какое дерево распространяет вокруг себя чудесный аромат

Урок окружающего мира по теме «Лес и человек»

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

Задачи: ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: презентация, проектор; экран; рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина “Лесозаготовки”; фотографии “На вырубках”, “Несанкционированные свалки”; аудиозаписи песен.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

Звучит песня “Лесной марш” (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)

-Почему мы начали наш урок этой песней?

Ученик: Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березах, которые надо сберечь.

-А кто должен оберегать лес?

Ученик: Это должны делать люди.

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

II. Проверка знаний и умений.

1. Фронтальная работа

-Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. (Ответы детей)

2. Блиц – турнир “Я знаю лес”

-Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

-Какое особое отличие есть у лиственницы? ( Сбрасывает иголки)

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

-Какое дерево является символом России? (Береза)

-Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

-Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)

-У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)

-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

-Узнайте животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)

-Ребята, вы должны были приготовить сообщение. О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?

Заслушивается сообщений, подготовленных дома. (2 человека)

-Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

— Сейчас мы обобщим наши знания, выполнив самостоятельную работу по карточкам. (Учитель раздает карточки). Приложение №1 (рисунок 1, рисунок 2.)

Проверим, как вы выполнили работу (организуется взаимопроверка)

III. Работа над новой темой.

-Послушайте стихотворение С.Никулиной “Русский лес”: слайд №4

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
-То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

— О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученик: В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Сейчас еще раз прочитайте стихотворение про себя (самостоятельное чтение)

-Так чем же является лес для человека? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.

-Давайте проверим, правильно вы ответили (открывается первая карточка – “место отдыха”), слайд №5

-Чем еще является лес. (аптека)

— А почему лес аптека?

Ученик: В лесу много лекарственных растений.

-Проверяем наш ответ. (Открывается вторая карточка “аптека”), слайд №6

Что еще находит себе человек?

— Правильно и открывается следующая карточка “источник чистой воды и пищи”, слайд №7

источник чистой воды и пищи

— А как лес может обогреть человека?

Ученик: Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья которые росли в лесу.

-Значит, лес для человека – это источник топлива. Открываем следующую карточку “источник топлива”, слайд №8

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

Ученик: Шкафы, стулья, столы, двери, деревянный пол.

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

Ученик: Карандаши, линейка, книги, тетради.

-А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.

Ученик: “. Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил. ”

Ученик: Они там растут.

-Чем для них является лес?

Ученик: Это их дом.

-А для кого еще лес является домом?

Ученик: Лес является домом для животных.

-И так, лес еще является домом для растений, грибов и животных. Открываем следующую карточку “дом для растений, животных, грибов”, слайд №9

Дом для растений, животных, грибов

-Давайте сделаем вывод. Сколько значений у леса? (ответы детей)

-И все-таки, какие роли выполняет лес?

Ученик: Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

-Ребята, давайте, используя текст учебника, сформулируем определение. Что такое фитонциды?

-Чем является лес для воздуха?

Ученик: Для воздуха лес – защитник.

-Чему еще лес является защитником?

Ученик: Лес – защитник водоемов и почв.

После обсуждения прочитанного открывается последняя карточка “защитник воздуха, водоемов и почв”, слайд №10

Защитник воздуха, водоемов и почв

-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? Слайд №11

Ученик: Лес – это дом, защитник, источник, источник, аптека, место отдыха.

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникает экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

Ученик: В этом стихотворении идет речь о вырубке леса.

-Ребята посмотрите на слайд, как в настоящее время идет заготовка древесины.

— Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (слайд №12).- Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей).

-Ребята я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшая проблема.

После осуждения заполняется схема: слайд №13

— Ребята, сейчас послушайте песню “Просьба”. И подумайте, какую экологическую проблему раскрывает эта песня?

Ученик: Эта песня раскрывает проблему убийства животных.

— В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды взяты под охрану и занесены в Красную книгу (показ книги). Слайд №14

— В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику дома “Приокско-Террасный заповедник”. (Приложение №1)

— А сейчас, ребята, давайте отдохнем.

IV.Физкультминутка (слайд №15)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы.

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

V. Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Дайте послушаем рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой” (читает заранее подготовленный ученик)

-Ребята, скажите, чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученик: Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если каждый человек будет поступать как Оля, то лес превратится в свалку.

-Вот, во что может превратиться лес. Слайд №16

— Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В.Шефнера “Лесной пожар” слайд №17

— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Ученик: Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

— А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра.

-А теперь поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 35, прочитаем №1 задание. Используя текст учебника, сформулируйте определение и запишите его в тетрадь. (Запись в тетрадь).

-Выполняем №2 задание. В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”. Найдите на нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия.

-А задания под №3 выполните самостоятельно. Рассмотрите и запишите знаки – рисунки.

Взаимопроверка в парах.

VI. Закрепление изученного

-Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (ответы детей).

-А сейчас работа в парах, вы должны придумать и нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?

Ученик: Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение леса бытовым мусором. Разведение костров.

Самостоятельная работа в парах.

— О чем еще должны помнить люди, приходя в лес?

Ученик: Лес-это “легкие нашей планеты”. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

VII. Подведение итогов урока.

— Назовите значение леса для человека? Ребята, что вам понравилось на уроке? (ответы детей)

Выставление оценок. Слайд №18

Источник

Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс

какое дерево распространяет вокруг себя чудесный аромат

Данную викторину можно включить в сценарии внеклассного мероприятия, посвящённого Международному дню земли или сценарии экологических праздников.

Викторина для учащихся 5, 6 класса с ответами

Тема викторины: растения

1. Это известное растение часто сажают в жилых районах городов. Несмотря на неудобства, которые оно создает в период цветения, это дерево является одним из лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. (Тополь.)

2. Этот торжественный пышный цветок получил свое название в честь работавшего в России ученого-ботаника по фамилии Георги. Существует более 8000 сортов этого цветка. (Георгин.)

3. У этого крупного дерева очень вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Нелегко даже отколоть маленькую щепочку. За это свойство дерево и получило свое название (Вяз.)

4. Это название одновременно и высших чиновников, правителей Древнего Китая, и вкусный сладкий фрукт, который родом из этой же страны. (Мандарин.)

5. В темном еловом лесу цветы травянистых растений не могут вырасти крупными из-за нехватки света. А чем же они приманивают насекомых для опыления? (Светлой окраской и сильным запахом.)

6. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

7. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя ее вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

9. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница.)

10. Ранней весной на деревьях появляются первые листочки. На ощупь они слегка клейкие, потому что покрыты смолистым веществом. Зачем это нужно? (Чтобы защищать молодые листочки от возможных заморозков.)

11. Это могучее дерево в народе называли «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. (Дуб.)

12. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней десен. (Сосна.)

13. Одно из растений донской степи называется «бессмертник». Как вы думаете, почему? (Оно не вянет, а лишь засыхает.)

15. Листья этого дерева осенью не желтеют. Так и опадают зелеными. (Ольха.)

16. Коала на языке аборигенов Австралии означает «непьющий». Этот зверек, называемый еще сумчатым медведем, питается только листьями и побегами одного растения, съедая в день около килограмма зеленой массы. Какое растение составляет основу рациона коалы? (Эвкалипт.)

17. Когда в Россию завезли это растение а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель.)

19. Дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

20. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

21. Слово «хризантема» в переводе с греческого «означает золотой цветок». В Японии хризантему называют цветком солнца. Изображением золотой хризантемы украшают именно этот символ японского государства. (Герб.)

22. А в России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

23. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

24. Как называется дикорастущий тюльпан донских степей? (Лазорик.)

25. Яркий праздничный цветок и пряность с острым, резким запахом. (Гвоздика.)

27. Второе свое название полевая трава кипрей получила за соцветия двух разных оттенков на одном стебле. Эти цветы напоминают нежных влюбленных. (Иван-да-марья.)

29. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады. (Клен.)

31. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

33. Житель засушливых пустынь, кактус запасает в своем стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки? (Чтобы испарялось как можно меньше воды.)

34. В мае часто случаются заморозки, название которых в народе связывают с названием этого кустарника, так как в мае он как раз цветет. (Черемуха.)

Источник

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Поработаем в парах и выполним задание 1 на с. 46. (Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашива­ют лесные зоны на контурной карте.)

— Выполним задание 2 на с. 47, работая в группах.

— Выполним задание 3 на с. 48.

(Ученики находят и закрашивают контуры животных, состав­ляют список этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бу­рундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)

Кроссворд

(Работа в парах или группах.)

— Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного де­рева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

ное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целы­ми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой. (Рябина.) 10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках. (Акация.) 11. Лиственное дерево, соцветия (сережки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья-вплоть до опадания остаются зелеными. (Ольха.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.)

Работа с CD

— Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 101 учеб­ника.)

— Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

— Чьи предположения оказались верными?

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что. »

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 95—102 учебника.

2. Выполнить задания на с. 48-50 рабочей тетради.

Тема: Лес и человек

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими про­блемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, иллюст­рации животных и растений, занесенных в Красную книгу, кар­точки для работы в парах, стихотворение С. Никулиной «Русский лес» на карточках.

Ход урока

Работа с картой

(Работа ведется в парах по карте природных зон.)

— Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

— Каким цветом она обозначена на карте?

— Какая у зоны лесов земная поверхность?

— Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Блицопрос «Я знаю лес»

• Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красно­ватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоин­ки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна.)

• Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

• Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кед­ровка.)

• Какое дерево является символом России? (Береза.)

• Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

• Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)

• У какого животного пять черных полос на спине? (У бурун­дука.)

• Какое дерево широколиственного леса при цветении рас­пространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

• Узнайте животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

• Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3-6 на с. 48-49 рабочей тетради.

Сообщения учащихся

(Ученики выступают с сообщениями о растении или живот­ном лесной зоны, опираясь на свои записи выполнения задания 7 на с. 50 рабочей тетради.)

— Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и по­чему?

III. Самоопределение к деятельности Работа в группах

— Прочитайте в группах стихотворение С. Никулиной «Рус­ский лес», обсудите его. Сделайте предположение: о чем пойдет речь на уроке?

Русский лес

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить —

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться —

И видно все до дна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

Жизнь кажется иною,

Как вечность, лес шумит.

— О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между челове­ком и лесом.)

(Дети высказывают предположения, о чем пойдет речь на уро­ке. Учитель открывает запись на доске темы урока — «Лес и че­ловек».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 366 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Язык деревьев

В Издательском доме НИУ ВШЭ лидером продаж в очередной раз стала книга Петера Вольлебена «Тайная жизнь деревьев. Что они чувствуют, как они общаются — открытие сокровенного мира». Эта настоящая поэма о лесе, признание ему в любви лесника из Германии выдержала уже четыре издания. IQ публикует фрагмент о том, как деревья общаются друг с другом и предупреждают об опасности, и какие у них на самом деле отношения с насекомыми.

Когда я начинал свой профессиональный путь лесника, я знал о тайной жизни деревьев примерно столько же, сколько мясник о чувствах животных. Лесное хозяйство производит древесину, иными словами — рубит стволы и сажает после этого новые. Читая профессиональные журналы, быстро приходишь к мысли, что благополучие леса важно ровно настолько, насколько оно необходимо для оптимального ведения хозяйства. Для ежедневной работы лесника этого хватает, и зрение постепенно сужается. А поскольку мне каждый день приходилось оценивать сотни елок, буков, дубов и сосен на предмет их качества и рыночной стоимости, то на это и настроился мой взгляд.

Но ровно 20 лет назад я стал работать с туристами — проводить курсы выживания и устраивать лесные походы с ночевками в избушках. Позже к ним добавились похоронный лес и резерваты дикой природы. В разговорах со множеством посетителей ко мне вернулось более широкое видение леса. Кривые узловатые деревья, которые я прежде относил к малоценным, вызывали восторг у моих спутников. Вместе с ними я учился обращать внимание не только на стволы и их качество, но и на причудливые корни, замысловатые формы роста и нежные моховые подушки на коре. Моя любовь к природе, охватившая меня еще в шестилетнем возрасте, разгорелась с новой силой. Глазам вдруг открылись бесчисленные чудеса, для которых у меня не было объяснения. К тому же в моем лесу начали регулярно работать ученые и студенты из Университета Аахена. Их исследования многое прояснили, но появились новые вопросы. Жизнь лесника вновь стала яркой, каждый день в лесу превратился в захватывающее, полное открытий путешествие. Это заставило меня прибегнуть к непривычным мерам при проведении хозяйственных работ в лесу.

Тот, кто знает, что деревья испытывают боль, что у них есть память, что родители-деревья живут вместе с детьми, уже не сможет их запросто рубить, не допустит к ним огромные грубые машины. Уже два десятилетия такая техника изгнана из моего леса, и если некоторые стволы все же приходится рубить и убирать, то лесники делают это бережно, используя лошадей. Здоровый, а может быть, и более счастливый лес существенно продуктивнее, а это вместе с тем означает бо́льшую прибыль. Такой аргумент убедил и моего работодателя, коммуну Хюммель, так что в крошечной деревушке в Айфеле и впредь не будет грубых форм хозяйствования. Деревья вздохнули с облегчением и еще охотнее делятся своими тайнами, особенно те, что оказались в новых заповедных зонах и растут без всяких помех. Я никогда не перестану учиться у них, но и то, что я уже успел узнать под их пологом, прежде мне бы даже не приснилось.

Приглашаю вас разделить со мной великое счастье, которое дарят нам деревья. Кто знает, может быть, и вы на следующей лесной прогулке откроете для себя малые и большие чудеса.

Язык деревьев

По словарю Дудена «язык» — это способность человека выражать себя. Если так, то говорить можем только мы, люди, потому что само слово ограничено нашим видом. Однако разве не интересно было бы узнать, не могут ли выражать себя деревья? Но как? В любом случае их не слышно, они очень тихи. Треск ломающихся под ветром ветвей и шум листвы пассивны, сами деревья здесь ни при чем. Зато они проявляют себя иначе — с помощью запахов.

Аромат как средство выражения? В принципе, это и нам знакомо — иначе зачем нам духи и дезодоранты? И даже без них наш собственный запах в какой-то степени затрагивает сознание и подсознание других людей. Запах одних людей просто невыносим, а запах других, наоборот, сильно привлекает. Ученые даже считают, что именно феромоны, содержащиеся в веществе пота, определяют, кто будет вашим партнером, то есть тем человеком, с которым вы захотите произвести потомков. Так что и у нас есть свой тайный язык запахов, и по крайней мере таким языком деревья точно владеют.

Уже 40 лет прошло с тех пор, как в африканских саваннах было сделано одно наблюдение. Там растут зонтичные акации, листвой которых питаются жирафы. Акации не нравится, когда ее объедают, и чтобы отогнать огромных травоядных, дерево за считанные минуты увеличивает содержание ядовитых веществ в листьях. Жирафы знают это и переходят к следующему дереву. Ближайшему? А вот и нет, они пропускают несколько экземпляров и продолжают трапезу только метров через 100. Причина этого поразительна — объедаемая жирафом акация выделяет сигнальный газ (в данном случае — этилен), который предупреждает растущих неподалеку родственников о приближении опасности. В ответ на это все предупрежденные акации тоже начинают запасать ядовитые вещества, чтобы подготовиться к угрозе. Жирафам эти игры известны, поэтому они идут либо дальше по саванне, где растения еще ничего не подозревают, либо против ветра. Ведь сигнал разносится по воздуху, и если жирафы пойдут против воздушных потоков, они тут же обнаружат акации, ничего не ведающие об опасности.

Такие же процессы идут и в наших лесах. И буки, и ели, и дубы — все они сразу же отвечают болью, если кто-то начинает щипать их листья. Когда гусеница с аппетитом принимается за еду, ткань вокруг задетого места изменяется. К тому же она начинает испускать электрические сигналы, совершенно как в человеческом теле, если оно повреждено. Правда, этот импульс распространяется не за миллисекунды, как у нас, а гораздо медленнее, со скоростью около сантиметра в минуту. После этого пройдет еще час, прежде чем в листьях накопятся защитные вещества, чтобы испортить паразитам их обед.

Дело в том, что деревья — очень медлительные организмы, и даже при опасности это, видимо, наибольшая для них скорость. Но несмотря на малый темп, отдельные части дерева работают не изолированно друг от друга. Если корни столкнулись с какой-то проблемой, информация об этом распространяется по всему дереву и может привести к тому, что через листья начнут выделяться пахучие вещества. И не какие-нибудь, а именно те, что предназначены для данной цели. Это еще одно свойство, которое поможет деревьям оперативно, то есть в течение буквально нескольких суток, отразить нападение вредителей, потому что некоторые виды опасных насекомых они умеют распознавать.

Между прочим, умение распознавать слюну насекомых доказывает еще одну способность деревьев — у них должно быть чувство вкуса. Ароматические вещества плохи тем, что их быстро рассеивает ветер, так что они распространяются разве что метров на 100. Зато они помогают выполнить еще одну задачу. Внутри дерева сигнал распространяется очень медленно, а по воздуху он легко преодолевает большую дистанцию и может быстрее предупредить удаленные части собственного тела.

Впрочем, для защиты от насекомых специальный призыв о помощи не обязателен. Представители фауны и сами отслеживают химические послания деревьев, знают, где состоится атака и куда направляются орды атакующих. Тот, кто любит полакомиться ими, чувствует неодолимую тягу к этому месту. Сами деревья тоже могут защищаться. Например, дубы направляют в свои листья и кору горькие и ядовитые дубильные вещества. Эти вещества либо убивают грызущих насекомых, либо так меняют вкус листьев и коры, что те вместо вкусного свежего салата превращаются в едкую желчь. Ивы образуют для защиты салицин с тем же эффектом. Впрочем, на нас его действие не распространяется. Скорее даже наоборот, чай из ивовой коры уменьшает головную боль и лихорадку и считается предшественником аспирина.

Для таких защитных мер, конечно, нужно время. Поэтому главное в деле раннего предупреждения — совместная работа. При этом на один только ветер полагаться нельзя, он не гарантировал бы передачу сигнала каждому. Так что для надежности деревья посылают сигналы соседям через корневые системы, которые объединяют всех и функционируют независимо от погоды. Поразительно, но новости распространяются не только химическим, но и электрическим путем, со скоростью сантиметр в секунду. В сравнении с нашим телом это чрезвычайно медленно, однако в животном мире есть виды, например медузы или черви, у которых нервный сигнал распространяется приблизительно с такой же скоростью. Разнеслась новость — и все дубы вокруг немедленно начинают качать по своим жилам дубильные вещества.

Информационные процессы в лесу являются объектом изучения со второй половины XX века. Однако по поводу материальных носителей сигналов до сих пор ведутся споры. Можно сказать, что исследование физической составляющей этих процессов сильно отстает от теории и математических выкладок, потому что тонкие механизмы физиологии древесных растений и связанных с ними организмов стали подвластны регистрации и измерению только с появлением высокотехнологичных приборов. О том, что в установлении коммуникации между видами и особями одного вида деревьев не последняя роль принадлежит грибам, стало известно сравнительно недавно, и значимость этой связи пока непонятна.

Если дерево ослаблено, то оно, вероятно, не только хуже защищается, но и становится менее разговорчивым. Иначе никак не объяснить, что насекомые-вредители выискивают именно такие уязвимые экземпляры. Возможно, они для этого слушают деревья, регистрируют тревожные химические сигналы, а кору и листья «немых» индивидов пробуют на зуб. Молчание может действительно объясняться тяжелым заболеванием, а может быть, дерево просто лишилось грибной сети и оказалось отрезанным от всех сообщений. Оно перестает принимать сообщения о приближении беды — и вот уже накрыт стол для гусениц и жуков. Впрочем, столь же уязвимы уже упомянутые единоличники, которые хотя и кажутся здоровыми, но не ведают о подступающих бедах.

В лесном сообществе не только деревья, но и кустарники, и травы, возможно даже, все виды растений переговариваются между собой таким образом. Но стоит выйти из леса на поле, как картина изменится — зелень «молчит». Селекция как минимум отчасти отняла у наших культурных растений способность общаться между собой надземными или подземными частями. Они как будто немы и глухи, поэтому становятся легкой добычей для насекомых.

Скорее уж не селекция, а два сильных стрессообразующих фактора — слишком плотный посев, сужающий и стесняющий естественное фитогенное поле растения, и интенсивное внесение удобрений, гербицидов и подобных химических реагентов, блокирующее у культурных растений функции взаимодействия.

Это одна из причин, почему современное сельское хозяйство использует так много средств защиты растений. Может быть, в будущем селекционеры сумеют подсмотреть у леса его секреты и вернуть хлебным злакам и картофелю хотя бы часть прежней дикости, а вместе с ней и разговорчивости.

Общение между деревьями и насекомыми не сводится к теме защиты от вредителей и болезней. Между этими столь далекими друг от друга живыми существами курсирует множество позитивных сигналов, вы наверняка и сами это замечали. Точнее, вдыхали, ведь речь идет о цветочных ароматах. Цветы источают свои прекрасные запахи не просто так и не для того, чтобы понравиться нам. Своими ароматическими сигналами плодовые деревья, ивы и каштаны привлекают внимание пчел, приглашая их на заправку. Сладкий нектар, концентрированный сахарный раствор, — награда пчелам за то, что те между делом опыляют их цветки. Форма и цвет цветка — тоже сигнал, что-то вроде рекламного щита, который четко выделяется на фоне всевозможной зелени, указывая путь к закусочной. Так что коммуникация у деревьев может быть запаховой, оптической или электрической (через своего рода нервные клетки на кончиках корней). А как обстоит дело с шумами, то есть со слухом и речью?

Если в начале я сказал, что деревья определенно очень тихи, то последние известия из мира науки подвергают сомнению даже это. Моника Гальяно из Университета Западной Австралии совместно с коллегами из Бристоля и Флоренции сделала очень простую вещь — прислушалась к почве. В лаборатории не слишком удобно исследовать деревья, поэтому вместо них ученые изучали проростки травянистых растений, которыми легко манипулировать. И вправду: уже вскоре измерительные приборы зарегистрировали легкое пощелкивание корней частотой 220 Гц.

Щелкающие корни? Это еще ничего не значит, в конце концов, потрескивает даже мертвая древесина, если она сгорает в печи. Однако шум, зарегистрированный в лаборатории, заставил прислушаться к себе и в переносном смысле. Дело в том, что на него стали реагировать корни других проростков, не задействованных в опыте. Каждый раз, когда их подвергали пощелкиванию частотой 220 Гц, их кончики ориентировались в этом направлении. Это значит, что трава способна воспринимать такую частоту, скажем спокойно — «слышать».

Обмен информацией у растений через звуковые волны? Это пробуждает дальнейший интерес — ведь если мы, люди, общаемся через звуковые волны, то не здесь ли ключ к лучшему пониманию деревьев? Вообразить трудно, что означало бы, если мы могли бы слышать, как обстоят дела у буков, дубов или елей. Правда, до этого, к сожалению, пока далеко, наука только подбирается к изучению этой темы. Однако если на следующей лесной прогулке вы услышите легкое пощелкивание, то, может быть, это не только ветер…
IQ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *