какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Когда образовался СССР?

Советский Союз образовался 30 декабря 1922 года после подписания Договора об образовании СССР четырьмя государствами-основателями — Россией, Украиной, Белоруссией и Закавказской Республикой. Договор об образовании СССР был утверждён первым съездом советов СССР, состоявшим из 2215 делегатов от четырёх республик, основавших Союз. Формально главой СССР в момент его образования был избран Михаил Иванович Калинин, однако реальную власть к моменту образования СССР уже сосредоточил в своих руках Сталин, пользуясь болезнью Ленина и нерешительностью других претендентов на пост генсека партии.

После образования СССР коммунисты во главе со Сталиным начали проводить активную политику расширения Советского Союза путём установления советской власти в приграничных государствах. В 30-х годах шло активное насаживание советской власти в Туркестане (Средней Азии), в 1940 году были захвачены и присоединены к СССР прибалтийские республики Латвия, Литва и Эстония, а также Молдавия (Бессарабия). СССР образовался как самое большое государство в мире и просуществовал ровно 69 лет. В 1991 году, после провала августовского путча президент России Ельцин за спиной у тогдашнего президента СССР Горбачёва подписал с главами республик СССР так называемые «Беловежские соглашения», которые положили конец СССР и привели к образованию СНГ — межгосударственной структуры на просторах бывшего СССР наподобие Европейского союза, структуры довольно нежизнеспособной и в XXI веке представляющей из себя не более чем формальность.

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.

В рассматриваемый период форма государственного единства развивалась неоднозначно, противоречиво. С одной стороны, процесс расширения прав союзных республик находил новые формы проявления, с другой — происходил обратный процесс, т.е. усиление централизма. Начавшаяся в середине 1960-х гг. экономическая реформа предусматривала довольно широкий круг полномочий союзных республик в экономической сфере.

Так, Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 октября 1965 г. «О передаче на решение Советов министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства» предоставило союзным республикам право рассматривать разработанные министерствами и ведомствами Союза ССР проекты планов по подведомственным им предприятиям, находящимся на территории республики (кроме предприятий оборонной промышленности), схемы развития и размещения промышленности соответствующей отрасли и задания на проектирование новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий, находящихся на территории республики, и предоставлять по ним предложения в Совет министров СССР, Госплан СССР, в соответствующие министерства и ведомства СССР.

Однако вышеназванная тенденция не получила достаточного развития. Основной стала тенденция к сужению прав союзных республик и расширению прав Союза ССР.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании устанавливали общие принципы управления народным образованием в СССР, общие принципы учебно-методического руководства всеми учебно-воспитательными учреждениями. Основы предусматривали право органов Союза ССР утверждать учебные планы, определять порядок утверждения учебных программ, осуществлять государственный контроль в области народного образования. Основы устанавливали право граждан получать образование на родном или любом другом языке народов СССР. В Основах закреплялась также всеобщность среднего образования.

Форма государственного единства получила закрепление в Конституции СССР 1977 г. В ст. 70 Основного закона Союз ССР определялся как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.

В Конституции подчеркивалось государственное единство Союза ССР. Статья 23, определявшая компетенцию Союза ССР, содержала такой круг полномочий, который обеспечивал единство Советского Союза. В то же время компетенция Союза ССР предусматривала достаточно высокую степень централизма в построении федеративного государства.

При этом положения, составлявшие содержание ст. 73, были сформулированы в общей форме, что позволяло распространять их действие на весьма широкий круг общественных отношений. На практике это нередко приводило к тому, что централизм выходил за рамки, объективно необходимые для нормального развития общества, ограничивал самостоятельность союзных республик, поэтому в определенных слоях населения накапливались чувства недовольства и ущемленного национального достоинства.

Вместе с тем Конституция более полно, чем прежде, регламентировала правовой статус союзной республики. Впервые в Основном Законе давалось определение союзной республики как суверенного государства, объединившегося с другими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в ст. 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляла государственную власть на своей территории. Союзная республика имела свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывавшую особенности республики. Конституция СССР 1977. г. определяла право участия союзной республики в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР. Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Союзная республика обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствовала осуществлению на этой территории полномо

Источник

Образование ссср в 1922 г. эволюция государственности ссср

Карта: образование ссср. развитие союзного государства (1922-1940) — история России

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Образование СССР

Дата образования СССР — Союза Советских Социалистических республик

30 декабря 1922г. – на I Всесоюзном съезде Советов

31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР

СССР распался 26 декабря 1991г.

Документы

Декларация и Договор об образовании СССР

Предпосылки образования СССР

В СССР в 1922 году вошли 4 республики:

В последующие годы в СССР вошли

1924 – Узбекская ССР

1929- Таджикская ССР

1936- Казахстан и Киргизия

1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.

1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР

Карело-Финская ССР- с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)

Проекты объединения

Реализован был план Ленина В.И.

27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят, 30 декабря 1922г.

В ведение СССР входило:

Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться сверхцентрализация власти.

Органы власти в СССР

Высшим органом государства — Всесоюзный съезд Советов.

В период между съездами — ЦИК СССР, организованный по принципу двухпалатности — Союзный Совет и Совет Национальностей.

М. И. Калинина — председатель ЦИК,

сопредседатели — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Powered by Warp Theme Framework

Советское государство в 1920-х гг: образование СССР

Советское государство в 1920-х гг. образование СССР

Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

Понятия: автономия, федерация, суверенитет, советизация

Оборудование урока: карта «Образование СССР 1922–1940», учебник, раздаточный материал (документы), иллюстративный материал (гербы и флаги советских республик, СССР).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок с элементами лабораторной работы.

1. Вступительное слово учителя.

Распад СССР в 1991 году является одним из самых значительных и драматических событий мировой истории XX века.

Тем более истории русского народа второй половины XX века, когда многие стали очевидцами распада СССР – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году.

Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. История граждан СССР – это история людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.

Цель нашего занятия рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР. А на последующих уроках – узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.

Географическое положение России заставляло ее, начиная с XV века, вести непрерывную колонизацию новых территорий и, в конечном итоге, обрекло на «имперскую судьбу».

Наряду со славой и величием этот статус принес стране и массу проблем, в том числе – внутренних, в частности, национальных. Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей.

Необходимо отметить, что национальный вопрос был одним из важнейших в истории России XX века. В ходе урока мы выясним, как был решен национальный вопрос в Советском государстве.

2. Первые шаги национальной политики Советского государства.

Прежде всего, давайте вспомним из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период:

1) Как была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу на II съезде РСДРП в 1903 г.?

2) Приведите примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г. (Приложение 1 )

3) Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти?

2 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России»:

10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

Ответ на вопрос. в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.

Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР)

Учитель: В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения.

В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши.

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.

Он возглавил подготовку к объединению республик.

3. Предпосылки образования СССР.

Каковы же предпосылки объединения республик?

Текст выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.

Ответ на вопрос. беседа с классом и запись в тетрадь.

Предпосылки образования СССР:

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.

30 декабря 1922 г.I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:

1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;

1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.

6. Конституция СССР 1924 г.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР.

Из союзного договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.)

Изучите документальный материал и составьте схему высших органов власти и управления СССР (схема) (Приложение 5 )

Союзный договор содержал ст. 22 о флаге и гербе СССР. Сообщение учащегося о государственной символике СССР.

Каково значение образования СССР?

Использование цитат «Из речи М.И. Калинина на I съезде Советов СССР»; «Из Обращения Президиума ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира в связи с образованием СССР»:

Учитель: несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы не будут соблюдаться. Не могли республики выйти из СССР — не было юридической процедуры выхода.

Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом.

По сути СССР с самого начала являлся жестко централизованным государством, а власть Советов на деле подменялась властью Коммунистической партии.

Рекомендуем ознакомится: http://festival.1september.ru

Образование СССР. История России

Образование СССР (1922-1924 гг.)

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

По мере завершения гражданской войны возникла необходимость конституционного урегулирования отношений между советскими республиками. РСФСР занимала 92% территории, на которой проживало 70% населения будущего Союза Советских республик.

Остальную территорию занимали советские республики: Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, в которую в 1922 г. объединились Азербайджан, Грузия, Армения.

Существовали также Дальневосточная республика со столицей в Чите и две среднеазиатские народные республики — Хорезмская и Бухарская.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с белым движением и интервенций между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии).

Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз заключался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркомата РСФСР.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры брали на себя роль общегосударственных органов власти.

Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

В 1920-1922 гг. все советские республики подписали с РСФСР и между собой двусторонние соглашения, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в хозяйственной деятельности, дипломатии.

В соответствии с ними стороны соглашались на военный и финансово-экономический союз.

Подлежали объединению военные силы и командование, органы, контролирующие экономику и внешнюю торговлю, органы снабжения, железнодорожный и водный транспорт, почта и телеграф, финансы.

Таким образом, складывалась ситуация, когда формально республики имели право руководить своей политикой, а фактически были лишены права самостоятельно вести ее. Москва постоянно вмешивалась во внутренние дела республик, в связи с чем постоянно возникали конфликты между центром и республикой.

В январе 1922 г. при решении вопроса об участии РСФСР и других советских республик в Международной экономической конференции в Генуе нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин предложил объединиться с братскими республиками. Взамен была выдвинута идея «единого дипломатического фронта», проводящего общую внешнюю политику.

Несогласованность и острые разногласия при решении ряда вопросов проявились из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между центральной и республиканскими властями. Центр нередко дискредитировал себя, вмешиваясь в жизнь народов, об особенностях которых он порой и не подозревал. Так, в октябре 1922 г.

между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей возник конфликт по вопросу изучения Корана в школах Туркестана. Республиканские национальные власти нередко саботировали экономические мероприятия центра. Чтобы положить конец этим конфликтам, в августе 1922 г.

Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» и организовали для выработки решения комиссию под председательством В.В. Куйбышева, в которую вошли также представители от других республик. По заданию этой комиссии И.В.

Сталин подготовил так называемый проект «автономизации», сутью которого было предложение о вхождении в РСФСР на правах автономных республик Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении. Проект был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Однако, как вскоре выяснилось, от них ждали простого одобрения, а не их мнения.

Чтобы не заострять внимание на неравноправной форме объединения, И.В. Сталин предложил даже не публиковать решение ЦК РКП(б) («если оно будет принято») по этому вопросу и обязать ЦК компартий республик в рабочем порядке его выполнить.

Против проекта «автономизации» выступил В.И. Ленин. Нарушение принципов самостоятельности и суверенности республик в угоду жесткой централизации рассматривалось им как отход от принципов пролетарского итнернационализма. В сентябре 1922 г.

он предлагает проект «федерализации»: создание союзного государства (Союза Советских Республик Европы и Азии, впоследствии это название было заменено на СССР) на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти.

Полное равноправие, искренность, взаимоуважение, дружба, братское сотрудничество и взаимопонимание — вот на чем, по его мнению, должны были быть основаны межнациональные отношения в стране.

5-6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики.

Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б.

Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте», когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации.

В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью», а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком», еще и крепко поколотил последнего.

В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г.

после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию.

В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Здесь В.И. Ленин подчеркивает, что данный вопрос только «официально» называется вопросом о союзе советских социалистических республик, тогда как на самом деле это есть попытка проведения прежнего плана «автономизации». Попытки В.И. Ленина впоследствии «разобраться» с виновниками «грузинского инцидента» и не допустить ограничения самостоятельности республик успеха не принесли. Из-за болезни и политических интриг он оказался отстраненным от дел.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения.

В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное оставалось в ведении союзных республик.

Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами — ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Председателем ЦИК был избран М.И. Калинин, сопредседателями — Г.И. Петровский, Н.Н. Нариманов, А.Г. Червяков.

Формируется правительство — Совнарком СССР — во главе с В.И. Лениным.

Формально новое государство создавалось как федерация суверенных республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. М.В.

Фрунзе, выступая на этом съезде от имени Украины, предложил тексты Декларации и Договора утвердить лишь в основном, поручив ЦИК СССР тщательно доработать их по вопросам расширения дополнительных гарантий суверенности объединяемых республик — каждая из них должна иметь возможность самостоятельно, с учетом местной специфики решать вопросы хозяйственного и культурного строительства. Предложение было одобрено, но впоследствии к нему больше не возвращались.

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принимает первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г.

В ней устанавливается единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г.

и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе этой конституции были приняты конституции союзных республик.

Образование СССР

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Важную роль в успешном социалистическом строительстве сыграло государственное объединение советских социалистических республик.

Добровольное объединение суверенных советских республик в единое союзное многонациональное социалистическое государство диктовалось ходом их политического, экономического и культурного развития и было подготовлено практически в результате осуществления ленинской национальной политики.

Совместная борьба народов советских республик против внешних и внутренних врагов показала, что договорных отношений между ними, установившихся в первые годы Советской власти, было недостаточно для восстановления хозяйства и дальнейшего социалистического строительства, для того, чтобы отстоять свою государственную самостоятельность и независимость. Успешно развивать народное хозяйство было возможно только при условии объединения всех советских республик в единое экономическое целое. Большое значение имело и то, что между различными районами страны исторически сложилось хозяйственное разделение труда и взаимозависимость. Это обусловливало взаимопомощь и тесные хозяйственные связи. Угроза военной интервенции со стороны империалистических государств требовала единства во внешней политике, укрепления обороноспособности страны.

Союзное сотрудничество республик особенно важно было для тех нерусских народов, которым предстояло пройти путь от докапиталистических форм хозяйства к социализму. Образование СССР вытекало из наличия социалистического уклада в народном хозяйстве и из самой природы Советской власти, интернациональной по своей сущности.

В 1922 во всех республиках развернулось массовое движение трудящихся за объединение в единое союзное государство. В марте 1922 была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

Вопрос о формах объединения республик разрабатывался и обсуждался в ЦК партии. Идея автономизации, т. е. вхождения самостоятельных советских республик в РСФСР на правах автономии, выдвинутая И. В.

Сталиным (с апреля 1922 Генеральный секретарь ЦК партии) и поддержанная некоторыми другими партийными работниками, была отвергнута Лениным, затем Октябрьским пленумом (1922) ЦК РКП (б).
Ленин выработал принципиально иную форму объединения независимых республик.

Он предложил создать новое государственное образование — Союз Советских Социалистических Республик, в который все советские республики вошли бы вместе с РСФСР на равных правах.

Состоявшиеся в декабре 1922 съезды Советов УССР, БССР, ЗСФСР, а также 10-й Всероссийский съезд Советов признали своевременным объединение советских республик в единое союзное государство. 30 декабря 1922 в Москве открылся 1-й съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании Союза ССР.

В ней были сформулированы основные принципы объединения республик: равноправие и добровольность вхождения их в Союз ССР, право свободного выхода из Союза и доступ в Союз новым советским социалистическим республикам. Съезд рассмотрел и утвердил Договор об образовании СССР. Первоначально в Союз ССР вошли: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Образование Союза ССР явилось триумфом ленинской национальной политики и имело всемирно-историческое значение. Оно стало возможным благодаря победе Октябрьской революции, установлению диктатуры пролетариата и созданию социалистического уклада в экономике. 1-й съезд Советов избрал верховный орган власти Союза ССР — ЦИК СССР (председатели: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов и А. Г. Червяков). На 2-й сессии ЦИК было сформировано правительство СССР — СНК СССР во главе с Лениным.

Объединение материальных и трудовых ресурсов в едином государстве имело огромное значение для успешного социалистического строительства. Ленин, выступая в ноябре 1922 на пленуме Моссовета и подводя итоги пятилетия Советской власти, выразил уверенность в том, что «… из России нэповской будет Россия социалистическая» (там же, с. 309).

Осенью того же года Ленин тяжело заболел. Будучи больным, он написал ряд важнейших писем и статей: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше».

В этих работах Ленин подвёл итоги развития советского общества и указал конкретные пути построения социализма: индустриализация страны, кооперирование крестьянских хозяйств (коллективизация), проведение культурной революции, укрепление социалистического государства и его вооруженных сил.

Указания Ленина, сделанные им в последних статьях и письмах, легли в основу решений 12-го съезда партии (апрель 1923) и всей дальнейшей политики партии и правительства. Подведя итоги нэпа за 2 года, съезд наметил пути претворения в жизнь новой экономической политики.

Решения съезда по национальному вопросу содержали развернутую программу борьбы за ликвидацию унаследованного от прошлого хозяйственного и культурного неравенства между народами.

Несмотря на значительные успехи в восстановлении народного хозяйства, в 1923 страна ещё переживала серьёзные трудности. Насчитывалось около 1 млн. безработных. В руках частного капитала находилось до 4 тыс. мелких и средних предприятий лёгкой и пищевой промышленности, 3/4 розничной и около половины оптово-розничной торговли.

Нэпманы в городе, кулаки в деревне, остатки разбитых эсеро-меньшевистских партий и другие враждебные силы вели борьбу против Советской власти. Хозяйственные трудности усугубились кризисом сбыта промышленных товаров, вызванным различиями в темпах восстановления промышленности и сельского хозяйства, недостатками в области планирования, нарушениями промышленными и торговыми органами политики цен.

На промышленные товары цены сложились высокие, а на продукты сельского хозяйства — крайне низкие. Расхождение в ценах (т. н. ножницы) могло привести к сужению базы промышленного производства, подрыву индустрии, ослаблению союза рабочего класса и крестьянства.

Были приняты меры для устранения возникших трудностей, ликвидации кризиса сбыта: снижены цены на промышленные товары, успешно осуществлялась денежная реформа (1922—24), приведшая к установлению твёрдой валюты.

Воспользовавшись острой внутренней, а также сложившейся международной обстановкой и болезнью Ленина, троцкисты предприняли новые атаки на партию.

Они чернили работу ЦК партии, требовали свободы фракций и группировок, выступали против снижения цен на товары, предлагали повысить налоги с крестьян, закрыть нерентабельные предприятия (имевшие крупное народно-хозяйственное значение), увеличить ввоз промышленных изделий из-за границы.

13-я партийная конференция (январь 1924), осудив троцкистов, заявила, что «… в лице нынешней оппозиции мы имеем перед собою не только попытку ревизии большевизма, не только прямой отход от ленинизма, но и явно выраженный мелкобуржуазный уклон» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 2, 1970, с. 511).

31 января 1924 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию Союза ССР. В её основу были положены Декларация и Договор об образовании Союза ССР, принятые 1-м Всесоюзным съездом Советов в 1922. В составе ЦИК были 2 равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей.

Было установлено единое союзное гражданство: гражданин каждой республики является гражданином СССР. Конституция обеспечивала трудящимся СССР широкие демократические права и свободы и активное участие в управлении государством.

Но в то время, в обстановке острой классовой борьбы, Советская власть была вынуждена лишить избирательных прав классово чуждые элементы: кулаков, торговцев, служителей религиозных культов, бывших служащих полиции и жандармерии и др.

Конституция СССР имела огромное международное и внутреннее значение. В соответствии с её текстом были разработаны и утверждены конституции союзных республик.

Продолжалось национально-государственное строительство. Завершался процесс государственного устройства Российской Федерации (к 1925 в неё входили, кроме губерний, 9 автономных республик и 15 автономных областей).

В 1924 БССР из РСФСР передан ряд уездов Смоленской, Витебской и Гомельской губерний, населённых главным образом белорусами, в результате чего территория БССР увеличилась более чем в 2 раза, а население почти втрое. В составе УССР образована Молдавская АССР.

В 1924—25 проведено национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии, в результате которого народы Средней Азии получили возможность создания суверенных национальных государств. Из областей Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик, населённых узбеками и туркменами, образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР.

Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР. Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская АО в составе РСФСР.

3-й съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав СССР вновь образованные союзные республики — Узбекскую ССР и Туркменскую ССР.

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

Гражданская война История Новая экономическая политика (НЭП)

Образование СССР

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Царскую Россию называли «тюрьмой народов», т.к. имели место насильственная русификация окраин, насаждение православия, произвол чиновников в отношении нерусских народов.

После Октября 1917 г.

началось стихийное национально-освободительное движение, которое привело к распаду бывшей империи. Большевики пытались удержать народы в рамках единого государства при помощи вооруженной силы.

В то же время они понимали важность решения вопроса о национально-государственном устройстве страны, где проживают десятки народов, а русские составляют менее половины населения.

В начале 1918 г. СНК принял «Декларацию прав народов России», которая закрепила «право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств».

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» провозгласила Россию «Федерацией Советских республик на основе свободного союза свободных наций».

В русле этой концепции в декабре 1917 г. советское руководство признало независимость Финляндии, в августе 1918 г. — Польши.

Независимость провозгласили Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Эстония, Латвия, Литва и др. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации как формы государственного устройства.

В годы гражданской войны сложился военно-политический союз республик. Летом 1922 г. по решению ЦК РКП (б) начался процесс их объединения в единое государство.

Первоначальный план национально-государственного строительства был подготовлен наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным — «проект автономизации», — который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий, т.е. подчинение их верховному органу власти РСФСР. Ленин подверг критике данный проект, т.к.

считал, что он не обеспечивает равноправие наций и предложил свой проект федерации.

Федерация — объединение республик, имеющих Конституцию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако управление важнейшими отраслями хозяйства и обороны, внешней политикой осуществляет центральная власть.

X Всероссийский съезд Советов в декабре 1922 г. одобрил ленинский проект образования Союза Советских Социалистических Республик. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. На нем были приняты Договор и Декларация об образовании СССР.

В его состав вошли первые союзные республики — РСФСР, УССР, БССР, ЗССР (Закавказская ССР, которая объединяла Грузинскую, Армянскую, Азербайджанскую ССР). В январе 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР.

число союзных республик выросло — образовались Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская республики, в 1939 г. — республики Прибалтики, Молдавская ССР (всего их стало 15). В составе ряда союзных республик были образованы автономные республики, а также автономные области и округа. В 1920-е гг.

свою государственность получили народы Поволжья, в т.ч. удмурты. 4 ноября 1920 г. была образована Вотская автономная область (ВАО). Среди инициаторов ее создания был Трофим Борисов — один из первых врачей-удмуртов, этнограф, лингвист. В 1932 г. ВАО была преобразована в Удмуртскую автономную область, в 1934 г.

Удмуртия получила статус автономной республики (УАССР). Формально в Конституции СССР было зафиксировано право народов на самоопределение, вплоть до их отделения. Однако фактически существовало полное подчинение всех национальных образований органам центральной власти. По сути, была восстановлена Российская империя под руководством коммунистической партии.

какое государство образовалось в 1922 году запиши основные особенности этого нового государства

Общие исторические корни, длительное нахождение народов в составе одного государства, дружественность народов по отношению друг к другу, общность и взаимозависимость экономики, политики и культуры сделали возможным такое объединение. Относительно путей объединения республик не было единого мнения.

Так, Ленин выступал за федеративное объединение, Сталин — за автономию, Скрипник (Украина) — за федерацию.

Избирательных прав лишались непманы, духовенство и кулаки. После возникновения СССР дальнейшее расширение шло преимущественно насильственными мерами или путем дробления республик. В ходе Великой Отечественной войны социалистическими стали Литва, Латвия и Эстония.

Позже из ЗСФСР были выделены Грузинская, Армянская и Азербайджанская ССР.

Таким образом, создание Советского Союза имело противоречивые последствия для народов. Развитие центра и отдельных республик протекало неравномерно.

Чаще всего республики не могли достичь полноценного развития из-за строгой специализации (Средняя Азия — поставщик сырья для легкой промышленности, Украина — поставщик продовольствия, т. д.). Между республиками строились не рыночные, а хозяйственные отношения, предписанные правительством.

Русификация и культивирование русской культуры отчасти продолжало имперскую политику в национальном вопросе.

Однако во многих республиках благодаря вхождению в Федерацию были предприняты шаги, позволившие избавиться от феодальных; пережитков, повысить уровень грамотности и культуры, наладить развитие промышленности и сельского хозяйства, модернизировать транспорт, т. д. Таким образом, объединение экономических ресурсов и диалог культур, несомненно, имели положительные результаты для всех республик.

новая экономическая политика

нэп, проводилась КПСС и Советским государством в переходный от капитализма к социализму период;названа новой, в отличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918—20. Началаосуществляться в 1921 по решению Десятого съезда РКП(б) (См. Десятый съезд РКП), завершилась во 2-йполовине 30-х гг. победой социализма в СССР.

Сущностью нэпа было укрепление союза рабочего класса скрестьянством на экономической основе, установление связи социалистической промышленности смелкотоварным крестьянским хозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений,вовлечение крестьян в социалистическое строительство,«…максимальный подъем производительных сил иулучшение положения рабочих и крестьян…» (Ленин В. И.

, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 43, с. 398).

Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народногохозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базероста социалистических и вытеснения капиталистических элементов, преобразование многоукладнойэкономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельскогохозяйства.

Основы экономической политики переходного периода были разработаны В. И. Лениным ещё весной1918 (ст. «Очередные задачи советской власти» и др.). Условия Гражданской войны и хозяйственной разрухивынудили Советское государство проводить политику «военного коммунизма» (См. Военный коммунизм),ставшую необходимым условием победы в Гражданской войне.

Нарушение в этот период экономическихсвязей промышленности с сельское хозяйством через торговлю, сокращение товарооборота подрывалиматериальные стимулы развития крестьянского хозяйства. Упадок сельского хозяйства затруднял ивосстановление промышленности.

Крестьянство в целом понимало необходимость политики «военногокоммунизма» в период Гражданской войны, но в условиях её завершения продразвёрстка и отсутствиесвободной торговли вызывали его недовольство, чем воспользовались антисов. элементы,спровоцировавшие мелкую буржуазию, в том числе и крестьян, на контрреволюционные выступления (см.

Антоновщина, Махновщина, Кронштадтский антисоветский мятеж 1921). Создалась угроза подрыва союзарабочего класса и крестьянства (См. Союз рабочего класса и крестьянства). Военно-политическая формасоюза рабочих и крестьян исчерпала себя, перед партией встала задача укрепить этот союз наэкономической основе.

Научное обоснование нэпа было дано в 1921—22 Лениным в докладах ивыступлениях на 10-м и 11-м съездах партии, 10-й партийной конференции, 3-м и 4-м конгрессахКоминтерна, 9-м съезде Советов, во многих работах тех лет («О продовольственном налоге», «О значениизолота теперь и после полной победы социализма» и др.).

В них Ленин развил учение о закономерностяхразвития экономики переходного периода, путях и методах преодоления её многоукладности. Нэп вленинском понимании означал использование в интересах строительства социализма товарногопроизводства, товарно-денежных отношений и экономических методов хозяйственного руководства,хозрасчёта и материального стимулирования.

Ленин доказал, что торговля — единственно возможная формасвязи социалистической промышленности с мелкобуржуазным крестянским хозяйством. Разрабатываяпроблемы нэпа, Ленин подчёркивал решающее значение индустриализации на основе электрификациистраны для победы социализма. Он напоминал о единстве основные цели нэпа и плана ГОЭЛРО: «…

Новаяэкономическая политика не меняет единого государственного хозяйственного плана и не выходит из егорамок, а меняет подход к его осуществлению» (там же, т. 54, с. 101). Этот новый подход заключался визменении последовательности решения задач построения фундамента социалистической экономики:сначала оживить сельское хозяйство и мелкую промышленность; затем восстановить и развить крупнуюпромышленность; подготовить и осуществить социалистическое переустройство сельского хозяйства; создатьматериально-технических базу социализма.

В январе — феврале 1921 ЦК РКП(б), Ленин разработали основные вопросы перехода к нэпу. Наоснове решения 10-го съезда партии ВЦИК утвердил 21 марта 1921 декрет о замене продразвёрсткинатуральным налогом. СНК РСФСР установил продналог по зерновым культурам на 1921/22 не свыше 240млн.

пудов (по развёрстке 1920/21 намечалось собрать 423 млн.) и декретом от 28 марта разрешил обмен,покупку и продажу с.-х. продуктов в губерниях, выполнивших продразвёрстку 1920—21.

На Украинепродналог был введён в марте 1921, в Белоруссии — в апреле, в Армении — в июне, в Грузии — в июле;Азербайджан в связи с экономическими трудностями был освобожден от налога на весь 1921.

Замена развёрстки продналогом явилась решающим мероприятием при переходе к нэпу, но неисчерпывала его существа. Она выражала принципиально новую хозяйственную политику партии, политику,призванную решить не только непосредственные задачи восстановления народные хозяйства, но и статьинструментом построения социализма.

Введение продналога дало возможность крестьянству реализоватьизлишки своего производства, что стимулировало развитие сельского хозяйства.

С целью оживлениятоварооборота и удовлетворения потребности населения в промышленным товарах декретом 17 мая 1921была частично денационализирована мелкая промышленность и сохранены в частной собственностипредприятия, которые не были ещё фактически национализированы; декретом от 24 мая 1921 допускаласьчастная торговля.

В соответствии с решениями 10-го съезда партии началась организация торговли впределах местного хозяйственного оборота и налаживание прямого товарообмена между промышленностьюи крестьянским хозяйством через кооперацию (см. Кооперативное движение в России и СССР).

Предполагалось, что товарообмен станет орудием борьбы со спекуляцией и ограничит посредничествочастного капитала между социалистической промышленностью и крестьянским хозяйством. Государствопередало кооперации специальный товарный фонд для обмена на хлеб. Но ограничиться развитием лишьместного оборота и удержаться в рамках товарообмена не удалось.

Всё шире развивалась форма купли-продажи. С осени 1921 стали возрождаться крупные ярмарки, открылись торговые биржи. Были принятырешения об использовании государственного капитализма (См. Государственный капитализм) в видеконцессий, аренды, смешанных обществ.

Декрет СНК от 5 июля 1921 дал право ВСНХ сдавать мелкиепромышленные предприятия в аренду государственным и кооперативным организациям, а также частнымлицам. ВЦИК и СНК РСФСР 7 июля разрешили организацию частных предприятий с числом рабочих неболее 20, позднее — и более крупных.

Государство создало условия для развития кустарно-ремесленногопроизводства (см. Кооперация промысловая). В области сельского хозяйства с целью расширенияпроизводства и увеличения товарности политика ограничения кулачества (См. Кулачество) сочеталась сдопущением аренды земли и использованием наёмного труда. 11 августа 1921 был опубликован «НаказСовета Народных Комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики», в которомподробно излагались задачи ВСНХ, ВЦСПС и СТО по осуществлению нэпа.

Разрешение свободной торговли в условиях мелкотоварного производства вызвало некотороеоживление в стране капиталистических элементов. Стала расти новая буржуазия, т. н. нэпманы — торговцы,арендаторы, скупщики, предприниматели, комиссионеры и пр.

В 1926 их было, вместе с семьями, около 2,3млн. чел. (1,6% населения СССР). Государство строго контролировало и регламентировало деятельностьнэпманов, усиливало их налоговое обложение.

Интересы трудящихся, работавших на частных предприятиях,защищались государством и профсоюзами.

Условия нэпа потребовали перестройки управления народным хозяйством. В мае 1921 в составе ВСНХбыли созданы 16 главных управлений по отраслям промышленности. Они руководили промышленнымипредприятиями через областные (губернские) совнархозы — местные органы ВСНХ.

Для управлениянаиболее крупными предприятиями создавались тресты, которых в 1921—22 было образовано 430.Важнейшие из них (Югосталь, Донуголь, Азнефть и др.) подчинялись непосредственно ВСНХ.

Государственная промышленность была переведена на Хозяйственный расчёт, натуральная оплата за труд,существовавшая при «военном коммунизме», заменена денежной по количеству и качеству труда. Системагосударственных трестов и синдикатов тесно связала промышленные предприятия с рынком.

Ленин поставилперед государственными и хозяйственными органами задачу экономического овладения рынком, укреплениягосударственной торговли и кооперации, урегулирования денежного обращения. В октябре 1921 был созданГосбанк, на который возлагалась задача государственного урегулирования денежного обращения.

В конце1922 были выпущены первые устойчивые денежные знаки в золотом исчислении — червонцы, чтообеспечило твёрдый валютный курс рубля на мировом рынке. После проведения денежной реформы (См.Денежные реформы) 1922—24 натуральный налог в сельском хозяйстве был заменен денежным. Дляорганизации дешёвого кредита крестьянству в феврале 1924 был открыт Центральный с.-х. банк.

Допустив в определённых рамках развитие капитализма (это было временным отступлением вэкономике от тех позиций, которые были заняты в период «военного коммунизма»), экономическоесоревнование социалистических и капиталистических секторов по принципу «кто — кого», партия иСоветское правительство исходили из ленинского положения о возможности выиграть это соревнование, врезультате которого «…из России нэповской будет Россия социалистическая» (там же, т. 45, с. 309).

В 1922 в города и промышленные центры усилился приток с.-х. продуктов и промышленного сырья,началось восстановление промышленных предприятий. Наряду с лёгкой промышленностью постепеннооживала и тяжёлая, 11-й съезд РКП(б) провозгласил отступление оконченным. В 1922—23 шлаперегруппировка сил и подготовка наступления на капиталистические элементы.

Укреплялось ведущееположение государственного сектора народного хозяйства в результате роста социалистической индустрии,государственной и кооперативной торговли. За 3 года (октябрь 1923 — октябрь 1926) доля государственно-кооперативного сектора в общем торговом обороте выросла с 44 до 76%, капиталистического секторауменьшилась с 41 до 19%.

Задачу экономического овладения рынком, поставленную Лениным, партиявыполнила. В промышленности роль частного капитала с самого начала нэпа была незначительной. Вцензовой промышленности (см. Ценз промышленного предприятия) он составлял в 1925/26 только 4% поотношению ко всей валовой продукции и 2,6% к среднему числу рабочих во всей промышленности.

В 1925 вСССР действовали 92 иностранные концессии, из них 43 — в промышленности. На всех концессионныхпредприятиях работало 54 тыс. рабочих. Впроизводстве промышленной продукции концессии игралинезначительную роль.

Доля всей частной промышленности (включая нецензовую — мелкую и кустарную)достигала в 1924/25 24,2%; но значительная часть этой мелкой промышленности составляли кустари иремесленники, не применявшие наёмного труда. Деревенская буржуазия (см. Кулачество) в 1924/25составляла 3,3% крестьянства; но в их хозяйствах работало более 2 млн. батраков.

Социалистический секторв промышленности в 1925 составлял 73,3%, в оптовой торговле 87,9%, в розничном товарообороте 55,9%; в1927 доля социалистического сектора в промышленности достигла 86%, доля частника в розничномтоварообороте снизилась до 35%, в оптовой торговле — до 5%.

Строительство социализма в условиях нэпа сопровождалось борьбой партии противоппортунистических группировок, не понимавших объективных законов экономического развитияпролетарского государства в переходный период и толкавших партию на пересмотр ленинских принциповнэпа.

«Левые» видели в нэпе капитуляцию перед капитализмом, отказ от коммунистической стратегии итактики; «правые» предлагали допустить частный капитал и в крупную промышленность, разрешить куплю-продажу земли, широко привлечь иностранный капитал. Партия доказала теоретическую и практическуюнесостоятельность как «левых» (см.

Троцкизм, «Новая оппозиция»), так и «правых» [см. Правый уклон вВКП(б)]оппортунистов.

Успешно проводя нэп, партия поставила очередными задачами индустриализацию страны [14-й съездВКП(б) в 1925] и кооперирование с.-х. мелкотоварного производства [15-й съезд ВКП(б) в 1927]. Успехисоциалистической реконструкции народного хозяйства создали условия для ликвидации эксплуататорскихклассов в СССР.

К 1928 доля социалистического сектора в валовой продукции промышленности составила82,4%, в розничном товарообороте 76,4%. Начавшаяся в 1929 массовая коллективизация сельскогохозяйства, сопровождавшаяся ликвидацией кулачества как класса, свидетельствовала об успешном решениивопроса «кто — кого» в пользу социализма.

В результате политики ограничения и вытеснения частногокапитала, административных мер борьбы с нарушениями нэпманами и кулаками социалистическойзаконности в начале 30-х гг. эксплуататорские классы в СССР были окончательно ликвидированы.

Вэкономике стали безраздельно господствовать социалистические производственные отношения. Многиеважнейшие элементы научного руководства народным хозяйством, возникшие в период нэпа (использованиеэкономических рычагов в народном хозяйстве, принцип материальной заинтересованности и др.

), вошлисоставными частями в экономическую политику КПСС и Советского государства в условиях победившегосоциализма.

Разработанные Лениным основные принципы нэпа и опыт КПСС в его проведении имеютмеждународное значение.

Экономическая политика диктатуры пролетариата, рассчитанная наиспользование товарного производства, рыночных связей для установления прочного экономического иполитического союза рабочего класса с крестьянством, для вовлечения последнего в социалистическоестроительство, для ликвидации многоукладной экономики и создания социалистической экономики, естьнеизбежная и необходимая политика для каждой страны при переходе к социализму. Опыт СССР творческииспользуется другими социалистическими странами с учётом их исторических особенностей и конкретныхусловий.

66.Сущность коллективизации

Коллективизация сельского хозяйства — одно из важнейших мероприятии большевистского руководства тоталитарного периода. Целью коллективизации была централизация управления сельским хозяйством, контроль за продукцией и бюджетом, преодоление последствий кризиса нэповской экономики.

Важнейшей особенностью коллективизации стала унификация форм коллективных хозяйств (колхозов), которым государство давало определенное количество земли и у которых изымалась большая часть произведенного продукта.

Другой чертой колхозов стала строгая подчиненность всех коллективных хозяйств центру, колхозы создавались директивно на основании постановлений ЦК партии и Совета Народных Комиссаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *