какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Всё о Мировом Дереве Иггдрасиль

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Мировое дерево — с древних времён гигантский ясень соединяет своими ветвями и корнями все девять миров скандинавской мифологии.

Мировое древо Иггдрасиль

Мировое дерево — стержень всей скандинавской мифологии. Давным-давно когда не было ни миров ни богов вырос ясень Иггдрасиль или Лерад. Держит на себе это древо все миры и связывает их между собой.

Иггдрасиль — основа вокруг которой происходят все события мифов и легенд древних скандинавов. Как кольцо в связке ключей, соединяет он все мифы воедино.

9 миров Иггдрасиля

Ясень делит вселенную на три вертикальных уровня: подземный, средний и небесный. По три мира находятся на каждом уровне. А всего миров девять. Всегда лучше один раз увидеть — поэтому познакомься с известным рисунком, который показывает все миры, основные события и персонажей скандинавской мифологии.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Верхние миры:

Средние миры:

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Мрачный и туманный Хельхейм — Alessio Sordini

Нижние миры:

Существа мирового ясеня

Глубоко под землей среди корней Иггдрасиля живет множество змей. Дракон Нидхёгг — самый большой среди них, ежедневно он подгрызает корни древа, старается умертвить ясень. Нидхёгг живет в царстве смерти — Хельхейм. Грызущий дерево дракон символизирует вечную борьбу жизни (Иггдрасиль) и смерти (Нидхёгг).

На вершине мирового дерева сидит гигантский орёл — символ бога Одина. (Верховный бог часто превращается в орла во время своих приключений. Но также птицами Одина являются два ворона — Хугин и Мунин ). На голове гигантского орла (или между его глаз) сидит ястреб — Ведрфельнир наблюдающий за всем происходящим свысока.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Дракон Нидхёгг и белка Рататоск в работе Kahito Slydeft

По стволу мирового дерева бегает белка — Рататоск или Вострозубка. Передает она послания от орла к дракону и обратно, которые никогда друг друга не видели. Специально превращает их слова в обидные ругательства, а потом радуется ссоре двух гигантов.

Среди ветвей Иггдрасиля, живут четыре оленя: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Подъедают они листья дерева жизни.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Еще с Иггдрасилем связаны три норны, три женщины — младших богини. Старая и дряхлая Урд — норна судьбы и прошлого. Зрелая и Вердани — норна становления, настоящего и зрелости. Молодая и красивая Скульд — норна долга, норна будущего. Живут они у корней мирового ясеня Иггдрасиль, поливают его корни из источника Урд продлевая дереву жизнь. Плетут нити судьбы всех и каждого.

Если тебе интересно, у меня в дневнике, можешь познакомиться со всеми богами и богинями и существами скандинавской мифологии.

Иггдрасиль в скандинавской мифологии

Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:

Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия

Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Иггдрасиль в исполнении художника haru aki

Мировое дерево в других культурах

Кроме скандинавской мифологии образ мирового дерева или дерева жизни встречается у славян (почти полная копия Иггдрасиля). Похожий образ встречается у мордвы в виде древа Эчке Тумо. В тюрских и иранских легендах, а так же в исламе, каббале и буддизме.

В большинстве этих культур дерево представляется мировой осью — связью разных уровней и измерений.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Символ Иггдрасиль

В 1910 году, неподалёку от шведского посёлка Överhogdal были найдены несколько хорошо сохранившихся гобеленов X — XI. На одном из них был изображен Иггдрасиль.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Использовали ли викинги этот символ где-нибудь еще, никто не знает. Есть предположения что древние скандинавы именно так изображали мировое дерево, украшая им ритуальные предметы и ювелирные украшения.

Иггдрасиль и скандинавские татуировки

Часто вместе с мировым деревом изображают сюжеты скандинавской мифологии, богов и существ. Множество корней и ветвей позволяют объединить несколько эскизов и рисунков или символов между собой, соединить вместе другие татуировки.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Иггдрасиль в современной культуре

Мировое дерево — важный символ германо-скандинавской мифологии. Его можно встретить в работах современных художников, рисующих на скандинавскую тематику. Иггдрасиль чаще всего считают символом единства. Дерево жизни встречается на ювелирных изделиях: кольцах, амулетах, подвесках-оберегах и т.п.

Используется в сувенирных и тематических славянских и скандинавских товарах. Печатается на футболках, толстовках, кожаных аксессуарах и предметах декора, как древний символ мифологии викингов. Часто украшается символами и узорами, такими как рунический круг и подобные ему рунические надписи.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это важно для меня. Если понравилось — заглядывай в раздел Северная мифология и устраивайся поудобнее.

Запись украшают работы художников:

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Источник

Какие миры существуют на дереве Иггдрасиль в рунической магиив

Мировой ясень Иггдрасиль – древо жизни в скандинавской мифологии. Оно символизирует само мироустройство. Дерево Иггдрасиль – универсальная модель, которая описывает все процессы, происходящие в мире. Оно состоит из девяти миров. Эти миры можно рассматривать с точки зрения мифологии, истории древних цивилизаций, социальной иерархии, психики, магии.

Мир Хель

Хель – мир мёртвых. Тут живут люди, умершие соломенной смертью, люди, преданные забвению. С точки зрения социальной иерархии в Хель живут иждивенцы и дети. Это люди, которые не могут сами себя обслужить и обеспечить, они бы умерли, если бы их никто не содержал и не поддерживал. Все мы родом из детства, все мы были в Хель, но приходит пора становиться на ноги и отделяться от родителей, учиться самого себя обеспечивать, заводить свою семью. Хель – это отчий дом, связь с родом, предками. Качества Хель – это то, что мы взяли в свою взрослую жизнь из детства: врождённые данные, родовые программы и воспитание.

Мир Свартельхейм

Свартельхейм – мир двергов. Это карлики, гномы. В северной традиции их называют тёмными альвами. Сварт – тёмный, альф – альв, хейм – мир. В плоти Имира завелись черви. Это были альвы. Есть тёмные альвы – это дверги (гномы, карлики), и светлые альвы – это феи, эльфы. Тёмные альвы (дверги, гномы) – хорошие работники, они умеют работать руками, могут изготавливать волшебные предметы – артефакты. Б.М. Моносов утверждает, что на Земле действительно существовала такая раса людей – дверги.

С точки зрения социальной иерархии в Свартельхейме живут работники. Но это совсем не обязательно человек первой касты. Работники – это люди, которые работают на работе. Они уже могут себя обеспечить, но они живут от получки до получки, кое-как сводя концы с концами. К системе вертикальной эволюции это не имеет никакого отношения. Точка сборки, каста может быть любая. Маг тоже может быть «работником», если живёт он худо-бедно.

Дерево Иггдрасиль в данном случае описывает социальную иерархию. Человек, развиваясь по рунам, поднимается на более высокий социальный уровень, его развитие становится более эффективным. Вне зависимости от места положения точки сборки руны одинаково полезны людям любых каст. Способность, которая развивается в Свартельхейме, – трудолюбие.

Мир Муспельхейм

Муспельхейм – мир огня. Он населён огненными великанами. В переносном смысле огненные великаны – это яркие, харизматические личности, звёзды. Способность, которая развивается в Муспельхейме, – активность, умение быть на виду, готовность показать себя. Если человек стесняется, боится быть на сцене, это значит, что у него проблемы с Муспельхеймом. Магия Муспельхейма – это всевозможные энергетические практики, работа с энергией.

Мир Ванхейм

Ванхейм – мир ванов. Ваны – группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они ниже рангом, чем асы. Ваны – боги плодородия. Б.М. Моносов говорит о том, что 40 тысяч лет назад была на Земле цивилизация ванов. Ваны были созданы йотунами для того, чтобы уничтожить вторичные города асуров (асов. Ваны были воинами, их основной интерес в жизни – война, победа.

Ванхейм с точки зрения социума – это мир активных, целеустремлённых людей, спортсменов, бизнесменов, правителей. Качества, которые развиваются в Ванхейме, – это организаторские способности, способность управлять людьми, а также владеть собой, самоорганизованность.

Мир Мидгард

Мидгард – мир людей, мир нормальных обычных людей. Люди Мидгарда отличаются от Свартельхейма стабильностью. Им не нужно бороться за жизнь, они особо ни к чему не стремятся, им хорошо, комфортно, есть работа и свободное время, семья, хобби. Качество Мидгарда – спокойствие, размеренность в жизни, в быту.

Мир Йотунхейм

Йотунхейм – мир йотунов. Йотуны – инистые великаны, древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям.

Б.М. Моносов йотунами называет инопланетных пришельцев. Йотуны раньше жили на Марсе, а до этого на планете Фаэтон, которая вращалась вокруг Солнца между Юпитером и Марсом, там, где сейчас пояс астероидов. Йотуны высокого роста – от 3 метров. Они покрыты шерстью и внешне напоминают прямоходячих медведей или обезьян. Живут они высоко в горах, потому что в обычных условиях им жарко, комфортная температура для них минус 40 градусов. Их ещё называют йети – снежный человек. Йотуны занимались генной инженерией и выводили расы людей. Можно назвать их экспериментаторами.

Йотунхейм – мир учёных и изобретателей. Качество этого мира – необычное мышление, нестандартный взгляд на вещи.

Мир Нифельхейм

Нифельхейм – мир льда и тумана, в нём живут ледяные великаны. Это сильные мира сего, люди не знаменитые, но значимые, это серые кардиналы, а также тайные магические ордена Люди не активные, но влиятельные. Влияние осуществляется через крепкие связи. Есть у вас знакомый профессор, но вы с ним не общаетесь, люди занятые, пустой болтовнёй не занимаетесь, просто знакомы и всё. Вы однажды выразили какую-то умную мысль, профессор это сказал студентам – и они устроили революцию. Получается, что вы вызвали глобальное изменение в мире. Нифельхейм – это геополитика.

Качество, которое нарабатывается в Нифельхейме, – это способность понимать причинно-следственную связь, чувствовать, куда мир катится. Есть естественные процессы развития цивилизации. Невозможно двигать мир против течения естественного хода трансформации. Но если ваша воля соответствует воле системы, то вы сможете произвести глобальные изменения.

Мир Альфхейм

Альфхейм – мир альвов (эльфов). В германо-скандинавском и кельтском фольклоре это волшебные существа, маленькие феи, прыгающие с цветочка на цветочек.

У Джона Толкина эльфы – один из свободных народов, населявший мир Средиземья в отдалённом прошлом. Они высокие, красивые, высокочастотные, обладающие чудесными магическими способностями. Б.М. Моносов говорит, что альвы – одна из рас, выведенных йотунами на Земле. Йотуны создали альвов сразу волшебниками. Альвы могли масштабироваться, трансформировать своё тело.

Альфхейм – мир мечты. Альвы могут делать то, о чём люди только мечтают. В Альфхейме живут люди, достигшие такого уровня, о котором другие могут только мечтать. Это очень хорошо реализованные люди. Чтобы не провалиться ниже, они должны иметь хорошую опору на все расположенные ниже миры:

Если человек собрал в себе качества этих пяти миров, то он оказывается в Альфхейме. Про трудолюбие Свартельхейма и врождённые данные Хель я и не говорю, это само собой разумеется.

Мир Асгард

Асгард – мир богов, асов. Это самая вершина дерева Иггдрасиль, вершина мироздания. В социальной иерархии это вершина устремлений. Стать богом – значит стать единственным в своём роде во всём мире. Возможно, те боги, которых мы знаем сейчас, когда-то были людьми. Если человек превращается в легенду, его имя переживает века, он становится «богом».

История о древних цивилизациях Б.М. Моносова имеет много общего с германо-скандинавской мифологией. Может быть, он заимствовал мифологические сюжеты для того, чтобы составить из них картину о древних цивилизациях. А может быть, северные мифы – это не мифы вовсе, а самые настоящие предания о доисторических временах.

Источник

Иггдрасиль в рамках концепции Axis Mundi

Концепция Axis Mundi

В одной из предыдущих лекций я уже говорил о сравнительной мифологии как историко-культурной дисциплине, которая куда более развита в западной научной среде, чем у нас. Если кратко, то сравнительная мифология – это направление культурологии, изучающее общие архитипические образы и хронотопы в различных мифологических, религиозных и религиозно-мифологических концепциях.

В рамках сравнительной мифологии выделяется ряд обобщающих принципов, один из этих принципов – Axis Mundi. С латыни словосочетание переводится как «земная ось», оно длительное время использовалось в астрономии, но в сравнительной мифологии имеет другое значение. В трудах европейских культурологов Axis Mundi переводят как «мировая ось», «центр мира» или «мировое древо», хотя речь далеко не всегда идет о растительной метафоре.

Концепция Axis Mundi предполагает существование некоего явления или события, упорядочивающего «географию вселенной». Если проще, то это структура, на которую «нанизаны» все известные реальности – миры людей, богов, духов, мертвых, демонов и тд. В различных культурах мировой осью выступает башня, лестница, крест, шпиль, веревка, тотемный столб, столб дыма или пламени, гора и другие объекты, как правило – протяженные по вертикали.

Самые очевидные примеры воплощения Axis Mundi – это вавилонские зиккураты, ступенчатые пирамиды Теотиукана в Мексике, Храмовая Гора у мусульман, Голгофский крест у христиан, даосская гора Куньлунь, древнеегипетская первопочва Бенбен (воплощением которой, кстати, являются пирамиды фараонов), Лестница Иакова у иудеев, буддийская гора Меру и еще десятки, а может и сотни семантически приближенных образов. Но сегодня мы поговорим об отдельном виде Axis Mundi – это собственно Мировое Древо (или Космическое Древо). Его типичным представителем является Иггдрасиль.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Мифы об Иггдрасиле

Согласно эддическим текстам, Иггдрасиль – это колоссальный ясень (или тис), который формирует конгломерат известных миров. Образ Иггдрасиля пришел к скандинавам от германцев эпохи переселения народов, у которых он существовал, вероятно, еще в римский железный век. Германцы свое Мировое Древо называли Ирминсуль, оно посвящалось богу Ирмину, который вместе с Донаром у скандинавов преобразовался в Тора.

Технически, в скандинавской мифологии Иггдрасиль и есть вселенная. Некоторые миры метафорически располагаются в его кроне (Асгард и Ванахейм), мир людей (Мидгард) находится на уровне ствола, а часть миров размещается в корнях (Нифльхейм, Хельхейм и Свартальвхейм). Где на Иггдрасиле находятся Ётунхейм и Муспелльхейм мы не знаем, этот момент в эддических текстах не отражен.

Однако вышеперечисленная структура – это более позднее представление. Согласно наиболее древним текстам (например, «Речи Гримнира» из «Старшей Эдды»), самые важные миры располагались под тремя корнями Иггдрасиля – под первым корнем находился Мидгард, под вторым Ётунхейм, под третьим Хельхейм. В «Младшей Эдде» (которая относительно поэтических текстов «Старшей Эдды» является гораздо более поздним текстом) Снорри Стурлусон приводит другие сведения – первый корень уходит в Асгард, второй в Мидгард, а третий в Ётунхейм.

Тем не менее, по общепринятой версии Асгард все же находится в кроне, потому что олень Эйктюрнир обгладывает как раз крону Иггдрасиля, стоя на крыше Вальхаллы. Вальхалла – залы Одина, а Один сидит на престоле Хлидскьяльв в Асгарде, то есть соответственно Асгард находится в кроне Мирового Древа. Тем не менее, описания Иггдрасиля в Эддах довольно нетипичные, например – корень, под которым находится источник Урд, расположен «на небе» (именно так сказано в «Видении Гюльви»). Это непросто представить – корень на небе. Если только не предположить, что Иггдрасиль у скандинавов представлял собой не вертикаль, а круг (аля Ёрмунганд и более поздний Уроборосс) или даже сферическую структуру (это уже к герметистам).

Но возможно все куда проще. Возможно, Иггдрасиль не предполагает отражения в трехмерной реальности и были попытки «вписать» Мировое Древо в Риманову и сферическую геометрию. Но все это либо умозрительно, либо «голая» эзотерика, поэтому я не вижу смысла рассматривать эти гипотезы. Лучше подробнее скажу о тех корнях Иггдрасиля, которые фигурируют во всех вариантах мифа. Первый корень – Урд, возле него находится одноименный источник. Возле источника живут три норны – богини судьбы. Норн зовут Урд («судьба»), Верданди («становление»), Скульд («будущее» или «долг»). По одной из версий, норны не только плели в корнях Иггдрасиля людские судьбы, но и поддерживали само Древо, не давая ему погибнуть. И тут, само собой, очевидна аналогия с римскими Парками и греческими Мойрами.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Второй корень Иггдрасиля не назван, но известно, что под ним находится источник мудрости Мимира, из которого испил Один, чтобы получить дар предвидения. За это Всеотец оставил Мимиру свой правый глаз, который покоится на дне источника. Важно отметить, что этот эпизод не связан с открытием рун – когда Один сам пронзил себя собственным копьем, пригвоздив к Иггдрасилю, и висел так три дня и три ночи. Относительно источника Мимира есть версия, что там находился не сам Мимир, а лишь его голова, которую Один оживил, как раз отдав за это свой правый глаз.

Третий корень также не имеет названия, под ним находится Хвергельмир (с древнескандинавского «Кипящий Котел»). Это толи источник, толи колодец, толи озеро, из которого берут начало все реки, включая реку Гьёлль, которая отделяет Нифльхейм от Хельхейма. А наполняется Хвергельмир влагой, которая капает с рогов Эйктюрнира. Кстати, Эйктюрнир со своими братьями (было там еще четыре красных оленя, об этом у меня есть отдельная лекция) – не единственные, кто медленно, но верно разрушает Иггдрасиль. Олени трудятся сверху, а снизу корни Мирового Древа подтачивает черный дракон Нидхёгг, пожирающий трупы умерших.

Также в эддических текстах говорится о том, что в кроне Иггдрасиля живет безымянный орел, а меж его глаз сидит сокол Ведфельнир, который летает по миру и собирает знания (вероятно, поэтому про орла Один говорит, что «орел тот знает многое»). И тут очевидна аналогия с воронами Мунином и Хугином, которые делают то же самое для Всеотца – собирают информацию, облетая все миры. Как я уже подробно говорил в одной из прошлых лекций, орел в кроне Иггдрасиля и Нидхёгг в его корнях постоянно ругаются, а их слова от одного другому переносит белка Рататоск, снующая по стволу. Рататоск по одной из версий выступает аллегорией человека, который всю жизнь мечется по древу жизни то «вверх», то «вниз», между созидательными побуждениями и разрушительными.

Еще известно, что у корня Урд находится «судилище богов» (по «Младшей Эдде»). На этом судилище асы собираются, чтобы решать насущные вопросы, хотя не совсем понятно, почему они не могут делать это в Асгарде. Либо же, согласно вышеприведенной версии, это закольцованная структура и Урд все же находится в мир богов.

В финале «Прорицания Вёльвы» не сказано, что случится с Иггдрасилем в Рагнарёк, но упоминается, что миры людей и богов будут уничтожены. При этом некоторые асы и люди все равно выживут, выживет Нидхёгг и по всей вероятности останется Ванахейм. Также по одной из версий, роща Ходдмимир, в которой спасутся два человека Лив и Ливтрасир, в действительности является Иггдрасилем, пережившим гибель и возрождение мира (версия К. Ларрингтон).

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Игг (Ygg) – это одно из имен Одина, а Драсиль (Drasill) с древнескандинавского переводится как «скакун». То есть дословный перевод – Скакун Одина. А так как лошадью Всеотца во всех мифах назван восьминогий Слейпнир, очевидно, что это метафора, под которой подразумевается, что Один управляет мирами Иггдрасиля. И по сути так оно и есть – ведь с Хлидскьяльва Один может обозревать и контролировать все миры.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Анализ образа и аналогии

Х. Дэвидсон пишет, что образ Мирового Древа известен в Европе в рамках шаманической традиции многие тысячелетия, возможно еще со времен первых кроманьонцев, пришедших в регион. И действительно, в том или ином виде Мировое Древо присутствует не почти, а во всех культурах, потенциально ведущих начало от протоиндоевропейской. Более того – этот образ встречается на разных континентах во все исторические эпохи. Вот основные аналоги Иггдрасиля у других народов:

— Aušros medis у литовцев и Austras koks у латышей (оба названия переводятся как «мировое древо»);

— оливковое дерево Moriai у греков (находится на Олимпе, посвящено Афине);

— безымянная яблоня в Садах Гесперид из мифов о Геракле;

— у римлян – оливковое дерево Пакса, дуб Юпитера и лавр Апполона;

— также в мифах римлян есть смоковница из Комициуме, под которой нашли Ромула и Рема;

— мировое древо есть у самодийцев, в тенгрианстве бурят, монголов и других тюркских народов;

— у корейцев также есть аналогичный, но безымянный образ (пример – узоры Короны Силла);

— в индуизме есть калпаврикша («дерево исполнения желаний») и ашваттха или Дерево Бодхи (священный рис, под которым прозрел первый Будда);

— у зороастрийцев был Белый Хаом, а у персов Гаокерена, аналог в древнем Иране и Месопотамии – Бас Тохмак;

— в иудейско-христианской мифологии есть целых два дерева – это Древо жизни и Древо познания добра и зла из Эдемского сада;

— в еврейской мифологии в Эдемском саду также есть «Древо душ», которое буквально генерирует новые души, отправляющиеся в Палаты Гуф «на седьмом небе»;

— у мезоамериканских доколумбовых индейцев образ Мирового Древа основной в космогонии (например – Имих Че у майя, ацтеков и ольмеков).

Безусловно, это лишь малая часть «мировых деревьев», а о многих мы, возможно, даже не знаем, потому что особые выделяющиеся деревья, превышающие величиной остальные объекты, либо как-то связанные с мифологическими сюжетами, встречаются в орнаментах всех народов древнего мира.

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Версии о происхождении

Х. Дэвидсон обращает внимание на то, что древние германцы все ритуалы проводили на открытых полянах, как и скандинавские шаманы (эрили тоже ставили рунные камни на свободных пространствах – в полях и на холмах). Для германцев и скандинавов дерево было символом природы, а природа выступала синонимом окружающего мира. Поэтому интерпретация Вселенной в форме Мирового Древа многим исследователям кажется логичной и закономерной в рамках мифологического мировоззрения древних народов.

По другой версии Дэвидсон, образ Иггдрасиля и других «мировых деревьев» может восходить к Полярной звезде, которую древние считали центром небес. В подтверждение исследовательница приводит мифы уже сибирских шаманов, у которых тоже есть Мировое Древо со звездой на вершине, и это Древо своей кроной как раз упирается в центр небесной сферы.

По Э. Миллеру и К. Таубу, Мировое Древо – это своеобразное истолкование Млечного Пути, который древние видели в небе и пытались таким образом максимально понятно для себя объяснить его природу. Версия каббалистов (приводится по Р. Гинсбургу) несколько сложнее. В каббале есть концепция Древа Сефирот, которое является Мировым Древом буквально – то есть это воплощенная вселенная, оборотной стороной корой является Айн Соф – Истинный Человек. То есть упрощенно по каббале Мировое Древо – это человек, макрокосм и микрокосм как бесконечное отражение друг друга. Эта философская концепция любопытна, но слишком сложна для мифологического мировоззрения, поэтому едва ли может претендовать на изначальную или универсальную (хотя у тех же кельтов ключевой символ – крест, как раз по одной из версий (К. Медоуз) олицетворял человека, раскинувшего руки в стороны).

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Есть и более нетривиальные гипотезы. Например, Д. Хэйкок полагает, что образ дерева как вселенского архетипа запрограммирован в человеческий разум эволюционной биологией. Ведь люди – приматы, которые более 60 миллионов лет жили на деревьях и спустились на землю лишь около 9 миллионов лет назад. То есть большую часть времени, пока существует наш вид и его предтечи, мы воспринимали дерево как дом в абсолютном смысле. Дерево было для нас целым миром, которое позже – через каменный век к античности и средневековью – продолжало оставаться значимой частью коллективного бессознательного. На мой взгляд, эта гипотеза выглядит «дерзко», но в ней определенно есть здравые нотки.

Также некоторые исследователи (например, Б. Уолтер) полагают, что Мировое Древо и Иггдрасиль в частности – это реализация философской концепции, которая в греческой мифологии определена культурологами как омфалос. Omphalos с греческого переводится как «пупок», отсюда всем известное выражение – «пуп земли». А между тем, в греческой мифологии даже Зевс искал этот самый пуп, и по одной из версий он находится в Дельфах (да, да, там где Пифия сидела на триподе и в нее входил дух Тифона, сраженного Апполоном).

какое дерево в скандинавской мифологии выступало мировым деревом

Во многих регионах Северной Европы вплоть до XIX века сохранялась традиция почитать Вёрдры – духов-хранителей, воплощенных в деревьях. В некоторых районах Исландии и Швеции подношения деревьям-хранителям делают до сих пор. И эта традиция конкретно в Исландии известна еще со средневековья (описана Адамом Бременским). А в Роскилле (Дания) на кургане Мисселхьёй, датированном северным бронзовым веком, стоит дерево, которое местные считают священным.

То есть образ Иггдрасиля сегодня существует не только на страницах научных и фантастических книг. Он существует буквально – в народной традиции, как минимум – у северных народов. Также ритуалы, связанные с деревьями-хранителями, зафиксированы у бурят (ваш покорный слуга в 2009 году побывал на Байкале и общался там с тенгрианским шаманом, который отвел его в реликтовый ельник на Ольхоне и довольно подробно рассказал о духах предков, заключенных в деревья). Поэтому я смело предполагаю, что во многих регионах планеты свой Иггдрасиль действительно жив до сих пор. А что является его предтечей и какова истинная семантика образа – тут мы можем только предполагать. Или же дело в том, что у каждого из нас свое Мировое Древо.

Abram D. The Spell of the Sensuous: Perception and Language in a More-Than-Human World.

Burkert W. Creation of the Sacred: Tracks of Biology in Early Religions.

Haycock D. Being and Perceiving.

Miller E. The Gods and Symbols of Ancient Mexico and the Maya: An Illustrated Dictionary of Mesoamerican Religion.

Davidson H. The Lost Beliefs of Northern Europe.

Ken D. European Paganism: the Realities of Cult from Antiquity to the Middle Ages.

Dronke U. Poetic Edda: Volume II: Mythological Poems.

Simek R. Dictionary of Northern Mythology.

Walter B. Greek Religion.

Arvidsson S. Aryan Idols. Indo-European Mythology as Science and Ideology.

Clifton D. The Myth Of The Western Magical Tradition.

Ginsburgh R. What You Need to Know about Kabbalah.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *