какое давление в испарителе кондиционера
Как проверить давление в кондиционере автомобиля самостоятельно
Система кондиционирования стала неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Она позволяет поддерживать оптимальный режим температуры в салоне авто независимо от внешних колебаний температуры. Бесперебойная работа представленной системы во многом зависит от поддержания установленных параметров при различных эксплуатационных режимах. Один из таких параметров – давление хладагента. В том случае, если представленная величина не соответствует заявленному значению, система перестаёт функционировать в штатном режиме.
Чтобы не допустить или хотя бы снизить риск возникновения аварийных ситуаций, необходимо производить регулярное обслуживание, включающее ряд профилактических мероприятий.
Нередко случается так, что водитель, в силу своей неосведомленности не в состоянии произвести подобного рода действия. Для этого необходимо овладеть хотя бы минимальным набором навыков и умений, а также уяснить принцип работы системы в целом.
Основы работы кондиционера в машине
Для того, чтобы приступать к активным действиям по диагностики или устранению возникшей неисправности кондиционера, важно понимать базовые основы работы данной системы.
Ссылаясь на различные компетентные источники, можно сказать, что представленные системы устанавливались на автомобили еще в начале прошлого века. Конечно же, со временем технический прогресс позволил существенно усовершенствовать такие климатические установки. Наукоёмкие технологии помогли сделать системы более компактными и энергоёмкими, но в основу их работы заложены практически одни и те же принципы.
Представленная климатическая система полностью герметична. Она состоит их двух контуров, в которых можно наблюдать переход рабочего вещества – фреона – из одного химического состояния в другое. В одном из контуров имеется область низкого давления, в другом высокого.
На границе этих двух зон располагается компрессор. Если выражаться фигурально, его можно назвать сердцем системы, которое обеспечивает циркуляцию хладагента внутри замкнутого контура. Но на одном компрессоре «далеко не уедешь». Начнём по порядку, с момента включения клавиши климат-контроля.
При включении системы кондиционирования срабатывает электромагнитная муфта привода компрессора. Крутящий момент от ДВС передаётся на компрессор. Он, в свою очередь, начинает засасывать фреон из области низкого давления и нагнетает его в магистраль высокого давления. С увеличением давления, газообразный хладагент начинает заметно нагреваться. Двигаясь дальше по магистрали, нагретый газ попадает в так называемый конденсор. Этот узел имеет много общего с радиатором системы охлаждения.
Двигаясь по трубкам конденсора, хладагент начинает выделять больше тепла в окружающую среду. Этому в существенной степени способствует вентилятор конденсора, который обеспечивает его обдув в зависимости от различных режимов работы. Потоки, проходящего через радиатор, воздуха забирают часть тепла нагретого хладагента. В среднем, температура фреона на выходной магистрали этого узла уменьшается на треть от своего начального значения.
Следующий пункт назначения фреона – фильтр осушитель. Название этого нехитрого устройства говорит само за себя. Попросту говоря, он задерживает различные инородные частицы, препятствуя засорению узлов системы. Некоторые модели осушителей оснащаются специальными смотровыми окошками. С их помощью можно легко контролировать уровень хладагента.
После этого отфильтрованный хладагент поступает в расширительный клапан. Этот клапанный механизм более известен как ТРВ или терморегулирующий вентиль. Он представляет собой дозирующее устройство, которое, в зависимости от определённых факторов, уменьшает или увеличивает проходное сечение магистрали на пути к испарителю. Об этих факторах будет уместно упомянуть чуть позже.
После ТРВ хладагент направляется прямиком в испаритель. В силу своего функционального назначения, его нередко сравнивают с теплообменником. Охлажденный хладагент начинает циркулировать по трубкам испарителя. На этой фазе, фреон начинает переходить в газообразное состояние. Находясь в зоне низкого давления, температура фреона падает.
Ввиду своих химических свойств, в таком состоянии фреон начинает кипеть. Это приводит к конденсации фреоновых паров в теплообменнике. Воздух, проходящий через испаритель охлаждается и подается в салон авто с помощью вентилятора испарителя.
Вернёмся к ТРВ. Дело в том, что непременным условием бесперебойной работы системы кондиционирования является непрерывное поддержание процесса кипения рабочей жидкости в теплообменнике. По мере необходимости, клапанный механизм ТРВ открывается, тем самым пополняя рабочую жидкость в испарителе.
При этом ТРВ, в силу своих конструктивных особенностей, способствует резкому уменьшению давления хладагента на выходе, что влечёт за собой понижение его температуры. Благодаря этому фреон быстрее достигает точки кипения. Именно эти функции и обеспечивает представленное устройство.
Стоит также упомянуть о наличии как минимум двух датчиках системы кондиционирования. Один расположен в контуре высокого давления, другой же врезан в контур низкого давления. Оба они играют немаловажную роль в работе представленной системы. Посылая сигналы в регистрирующее устройство блока управления двигателем, производится своевременное отключение/включение привода компрессора и вентилятора охлаждения конденсора.
Как самому проверить уровень давления
Нередки случаи, когда в процессе эксплуатации сплит-системы автомобиля, возникает необходимость произвести контрольный замер давления в контурах системы. С этой, на первый взгляд, трудной задачей, можно успешно справиться самостоятельно, без привлечения специалистов и так называемых сервисменов.
Всё что для этого потребуется – парочка манометров с подходящими разъемами. Для упрощения процедуры можно воспользоваться специальным манометрическим блоком, который можно приобрести во многих автомагазинах.
При проведении процедуры замера давления системы кондиционирования важно придерживаться некоторой последовательности действий:
В зависимости от температуры окружающей среды и маркировки хладагента, рабочее давление для каждого из контуров будет варьироваться.
К примеру, для фреона R134a, при температуре от +18 до +22 градусов оптимальное значение давления составляет:
Для более детального анализа представленных показателей можно воспользоваться сводными таблицами, доступными в сети.
Сравнивая полученные данные с установленными величинами, можно убедиться в недостаточном или избыточном давлении в системе кондиционирования.
По результатам проведённой проверки можно сделать определенные выводы об исправности того или иного узла системы. Стоит отметить, что выявленные параметры никаким образом не укажут на недостаточное кол-во хладагента в системе. Для этого нужно производить замер температуры рабочей жидкости.
Видео проверки
Предлагаем вашему вниманию видео материал, посвященный диагностики неисправностей кондиционера на основе показаний манометрического блока.
Какое давление должно быть и как заправить кондиционер после проверки
Давление в различных контурах системы зависит от целого ряда факторов. Как отмечалось ранее, в значительной степени на этот показатель влияет температура воздуха и тип рабочей жидкости.
Так или иначе, в большинстве своём современные системы кондиционирования, как правило, заправляются универсальными видами хладагентов, которые имеют схожие рабочие параметры. Наиболее распространённым из них является так называемый 134 фреон.
Так, при теплой погоде этот вид хладагента должен находиться в системе кондиционирования под давлением равным:
Необходимо помнить, что это одна из ключевых эксплуатационных характеристик климатических систем автомобиля. Она позволяет судить об исправности её рабочих узлов и элементов.
Процедура по замеру давления кондиционера зачастую приводит к потере хладагента. В связи с этим возникает необходимость пополнить систему до требуемого значения.
Для проведения дозаправки системы следует иметь при себе некоторое оборудование. В список снаряжения входит:
Справиться с дозаправкой системы фреоном будет под силу даже начинающему автолюбителю, стоит только придерживаться пошаговой инструкции:
Чтобы уточнить заправочную ёмкость системы кондиционирования конкретного автомобиля, достаточно взглянуть на информационную табличку под капотом вашего авто. Изучив её, вы узнаете тип/марку рабочей жидкости и объём системы.
Причины низкого давления + видео по ремонту поврежденных патрубков системы
Одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются владельцы авто с кондиционером – снижение давления в системе. Причины, повлекшие за собой подобного рода ситуацию, могут быть самые разные.
Рассмотрим основные из них:
Последний пункт указывает на то, что в каком-то из соединений имеется утечка фреона. Зачастую подобного рода причины связаны с износом патрубков системы кондиционирования. Учитывая тот факт, что новые оригинальные комплектующие обойдутся владельцу в достаточно круглую сумму, можно воспользоваться одним из способов по восстановлению шлангов и патрубков кондиционера в гаражных условиях.
Более подробную информацию по ремонту шлангов сплит-системы автомобиля можно получить, просмотреть видео ниже.
Представленный ролик размещен известным московским сервисным центром, специализирующимся на ремонте холодильных установок и климатических систем.
Ventkam.ru
Вентиляция и кондиционирование
Давление фреона в кондиционере – какое должно быть, как проверить
Почему давление не зависит от количества хладона
Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования и холодильниках, циркулируют внутри закрытого контура, состоящего из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. В первом радиаторе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, во втором снова превращается в жидкость. Подробнее принцип работы сплит-системы описывается в отдельной публикации.
Напомним: фреон – это вещество, кипящее при отрицательной температуре (в обычных условиях). Чтобы повысить точку испарения / конденсации, давление в контуре принудительно увеличивается компрессором.
Номограмма отражает, насколько меняется давления хладона R410a в зависимости от температуры окружающей среды. Четко установленных границ не существует
Напор хладона в системе зависит от нескольких основных факторов:
Справка. Бытовые охладители обычно заправляются двумя марками фреонов – R22 и R410a. Автомобильные кондиционеры заполняются хладоном R134a, старые модели – R12.
Реальное давление рабочей жидкости меняется несколько раз в течение суток из-за погоды и переключения режимов охлаждения. Количество хладагента никакого влияния не оказывает, разве что вещество улетучится из системы полностью. В подтверждение этих слов опишем эксперимент, опубликованный в техническом пособии известного автора Патрика Котзаогланиана:
Вывод. Рабочее давление в кондиционере никак не зависит от объема фреона внутри системы, измерять его без учета температуры бессмысленно.
Что пишут производители
Из-за того, что температурный глайд зависит от давления, нельзя указать его точное значение. Производители хладонов измеряют его по-разному. Например, они могут указать температурный глайд:
Поэтому не стоит слепо доверять цифрам. В спецификации к одному и тому же фреону могут быть указаны разные значения. Не все указывают, при каких условиях они измеряли температурный глайд фреона. Если вы столкнулись с новым хладагентом, лучше тестировать его самому.
От чего зависит температурный глайд
Температурный глайд – промежуток температур, в котором хладагент может быть одновременно газом и жидкостью. Это значение меняется в зависимости от состава. Дело в том, что разница между температурами кипения хладагентов не постоянна.
Например, есть некоторый фреон, в составе которого газы А и Б. У них небольшая разница в температуре кипения. Но свойства хладагентов разные. Поэтому при разном давлении температурный глайд будет отличаться.
Чем выше давление, тем больше температура кипения фреонов. Так как их зависимость не прямая, то и разница температур насыщения и кипения больше. Соответственно – больше температурный глайд.
Как проверить остаток фреона
Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:
Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции
Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.
Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:
С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору
Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.
Разметка шкалы манометра под различные типы хладагентов
Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.
Наглядно процесс измерения показан в следующем видео:
Признаки нехватки хладагента
Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:
При утечке хладона на стыках появляются следы масла, не заметные на первый взгляд
Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом – следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.
Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:
Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.
Переизбыток и другие неполадки
Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.
Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко – как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.
Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.
Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:
Диагностику и устранение неполадок автокондиционера лучше доверить мастеру станции техобслуживания
Указанные проблемы решаются одним способом – вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.
Давление фреона в кондиционере
Проверить давление фреона в кондиционере
Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования, циркулируют внутри закрытого контура. Упрощенно, контур состоит из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. Если в испарителе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, то в конденсоре он снова превращается в жидкость. То есть, за счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. На этом и основан принцип действия сплит-системы.
Проверка давления хладагента, как правило, производится при работе кондиционера в режиме охлаждения. При этом, манометр низкого давления (синего цвета) измеряет давление на входе в наружный блок — сторона всасывания хладагента перед компрессорно-конденсаторным блоком. А манометр высокого давления (красного цвета) измеряет давление на выходе из наружного блока — сторона нагнетания хладагента после компрессорно-конденсаторного блока.
Для измерения давления фреона манометр при помощи специального шланга подключается (накручивается) к сервисному вентилю, который находится в месте присоединения более толстой трубки к наружному блоку. Следует заметить, что замер выполняется при работающем компрессоре через 15 — 20 минут после запуска системы в режиме охлаждения.
Тип хладагента и его заводская заправка, максимальные показатели низкого и высокого давления для каждого кондиционера, как правило, указаны на корпусе внешнего блока на заводской этикетке.
Графики зависимости давления от температуры снаружи и внутри помещения приводятся в сервис-мануалах производителей.
Рабочее давление кондиционера (фреон R22)
Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения.
Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С.
Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.
В таблице приведены значения давления фреона R22 для кондиционера 7000 BTU/h.
32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.
R22 — это гидрохлорфторуглеродное соединение (ГХФУ), которое еще достаточно широко используется в настоящее время. Он имеет некоторый, хотя и небольшой, озоноразрушающий потенциал (ODP). Поэтому R22 не будет применяться в будущем. Заправка холодильных установок хладагентом R22 ведет к повышению температуры нагнетания. Внимательно изучите все параметры, которые влияют на температуру нагнетания.
Рабочее давление кондиционера (фреон R410A)
Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения.
Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С.
Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.
В таблице приведены значения давления фреона R410A для кондиционера 9000 BTU/h.
32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.
Приложение Danfoss Refrigerant Slider — линейка холодильщика
Приложение Danfoss Refrigerant Slider — бесспорно, самое популярное приложение среди специалистов-холодильщиков. Оно превращает Ваш смартфон в удобный и очень оперативный инструмент для определения зависимости температуры хладагента от его давления. В версии приложения для iOS и Android содержатся данные не только о популярных фреонах R22, R410A, R407C, но и еще о более чем 80 хладагентах. А также есть функция расчета GWP согласно стандарту IPCC AR 5.
Дозаправка кондиционера фреоном
Все кондиционеры при производстве заправляются хладагентом. Точнее, заправляется фреоном внешний блок сплит-системы. Наличие заводской заправки на момент установки говорит о герметичности контура и обеспечивает готовность к работе сразу же после завершения монтажа. Если вдруг выясняется наличие утечки, то прежде чем дозаправлять, обязательно нужно найти причину утечки, ликвидировать ее, и только после этого производить заправку. Иначе работа будет сделана напрасно и все повторится вновь.
Фреон R22 является однокомпонентным хладагентом. Поэтому он наиболее прост в использовании при дозаправке кондиционеров в случае утечки. Его можно закачивать в систему, используя при этом только манометрическую станцию, то есть, по давлению при определенной температуре.
Системы, работающие на фреоне R410, можно дозаправлять, но определить это может только специалист. Дозаправка фреоном R410a потребуется при монтаже в случае превышения длины трассы свыше рекомендованной. Заправка производится добавлением хладагента по весам на каждый метр магистрали, превышающий стандарт. Расчетное количество дополнительного хладагента указывается в инструкции по установке.
При утечке фреона R410a кондиционеры следует заправлять по весам, удалив перед этим весь старый фреон из системы. Дело в том, что R410a состоит из двух компонентов. В случае утечки один компонент, обладая более высокой плотностью, выдавливает другой, нарушая пропорцию компонентов в смеси. В результате утечки хладагент теряет свои термодинамические свойства.
Заправка инверторного кондиционера
Частный случай, заправка по давлению инверторной сплит-системы. Но как проверить давление на инверторном кондиционере? Для этого используют режим максимальной производительности. У разных производителей кнопка его включения на пульте может обозначаться как turbo, hi power или full power. В данном режиме кондиционер работает на максимальную мощность, чтобы быстро обогреть или охладить комнату. Для пользователя таким образом рекомендуется использовать его по приходу домой. Для сервиса этот режим интересен тем, что в нем отключаются ограничения на показания датчиков температуры (нельзя устанавливать температуру с пульта). При этом, компрессор и вентилятор работают с максимальными производительностью и оборотами соответственно. Продолжительность режима составляет 20-30 минут, но этого может быть достаточно для дозаправки. Однако, это далеко не лучший способ, перезаправка по весам предпочтительна.
В Евросоюзе данный тип хладагента находится под запретом с 2010-го года. Следует отметить, что продажи новых кондиционеров в РФ на R22 также прекращены. На данный момент осуществляются поставки бытовых кондиционеров только на более безопасном и современном фреоне R410A. Однако, на смену ему уже активно поставляется техника на новом фреоне R32.
R-32 хладагент нового поколения
Пока до конца не ясно, какой газ займет место хладагента нового поколения. Наиболее вероятные кандидаты – R32, смеси ГФО, CO2 и углеводороды (пропан и бутан). У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Скорее всего, каждый из хладагентов (или их сочетания) займет собственную нишу. Например, для кондиционеров и тепловых насосов будет использоваться фреон R32. Для полупромышленного кондиционирования – R410A, CO2 и смеси ГФУ, бутан – для бытовых холодильников и морозильных камер.
R32, будучи тяжелым газом, имеет свойство скапливаться в углублениях пола, поэтому желательно их чем-то закрывать перед началом работ. А также, при производстве любых работ, связанных с пайкой на холодильном контуре, необходимо убедиться, что в нем не осталось хладагента. Это правило справедливо и для традиционных хладагентов, при нагреве которых образуется ядовитый газ, однако в случае R32 проверку следует производить более тщательно.
Обновление инструментов
В целом же ничего особенного, кроме высокой внимательности и аккуратности, от монтажника не требуется. Для работы с R32 следует незначительно обновить набор инструментов. Ввиду того, что характеристика «давление – температура» R32 отличается от R410A, нужно приобрести специальный манометрический коллектор. А также для работы с R32 нужна станция эвакуации с бесщеточным мотором компрессора. Применение бесщеточного мотора исключает образование искр при работе. Следует иметь в виду, что R32, как любой горючий газ, поставляется в баллонах с левой резьбой. Для использования стандартных шлангов с правой резьбой необходимо приобрести или изготовить соответствующий переходник. Все остальные инструменты менять не нужно.
Фреон R32 характеристики
— R32 имеет GWP, равный 675 против 2088 у R410.
— Фреон R32 обладает более высокой энергоэффективностью (на 6% в 4-кВт системе).
— Для заправки требуется меньшее количество R32, благодаря чему компоненты оборудования компактнее (на 18% в 4-кВт системе).
— Относится к категории A2L, что означает крайне низкий уровень токсичности и является слабогорючим веществом, как и другие ГФУ с низким GWP.
— R32 однокомпонентный, что означает простоту утилизации и повторного использования; R410А — двухкомпонентная смесь, включающая R32 и R125.
— Температура кипения R32 подобна R410A.
Независимо от используемого хладагента, работы по монтажу и заправке оборудования должен проводить квалифицированный персонал. Это значит, что монтажники обязаны иметь сертификаты для работы с фторсодержащими газами и быть обученными работе с оборудованием и хладагентами, которые они устанавливают. Так как R32 давно использовался в составе R410A, изменения в процедуре монтажа незначительные. Но необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении, где производятся работы. В принципе вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.
Преимущества R32
Компания Daikin сделала ставку на R32
Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 517/2014 предполагает, что к 2030 году потребление фторсодержащих парниковых выбросов в Европе сократится на 79% среднего уровня 2009–2012 годов (в пересчете на CO-эквивалент). И хотя в ближайшие 13 лет гидрофторуглероды R410A, R134A и R407C не будут полностью запрещены, их использование будет значительно ограничено. Очевидно, климатическую отрасль ждут большие перемены: выводимым из оборота хладагентам необходимы альтернативы.
На сегодняшний день требованиям нового регламента отвечают несколько хладагентов, среди которых R32, некоторые гидрофторуглероды (ГФУ), гидрофторолефины (ГФО), CO₂ и углеводороды, включая пропан (R290) и бутан (R600). Ведутся активные исследования и разработки других альтернативных хладагентов.
R410A наполовину состоит из R32
R32 в климатическом оборудовании используется давно: из него наполовину состоит распространенный хладагент R410A. При этом R32 обладает в 3 раза меньшим потенциалом глобального потепления (ПГП), чем R410A — 675 против 2088, и более высокой энергоэффективностью. Компоненты оборудования на R32 компактнее, чем на R410A, для заправки требуется меньшее количество хладагента. По классификации ASHRAE, R32 относится к категории A2L, в которую входят крайне малотоксичные трудновоспламеняемые вещества.
Потенциал глобального потепления рассчитывается с учетом полного жизненного цикла оборудования. Это означает, что в CO₂-эквивалент переводится энергия, использованная в течение всего срока службы кондиционера или теплового насоса — косвенная эмиссия, затем добавляется непосредственная эмиссия хладагента в результате утечки по разным причинам. Такой метод дает более точную оценку реального влияния оборудования на климат.
Оценивать только ПГП хладагента некорректно, поскольку оборудование, использующее хладагент со средним ПГП, может в итоге оказывать меньшее воздействие на глобальное потепление, чем то, где ПГП хладагента ниже.
Оборудование должно быть энергоэффективным, а производство — соответствовать принципу «производить больше из меньшего количества материала». Для хладагентов в этом контексте актуальна возможность повторного использования, для оборудования — переработки материалов, из которых оно произведено.
Но ключевой фактор при выборе хладагента — по-прежнему энергоэффективность системы, которая на нем работает. Неэффективная система будет косвенно «осуществлять» дополнительный выброс углекислого газа. Это происходит за счет сжигания ископаемого топлива в процессе генерации электроэнергии, необходимой для ее работы.
При оценке энергоэффективности нужно учитывать не только «сезонную эффективность», но и эффективность при пиковых нагрузках. Первый показатель важен для соответствия целевым показателям различных европейских директив (Ecodesign, Energy efficiency directive, EPBD, Renewable Energy Source Directive), а эффективность при пиковых нагрузках позволит обходиться без задействования резервных мощностей электростанций.
R32 относится к слабогорючим веществам
Так как R32 относится к трудновоспламеняемым (слабогорючим) веществам, при монтаже использующего его оборудования необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении. В принципе, вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.
При полной утечке R32 из системы в помещение включение компрессора или срабатывание выключателя, скорее всего, не повлекут за собой возгорания или взрыва. Небольшое пламя, которое возникает во время обслуживания в процессе пайки, объясняется горением масла, а не газа. То есть, тесты показывают, что R32 ведет себя в системах так же, как и R410A.
Высказывались опасения, что в процессе горения R32 может выделяться фтористый водород. При воздействии высоких температур, например, при ацетилено-кислородной резке, R32 разлагается на окись углерода, двуокись углерода и фтористый водород. Последнее вещество, соединяясь с водой, образует высокотоксичную фтористоводородную кислоту. Однако, так под воздействием высоких температур ведут себя все ГФУ-хладагенты. В том числе и те, которые используются в настоящее время. Этот риск нельзя игнорировать. Поэтому независимо от типа используемого хладагента, бесспорно необходимо соблюдать все установленные при работе правила.
Исследования, проведенные компанией Daikin и Токийским университетом науки в Сува, показывают следующее. Даже если воспламенение R32 произойдет, опасности взрыва не будет. А вероятность распространения огня крайне низка. И это при концентрации более 320 граммов на кубический метр.
Первые бытовые кондиционеры Daikin на R32
Первые бытовые кондиционеры Daikin на R32 были представлены в Японии в 2012 году, за год было продано более 2 миллионов систем. К настоящему времени общий объем производства кондиционеров Daikin на R32 превысил 10 миллионов штук. Оборудование на новом хладагенте пользуется спросом и поставляется в 43 страны мира.
В Европе сплит-системы Daikin на R32 производительностью менее 7 киловатт впервые появились в начале 2013 года. Системы на R410A в течение некоторого времени будут доступны, пользователям гарантирована их поддержка и сервис.
В мае 2017 года Daikin представила линейку кондиционеров Sky Air серии A на R32. А летом компания уже приступила к их продаже. В серии представлены три модели наружных блоков: Alpha, Advance и Active.
Дополнительно Daikin обновила внутренние блоки Sky Air. Для того, чтобы они могли работать как на хладагенте R-410A, так и на R-32. Как и в случае других сплит-систем, компания гарантирует пользователям, что в течение 10–15 лет оборудование на R410A будет получать техническую поддержку и сервисное обслуживание.
VRV системы на R32
Daikin планирует переводить на новые хладагенты и VRV системы. Однако тут ситуация до конца не ясна. Поскольку нет информации о запрете R410A для систем подобного типа после 2030 года. Кроме того, покупатели должны быть уверены, что система, установленная в течение 5–10 следующих лет, гарантированно проработает не менее 15 лет. Стоит также помнить, что энергоэффективность существующих систем VRV уже отвечает необходимым требованиям.
В заключение следует еще раз отметить важность осознанного выбора климатического оборудования в ближайшие 10–15 лет. В связи с выводом части хладагентов из обращения конечные пользователи, монтажники, проектировщики и продавцы должны быть осведомлены обо всех ограничениях и изменениях. Для того, чтобы точно знать, сколько прослужит то или иное оборудование.
Компания Daikin сделала ставку на R32 в качестве экологичного хладагента нового поколения. Поэтому компания, безусловно, приложит все необходимые усилия для информирования и обучения всех вовлеченных в процесс. Как монтажа, так и обслуживания климатической техники.
Меры предосторожности при выполнении заправки системы хладагентом
Как правило, первичную заправку или дозаправку холодильной установки хладагентом рекомендуется выполнять по жидкой фазе хладагента. Если иное не предусмотрено организацией-изготовителем.
Для предотвращения возможности попадания жидкого хладагента во всасывающую полость компрессора при дозаправке используют капиллярную трубку. Или другое устройство, обеспечивающее дросселирование жидкости.
Перед заполнением холодильной установки хладагентом следует удостовериться в том, что в баллоне содержится соответствующий хладагент. Проверка производится по величине давления паров хладагента при температуре баллона, равной температуре окружающего воздуха. Перед проверкой баллон должен находиться в данном помещении не менее 6 часов.
Зависимость давления хладагента от температуры окружающего воздуха проверяется по таблице насыщенных паров.
Запрещается заполнять холодильную установку хладагентом, не имеющим документации, подтверждающей его качество.
Открывать колпачковую гайку на вентиле баллона необходимо в защитных очках. При этом выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено в сторону от работника.
При заполнении холодильной установки хладагентом следует пользоваться осушительным патроном.
Для присоединения баллонов к холодильной системе разрешается пользоваться отожженными медными трубами или маслобензостойкими шлангами. Причем, они должны быть испытаны давлением на прочность и плотность.
Не допускается оставлять баллоны с хладагентом присоединенными к холодильной установке. Если только не производится заполнение или удаление из нее хладагента. Пополнение установок хладагентом должно производиться в соответствии с требованиями, изложенными в инструкции организации-изготовителя. И только после выявления и устранения причин утечки хладагента.
Баллоны с хладагентом должны храниться на специальном складе. В машинном отделении разрешается хранить не более одного баллона с хладагентом. А также запрещается помещать баллон у источников тепла (печи, отопительные устройства, паровые трубы и пр.) и токоведущих кабелей и проводов.
Для наполнения хладагентом из холодильной системы должны использоваться только баллоны с непросроченной датой их технического освидетельствования. Норма заполнения не должна превышать допустимых значений. Например, указанных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Проверка наполнения баллонов должна выполняться взвешиванием.
Если в кондиционер попал воздух
В случае, если внутри холодильного контура находятся неконденсирующиеся газы (как правило, воздух или азот), парциальное давление этих газов добавляется к нормальному давлению паров хладагента, давая аномальное повышение полного давления. Таким образом, аномальный рост давления конденсации является первым следствием наличия значительного количества неконденсирующихся примесей в холодильном контуре.
Причиной наличия неконденсирующихся примесей внутри холодильного контура часто являются ошибочные действия, например:
После установки манометрического коллектора, если ремонтник не продул гибкие шланги, внутри них и в самом коллекторе будет находиться воздух.
Впоследствии, если возникнет необходимость использовать технологические вентили коллектора, например, для дозаправки установки, воздух, находящийся в гибких шлангах, имеет серьезные шансы попасть в контур. Такие ошибочные действия вдвойне вредны. Во-первых, в контур попадает влага, которая может вызвать образование в контуре кислот. Во-вторых, попавший в контур воздух своим парциальным давлением будет увеличивать нормальное давление в контуре.
Количество паров воды, содержащихся в атмосферном воздухе, достаточно велико. Например, при температуре воздуха 21°С и относительной влажности 40 % в одном килограмме воздуха содержится более 6 г воды. А при температуре 29°С и относительной влажности 60 % — более 15 г (см. раздел 72).
Определить присутствие воздуха в контуре можно по косвенным показателям. Визуально, при наличии воздуха в системе давление нагнетания возрастает на какую-то величину по сравнению с нормальным и стрелка манометра нагнетания вибрирует. При этом, уменьшается холодопроизводительность компрессора и увеличивается расход энергии.
Высокое или низкое давление при работе сплит-системы
При работе системы охлаждения давление нагнетания из компрессора связано с температурой испарения и скоростью циркуляции хладагента. А также, с давлением конденсации, объемом хладагента и производительностью компрессора и его коэффициентом сжатия. Поэтому перед началом проверки кондиционера надо установить манометр на трубку холодильного контура, чтобы следить за давлением нагнетания. Его отклонение от нормы может помочь определить неисправность кондиционера.
Причины повышения давления нагнетания
Если давление нагнетания выше нормы, это может быть связано с уменьшением циркуляции хладагента, повышенной температурой охлаждающей среды и избыточным количеством хладагента, а также с повышением тепловой нагрузки. Все эти факторы приводят к увеличению циркуляции хладагента и повышению его температуры конденсации. При высокой температуре среды эффективность переноса (рассеивания в окружающую среду) тепла снижается. В результате возрастает температура конденсации. При избыточном количестве хладагента жидкий хладагент занимает часть конденсационной трубки, при этом площадь поверхности теплообменника, на которой происходит конденсация, снижается, а температура возрастает.
Причины снижения давления нагнетания
Если давление нагнетания ниже нормы, это может быть связано с недостаточным коэффициентом эффективности компрессора, недостаточным объемом хладагента в системе, понижением тепловой нагрузки или засорением фильтра кондиционера. Все эти факторы приводят к уменьшению циркуляции хладагента и понижению его температуры конденсации.
Нехватка хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцовочных соединениях медных труб. Первые признаки утечки фреона можно заметить визуально — появляются потеки масла на гайках, сервисные порты и примыкающие к ним трубки покрываются инеем. Все совсем плохо, если при этом образовалась снежная корка на ребрах испарителя.
Появление инея на трубка и испарителе — основные признаки нехватки фреона в кондиционере.
Давления фреона на линии нагнетания и всасывания в холодильном контуре связаны между собой. Чем выше одно из этих давлений, тем выше и другое. Это правило работы системы охлаждения. В некоторых системах возможно установить манометр для измерения давления хладагента только на линии всасывания, а на линии нагнетания невозможно. В этом случае можно оценить работу системы лишь по давлению всасывания.