какое деление философии свойственно нашему времени

Высказывание,в котором некое понятие подводится под вышестоящий род и определяется от других видов этого рода через указание его отличит признаков назыв

Ф илософские течения этих мыслителей

Что такое теизм,дуализм

29. Вселенский логос-какой философ Гераклит

30. Кто не относится к числу британск эмпириков нового времени Лейбниц

Человек мера всех вещей

Догматизм

Догматизм, метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты.

33. Сущ-е мн-ва исходн.оснований и начал бытия утверждает плюрализм

34. Фил.направл-е,признающее разум основой познания и повед-я людей Рационализм

35. Какое течение рус.мысли утверждало идею космич.единство всего живого русского космизма

37. Какие философы хотели опровергнуть все фил школы?

Соловьев рассматривал церковь как

все христианские церкви, как исторические образы Добра

39. Послед-ть состояний отражает категория Времени

Какого рода док-ва бытия бога не было в теологии фомы аквинского

Бог как источник откровения

41. Форма бытия материи,выражающая ее протяженность,стр-рность пространство

42. Какова правильная врем.послед-ть видов собств-ти по марксизму?

Сущность деизма состоит в

ДЕИЗМ —Религиозно философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Когда и где впервые появилось слово «философия»? в Греции, в V веке до н.э.

44. Какую роль играет философия, пытаясь решить вопрос о смысле жизни? мировоззренческую

45. Какое деление философии свойственно нашему времени? гносеология, онтология, социальная философия, антропология, аксиология

46. Какой метод является основополагающим для религии? апокалиптический

47. Что в эллинском и эллинистическом мире считалось началом (источником) философии? удивление

48. Какие виды наук выделил Аристотель? теоретические, практические и поэтические

49. По какой причине, согласно стоическому учению, человек должен стремиться менять не мир вокруг себя, а свое отношение к миру? телесный мир всецело подчиняется богу, поэтому все в нем разумно, справедливо и прекрасно

50. Христианские мыслители в большинстве своем полагали, что мир сотворен Богом

51. Утверждение «Я мыслю, следовательно, существую» выражает у Декарта первое и самое очевидное знание

52. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в «Энциклопедии или Толковом словаре наук, искусства и ремесел», созданной мыслителями Франции

53. Какое высказывание не является синтетическим, с точки зрения Канта? тело протяженно

54. Категорический императив Канта восходит к старинной заповеди не делай другим того, чего не желаешь себе

55. Какое утверждение соответствует взглядам Зигмунда Фрейда? Я является полем борьбы Сверх-Я и Оно и выполняет всякий раз «приказы» более сильного из этих начал

56. В каком порядке (от простого к сложному) идут науки по О. Конту? математика, астрономия, физика, химия, биология, социология

58. Какое утверждение, согласно Ж.-П. Сартру, выражает сущность экзистенциализма? существование предшествует сущности

59. Понимание всего существующего как «совокупности ощущений» свойственно субъективному идеализму

60. Пространство и время не существуют самостоятельно и, будучи состояниями материи, не остаются неизменными. Как называется данное представление? Релятивистское

61. Понятие «материя» в метафизике означает единая первооснова всех вещей

62. Какой принцип требует рассматривать мир как иерархию сложных объектов? Системность

63. В какой отрасли знания рассматривается вопрос об истине и ее критериях? в гносеологии

64. Как называется отрасль философии, исследующая научное познание? Эпистемология

65. Объяснять, относительно точно предсказывать будущие события, восстанавливать пропущенные звенья в событийной последовательности прошлого позволяет знание законов мироздания

66. Какое направление мысли видит в технических и естественных науках лишь разрушителя культуры и человеческого общества? Антисциентизм

67. Какой признак в наибольшей степени отличает лженауку от науки? не критична

68. Животные потребности и врожденные способы действия считаются главными движущими силами человеческого поведения во фрейдизме

70. Какое понимание души (психики, сознания) свойственно материализму? название особого состояния материи, не имеющего самостоятельного существования и выражающегося в способности отражения действительности

71. Как обычно называется состояние человека, выражающееся в некритическом отношении к тому или иному знанию? Вера

72. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется совестью

73. Как принято называть часть человеческого окружения, созданную самими людьми? Культура

74. Демократия предполагает создание гражданского общества и правового государства

75. Как принято называть направление политической мысли, которое рисует будущее в мрачных красках, предрекая нисходящее развитие и вырождение человечества? Антиутопия

76. Процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление общественной жизни, называется прогрессом

77. Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название Римский клуб

78. Когда и где впервые появилось слово «философия»? в Греции, в V веке до н.э.

79. Согласно Платону, познание – это припоминание забытого

80. Экзистенциализм уделяет внимание анализу..

Внутреннему миру человека,

взаимоотношениям человека и бога,

отношениям и связям между людьми,

81. Предвидением будущего человеческого общества занимается наука Футурология

Высказывание,в котором некое понятие подводится под вышестоящий род и определяется от других видов этого рода через указание его отличит признаков назыв

Соотнесите понятия

Идолы рынка или площади- Связаны с несовершенством языка,

идолы пещеры- связаны с особенностями индивид сознания человека

идолы рода- связаны со спецификой восприятия человека как биологическ существа

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

V1: Основные проблемы философии

S: Какое деление философии свойственно нашему времени?

+: гносеология, онтология, социальная философия, антропология, аксиология

-: логика, физика, этика

-: божественная и человеческая

-: естественная и гражданская

S: В какой отрасли знания рассматривается вопрос об истине и ее критериях?

-: в социальной философии

Q: Установите соответствие между понятиями и их разъяснениями

R1: Истина постижима и относительно некоторых вещей уже известна

R2: Истина непостижима

R3: Об истине пока ничего не известно

S: Высказывание, в котором некое понятие подводится под вышестоящий род и отделяется от других видов этого рода через указание его отличительных признаков, называется …

Q: Установите соответствие между названием философского течения и его чертами

R1: Познание есть отражение мира. Все понятия и представления у человека возникли из опыта.

R2: Познание есть создание мира. Существует знание, и притом достоверное, которое не выведено из опыта. Это знание, скорее всего, врожденное.

R3: Познание есть приспособление к миру. Знаем мы, строго говоря, только то, с чем умеем обращаться, что научились использовать.

R4: Познание есть погружение в смысл мира и слияние с его сущностью.

S: Что называется индукцией в познании?

+: умозаключение от частного к общему

-: умозаключение от общего к частному

-: подведение частного случая под общий закон с целью объяснения

-: проверка предположения опытными данными

S: В гегельянстве и марксизме основными законами диалектики считаются …

+: закон единства и борьбы противоположностей

+: закон перехода количественных изменений в качественные

+: закон отрицания отрицания

-: закон справедливости как воздаяния, равного ущербу

S: Какой признак в наибольшей степени отличает лженауку от науки?

S: Учение о научных революциях как смене парадигм знания предложил …

S: Как обычно называется состояние человека, выражающееся в некритическом отношении к тому или иному знанию?

S: Объяснять, относительно точно предсказывать будущие события, восстанавливать пропущенные звенья в событийной последовательности прошлого позволяет …

+: знание законов мира

-: представление, что все происходящее неповторимо

S: Какую роль играет философия, пытаясь решить вопрос о смысле жизни?

S: Установите соответствие между понятиями и определениями

R1: Раздел философского знания, занимающийся проблемами познания

R2: Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия

R3: Раздел философского знания, занимающийся изучением проблем ценностей

L4: Философия истории

R4: Раздел философии, изучающий смысл, законы развития общества

R5: Раздел философии, изучающий прекрасное

S: Что является целью научного познания

+: получение истинного знания о мире

-: поиск ответов на «вечные вопросы»

-: создание общества изобилия

S: Установите соответствия между понятиями и определениями

L1: Конвенциональный подход понимания истины

R1: Истинным считается знание в соответствии с договорённостью между учёными

L2: Понимание истины как полезного знания

R2: Истиной является знание, позволяющее получить конкретный результат

L3: Корреспондентский подход в понимании истины

R3: Истинным знание будет при совпадении реальности и знания о ней

R4: Внутренние чувственные переживания

S: ### – это учение о причинно-следственных связях.

S: Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

S: Способ существования материи, согласно марксизму

S: Последовательность состояний отражает категория

S: Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

Q: Установите соответствие между понятием и его смыслом

R1: бог – творец и правитель мира

R2: бог – творец мира

R3: бог и мир – одно и то же

R4: бог не существует, мир вечен

R5: мир – обособившаяся часть бога, болезненный выкидыш, нуждающийся в исцелении и восстановлении

S: Из какого представления исходит так называемый объективный идеализм?

-: мир есть совокупность моих ощущений

+: начало мира – духовная умопостигаемая сверхчеловеческая сущность

-: поведение человека в целом соответствует объективным идеалам

-: любые идеи разума допускают объективацию

S: Понимание всего существующего как совокупности ощущений свойственно …

S: Пространство и время не существуют сами по себе и, будучи свойствами материи, не остаются неизменными, они относительны. Как называется данное представление?

S: Какое понимание души (психики, сознания) свойственно материализму?

+: название особого состояния материи, не имеющего самостоятельного существования и выражающегося в способности отражения действительности

-: тонкое материальное тело, созданное высшей силой

-: самостоятельная бестелесная сущность, поддерживающая порядок телесного мира

-: тонкое материальное тело, подверженное изменениям и гибели

S: Раздел философского знания, изучающий человека, называется …

S: Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

S: Теория научного познания именуется

Источник

Поиск информации: Коренев Е

Глоссарий

КУЛЬТУРА- (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) — универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.

Осевое время- Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.

Мировоззрение- — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».

Источник

Понятие и социально-культурная роль философии. Философия в таблицах (Аблеев С. Р.)

Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Схема 1

какое деление философии свойственно нашему времени

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

Схема 2

какое деление философии свойственно нашему времени

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

Таблица 3

какое деление философии свойственно нашему времени

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.

Схема 4

какое деление философии свойственно нашему времени

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Схема 5

какое деление философии свойственно нашему времени

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

Таблица 6

какое деление философии свойственно нашему времени

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.

Таблица 7

какое деление философии свойственно нашему времени

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия

Таблица 8

какое деление философии свойственно нашему времени

какое деление философии свойственно нашему времени

ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

1. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9

какое деление философии свойственно нашему времени

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Таблица 10

какое деление философии свойственно нашему времени

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Таблица 11

какое деление философии свойственно нашему времени ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *