какое давление должна держать крышка расширительного бачка на калине
42. Тест крышек расширительного бачка СОД. Доработка крышки Febi.
С наступившим Новым Годом и Рождеством!
Решил сделать тестер для проверки крышек расширительного бачка СОД, т. к. после покупки машины уже «имел удовольствие» замены радиатора печки.
Купил в магазине автозапчастей расширительный бачок от ВАЗ 2108 (крышка от Калины подходит, а стОит он в два раза дешевле).
Нижнее отверстие заглушил болтом от секретки, (что было под рукой). Смазал силиконовым герметиком, закрутил и стянул хомутом.
А от верхней трубки для пароотводящего шланга отрезал расширяющуюся часть, На неё идеально насаживается шланг компрессора.
Года четыре назад я купил крышку Febi, переставил с неё картридж с клапанами в родную крышку. Ездил с ней долгое время, пока в автосервисе мне не сказали, что крышка срабатывает на очень высоком давлении, порядка 1.5 атм. И я купил желтую крышку Евродеталь, поставил её, летом ездил с закрученной, а зимой с незатянутой.
После изготовления тестера крышек (или как иногда его называют, стенда), выяснилось, что крышка Евродеталь вообще не держит давление, начинает стравливать практически сразу и стрелка манометра застывает на значении 0.5 атм при непрерывной работе компрессора. Причем, маленький клапан, предназначенный для запуска воздуха в СОД при остывании двигателя также не работает, не открывается (наверное пружинка заржавела).
Достал я из закромов крышку Febi, почитал на калина-клубе как её разобрать и доработать, чтобы выпускной клапан срабатывал на давлении 1.2 атм.
В первый раз разобрал не без труда, понадобилась тонкая плоская отвертка.
На удивление, состояние пружин оказалось идеальным, ни грамма коррозии. Отрезал 3/4 витка большой пружины, собрал крышку и проверил. Клапан сработал где-то на 1.3 атм. Разобрал второй раз (намного легче и быстрее), отрезал ещё 1/4 витка. Поверил — сработал на 1.1 атм.
Пока оставил так, хотя можно было чуть растянуть пружину и подогнать к значению 1.2 атм.
Впускной клапан поверил создавая в расширительном бачке вакуум, срабатывает нормально.
Поставил пробку и затянул. Буду тестировать.
Крышка РБ. Поговорим о маленьком…но таком важном. Часть 1.
Продолжим разговор про систему охлаждения двигателя (СОД) Калины.
На форумах ведутся жаркие споры между теми, кто считает что СОД должна быть несомненно доработана, переделана и теми кто их убеждает в обратном, что штатная СОД работает как положено, за ней лишь нужно присматривать и устранять неисправности.
Будет много буков, но постараюсь описать понятно. Да многие и так всё это знают.
Зима постепенно отступает и мы калиноводы облегченно вздыхаем. Ведь теперь не потребуется печка, которая порой совсем не спасала зимой. Под торпедой что то булькает, действует на нервы. А физика самого процесса проста — воздух, который попадает в печку. А как он попадает, спросите вы. А очень просто из-за крышки раширительного бачка.
Но самое страшное это когда эту самую печку прорывает и вредный антифриз ползет к мозгам машинки, ну это если вы их не перенесли подальше. Или радиатор охлаждения двигателя прорвет. Опять виновата это злосчастная пробка. Эта пробка стоит 30-100 рублей, а приносит горя намного большой суммой.
Я стал изучать схему сод, читать форум, уже хотел переделывать сод. Но решил все таки поэкспериментировать с заводским вариантом. У нас всего три составляющие отвечающие за нормальную работу сод.
— Крышка РБ
— Термостат
— Нормально затянутые хомуты.
Если про термос я рассказывал в одной из предыдущих записей, а про хомуты могу сказать одно — их нужно хорошенько протянуть, а в идеале заменить их на пружинные (об этом в будущем), то сейчас давайте коснемся наших трепещущих крышечек.
Итак повторимся, физика сод калины проста — рабочая температура двигателя 90-105С, температура кипения антифриза более 120С, при условии создания избыточного давления не ниже 0,8 — 1,5 атм. Т.е. крышка должна быть плотно завинчена и при превышении порога 1,5 атм спускать лишнее. Более того, при остывании двигателя, она должна впускать воздух для уравнивания давления, но в тоже время оставаться герметичной. Т.е. в крышке 2 клапана впускной и выпускной. И они должны работать безупречно, только тогда сод будет работать без проблем. Как только в пробке закиснет клапан — всё! пиши пропало, не уследите за этим — ждите беды. От себя скажу — НЕЛЬЗЯ упускать из виду пробку, даже если машина гарантийная и ПОЛНОСТЬЮ обслуживается на СТО. НЕЛЬЗЯ ездить от ТО к ТО на одной пробке и не проверить ее исправность. Проверьте крышку. Иначе по гарантии придется менять печку, мозги, радиатор охлаждения, расширительный бачок. Всех этих проблем можно избежать, вовремя меняя крышку и если ставить только ПРАВИЛЬНО настроенные крышки.
Существует много типов крышек со своими конструкциями клапанов, но почти все они нуждаются в доработке, нельзя просто взять крышку, поставить и проехать на ней 10ткм. Каждую крышку обязательно надо проверять. Для проверки я собрал простой стенд,
состоящий из:
— насос с манометром
— расширительный бачок калины
— любой материал чем можно заткнуть штуцеры бачка
я дополнительно вставил сосок безкамерки, чтобы точно проверять давление цифровым манометром.
Можно использовать более бюджетный вариант из бачка сцепления классики, но придется руками сильно прижимать крышку, потому что резьба не подходит или всю конструкцию под попу — зажимать своим телом так сказать, руки свободные и могут качать насосом, но лучше не выдумывать и позвать помощника.
Мануал проверки:
ВЫПУСКНОЙ КЛАПАН:
1. Накручиваем крышку
2. Качаем насосом и ждем когда раздастся шипение — клапан заработал смотрим сколько на манометре. д.б. не более 1,2 атм.
3. Ждем пока шипение прекратится, измеряем — пробка должна держать давление не меньше 0,8 атм и не спускать.
Если все выполняется клапан работает исправно.
Если пункт 2 больше — то подрезаем витки пружины, по чуть-чуть, снова проверяем и так пока не будет необходимой цифры.
Если пункт 3 меньше — то подкладываем шайбы под пружину или немного растягиваем ее — не сильно.
ВПУСКНОЙ КЛАПАН:
1. Накручиваем крышку
2. Один штуцер бачка заткнуть, через другой пытаемся «курить» в прямом смысле слова. При этом мысленно представляйте как ваша любимая машинка остывает на морозе и ей так хочется глотнуть свежего воздуха, иначе задохнется или будет дышать «попой». Крышка должна впускать воздух.
Если не впускает, то нужно подрезать витки маленькой пружины. Вот тут главное не переборщить. ОЧЕНЬ ВАЖНО не отрезать лишнего иначе крышка будет пропускать воздух во всех направлениях и не будет герметичной.
Итак — настроили мы крышку или нам повезло и из магазина крышка правильно работает и мы уже готовы прыгать от радости, что проблема решена, но это лишь иллюзия! Причем кратковременная. Существует еще несколько проблем.
1 — Коррозия пружинок.
Т.к. крышка выпускает порой горячий воздух внутри оседает много конденсата. И этот конденсат буквально растворяет пружинки, особенно маленькие за несколько месяцев. Зависит от материала самих пружин. А что мы получаем в итоге — не работающие клапана, заклинившиеся и т.п.
2 — Обмерзание.
Тот самый конденсат на морозе превращается в лед полностью закупоривая систему.т.е. клапана не работают пока крышка не оттает. А оттает она, когда в бачке потеплеет, а потеплеет там ой как не скоро, только на 80-87 начинает открываться термостат и поступать тепленький антифриз в бачек. А неработающие клапана — это уже проблемы, выше они описывались. Так как нам быть, спросите вы?
Я купил три новых крышки. Четвертая — заводская. Машина была сделана в августе 11, куплена в апреле 12. Крышку я снял примерно в июне-июле. Т.е. Заводская крышка при небольшом пробеге была прикручена на бачке и не снималась в этот период, пока мои шаловливые рученки не добрались до нее. То что с ней произошло видно выше. Маленькая пружинка совсем исчезла.
Итак у нас Евродеталь, Лузар и Маде by СССР (крышка самарского завода, по другому «Старый образец» 2108, раньше только такие на зубилы ставили.)
Все три крышки были проверены. Нигде не работал впускной клапан, поэтому пружинки я подрезал. Отъездил на всех.
Настройка крышки расширительного бачка
Всем привет, давно я тут не был) и хотелось бы поделиться тем, чем я время от времени занимаюсь, а конкретно обслуживанием крышки расширительного бачка. Для многих как я замечаю данная деталь имеет функцию тупо затычки, чтоб охлаждающая жидкость не плескалась. Но это не так, в этой крышке имеется два клапана, которые работают на впуск и на выпуск, клапан который работает на разряжение открывается примерно при 0.3 атм, и работает когда двигатель остывает, то есть при остывании объем охлаждающей жидкости уменьшается, уровень антифриза в бачке уменьшается и в воздушном пространстве бачка над жидкостью образуется вакуум, который необходимо компенсировать, для этого и служит этот клапан, он впускает воздух в бачок и вакуум пропадает. За это отвечает маленькая пружинка которая имеет свойство ржаветь, разваливаться и тд. Получается так когда этот клапан по какой либо причине не сработал и не впустил воздух, воздух в систему попадает через любую неплотность, текущий радиатор охлаждения или отопителя либо подтекающий патрубок, и попадает этот воздух не туда куда надо, тем самым в дальнейшем может образоваться воздушная пробка. Хорошо если система охлаждения устроена так, что она сама по себе легко справляется с этой проблемой и выгоняет воздух, а вот многие владельцы Калин знакомы с этой проблемой с крайне негативной стороны, температура растет, термостат не открывается, из печки холод и тд. Другой клапан работает на сброс излишков давления, открывается он примерно на 1.2 атм, тем самым предохраняя систему от избыточного давления, и он так же может либо не открываться, либо открываться очень поздно, если пружина слишком дубовая, либо если эта пружина сгнила то просто быть в открытом состоянии, и то и другое плохо! Если в первом случае это понятно, может сорвать патрубок, начать течь какой либо из радиаторов, либо пробить прокладку ГБЦ, что касаемо второго случая, то не просто так придумано держать повышенное давление, чем выше давление тем выше температура закипания, а кипение охлаждающей жидкости это очень плохо, т.к пузыри которые образуются в рубашке охлаждения блока, препятствуют нормальному контакту жидкости со стенками, в следствии и нормальному отводу тепла. Только в этом году уже два знакомых искали проблему с кипением антифриза и его выбросом, если первый успел по незнанию поменять только термостат, так второй и двигатель уже вскрыл для замены прокладки гбц и фрезеровки ее плоскости, только как говориться «дело было не в бобине»собрал двигатель, а причина не ушла, подули в его крышку, а она свободно пропускает воздух в обе стороны, заменили и все стало нормально, видели бы его досаду в глазах(( Так же не прокатывает фраза «да я новую купил» это мало дает толку тоже, большинство крышек уже новые работают через …опу! Поэтому работу этого элемента нужно контролировать! Если с клапаном который работает на разряжение все значительно проще, тут просто надо прижать ее к губам и попробывать втянуть через нее воздух, с неким затруднением но это должно получится, не получилось? разбираем крышку и режем виток маленькой пружинки, собираем и повтор процедуры, и это до тех пор пока не будет срабатывать нормально, а вот чтобы настроить клапан который работает на избыток давления я использую вот такую конструкцию, буквально на днях этим занимался
брал бачок от 2110, нижний штуцер заглушил резинкой, в один из верхних подключил проверенный манометр
а в другой верхний штуцер подключил компрессор для подкачки шин, накручиваем на бачок свою крышку
и включаем компрессор, свою крышку я сделал чтоб она срабатывала на 1атм
если открывается раньше крышку в мусор и топаем за новой, если позже, разбираем ее и режем большую пружинку
лучше начать резать по пол витка, а там как пойдет!)) в итоге получаем нормально работающую крышку, всю внутреннюю полость я побрызгал силиконкой, чтоб пружинки не ржавели, а в зимнее время силиконом я брызгаю и на нижнюю часть крышки где отверстия клапанов, т.к при работе на ней образуется конденсат, который зимой при остывании превращается в лед, тем самым закупоривая отверстия клапанов, и опять получаем воздушную пробку((силикон же в этом случае позволяем каплям не скапливаться там, а если и скапливаться то замерзая эти сталактиты отваливаются от крышки. Так же для проверки можно поступить проще, если на компрессоре манометр точный, то с бачка который установлен на машине можно снять верхний шланг «пароотвод» так называемый, и к штуцеру бачка подключить компрессор, заткнуть снятый шланг и включить компрессор, только обязательно следить за давлением, а то надуете чего нить!)) ну а там по состоянию либо регулировка, либо крышка в мусор! компрессор на конце шланга имеет наконечник который заворачивается на нипель, чтобы подключить его к чему то я использую насадки который шли в комплекте с ним, одну из них в виде втулки (с одной стороны резьба с другой стороны штуцер) накручиваю на наконечник, и эту насадку и штуцер бачка соединяю отдельным куском шланга с хомутами
Проверка крышки расширительного бачка на впуск. Калина.
«Внутренности от крышки с ладьей воткнул в старую крышку «ЕВРОДЕТАЛЬ» желтая. Крышка травит сразу. Потом в «сборной» поменял большую пружину поставил от ЕВРОДЕТАЛИ и все норм заработало! Как на скринах с манометром! Теперь еще одна евродеталь имеется рабочая)))»
Короче на впуск крышку проверил, а на «выпуск» никак вроде не проверишь. Но прошарить как это сделать не сложно.
Как уже писал в Части 1 игрулек скрышкой. Мне в магазине продали «хорошую» желтую крышку «ЕВРОДЕТАЛЬ», не зря слово взял в ковычки т.к. крышка оказалось не до конца подготовлена к продаже, а именно на одном из двух клапанов имелись остаточные следы от литья, так называемые заусенцы «шеропушки»)))
После поездки которая продолжалась минут 30, через 1 час как остыла машина, открываю крышку расширительного бака и слышен пшик-это значит система не могла произвести «вдох» из атмосферы, к тому же бачек сжался во внутрь. Короче поменял на крышку «сборную» которая собрана из Евродетали и крышки с ладьей и все нормально заработало.
Чтоб понять почему не засасывается воздух в расширительный бак когда заусенцы на клапане вот принцип работы:
При остывании система охлаждения сжимается и если не будет впускного клапана то бачек сожмется во внутрь!
Также при работе ДВС система нагревается, а при нагревании тела расширяются и бачек может надуться как шарик и лопнуть если не будет выпускного клапана!
Помню на какой-то крышке, на клапане были заусенцы и
Пояснения от 17.02.2015:
Можно представить систему охлаждения двигателя (СОД) без расширительного бачка:
Жидкость будет прогоняться водяным насосом (помпой) до определенного момента, пока в системе не создастся критическое давление при котором произойдет разрыв и утечка (обычно в самом слабом месте, хамутах или радиаторе).
Расширительный бачек в паре с крышкой (в которой 2 клапана на выпуск и впуск воздуха), как понимаю регулирует давление в системе. При создании большого давления при работе системы, происходит стравливание излишков давления через выпускной клапан.
При заглушенном ДВС система остывает и если не будет впускного клапана патрубки да и сам бачек (пластиковый) начнут сжиматься. При следующем запуске системы опять расширяться и методом гармошки рано или поздно бачек порвет.
Проверка крышки расширительного бачка на выпуск. Калина.
Спасибо Ingener-Serega за: www.drive2.ru/b/725758/
Решил проверить крышку раширителя. Т.к. от неисправности этой мелочи, много горя в системе охлаждения любого авто. Подручными средствами, проверить можно только на избыточное давление.
Стояла «желтая» «Евродеталь»
Прикупил расширительный бачек (150р.) шланг (40р.) и хомутик (20р.). Воткнул заглушку (на болт намотал изоленты и воткнул в вывод, потом еще сверху заизолировал-это чтоб бачёк не разорвало при превышении давления, а просто чтоб болт вылетел)))).
Во второй вывод воткнул шланг и к нему подсоединил компрессор через переходник для футбольного мяча.
При покупке новой крышки в магазине задали вопрос: «вам хорошую или плохую)))» сказал дайте хорошую и плохие для тестов (потом можно вернуть плохие) короче под хорошей со слов продавца выступила крышка от «ЕВРОДЕТАЛИ» желтая. Под плохими крышка с «ладьей» и вторая крышка с «гуслями».
Также у родственницы снял с Калины 2 крышку, что ставят на заводе:
Крышка с «гуслями» сработала сразу как включил компрессор-не «айс».
Старая крышка «ЕВРОДЕТАЛЬ» отказалась срабатывать и бачёк начал надуваться! Вырубил компрессор и открутил с «пшиком».
Разобрал:
Обратил внимание на внутреннюю пружинку, она подржавела чуток (Крышка 2 года отходила) Чуток продул и собрал. Крышка начала сразу травить воздух!-видимо износ)))
Новая крышка «ЕВРОДЕТАЛЬ» сработала в пределах для инжектора:
Все вышеописанные крышки (которые травили сразу и те что травили при достижении определенного давления) всегда доводили давление бачка до:
Крышка от Калины 2 (заводская) сработала в пределах для инжектора, но чуть больше чем крышка от «ЕВРОДЕТАЛЬ»:
Теперь буду раз в 6 месяцев проверять работоспособность крышки, дабы не получить сюрпризов от системы охлаждения в виде лопнувших бачков, треснувших шлангов и прочего. Заодно посмотрим сколько «хорошая» крышка от «евродетали» проходит. Предыдущая проходила около 2-х лет. Хотя точно неизвестно, когда она перестала нормально работать.
Продолжение: www.drive2.ru/l/4515555/
Про крышку с Калины 2: www.drive2.ru/l/5737847/
Видео проверки: