какое гуситское течение победило в гуситских войнах и почему
Гуситские войны: причины, ход, результаты и последствия
Гуситские войны были спровоцированы сторонниками Яна Гуса, которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.
Участники войн
Косвенно поддерживали польский и литовский короли.
В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.
Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.
Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.
Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.
Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.
Предпосылки и причины
Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:
Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.
Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:
Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.
Характер войн
Ход военных действий и крестовые походы
После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:
В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:
В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.
Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.
Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.
Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.
В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:
Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.
Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.
Результаты и последствия Гуситских войн
Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.
В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.
Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.
Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.
Завершение гуситских войн
Как мы помним из статьи Табориты и «сироты», в 1434 году противоречия между умеренными гуситами, таборитами и «сиротами» достигли своего предела. Утраквисты больше не хотели воевать и стремились к заключению компромисса с католиками. В этом они были солидарны с чешскими аристократами и богатыми негоциантами. Добыча, привозимая гуситами из «прекрасных поездок», была, безусловно, приятна, продавалась дешево и против нее они ничего не имели. Но, с другой стороны, блокада Чехии на пользу стране не шла, многие желали возобновления нормальных экономических связей с соседями. Поэтому был создан так называемый Панский союз, основой армии которого были личные дружины многих аристократов и рыцарей Западной и Южной Чехии. К ним присоединились отряды утраквистов из Праги и Мельника, а также гарнизон замка Карлштейн, так и не взятого Сигизмундом Корибутовичем. Верховным гетманом войск Панского союза был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, ранее служивший под началом Яна Жижки.
Известными и авторитетными командирами его отрядов были Прокоупек (Прокоп Малый), Ян Чапек из Сан и Ян Рогач из Дубе.
Сражение при Липанах
Католики и утраквисты имели некоторое преимущество в силах: 12 500 пехотинцев против 11 тысяч у таборитов и «сирот», 1200 кавалеристов против 700, и 700 боевых повозок против 480.
Последнюю попытку их примирения предпринял Берджих из Стражницы, вернувшийся из «прекрасной поездки» в Силезию. Все было напрасно, его изругали с обеих сторон и едва не убили. Со своим отрядом Берджих ушел от Липан.
Прокоп Великий и его командиры сделали все по годами отработанной, но хорошо знакомой их противникам схеме: расположили свои силы на холме и построили вагенбург, огороженный рвом.
Верховный гетман утраквистов и католиков Дивиш Боржек расположился у деревни Гржибы. Он прекрасно знал тактику «сирот» и таборитов и был достойным противником обоих Прокопов.
Утраквисты двинулись в атаку, ведя перед собой повозки с артиллерией. Казалось, под непрерывным обстрелом их атака захлебнулась; они начали отступать. Табориты действовали по шаблону: открыли проходы в своем вагенбурге и бросились на отступающего противника. Десятки раз они вот так опрокидывали неприятеля, но теперь атакующие цепники сами попали под артиллерийский огонь возов противника, а потом были смяты ударом тяжёлой дворянской кавалерии. Небольшой отряд во главе с Боржеком ворвался в открытый для контратаки вагенбург — и на какое-то время оказался заблокирован там: ничего ещё пока не было решено. Однако рожмберские кавалеристы забросили на возы вагенбурга цепи с крюками и, повернув коней, сумели повалить 8 из них, открывая путь и себе, и другим отрядам. В разомкнутый вагенбург ворвалась панцирная кавалерия утраквистов и католиков, за ними — пешие воины. Табориты и «сироты» ещё сражались у своих возов, теряя командиров и бойцов, разрозненно и без надежды на победу.
Но за вагенбургом стояла их конница, а командовал этим отрядом Ян Чапек — тот самый, что летом 1433 года в союзе с польским Ягайло разбил тевтонцев и дошел до Балтийского моря. Если бы он и его люди решились умереть со своими товарищами и ударили во фланг — уже не думая ни о чем, не щадя себя, отчаянно и безрассудно, противник мог и дрогнуть. И цепники Прокопа, быть может, сумели бы сделать то, что получилось у оказавшихся в похожей ситуации «сирот» Куделика в битве при Трнаве. Шанс на успех был небольшим, но это был шанс — уже последний. Судьба сражения висела на волоске. Ян Чапек решил, что битва проиграна и покинул поле боя. Прокоп Великий и Прокоп Малый сражались до конца и погибли, защищая свой вагенбург. Вместе с ними пали многие табориты и «сироты» — около двух тысяч человек.
Другие, в том числе Ян Рогач из Дубе, сумели вырваться из западни: часть из них ушла к Чешскому Броду, часть — к Колину. И лишь около 700 человек сдались победителям, но ненависть к ним была так велика, что их загнали в оказавшиеся поблизости овины и заживо сожгли в них.
Император Сигизмунд, сказал, узнав о битве при Липанах:
Он и не подозревал, что один из участников этой битвы, молодой утраквист Иржи из Подебрад (отец которого вначале был сторонником таборитов), сам станет королем Чехии в 1458 году.
Радикальные гуситы лишились и войска, и харизматичных лидеров, их небольшие разрозненные отряды везде терпели поражение. «Сироты» уже не оправились, но Табор пока держался, несмотря на то, что радикальное учение этого направления гусизма, провозглашавшего создание «царства божьего на земле» (всего-навсего!) было объявлено заблуждением и запрещено в 1444 году.
Напомним, что, если упростить ситуацию и довести ее до схемы, получится, что умеренные гуситы требовали реформы церкви: упразднения ее привилегий, лишения права владеть землёй, упрощения обрядов введения богослужения на чешском языке. Табориты же настаивали на реформе всего общества. Они желали равенства «братьев и сестер», упразднения частной собственности, повинностей и налогов.
В 1452 году к Табору подошел отряд уже знакомого нам Иржи Подебрада. Сил на сопротивление у остатков некогда грозных таборитов не было. Отрекшиеся от прежних идеалов были отпущены, остальные схвачены и либо убиты, либо отправлены на каторжные работы. С тех пор Табор стал обычным чешским городом, существующим и в наши дни.
Некоторые табориты и «сироты» бежали из страны, поступая наемниками в армии соседних государств. Их охотно принимали, так как гуситские солдаты пользовались репутацией непревзойденных воинов. Среди них был и бежавший от Липан Ян Чапек, один из командиров «сирот». Он поступил на службу к польскому королю Владиславу, воевал с венграми и османами, но позже вернулся в Чехию, где следы его и теряются в 1445 году.
В 1436 г. были подписаны так называемые Пражские компактаты, в которых были закреплены сильно урезанные требования гуситов (они были фактически отменены в 1462 году).
А через месяц император Сигизмунд был признан королем Богемии.
Ян Рогач, оставшийся живым после битвы при Липанах, ещё держался в своем замке Сион, но в 1437 году его крепость пала, и он был повешен за отказ признать Сигизмунда королем Чехии.
Сигизмунд ненадолго пережил его — умер в том же году.
Так бесславно, братоубийственной бойней и компромиссом со злейшими врагами, практически завершились потрясшие всю Центральную Европу гуситские войны.
Чешские братья (Unitas fratrum)
Не имея сил к сопротивлению, некоторые чехи пошли путем, указанным обедневшим рыцарем Петром Хельчицким, который стал автором нового «Учения о справедливости». Он отрицал войну, власть короля и римского папы, сословия и титулы. Его ученики во главе с Ржигором стали создавать изолированные от государства колонии, которые, как ни странно, широко распространились не только на территории Богемии и Моравии, но также в Польше, Восточной Пруссии и Венгрии. В 1457 году сложилась уже целая сеть общин, причем их первые священники и иерархи были рукоположены епископом вальденсов, что само по себе являлось страшным преступлением в глазах папы римского и других иерархов католической церкви.
К началу XVI века насчитывалось до 400 приходов Unitas fratrum, а общая численность их прихожан достигала 200 тысяч человек. Известно, что их учением интересовался и изучал его даже Мартин Лютер.
Государство жестоко преследовало эти коммуны, но, вопреки всему, они выжили, и в XVI веке во главе многих общин оказались дворяне и рыцари. И эти общины уже не стремились строго соблюдать запреты своих основателей, взаимовыгодно сотрудничая с государством и его структурами. В 1609 году чешские братья были официально признаны императором-мистиком и алхимиком Рудольфом II.
В это время Прага снова была одним из самых богатых, развитых и влиятельных городов Европы и во второй раз в своей богатой истории являлась столицей Священной Римской империи германской нации. Но в 1612 году Рудольф был свергнут своим братом Матиасом, который фактически отказался от прежних договоренностей с чехами, ради достижения которых было пролито столько крови во время гуситских войн. Оказалось, что традиции дефенестрации не забыты в Праге, и в 1618 году горожане выбросили в окно представителей нового императора.
Это событие положило начало Тридцатилетней войне, опустошившей многие страны Европы.
Сражение у Белой горы
28 сентября 1618 года чехи предложили корону своей страны лидеру Евангелической унии — курфюрсту Фридриху V Пфальцкому. Он был коронован 4 ноября 1619 года, и новый император Фердинанд II начал собирать войска для карательного похода против Чехии.
В 1620 году у Белой горы сошлись три армии. Войско протестантов возглавлял Христиан Ангальтский, абсолютное большинство его солдат оказались немцами, чехов было около 25 %, в битве участвовал и венгерский кавалерийский корпус.
Две другие армии были католическими. Во главе имперской армии оказался валлонец Шарль де Бюкуа; армией Католической лиги, которую формально возглавлял баварский герцог Максимилиан, командовал знаменитый Иоганн Церклас фон Тилли.
В этих армиях оказались немцы разных имперских земель, валлонцы, неаполитанцы и поляки. Поляками считались и православные казаки-лисовчики (в основном литвины и украинцы, сам Лисовский в это время уже был мертв). Впрочем, этим было всё равно, где и кого грабить. По свидетельствам европейских хронистов, во время Тридцатилетней войны лисовчики «не жалели даже детей и собак».
Неожиданным оказалось участие в этом походе лютеран Саксонии. Ещё больше удивляет присутствие там Рене Декарта, который подрабатывал простым пикинером.
Историческая легенда гласит, что армию протестантов подвели пражские бюрократы, которые отказались выдать 600 талеров для приобретения шанцевого инструмента. В результате защищавшие город воины Христиана Ангальтского не смогли как следует оборудовать свои позиции. (Католики потом отблагодарили прижимистых пражан грабежами, которые длились на протяжении месяца.)
Впрочем, выбранная Христианом позиция и так была хороша и местами труднодоступна для наступления.
В этом сражении терции католиков разгромили линию протестантов, и Чехия утратила независимость на целых 300 лет.
Одним из последствий этого поражения стало уничтожение общин Unitas fratrum в Чехии и Моравии, но в Польше и Венгрии они фиксировались до конца XVII века.
Гуситское движение: причины, участники, итоги, значение. Ян Гус
Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.
Обострение социальных противоречий
В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.
В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.
Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.
Обострение в религиозной сфере
Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.
Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями – документами, которые отпускали грехи своим покупателям.
Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.
Выступления Гуса
Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.
Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.
История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника – английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.
Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.
«Правда победит!»
Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.
Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».
Сожжение Гуса
Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.
В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.
Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.
В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.
Гуситское движение в Праге
По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.
Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.
Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.
В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.
Чашники
Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов – причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.
Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.
В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.
Табориты
Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих – Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:
Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.
Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.
Крайние табориты
Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.
Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.
Основные этапы борьбы
В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.
Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.
Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.
Наиболее успешные победы гуситов:
Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.
Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.
Пражские компактаты
Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.
В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.
Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.
Каковы же были итоги гуситского движения?
Значение
Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.
Значение гуситского движения:
Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.
Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.
Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.
Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.