Уверены ли вы что умеете самостоятельно мыслить
Уверены ли вы что умеете самостоятельно мыслить
Привилегии евреев-Kontingentflüchtlingen в ФРГhttp://eleft.com/199
Привилегии евреев-Kontingentflüchtlingen в ФРГhttp://eleft.com/199
Привилегии евреев-Kontingentflüchtlingen в ФРГhttp://eleft.com/199
Привилегии евреев-Kontingentflüchtlingen в ФРГhttp://eleft.com/199
Привилегии евреев-Kontingentflüchtlingen в ФРГhttp://eleft.com/199
человеческое сознание не в сосотянии
Мы в ДК всё время кругами ходим вокруг определенных тем. И эту уже обсуждали. Естественно, «человеческое сознание не в состоянии». Как оно может быть в состоянии, если человек рожден ограниченным в пространстве и во времени в космосе, где нет ни времени, ни пространства, одна сплошная бесконечность.
Где-то там, за облаками.
Глава 16
НЕ БОЙТЕСЬ МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Не позволяйте другим делать это за вас
ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ?
Самостоятельное мышление отличается четырьмя особенностями:
2. Отказ от принятия норм только из-за того, что они общеприняты.
3. Креативность (творческий подход), или умение мыслить нестандартно.
4. Страстная вера в то, что вы можете сделать мир лучше.
Мэверики думают своей головой. Они независимы и верят в собственные способности. Они внимательно слушают других, собирают необходимые данные, выполняют как все «домашние задания», но синтезируют информацию своим собственным уникальным путем. Нередко независимость мышления развивается благодаря воспитанию в позитивной среде в ранние годы жизни. Однако мэверики иногда получаются и из тех, кого активно сдерживали в детстве, — в качестве реакции на чрезмерный контроль со стороны родителей и других взрослых.
79 Название можно перевести как «Молчаливая сила».
Независимые мыслители имеют тенденцию не следовать некоторым правилам только потому, что полагается им следовать. Они могут позволить себе не соглашаться с нормами групповых отношений лишь потому, что они общеприняты. В отличие от социопатов, нарушающих правила ради самого нарушения, мэверики оценивают правила с точки зрения их здравого смысла. Если правило действенное, они используют его себе во благо, если нет — создают другое правило. Притом такие люди разумны и придерживаются морали. Они не станут нарушать нормы без серьезных оснований (тем более если это нанесет ущерб благополучию их семьи).
В своем деловом бестселлере «Сначала нарушьте все правила: что лучшие в мире менеджеры делают по-другому» 80 консультанты Gallup Organization 81 Маркус Бакингем и Курт Коффман бросают вызов стандартному мышлению в методах управления. Они утверждают, что общепринятые взгляды на менеджмент (например, что люди способны справиться практически с чем угодно, и значение менеджмента в современной экономике снижается) неверны. «Великие менеджеры, — пишут они, — являются революционерами… Они разрушают [существующие] правила и создают такие, которые работают». Авторы собирали свои наблюдения в ходе более 80 000 интервью, проведенных для Gallup за прошедшие 25 лет. Великие менеджеры, утверждают они, никогда не плывут по течению.
80 Marcus Buckingham, Curt Coffman, «First, Break All the Rules: What the World’s Greatest Managers Do Differently», на русском языке вышла под вышеприведенным названием.
81 Консалтинговая компания, специализирующаяся на вопросах управления, кадров и статистических исследованиях.
82 Название можно перевести как «Почему Джонни не может читать».
К сожалению, многие люди ошибочно приравнивают творческие способности к безумию, ссылаясь на Ван Гога, Хемингуэя и другие подобные примеры. Однако современное медицинское исследование продемонстрировало, что, чем здоровее наш мозг, тем выше наши шансы обладать творческими способностями.
Психиатр Дэниэл Оффер, доктор медицины, обследовал несколько сотен подростков, чтобы определить характеристики «нормы» для подросткового возраста. Он описал три различные схемы психологического развития: бурное, спорадическое и равномерное. Подростки, принадлежащие к группе бурного развития, испытывают проблемы на протяжении всей юности, спорадическая группа сталкивается с ними время от времени, а у группы равномерного развития практически нет проблем. Затем д-р Оффер предложил участникам этого исследования тест Роршаха 83 и обнаружил, что подростки из группы равномерного развития давали наиболее творческую и необычную интерпретацию бессмысленных изображений. Таким образом, творческие способности здесь коррелировали со здоровьем. Творческие люди исследуют все возможности, которые им доступны, обычные и необычные, и они проверяют новые идеи, даже если не уверены, что эти идеи будут эффективны.
83 Предложенный в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом проективный тест «чернильных пятен». Испытуемый рассказывает, какие образы видятся ему на каждой из 10 карточек, содержащих бессмысленные пятна вроде симметричных клякс. На основании полученных ответов составляют представление о мотивации человека и некоторых неосознаваемых личностных компонентах и проблемах.
Еще один отличительный признак мэвериков — чувство, что твоя жизнь что-то значит, что ты можешь сделать мир лучше, оказывать положительное влияние. Страсть и понимание собственного предназначения порождают у мэвериков стремление перетряхнуть систему, чтобы сделать жизнь более эффективной, прекрасной и осмысленной. Как я уже говорил выше, в мозгу существуют нейронные цепи «страсти». Они включают так называемое прилежащее ядро и базальные ганглии. Эти структуры мозга реагируют на нейромедиатор дофамин, связанный с внутренними побуждениями, мотивацией, вниманием и интересом.
Как мы увидим дальше, ценность принадлежности к какой-либо социальной группе, возможность быть принятым другими настолько велика, что для совершения чего-то необычного — действия, выходящего за рамки заведомо одобряемого группой, — необходимо, чтобы такое действие влекло за собой существенное вознаграждение или имело глубокое личное значение.
В первые два года ведения нашей работы по визуализации мозга я вызвал шквальный огонь критики со стороны моих коллег. Психиатры этим не занимаются, слышал я отовсюду. Будучи по природе склонным к тревожности, я плохо переношу критику. Она приводила к бессонным ночам и общему внутреннему беспокойству. Более года я не говорил о работе в Amen Clinics. Я пытался понять, как урегулировать этот конфликт. Затем однажды, в апреле 1995 года, поздним вечером мне позвонила Шерри, жена брата, вся в слезах. Она сказала, что в тот день Эндрю, мой девятилетний племянник и крестник, на бейсбольном поле без всякой на то причины набросился на маленькую девочку. Его атака была неспровоцированной и совершенно неожиданной.
Когда я увидел Эндрю и его родителей, я понял, что что-то не так. Я никогда не видел его таким злым и печальным. Мальчик не мог дать никакого объяснения своему поведению, кроме «я просто бешусь все время». Он сказал, что его никто не бил и не дразнил. Он не понимал, почему он так себя чувствует. В истории его семьи не было серьезных психических заболеваний, и он не получал черепно-мозговых травм. У Эндрю была замечательная семья. В отличие от большинства клинических случаев эту семью я прекрасно знал. Родители Эндрю любящие, заботливые и беспокоятся о своем сыне. Так в чем же дело?
Почти любой мой коллега «посадил» бы Эндрю на какое-нибудь лекарство и заодно отправил бы к психотерапевту. Но поскольку на тот момент я сделал уже более тысячи ОФЭКТ, я решил сначала получить снимок его мозга. Однако вся та враждебность моих коллег по отношению к моему подходу была еще очень свежа, и я засомневался в себе. Может быть, этот случай, действительно, результат семейных проблем, о которых мне неизвестно. Может быть, здесь психологические причины (кстати: если вы имеете хорошую психоаналитическую подготовку, вы можете найти грязное белье в любой семье).
Я подумал: «Возможно, эти мысли и такое поведение Эндрю объясняются тем, что его старший брат — «идеальный ребенок», он хорошо учится в школе и преуспевает в спорте. И поведение Эндрю отражает чувство неуверенности, связанное с положением второго сына в ливанской семье. Просто Эндрю хочет чувствовать свою власть, и это поведение связано с проблемами контроля». Затем логика взяла верх: «Девятилетние дети не набрасываются на других детей без причины, они обычно не помышляют о суициде или убийстве. Нужно отсканировать его мозг. Если он окажется нормальным, то я буду искать другие проблемы».
Я повел Эндрю в томографический центр и держал его руку, пока проводили исследование. Когда изображение его мозга появилось на экране, я подумал, что при выполнении процедуры была допущена ошибка. У Эндрю не было левой височной доли (см. рис. 16.1). После быстрой проверки томограммы я понял, что ее качество не вызывало сомнений. У Эндрю действительно отсутствовала функция левой височной доли. Я испугался за него, глядя на монитор, а с другой стороны, испытывал облегчение от того, что мы нашли причину его агрессивного поведения. Мои исследования и исследования других специалистов предполагали, что левая височная доля связана с агрессивностью. На следующий день Эндрю сделали магнитно-резонансную томографию, которая показала кисту (заполненную жидкостью полость) размером с шар для гольфа, она занимала то пространство, где должна была находиться его левая височная доля. Я знал, что кисту надо удалять. Однако найти кого-то, кто бы всерьез отнесся к этому, оказалось делом нелегким.
В тот день я позвонил педиатру, который наблюдал Эндрю, в Ориндже, Калифорния, и рассказал ему о клинической ситуации и о том, что обнаружил в мозге мальчика. Я попросил его найти хорошего специалиста, чтобы удалить эту кисту. Он связался с тремя детскими неврологами. Все они сказали, что негативное поведение Эндрю, скорее всего, никак не связано с кистой в его мозге, и они бы не рекомендовали оперировать мальчика, если у него нет «реальных симптомов».
Когда педиатр передал мне эту информацию, я пришел в ярость. Реальные симптомы! У меня ребенок с суицидальными мыслями и мыслями об убийстве, который теряет контроль над собой и бросается на людей. Я связался с детским неврологом в Сан-Франциско, который сказал мне то же самое. Тогда я позвонил своей подруге, также детскому неврологу, в Гарвардскую медицинскую школу, которая повторила мне все снова. Она даже использовала те же слова: «реальные симптомы». Когда я стал настаивать, она постаралась разъяснить свои обоснования. «Под «реальными симптомами» я имею в виду, например, судороги или проблемы с речью».
Я был в гневе и ужасе! Неужели профессионалы медики не связывают между собой поведение и состояние мозга? Но я не собирался ждать, пока этот ребенок убьет себя или кого-то другого. Я позвонил детскому неврологу, доктору медицины, Йоргу Лазаретте из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и рассказал ему об Эндрю. Лазаретте ответил мне, что оперировал уже трех детей с кистами левой височной доли, и все они были агрессивными. Он задумывался, могут ли эти вещи быть связаны. К счастью, после осмотра Эндрю он согласился удалить кисту.
Когда Эндрю проснулся после операции, он улыбнулся матери. Он улыбнулся впервые за год. После этого пробуждения агрессивные мысли покинули его, и он превратился в прежнего славного ребенка, которым всегда хотел быть. Эндрю повезло: у него был близкий человек, обративший внимание на его мозг, когда его поведение изменилось.
Получив такой очень личный опыт, я решил, что должен распространить свою работу на больший круг пациентов, независимо от того, сколько критики прольется в мой адрес. Я до сих пор, случается, не могу удержаться от слез, когда вспоминаю или рассказываю кому-нибудь эту историю. Я думаю обо всех детях, подростках и взрослых, подобных Эндрю. Мы называем их плохими, злыми или бесчеловечными, даже не пытаясь взглянуть на состояние их мозга. Это очень просто — осуждать людей, не зная, как страдает их мозг. Эндрю сейчас 21 год, он — замечательный молодой человек. А мне тот опыт дал смелость и стимул справиться с критикой и продолжить любимую работу.
Читайте еще:
Некогда в Японии жил хорошо известный борец по имени 0-нами-Огромные волны. Он был очень силен и превосходно знал искусство борьбы. В схватках наедине О-нами побеждал даже своего учителя. Однако при публике он настолько терялся, что его могли побороть даже собственные ученики.
Первая публикация Флисса, в 1897 году, сообщала о новом синдроме, которому он дал название «назальный рефлекторный невроз». Он включал в себя головную боль, невралгические боли широкого радиуса действия — от кардиальной до поясничной области, от рук до живота — и расстройства внутренних органов.
Нам необходимо серьезно пересмотреть традиционную модель эволюции как двигателя прогресса. По многим причинам это совершенно неадекватное представление. Например, для того чтобы двигаться вперед, иногда нам необходимо прежде разобрать на части существующие концепции, чтобы затем соответствующие.
Эксперименты показали, что для того, чтобы «перенять» эмоциональное состояние окружающих, людям бывает нужно разное время — от нескольких секунд до нескольких недель’. Когда первокурсников колледжа произвольно поселяли со слегка депрессивными соседями, в течение трех месяцев у них.
Показательны также опыты, выясняющие соотношение между мысленной речью зрительными образами. «Установлено, что когда у человека возникает какой-либ образ, глаза у него приходят в движение. Так происходит всегда, даже если глаз закрыты, как, например, бывает при сновидениях. Перемещения глазного.
У людей существует даже целая «школа» зоофилии, основанная на «устном предании». Так, задние ноги козы, как советуют бывалые солдаты (не римские легионеры, а «воины» из нашего родного стройбата), следует вставлять в сапоги, а хвост заправлять под ремень. Кошек, как рассказывают очевидцы, обычно.
Вариант четвертый: Порыться в сумочке (так, чтобы опять не напороться на пилку для ногтей), вручить спасителю свою визитную карточку и в благодарность пригласить его на сэндвич.
ской кливики. Эта историческая параллель. кажется. в высшей ‘степени‘поучительной, ибо она позволяет нам не только утешаться, сознавая, что другие науки переживали сходное с нами положение, но и прямо указывает, как выйти из этого положения или, вернее, каким путем другие науки в свое время.
«Спать ради продвижения по службе — однозначно плохо. Но правила игры таковы — в этом мире, по крайней мере у нас в стране, тон задают мужчины. Возьмите любое крупное предприятие — ключевые посты занимают именно они. И для них, грубо говоря, женщина &mdash.
Это следует понимать буквально: организм показывает, что он сдерживается. Плечи опущены, грудная клетка втянута, подбородок скован, дыхание поверхностно, поясница выгнута, таз напряжен и «бесчувствен», ноги одеревенело выпрямлены или малоподвижны — вот основные позиции общего сдерживания.
, 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 23; с. 62: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности становится для него формой проявления рода „человек”».
7) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); компенсации, установленные законом, трудовым договором, если он.
Можно ли мыслить самостоятельно?
Получите консультацию от наших психологов!
Бирюкова Анастасия Евгеньевна
Ответов на сайте: 4296 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 83
Рассматривая развитие таких процессов, как индивидуализация/влияние на массовое сознание, мы выделяем их по сути в разные проявления одних и тех же процессов. При этом данные процессы отражают особенность взаимодействия агента влияния на объект влияния, а точнее, в данном обсуждении сделан акцент на адекватность ответа объекта влияния на интенсивность воздействия со стороны агента влияния.
Другими словами, способы и интенсивность влияния на массовое сознание могут получать разный ответ от индивида, который будет зависеть как от индивидуальной склонности человека поддаваться этому влиянию, так и от общих социальных закономерностей.
Под общими закономерностями я подразумеваю правило, в котором «сила воздействия будет определять силу противодействия», а значит, есть некая оптимальная величина воздействия, дающая желаемый результат, а так же недостаточная или избыточная сила, которая будет приводить к обратному результату, чем к желаемому.
Хорошим примером предсказуемой реакции на избыточное воздействие является басня Л.Н. Толстого «Лгун», в которой мальчик-пастушок от скуки часто кричал «волки!», привлекая внимание людей. Столкнувшись неоднократно с обманом, мужики перестали ему верить, и когда на самом деле стая волков напала на стадо, то уже никто не пришел на помощь.
И при этом у каждого человека в отдельности существует своя индивидуальная врожденная скорость реакции: довериться или перестать доверять, воспринимать или сопротивляться восприятию. Также влияют возраст, статус, жизненный опыт и объективная зависимость (уязвимость) или независимость.
Примеры объективной зависимости и связанной с нею уязвимости и покорности человека:
Другими словами, есть то, что изменить мы не можем, и в нас изначально заложена большая доля вполне предсказуемых реакций, которые иногда к счастью, а иногда к несчастью широко используются в педагогике, техниках политического пиара, рекламных компаниях и масс медиа, искусстве ведения переговоров и презентаций и многом другом. И одновременно разные личности по-разному воспринимают и переживают одинаковые социальные процессы и явления.
Нам необходимо усвоение социального опыта, обычаев, установок и мнений своей социальной группы, так как через него мы учимся реагировать и понимать происходящее, но восприятие всегда субъективно. Человек только в процессе взаимодействия может приобрести те ориентиры, которые позволят ему сравнивать себя с другими людьми и лишь после этого проявлять собственное «Я».
Мы являемся частью общества, и именно это позволяет усваивать субъективный опыт, который впоследствии становиться частью нашей личности.
Моно ли полностью остаться индивидуальностью и не позволить манипуляциям над массовым сознанием влиять на себя?
Возможно ли не принимать решения, не выгодные нам самим?
Возможно, только в случае достаточного социального опыта, когда мы уже сталкивались с негативными последствиями и можем предсказать, что данное решение нам не выгодно.
Возможно ли мыслить самостоятельно?
Мы и так мыслим самостоятельно (за нас точно никто не мыслит), правда, далеко не всегда это признаем, так как трудно согласиться с тем, что только наши собственные решения приводят нас к тем последствиям, которые нам нравятся или не нравятся. Вернее, мы чаще склонны присваивать себе успешные решения, а неудачи списывать на обстоятельства. Именно таким способом мы защищаем свой статус-кво, даже ценой самообмана. Хотя бывает и наоборот, но это тема отдельного разговора.
Хорошим примером такого регулярного самообмана можно считать любые формы зависимости. К примеру, игровая зависимость всегда приводит к утрате крупных денежных средств, семьи и близких отношений, времени и эмоциональной стабильности, но люди не присваивают этот опыт и снова повторяют свою ошибку, покупаясь на обещание выиграть деньги или получить удовольствие от победы. Другими словами, люди проигрывают свою реальную жизнь, но отказываются это признавать и ищут сомнительный выигрыш в другом месте. Эта тенденция игнорировать реальность носит название «уничтожение сделанного«.
В том, чтобы принимать более взвешенные решения, большую роль играет способность к критическому мышлению. Но чтобы оно имело место, необходимо научиться просто мыслить, а этот навык воспитывается с детства и продолжает развиваться всю жизнь.
Если ваши воспитатели использовали больше директивные методы, то высока вероятность, что мыслить самостоятельно вам сложнее, так как воспользоваться готовым ответом проще.
Если же при вашем воспитании вам предлагалось чаще подумать, чем воспользоваться готовым решением, уважалось ваше мнение и давалась возможность совершать собственный выбор, то это умение начало развиваться гораздо раньше.
Если послушание ценится выше, чем способность мыслить самостоятельно, то только после того, как человек неоднократно столкнется с опасностью быть слишком послушным, он поймет, что что-то не так, и начнет искать причины и выход. С этого и начнутся изменения.
Никогда не поздно начать развивать самостоятельное мышление, но для этого нужны усилия, знания и опыт, так как мышление требует достаточно много энергии и других ресурсов. Иногда условия жизни людей таковы, что данная необходимость не приходит или не осознается никогда, так как мышление и интеллект не являются главными условиями выживания группы, а работа мозга требует дополнительной энергии, которой может быть недостаточно.
Примером самого примитивного и широко используемого массового влияния является запугивание. Это универсальный способ, который применяет большинство живых существ. Он заключается в том, чтобы объединить и подчинить волю группы и начать одновременно управлять поведением отдельных особей.
Например, искусственно создать внешнего врага, которого большинство начнут бояться и согласятся на те действия, которые в обычной жизни бы не совершали. Таким внешним врагом становятся группы людей, разделенных по национальному, религиозному или политическому признаку; болезни, микробы и вирусы; непредсказуемые катастрофы и изменения климата, а также нечто другое, на что отдельно взятый человек повлиять не в состоянии.
Мои слова не говорят о том, что этому обязательно нужно сопротивляться.
В ряде случаев послушание и следование директивным указаниям действительно важны и необходимы (например, техники безопасности на предприятиях или в условиях пожара), но так далеко не всегда. И при этом люди продолжают оставаться непослушными, жгут костры в сухом лесу, суют пальцы в работающие станки или любят ездить по дорогам на предельных скоростях, игнорируя правила дорожного движения.
Я лишь кратко обозначила несколько особенностей социальной психологии и индивидуального развития, упустив массу других факторов.
7 ключевых признаков критического мышления и как его развить
Мы живём в необычное время, когда каждый имеет практически неограниченный доступ к информации и знаниям. Полвека назад о таком можно было только мечтать. Но если присмотреться к этому информационному потоку, можно заметить, что в нём слишком много недостоверной информации. И чтобы уметь отличать правду от вымысла, необходимо обладать особой способностью – критическим мышлением. Именно о нём мы сегодня и поговорим.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.
Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.
Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.
7 ключевых признаков критического мышления
Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.
1. Гибкость
Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.
Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.
2. Логичность
Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.
3. Социальная ориентированность
Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.
Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.
4. Обоснованность
Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.
5. Беспристрастность
Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.
Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.
6. Последовательность и системность
Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.
7. Самостоятельность
Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение. Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения.
Плюсы критического мышления
Сразу отметим, что у критического мышления есть только положительные стороны и нет отрицательных (если, конечно же, не прибегать к аргументам в стиле «Чем меньше думаешь, тем проще живётся»). Умение мыслить критически даёт человеку такие преимущества как:
На самом деле, хорошо развитая способность мыслить критически даёт своему обладателю гораздо больше преимуществ. Вряд ли можно найти человека, который станет спорить с утверждением, что полезно уметь быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность.
Как развить критическое мышление?
Способность критически мыслить присутствует лишь у небольшого количества людей. Более того, вряд ли существует хотя бы один человек, которого она никогда не подводила. Но есть и хорошая новость: эту способность можно развивать, с каждым днём всё более явно замечая её влияние на свою жизнь. В этом помогут 7 простых правил, которые желательно соблюдать каждый день.
1. Контролируйте свои мыслительные процессы
Главная задача нашего мозга заключается в том, чтобы решить поставленную задачу, затратив на это минимум энергии. Для этого он использует разные механизмы экономии. В частности, он старается подобрать самое простое объяснение различным событиям, не напрягаясь для более детального анализа.
При этом нам далеко не всегда выгодно, чтобы он так себя вёл. Поэтому каждый раз, когда вы делаете какие-то выводы или принимаете решение, следите за тем, какую работу при этом проводит ваш мозг и не халтурит ли он, делая выбор «на автомате».
2. Боритесь со стереотипами и убеждениями
Многие открытия совершались в те моменты, когда кто-то отказывался от общепринятого мнения и делал нечто, что считалось невозможным или попросту неправильным. Такой подход может использовать любой человек, и не обязательно быть ученым.
Всякий раз, когда старые убеждения (неважно, ваши собственные или навязанные обществом) мешают вам действовать, задумывайтесь о том, насколько они актуальны. Пересмотр убеждений – это одно из мощнейших упражнений на развитие критического мышления.
3. Задавайте базовые вопросы
Работая с информацией, бывает полезно задавать себе простые вопросы. Например, такие как:
Бывает, что ответы на эти простые вопросы помогают критически осмыслить информацию лучше, чем её детальное изучение.
4. Пробуйте думать в обратном направлении
Это неплохое когнитивное упражнение, полезное для развития мышления в целом. Когда вы не можете понять, каким образом событие А стало причиной события Б, подумайте, не произошло ли всё наоборот. Вполне вероятно, что это событие Б спровоцировало событие А, и как только вы рассмотрите такой вариант, сразу найдёте ответ на свой вопрос.
5. Оценивайте каждую статью, которую читаете
У каждой статьи есть свой автор, который написал её с какой-то целью. Иногда мотивация заключается в том, чтобы делиться знаниями, но иногда и в том, чтобы навязывать людям определённую точку зрения. Чтобы понять это, достаточно задавать себе 3 вопроса:
Например, если на сайте производителя какого-то продукта размещена статья о его безграничной полезности, изложенной в ней информации не следует доверять слишком уж сильно.
6. Думайте самостоятельно
Как уже было отмечено выше, наш мозг очень экономно расходует энергию, поэтому с готовностью соглашается с чужим мнением, если оно не противоречит нашим убеждениям и не доставляет дискомфорта. Особенно хорошо данный эффект заметен при чтении. Приготовившись получать полезную информацию, мы расслабляемся и доверяемся автору.
Конечно, это удобно и практично. Но лучше всё же осмысливать сказанное, находя аргументы для спора с автором. В идеале вы должны находить у него неточности и незначительные ошибки. Это не будет означать, что материал плохой, ведь все ошибаются. Это будет означать лишь то, что вы изучаете его действительно внимательно.
7. Не ожидайте идеального результата
Даже хорошо развитое критическое мышление подводит своих обладателей. Поэтому избавьтесь от перфекционизма и не расстраивайтесь, если вдруг кто-то ввёл вас в заблуждение, несмотря на все старания. Даже если критическое мышление даст осечку, это не значит, что оно перестанет быть полезным, поскольку будет много других ситуаций, в которых оно прекрасно справится со своей задачей.
Заключение
Критическое мышление – это один из самых полезных навыков в современном мире. Оно улучшает когнитивные способности и ведёт к более осознанной жизни. Поэтому не нужно жалеть времени и усилий на его развитие. Запишите 7 правил, которые мы рассмотрели выше, и старайтесь постоянно их соблюдать. И довольно скоро вы заметите, насколько чаще и легче вам удаётся критически осмысливать различные вещи в повседневной жизни.