто. Пользователи программ 1С уже сталкивались с разным отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете, но в данном случае речь идет не об абстрактных расходах, а о конкретном предмете, который по-прежнему лежит на складе. А складской учет по своей сути всегда единый — сумма может отличаться в бухгалтерском или налоговом учете, но количество должно быть общее.

Для обособленного учета малоценного оборудования и запасов (объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете) в План счетов «1С:Бухгалтерии 8» было решено добавить отдельный счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы» и открыть к нему субсчета:

При поступлении малоценного оборудования и запасов, учтенных на счете 10.21.1, в бухгалтерском учете их стоимость сразу же списывается на расходы, но в корреспонденции с регулирующим счетом 10.21.2. Таким образом, на основном счете 10.21.1 мы видим бухгалтерскую, налоговую стоимость и количество объектов на складе, а на счете 10.21 — обобщенную информацию по этим объектам, которая используется при составлении бухгалтерской отчетности.

При передаче малоценного оборудования и запасов в эксплуатацию или при ином выбытии субсчета 10.21.1 и 10.21.2 автоматически закрываются между собой, а остаток списывается.

Вместе с новыми счетами в программе добавлен новый вид номенклатуры Малоценное оборудование и запасы. Если в документе поступления или в авансовом отчете указать номенклатурную позицию с видом Малоценное оборудование и запасы, то вместо счета учета для такого объекта будет выбираться счет и аналитика затрат, которые будут использованы для отражения расходов в бухгалтерском учете.

Предположим, наряду с другими товарами и материалами организация приобретает три «болгарки» стоимостью 60 тыс. руб. Эта стоимость признается несущественной для целей бухгалтерского учета и отчетности, поэтому «болгарки» учитываются в качестве малоценного оборудования и запасов (рис. 1). Остальные товары и материалы учитываются, как прежде, — приходуются на счета учета материальных ценностей.

какое имущество в 2021 году в налоговом учете отнести к амортизируемому а какое нет

Рис. 1. Поступление малоценных объектов

При проведении документа по малоценным объектам формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 10.21.1 Кредит 60.01

— на сумму и количество поступивших малоценных объектов без учета НДС (3 шт. стоимостью 60 тыс. руб.);

Дебет 26 (20, 23, 25) Кредит 10.21.2

— на сумму малоценных объектов, учтенных в расходах для целей бухгалтерского учета (60 тыс. руб.).

Для целей налогового учета заполняются специальные поля регистра бухгалтерии:

Сумма Дт НУ: 10.21.1 и Сумма Кт НУ: 60.01

— на налоговую стоимость поступивших малоценных объектов (60 тыс. руб.).

После приобретения малоценных объектов с ними можно работать как с обычными материалами — перемещать, комплектовать, передавать в производство. При необходимости программа сформирует все необходимые движения по регулирующему счету автоматически.

Предположим, организация передает одну «болгарку» работнику организации — Г.С. Абрамову. При проведении документа Передача материалов в эксплуатацию формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 10.21.2 Кредит 10.21.1

— на сумму и количество переданных в эксплуатацию малоценных объектов (1 шт. стоимостью 20 тыс. руб.);

— на сумму и количество переданного сотруднику инструмента, учтенного за балансом (1 шт. стоимостью 20 тыс. руб.).

Напомним, что забалансовый счет МЦ «Материальные ценности, переданные в эксплуатацию» предназначен для обобщения информации о материальных ценностях, переданных в эксплуатацию. Учет материальных ценностей на данном счете позволяет улучшить контроль сохранности таких объектов. К счету МЦ открыты субсчета:

Для целей налогового учета при передаче материалов в эксплуатацию заполняются специальные поля регистра бухгалтерии:

Сумма Дт НУ: 26 (20, 23, 25) и Сумма Кт НУ: 10.21.1

— на налоговую стоимость малоценных объектов, которая включается в расходы для целей налогообложения прибыли (20 тыс. руб.).

Как и раньше, для анализа наличия и движения материальных ценностей можно использовать стандартные отчеты программы, например Оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ) по счетам 10.21 и МЦ.04 (рис. 2 и 3).

какое имущество в 2021 году в налоговом учете отнести к амортизируемому а какое нет

Рис. 2. ОСВ по счету 10.12

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.21 показывает, что в феврале 2021 года куплено три «болгарки» за 60 тыс. руб., причем в бухгалтерском учете эта сумма списана на расходы. На конец февраля две «болгарки» стоимостью 40 тыс. руб. еще лежат на складе. ОСВ по счету МЦ.04 показывает, что одна «болгарка» стоимостью 20 тыс. руб. выдана работнику организации — Г.С. Абрамову.

какое имущество в 2021 году в налоговом учете отнести к амортизируемому а какое нет

Рис. 3. ОСВ по счету МЦ.04

Поскольку порядок учета малоценных объектов в бухгалтерском и налоговом учете различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. статью «Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года».

Автоматизированный учет объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете, поддерживается в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.91.

Обратите внимание, что законодательство по бухгалтерскому учету не обязывает организацию применять критерий существенности по отношению к спецодежде и другим специальным средствам производства сроком службы менее 12 месяцев. Их можно учитывать, как и ранее, на счете 10 до выдачи сотруднику. Также не обязательно применять критерий существенности к малоценным основным средствам до перехода на ФСБУ 6/2020. Отмена Методических указаний по учету специальных средств производства и внедрение в бухгалтерском учете понятия существенности позволяют бухгалтеру выстроить свой учет и классификацию объектов так, как это действительно удобно и экономически целесообразно.

От редакции. В 1С:Лектории 04.03.2021 состоялась онлайн-лекция «Учет малоценных объектов в 1С:Бухгалтерии 8» с участием экспертов 1С. Видеозапись см. на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Источник

Что такое основные средства

Основные средства — это средства труда, имеющие материально-вещественную форму и сохраняющие ее в процессе использования.

Определение основного средства для отражения его в бухгалтерском учете содержится в ПБУ 6/01.

Чтобы принять на бухгалтерский учет основное средство, нужно выполнить одновременно несколько условий:

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В налоговом учете к основным средствам можно отнести лишь амортизируемое имущество, то есть активы стоимостью более 100 000 рублей.

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств

Как распознать основное средство, в чем принципиальные различия налогового и бухгалтерского учета, — расскажем ниже.

Бухгалтерский учет ОС

Порядок учета основных средств регламентирует ПБУ 6/01. В нем бухгалтер сможет найти ответы на любые вопросы, касающиеся покупки, списания и других важных нюансов учета ОС.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Отнести имущество к основному средству правомерно при одновременном выполнении трех условий:

Правила учета позволяют сразу списывать имущество, соответствующее критериям основного средства, если оно стоит менее 40 000 рублей. К примеру, компьютер за 34 000 рублей можно классифицировать как МПЗ и списать на затраты в день начала его использования (счета 20, 25,26, 44) без начисления амортизации.

Если компания приняла на учет основное средство, его стоимость следует равномерно погашать, начисляя амортизацию. Делать это нужно регулярно раз в месяц. Компании, которые имеют право на упрощенные способы ведения бухучета, могут сами установить период начисления амортизации (месяц, год и т. п.).

Бухгалтеры могут списывать стоимость основного средства тремя способами (п. 19 ПБУ 6/01):

Какой бы способ не был выбран, специалист по учету основных средств обязан руководствоваться правилами, закрепленными в учетной политике.

Все затраты на покупку ОС собираются на специальном счете 08 «Капитальные вложения», на счет 01 имущество ставится лишь в день ввода его в эксплуатацию.

Дебет 08 Кредит 60 — приобретено основное средство, отнесены затраты на доставку и т. п.

Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС с покупки.

Дебет 01 Кредит 08 — ОС введено в эксплуатацию.

Налоговый учет ОС

Главное отличие налогового учета от бухгалтерского — стоимостной лимит. НК РФ гласит, что амортизировать можно только то имущество, которое дороже 100 000 рублей (ст. 256 НК РФ).

Все, что дешевле указанной суммы, в налоговом учете бухгалтеру придется списать единовременно.

Налоговый срок амортизации напрямую зависит от срока полезного использования. Определив срок (можно посмотреть в паспорте ОС или определить с помощью комиссии из работников), следует найти амортизационную группу, к которой относится основное средство. Найдите нужную группу с помощью интерактивного справочника ОКОФ.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Источник

ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте

В конце 2020 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2022 года, но разрешено досрочное применение уже в 2021 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.

Обзор основных изменений в сравнении с ПБУ 6/01

Минфин утвердил два новых стандарта — ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они применяются с отчётности за 2022 году, но уже в 2021 году можно работать по ним добровольно. Между ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и новыми правилами есть значительные различия. Рассмотрим основные из них.

Способ по сумме чисел лет срока полезного использования исключён

Элемент порядка учетаКак было по ПБУ 6/01Как стало по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020
Принятие ОС к учету
Лимит стоимости ОС, определяемый организациейНе более 40 000 рублейЛюбая сумма, которая определена с учётом существенности информации
Порядок учета «малоценных» ОСОтражаются в составе запасовСтоимость относится непосредственно на расходы
Капвложения в арендованные объекты ОСОтражаются в составе ОСПорядок учёта стандартом не установлен. По нашему мнению, их стоимость относится на увеличение стоимости права пользования активом
Определение первоначальной стоимости (ПС) ОС
Включение оценочного обязательстваПрямо не предусмотрено (нужно было включать согласно ПБУ 8/2010)Прямо предусмотрено
Порядок при длительной отсрочке (рассрочке)В ПС включается номинальная сумма обязательстваВ ПС включается дисконтированная сумма обязательства, разница относится на процентные расходы
Оценка при безвозмездном полученииПо текущей рыночной стоимостиПо справедливой стоимости
Оценка при неденежных расчетахПрименяется текущая (рыночная) стоимостьПрименяется справедливая стоимость
Переоценка ОС
Как определяется переоцененная стоимостьТекущая (восстановительная) стоимость ОССправедливая стоимость ОС
Периодичность переоценкиРегулярно, но не чаще раза в годРегулярно, ограничений нет
Порядок отражения переоценкиОдин способ: пересчёт первоначальной стоимости и накопленной амортизации
Применение способа уменьшаемого остаткаФормула начисления амортизации определена ПБУ; организация выбирает лишь коэффициентОрганизация самостоятельно определяет формулу начисления амортизации (можно применять и вариант, который был установлен ПБУ 6/01)
Порядок начисления амортизации в течение годаЕжемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способаПодобное правило не установлено
База для начисления амортизацииПервоначальная (восстановительная) стоимостьРазница между первоначальной и ликвидационной стоимостью
Случаи приостановления начисления амортизацииКонсервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцевПериод, когда балансовая стоимость ОС равна или меньше ликвидационной
Доходные вложения в матценности / инвестиционная недвижимость
Выделяется особая группа ОСДоходные вложения в матценности — ОС, предназначенные для сдачи в арендуИнвестиционная недвижимость — недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду или получения дохода от прироста её стоимости
Перевод ОС из особой группы в «основную» и обратноДоходные вложения в матценности могут быть переведены на счет 01; обратный перевод не предусмотренОС может быть переклассифицировано из инвестиционной недвижимости в «неинвестиционную» и обратно
Начисление амортизацииАмортизация начисляется в общем порядкеПо инвестиционной недвижимости, которая оценивается по переоцененной стоимости, амортизация не начисляется
Обесценение
Проверка капвложений на обесценениеНе предусмотренаПроверять обязательно — по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
Проверка ОС на обесценениеНе предусмотренаПроверять обязательно (кроме инвестиционной недвижимости, учитываемой по переоценённой стоимости) – по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

Рассмотрим все изменения подробнее.

Изменение № 1 — снято ограничение для лимита стоимости ОС

Организация вправе сама определять минимальную стоимость, при которой имущество признаётся основным средством (п. 4 ФСБУ 6/2020). Раньше по ПБУ 6/01 действовал лимит в размере 40 тыс. рублей. Из-за этого появлялись различия между бухгалтерским и налоговым учётом, так как для целей налогообложения к основным средствам не относятся объекты стоимостью до 100 тыс. рублей включительно.

По новому стандарту ограничений нет, фирма может установить лимит в любой сумме, которая определена с учётом существенности информации. Можно закрепить лимит на уровне 100 тыс. рублей — это устранит расхождения между бухгалтерским и налоговым учётом. Можно выбрать даже более высокий уровень, если с учётом масштабов и характера деятельности это не отразится на качестве информации, формируемой в учёте и отчётности.

Информация существенная, если её отсутствие или искажение в бухгалтерской отчётности может повлиять на решения пользователей, принимаемые на её основе (п. 3 ПБУ 22/2010, п. 6.2.1 Концепции бухучёта в рыночной экономике России).

Ещё одно новшество связано с порядком учёта «малоценных ОС»: их стоимость должна относиться непосредственно на расходы, тогда как прежним порядком было предусмотрено их отражение в составе запасов. Впрочем, уже с 2021 года отнесение таких активов к запасам противоречит п. 3 ФСБУ 5/2019, поэтому применять п. 5 ПБУ 6/01 в этой части не следует.

Изменение № 2 — оценочные обязательства прямо назвали частью первоначальной стоимости ОС

Первоначальная стоимость основного средства складывается из связанных с ним капвложений, осуществлённых до его отражения объекта в составе ОС.

Состав затрат, включаемых в стоимость капвложений, не изменился по сравнению с нормами ПБУ 6/01. Однако теперь в их перечне прямо указано оценочное обязательство, возникшее при осуществлении капвложений. Раньше мы понимали, что его следует включать в стоимость ОС, из п. 8 ПБУ 6/01, п. 5, 8 ПБУ 8/2010.

Например, в стоимость будущего объекта ОС нужно включить предстоящие расходы на:

Оценочное обязательство, если срок его исполнения превышает 12 месяцев, включается в стоимость капвложений в дисконтированной величине (п. 20 ПБУ 8/2010). Обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды исполняют после того, как закончат использовать основное средство. Значит, они всегда будут дисконтированными, так как срок полезного использования ОС всегда больше 12 месяцев.

Если в будущем величина оценочного обязательства изменяется не в связи с начислением процентов, такое изменение увеличивает или уменьшает стоимость основного средства. Однако если в результате такого изменения балансовая стоимость ОС становится нулевой, то уменьшать её уже некуда, поэтому дальнейшее уменьшение оценочного обязательства относится на текущие доходы.

Изменение № 3 — если есть отсрочка (рассрочка), в состав капвложений включается не вся сумма

Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (рассрочка) платежа не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается сумма, которую нужно было бы уплатить при отсутствии отсрочки (рассрочки) (п. 12 ФСБУ 26/2020).

Разница доначисляется по тем же правилам, что и проценты по займам (кредитам). Организация может установить в учётной политике меньший минимальный срок отсрочки (рассрочки) для этого правила.

Изменение № 4 — оценивать ОС, полученные безвозмездно и при неденежной оплате, нужно по справедливой стоимости

ФСБУ 26/2020 предписывает в определённых случаях использовать справедливую стоимость имущества. Её нужно определять в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

Так, если организация безвозмездно получает будущий объект ОС, его нужно учесть по справедливой стоимости. Если объект оплачивается неденежными средствами, есть три способа принять его к учёту:

Ранее во всех этих случаях вместо справедливой стоимости использовалась текущая (рыночная).

Изменение № 5 — переоценка основных средств

Как и ранее, организация может выбрать группы основных средств, которые она будет учитывать по переоценённой стоимости.

Основные средства переоцениваются по справедливой стоимости. Но сама переоценка может проводиться двумя способами:

К каждой группе ОС должен применяться единый способ проведения переоценки.

Если организация решила учитывать основные средства по переоценённой стоимости, то в дальнейшем переоценивать нужно регулярно, чтобы стоимость ОС соответствовала или существенно не отличалась от справедливой стоимости. Компания сама выбирает периодичность переоценки для каждой группы ОС, ориентируясь на то, насколько стоимость таких ОС подвержена изменению.

Также это означает, что необязательно отражать в учёте результаты переоценки, если изменения оказались незначительными. Критерий существенности при проведении переоценки лучше установить в учётной политике.

Порядок отражения сумм дооценки (уценки) в общем случае такой же, как был установлен ПБУ 6/01: как правило, дооценка относится на совокупный финансовый результат без включения в прибыль (убыток) периода.

Изменение № 6 — порядок начисления амортизации основных средств

В правилах работы с амортизацией много изменений. Рассмотрим все по порядку.

Проверка элементов амортизации. Срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации надо регулярно проверять на соответствие условиям использования объекта ОС. Проверка проводится на конец каждого года, а в течение года — если есть признаки изменения любого элемента.

По результатам проверки может быть принято решение об изменении одного или нескольких элементов. Корректировки отражаются как изменение оценочных значений, то есть перспективно (без пересчёта показателей прошлых лет).

Перечень неамортизируемых ОС. Из перечня исключены ОС некоммерческих организаций — по ним амортизация начисляется в общем порядке, тогда как ранее лишь отражался за балансом износ.

Момент начала и прекращения начисления амортизации. Амортизация по общему правилу начисляется с даты признания ОС. Но организация может решить начислять её с месяца, следующего за месяцем признания ОС. Это решение нужно отразить в учётной политике.

Стандарт не поясняет, в каком порядке определять сумму амортизации за первый (неполный) месяц. Среди возможных вариантов — начислять амортизацию в сумме, пропорциональной количеству календарных дней использования ОС в первом месяце, либо в полной сумме, как за полный месяц. Выбранный порядок закрепляется в учётной политике.

Аналогичные правила установлены в отношении момента окончания начисления амортизации.

Способы начисления амортизации. В новом стандарте не предусмотрено списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Таким образом, если срок полезного использования ОС определяется периодом времени, амортизацию можно начислять только двумя методами: линейным или уменьшаемого остатка.

Если срок полезного использования определяется по количества продукции (объёма работ в натуральном выражении) — только пропорционально количеству продукции (объёму работ).

Способ определяется для каждой группы ОС и должен максимально соответствовать распределению будущих экономических выгод от использования ОС данной группы.

Применение способа уменьшаемого остатка. При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка организация сама определяет формулу расчета амортизации. Единственное требование — формула должна обеспечивать систематическое уменьшение суммы амортизации в следующих периодах.

В частности, можно использовать порядок, который соответствует ПБУ 6/01 и Методическим указаниям 91н.

Ежемесячное начисление амортизации. Больше нет условия о том, что в течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа её начисления.

База для начисления амортизации. Амортизация начисляется не на полную стоимость ОС. Погашаемая амортизацией сумма равна разнице между балансовой и ликвидационной стоимостью. Ликвидационная стоимость — это сумма, которую организация может получить за объект в конце срока полезного использования (в состоянии, характерном для этого момента), за вычетом затрат на выбытие.

При этом в большинстве случаев ликвидационная стоимость будет нулевой, а её ненулевая величина может быть признаком того, что срок полезного использования определен неверно (т. к. получается, что объект еще можно использовать).

Приостановление начисления амортизации. Новый стандарт не разрешает приостанавливать начисление амортизации при консервации больше 3 месяцев и восстановлении больше 12 месяцев.

Появилось новое основание для приостановления амортизации: она не начисляется, если ликвидационная стоимость основного средства становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость ОС становится меньше балансовой стоимости, начисление амортизации возобновляется.

Изменение № 7 —инвестиционная недвижимость вместо доходных вложений в материальные ценности

На замену доходным вложениям в материальные ценности ФСБУ 6/2020 ввел иное понятие — «инвестиционная недвижимость». Это недвижимость, которая предназначена для сдачи в аренду и (или) для получения дохода от прироста её стоимости.

Инвестиционную недвижимость можно также учитывать по первоначальной или переоценённой стоимости. Однако, если объект приобретён для получения дохода от прироста его стоимости, оценивать его следует именно по переоценённой стоимости, иной порядок некорректен.

Инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости, не амортизируется. При этом сумма дооценки или уценки включается в состав доходов или расходов текущего периода, в котором произведена переоценка.

При переоценке инвестиционной недвижимости первоначальная стоимость объекта пересчитывается так, чтобы она стала равной справедливой стоимости. Амортизация по такому объекту отсутствует.

При этом возможно, что объект, оцениваемый по переоценённой стоимости, который ранее не относился к инвестиционной недвижимости, меняет назначение и начинает относиться к этой группе. Возможна и обратная ситуация. В каждом из этих случаев балансовая стоимость на дату изменения назначения объекта становится его первоначальной стоимостью.

Изменение № 8 — надо проверять на обесценение основные средства и капвложения

Новые стандарты предписывают проверять ОС и капвложения на обесценение (п. 38 ФСБУ 6/2020, п. 17 ФСБУ 26/2020). Исключение — инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости.

Правила проверки и отражения обесценения в учёте утверждены МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Убыток от обесценения признаётся:

Изменение № 9 — вложения в арендованные объекты основных средств

ФСБУ 6/2020, в отличие от ПБУ 6/01, не называет капитальные вложения в арендованные объекты ОС в числе основных средств. Как же их отражать по новому стандарту?

В п. 7 ФСБУ 6/2020 указано, что особенности бухучёта предметов договоров аренды (субаренды) устанавливаются ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Но и этот стандарт не дает однозначного ответа.

Однако обратим внимание на п. 13 ФСБУ 25/2018: затраты, которые арендатор понёс до начала использования предмета аренды, включаются в стоимость права пользования активом. И нет никаких оснований для того, чтобы применять разные подходы и по-иному отражать такие затраты только в зависимости от того, когда они понесены.

Кроме того, в силу п. 10 ФСБУ 25/2018 в отношении права пользования активом и в отношении схожих собственных активов должна применяться единая учетная политика. Из этого логично сделать следующий вывод: если капвложения в собственный объект увеличивают его первоначальную стоимость в качестве затрат на проведение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования и т.п.), то и капвложения в арендованный объект также должны увеличивать стоимость соответствующего права пользования активом.

Тем не менее, поскольку этот порядок прямо не утверждён стандартами бухучёта, рекомендуем закрепить его в учетной политике на основании п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Послабления для малых предприятий

Организации, которые применяют упрощённый учёт, имеют право на ряд послаблений и упрощений (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Вот основные из них:

В отношении каждого из послаблений организация может принять самостоятельное решение. Например, можно отказаться от проверки ОС и капвложений на обесценение и от формирования оценочных обязательств, но при этом формировать «полноценную» первоначальную стоимость основных средств, чтобы она соответствовала первоначальной стоимости ОС в налоговом учете.

Переходные положения

По умолчанию эти стандарты нужно применять ретроспективно, то есть в бухотчётности провести пересчёт сравнительных показателей прошлых лет так, как будто новые стандарты применялись и ранее.

Но такой порядок необязателен.

Для учёта капвложений ФСБУ 26/2020 можно применять и перспективно, то есть без пересчёта ранее сформированных показателей.

В отношении основных средств можно не пересчитывать сравнительные показатели, а произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчётного периода. В отчётности корректировка будет отражена на конец периода, предшествующего отчётному. Например, если организация решает перейти на применение новых стандартов с 2021 года, то в отчётности за 2020 год ещё нужно применять старые правила, а в отчётности за 2021 год нужно будет отразить единовременную корректировку путём изменения данных на 31 декабря 2020 года.

Этот порядок применяется и к тем основным средствам, которые до применения ФСБУ 6/2020 учитывались как активы других видов. Например, это могут быть спецпредметы, которые соответствуют признакам ОС.

Если какие-то активы перестали быть основными средствами по новым правилам, их балансовая стоимость списывается единовременной корректировкой на нераспределённую прибыль.

Переоценку ОС, которые будут учитываться по переоценённой стоимости, нужно произвести на дату перехода к применению ФСБУ 6/2020.

Организации, которые ведут упрощенный учет, могут не производить единовременную корректировку, а применять новые правила только к последующим фактам хозяйственной жизни.

Досрочное применение

В заключение напомним, что ФСБУ 6/2020 и 26/2020 обязательны к применению с 2022 года. Однако можно начать их использовать досрочно, отразив это решение в учётной политике и раскрыв в бухотчётности.

ФСБУ 6/2020 и 26/2020 без друг друга не применимы, так как в стандарте про капитальные вложения теперь собраны все правила формирования стоимости актива, а в стандарте по ОС их нет. Поэтому, если решите применять стандарты досрочно, то надо будет использовать сразу оба.

Несмотря на множество изменений, описанных в этом материале, для большей части организаций основное изменение — отмена верхней границы лимита стоимости «малоценных ОС», то есть возможность для организации установить его в сумме, превышающей 40 тыс. рублей.

Поэтому можно рекомендовать всем организациям досрочное применение новых стандартов уже с 2021 года. При этом нужно иметь в виду, что в случае досрочного применения ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 обязательным для досрочного применения станет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды», поскольку в ФСБУ 6/2020 есть прямая ссылка на него. Однако ФСБУ 25/2018 в любом случае станет обязательным уже с 2022 года, поэтому такое «ускорение» вряд ли можно считать значительной сложностью.

Читайте также

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *