какое бывает художественное образование

10 профессий для тех, кто любит рисовать

какое бывает художественное образование

Графический дизайнер

Среди множества «визуальных» направлений графический дизайн пользуется сейчас особенно большим спросом. Специалисты в этой области разрабатывают рекламные материалы, буклеты и плакаты, создают книжные макеты, упаковку, сайты и многое другое. Дизайнеру необходимы отличное знание графических пакетов (Photoshop, Illustrator, InDesign), мультимедийных программ, колористики, композиции, веб-верстки, а также хотя бы базовые навыки рисования.

Помимо этого, графическим дизайнерам необходимо уметь общаться с заказчиками, а также понимать, как мыслит конечный потребитель их продукции.

Где учат:

Архитектор

Архитектура находится на стыке технической и творческой специальностей, поэтому тут, с одной стороны, понадобится хорошо развитый художественный вкус, умение создавать новое и креативно обрабатывать уже существующее и чувство стиля, а с другой — знание математики, инженерной графики, умение рационально и логически мыслить.

Профессия архитектора включает в себя множество специализаций (проектирование зданий и строений, урбанистика, градостроительство, ландшафтная архитектура и т. д.) и позволяет выбрать интересное направление и найти баланс между техническим и творческим.

Где учат:

Художник-постановщик

Художники-постановщики создают окружающую среду в фильмах или на сцене, в театре. Они занимаются разработкой эскизов и чертежей декораций, подбирают подходящую мебель и реквизит, оценивают места для натурных съемок и т. д.

Помимо художественного образования, умения рисовать и развитого вкуса, художнику-постановщику необходимо разбираться в особенностях киносъемки или театрального процесса, хорошо знать воссоздаваемую эпоху или произведения. Например, такой специалист всегда может сказать, как должна выглядеть вилла олигарха или трущобы времен Достоевского.

Где учат:

Иллюстратор

Иллюстраторы — специалисты, которые передают или усиливают смысл текста за счет использования изображений и графических элементов. Они востребованы как в книгоиздании, для оформления обложек и внутренних иллюстраций книг, так и в СМИ — для оформления газет, журналов, сайтов. Иллюстратору потребуется умение вникать в текст и способность четко и ярко передавать его посыл и настроение, улавливать необходимый стиль, но при этом создавать изображения, подходящие под стиль, оформление и серию своего издания.

Где учат:

3D-моделлер

3D-моделлеры в общем смысле слова — это специалисты, которые создают объемные модели чего бы то ни было. Разделяться они могут на моделлеров персонажей, техники, ландшафта, отдельных объектов и т. п. Сейчас это направление становится все более востребованным: 3D-графика используется при создании компьютерных игр, в кино, для различных симуляторов и представлений проектов.

Где учат:

Реставратор

Реставратор восстанавливает поврежденные картины или другие предметы искусства. Поскольку техник, объектов, а также материалов, с помощью которых они создаются, очень много, реставраторы, как правило, специализируются на чем-то конкретном. Им необходимо не только уметь рисовать и копировать стиль и манеру художника, чтобы не испортить ценную картину, но и уметь оценивать степень и особенность повреждений и подбирать необходимые для восстановления материалы.

Где учат:

Мультипликатор

Работа художника-мультипликатора включает в себя несколько различных направлений. Можно стать художником по персонажам и разрабатывать образ героев мультфильмов, заниматься раскадровкой — прорисовывать фазы движения персонажей, создавать «чистые» кадры для финального использования, фоны, локации и т. п. Для работы обязательно понадобится знание графических пакетов, причем не только из области традиционной 2D-анимации, но и из сферы 3D-моделирования.

Где учат:

Игровой художник

Благодаря популярности мобильных и «социальных» приложений, индустрия игр в последние годы активно развивается и в России. Художники отвечают за все многообразие визуальных образов: разрабатывают концепцию и создают персонажей, отрисовывают интерфейсы, локации, предметы (оружие, доспехи и т. п), создают визуальные эффекты и т. д. Для работы в этой профессии, помимо основных художественных навыков, потребуется интерес к компьютерным играм и игровой опыт.

Где учат: «Игровая графика», Scream School.

Модельер

Дизайнер одежды — многогранная профессия. С одной стороны, в его задачи входит разработка эскизов новых вещей и коллекций одежды, и это требует творческого подхода и нестандартного мышления. С другой, даже если речь идет о высокой моде, модельеру необходимо разрабатывать конструкторские решения, чтобы одежда хорошо сидела на человеке. Кроме того, такие специалисты часто готовят одежду для промышленного производства и участвуют в организации показов.

Где учат:

Свободный художник

Создавать и затем продавать свои собственные картины — один из самых трудных и самых интересных вариантов для тех, кто любит рисовать. Сейчас нет необходимости пробиваться в галереи и рисовать только в традиционном стиле — картины можно продавать самостоятельно на специализированных сайтах. Однако и там конкуренция очень велика.

Впрочем, если вы сможете собрать аудиторию поклонников и выработаете собственный авторский стиль, можно будет жить исключительно с продаж картин и товаров, созданных на их основе: принтов, постеров, кружек и т. д.

Где учат:

Источник

Современное художественное образование в России: виды и разница. Часть II.

5) Детские художественные школы.

ДХШ (детские художественные школы) и ДШИ (детские школы искусств) – первая ступень трёхуровневой системе художественного образования в России. Они относятся к учреждениям дополнительного образования и являются фундаментом будущей профессии.

Детские школы искусств бывают 2 типов: с монохудожественным подходом к образованию (углублённо изучается один вид искусства, например, изобразительное) и с полихудожественным подходом (ребёнок пробует себя в разных видах искусства и художественного творчества, например, музыка, изобразительное искусство, хореография, словесность и т.д.).

Классическая государственная художественная школа включает в образовательный процесс предметы художественно-эстетического цикла: рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, историю искусств, скульптуру, пленэр (летняя практика) и другие. Обучение в такой художественной школе длится от 4 до 7 лет (в зависимости от возраста ученика, уровня владения им изобразительной грамотой и структуре образовательных уровней школы (классов)). Обычно, при государственной художественной школе имеется подготовительные курсы для поступающих или нулевой класс, для тех, кто ещё не достиг соответствующего возраста, а также вечерние курсы рисования для взрослых и для поступающих в Вуз или колледж.

Замечу, что процесс обучения художников, музыкантов, танцовщиков необходимо начинать именно в детском возрасте, и он ни в коем случае не может прерываться, так как в творческой профессии, помимо освоения теоретической грамоты, необходима практика, интеллектуально-чувственная деятельность и раскрытие психо-физических возможностей личности, а также целый ряд личностных психологических качеств личности (усидчивость, терпение, логика мышления, аналитические способности, особенности моторики и т.д. – для рисования).

Помимо профессиональной составляющей, художественная школа развивает у детей эстетические чувства, общительность, развивает коммуникативные навыки, формирует этические и нравственные идеалы, толерантность, креативность мышления.

6) Авторские художественные школы / личные студии художника-мастера.

Такие школы рисования известны с эпохи Возрождения. По своей организации и принципам обучения они могут быть абсолютно разными, в зависимости от творческих и педагогических идей и художественных техник и приёмов, которые исповедует мастер. Обычно, это экспериментальные студии, частично или в изменённой форме применяющие традиционные методы обучения реалистическому рисованию в сочетании с собственным творческим и техническим опытом наставника. Такие студии помогают взрослым ученикам-художникам освоить изобразительную грамоту и получить ценные советы мастера вкупе. Такой синтез сразу на практике позволяет понять для чего нужно то или иное упражнение, как выполняется конкретный приём для получения нужного изображения, эффекта, художественно-визуального образа.

Обучение рисованию в авторских студиях проходит индивидуально и в группах, в виде мастер-классов и длительных курсов. Обучающих программ в такой школе может не быть, поэтому сроки обучения и результат могут варьироваться. В отличие от традиционных художественных школ, в авторской студии можно наблюдать за тем, как мастер-художник ведёт рисунок или этюд от начала до конца, посмотреть подборку его картин разных лет создания, увидеть «рабочую кухню» мастера и попробовать свои силы в тех же условиях под руководством маэстро. Мастера живописи и рисунка глубоко погружены в активную творческую деятельность, поэтому могут дать ценные советы по выставочной деятельности, продаже и оформлению собственных работ и т. д. Кроме того, творчески активный профессиональных художник концентрирует своё внимание и творческие силы на конкретной специализации (живопись маслом, акварель, пастель, рисунок мягким материалом, карандашная графика, линогравюра, офорт и т. д.), что позволяет ученикам художественной студии освоить излюбленную технику полно, глубоко, со всеми тонкостями и нюансами, в сопровождении лично выработанных мастером советов, особенностей, приёмов.

7) Кружки и студии рисования, клубы при ДК, культурных центрах и т. д.

Кружки рисования рассчитаны на посещение взрослыми людьми в качестве хобби, для собственного удовольствия, интереса, развлечения, пробы собственных сил. Их цель не обучить рисованию, а привить любовь к живописи и рисунку, помочь сделать первые шаги в изобразительном искусстве, почувствовать удовольствие от создания чего-то своими руками, скрасить вечера и выходные. Именно поэтому, в таких кружках можно заниматься тем, чем хочется – писать маслом пейзажи, рисовать пастелью натюрморты или портреты по фотографии карандашом. Наставник даёт начинающим художникам советы, правит рисунки и помогает подобрать необходимый технический приём. Обучающих программ в клубах рисования нет, возраста учеников тоже разные. Руководит таким кружком, обычно, профессиональный художник или учитель ИЗО – он владеет основными художественными техниками на хорошем среднем уровне и может сориентироваться, чтобы помочь начинающему живописцу воплотить свою идею на листе бумаги – нарисовать портрет друга, любимую собаку в поле или прекрасный букет в вазе с натуры.

Научиться профессионально рисовать или освоить академическую грамоту рисунка, живописи, композиции в кружке рисования вряд ли удастся, так же как и постичь особенности конкретной техники во всех подробностях, но хорошо провести время и нарисовать первые свои рисунки, вообще понять, каково это – рисовать для души – запросто.

8) Online–обучение рисованию.

У нас тоже есть возможность обучаться рисованию онлайн. Самый популярный и результативный курс “Рисование с нуля до портрета” теперь представлен в удобном и бюджетном видео-формате: http://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy

9) Учебники рисования и пособия по рисованию.

10) Поэтапное рисование и рисование по номерам.

Источник

Художественный вуз: миф или реальность, условия поступления и обучения, специальности

какое бывает художественное образование

Многие из взрослых не воспринимают всерьез творческие профессии, связанные с художественным искусством. «Писать картины? Да это несерьезно! Что можно заработать на «малевании»?» — именно так причитают родители, узнав, что их чадо решило основательно заняться живописью.

На самом деле на искусстве можно не просто достойно зарабатывать, но и успешно развиваться открывать новые направления и возможности, но для этого сначала нужно поучить соответствующее профессиональное образование. Поэтому не стоит сразу рвать на себе волосы от ужаса. Почему бы не рассмотреть в качестве достойного варианта освоения «творческой профессии» на базе художественного вуза?

Что это такое?

Художественный вуз – это высшее образовательное заведение, на базе которого происходит становление квалифицированных и успешных специалистов в области изобразительного искусства.

какое бывает художественное образованиеОбучение в художественном ВУЗе

Самыми распространенными и популярными направлениями подготовки на базе подобных учреждений выступают:

Поступить в художественный вуз – миссия непростая. Здесь абитуриенту предстоит пройти поэтапный конкурсный отбор: предоставить результаты ЕГЭ в рамках действующих комбинаций. В обязательном порядке преодолеть ДВИ по профильному предмету: рисунок, композиция, черчение и пр.

Также может быть предусмотрен дополнительный отборочный этап, включающий прохождение собеседования или творческое испытание, тестирование.

Образовательная программа в художественном вузе

Обучение в художественном вузе основано на преимущественном освоении профильных и эстетических дисциплин, при этом немалый акцент делается на гуманитарной подготовке в части погружения в такие науки, как литература, история география, философия, психология и социология. К базовым предметам относят историю искусств, основы ИЗО, проектирование, базовые техники рисования и пр.

какое бывает художественное образованиеОбразовательный процесс в художественном ВУЗе

Начиная со второго курса, студенты приступают к освоению узкоспециализированных предметов: живопись и техника живописи, основы скульптурирования, лепка, дизайн, история искусств, основы реставрирования объектов культурного наследия и картин, специальные (углубленные) курсы архитектуры/дизайна и пр.

Помимо теоретической подготовки, студенты параллельно погружаются в практику, занимаясь непосредственно освоением всевозможных техник исполнения, написания картин, копирования и окрашивания в специально оборудованных мастерских, лабораториях и пр.

Помимо этого, учащиеся в обязательном порядке проходят практику на базе действующих организаций в сфере искусства: галереи, музеи, лаборатории по проведению экспертизы и реставрации объектов культурного наследия, туристических компаниях и пр.

Обязательной частью подготовки квалифицированных специалистов в сфере искусства является выполнение научно-исследовательских работ, призванных углубить познания учащихся в конкретной дисциплине или научной области, а также развить навыки исследователей, способных усовершенствовать современное искусство, культуру, проводить всевозможные экспертизы и эксперименты по определению возраста картин, их грамотному реставрированию (оптимизация технологий и методик) и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Для обретения соответствующей квалификации выпускникам предстоит не просто выполнить ВКР, но и предоставить «наглядный проект» с учетом выбранной тематики: написать картину или показать технику изображения предоставить справки из лабораторий и иных соответствующих компаний (по проведению экспертизы, способе диагностики и пр.), спланировать или организовать мероприятие (например, выставку) и т.д. Притом на защите важно сопровождать речь посредством презентации стендового доклада или с акцентом на раздаточный материал, который наглядно покажет практическую и профессиональную готовность автора.

Обзор художественных вузов

Предлагаем рассмотреть условия поступления и ассортимент предлагаемых направлений подготовки н базу художественных вузов РФ.

Вуз №1. Художественно-технический институт.

Данный образовательный центр появился в стране сравнительно недавно (2014 год) благодаря инициативе дизайнерской компании Санкт-Петербурга «Модулор». Изначально он ориентировался на подготовку квалифицированных дизайнеров в соответствии с нуждами компании, но чуть позже значительно расширил ассортимент направлений подготовки:

ВХУТЕИН – это негосударственное высшее образовательное заведение, поэтому становление специалистов здесь производится исключительно на коммерческой основе.

Поступить сюда могут только выпускники 11 классов школы, преодолевшие ЕГЭ по литературе и русскому языку. Для специализаций, связанных с информационной средой, программированием и интернетом нужно сдать ЕГЭ по математике информатике, физике и русскому языку.

Помимо этого, в вузе действуют ДВИ по рисунку, композиции, эскизу и черчению. Формат дополнительного экзамена зависит от выбранной профессии и факультета.

Количество вакантов ограничено в среднем 50-90 единицами. Средний проходной балл по каждой дисциплин достигает 71 балл. Конкурс за место разворачивается между 4-5 участниками.

Вуз №2. Санкт-петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии искусств.

Данный вуз – государственный учебный центр, где можно освоить следующие направления подготовки и получить диплом бакалавра или специалиста:

Приемная кампания в рамках действующих специализаций предполагает прохождение ЕГЭ в рамках следующих комбинаций: русский язык + литература, математика + русский язык, история + русский язык + литература. Средний проходной балл установился на уровне от 71 для претендентов на бюджет, от 59 – для претендентов на платное обученные. Стоимость годового «абонемента» достигает рот 90 тысяч рублей для заочников, от 205-335 тысяч рублей для очников.

Также действуют ДВИ по профилю: лепка, собеседование, междисциплинарный экзамен, рисунок или композиция.

Количество доступных вакантов невелико, что провоцирует серьезную конкурентную борьбу. Конкурс за активное место достигает 7-9 человек.

Вуз №3. Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

МГАХИ имени Сурикова – один из ведущих образовательных центров страны в сфере искусств. Именно сюда ежегодно устремляются самые талантливые абитуриенты, имеющие за плечами определенные успехи в сфере искусства, ИЗО. Поступить сюда без окончания художественной школы и конкретных «рабочих» навыков невозможно.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере живописи, ИЗО, графики, реставрации и иных искусств возможно на очном и заочном отделении, платно и бесплатно.

В 2021 году поступающие могут выбрать одно из предлагаемых направлений подготовки:

Подготовка квалифицированных художников и реставраторов ведется исключительно в очном формате. Приемная кампания основывается на ЕГЭ по русскому языку и литературе, математика и русский язык. Также поступающим в обязательном порядке предстоит пройти дополнительный отборочный этап, в рамках которого предусмотрено собеседование, профильный экзамен (рисунок, черчение, композиция) и профессиональное испытание.

Обучение возможно на бюджетной и коммерческой основе. Проходной балл на бюджет начинается от 85, на контрактное – от 50. Конкурс за каждый вакант составляет 6-8. Количество доступных к освоению мест ен велико – до 10 по каждой специальности и основе.

Поступить могут только выпускники 1 1 классов школы с достойным портфолио.

Вуз №4. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Подготовка специалистов культурно-исторической отрасли и в сфере искусств на базе данного образовательного центра считается оной из лучших не только в России, но и за ее пределами. Образовательная программа нацелена на воспитание теоретических представлений и практических навыков. Для этого созданы достойные условия: мастерские, музей при вузе, учебные лаборатории, зал учебных живописных работ, зал народного искусства и пр.

В настоящее время в стенах этого вуза действуют следующие специализации:

Приемная кампания учитывает результаты ЕГЭ в рамках таких вариаций, как русский язык + литература, математика + русский язык. Помимо этого, абитуриентам предстоит пройти ряд дополнительных испытаний: собеседование по профилю, творческое испытание (рисунок, черчение, живопись), устный экзамен или тестирование по истории искусств.

Обучение возможно исключительно на очном отделении, на бюджетной и коммерческой основе. Проходной балл для бюджетников достигает 50-65, для контрактников – от 32-47. Количество доступных к освоению мест крайне мало – до 7-10 по каждому профилю. Борьба за каждый вакант разворачивается между 4-6 участниками. Стоимость платной подготовки варьируется от 270 до 480 тысяч рублей в год.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

8 фактов о художественном образовании (от школы до вуза)

какое бывает художественное образование

Есть много хороших педагогов по живописи и графике. Одни позволяют детям свободно творить, другие развивают определённые навыки. Одни учат неторопливо, другие интенсивно. Но школ и курсов очень много, а преподают в них по-разному. Художник Ирина Буртова рассказывает, как выбрать художественную школу и что творится за стенами художественных вузов.

Если ребёнок маленький, ему подойдёт любой опытный учитель, который любит детей и свой предмет, и у которого дети занимаются с удовольствием, без больших нагрузок. Позже, если ребёнок всерьёз увлечётся рисованием и целенаправленно захочет развивать свои навыки, можно будет подумать о новом преподавателе и о более узкой направленности: чёрно-белая или цветная графика, живопись, рисование с натуры, роспись и прочее. У каждого преподавателя свой стиль рисования, своя техника создания рисунка (обычно эти два пункта взаимосвязаны), и своя методика преподавания. Это видно, если посмотреть работы его учеников: они чаще всего будут различными у разных учителей. Аналогичная ситуация бывает у художественных школ. Пусть ребёнок посмотрит на выставленные работы учеников и преподавателей и скажет, хочет ли он рисовать так же. Если да, то ребёнка для начала можно отдать именно в эту школу (к этому преподавателю), а дальше наблюдать.

1. О сочетаемости стилей и техник

Если упрощённо, стиль — это то, как выглядит рисунок или художественное произведение, техника — то, какими средствами этого добиться. Я бы сравнила различные художественные стили и техники с игрой на различных музыкальных инструментах. Это, конечно, аналогия, но в данной ситуации достаточно точная. Если ребёнка учить играть на скрипке, бессмысленно переводить его к преподавателю, который учит играть на фортепиано, для дальнейшего развития уже имеющихся навыков. Очень похожая ситуация в рисовании. Если ребёнка учить аккуратно рисовать с натуры, то, попав потом к преподавателю, специализирующемуся на декоративной живописи, навык рисования с натуры постепенно ухудшится.

Бывает, что ребёнку нравятся рисунки, которые выполняют учащиеся педагога или школы, но методика преподавания, что называется, «не пошла»

Если ребёнку некомфортно заниматься на уроках рисования, и у него в течение одного-двух лет нет видимых улучшений (если вы не можете определить это сами, об этом скажет сам ребёнок или его преподаватель), лучше сменить педагога или школу. Ситуацию может исправить другая методика преподавания, или ребёнок просто хочет попробовать порисовать в другом стиле или технике.

Если ребёнок достаточно долго (несколько лет) и успешно учился рисовать у одного педагога (или в одной школе), то нежелательно переводить его к другому преподавателю, который использует иной стиль или технику рисования, даже если вы слышали о нём больше положительных отзывов. Может возникнуть ситуация, о которой я говорила выше — «переучивание со скрипки на фортепиано». Иногда различия в стиле или технике на первый взгляд незаметны. В этом случае смотрите на ребёнка.

При резкой смене стиля или техники рисования у ребёнка может наступить заметный регресс в обучении, и чем сильнее различаются стили работ и преподавания, тем дольше у ребёнка будет длиться привыкание, которое будет тормозить или вообще заморозит развитие его навыков. Даже если вы сами не рисуете, вы можете понять, ненавязчиво задавая вопросы, доволен ли ребёнок преподавателем, своими работами, улучшаются ли его навыки в рисовании. Ребёнку даже может нравиться преподаватель как личность, но если прошло один-два года, а значительных улучшений в обучении нет, значит, методика преподавания или техника рисования ему не подходят. Лучше всего сменить преподавателя, каким бы хорошим человеком он ни был.

Мудрый и опытный преподаватель, возможно, сам скажет родителям об этом по прошествии двух лет. За более короткий срок определить наличие улучшения достаточно рискованно, так как некоторые дети обучаются в режиме «накопления»: до определённого момента прогресса нет, идет аккумуляция знаний и навыков, а потом происходит резкий скачок, затем начинается обычное, в меру стабильное улучшение.

2. Стабильность в преподавании для успешного развития навыков

Практически все стили и методики приводят к желаемому результату — улучшению навыков рисования — но различными дорогами. Ухудшает результат только необоснованное переключение со стиля на стиль, с техники на технику. Оно может (за редким исключением) сильно затормозить и даже остановить развитие навыков.

Некоторые преподаватели позволяют ребёнку развивать собственный стиль, который не похож на стиль других учеников

Но если сам преподаватель этим стилем не владеет хотя бы в теории, процесс будет пущен на самотек, и сложно предсказать, каков будет конечный результат.

Личный опыт. Я рисую уже долго, около 25-ти лет, и за время обучения сменила около десятка преподавателей. Все они были, на мой взгляд, хорошими учителями, и делились опытом с большим удовольствием. Единственный минус — многие из них рисовали в различных стилях и техниках, из-за чего мне, при переходе к новому преподавателю, приходилось тратить много времени на переучивание вместо того, чтобы развивать дальше то, что я действительно умела.

В начале каждого такого перехода я регрессировала, пытаясь адаптироваться к новым методам. Более того, попадались преподаватели, которые разносили в пух и прах все другие стили, кроме своего, и категорически запрещали мне рисовать, как мне нравилось. Из-за постоянных переучиваний у меня в голове образовалась настоящая стилистическая каша, и появилось большое количество незаконченных работ, про которые я просто не знала, какого результата я хочу добиться в итоге. Понемногу наступило разочарование в своих способностях к рисунку и живописи. Мне пришлось на какое-то время оставить рисование в любом его виде и работать в другой специальности, чтобы за это время понемногу разобраться в том, как же мне всё-таки рисовать. Я нашла свою нишу в художественном творчестве только восемь лет спустя.

3. Возможно ли одновременно изучать сразу несколько техник

Да, но при условии, что это либо родственные техники, либо они изучаются поверхностно. Некоторые преподаватели так и строят свои занятия, предлагая учащимся пробовать то одно, то другое.

Дизайнерские вузы почти всегда заставляют изучать множество техник и стилей. Но важно помнить, что в этом случае всё изучается неглубоко, то есть, не происходит сильной нагрузки на мозг. Кроме того, всё это подчинено развитию одного навыка — умению создать удобное визуальное пространство, которое бы облегчило восприятие того или иного стиля. Углубленное же изучение сразу нескольких различных техник и стилей обычно не приводит ни к какому хорошему результату.

Личный опыт. Мне в своё время очень нравилась техника рисунка, которую преподавали в школе Сергея Андрияки. С ней мне следовало бы поступить в Суриковское училище, которое могло развить достигнутый результат. Однако был выбран другой вуз, для которого требовалась совершенно другая техника. Я поступила на подготовительные курсы при вузе. Какое-то время я честно пыталась совмещать любимое с полезным, посещая и Андрияку, и подготовительные курсы, но потом Андрияку пришлось оставить. Постоянное переключение с техники на технику вызывали сильную физическую усталость и даже лёгкое подташнивание. Потом похожая ситуация повторилась в вузе из-за учёбы под руководством преподавателей, которые придерживались разных стилей и техник.

4. Каждому стилю и технике — своё место

Не бывает, что один стиль/техника рисования лучше другого. Бывают преподаватели, которые не любят тот или иной стиль/технику — но это говорит только о личных предпочтениях педагога. Если вы или, что важнее, ребёнок, придерживаетесь иных взглядов, лучше поискать другого преподавателя. Ребёнок может любить рисунки в комиксах Marvel или фэнтези-иллюстрации Владимира Бондаря, Виктора Чижикова или Викторию Кирдий — каждый стиль в любом случае потребует грамотного обучения и наставничества.

Загляните на сайт российских иллюстраторов — какие разные там работы! Сколько различных стилей, техник, изобразительных приёмов! Все они имеют право на существование, все они находят своё место в зависимости от целей, задач, мнения заказчика и личных предпочтений художника. Каждая работа находит своего зрителя.

какое бывает художественное образование

Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках

Посмотрите на работы признанных мастеров различных эпох. Работы Брюллова или Кустодиева производят совсем иное впечатление, чем картины Пикассо или Поллока. Приятное или нет — зависит от личных предпочтений зрителя. Преподаватель, который способен научить рисовать, как Брюллов или Кустодиев, не сможет обучить ребёнка художественным приёмам Поллока, поскольку тут требуются совершенно иные принципы работы мозга и рук. Если же хочется рисовать, как Поллок, бессмысленно углубляться в технику, которой владеет Брюллов — в данной ситуации углубленное изучение «чужеродной» техники не принесёт никакого результата.

Личный опыт. Моим внутренним ориентиром в студенчестве и сейчас являются Репин, Суриков и другие художники XIX века. Но в то время, когда я обучалась, у большинства преподавателей моего отделения было принято считать XIX век устаревшим и неактуальным. Требовалось в обучении опираться на работы художников-конструктивистов и других мастеров XX века. Как же сильно я ненавидела этот конструктивизм! Там свои изобразительные средства, которые могут кому-то понравиться, но мне совершенно не улыбалось их изучать и копировать. В итоге к концу 6 курса я рисовала с натуры хуже, чем при поступлении.

Пытаясь изучить неинтересный для меня изобразительный язык, я постепенно регрессировала

После вуза я пошла на дополнительные художественные курсы, преподаватели которых резко негативно относились к реалистическому рисованию. Это было совсем не то, чего я хотела, но мне их рекомендовали как очень хороших специалистов, и я решила последовать совету. Оказалось, они требовали быстрых «эмоциональных» рисунков, то есть работа должна быть закончена в течение часа-двух, а форма и цвет должны были отражать эмоциональное состояние героя иллюстрации. Это для меня был вообще нонсенс, поскольку я любила рисовать медленно и вдумчиво, продумывая каждую деталь, а эмоции отображала точной прорисовкой мимики и позы персонажа. Неудивительно, что «эмоциональное» рисование, как и журнальная иллюстрация впоследствии, у меня не пошли вообще.

5. Можно ли заранее узнать, вырастет ли из ребёнка профессиональный художник

Большой плюс любой художественной школы (как и вуза впоследствии) — это навык рисовать постоянно, независимо от настроения, заданной темы и желания. Это именно то, с чем будущему художнику придётся потом столкнуться в работе. Из-за превращения любимого занятия в необходимость бывает, что до поступления в художку ребёнок обычно рисует с удовольствием, а потом, в процессе обучения, общее удовольствие от рисования часто сходит на нет или совсем пропадает. Остаётся радость от любимых тем или сюжетов, которые попадаются не всегда, но и она может исчезнуть.

Если всё это не оттолкнет ребёнка от занятий рисованием, скорее всего, из него сложится успешный профессиональный художник. Если ребёнок отказывается рисовать в таких условиях — пусть сделает перерыв и решит, готов ли он продолжать дальше или бросит рисование окончательно. Иногда бывает, что отторжение вызывает не регулярное рисование в целом, а конкретный стиль рисования или преподавания. В этом случае, как я уже говорила, может помочь перевод ребёнка к другому преподавателю. А иногда бывает так, что рисование лучше оставить для хобби или приятного досуга, когда принуждение полностью исключается. В конце концов, в мире есть ещё масса интересных профессий. Если ребёнку уже несколько лет нравится пробовать различные стили, а остановиться на чём-то одном он не хочет, можно впоследствии отдать его в школу дизайна или предложить заняться журнальной иллюстрацией.

Вуз в любом случае следует выбрать только тот, где техника преподавания соответствует или родственна той художественной школе, в которую ходит ребёнок. Исключение — собственное желание ребёнка попробовать новую технику и готовность изучить её в краткий срок.

6. Учёба в художественных вузах

Каждый художественный вуз имеет свою сложившуюся преподавательскую школу, представители которой могут негативно (а в отдельных случаях — враждебно) относиться к другой школе. Суриковчане могут не любить Британку, в Строгановке совершенно неуместен суриковский стиль, а Британка вообще отторгает всё, что требует длительной деликатной штриховки.

В вузах проявления «чужеродного» стиля у студента будут давиться довольно безжалостно, и к этому надо быть готовым

Разумеется, с годами преподавательский состав может пересмотреть некоторые свои позиции, поэтому следует быть готовым и к переменам, которые могут произойти во время обучения.

Личный опыт. В моем вузе дизайнерский учебный центр появился в качестве эксперимента. В самом начале, когда я только поступала, преподаватели стояли горой за классическое обучение в духе строгановской школы. В частности, компьютер воспринимался как инструмент лентяев, который никак не подходит будущим профессионалам. Через три года появились задания, которые были рассчитаны на выполнение с помощью компьютера, хотя нас продолжали уверять, что большую часть работы мы всё равно будем делать руками. На шестом году обучения я почти весь диплом создавала в компьютерных программах.

Существуют художественные школы, которые целенаправленно готовят к поступлению в определённый вуз, поэтому рекомендуется принять решение о выборе вуза заранее, чтобы успеть пройти в школе соответствующую подготовку. При большинстве вузов имеются подготовительные курсы, которые, хоть и менее надежные, но также могут подготовить к поступлению. Хорошим выходом также может быть обращение к преподавателю, который самостоятельно готовит к тому или иному вузу и имеет хорошую репутацию. Опытный преподаватель в некоторых случаях может за два года подготовить ученика к поступлению практически с нуля (наблюдала один такой случай). Однако такое интенсивное ускоренное обучение возможно только в старшем возрасте, лет с 15-ти, когда мозг уже может воспринять и обработать настолько большие объёмы информации. Кроме того, этот вариант ведёт за собой тяжелейшие учебные перегрузки и подходит не каждому ребёнку.

7. При выборе вуза и факультета ориентируйтесь на действующие требования к специалисту в данной области

При выборе любой профессии, где требуется умение рисовать (художник, дизайнер, архитектор, реставратор, ретушер, декоратор и так далее), следует учесть специфику работы в данной области. Например, при работе графическим дизайнером придётся проводить за монитором до 14 часов в сутки. Осилит ли ребёнок со слабым зрением такой жесткий ритм? При работе с масляными красками потребуется регулярное вдыхание паров разбавителя. При ручной росписи мелких фигурок нужно будет постоянно сидеть с согнутой спиной. В архитектуре потребуется умение делать точные расчёты, а иногда и руководство строительными работами. Книжный иллюстратор может позволить себе работать над иллюстрациями неделю-месяц, в зависимости от заказа, а журнальный иллюстратор часто должен выдать готовый результат за пару часов.

какое бывает художественное образование

«Уволен из-за выдающейся неспособности к рисованию»

Узнавать о специфике той или иной работы лучше всего у действующих специалистов. Как вариант, можно изучить сайты по поиску работы, где под каждой вакансией описываются требования, предъявляемые к сотруднику. Это может уберечь от неверного выбора, когда особенности здоровья или характера могут не позволить ребёнку в будущем регулярно заниматься той работой, на которую были потрачены годы учебы.

Личный опыт. Когда я получала образование, у нас не было знакомых дизайнеров, интернет ещё не был распространён, и нам неоткуда было брать сведения о будущей профессии, кроме как на дне открытых дверей выбранного вуза. Как я уже говорила, в то время позиция преподавательского состава насчёт компьютера в обучении была резко негативной. Поступая, я была уверена, что буду просто рисовать руками, как обычно, и только на третьем курсе обнаружила, что без компьютера в выбранной профессии (графический дизайнер), что называется, «ни туды и ни сюды». Для меня это была катастрофа, так как при длительной работе за монитором у меня начинались проблемы с глазами и сосудами. Потребовалось несколько лет, чтобы свести эти проблемы к минимуму и полноценно заняться рисованием в компьютерных программах.

8. Как увлечённость рисованием может помешать

На мой взгляд, тот подводный камень, который может подстерегать целеустремлённого ребёнка на пути к изучению рисования и сильно повлиять на исход дела — увлечённость. Если её слишком мало — достаточно просто перестать рисовать и переключиться на что-то другое. А вот если её слишком много, возникают сложности. Избыточная увлечённость может стать серьёзной помехой в здравой оценке ребёнком собственных сил. И учёба, и работа у многих художников часто бывает связана со стрессом, в том числе позитивным. Но позитивный стресс не перестает от этого быть стрессом, и можно пропустить момент, когда напряжения уже скопилось чересчур много и пора отдохнуть. Творить с увлечением без отдыха — красивый шаблон из кино и книг, но, на мой взгляд, абсолютно не совместимый с реальной жизнью.

Увлечённость может стать причиной неправильного питания, «Да как можно идти есть, когда у меня именно сейчас так удачно придумывается вот это и то!»

Если такое случается редко — ничего, если постоянно — лучше приучить ребёнка к более стабильному режиму питания. Не стоит всё время идти на поводу у детского вдохновения, оставляя питание творческого ребёнка на самотек. То же самое относится ко сну. Мягко или категорично — в зависимости от ситуации — объясните важность правильного питания и сна, помогите ребёнку выработать правильное отношение к собственным жизненным потребностям вне художественного творчества. Идея никуда не убежит, если её вначале просто набросать, а к детальной отрисовке приступить после обеда или с утра. Если идея забудется — тоже не страшно, пара десятков потерянных идей — это не трагедия. В будущем их случайно и незаметно потеряются тысячи. Если увлечённость идеей к утру пройдет — тоже хорошо, появится возможность обдумать её обоснованность или потренироваться в технической работе, когда рисунок нужно закончить без особого желания.

При выборе рисования как части будущей профессии, оно совершенно точно не будет оставаться постоянным источником удовольствия. К этому тоже надо быть готовым. Это трудная, часто даже монотонная работа, которая будет требовать определённых усилий и умения грамотно распределять своё время. О творческих профессиях часто пишут с восторгом, как будто это сплошь одно удовольствие, но по опыту могу сказать, что в процессе работы постоянных восторгов не будет. Разумеется, будет удовлетворение от достигнутого результата, будет радость, когда получится отличная, качественно сделанная вещь.

То же самое ребёнок будет испытывать, если выберет любую другую профессию, к которой у него есть склонности. Поэтому важно понять, действительно ли ребёнок готов связать себя с рисованием на всю жизнь, или же лучше оставить это занятие в качестве любимого хобби, за которым можно с удовольствием коротать вечера с друзьями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *