какое должностное лицо возглавляло большой кенбет города в эпоху нового царства в египте

3. КЕНБЕТ

Тексты засвидетельствовали различные обозначения для этого термина: 1) „кенбет „кенбет ^ земли»,

Что же представляют указанные разновидности кенбета? Для того чтобы выяснить это, попробуем разобраться в том, что можно установить относительно каждой из них, и прежде всего отметим те, которые в действительности уже не суще- ствовали в Новом царстве, равно как укажем те, значение которых уже твердо установлено.

Это не особая разновидность термина, за которой следует искать какой-то особый вид судебной инстанции, а, наоборот, наиболее общее ее обозначение.

Таким образом, в тех случаях, когда тексты обозначают суд просто выражением кенбет, его не следует понимать как особую категорию суда. Наличие же такого выражения в деловых документах объясняется тем, что писцы, составлявшие их, либо по небрежности, либо ввиду полной ясности того, о какой именно разновидности суда идет речь, не выписывали его названия полностью. Еенбет Города»72, „большой кенбет Города» и „большой кенбет»

Хотя „большой кенбет Города» упоминается в нескольких документах73, его состав перечислен только в папирусе Аббот74. Здесь его членами названы: 1) начальник Города, везир Хаэ- муас, 2) верховный жрец Амона Аменхотеп, 3) (второй) жрец Амона, жрец-сеж храма „Многолетий царя Верхнего и Нижнего Египта Неферкарасетепенра», Несиамон, 4) царский дворецкий, писец фараона, ж. з. б., глава дома верховной жрицы Амона-Ра, Несиамон, 5) царский дворецкий, докладчик фараона, Неферкараэмперамон, 6) заместитель (начальника) колесничих Гори, 7) штандартоносец корабля Гори и 8) князь Города Пасар 75.

Половина этих же лиц, а именно везир Хаэмуас, царский дворецкий Несиамон, царский дворецкий Неферкараэмперамон и князь Города Пасар, по другому документу, ведут следствие, касающееся того же процесса грабителей царских могил76.

Так, в папирусе Майер А упомянуты следующие члены суда 79: 1) начальник Города, везир Небмаатра[нахт], 2) начальник

сокровищницы и начальник закромов Менмаатранахт, 3) начальник царских дворецких Иниса, 4) опахалоносец фараона, начальник царских дворецких Памериамон и 5) писец фараона (не названный по имени) Весь этот состав суда полностью упоминается также в папирусе Британского музея 10052 80 и частично (только три первых лица) в папирусе того же музея 1038881. Везир Хаэмуас и верховный жрец Амона Аменхотеп— два лица, стоявшие во главе списка членов „большого кенбета Города», приведенного в папирусе Аббот, являются судьями по двум другим документам, касающимся этого же процесса 82. Во всех этих случаях не указано, членами какой судебной инстанции являются все называемые в них лица, однако нет сомнений, что имеется в виду именно „большой кенбет Города». Это судилище заседало в Фивах, и в его состав, как мы видели, входили высшие светские и духовные сановники.

Однако, помимо „кенбета Города» и „большого кенбета Города», тексты Нового царства упоминают еще „большой кенбет» 83. В одном случае мы имеем все основания утверждать, что под этим кенбетом кроется тот же „большой кенбет Города».

Выше уже отмечалось, что в некоторые периоды Нового царства имелось два везира, обладавших одинаковыми полномочиями и управлявших один Верхним, а другой Нижним Египтом. При каждом из них был свой кенбет, которые и имеет очевидно, в виду Харемхеб, когда он говорит о назначении судей, сообщая о том, что он: „поместил их в обоих больших городах Верхнего и Нижнего Египта» Под одним из этих городов имеются в виду Фивы, а под вторым, вероятно, Мемфис, где находилась столица Нижнего Египта и где была резиденция самого Харемхеба. И тот, и другой кенбет, как будет показано ниже, назывались „большой кенбет».

Наличие двух центральных кенбетов Египта впервые было выявлено А. Гардинером на основании надписи Меса, излагающей длительную, ведшуюся несколькими поколениями тяжбу о разделе наследственного земельного участка. А. Гардинер, посвятивший этой надписи специальную работу, обратил внимание на то, что жалоба была подана везиру в Гелиополе и рассматривалась в „большом кенбете». Это дало ему основание высказать предположение, что, во всяком случае в данное время, везир Нижнего Египта имел своей резиденцией Гелиополь, где и находился „большой кенбет» этой части страны85.

Соглашаясь с тем, что сообщение Диодора, возможно, и имеет под собой какую-то реальную почву87, не вижу, однако, достаточных оснований для того, чтобы усматривать в нем доказательство наличия „большого кенбета» именно в Гелиополе. Ведь если даже считать рассказ Диодора правильным (хотя одна его деталь — избрание самим судилищем своего главы — противоречит хорошо известным фактам назначения везиров фараонами), то он не доказывает наличия в каждом из этих городов своего „большого кенбета», Это может служить лишь доказательством того, что выдвинутый в начале Нового царства фиванским жречеством тезис о главенстве трех богов — Амона, Ра и Птаха, имевший своей целью поставить в один ряд с древнейшими божествами бога Амона, возвеличив тем самым могущество царя, покровителем которого тогда считался Амон, оказал воздействие и на подбор состава членов кенбета. Кроме того, если согласиться с А. Гардинером и допустить, что рассказ Диодора доказывает наличие „большого кенбета» в Гелио- поле, то мы должны на основании того же сообщения Диодора предположить наличие „большого кенбета» и в Мемфисе, а это прямо противоречит надписи Меса, указывающей, что дело разбиралось и в „большом кенбете», и в „кенбете Мемфиса» не говоря уже о том, что это должно повлечь за собой предположение о наличии одновременно трех везиров, данных для чего нет.

Таким образом, единственным доказательством выдвинутого Гардинером предположения, что „большой кенбет» Нижнего Египта находился в Гелиополе, является текст надписи Меса. Однако мне представляется, что понимание этого текста, предложенное Гардинером, может быть оспорено.

Впрочем, не исключена возможность, что дело Меса рассматривалось в обоих „больших кенбетах» Египта. Ведь при разборе дела в „большом кенбете», отождествляемом мной с фиванским, мать Меса потребовала проверки данных о земельных владениях, хранящихся в царской сокровищнице и управлении закромов. Суд с этим согласился, и тяжущиеся были направлены в Шррамсес — тогдашнюю столицу Египта: „нас направили на север, в Перрамсес», — сообщает текст. После этого чиновники принесли „две описи к везиру в большой кенбет» 5, и вот в этом-то кенбете, думается, следует видеть упоминание кенбета Нижнего Египта, находившегося, естественно, в столице страны.

При предлагаемом понимании указаний надписи Меса о разборе дела в „большом кенбете» отпадает необходимость сделанного Гардинером предположения, как он сам указывал, противоречащего общепринятым взглядам, что „большой кенбет» Нижнего Египта находился не в столице, а в Гелиополе. А между тем, о том, что „большой кенбет» Нижнего Египта как раз во времена процесса Меса находился именно в Перрамсесе, можно _узнать и из другого текста, который в этом отношении не был 1

Gardiner, Mes, текст N 17. 2

Gardiner. Mes, текст N 3 и S. 8—9. 3

Gardiner. Taxation, стр. 69. 4

Gardiner. Wilbour, т. II, стр. 32 и 178. 5

Gardiner. Mes, текст N 14—15.

учтен исследователями. Я имею в виду письмо на папирусе Болонского музея 1086 К Оно написано неким писцом стола Бе- кенамоном, который по поручению своего отца (жившего, судя по его титулам, в Мемфисе) разыскивал беглых рабов храма Тота. Так как оказалось, что раба присвоил себе „глава докладчиков отряда воинов-ш/aur», Бекенамону пришлось обратиться по этому поводу в суд. „Я спорю с ним перед большим кенбетом», — говорится в письме. Местонахождение этого „большого кенбета» можно установить благодаря тому, что Бекенамон начинает свое послание традиционными благопожеланиями адресату. Он пишет: „Я молю Ра-Гора-Ахути, при его восходе и его заходе, Амона, Ра и Птаха из Рамсесмериамона, ж. з. б., и всех богов и богинь храма Рамсесмериамона, ж. з. б. „Велик дух Гора-Ахути» — да будет тебе здравие, да будет тебе жизнь, да будет тебе благополучие»2. Это боги рамесидской столицы в Дельте — Перрамсеса, где, естественно, и находился „большой кенбет» везира Нижнего Египта.

Так как в письмах Нового царства такие благопожелания всегда упоминают либо имена богов родного города (а для Бекенамона таким был Мемфис), либо название той местности, в которой он в данное время находится, то можно утверждать, что „большой кенбет», в котором Бекенамон судился, был в тогдашней столице — Перрамсесе.

Скудость данных о „большом кенбете» Нижнего Египта не дает возможности судить о его составе: можно лишь ограничиться предположением что, подобно „большому фиванскому кенбету», в него входили, помимо везира, высшие гражданские и духовные чины Нижнего Египта.

Таким образом, в те периоды Нового царства, когда в стране имелись два везира, существовало два „больших кенбета», один из которых, верхнеегипетский, находился в Фивах, а другой, нижнеегипетский, находился сначала в Мемфисе, а затем в Перрамсесе. Каждый из них мог именоваться „большой кенбет», и определение того, какой именно из них имеется в виду, когда текст ограничивается простым указанием „большой кенбет», следует делать в зависимости от всех данных документа и обстоятельств разбираемого в суде дела.

Для завершения характеристики центрального кенбета следует отметить, что в одном случае нам известно дело, которое разбиралось в присутствии обоих везиров89. Это процесс относительно взимания податей с храма Гатор в Гебелене. Так как начало текста отсутствует, да и сохранившаяся его часть сильно повреждена, трудно установить причины, по которым это дело разбиралось таким именно составом суда, и как назывался данный кенбет.

‘ і W. Wolf, Papyrus Bologna 1086, AZ, 65, 1930, стр. 98 сл.

з П. Моок, II, 6—9. Не удается установить и кем являлся каждый из членов этого судилища, заседавшего в Фивах, но те данные, которые сохранились в документе, позволяют предположить, что состав суда был смешанным. Об этом говорит не только наличие двух везиров, но и двух заместителей (везиров?), двух штандарто- носцев и других лиц, имеющих либо ярко выраженные фиван- ские имена, либо явно нижнеегипетские звания (например, воин судна, называвшегося „Звезда Мемфиса»).

Так как это пока единственное известное дело, разбиравшееся на совместном заседании обоих кенбетов страны, выяснить, какого рода вопросы подлежали рассмотрению объединенного заседания кенбетов, кем они созывались и как конструировались, не представляется возможным. Однако, можно думать, что совместные заседания „больших кенбетов» имели место не так уж редко. Основание для такого предположения дают сцены, на которых, как мне кажется, изображен состав обоих кенбетов. Мы видим членов кенбета возглавляющими погребальное шествие на одном из рельефов Берлинского музея, происходящем из гробницы Неферренпета (времени Рамсеса II) из Мемфиса *. Как показывают титулы идущих лиц, мы видим здесь обоих везиров, двух царских писцов (один из них начальник дома, другой казначей), двух начальников войск90, начальника складов, начальника канцелярии, начальника сокровищницы, двух верховных жрецов храмов Ра и Птаха и князя, вероятно, Мемфиса. На другом рельефе, принадлежащем Каирскому музею, датируемом, по-видимому, тоже временем XIX династии и происходящем из Асасифа, но на котором, к сожалению, нет никаких надписей, мы видим во главе шествия двух лиц в характерных одеяниях везироа. Это, по-видимому, тоже члены кенбета, принимающие участие в каком-то шествии. Если оба везира и высшие сановники страны собирались вместе для того, чтобы почтить погребение или (как во втором случае) какое-то праздничное шествие, то тем более не должна нас удивить возможность встречи всех этих лиц для разбора важнейших тяжб.

Источник

Какое должностное лицо возглавляло большой кенбет города в эпоху нового царства в египте

S » VZ земли», 3) „кенбет ^’5=?’?-?, двор а», 4) „кенбет ¦ —о Города», 5) „Боль­шой кенбет 3?»

°, Города», 6) „Большой 2 g кенбет», 7) „кенбет «?Г\ъ округа», 8) „кенбет ^ЛД© Мемфиса», 9) „кенбет Ж^®,с»э некрополя», 10) „кенбет «З^ьЩ^, слу­шающих» и 11) „кенбет

2″ 9^ этого дня». Существуют также храмовые кенбеты, но их я коснусь при рассмотрении храмового суда.

Что же представляют указанные разновидности кенбета»? Для того чтобы выяснить это, попробуем разобраться в том, что можно установить относительно каждой из них, и прежде всего отметим те, которые в действительности уже не существовали в Новом царстве, равно как укажем те, значение кото­рых уже твердо установлено.

Таким образом, в тех случаях, когда тексты обозначают суд просто выражением кенбет, его не следует понимать как особую категорию суда. Наличие же такого выражения в деловых доку­ ментах объясняется тем, что писцы, составлявшие их, либо по небрежности, либо ввиду полной ясности того, о какой именно разновидности суда идет речь, не выписывали его названия пол­ностью.

Еще Шпигельберг установил, что и „кенбет Города», и „большой кенбет Города» являются разными названиями одного я того же центрального суда, находившегося в Фивах и возгла­влявшегося везиром.

какое должностное лицо возглавляло большой кенбет города в эпоху нового царства в египте

какое должностное лицо возглавляло большой кенбет города в эпоху нового царства в египте

Рис. 1. Суд. Из гробницы Меса.

Выше уже отмечалось, что в некоторые периоды Нового цар­ства имелось два везира, обладавших одинаковыми полномо­чиями и управлявших один Верхним, а другой Нижним Егип­том. При каждом из них был свой кенбет, которые и имеет оче­видно, в виду Харемхеб, когда он говорит о назначении судей, сообщая о том, что он: „поместил их в обоих больших городах Верхнего и Нижнего Египта» ‘. Под одним из этих городов имеются в виду Фивы, а под вторым, вероятно, Мемфис, где на­ ходилась столица Нижнего Египта и где была резиденция са­мого Харемхеба. И тот, и другой кенбет, как будет показано ниже, назывались „большой кенбет».

Мне кажется, что такой вывод совершенно не обязателен. Прежде всего вызывает недоумение, почему тяжущиеся были направлены везиром „судиться перед везиром в большом кен­бете». Ведь если бы „большой кенбет» действительно находился тут же в Гелиополе, в тексте было бы сказано нечто вроде: „и он судил меня с Небнеферт в большом кенбете». Поэтому такое сообщение надписи Меса, на мой взгляд, говорит только о том, что тяжущиеся, будучи недовольны решением суда, вос­ пользовались проездом везира через Гелиополь для того, чтобы просить о пересмотре дела; везир, однако, направил его на рас­смотрение в центральный кенбет. Факт же обращения к везиру в Гелиополе отнюдь не определяет того, что „большой кенбет» находился в этом городе. Кроме того, из текста не вытекает, что спорное земельное владение подлежало юрисдикции везира Нижнего Египта, ибо точное местонахождение поселка Неши в надписи не указано. В пользу того, что он находился в Нижнем Египте, говорят два обстоятельства: то, что тяжба рассматривалась в кенбете Мемфиса, и то, что гробница Меса, в которой находилась надпись, излагающая все дело, была устроена в некрополе Мемфиса — Саккара.

Так как в письмах Нового царства такие благопожелания всегда упоминают либо имена богов родного города (а для Бекенамона таким был Мемфис), либо название той местности, в которой он в данное время находится, то можно утверждать, что „большой кенбет», в котором Бекенамон судился, был в то­ гдашней столице — Перрамсесе.

Скудость данных о „большом кенбете» Нижнего Египта не дает возможности судить о его составе: можно лишь ограни­читься предположением что, подобно „большому фиванскому кенбету», в него входили, помимо везира, высшие гражданские и духовные чины Нижнего Египта.

Таким образом, в те периоды Нового царства, когда в стране имелись два везира, существовало два „больших кенбета», один из которых, верхнеегипетский, находился в Фивах, а другой, нижнеегипетский, находился сначала в Мемфисе, а затем в Пер­ рамсесе. Каждый из них мог именоваться „большой кенбет», и определение того, какой именно из них имеется в виду, когда текст ограничивается простым указанием „большой кенбет», следует делать в зависимости от всех данных документа и об­стоятельств разбираемого в суде дела.

Не удается установить и кем являлся каждый из членов этого судилища, заседавшего в Фивах, но те данные, которые сохранились в документе, позволяют предположить, что состав суда был смешанным. Об этом говорит не только наличие двух везиров, но и двух заместителей (везиров?), двух штандарто-носцев и других лиц, имеющих либо ярко выраженные фиван-ские имена, либо явно нижнеегипетские звания (например, воин судна, называвшегося „Звезда Мемфиса»).

Кенбеты округов и городов

Таким образом, оказывается, что вопреки не раз высказы­вавшимся взглядам ни один источник не дает оснований к тому, чтобы говорить о судебных функциях „кенбетов округов». Точно так же источники крайне скупо освещают деятельность кенбе­тов различных городов, вследствие чего невозможно решить, были ли судебные функции „Мемфисского кенбета» каким-то исключением, связанным с особым положением города как древней столицы страны, или таковы были права обычного го­родского кенбета. Хотя я склоняюсь к последнему мнению, до­казать его известные ныне данные не позволяют.

„Кенбет седжемиу 1 «

Какое огромное идеологическое значение имело такое пред­ставление, вряд ли следует доказывать, а то, что оно действи­тельно распространялось на всех верующих, лучше всего пока­зывает тот факт, что даже цари — главы уже сложившегося мощного деспотического государства Египта времени Нового царства — должны были на загробном суде устанавливать свою праведность, свое право стать Осирисом, И то, что это было так, с полной очевидностью следует из таких, например, фак­тов, что на стене гробницы Рамсеса IV высечен текст „отрица­тельной исповеди» царя, а в гробнице Рамсеса VI — текст CXXV главы „Книги мертвых», И то обстоятельство, что не только для царей, но и для вельмож и всех зажиточных слоев общества жречество, создав „Книгу мертвых», магически очи­щавшую своего обладателя от всех грехов, превратило эту не­обходимость „оправдываться» перед судом богов в пустую фор­мальность ‘, не меняло огромного морального значения самой идеи о посмертном воздаянии. Именно эта идея, идея о том, что все умершие, в том числе и цари, должны были предстать перед судом богов, и породила, думается мне, ошибочный рас­сказ Диодора о том, что царь после смерти судился своими под­данными, и от их решения зависело достижение им вечного блаженства (1,72).

Утверждение „истинности» и „беспристрастности» суда имеется в разного рода надписях и папирусах. Так, например, эта идея проводится в одной из надписей на стене гробницы ве­зира Рехмира (времени Тутмеса III —Аменхотепа II ), заявляю­ щей, что везир: „беспристрастный, отпускающий противников примиренными, когда судит бедного и богатого. Не плачет по­жаловавшийся ему» ‘. Большое место уделено этой мысли и в традиционной надписи о возведении везира в свою должность.

Возможностей же к этому у них было очень много. Вспом­ним хотя бы уже упоминавшийся выше процесс Меса, который касался прав собственности на землю. Эта тяжба велась на протяжении многих лет, по крайней мере двумя поколениями. В течение этого процесса и истец и ответчик должны были предъявить различные доказательства, в том числе выписки из земельных описей, хранившихся в сокровищнице и в управле­нии закромов фараона. Дело было возбуждено во время приезда везира в Гелиополь и разбиралось в суде Мемфиса, а затем в центральном суде Египта — в Фивах. Стороны должны были побывать также в тогдашней столице — Перрамсесе. Суд посылал некоторых из своих членов в ту местность, где находи­лись спорные земли ‘, и допрашивал там многих свидетелей. Понятно, что весь этот длительный процесс, усложненный к тому же тем, что ответчик не только представил, как это выяснилось позднее, фальшивые кадастровые описи, но сумел устроить подлог в документах, хранившихся в царской сокро­вищнице в городе Перрамсесе, был сопряжен для сторон со многими расходами, а для судейских чиновников — с изрядными доходами.

Что же касается подати серебром, золотом [и медью ( 6 ) при­казало мое] величество уничтожить ее, дабы не собирали по­дати с какого-либо имущества (членов) кенбетов Верхнего и Нижнего Египта.

Мое величество сделало это, чтобы упорядочить законы Египта, чтобы не имелись другие [случаи беззакония]».

Этим законом судьи освобождались от внесения налогов с должности и одновременно устанавливалось, что нарушение ими законов повлечет за собой наказание как за тягчайшее преступление. Соединение таких разных, на наш взгляд, поло­жений объясняется, по-видимому, тем, что законодатель видел связь между налоговым обложением судей и совершаемыми ими преступлениями против правосудия.

Примечательно, что „Указ Харемхеба» не запрещает судьям вообще принимать „подношения», а требует от них лишь того, чтобы они не брали их „от другого», т. е. от обоих тяжущихся сторон. Следовательно, указ исходит из той же идеи, которая вложена в приведенное выше восхваление Амона-Ра, прини­мающего дары лишь от стороны, признанной правой. Такие „подношения», делавшиеся после суда, считались, видимо, вполне нормальными и законными.

К сожалению, мы не располагаем данными, чтобы судить о том, привело ли освобождение судей от уплаты налогов с должности к сколько-нибудь значительному уменьшению взя­точничества, но в том, что оно во всяком случае не ликвидиро­вало его, мы можем быть твердо уверены, ибо ряд упоминав­шихся выше фактов, свидетельствующих о коррупции суда, относятся ко времени после Харемхеба.

Сведения, которыми в настоящее время располагает наука, не позволяют на конкретных примерах показать, как законо­дательство и древнеегипетский суд своими решениями защи­щали интересы господствующего класса. Однако все сказанное не оставляет сомнений в том, что деятельность суда была пре­жде всего направлена к этому.

Источник

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Кенбет — центральный суд в период Нового царства, состоящий из 30 судей.

Нома — административно-территориальная единица.

Номарх — глава номы, должностное лицо, зависимое от фараона.

Царь-фараон — глава государства в Египте.

Авилум — буквально «муж», «человек» — верхняя прослойка свободного населения.

Мушкенум — «склоняющийся ниц» — нижняя прослойка свободного населения.

Нубанда — высший царский чиновник — управитель царского двора.

Рабианум — глава общинного совета.

Энси — правитель города-государства.

Ахармадъякша — высший сановник по судебным делам.

Веда — религиозная книга.

Вишас — сельская община.

Варна — каста — закрытая социальная прослойка общества. Варна брахманов — жрецы.

Варна кшатриев — воины и правители.

Варна вайшьев — земледельцы.

Варна шудров — угнетенные батраки.

Г ана — низшая территориальная единица, община. Дхармашастра — сборник религиозно-правовых предписаний. Пурохита — главный советник и жрец царя.

Сенапати — командующий армией.

Чандал — отверженный произошедший от брака шудры и брах- манки.

Ван — правитель, привилегированная верхушка.

Гун — главный советник короля.

Тайвэй — командующий вооруженными силами империи. Чжухоу — вождь-правитель.

Юйши дафу — руководитель всего государственного аппарата.

Апелла — народное собрание.

Базилевс (Архагеты) — царь.

Герусия — совет старейшин.

Илот — покоренный житель завоеванных территорий.

Оба — родовое подразделение спартиатов.

Периэк — окрестный житель, лично свободен, не имевший политических прав.

Ретра — название законодательного акта.

Спартиат — полноправный гражданин.

Фила — крупное родовое подразделение спартиатов.

Эфорат — комиссия из пяти человек, осуществлявшая контроль за герусией и архагетами.

Архонт — выборное должностное лицо.

Архонт — эпоним — возглавлял коллегию архонтов. Архонт-базилевс — должностное лицо, исполняющее жреческие функции.

Архонт-полемарх — архонт, осуществлявший военное командование.

Архонт-фесмофет — архонт, осуществляющий правосудие. Ареопаг — высший судебный и контролирующий орган (по названию горы Арес, на которой проводились совещания).

Гелиэя — высший судебный орган.

Демос — ремесленники и крестьяне.

Метэки — иностранцы живущие в Афинах.

Навкрарий — округ, по окружному делению страны.

Остракизм — изгнание человека из государства.

Сисахфия — реформа по отмене долгового рабства.

Эвпатрид — благородный, свободное население Афин.

Авгуры — служители культа, дававшие свои заключения о действиях лиц на основании поведения животных, природных явлений.

Диоцез — крупная административно-территориальная единица имперского периода.

Доминат — режим не ограниченной монархии.

Ипотека — залоговое право, когда закладываемая вещь остается во владении должника до наступления срока исполнения им обязательства.

Курия — войсковая и религиозная единица во главе с Курио- ном, состояла из 10 родов.

Квестор — помощник консула без особой специализации.

Конкубинат — внебрачное сожительство.

Магистратура — орган управления и судопроизводства.

Низший магистрат — занимались расследованием преступлений.

Патриции — полноправные граждане римской городской общины.

Понтифики — толкователи и хранители народных традиций.

Претор — должностное лицо, помощник консула.

Плебейские трибуны — трибун, защищавшие интересы плебеев.

Принцепс — высший республиканский магистрат с пожизненной и чрезвычайной властью.

Префектура — меньшая, по сравнению с диоцезой административно-территориальная единица имперского периода.

Сенат — в разные периоды Совет старейшин, законодательный и совещательный орган.

Триба — племя в составе 10 курий.

Фециалы — совершали акт объявления войны.

Центуриатные комиции — вид народных собраний.

Цензоры — должностные лица, устанавливающие ценз для граждан в целях распределения их по трибам, разрядам, центуриям.

Эдил — должностное лицо, осуществлявшее полицейские обязанности.

Государство и право Франков

Аллод — право частной собственности на землю, передаваемое по наследству.

Бенефиций — условное пожизненное владение землей за военную службу, позже землевладение стало наследственным с названием феод.

Коммендация — отдача себя под покровительство феодала.

Майордом — управляющий царским дворцом.

Маршал — командующий кавалерией.

Министериал — должностное лицо, управляющий королевским дворцом.

Прекарий — передача земли в пользование крестьянину за выполнение определенных повинностей.

Пага — название округа

Патронат — покровительство крестьянам со стороны знати.

Пфальцграф — первоначально смотритель слуг, затем возглавлял королевский суд.

Тезаурарий — хранитель казны и сокровищ.

Государство и право Франции

Бальяж — административная единица королевского домена во главе с бальи.

Вилланы — лично свободные, имевшие право продажи своей парцеллы, что освобождало их от феодальных повинностей.

Домен — королевские владения.

Канцлер — должностное лицо, контролировавшее работу других должностных лиц.

Коннетабль — командующий королевской армией.

Камерарий — заведующий королевской казной.

Легисты — юристы, владевшие римским правом.

Отношения сюзеренитета — вассалитета — отношения, складывавшиеся между сеньором и вассалом (по типу господин — слуга).

Ордонанс, Эдикт — акты королевской власти.

Парцелла — надел господской земли, находившийся во владении или в пользовании крестьян.

Превотаж — округа во главе с Прево, на которые был поделен королевский домен.

Палатины — королевские советники.

Сервы — лично и наследственно зависимые крестьяне (по положению близкие к крепостным).

Цензива — наследственный земельный надел.

Цензитарий — держатель цензивы.

Государство и право Англии

Ассизы — королевские нормативные акты.

Витанагемот (Уитанагемот) — Совет мудрых, исполнительный орган периода раннефеодальной монархии.

Джентри — новое дворянство из мелких и средних феодалов (по своему положению близки к буржуазии).

Камерарий — должностное лицо отвечавшее за имущество и финансы.

Капеллан — заведующий королевской канцелярией

Копигольдеры — потомки крепостных крестьян, несли повинности денежного и натурального характера.

Лэты — полузависимое население из покоренных кельтских племен.

Маршал — командующий кавалерией.

«Общее право» — право, возникшее из судебной практики Вестминстерских королевских судов.

«Право справедливости» — право, возникшее в результате деятельности канцлерского суда.

Тэны — служилая знать.

Фригольдеры — свободные собственники земли.

Фелония — тяжкое уголовное преступление.

Эрлы — родоплеменная знать англосаксов.

Юстициарий — помощник короля.

Государство и право средневековой Германии

Курфюрст — крупнопоместный князь.

Рейхстаг — имперский сейм, представительный орган.

Чиншевик — держатели чужой земли, платившие за неё чинш (оброк).

Квестор — председатель Государственного Совета.

Консисторий — Государственный совет, центральный орган государственного управления.

Колонат — система условного землепользования за уплату определенных налогов и несения повинностей.

Колон — земледелец, прикрепленный к участку земли.

Префект претория — наместник одной из двух частей Византии.

Протовестиарий — одно из высших должностных лиц, рассматривал дела о придворных.

Параталассит — чиновник финансового ведомства, ведавший судом над купцами и судовладельцами.

Сенаторы — крупные землевладельцы.

Государство и право Болгарии

Великий логофет — первый министр болгарского царя.

Дука — правитель области.

Отроки — низшая категория крепостного крестьянства.

Парики — крестьяне, лично зависимые от феодалов (по положению близки к крепостным крестьянам).

Протовестиарий — министр финансов.

Протостратор — один из высших военных чинов Болгарского царства.

Государство и право Сербии

Властели — крупная родоплеменная знать.

Властеличи — вассалы властелей.

Влахи — горцы, скотоводческое население страны.

Жупа — сообщество нескольких племен, глава которого назывался Жупан.

Задруга — большая патриархальная семья.

Меропхи — крепостное крестьянство.

Отроки — крепостные, использовавшиеся в домашнем хозяйстве.

Государство и право Польши

Воеводства — административно-территориальные единицы.

Каштеляны — должностные лица руководившие округами.

Можновладцы-нобили — крупные феодалы.

Маршалек — должностное лицо обеспечивавшее безопасность короля и его приближенных.

Подскарбий — должностное лицо заведовавшее финансами страны.

Скарбник — должностное лицо, отвечавшее за снабжение войска и чеканку монет.

Смерды (Кмети) — свободные крестьяне общинники, позже превратились в феодально-зависимых крестьян.

Шляхта — среднее и мелкое дворянство (в прошлом рыцарское сословие).

Государство и право Чехии

Владыки — феодалы выходцы из служилого сословия.

Владырь — управляющий княжескими имениями.

Гость — свободные крестьяне попавшие в зависимость из-за неуплаты дани.

Дедина — земельный участок.

Дедич — лично зависимый крестьянин владевший дединой, передаваемой по наследству.

Жупа (край) — административно-территориальная единица.

Жупан — княжеские наместники.

Коморник — верховный казначей.

Каштелян — княжеский наместник, управляющий городом и областью.

Ловчий — управитель княжеской охотой.

Надворный жупан — управляющий княжеским дворцом.

Паны — крупные землевладельцы.

Рада — Совет, совещательный орган при князе.

Адат — обычное право.

Вакуф (вакф) — земли принадлежащие религиозным организациям.

Имамат — духовная власть халифа.

Икта — условное землевладение за военную службу.

Иджтихад — свободное усмотрение судьи при вынесении решения.

Иджма — решения, вынесенные авторитетными исламскими юристами по вопросам не урегулированным другими источниками мусульманского права.

Коран — священная книга мусульман, содержащая предписания религиозно-морального характера.

Мульк — земли мусульман принадлежащие им на праве частной собственности.

Сеид — племенной старейшина.

Сунна — сборник хадисов (преданий) о жизни и поступках пророка Мухаммеда.

Фетва — письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Хиджаз — земли, на которых жил пророк Мухаммед с особым правовым режимом.

Шейх — глава племени.

Шариат — религиозно-правовая система мусульман.

Эмират — светская власть халифа.

Государство и право Индии средневекового периода

Деша (бухти) — провинция.

Махараджа — главные князья.

Монтри-паришад — советники махараджи.

Вакуф (вакф) — собственность принадлежавшая религиозным организациям в Делийском султанате.

Заминдары — покоренные мусульманами индусские феодалы.

Икта — земли феодальных держателей иктадаров в Делийском султанате.

Мульк — собственность, принадлежавшая феодальной знати в Делийском султанате.

Паргана — административно-территориальная единица (район) в Делийском султанате.

Халиса — земли государства в Делийском султанате.

Шика — административно-территориальная единица (область) в Делийском султанате.

Империя Великих Моголов

Гомашт — чиновник занимавшийся сбором налогов.

Джагира — условное военное пожалование земли феодалу в Империи Великих Моголов.

Котвал — начальник города.

Мир-Бакши — глава военного ведомства.

Мирсаман — должностное лицо в ведении которого находились мастерские и склады.

Падишах — титул главы государства.

Садр-уссудар — глава духовного и судебного управления.

Суюргаль — земли находящиеся в частной собственности в Империи Великих Моголов.

Фоуджи-дар — военачальник, назначавшийся в область независимо от хакима.

Халиса — земли государства.

Хаким — наместник, глава области.

Государство и право средневекового Китая

Богдыхан — титул императоров маньчжурской династии Цинн.

Цзайсян — помощник императора.

Государство и право Японии средневекового периода

Бушидо (бусидо) — кодекс чести самураев, содержал правила поведения, образ жизни, меру поступкам и действиям самураев.

Синтоизм — государственная религия Японии, культ предков и обожествление сил природы.

Сёгун — главнокомандующий императорскими войсками.

Самураи — военно-дворянское сословие.

История государства и права нового времени (буржуазное государство и право)

Великобритания нового времени

Виги — политическая партия представлявшая интересы промышленной буржуазии, впоследствии либеральная партия.

Гомрул (автономия) — идея об автономии Ирландии, позже отраженная в законопроекте.

Индепендентство — наиболее радикальное крыло пуританизма, выражало интересы средней буржуазии и джентри.

Контрасигнатура — правило, при котором королевский указ приобретает законную силу, только после подписи соответствующего министра.

Протестантизм — одно из трех главных направлений христианства возникшее в 1 половине 16 в.в эпоху Реформации (антикатолическое движение в Европе 16 в.)

Петиция — документ, составленный в виде прошения, с изложением основных требований к королевской власти.

Пуританизм — кальвинистское движение в Англии носящее антиабсолютистский характер.

Пресвитерианство — представляло интересы крупной буржуазии и землевладельческой аристократии, выступало за конституционную монархию.

Тори — политическая партия представлявшая интересы помещиков и финансовой буржуазии, впоследствии консервативная партия.

Германия нового времени

Бундесрат — союзный совет, орган представительства германских земель (государств).

Ландтаг — законодательные органы германских земель (государств).

Рейхстаг — нижняя палата германского имперского парламента.

Франция нового времени

Жирондисты — политическое движение представлявшее провинциальную торгово-промышленную буржуазию (многие руководители были депутатами провинции Жирондэ).

Фельяны (фейяны) — политическое движение представлявшее интересы конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства (название получили по имени монастыря ордена фельянов в Париже, где проходили их собрания).

Якобинцы — (по имени библиотеки монастыря св. Якоба, где они собирались) политическое движение представлявшее мелкую, частично среднюю буржуазию, ремесленников, крестьянство.

Китай нового времени

Синьхайская революция — по названию года по старокитайскому календарю Синь Хай — 1911 г.

Тяньван — титул правителя тайпинского государства.

Япония нового времени

Революция Мэйдзи — в японской историографии называется Реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито).

История государства и права Латинской Америки

Асьенда — форма частного землевладения, на асьендах использовался труд батраков.

Каудильо — военный диктатор.

Креолы — потомки белых (испанских) колонистов.

Метисы — потомки от смешанных браков белых (испанских) колонистов с индейцами.

Пеон — крепостной крестьянин.

Пеонаж — система крепостнической зависимости.

Основные черты права Нового времени

Судебный прецедент — судебное решение или действие, имевшее место в прошлом, служащее примером или основанием для аналогичного судебного решения (действия) в настоящем.

Траст (трэст) — институт доверительной собственности, форма собственности при которой одно лицо (доверительный собственник) управляет и распоряжается имуществом, переданным ему (в доверительное управление) другим лицом (учредителем) в пользу третьих лиц (бенефициантов). Цели и доходы от пользования имуществом определяются учредителем.

Право публичное — определяет порядок организации и деятельности органов власти и управления и обеспечивает защиту всего общества и государства от различных посягательств.

Право частное — обеспечивает защиту интересов частных лиц (физических и юридических) от посягательств государства и других лиц.

«Пандектная» система построения (расположения) кодекса (уложения) — при которой нормы общие для всех институтов данной отрасли права помещаются в общей части.

«Каучуковые» параграфы — параграфы, допускающие расширительное толкование.

История государства и права Новейшего периода

Япония новейшего периода

Дзайбацу — крупные промышленные концерны.

Италия новейшего периода

Дуче — вождь, диктатор.

Подеста — староста в местных администрациях из представителей фашистской партии.

Фашизм (с лат. фашио — пучок, связка) — крайне реакционное политическое движение, а по форме власти — открытая террористическая военно-полицейская диктатура с широкой захватнической стратегией во внешней политике.

Германия новейшего периода

Рейхсрат (имперский совет) — орган представительства германских земель.

Фюрер — вождь народа (нации)

США новейшего периода

«Новый курс» — программа, предложенная президентом Ф.Д. Рузвельтом, направленная на стабилизацию экономики и выходу страны из кризиса путем государственного вмешательства в экономику.

Китай новейшего периода

Гоминьдан — национальная партия, организованная Сунь Ят- сеном.

«Культурная революция» — кампания тотальной чистки партийных и государственных органов, предпринятая правительством Мао Цзэдуна и направленная против своих политических оппонентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *