какое бывает отношение к жизни

Какое бывает отношение к жизни

какое бывает отношение к жизни«Как только вы измените свое отношение к миру, мир начнет меняться вместе с вами»

Стив Мараболи

Когда-то я думала, что мы живем по правилам, которые устанавливает для нас общество. Это то, что нам привили в Советском Союзе. Я, как и вы, захватила несколько лет этой интереснейшей формы власти. И что самое забавное, когда меня сейчас спрашивают, как нам там жилось, я не помню, чтобы было плохо. Наоборот: вспоминается свободное детство, жизнь без электронных игрушек и телевидения (за исключением «В гостях у сказки» по воскресеньям и «Спокойной ночи, малыши» 15 минут по вечерам).

Несмотря на то, что полки магазинов были пусты, а за двумя булками хлеба с 5 утра нужно было стоять 4 часа всей семьей – иначе выдали бы 1 булку на всех, – я не помню, чтобы мои родители когда-то жаловались. Я помню то, как мы были счастливы.

Человек – разумное создание, приспосабливается ко всему, что ему предлагают из внешнего мира. И даже если это рамки, в которые его посадили, он все равно к ним привыкает и думает, что это и есть реальность. И оптимисты даже в самых сложных ситуациях смотрят на мир сквозь розовые очки. Но это им как раз и помогает!

Позже, когда я переехала жить в США в 21 год, я поняла, что этот мир может предложить нам гораздо больше, чем мы даже можем себе представить или позволить себе принять. И я начала познавать все глубже основы человеческой психологии.

Эффективное отношение к жизни заключается в правильном использовании доступных вам ресурсов – ваших желаний и мечтаний, вашего времени, энергии и сил. Используйте их для перемен к лучшему! Не нужно стараться делать все и везде; просто создавайте лучшее из того, что имеете, и наслаждайтесь жизнью. А если вас что-то не устраивает, обязательно в корне меняйте это!

Ниже перечислены 7 видов эффективного поведения и отношения к жизни, которые я применяю.

1. Цените настоящий момент и наслаждайтесь им.

Счастье – это такое состояние ума, которое возможно только в настоящем времени. Счастьем не может быть какой-то момент в будущем или событие из прошлого, но, к сожалению, многие думают наоборот и поэтому несчастны. Многие молодые люди считают, что счастье ждет их где-то впереди, в будущем, в то время как люди пожилые уверены, что лучшие моменты их жизни были далеко в прошлом.

На самом же деле ваше ощущение счастья или несчастья напрямую зависит от вашего отношения к данному моменту, независимо от того, что в этот момент происходит. Вам нужно гораздо меньше для счастья, чем вам кажется, и скорее всего, вы имеете больше, чем вы думаете. Всегда есть что-то, что может вас порадовать. Вам нужно просто изменить свое отношение к жизни, в чем вам помогут ежедневные 10-минутные медитации.

какое бывает отношение к жизни2. Объедините внутреннюю цель с внешними усилиями.

Самое главное, что вы можете узнать, – то, что является самым главным для вас лично. Ваше призвание в жизни – найти свою цель и посвятить себя ей. Как мудро сказал Фридрих Ницше: «Тот, кто понял, зачем он живет, может справиться с любым ‘как’». Ваша цель – это то, для чего вы проживаете свою жизнь.

Вы можете справиться с любым обстоятельством, если оно вас действительно волнует. Вовлеките себя в сосредоточенную упорную работу над достижением вашей цели, которая раскроет ваш истинный потенциал. Вы обладаете уникальными способностями и энтузиазмом, которые ждут своего выражения. Посвятите свою жизнь самовыражению и движению к своей истинной цели, и вы обретете радость и успех, о которых и не мечтали.

3. Принимайте стойко испытания, встречающиеся в жизни.

Самые плодородные дни вашей жизни не могут быть простыми. Это не те дни, когда вы безмятежно пребываете в комфорте и без дела проводите ленивые часы. Высокие требования увеличивают рост великих достижений. Когда вы принимаете вызов судьбы и преодолеваете трудности, вы становитесь сильнее.

Вспомните какой-нибудь день из вашего прошлого, который закончился чувством удовлетворения. Вряд ли это день, когда вы лежали без дела и отдыхали, скорее всего, в этот день вы усердно трудились и сделали то, что от вас требовалось. Когда вы держите в уме те действия, которые помогут вам добиться цели, возможно, вскоре великие достижения, о которых вы мечтаете, станут реальностью.

какое бывает отношение к жизни4. Дисциплинируйте себя.

Без дисциплины невозможно добиться успеха, кроме кратковременного. Дисциплина – это ваш выбор делать то, что от вас требуется, когда требуется и насколько часто. Это значит делать то, что вы должны, независимо от того, нравится вам это или нет.

Дисциплина помогает направлять свою жизнь. Если вы не дисциплинируете себя, то кто-то постарается сделать это за вас – ваши родители, учителя, начальник, общество и так далее. Они выберут тот метод, который им будет удобней, чтобы научить вас самоконтролю. Но гораздо лучше самому контролировать свою жизнь и быть ответственным за собственную судьбу.

Дисциплина открывает вам новые возможности и двери, которые раньше не были доступны вам. С помощью самодисциплины вы сумеете грамотно использовать ресурсы и время, отведенное вам, и сделать так, что они принесут неоценимый вклад в вашу жизнь и жизнь других людей. Какую бы цель вы себе ни наметили, дисциплина – это то, что поможет вам ее достичь. Предлагаю вам прослушать бесплатный вебинар на тему: «9 стратегий двойной продуктивности», в котором подробно расписаны 9 дисциплин, и каждый из вас сможет применить их уже сегодня, а также скачайте Чек-Лист «7 лучших дней моей жизни», чтобы сбалансировать все сферы жизни.

5. Оставайтесь оптимистом даже при неудачах.

В моей жизни было много неудач и падений, разочарований и расставаний, предательства и потерь. Я падала и поднималась, теряла и находила, научилась справляться с трудностями и принимать свои неудачи за уроки судьбы. Именно это помогло мне из мамы-одиночки в течение всего полутора лет стать счастливой, любящей и любимой женой, из банкротства перейти к шестизначному долларовому бизнесу, от работы в нелюбимом месте – к нахождению своего предназначения, которое стало делом жизни.

Забудьте о существующей проблеме. Труд в одиночку – это тоже большое достижение. Независимо от того, что вы намерены сделать – оплатить долг, привести себя в форму, начать свой бизнес, сделать что-то значительное для планеты и т.д., – вы уже достигли определенного успеха, начав прилагать хоть какие-то усилия. Если дела идут не так, как вы запланировали, не отчаивайтесь и помните о том, что вы уже сделали.

В конце концов, вы ощутите долгожданное восстановление сил, перед тем как достичь желаемых результатов. Как только вы приняли решение оставаться оптимистом и решить свои проблемы, вселенная идет к вам навстречу и помогает вам в этом.

какое бывает отношение к жизни6. Направьте свой гнев в нужное русло.

Разгневаться и разозлиться многим не составляет труда, но это и не несет в себе ничего продуктивного. Но иногда свой гнев можно направить в нужное русло в нужный момент, чтобы ваша злость сыграла вам на руку.

Другими словами, вам нужно направить свой гнев на решение сложившейся проблемы, а не срываться на окружающих и негодовать попусту. Думайте о возможных выходах из ситуации, а не о собственных жалобах и обидах. Читайте «12 правил очень успешных людей».

7. Развивайте в себе желание и силы помогать людям.

Лучшее лекарство от уныния – это полезный труд. Помощь людям и посвящение себя деятельности во благо – это работа, которая облагораживает. Это один из парадоксов жизни: вы приобретаете не меньше, а, бывает, даже больше того человека, которому вы помогли. Если вы чувствуете, что ваша жизнь пуста и вы не можете найти свой путь, переключите внимание со своей жизни на жизнь окружающих. Как сказал однажды Ганди: «Лучший способ найти себя – это потерять себя в служении другим». Вместо того чтобы спрашивать: «Что со мной не так?», спросите: «Чем я могу тебе помочь?» Наверняка рядом с вами есть кто-то, кому требуется помощь и поддержка со стороны.

Когда вы переключаете свое внимание с собственных проблем на проблемы других людей и знаете, как помочь человеку в его ситуации, вы наполняете свою жизнь особым смыслом и создаете особую почву для будущих перемен в вашей судьбе.

какое бывает отношение к жизниПоделитесь тем, чем вы можете помочь нашему с вами сообществу. Может, кто-то ищет единомышленника? А может, подругу – поболтать по-женски о жизни и о духовности? Или кто-то желает обменяться идеями по бизнесу? У каждого из вас есть УНИКАЛЬНЫЙ талант и дар, присущий только вам и никому больше! Вам есть чем поделиться с этим миром! Напишите в комментариях, чем вы можете помочь нашему с вами дружному сообществу.

C любовью,
Ольга Яковлева

Прочитайте также «8 важных правил», которые рекомендуем внедрить в свою жизнь, пока есть такая возможность.

Нажмите «Нравится», «Твитнуть», «Поделиться», если вам понравилась эта статья. Поделитесь этими советами с друзьями, родными и близкими.

Источник

Проблемы развития и бытия личности

Отношение к жизни: шесть типов

Четыре вектора оценки индивида

Давая оценку индивиду, прежде всего говорят о его характере: хорошем или плохом, покладистом или вздорном. Также говорят о его темпераменте: дело в том, что темперамент – это нейрофизиологический базис проявлений активности индивида, а характер – более-менее устойчивое сочетание и конкретное содержание этих проявлений в тех или иных жизненных ситуациях. И поэтому черты характера более дифференцированно сочетаются с деталями конкретной ситуации, чем проявления темперамента. При этом все четыре общепризнанных и различаемых еще с античных времен варианта темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический) могут сочетаться с различным характером. К примеру, холерик – вспыльчивый, резкий индивид, но он может быть при этом вполне доброжелательным и – в конечном итоге – покладистым.

Понятие темперамента и вкладываемый в него смысл, наиболее близки нейрофизиологически: каждый тип темперамента – это конкретное устойчивое сочетание силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Очевидно, что темперамент дан индивиду от рождения и измениться в ходе жизни практически не может: возможно лишь некоторое – порою ситуационное – усиление или смягчение наиболее акцентированных его проявлений. К примеру, если сангвиника серьезно «издергать», его поведение может приблизиться к поведению холерика, но только на время – пока он «придет в себя». Кроме того, при любом темпераменте индивид способен к единичной реакции любого типа: «сорваться», к примеру, может и флегматик, а «выйти из себя» – и меланхолик. Различие лишь в частоте подобных реакций и силе вызвавшего их фактора. Если холерик «срывается» по пустякам, то для других типов темперамента сила вызвавшего «срыв» фактора должна быть больше, нарастая в направлении: сангвиник флегматик меланхолик.

В отличие от темперамента, характер индивида может и «улучшаться», и «портиться», поскольку он вырабатывается в ходе индивидуального развития, и происходит это путем выработки и накопления привычек и поведенческих стереотипов. А они намного более способны к изменениям, чем нейрофизиологические основания поведения, определяющие темперамент.

Анализ жизненного пути и конкретного поведения индивидов позволяет сделать вывод о том, что черт темперамента и характера недостаточно для оценки индивида: ей нужны дополнительные векторы. К числу их в настоящее время относят направленность личности (на созидание или разрушение, на упорядочивание или дезорганизацию, на создание нового или сохранение старого). Согласимся: каждый из этих видов направленности личности возможен при любом темпераменте, но не при всяком характере. К примеру, аккуратность. Из черт темперамента она, видимо, лучше согласуется с торможением, чем с возбуждением: индивид холерического темперамента скорее будет «разбрасывать вещи», чем индивид темперамента флегматического. Но что будет в поведении конкретного индивида – определяется воспитанием: ведь содержание характера, как мы сказали выше – это совокупность привычек и поведенческих стереотипов. С точки зрения направленности личности аккуратность более всего согласуется с направленностью на упорядочение (окружающего), сбережение (накопление), хотя и может сочетаться с такими противоположными чертами характера (не темперамента!), как доброта или алчность. Мы знаем: есть индивиды, которым легче вещь отдать кому-либо, чем испортить, и наряду с ними есть и такие, кому ее легче испортить, чем отдать. Существенным является также то, что темперамент индивида – вне сферы нравственных оценок, тогда как характер в их сферу входит, а направленность личности – в еще большей степени. При этом различия между характером и направленностью личности могут проявляться весьма отчетливо. Разве мы не знаем «хороших » людей «с плохим характером»? Или тех, у кого характер, как будто бы хороший, но дела с ними лучше не иметь: обманут. Следовательно, необходимо оценивать еще и наличие или отсутствие у индивида нравственных устоев.

Тип отношения к жизни

Четвертым вектором оценки индивида – наряду с темпераментом, характером, направленностью личности – следует считать тип отношения к жизни. Он определяется тем, на что ориентирована жизнедеятельность индивида во всей ее совокупности: в какой сфере деятельности находятся главные доминанты индивида, главные его ценности. К какому роду занятий он склонен больше, что для него важнее? Одно дело – стремиться к удовольствию как таковому (гедонизм), другое – к удовольствию опосредованному, то есть от сделанного дела, решенной задачи, достигнутого успеха, осуществленного намерения, реализованного замысла… Ведь это совсем не то удовольствие, которого добиваются, скажем, путем гедонического риска.

Взаимосвязь типа отношения к жизни и направленности личности

Если сравнить по данному вектору оценки двух наиболее известных политических деятелей нашей страны – В.И. Ленина и И.В. Сталина, то легко увидеть, что у первого доминировала направленность на создание общественно-нового (полностью взамен старому), а у второго – направленность на сохранение, упорядочивание, преемственность в уже имеющемся. Мало обращают внимание на тот факт, что многие управленческие решения И.В. Сталина были подсказаны опытом Российской Империи и явились модификацией его в новых условиях. К примеру, пресловутый «суд тройки» был введен в 1916 году в армии – и, следовательно, императором Николаем II, равно как и практика назначения глав регионов была заимствована из отечественной истории. Здесь был общий принцип: никогда не назначать главою региона – области или губернии – кого-либо из местных: только людей посторонних данному региону, и важно это было с точки зрения централизации власти и поддержания целостности страны. Что же касается типа отношения к жизни, то у обоих деятелей в этом было немало сходного: В.И. Ленину был свойствен идеологически-прагматический тип, И.В. Сталину – прагматически-идеологический (см. ниже).

Тип отношения к жизни определяет успехи и неудачи индивида

Понятие «тип отношения к жизни» необходимо для общей и социальной психологии, поскольку типом отношения индивида к жизни определяется весьма важное: характер и конкретное содержание его успехов и неудач ( и чем они являются объективно, и что именно индивид квалифицирует как свой успех или неудачу ). А как и в чем индивид сочетает свои интересы с интересами других индивидов, определяется уровнем его нравственности и характером, и с этой точки зрения характер оказывается вторичным фактором к типу отношения к жизни.

Известно, что жизненные достижения различных индивидов неодинаковы. Но что считать «жизненным достижением»? Есть объективный критерий: ценность того, что индивид оставляет следующему поколению, а это во многом связано и с продолжительностью его жизни. Есть и субъективный критерий: степень удовлетворенности индивида своей жизнью. Между ними прямая зависимость: неудовлетворенность жизнью заставляет искать новое, стремиться к чему-то, выходящему за пределы наличной ситуации. Но нередко жизнь, несмотря на любые достижения, все равно полной удовлетворенности индивиду не приносит. Наиболее ценно, если эта неудовлетворенность имеет характер творческой неудовлетворенности: это наиболее полезный и для индивида, и общества ее вариант. По существу, такая неудовлетворенность лежит в самой природе познавательной потребности, существенно отличая ее от трех других базисных потребностей каждого живого существа.

Удовлетворенность жизнью производна от двух вещей: от того, что именно индивиду («в жизни») надо, и от того, насколько конкретные условия жизни этому способствуют (или препятствуют). Бывает, что индивиду настолько многое «надо», что и в самых благоприятных условиях он ощущает себя неудовлетворенным, а следовательно, и несвободным, – это особенно свойственно пассионарным индивидам и является характерной чертой пассионарности.

Как мы знаем, пассионарий – это тот, кто мешает другим людям жить спокойно, руководствуясь при этом самыми различными соображениями. Наиболее «продвинутые» и политически ангажированные пассионарии «приватизируют» такие понятия, как «всеобщее благо», «светлое будущее», «счастье народа»: пассионарность требует идеи, и без нее энергия индивида оказывается дезориентированной. Опыт поиска таких идей к настоящему времени накоплен большой, так что всегда можно найти что-либо «подходящее ». Вместе с тем ресурс таких идей не бесконечен: ведь в итоге каждая из них восходит к какой-либо из базисных потребностей, а их всего четыре. И порою политически ангажированные пассионарии буквально бьются в поисках новой привлекательной идеи, которая позволила бы им канализировать и собственную активность, и активность других членов общества в желательном для себя направлении и ощутить собственную значимость.

Шесть типов отношения к жизни

Связь типа отношения к жизни с уровнем нравственности

Представленные в табл. 1 типы отношения индивидов к жизни и связанные с ними различия в характере их мотивации, целеполагания и смыслообразования могут проявляться по-разному: в зависимости от уровня нравственности. Сам по себе тот или иной тип отношения индивида к жизни ничего не говорит о его порядочности или непорядочности, алчности или бескорыстии, объективности или необъективности. Но при этом, к примеру, следует различать алчность индивида к власти и алчность к материальным ценностям: это зависит от того, что для него более значимо.

Типология отношения индивидов к жизни

Продолжение табл. 1

Разновидности типов отношения к жизни

Всегда в обществе была и есть категория индивидов, весьма одаренных в плане умения подчинять активность других индивидов своим интересам.

При прагматическом отношении к жизни нравственный индивид, самоутвердившись в успехе, проявляет стремление поделиться результатами этого успеха с другими. В частности, многие состоятельные люди занимаются благотворительностью. Безнравственный же индивид с прагматическим отношением к жизни не в состоянии остановиться: ему всегда всего будет мало. Когда одного из наиболее одиозных российских «олигархов» спросили: «У тебя так много чего есть, чего тебе еще надо?» Он ответил: «Мне нужно все! » Конечно, подобные индивиды обычно достигают большего, чем многие другие, но зато они и наиболее внутренне несвободны: именно вследствие постоянной неудовлетворенности.

И быть может, это ощущение, как кнут, подстегивает их к поиску все новых направлений для приложения их энергии.

Подобные индивиды негативно переживают тот факт, что не все им доступно и не всем они могут обладать. И постоянно – именно в связи с этим – ощущают дискомфорт. Как раз из их числа выходили великие завоеватели: сколько бы чужих земель ни было ими захвачено, мысль о том, что где-то остались еще не завоеванные ими земли, каждому из них, по-видимому, причиняла тяжкие душевные страдания: глубокую неудовлетворенность и связанное с нею психическое напряжение – главные факторы внутренней несвободы, трудно поддающейся смягчению путем любых внешних достижений. Следовательно, великие завоеватели и великие стяжатели – это жертвы своей неспособности к достижению удовлетворения и, следовательно, это индивиды, внутренне менее свободные, чем многие жители завоеванных ими земель, или подчиненные им сотрудники.

Проявления типов отношения к жизни в условиях несвободы

Индивид с прагматическим отношением к жизни будет и в трудных условиях максимальной несвободы проявлять свою практичность: не замыкаться в переживании несвободы, не переходить на службу к противнику, искать возможности выжить, пытаясь найти себе какое-либо занятие даже в условиях концлагеря.

В условиях несвободы, постоянно ощущая себя униженным, подобный индивид не имеет возможности найти для себя те способы самоутверждения, к которым оказываются способными индивиды с другими типами отношения к жизни. И «экзистенциальный вакуум » у него будет особенно тяжелым.

Надо иметь в виду, что даже концлагерь (кроме лагерей уничтожения) оставляет индивиду некоторые возможности выжить, и если он способен именно выживание сделать актуальной своей целью, его психическое состояние будет относительно благоприятным, насколько это вообще возможно в подобных условиях. При этом жизненно важной оказывается способность индивида к актуализации будущего: если он утвердится в мысли о том, что сначала надо выжить, а «потом он обязательно докажет (или покажет) всем», его психическое состояние может улучшиться, и он будет вести себя более адекватно наличным условиям.

Следовательно, мы вправе говорить о « дисциплине самоутверждения ». Но это правомочно лишь в отношении нравственных индивидов с эгоцентрическим типом отношения к жизни. Безнравственные индивиды с таким типом отношения, находясь в заключении, все равно будут стремиться к самовозвышению – теперь уже за счет более слабых физически или психически заключенных, унижая или «опуская» их: подобное нередко происходит в местах заключения.

Естественно, что авантюризм может быть и нездоровым – самоцельным. По существу, подобного типа авантюрист постоянно носит свои потенциальные проблемы с собой, и лишь характер их меняется – в зависимости от сложившихся обстоятельств. При этом повторные проблемы ему не нужны – неинтересны, ему каждый раз нужна новая: в новой и напряженной ситуации он острее ощущает «течение жизни». Здесь лежит различие между нравственным и безнравственным авантюризмом: одно дело – решиться на нечто чрезвычайное, чтобы принести пользу, проявляя любовь к Родине, другое – сделать это же ради стремления к «острым» ощущениям.

Из всех типов отношения к жизни наиболее способны к подвигам именно индивиды авантюрного типа: ведь подвиг как раз и требует сверхусилия, действий на пределе сил и возможностей, и подвиг нередко коренным образом меняет ситуацию. Важно лишь различать, во имя чего совершается то или иное – само по себе героическое – действие, и в этом – различия между нравственным авантюризмом и безнравственным.

Еще одна черта эгоцентрических индивидов: быть выше всех – хоть в хорошем, хоть в плохом. Но обязательно – быть «самым-самым»: здесь эгоцентризм смыкается с честолюбием. Пример известен: Дон Жуан распорядился после его смерти написать на своей могиле: «Здесь покоится худший из людей!» И еще одно дополнение: кто более всех предрасположен к ревности? Конечно же, индивид эгоцентрического типа, и быть может, романтического. Но проявления ревности у них будут различными: эгоцентрик будет оскорблен, унижен, взбешен, романтик же – опечален. Прагматик скорее переключится на другой сексуальный объект, равно как индивид гедонического типа. Для индивидов авантюрного или идеологического типа это, видимо, менее значимо: у них в голове – другое, хотя, конечно, нельзя отрицать и феномена «сексуального авантюризма».

Бегство от проблем

По пути наименьшего сопротивления

Есть известное выражение: «идти по пути наименьшего сопротивления», и смысл его очевиден. Как оно соотносится с типом отношения к жизни? Идти по пути наименьшего сопротивления более склонны индивиды с гедоническим и романтическим отношением и, напротив, не склонны индивиды с идеологическим и авантюрным отношением. Этот тип отношения к жизни в наибольшей мере свойствен «пассионариям» и во многом определяет сам облик пассионарности.

Мы уже сказали, что на различных этапах общественного развития наиболее востребованными оказываются индивиды с различными типами отношения к жизни. В полной мере это нашло отражение и в смене литературных стилей. Напомним, что литературный романтизм пришел на смену литературному классицизму, с его культом героев, укрепления государства, централизацией власти. Когда же эта общественная проблема была достаточно полно решена в большинстве государств Западной Европы, пришел черед романтизму и индивидам романтического склада: с повышенным интересом к внутреннему миру, к собственным переживаниям. В философском плане это было переходом от общего (обобщенного) к частному, единичному и особенному. А следовательно, и к индивидуализации восприятия жизни и природы человека самими людьми.

Во всем этом есть и еще один очень важный аспект, который здесь мы упомянем лишь кратко: фазы развития цивилизации, этносов. По-видимому, сами переходы от одной фазы сообщества к другой, указанные Л.Н. Гумилевым, во многом реализуются путем сдвигов соотношения в сообществе (популяции) числа индивидов с различным типом отношения к жизни.

Кстати, еще раз обратимся к понятию «путь наименьшего сопротивления». Индивиды какого типа отношения к жизни наиболее склонны идти по этому пути? Очевидно, что гедонического и романтического. А по противоположному «пути»? Индивиды идеологического и авантюрного типов, а частично – эгоцентрического. Прагматик же будет рассчитывать, когда и как поступить результативнее. А у кого больше здравого смысла? Видимо, у прагматиков, тогда как у индивидов с идеологическим и авантюрным типами отношения его как раз часто и не хватает.

Как будет вести себя в условиях заключения индивид с романтическим типом отношения к жизни? Конечно, ситуация будет неприемлемой и для него, но ведь для подобных индивидов в какой-то мере неприемлема любая их жизненная ситуация, и он будет решать сложившуюся проблему несвободы виртуально: уноситься мыслями и чувствами вдаль, и тем самым преодолевать границы заключения, стены тюрьмы. В этом плане характерна повесть Дж. Лондона «Межзвездный скиталец», где как раз и описано подобное: воображение позволяет индивиду преодолевать физические трудности заключения.

Доминирующий ориентир действий

Еще одно полезное сравнение индивидов в плане дифференцированной их оценки – доминирующий ориентир их действий:

Различия в отношении к себе

Теперь посмотрим на различия в отношении индивидов к себе – в зависимости от типа отношения к жизни:

Различия в проявлениях активности

А каковы различия в проявлениях активности индивидов при различных типах отношения к жизни? Посмотрим табл. 2. Из нее видно, что эта типология охватывает достаточно разнообразные проявления активности и совместима с самыми различными чертами темперамента и характера, что подтверждает ее право на самостоятельность.

Наиболее характерные проявления активности индивидов при различных типах отношения к жизни

Определяющее значение в судьбе

Сочетание различных типов

Связь с жизненным опытом

Тип отношения к жизни – менее устойчивая черта психики, чем темперамент, а частично – и характер: с накоплением жизненного опыта – опыта успехов и неудач – возможны модификации типа отношения индивида к жизни, и, быть может, смешанные типы отношения являются результатом такой модификации. Напомним о «юношеском максимализме» и о том, что с ним происходит впоследствии. Это же справедливо и в отношении характера и направленности личности: думается, что проблема целостности жизненного пути или его фрагментарности важна для того, чтобы лучше понимать, как и каким путем индивид достигает максимума (вершины, «акме») в реализации своего жизненного, творческого, делового потенциала.

Очевидно, что «тип отношения к жизни» – вектор дифференциальной оценки индивидов, который существенно ее дополняет и может использоваться наряду с такими давно утвердившимися ее векторами, как темперамент, характер, направленность личности. Действительно, индивиды с одним и тем же темпераментом могут иметь разный характер, индивиды со сходным характером – разный тип отношения к жизни, индивиды с одним и тем же типом отношения к жизни – различную направленность личности, и при этом в проявлениях своей активности соответствовать или не соответствовать требованиям нравственности. Исключительно важное значение при этом имеют факторы складывающихся ситуаций, в которых может оказаться любой индивид – помимо своей воли и типа отношения к жизни. Вероятность попадания в ту или иную ситуацию, однако, может зависеть от того, как он реагирует на окружающее. Так или иначе, но понятие «тип отношения к жизни» и его содержание достойны внимания психологов и педагогов и дальнейшего развития: расширения, дополнения, уточнений.

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *