какое глубинное представление вы можете предложить для русского слова поход
Какое глубинное представление вы можете предложить для русского слова поход, река, жена, нашего, весло?
Как выглядит глубинное представление корня со значением ночь, листва?
Как выглядит глубинное представление показателя со значением их, меня?
Как выглядит глубинное представление корня резать, рыхлить, лизать, поджигать
Ответы
при проведении строительных работ застройщики применяют разнообразные строительные материалы. современные строительные технологии предоставляют любому строителю огромное количество разных вариантов технологии возведения жилых строений, от здания до внутренней отделки стен и наружной отделки фасада полностью готового сооружения.при строительстве стен и внутренних межкомнатных перегородок также используются разнообразные виды стройматериалов, в зависимости от целевого предназначения помещения и выдвигаемых требований к его техническим характеристикам. самым популярным материалом, используемым для сооружения внешних, фасадных стен и внутренних перегородок домов, до сих пор остается классический красный кирпич. а раз так, то рассмотрим, как класть кирпичные стены. важно помнить, что работы с кирпичом можно начинать только при наличии ровного и прочного основания. это может быть или (при сооружении внешних стен и несущих перегородок), или бетонный пол (при возведении межкомнатных перегородок). перед началом укладывания необходимо провести разметку на или на полу реконструируемого помещения. если вы возводите внутренние перегородки, в данном случае можно провести вертикальную разметку прямо на стене. для этой процедуры вам понадобится уровень или отвес. как правильно класть кирпичную стену.ровность укладки первого ряда кирпичной кладки вы сверяете прямо по разметке. ровность укладки последующих рядов можно контролировать путем использования натянутого вдоль возводимой стены шнура. горизонтальность кладки уточнить уровень.
начинать укладывать кирпичи надо одновременно с двух краев сооружаемой стены. если стена внешняя – то с двух углов. после начала укладки натяните над крайними кирпичами контрольный шнур. толщина шва между двумя кирпичами должна составлять, примерно, один сантиметр. чтобы убрать лишний раствор, постучите по кирпичу мастерком. излишки цементного раствора кладутся под следующий кирпич. после этого не забудьте проверить горизонтальность кирпичной кладки при уровня.
ну и конечно всегда помните о перевязке! то есть швы между любыми двумя кирпичами любого ряда должны всегда находится примерно посередине кирпича, лежащего под ними. вот мы и рассмотрели, как класть стену из кирпича. знайте, если соблюдать перечисленные выше простые правила, то выложенные вами стены будет всегда ровными и прочными!
Какое глубинное представление вы можете предложить для русского слова поход, река, жена, нашего, весло?
Как выглядит глубинное представление корня со значением ночь, листва?
Как выглядит глубинное представление показателя со значением их, меня?
Как выглядит глубинное представление корня резать, рыхлить, лизать, поджигать
Ответы
непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
стало: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.
темнеет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
пышет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
напиться: непостоянные признаки: изъявительное наклонение.
спрашиваете: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.
спускаетесь: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.
таится: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
темнеет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящ
пышет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
напиться: непостоянные признаки:
спрашиваете: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.
спускаетесь: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.
таится: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
1.учитель заболел и (соединительный) занятие перенесли.
2. он позвонит мне вечером или (противительный) утром.
3. я живу в двухкомнатной квартире, однако (противительный) комнаты маленькие.
4. только изредка прошумят и (соединительный) стихнут старые вербы, или (разделительный) прогудит высоко над домом неизвестно чей самолет.
5. у них жил не только кот, но и (противительный) кролики.
6. больной и метался, и (соединительный) стонал, и (соединительный) бредил.
7. то телега проедет со скрипом, то (разделительный) раздастся голос какой-нибудь бабы идущей на рынок.
8. люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
9. ни ветерок не потянет, ни (разделительный) воробушек не чирикнет, ни (разделительный) ласточка не прощебечет.
10. брат пишет быстро, но (противительный) красиво.
Какое глубинное представление вы можете предложить для русского слова поход, река, жена, нашего, весло?
Как выглядит глубинное представление корня со значением ночь, листва?
Как выглядит глубинное представление показателя со значением их, меня?
Как выглядит глубинное представление корня резать, рыхлить, лизать, поджигать
Ответы
когда я вырасту большая:
я буду сама себе указ. буду целоваться с кем кто мне нравится. буду делать всё одна. и смотреть tv по ночам. ходить одна в кино. слушать музыку во всю громкость. ходить на митинги одна. и маму,папу не слушаться. ездить на метро одна. буду одеваться скак хочу, и жить в своей квартире. покупать то на что денег хватит. буду до полночи веселиться с друзьями. и засиживаться до позна у компа. и сидеть в конктакте.
наши отцы в детстве были знакомы, даже немного общались. но вскоре, как всегда, дети разлетаются кто куда после школы, и на некоторое время связь была потеряна… но однажды, встретившись вновь, мои родители присутствовали на свадьбе родителей ани и наташи. вскоре, через недели две после моего рождения, мои родители положили меня в коляску и повезли гулять. была весна – апрель месяц. гуляя около дома, мои родители встретили родителей наташи… они тоже были с коляской! так и началась наша дружба…
люди разные. у каждого свои интересы,но некоторые, не смотря на свою занятость, встречают весенних гостей с наступлением весны.
что только они не делают. и скворечники стоят и запасаются птичьим кормом, закупают семечки. есть всё-таки небезразличные люди.
а есть и те, кто старается заранее защитить свой огород и дачу от налёта пернатиков.
не каждый возьмёт на себя такую работу, как птицам. и трудно ответить на то,почему люди это делают. ведь у каждого свои потребности. может быть кому-то скучно, кому-то одиноко, а кому-то просто в радость заботиться обо всём,что есть вокруг.
вот так вот. не забываете о наших пернатых друзьях.
1. сложноподчиненное с союзами
2.сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных(а с однородные члены)
Какое глубинное представление вы можете предложить для русского слова весло?
Предложения с служебными частями речи
1. Когда (союз) Юшка рано утром шел по (предлог) улице в (предлог) кузницу, то (союз) старики и (союз) старухи подымались и (союз) говорили, что (союз) вон (частица) Юшка уж работать пошел, пора вставать, и (союз) будили молодых.
2. Старик ничего не (частица) отвечал детям и (союз) не (частица) обижался на (предлог) них; он шел так же (частица) тихо, как (союз) прежде, и (союз) не (частица) закрывал своего лица, в (предлог) которое попадали камешки и (союз) земляной сор.
3. Дети удивлялись Юшке, что (союз) он живой, а (союз) сам
не (частица) серчает на (предлог) них.
4. Тогда дети опять толкали Юшку и (союз) кидали в (предлог) него комья земли, – пусть (частица) он лучше злится, раз (союз) он вправду живет на (предлог) свете.
5. – Сердце-то(частица) в (предлог) них слепое, да (союз) глаза
у (предлог) них зрячие! – произносила Даша. __
Глубинное представление и поверхностная структура
По-видимому, язык — это просто внешняя оболочка человеческих мыслей.
Понимание речи — это процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ (представление) информации, содержащейся в этом сообщении (Resnick, 1985).
Психологи, изучающие то, как люди пользуются речью и понимают ее, разделяют речь на две структуры, или разновидности представления. Глубинное представление речи имеет отношение к ее смысловому компоненту — это те мысли, которые вы хотите передать.
Рис. 3.1. Процесс осмысления сообщения.
«Адресант» хочет сообщить «адресату» свою мысль. Мысль (глубинная структура) известна только «адресанту». Она трансформируется с помощью звуков речи или букв (поверхностная структура), которые помогают «адресату» реконструировать мысль, выраженную в словах «адресанта».
быть представлен на бумаге, экране компьютера или ином материале, предназначенном для письма. Описанный процесс изображен на рис. 3.1.
Как видите, мысль, возникшая в уме «адресанта», это внутренняя, или глубинная, структура. Она известна только ему.
Коммуникация оказывается «успешной», глубинное представление, созданное «адресатом», соответствует глубинному представлению «адресанта». Представление «адресата» о смысле сообщения складывается не сразу, а в течение некоторого времени, так как речь является процессом, характеризующимся определенной последовательностью и длительностью, — произнесенные или написанные слова следуют одно за другим. Все стратегии, направленные на лучшее понимание сообщения, заключаются в следующем: необходимо выстроить свое представление таким образом, чтобы оно максимально точно отражало представление, созданное «адресантом». Пониманию между людьми способствует существующий в их сознании образ окружающего мира, «архитектура когнитивной системы» (Bower & Cirilo, 1985). Если речь отличается неоднозначностью, поверхностной структуре может соответствовать более чем одна смысловая конструкция или глубинное представление. Вот несколько примеров двусмысленных фраз:
• Дети радуются приглашению артиста (Эти слова могут означать, что дети обрадовались тому, что к ним приедет приглашенный артист, или дети обрадовались тому, что их пригласил к себе артист )
• Я развожу гусей (Эту фразу можно истолковать трояко* я занимаюсь разведением гусей, я шофер и развожу гусятину по магазинам; я пасу гусей, а потом веду их по домам )
• Этот дуб был описан Толстым. (Я не буду пояснять, какие два возможных истолкования могут быть здесь даны — можете сами догадаться )
Каждая из этих фраз двусмысленна, поскольку налицо одна поверхностная структура (звучание фразы) и по крайней мере два возможных глубинных представления, или интерпретации.
Дети рады, что артиста пригласили
Дети рады, что артист их пригласил
Когда в процессе общения возникают сложности, часто бывает трудно определить, в чем здесь дело: в мышлении ли «адресанта», в том, как он владеет языком, в том, как владеет языком «адресат» или же в мышлении «адресата». К примеру, возьмем разговор, произошедший между мной и одной пятилетней девочкой, с которой я провела вместе несколько часов. Она попросила меня купить ей гамбургер, и я с удовольствием согласилась это сделать. Пока мы стояли в очереди к прилавку, она объявила во всеуслышание, что хочет, чтобы ее гамбургер был «без мяса». Немало озадаченная, я подумала, что, возможно, она не понимает, что коричневая котлета на булочке, т. е. «гамбургер», — это и есть мясо. Я попыталась объяснить ей это. Стоя на своем, она, еще более громким голосом, повторила, что хочет гамбургер без мяса. Ага, подумала я, она, наверное, хочет булочку с сыром — есть такой сорт чизбургера без котлеты. Но нет, она отвергла это мое предложение, устроив после этого настоящую истерику. Так в чем же все-таки было дело? В том ли, что она не знала значения слов гамбургер или мясо? Или же в ее мышлении, в котором отсутствовала логика? Или во мне? Быть может, мое понятие о том, что такое гамбургер, не соответствовало ее представлениям о нем. Иными словами, являлось ли причиной непонимания несовершенство мышления, несовершенство владения языком или же и то и другое одновременно? Я так никогда и не узнала, чего же девочка все-таки хотела. Мы поспешно ретировались, ощущая на себе недоброжелательные взгляды продавцов и других посетителей. К слову сказать, я захватила с собой в дорогу обычный гамбургер, который она с удовольствием съела в автомобиле, когда я отвозила ее домой.
Коммуникация зависит как от информации, которая присутствует имплицитно (неявно), так и от эксплицитно (явно) данных слов. Чтобы понять смысл, слушатель (108:) или читатель должен делать умозаключения в процессе восприятия высказывания. Рассмотрим следующую простую историю, описанную тремя предложениями:
Мэтт унаследовал крупную сумму денег. Берта обожает бриллианты и меха. Берта вышла замуж за Мэтта.
Хотя здесь представлено очень мало фактической информации, история весьма содержательна. Читатели делают вывод, что Берта вышла замуж за Мэтта из-за денег и что она будет тратить их на бриллианты и меха, хотя такое истолкование может оказаться и ошибочным. Любое сообщение требует от адресата заполнения пробелов, имеющихся между наличными элементами информации, для того, чтобы понять подразумеваемый смысл. Вот почему психологи сравнивают процесс овладения знаниями с конструированием, в ходе которого новая информация объединяется с тем, что уже известно адресату и адресанту. Много лет назад Брюнер (Вгипег, 1957) дал сжатое определение мышлению: «Выход за пределы наличной информации». Понимание имплицитности в речи путем умозаключений — лучший пример, подтверждающий это определение. Подтекст в рекламе
Когда вы строите свою речь, смысл, вкладываемый вами в сказанное, определяется произносимыми словами, общим контекстом, а также вербальными и невербальными средствами выражения. Может получиться, что вы скажете одно, желая сообщить при этом нечто совсем иное. Этот прием часто используется создателями рекламы, стремящимися убедить вас покупать именно их товар, однако стесненными в выборе средств выражения рамками закона.
Телевизионная реклама дорожных чеков компании American Express звучит следующим образом:
«О Боже, мы потеряли свои дорожные чеки! Что же нам делать?» (В этот момент на экране муж и жена в отчаянии заламывают руки.)
За кадром раздается голос известного актера. «Что это были за чеки?» Расстроенная чета отвечает. «American Express».
Знакомый актер успокаивает их: «Как хорошо, что вы приобрели туристские чеки American Express. Вы можете вернуть свои деньги в ближайшем отделении этой компании — вам нужно только перейти через улицу». Пара, теперь уже улыбаясь, исчезает с экрана под мелодию «Не покидайте без них свой дом»
Другие компании, занимающиеся продажей дорожных чеков, выразили свое возмущение этой рекламой, поскольку она подразумевает, что люди, потерявшие чеки других фирм, могут не получить компенсацию. Заметьте, что, хотя об этом обстоятельстве нигде не говорится, из представленной информации вполне можно сделать такой вывод.
Вот еще один пример. В телевизионном ролике, рекламирующем «Листерин», средство для полоскания рта, женщина, по виду принадлежащая к «среднему классу», кутает своих детей в теплую одежду, рассуждая при этом о простуде и гриппе. Она говорит, насколько неприятно, когда у вас «першит в горле» и «течет из носа». Заботясь о здоровье своих близких, она следит за тем, чтобы они правильно питались, не забывали об (109:) отдыхе и физических упражнениях и «полоскали рот «Листерином»». Разумеется, она не упоминает о том, что «Листерин» может предотвратить простуду или вылечить от нее. Это было бы ложным утверждением, поскольку этому нет никаких подтверждений. Однако подобная идея все же подразумевается. Исследования фиктивной рекламы показали, что телезрители, посмотрев подобные коммерческие ролики, часто заключают, что средство для полоскания рта способно защитить их от простуды (Harris R. J., 1977). Создатели рекламы с помощью тщательного подбора слов стремятся к тому, чтобы люди пришли к выводу, что нечто является истинным, в то время как это не так. Авиакомпании и другие фирмы часто хвастаются:
«Дешевле не найдете!»
Они рассчитывают, что потребители сделают вывод, что цены в этих компаниях самые низкие. Конечно, нигде и слова нет о том, что их цены самые низкие, поскольку такое утверждение было бы ложью. Дешевле не найти потому, что все расценки примерно одинаковы.
Если вы начнете относиться к рекламе критически, возможно, вы с удивлением обнаружите в ней явные попытки повлиять на представления человека о чем-либо. Почитайте, например, рекламу средств, якобы помогающих вам избавиться от лишнего веса (различных кремов, специальных купальников для сауны, витаминов, «волшебных» таблеток и т. д.). Даже пресловутые фотографии «до и после» должны способствовать тому, чтобы вы заключили, что «потеряете за две недели 30 и более фунтов», не садясь при этом на диету и не проделывая «утомительных» упражнений.
Р. Дж. Харрис (Harris R. J., 1977) обнаружил, что люди запоминают, как правило, не конкретные фразы, а скрытый смысл сообщения. Если вы уже познакомились с главой, посвященной развитию памяти, это открытие вас не удивит. Значимая информация запоминается легче, чем незначимая. Люди помнят смысл или суть сообщения, а не те конкретные слова, что были сказаны. Мы редко запоминаем предложения слово в слово. Таким образом, наша память о событиях зависит от того, какое истолкование мы им даем в тот момент, когда они происходят.
Правила, способствующие эффективному общению
— Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, — сказал Шалтай презрительно.
— Вопрос в том, подчинится ли оно вам, — сказала Алиса,
— Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, — сказал Шалтай-Болтай. — Вот в чем вопрос!
Льюис Кэрролл («Алиса в Зазеркалье», пер. Н. М. Демуровой)
Чтобы общаться продуктивно, вам необходимо иметь ясное представление не только о тех мыслях, которые вы хотите сообщить своему слушателю, и словах, с (110:) помощью которых вы это сделаете, но и о многом другом. Какова цель общения? Что представляет из себя слушающий? То есть каков его возраст и социальный статус? Много ли слушающий знает или хочет знать о предмете сообщения? Ответы на все эти вопросы определяют характер коммуникации. В зависимости от них мы неосознанно меняем манеру речи или письма, даже не отдавая себе отчета, насколько наше использование языка зависит от слушающего. Коммуникация всегда подчиняется определенным правилам, пусть даже вы о них никогда не слышали.
Правило 1. Сообщайте слушающим только то, что они, по вашему мнению, хотят знать
Как бы вы ответили на простейший вопрос «Где вы живете?» Если я задам вам этот вопрос, встретившись с вами в Европе, вы, скорей всего, ответите «В Соединенных Штатах». Если я задам вам тот же вопрос в Нью-Йорке, вы назовете свой родной штат: «В Пенсильвании». Если я обращусь к вам с этим вопросом на территории вашего университетского городка, вы, возможно, ответите: «В общежитии». Если я спрошу вас о том же, повстречав вас в общежитии, вы можете сказать в ответ: «В корпусе Д, в комнате 331». И, наконец, если я задам вам этот вопрос, находясь в вашей комнате в общежитии, вы, наверное, назовете мне ваш родной город. Вопрос остается одним и тем же, зато меняется ответ — в зависимости от обстановки, в которой задается вопрос, и от того, что, как вы предполагаете, я хочу узнать. Информация, которую вы считаете нужным передать, определяется тем, какова цель общения.
Правило 2. Не сообщайте слушающим то, что им уже известно
Я начала первую главу с общих слов о мышлении и необходимости овладевать навыками критического мышления. Вы, скорее всего, не нашли в этом ничего необычного. Предположим, я бы стала предварять все главы этой книги теми же словами. Вы бы не только посчитали это довольно странным, но и поставили бы под сомнение мой уровень умственного развития.
Когда вы выступаете с каким-то сообщением перед аудиторией, то соизмеряете объем новой информации, представляемой вами, с информацией, уже известной слушателям. Если вы дадите слишком много свежей информации, они придут в растерянность и не смогут воспринять ее смысл; если же вы будете преподносить своим слушателям слишком много известных им сведений, им станет скучно. Соотношение между известной и новой информацией называется отношением данное/ новое (Clark & Haviland, 1977).
Это отношение определяет то, насколько легким или трудным окажется общение. Если речь (произнесенная или написанная) содержит для слушателя или читателя чересчур много новых сведений, понять ее будет трудно. Никто не станет прослушивать курс лекций по биохимии, не получив базовых знаний в области биологии и химии. Учебный процесс, если он правильно построен, должен способствовать (111:) тому, чтобы новый материал органично встраивался учащимися в систему уже усвоенной ими информации.
Правило 3. Изменяйте форму подачи своего сообщения, учитывая уровень знаний, возраст и социальный статус слушателей
Допустим, вы — опытный программист, и перед вами стоит задача описать работу компьютерного центра группе посетителей. Вероятно, вы станете менять форму подачи необходимой информации, учитывая то, кто находится перед вами: группа политических деятелей, третий класс начальной школы, ваш преподаватель истории, близкий друг или опытный программист из другого университета.
В вашем сообщении будет больше или меньше технических подробностей в зависимости от того, что, на ваш взгляд, известно слушателю по данному вопросу. Политикам вы можете сообщить о том, насколько дорого содержать и обслуживать компьютерный центр; третьеклассникам достаточно будет рассказать, что умеют делать компьютеры, своему преподавателю истории вы можете объяснить, как лучше использовать компьютеры в научных исследованиях; близкому другу можете просто пожаловаться на то, что вам недоплачивают, а с коллегой-программистом поговорить о мощности ваших компьютеров и о том, как вы боретесь с компьютерными вирусами.
Читабельность текста (или легкость, с которой может быть понята устная речь) зависит в значительной мере от того, насколько близко читателю его содержание Документы, касающиеся сбора налогов или иных правовых вопросов, многим из нас так трудно понять потому, что они пишутся юристами и экономистами и рассчитаны опять же на юристов и экономистов — людей, глубинные представления которых о вопросах, излагаемых в этих документах, отличаются высокой степенью конкретности и упорядоченности. Остальным же приходится делать гораздо больше умозаключений и операций по поиску в памяти, чтобы понять, о чем идет речь, поскольку их глубинные представления о данном предмете фрагментарны. Вот почему всякий раз, когда мы имеем дело с тем или иным видом сообщений, важно принимать во внимание характерные особенности читателя или слушателя. Другими словами, уровень представлений, знаний и ожиданий людей, которым адресуется информация, должен определять то, насколько конкретной она будет и какие именно слова будут употреблены. Трудность текста заключена не в самом тексте, а в его взаимодействии с читателем.
Правило 4. Говорите правду
Когда мы общаемся друг с другом, предполагается, что передаваемая информация истинна. Это условие обязательно, если мы хотим, чтобы общение было содержательным. Конечно, иногда люди говорят неправду. Каким образом вы обрабатываете информацию, если предполагаете, что говорящий лжет? Вы тщательно проверяете все компоненты сообщения. В целом же, если слушатель подозревает, что говорящий нарушает данное правило, полноценный процесс общения прекра-
щается. Подобная ситуация очень ярко описана Чанг (Chang, 1993), рассказавшей о жизни китайцев в период правления Мао — время, когда никто не осмеливался говорить правду. «Вся нация незаметно стала двуличной. Слова расходились с реальностью, делами и мыслями людей. Лгать стало очень легко, потому что слова утратили свое значение» (р. 298).
Правило 5. Представляйте свое сообщение в простой и доходчивой форме
Марк Твен был абсолютно прав, когда сказал: «Избегайте многословия». Информация лучше всего воспринимается тогда, когда она излагается простым и доходчивым языком. Отдельные люди полагают, что употребление многосложных слов и замысловатых фраз является признаком интеллекта. Они заблуждаются. Гораздо сложней выразить сложную мысль с помощью простых слов, чем изложить простую идею сложным языком. Превращение наших частных мыслей в понятную языковую конструкцию — отличительная черта процесса познания.
Правило 6. Не забывайте о манере своей речи и контексте сообщения, если хотите быть понятыми
Смысл сообщения определяется не только словами, которые мы употребляем для его передачи, но также контекстом сообщения и используемой манерой речи. Не приходилось ли вам слышать, как кто-либо произносил слова: «Я сделаю это для вас с огромным удовольствием» таким тоном, который ясно показывал, что человеку очень не хочется этого делать?
Контекст крайне важен для понимания смысла сообщения. Слова: «Еда — на столе» могут являться как приглашением сесть за стол, так и простой констатацией факта — все зависит от их контекста. Контекст также используется для определения того, какое из двух возможных значений двусмысленной фразы имеется в виду. Смысл предложения: «Я развожу гусей» обычно не вызывает сомнений, когда оно включено в определенный контекст. Контекст способствует пониманию постольку, поскольку он влияет на то, как мы воспринимаем поступающее сообщение
Экман (Ekman, 1992) ввел понятие «лгущей правды». Речь идет о той ситуации, когда кто-то в сущности говорит правду, но у слушателя складывается противоположное впечатление. Экман приводит в качестве примера случай с одним мужчиной, который годами изменял своей жене, умело скрывая от нее свою неверность. Несколько раз он даже брал деньги из ее кошелька, чтобы купить цветы другой женщине. Жена каждый раз замечала пропажу и, ничего не подозревая, говорила ему: «Я могу поклясться, что у меня в кошельке лежало еще 50 долларов; должно быть, я их потеряла» Наконец, она все-таки заподозрила своего мужа в неверности, так как обнаружила в его пиджаке, который понесла в химчистку, спички из местной гостиницы. Когда она предъявила ему эту улику, он сказал ей в ответ «чистую правду»: «Все правильно. Я занимаюсь любовью в обеденный перерыв. Кстати, ты помнишь те случаи, когда ты думала, что потеряла свои деньги? Так вот, ты ничего не теряла» Я их крал — чтобы покупать по-
Рис. 3.2. Примеры того, как контекст влияет на смысл сообщения.
Обратите внимание, что буква «D» в слове «RED» идентична «В» в «DEBT» (Источник Rumelhart D. Е., McClelland J. L. & the PDP Researsh Group, 1986)
дарки любовницам. Так, дай-ка мне вспомнить, какие еще мерзости я совершил. » Муж как будто бы полностью признал свою вину, но его намерение было противоположным: сбить с толку жену, выдав все за шутку. Все дело в интонации!
На рис. 3.2 влияние контекста показано наглядно. Вы без труда прочтете любое из представленных слов. А теперь внимательно посмотрите на буквы, из которых эти слова состоят. Буква «Н» в слове «THE» идентична «А» в «CAT», однако вы могли этого и не заметить. Подобным же образом наше восприятие «закапанных чернилами» букв определяется тем, каковы другие буквы, составляющие контекст слова. Контекст служит надежной подсказкой, способствующей формированию наших знаний об окружающем мире.