какое дополнение могут присоединять переходные глаголы
Переходные и непереходные глаголы в русском языке
Глаголы русского языка делятся на переходные и непереходные. Грамматическая категория переходности является постоянным признаком каждого глагола.
Выясним, что такое переходные и непереходные глаголы в русском языке.
Что такое переходные глаголы
Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например:
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ | НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ |
---|---|
везти санки | бродить по лесу |
увидеть мальчика | стоять на мосту |
написать письмо | помогать маме |
учу уроки | руководить командой |
Действие, обозначенное переходным глаголом, предполагает обязательное наличие объекта. Объект, на который направлено действие, выражается:
1. существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:
2. формой родительного падежа существительного, обозначающей часть от целого:
3. формой родительного падежа существительного или местоимения при сказуемом с отрицанием:
Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, обозначающие признак предмета, на который направлено действие со стороны другого предмета, например:
Какие глаголы являются непереходными
Непереходные глаголы не способны управлять прямым дополнением без предлога и не нуждаются в этом.
Например:
Чтобы выяснить, какие глаголы отнесем к непереходным, сравним два предложения:
Он показал бы ей новый, неведомый мир, прекрасные цветы подводных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).
Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (Александр Пушкин. Пиковая дама).
В этих отрывках из художественных произведений используются, на первый взгляд, похожие глаголы:
Глагол «показал» является переходным, так как управляет существительным в форме винительного падежа без предлога. А возвратный глагол «показался» не может иметь при себе прямого дополнения.
Например:
Непереходные глаголы не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения, то есть не имеют при себе прямого дополнения. Они употребляются с существительными (местоимениями) с предлогами и без них в формах:
1. родительного падежа:
2. дательного падежа:
3. винительного падежа с предлогом:
4. творительного падежа:
5. предложного падежа:
Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.
Алгоритм определения переходности/непереходности глагола
Видеоурок
Глаголы переходные и непереходные
Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».
Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.
Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.
Определение переходности глаголов
Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.
Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.
Переходные глаголы и их особенности
При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).
Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:
Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:
Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).
Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).
Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.
Несколько предложений с примерами переходных глаголов.
Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.
Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.
Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.
Непереходные глаголы и их особенности
Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:
Примеры предложений для лучшего запоминания.
В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.
До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.
Мама не позволяет играть на улице.
Безличные формы также относятся к непереходным.
Влияние многозначности на переходность
В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.
Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?
Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);
К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.
Как определить переходность у глагола
Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.
Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:
Переходность глагола также определяет семантическое значение.
Непереходные глаголы означают:
Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.
Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.
Переходные и непереходные глаголы
Определение переходности глаголов
Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол управлять существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).
Примеры прямых дополнений: посетить (что?) театр, есть (что?) торт.
Примеры непрямых дополнений: подойти (к чему?) к дому, стоять (возле чего?) возле стены.
Особенности переходного типа глаголов
Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.
Что могут означать переходные глаголы:
Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:
1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:
2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:
3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:
Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:
Особенности непереходного типа глаголов
Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.
Примеры непереходных глаголов:
Что могут означать непереходные глаголы:
Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:
1. Родительного падежа:
2. Дательного падежа:
3. Винительного падежа с предлогом:
4. Творительного падежа:
5. Предложного падежа:
Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.
Как определить переходность глагола
Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.
Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Глаголы переходные и непереходные
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Особенности переходных и непереходных глаголов.
2. Употребление переходных и непереходных глаголов в речи.
3. Правописание глаголов.
Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Брал (что?) книгу (винительный падеж).
Встречать (кого?) его (винительный падеж).
В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
• при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж);
• при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).
Все остальные глаголы в русском языке непереходные.
Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:
Непереходные глаголы могут обозначать:
1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве (мечтать, заболеть, прилечь);
2) движение (летать, бежать);
3) профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, рукодельничать);
4) становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).
Обратимся к примерам. Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях.
Я всегда говорю правду.
Наш ребёнок уже разговаривает.
Вечером буду учить уроки.
Я попросила его поторопиться.
Дедушка принёс воду из колодца.
Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:
Я всегда говорю правду.
Вечером буду учить уроки.
Дедушка принёс воду из колодца.
Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.
В остальных предложениях глаголы непереходные.
Наш ребёнок уже разговаривает.
Я попросила его поторопиться.
Разговаривает, поторопиться, иду.
Можно что-то говорить, учить, выращивать (переходные глаголы). Но нельзя что-то идти, разговаривать, торопиться – непереходные глаголы.
Сортировка элементов по категориям
Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В. п.
Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.
Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов.
Глагол + сущ. в В. п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам.
Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него.
Действие, не переходящее на прямой объект.
Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь.
Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников.
Действие, не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.
Переходные глаголы и дополнения
У меня возникла путаница с пониманием переходных глаголов. Насколько я помню со школы, переходный глагол требует после себя прямое дополнение в виде существительного или местоимения обычно в винительном падеже без предлога.
Точный анализ и холодный расчёт позволяет класть на лопатки любого гуманитария.
Здесь дополнение выражено инфинитивом.
Нужно заранее предупреждать о подводных камнях и уберегать от ошибок.
Глаголы «предупреждать» и «уберегать» являются переходными, но в предложении выше они почему-то и без прямого дополнения чувствуют себя неплохо.
Я совсем не умею объяснять.
Или всё-таки переходность — свойство глагола, которое заключается лишь в способности глагола присоединять прямое дополнение? Разъясните пожалуйста.
3 ответа 3
(1) Точный анализ и холодный расчёт позволяет (= дает возможность/способен) класть на лопатки любого гуманитария.
(2) Я совсем не умею объяснять.
1) В обоих предложениях составное глагольное сказуемое: модальная связка + основной глагол, это не дополнение.
2) У переходного глагола действие переходит на прямой объект, наличие прямого дополнения у переходного глагола (сущ. в В.п. или в Р.п.) обязательно, иначе действие не будет выраженным.
ДОПОЛНЕНИЕ
Вас интересует переходность определенных глаголов, но Вы приводите не лучшие примеры для понимания этого вопроса. В частности, используете форму составного глагольного сказуемого, так что трудно понять, о каком глаголе идет речь. Поэтому начинается обсуждение смежных вопросов, к теме не относящихся.
Итак, Вас интересует переходность нескольких глаголов, не имеющих прямого дополнения.
1) Объяснить. Согласно словарю, этот глагол переходный, на что указывает местоимение ЧТО в начале статьи. Объяснить — это сделать ясным/понятным предмет или явление. Это основное значение глагола, но он может использоваться и как непереходный. Это ваш пример: я не умею объяснять. Объект не назван, поэтому действие не может перейти на предмет. Сравнить (такой же пример): Ребенок уже читает, он читает книгу.
2) Предупредить. Предупредить (кого) людей об опасности, предупредить (что) болезнь/столкновение.
Уберечь. Уберечь (кого) людей от опасности.
Это переходные глаголы, да только в Вашем примере объект пропущен или подразумевается из контекста, поэтому предложение неполное. В этом принципиальное отличие этих глаголов от глагола читать, который может быть переходным или непереходным (во втором случае там объект просто не нужен).
3) Позволять. В словаре указано, что глагол используется с инфинитивом, то есть это разрешение на действие. Глагол непереходный. А как же «позволять ребенку любые шалости»? Здесь тоже подразумевается действие: позволять шалить, позволять (делать) любые шалости.
Вывод. Переходный глагол обязательно имеет прямое дополнение, это следует из его определения. Если прямое дополнение отсутствует, то глагол или употреблен в непереходном значении, или дополнение пропущено в неполном предложении (его можно восстановить).