какое движение в белоруссии
Почему у нас правостороннее движение?
Александр Аттецкий в своей «японке» периодически встречает на дороге удивленные взгляды. Уже очень мало в Беларуси осталось праворулей.
По новым правилам, участие в дорожном движении транспорта с правосторонним расположением органов управления разрешено лишь в том случае, если он зарегистрирован до 10 августа 2002 года. Считается, что в этих авто на дорогах с правосторонним движением обзор хуже.
Александр Аттецкий:
Иногда путаешь щетки с поворотами — это единственный момент. У меня друг живет в Японии. Когда он приехал сюда, он по привычке боялся выехать на встречную полосу.
Япония, Великобритания, Ирландия, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур. Около четверти стран мира выбрали в качестве полосы движения для автомобилей — левую, что большинству из нас кажется странным: почему бы не ввести одно правило для всех. Откуда такие разночтения? Традиции как левостороннего, так и правостороннего движения имеют давнюю историю. Они зародились задолго до изобретения автомобиля.
Правостороннее движение возникло еще во времена средневековья, когда по дорогам ездили всадники на лошадях. В левой руке они держали щит, а правой могли защититься в случае нападения, поэтому и держались правой стороны. По другой версии, когда разъезжались повозки, легче было натягивать вожжи правой рукой, которая у большинства людей более развита.
А левостороннее движение появилось в Англии, там активно развивалось судоходство. Для того, чтобы упорядочить движение судов, морское ведомство выдало указ, по которому корабли обязаны были держаться левой стороны.
Позже это правило распространилось и на автомобильные дороги, а затем на страны, которые находились под влиянием Британии. Хотя Япония не была частью британской империи, движение по ее дорогам также левостороннее. Привычка эта уходит корнями в эпоху, когда страной правили самураи.
Первые американские автомобили были с правым рулем, считалось, что более практичным быть к центру дороги, чтобы не зацепить встречный автомобиль. Только вначале 1900-х годов начали выпускать леворульные машины.
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение. Но затем, одно за одним государство переходило на новые правила.
Правый руль на легковых итальянских автомобилях до 60-х годов был наследием прежней традиции: считалось, что джентльменам не пристало выходить из-за руля сразу на тротуар.
Одной из последних стран перешедших на правостороннее движение была Швеция. Происходило это так: в 1967 году в 04.50 утра все транспортные средства, должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5.00.
В 1960-х годах менялась ситуация даже в такой консервативной стране как Великобритания. Однако власти сделали все, чтобы этого не произошло. Главным аргументом являлся тот факт, что на изменение сложившейся инфраструктуры потребуется миллиарды фунтов. На сегодняшний день 34% населения мира водят автомобили по левой стороне, а 66 — по правой.
На белорусских дорогах: писаные и неписаные правила
Собираясь посетить Республику Беларусь или проехать ее транзитом, предусмотрительные путешественники стараются узнать как можно больше о «подводных камнях», на которые можно наткнуться в дороге: от различий в российских и белорусских ПДД до незнания некоторых реалий, которые могут создать сложности. Это в принципе касается любой другой страны, но Беларусь в этом отношении может быть обманчивой: отсутствие языковых и, по сути, пограничных барьеров порой заставляют россиян забыть, что они все-таки въезжают в другое государство. И напоминание об этом они могут получить не в самых приятных обстоятельствах.
Предельная скорость
Существует распространенный миф о том, что по белорусским дорогам можно передвигаться со скоростью 120 км/ч. На самом деле, на большинстве дорог действует ограничение 90. И только на международных и республиканских трассах (и то не на всем их протяжении) установлена предельная скорость 120, 110 или 100 км/ч – как, к примеру, на дороге Минск – Москва или Минск – Гродно – Белосток.
При этом может быть установлена разная скорость для легковых и грузовых машин – 100 км/ч для легковых и 80 км/ч для грузовых и т.д. Знаков достаточно, за ними нужно просто внимательно следить, чтобы не пропустить момент, когда нужно ехать уже не «соточку», а 90 или вовсе 70 км/ч. Тем более, что российской практики «плюс двадцать» в Беларуси нет. Считается, что иногда можно превысить не более, чем на 10 км/ч, однако в ряде случаев могут привлечь к ответственности и за «плюс пять», так что лучше не рисковать без нужды.
Уменьшать скорость согласно дорожному знаку нужно практически перед всеми крупными перекрестками или развязками с круговым движением. Находясь в населенных пунктах, тоже следует быть внимательным: ограничение скорости может быть перед школами, больницами, просто пешеходными переходами, многочисленными «лежачими полицейскими» и т.д.
Ехать придется и 50, и 40, и даже 30 км/ч, при этом нарушать это правило не рекомендуется. Не стоит искушать судьбу, беря пример с некоторых отчаянных белорусов. Во-первых, вы не можете знать, какие административные последствия ждут того или иного конкретного нарушителя – очень может быть, что он уже нарвался на неприятности. Во-вторых, за нарушение ПДД гражданина РБ все-таки не выгонят из его страны. А вот в отношении россиян такая практика есть.
Цепкие лапы гаишников
Особо злостных нарушителей могут подвергнуть одновременно штрафу, аресту на пару месяцев и депортации с запретом несколько лет въезжать в Беларусь. Показательная история была в 2014 году, когда накопивший 69 нарушений гражданин РФ, живший в Минске больше 10 лет с семьей, за выезд на дорогу в нетрезвом состоянии был выдворен в Россию после трехмесячного ареста и выплаты штрафа.
Если ваше превышение скорости где-то фиксировали камеры – будьте уверены: стоит вам хоть раз попасться «в лапы» белорусским гаишникам, они «пробьют по базе» все ваши неоплаченные нарушения, и размер вашего штрафа будет исчисляться по самой высокой шкале. Не рекомендуется при этом пытаться «решить проблему на месте». Взятки у вас не возьмут, а могут еще и пригрозить судом.
Разумеется, и здесь случается коррупция среди дорожных стражей – на уровне родственных и прочих связей в неординарной ситуации, но у вас таких нужных связей, скорее всего, нет. А если некий ушлый житель РБ пообещает вам «решить проблему», поскольку у него свояки в прокуратуре, МВД и чуть ли не у самого Лукашенко – знайте, что перед вами просто мошенник. Проще и дешевле заплатить штраф. Во всех отделениях Беларусбанка это можно сделать обычной рублевой пластиковой картой.
Платные дороги
Есть еще один, на сей раз пугающий, миф для новичков – белорусские платные дороги. Многие, невнимательно прочтя информацию на эту тему, перед поездкой составляют альтернативные маршруты. Действительно, плата на том или ином участке большой трассы по закону может взиматься лишь там, где есть возможность альтернативного бесплатного проезда, который бывает к тому же очень интересен: второстепенные дороги по качеству асфальта, разметки и т.д. ненамного хуже ключевых транспортных артерий, а по километражу бывают даже короче – идут через населенные пункты, повторяя древние тракты. Кто не торопится и любит новые впечатления – лучшего не пожелать. Бывает даже по две-три альтернативы скоростной трассе, выбирай на вкус. Новые города и села, исключительной красоты пейзажи…
На фото: музей Дудутки под Минском
Но когда вы торопитесь, помните: платить вам ничего не нужно, если вы владелец транспортного средства меньше 3,5 тонн весом, и это транспортное средство зарегистрировано на территории Таможенного Союза. А вот водитель грузовика, белорус он, россиянин или житель Евросоюза, платить должен. Тут и правда есть подвох.
Нигде нет никаких шлагбаумов с кассами и терминалами. К пунктам обслуживания платной дороги ведут указатели на погранпереходах, на некоторых заправках, в областных центрах. О платности того или иного участка и об окончании этого участка сообщает дорожный знак. Никто и нигде не стоит у тебя над душой. Но в один прекрасный день тебя останавливает ГАИ или ты пересекаешь границу, возвращаясь домой или направляясь в другую страну. И тебе сообщают, что, не удосужившись узнать, как все-таки заплатить 10 или 100 евро за пройденную дистанцию, ты «влетел» на тысячу этих самых евро. А если не заплатил штраф, все-таки выехав за пределы РБ – придется платить при следующем въезде. Бывают и более серьезные санкции.
Дело в том, что с 2013 года в РБ существует электронная система BelToll. Въезжая в Беларусь, водитель ТС, проезд на котором подлежит оплате, должен в ней зарегистрироваться и получить специальное бортовое устройство, вроде нашего транспондера (оно выдается под денежный залог), а также внести деньги на специальный счет (его можно пополнять). Кстати, бортовое устройство можно сдать в любом пункте оплаты перед выездом из Беларуси – и залог вернут.
При прохождении платного участка нужная сумма списывается (в белорусских рублях, из расчета 9 и более евроцентов за километр). Если же бортового устройства нет, или при его получении было заявлено меньшее число осей, или оно оказалось переставлено на другой автомобиль с другим номером – будет штраф. Сейчас, правда, стало полегче хотя бы с тем, что штрафы можно платить прямо в пунктах обслуживания.
Что делать и чего не делать
В целом ПДД действительно мало отличаются от российских, разве что соблюдают их в РБ «более неукоснительно». Следует запомнить несколько особенностей. Останавливаться (а не просто снижать скорость) нужно перед любым железнодорожным переездом и на знаке «Стоп».
Выезд с прилегающей территории считается перекрестком неравнозначных дорог. Опасно «бегать за сигаретами», оставив машину в неположенном месте «на аварийке». Как и не стоит парковаться ближе 15 метров до и после (!) пешеходного перехода. У нас, как вы знаете, «запретная зона» за «зеброй»заканчивается.
Зато в РБ пока еще не обязательно днем включать фары ближнего света. Это непривычно, особенно в пасмурную погоду или в сумерках, когда на трассе из туманного марева очень близко выныривает серая машина без ходовых огней на фоне серого асфальта. Впрочем, все больше водителей все-таки ездит с включенными фарами.
Лучше всего с этим обстоит в окрестностях приграничного Гродно, подтягиваются минчане. Очевидно, сказывается опыт частых поездок в Евросоюз. А вот в Витебской области любителей ближнего света днем – единицы. Хотя здешние жители живут недалеко от России, где включать фары нужно согласно ПДД.
Лошади и тракторы
На дорогах РБ часто явление, именуемое «гужевой повозкой». Лошадей здесь много, и они востребованы. Но если такое явление обнаруживается иногда на российских дорогах (точно так же, как трактор или комбайн) – оно становится воплощенным ужасом водителя. Здесь же возчик или тракторист при первой же возможности уйдут на обочину и пропустят автомобилистов. Впрочем, они редко выезжают на самые большие магистрали – сказывается то самое наличие альтернативных проездов.
Немного хуже, если вы на двухполосной дороге нагнали комбайн – обгон вам будет совершить трудно, потому что чудо сельхозтехники «растопырится» на полторы полосы и закроет вам обзор. Впрочем, нервничать не стоит – комбайн скоро съедет, ему есть куда – на грунтовку среди полей, на местный колхозный асфальт и т.д. Совсем непроезжие дороги в Республике Беларусь найти очень трудно, а где они есть, там нет и комбайнов – пущи, болота…
В городе телега с лошадью не создает особенных проблем – и так серьезное ограничение скорости. Но в некоторых городах (например, в Новогрудке) можно увидеть любопытный дорожный знак: запрет въезда в центр не только грузовиков, но и конных повозок.
Уступят вам дорогу не только лошади и тракторы. В особенности на западе страны часто можно видеть картину: фура или автобус при вашем приближении уходят почти целиком на обочину, пропуская более быструю машину. Да и легковушка, которая едет не сильно торопясь, тоже посторонится. Это считается вежливым, в свою очередь, за это принято благодарить «аварийкой». Более того, на двухполоске часто уйдет на обочину и встречная машина, сделав более удобным ваш обгон. Соответственно, если вы едете не торопясь, то помните: того же все ждут и от вас.
Не теряйте бдительности!
В целом нельзя сказать, что белорусские водители так уж идеальны. Сколько угодно, например, можно встретить тех, кто пренебрегает двойной сплошной (когда им «так удобнее и они никому не мешают»). Случаются и «быкующие летуны», и пьяные, и просто неадекваты. Тем не менее при сравнении статистики ДТП, например, сопоставимого по населению с Беларусью Петербурга и Ленобласти со статистикой по РБ (при значительно большем числе транспортных средств в Беларуси) мы видим, что и число ДТП, и пропорция происшествий с человеческими жертвами в Республике Беларусь значительно ниже – в отдельные годы ниже в 10 раз.
Поэтому, приезжая в Беларусь, легко поддаться умиротворяющему чувству безопасности, которое возрастает при виде ровного асфальта и выкошенных обочин. Но расслабляться все-таки не рекомендуется. В конце концов, на идеальную трассу может выскочить лось, весеннее половодье может снести старинный мостик, а недисциплинированный грибник (еще и игнорирующий обязательное ношение пешеходами светоотражателей), может появиться перед вами в самом неожиданном месте. Не стоит забывать и о том, что вы здесь будете не единственным водителем из России, который поддался умиротворяющему чувству безопасности и решил «втопить по полной».
На фото: памятник «Чемоданное настроение» (памятник путешественнику), Гомель
Отличия Белорусских Правил дорожного движения от российских
Белорусские Правила дорожного движения в принципе не намного отличаются от российских. Хотя своя специфика в них есть. Характерной особенностью белорусских ПДД является наличие большого количества терминов и понятий, закрепленных в разделе «Общие положения».
В Беларуси штрафы для нарушителей дорожного движения измеряются в базовых величинах. Базовая величина — это законодательно устанавливаемый показатель, используемый для расчета штрафов, пеней, неустоек, тарифов, государственных пошлин и иных подобных платежей.
За непредоставление преимущества транспортным средствам оперативного назначения или непринятие мер для обеспечения их беспрепятственного проезда на водителя могут не только наложить внушительный штраф от двух до десяти базовых величин ($34–170), но и лишить права управления транспортным средством на срок до одного года.
Если вы, управляя автомобилем на территории Беларуси, нарушите правила расположения транспортных средств на проезжей части либо выедете на полосу встречного движения там, где это запрещено, — вас подвергнут штрафу в размере от пяти до десяти базовых величин ($85–170). Кроме того, за подобные нарушения автоинспектор может лишить водителя права управления транспортным средством.
Если любое из вышеперечисленных нарушений стало причиной возникновения аварийной обстановки, то на водителя налагается штраф в размере от десяти до двадцати базовых величин. При этом виновного могут лишить права управления транспортным средством на срок до двух лет.
Таким образом, правила остановки и стоянки транспортных средств в Беларуси намного более строгие, чем в России. Например, если в России нельзя останавливаться ближе 5 м перед пешеходным переходом, то в Беларуси запрещена остановка ближе 15 м по обе стороны от пешеходного перехода. Белорусские ПДД, в отличие от российских, также запрещают останавливаться на двухполосной дороге напротив транспортного средства, припаркованного на противоположной стороне. Кстати, в белорусских Правилах дорожного движения есть важная оговорка: включение водителем аварийной световой сигнализации при преднамеренной остановке и стоянке в местах, где они запрещены, не освобождает его от ответственности за нарушение требований правил остановки и стоянки транспортных средств.
Это положение направлено на предотвращение ситуаций, когда водители останавливаются в запрещенных местах, чтобы, например, сбегать за пачкой сигарет или еще по каким-то делам. Включением аварийной сигнализации оправдаться не получится, и на нарушителя будет наложен немалый штраф.
Находясь в Беларуси, помните, что в этой стране на перекрестках запрещено перестроение. Исключением являются перекрестки с круговым движением, что, впрочем, неудивительно: на них без перестроения не обойтись. За нарушение данного требования на водителя налагается штраф в размере от одной до пяти базовых величин ($17–85).
Если на дороге, имеющей две (и более) полосы для движения в одном направлении, соседняя полоса (полосы) занята движущимися транспортными средствами, то водителю разрешено перестраиваться в нее только для выполнения соответствующего маневра (поворот, разворот, объезд препятствия либо остановка). В остальных случаях занимать данную полосу запрещено, поскольку это может осложнить дорожную обстановку.
В белорусских Правилах имеется очень важное и полезное положение, направленное на предотвращение заторов на дорогах. Если на дороге, имеющей две и более полосы движения в одном направлении, из-за препятствия на одной из них образовался затор, водитель каждого транспортного средства, движущегося по соседней полосе движения, должен дать возможность перестроиться на его полосу одному из стоящих в заторе транспортных средств. Несоблюдение этого требования ПДД квалифицируется как нарушение правил маневрирования и карается штрафом в размере от одной до пяти базовых величин ($17–85).
Разворот в Беларуси запрещен в тех же местах, что и в России. Однако есть важный нюанс: если в России нельзя разворачиваться на пешеходных переходах, то в Беларуси этот маневр также запрещен на расстоянии 15 м с каждой стороны от перехода (кроме случаев разворота на перекрестках в разрешенном месте).
Что касается движения задним ходом, то в Беларуси оно запрещено там же, где и разворот, а также на перекрестках, за исключением перекрестков в жилых зонах.
Чем белорусские ПДД отличаются от наших
Автомобильное движение в Беларуси в целом более спокойное, чем в России. Столичный минский трафик с московским точно не сравнить, он спокойнее в разы. Поэтому и на дорогах в роли водителя, и на тротуарах в амплуа пешехода чувствуешь себя вполне комфортно, несмотря на то что находишься в другой стране.
Но несмотря на кажущуюся простоту движения по белорусским дорогам, несколько отличий в ПДД все равно есть. На самом деле их достаточно много, всего около пятнадцати пунктов, но по большей части это какие-то малозначимые моменты, которыми можно не забивать себе голову. А про основные я сейчас расскажу.
Начнем со скоростного режима. По основным скоростям в РБ все точно так же, как в России: 60 в городе, 90 за городом и 110 км/час на магистралях. Если знак разрешает ехать больше, значит газ в пол. Но есть одно «но»: у нас водители автоматически в уме прибавляют к максимально разрешенной скорости +19 нештрафуемых километров, а в Беларуси за такое уже положен штраф.
Штрафуется уже превышение на 10 км/час, следовательно без санкций ехать можно со скоростью максимум знак+9 км/час. Вообще в чужой стране лучше не нарушать вовсе, но знать про эти «условно бесплатные» километры все равно нужно. Ах да, и еще выезд нет с прилегающей территории считается перекрестком неравнозначных дорог, так что это тоже надо учитывать, чтобы знать, когда заканчивается действие того или иного знака.
Есть еще несколько правил дорожного движения в Беларуси, которые для нас покажутся довольно странными. Например, с круга на дорогах РБ можно выезжать не только с крайней правой полосы, как у нас, а с любой. Как по мне, правило довольно странное, потому что один автомобиль может ехать по крайней полосе по кругу, а другой – съезжать из центра круга.
По российским ПДД в таком случае сразу понятно, кто прав, а кто виноват в случае ДТП, а здесь возможны разночтения. Вроде бы и первый ничего не нарушал, двигаясь по крайней правой по кругу, и второй тоже, сворачивая из центра круга. По логике вещей здесь в действие должно вступать правило правой руки, но все равно потенциальная опасность налицо.
А вот обгонять на перекрестках в Беларуси нельзя, ни на каких и никогда. У нас же можно при движении по главной. Здесь белорусские Правила кажутся мне более логичными, потому что вообще обгон на перекрестке — не самое безопасное занятие.
Сам я никогда на перекрестках не обгоняю даже если стоит знак «Главная дорога», так что с этим пунктом белорусских ПДД я полностью согласен.
Это лето в Беларуси выдалось довольно засушливым, поэтому грибов мало. А в другие лета вдоль дорог по трассе от Минска в сторону Бреста машины стоят чуть ли не через каждые двадцать метров. По крайней мере, так говорят местные.
К слову о качестве дорог в РБ. Они примерно вот такие, как на фото.
Еще если сзади едет автомобиль с включенным красным проблесковым маячком, нужно не просто подвинуться вправо и уступить ему дорогу, как в России, а остановиться у обочины. С этим лучше не шутить, потому что неповиновение инспектору ГАИ в Беларуси — это одно из немногих нарушений, за которые положен не просто штраф, а административный арест. Если будет погоня, то могут возникнуть проблемы.
Машин на российских номерах в Беларуси довольно много
В принципе отличий от российских ПДД по мелочам еще довольно много. Например, знак аварийной остановки за городом нужно ставить на расстоянии 40 и более метров, а не тридцать, как у нас.
Или правило для велосипедистов: в Беларуси они официально могут ездить по тротуару, а в России это формально запрещено. Но по большому счету это все мелочи по сравнению с нештрафуемыми километрами и порядком проезда круговых перекрестков.
Есть еще какие-то пункты, про которые забыл? Если есть, прошу напомнить.
Медбаза и коробка-автомат. Новый закон «О дорожном движении»: какие изменения ждут белорусских водителей
Белорусских водителей ожидают значительные изменения.
4 октября на ш естой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва будет рассмотрен законопроект «О дорожном движении», который предусматривает ряд нововведений в документе. Все они уже были приняты депутатами в первом чтении весной, пишет AV.BY.
Один из пунктов проекта — появление водительских прав на управление автомобилем только с автоматической коробкой передач. Ранее председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Александр Шевченко отметил:
— Зачем усложнять процесс получения водительского удостоверения, если человек не собирается ездить на механической коробке? В этом вопросе мы прислушались к гражданам. Кстати, водительское удостоверение тоже будет с пометкой «только на автоматической трансмиссии». Если же водитель с таким документом сядет на авто с другой коробкой передач, он будет приравнен к лицу, у которого нет права управления.
В законопроекте нашлось место и для урегулирования правовых отношений в сфере использования мотовездеходов. Было решено официально закрепить возможность получения водительских удостоверений, которые разрешают управлять такими транспортными средствами. Теперь они будут приравнены к категории тракторов и самоходных машин. Появятся новые категории водительского удостоверения — H и I. Допуск к праву управления такими транспортными средствами будет с 17 лет, медицинская справка также будет необходима. Если у водителя уже есть другая категория прав, то она подойдёт и для получения этих категорий.
В числе прочих новшеств, которые предусматриваются готовящимся проектом, значится появление информационного табло на МКАД. Когда происходят заторы, оно могло бы отслеживать в режиме реального времени ситуацию на дороге, пробки и информировать водителя об этом заблаговременно — за километр или два. Также планируется разрешить автошколам не согласовывать с ГАИ маршруты, по которым происходит обучение вождению: «Мы предлагаем просто обозначить улицы, на которых обучать нельзя».
Предполагается упразднить контроль за проведением на диагностических станциях гостехосмотра транспортных средств, ввести договорную основу для его организации, а также автоматизированный учёт результатов.
Законопроектом предусматривается ведение Минздравом централизованной базы данных о выданных водительских медицинских справках. Теперь медики, выдавая справку, будут видеть, обращался ли человек за медицинской помощью и по какому профилю, есть ли у него заболевания, входящие в список тех, при которых запрещено водить авто. Доступ к этим сведениям будет иметь МВД.
Законопроект также дополнен положениями, предусматривающими увеличение срока (с 30 до 60 дней), по истечении которого водитель считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной в связи с выдачей ему направления на прохождение обязательного медицинского переосвидетельствования.
Планируется, что российские граждане получат право управлять транспортными средствами на территории нашей страны на основании своего национального водительского удостоверения до истечения срока его действия, независимо от получения ими вида на жительство или гражданства Республики Беларусь. В настоящее время иностранные граждане должны в течение 90 дней с момента получения белорусского гражданства либо вида на жительство получить водительское удостоверение национального образца. В противном случае они считаются утратившими право управления автотранспортными средствами на территории Беларуси.
В ходе доработки закона Палатой представителей в первом чтении из него были исключены положения о балльной системе. Вместе с тем упразднён талон к водительскому удостоверению на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом. Исключена необходимость наличия медицинской справки о состоянии здоровья при осуществлении отдельных административных процедур.