какое будущее у кузбасса
Какое будущее у кузбасса
Владимир Милов сегодня считается одним из самых авторитетных экспертов не только в сфере вывода на чистую воду высокопоставленных чиновников, но и экспертом в сфере экономики. Вернее, в прогнозировании будущего благополучия нашей страны. Мы попросили его поделиться своими соображениями о том, что ждет Кузбасс.
Согласие Владимира дать интервью такому небольшому изданию, как «Новости Киселевска» было дано им сразу, что весьма приятно. Как не крути, но Милов – это политик федерального масштаба. Разговор у нас был накануне Нового года. Тема – Кузбасс и его будущее с учетом падения цен на уголь.
— Владимир, каким Вы видите будущее Кузбасса, учитывая то, что цены на уголь падают, объемы добычи снижаются, а в структурах власти больше находятся те, кто теснее связан с угольными предприятиями нежели с простым народом?
Второй аспект – это проблемы, связанные с открытой добычей угля. В советское время доминировали шахты. Доля разрезов была небольшой. Сейчас доминирование открытой добычи угля привело к ситуации, близкой к экологической катастрофе. Регуляторный режим не настроен на такое массовое засилье разрезов, а все наши регуляции ведут свой отчет из того самого советского времени, когда основная добыча угля велась в шахтах. Поэтому регуляторы оказались не готовы к открытию разрезов рядом с местом проживания людей. Да, и что скрывать, не для кого не секрет, что сейчас власть больше обслуживает коммерческие интересы угольщиков. Это не только на местном, но и на федеральном уровне. Я думаю, что за то, как сейчас Роснедра раздают лицензии на добычу угля, их, как минимум, нужно привлекать к уголовной ответственности. Потому, что это делается без учета экологических вопросов, не думая о последствиях.
Такой бурный рост открытой добычи угля привел к тяжелейшим социальным и экологическим последствиям, которые, я могу ответственно сказать, никто и никогда не пытался просчитывать. Приходят люди, приносят чемодан денег, просят, чтобы им дали добывать. Дают им лицензию и вперед. Никто и никогда не проводил комплексной оценки к чему это приведет, и это, на мой взгляд, преступление.
— Как, на Ваш взгляд, нужно сейчас развернуть вектор экономики региона, чтобы минимизировать или исключить развитие экономического кризиса в Кузбассе?
— Я всегда заострял внимание на развитие высокотехнологичных секторов экономики. К примеру, то, что сегодня лежит на поверхности: во всем мире растет спрос на альтернативную энергетику. Сейчас это самый большой по параметрам объект инвестиций, и многие в мире с большим энтузиазмом в это вкладываются. Генерация ветряной энергии, солнечные батареи, электромобили, биомасса – огромная ниша, востребованный продукт. Рост просто космический: в 2000 году альтернативная энергетика в энергобалансе занимала около 0%, сейчас уже более 4%. Это больше, чем вырабатывают АЭС во всем мире. Рост идет, и потребность в оборудовании тоже растет. Его нужно где-то производить. Вот вам и та ниша, которую мог бы занять промышленно развитый Кузбасс. Тем более, что регион богат инженерными кадрами. Просто нужно заводить в область инвесторов, строить заводы и производить для всего мира те же ветряки или батареи, или оборудование для электростанций на биомассе.
Но, есть одно большое «но». Проблема в том, что пока Кузбасс не почистит свою экологию, не решит проблемы с рекультивацией и восстановлением земель, никто инвестировать в Кузбасс не будет. Плохая экологическая обстановка – это всегда риск, что те же инженерные кадры будут просто покидать регион.
Поэтому, лично я бы прежде всего попытался сделать из Кузбасса кузницу альтернативной энергетики. Начал бы с экологии, с устранения последствий многолетнего загаживания природы открытой добычей угля, с рекультивации нарушенных земель. Сегодня Кузбасс печальный лидер по врожденным патологиям, уровень значительно выше, чем в среднем по РФ. Конечно же, такая ситуация не могла сложиться без участия плохой экологии.
Еще нужно понимать, что губернатор Кузбасса напрямую связан бизнес интересами с угольной промышленностью. Он родом из «Колмара», который построил огромный угольный терминал на берегу Тихого океана. Его надо загружать работой, поэтому необходимо наращивать добычу угля, причем любой ценой. Бизнес интересы губернатора довольно очевидны, поэтому возможности смены вектора экономики при губернаторе Цивилеве я не вижу.
Сельское хозяйство я бы вообще особо не рассматривал, как перспективный вектор развития экономики Кузбасса, так как оно крайне чувствительно к экологической обстановке в целом.
— То есть, Вы считаете, что у Кузбасса с Цивилевым будущего нет?
— Я считаю, что нет. Понимаете, будущее есть только тогда, когда есть возможность контролировать власть и ее действия. Несмотря на то, что после отставки Тулеева и прошли выборы, выбирать-то людям возможности особо не дали, а дали «дядю» и сказали «есть» его, невзирая на то, что у него есть очевидные бизнес интересы, противоречащие объективным интересам региона. Интересы, скорее нацеленные на дальнейшую эксплуатацию области. Назначенный человек всегда несет ответ перед тем, кто его назначил. В случае Кузбасса – это, на мой взгляд, точно не жители области. Главный начальник в Москве, а здесь – это некая командировка, в которой нужно отстаивать интересы высшего руководства, а после уехать на Лазурный берег. Он же не собирается связывать будущее своих детей с Кузбассом, с тем же Киселевском? Если бы собирался, наверное, многое в области было бы иначе.
— Рано или поздно в Кузбассе будут проходить очередные выборы губернатора. Вы будете баллотироваться?
— Нет, считаю, что избираться нужно там, где ты живешь. Я 40 лет живу в Москве, но, к сожалению, меня пока не допускают до выборов в столице. Но, ничего, рано или поздно допустят. Сейчас у меня немного другая задача. Я являюсь ведущим специалистом в оппозиции по экономическим и политическим вопросам федерального масштаба, занимаюсь важной просветительской деятельностью через свои передачи. Я не могу оставить это направление, так как считаю его очень важным не только для себя, но и для моих соратников.
— Тогда кто мог бы в регионе претендовать на должность губернатора на следующих выборах?
— Этого человека точно нет среди представителей власти Кузбасса. К сожалению, они «испорчены» тем, что не несут никакой ответственности перед народом, а являются банальными исполнителями команд сверху. Вам нужен человек, который заключит «контракт» с жителями области. Скажет им, что он готов делать и жители доверят ему свои голоса. Эти отношения должны строиться на оценке того, как он справляется, как выполняет свои обещания. Тогда на следующих выборах его либо переизберут, либо нет. Такой политик, я думаю, может появиться только «снизу». Я пока его не вижу, но, когда спрос рождает предложения, он обязательно появится. А для этого нужны свободные выборы. Точно могу сказать, что такого человека точно не надо искать среди чиновников, которые сильно испорчены системой, не дающей никакой связи с народом, а сами чиновники находятся в постоянной зависимости от начальников и денег.
Читайте также:
Кузбасс будущего: Сергей Цивилёв презентовал стратегию развития региона
В Кемерове 6 сентября в филармонии Кузбасса врио губернатора представил стратегию развития региона до 2035 года. Её за пять месяцев создали более 1000 специалистов и экспертов, а также жители Кемеровской области — через 40 отделений МФЦ и сайт удалось собрать более 6 000 идей.
Перемены ждут Кузбасс в ближайшие три года. К празднованию 300-летия промышленного освоения Кузбасса, за 1000 дней, региону предстоит реализовать важнейшие проекты в экономической и социальной сферах. А42.RU собрал самые важные аспекты выступления Сергея Цивилёва.
«Стратегия 2035» строится на восьми приоритетах развития:
1. «Забота о здоровье — сильный регион»
2. «Молодые профессионалы — будущее Кузбасса»
3. «Комфортная среда — новое качество жизни»
4. «Традиции Кузбасса — новые возможности»
5. «Эффективные инвестиции — динамичное развитие промышленности и АПК»
6. «Поддержка предпринимательства — перезагрузка и рост»
7. «Транспортный прорыв — современная инфраструктура»
8. «Экологическая безопасность — новые стандарты».
Новые больницы и эффективные поликлиники
В майском Указе Владимира Путина поставлена цель: поднять продолжительность жизни россиян до 78 лет. В Кемеровской области увеличили демографический показатель ещё на один год — до 79.
— Мы поставили перед собой задачу — 79 лет. Мы обязаны перевыполнять майские указы. А не выполнять их мы просто не можем, — подчеркнул Сергей Цивилёв. — Продолжительность жизни зависит не только от уровня медицины. Образ жизни влияет на неё сильней. Мы начали развивать сеть спортзалов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Наша цель — чтобы в 2024 году 56% кузбассовцев вели активный образ жизни.
Для достижения этой цели власти региона планируют сделать качественную медицинскую помощь доступной во всех уголках Кузбасса.
— Работа начнётся с точек, для которых вопрос стоит особенно остро, а это окраины региона. В населённых пунктах, где живут от 100 до 2 000 человек, будут построены фельдшерско-акушерские пункты. В посёлках, где живут меньше 100 человек, будут организованы мобильные медицинские комплексы, — сказал врио главы Кемеровской области.
В сельских территориях станет больше профессиональных медиков. К 2024 году число врачей вырастет до 11 500 человек, медсестёр — до 27 000.
В Кузбассе обновят 71 детскую поликлинику, а также построят новый корпус Областной детской клинической больницы.
— Самый масштабный проект — хирургический комплекс Областной детской клинической больницы. Детское здоровье — наш особый приоритет, — заявил Сергей Цивилёв.
Также в Кузбассе обустроят крытые колясочные, игровые зоны, комнаты для ухода за детьми. Благодаря новым технологиям сократятся очереди и в разы увеличится доступность медицинской помощи. Кроме того, в области продолжается реализация пилотного проекта бережливого производства совместно с компанией «Росатом» на базе поликлиники №5.
Школы, вузы и президентское кадетское училище
В Кузбассе к 2024 году отремонтируют и модернизируют 70 школ. Они станут комфортными и цифровыми, отмечает Сергей Цивилёв. По словам врио губернатора, минимум 12 школ в год будут приводить в соответствие с современными стандартами. Также будут строить новые учебные заведения — нужно возвести как минимум 10, чтобы через шесть лет все школьники могли учиться в одну смену.
В регионе будут повышать и качество образования.
— Партнёрами школ станут университеты, научные коллективы, успешные компании. Все старшеклассники будут охвачены профориентационными мероприятиями, каждый попробует себя в деле, ещё обучаясь в школе. На базе КемГУ создадут университетский центр непрерывного образования для талантливых ребят. Успех закрепит исполнение общественной инициативы — ежегодный межрегиональный форум, диалоговая площадка для взаимодействия молодёжи с профессиональным и научным сообществами. Мы сделаем так, чтобы молодёжь не захотела уезжать из Кузбасса. Наоборот, ребята из других регионов потянутся к нам, — сообщил Цивилёв.
Также он отметил, что помимо КемГУ статус опорного вуза получат ещё два высших учебных заведения — СибГИУ и КузГТУ.
В Кемеровской области построят Президентское кадетское училище — единственное за Уралом. Уже 1 сентября 2019 года к занятиям приступят 360 кадетов. Когда учебное заведение построят полностью, оно сможет принять 840 воспитанников.
— Мы сейчас делаем проектно-изыскательские работы, в рамках их выполнения будет установлена точная цифра, пока по аналогам она составит около 6,5 миллиардов рублей, — отметил врио главы региона.
Уютный Кузбасс и квартал искусств
В Кемеровской области создадут «Комфортную среду» в рамках стратегии развития региона. Приоритетное направление включает в себя благоустройство 6778 дворовых территорий, а также 950 парков, скверов, набережных и площадей. 15 из них — площадью более 10 000 квадратных метров.
— Восстанавливая архитектурное наследие, разбивая парки и скверы, мы будем возрождать лучшие традиции и создавать новые возможности культурного развития. Связующей нитью станут «Кварталы искусств» — новые точки притяжения кузбассовцев и гостей из других регионов. Кузбасский культурно-образовательный и музейно-выставочный комплекс с концертными залами, театрами и творческими школами станет основой двух «кварталов искусств» в Кемерове и Новокузнецке, – подчеркнул Сергей Цивилев.
В кемеровском квартале искусств будут работать филиалы Государственного Русского музея, большой и малой сцены Мариинского театра, а также Российской академии им. Гнесиных с интернатом для детей, студенческим общежитием и жильём для педагогов.
В Новокузнецке появится комплекс «КоммунАрт», название которому дал актёр Владимир Машков. В него войдут театральный комплекс «Театр кукол «Сказ», Новокузнецкий драмтеатр, планетарий им. А. Федорова, площадь искусств и городской парк им. Ю.А. Гагарина, арт-студия Новокузнецкого колледжа искусств, интерактивная городская среда.
В Кузбассе к 2024 планируют поднять туристический поток до трёх миллионов посещений в год. В Шерегеше создадут круглогодичный курорт, на базе «Томской Писаницы» появится этнографический комплекс «Русские Притомья», также будут развивать кластер «Северный Кузбасс». А на базе Поднебесных зубьев организуют центр активного туризма.
Объездная дорога и поезд в Шерегеш
В Кузбассе обновят дорожную инфраструктуру. Согласно стратегии развития региона, доля региональных дорог должна составить не менее 50% от общей протяжённости, в городских агломерациях — до 85%.
В рамках стратегии развития Кузбасса будет реализован проект по строительству объездной дороги вокруг Кемерова.
— Кемерово — единственная областная столица за Уралом, у которой нет объездной дороги. Мы уже приступаем к разработке проекта и планируем завершить строительство дороги к 2027 году, но это самый пессимистичный прогноз. Мы будем стараться строить дорогу гораздо быстрее, но не всё зависит от нас, — сказал Сергей Цивилёв.
В 2019 году построят магистраль Кемерово — Ленинск–Кузнецкий с разрешённой скоростью до 130 километров в час. Она сократит путь из Кемерова в Новокузнецк на 40 минут.
Станет ближе и Шерегеш. Совместно с РЖД кузбасские власти разработали проект доставки пассажиров на курорт по схеме «железнодорожный билет + автобус». Она заработает с началом сезона.
— По этой схеме поедут жители Новокузнецка, Кемерова и Новосибирска. Для жителей Новокузнецка уже сделан конкретный пример — совместная доставка по двум видам транспорта. Из Новокузнецка это 3,5 часа. Через 3,5 часа житель этого города прибывает к подножию горы. При этом он едет часть по железной дороге и часть на автобусе. Стоимость переезда в эконом-классе в одну сторону для одного человека, а мы субсидируем эту программу, — 150 рублей, в бизнес-классе — 300 рублей, — сообщил врио губернатора.
По его словам, отправление поезда будет в 6:00, назад можно будет вернуться в 18:00.
Также Сергей Цивилёв рассказал, что администрация Кемеровской области поддержала инициативу о переименовании новокузнецкого аэропорта «Спиченково». Планируется присвоить ему имя Героя Советского Союза Бориса Волынова.
Успешные предприятия и новые рабочие места
В строительство и эксплуатацию современных шахт вложат 97,5 миллиардов рублей.
— Кузбасс станет новой ведущей площадкой для производства угля и его переработки. Немалая роль в этом принадлежит моногородам. На данный момент в регионе 24 моногорода, три территории из которых имеют статус территории опережающего развития — Юрга, Новокузнецк, Анжеро-Судженск. В ближайшее время такой статус будет присвоен Прокопьевску, — сообщил Сергей Цивилёв.
В Кемеровской области будут развивать не только угледобычу, но и обрабатывающую промышленность. В рамках стратегии развития региона запустят не менее 136 инвестиционных проектов в металлургии, машиностроении, нефтепереработке, химической промышленности и других отраслях. На их развитие направят 260 миллиардов рублей.
— По самым скромным подсчетам, за пять лет будет создано более 9 000 высокопроизводительных рабочих мест. Это только за счет открывающихся и расширяющихся крупных предприятий, — подчеркнул врио главы региона.
Вадим Живулин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации:
— Глава региона вместе с кузбассовцам представили сегодня документ, который определяет этапы развития Кемеровской области на ближайшие годы. Стратегия — это уникальный региональный документ, который соответствует 204-ому Указу Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Кузбасс возглавил процесс в российских регионах по формированию и созданию своих стратегических документов и планов, направленных на выполнение майского президентского Указа.
Отмечу, что впервые к разработке Стратегии Кузбасса-2035 были привлечены сами жители – это говорит о том, что региону и людям не безразлично его будущее, они готовы принимать участие в строительстве нового Кузбасса. Уверен, что этот положительный опыт в разработке стратегически важного документа нужно заимствовать и применять в других регионах России.
УГОЛЬ — БУДУЩЕЕ КУЗБАССА ИЛИ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв в начале октября гостил в Москве.
Он принял участие в Российской энергетической неделе-2019, в ходе которой презентовал платформу «Чистый уголь — зелёный Кузбасс».
«Мы считаем, что угольная отрасль не наносит ущерб экологии, а внедряет и использует технологии, которые позволяют сохранять окружающую среду, и повышает свою экономическую эффективность», — считает глава региона.
По его мнению, уголь — это будущее Кузбасса. Поэтому нужно создавать новые технологии, отрабатывать лучшие идеи и распространять их среди угольщиков страны.
Цивилев неоднократно говорил, что сегодня наиболее выгодным вложением в экономику всей страны будет модернизация существующих угольных генераций.
Но его точку зрения разделяют далеко не все.
Председатель правления ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», кандидат экономических наук Юрий Буланов не с таким оптимизмом смотрит на будущее Кузбасса.
«Не вижу светлого будущего экономики, на 2/3 или ¾ по разным оценкам, основанной на продаже углеводородов. И секторальная, и региональная, и суверенная статистика ничего таким выводам противопоставить не могут, увы.
Отказываться от угля полностью, глупо и невозможно, однако изменить подходы к деятельности и оценке стратегических перспектив отрасли крайне необходимо», — считает он.
Юрий Буланов уверен, что Россия стремится стать сверхдержавой, но реализовать эту идею практически невозможно — для этого нет достаточно ресурсов. В России, да и в Кузбассе в частности, очевиден недостаток собственных технологий и современного оборудования.
«Неужели в российских высоких кабинетах кто-то всерьёз рассчитывал на то, что правящий класс „золотого миллиарда“ добровольно позволит России взять себя за „причинное место“ и вертеть собой как угодно? Законы рынка, порой работают много жёстче законов юридических, пробивая трудновосполнимые бреши в суверенной экономике и финансовой системе», — отмечает Юрий Буланов.
Предлагаем вашему вниманию видео, которое было сделано год назад, но оно актуально до сих пор.
Новокузнецкий историк Андрей Полухин считает, что Кузбассу необходимо развивать другие отрасли, чтобы избежать глубокого кризиса, когда эра «чёрного золота» завершится.
«Уголь только в XX веке приобрёл для Кузбасса весомое значение. Но это не значит, что так было всегда и вечно это будет продолжаться. Мы Кузнецкая земля, металлургия и металлообработка для нас всегда играли большую роль. Надеюсь, этот вектор будет развиваться. А угольная отрасль сама по себе проблемная и несет много рисков: циклические падения цены, роботизация производства (отсюда высвобождения людей), разрушение экологии края, деградация остальных сфер жизнедеятельности в области…
Нынешние рекорды угледобычи во многом искусственны. Рентабельность держится за счет общества: дотации на железнодорожные перевозки, низкие зарплаты работникам угольной сферы, уход от налогов, мизерные траты на экологию… Естественно, если мировое сообщество принимает решение и откажется от угля, даже такие ухищрения не помогут. Считаю, что угольная промышленность в Кузбассе должна быть не такой большой, а региону надо развивать иные отрасли».
Всё больше людей жалуются на падение уровня зарплат и долги. Но областные власти продолжают уверять, что ситуация под контролем и надо просто чуть-чуть подождать и мы счастливо заживём с чистым углём.
«В миллионеры из трущоб»: как Кемерову и Новокузнецку вырасти до городов-миллионников
Чтобы это понять, Сибдепо ознакомился с опытом тех, у кого получилось.
Кузбасские города Кемерово и Новокузнецк хотят сделать «миллионниками». С такой инициативой к президенту России Владимиру Путину обратился губернатор региона Сергей Цивилёв. Заместитель председателя правительства Кузбасса (по экономическому развитию и цифровизации) Сергей Ващенко уже рассказал, как именно города планируется преобразовывать.
«Среди первоочередных задач, которые нужно решить для достижения этой цели: строительство современного, комфортного и доступного жилья, развитие современной социальной и инженерной инфраструктуры, создание высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Предполагаем, что это позволит, с одной стороны, сократить отток населения из Кузбасса, с другой – увеличить количество людей, которые переедут в наш регион. Включая, в том числе, наших соотечественников, проживающих сегодня за рубежом», — рассказал он, добавив, что насильно переселять людей в главные города Кузбасса никто всё-таки не будет.
Журналист Сибдепо изучил опыт городов России, которым удалось стать миллионниками после распада СССР и выделил возможные пути решения этой задачи для Кемерова и Новокузнецка.
Все флаги в гости будут к нам…
Примеры городов, которые успешно привлекают к себе жителей из других регионов, действительно есть. Одним из самых свежих примеров является Воронеж. Отметку в миллион жителей он перешагнул в 2013 году, и с тех пор количество жителей в нём только выросло. Явных предпосылок к этому как будто нет: там не гремели стройки, не проводились Олимпиады и даже Чемпионат Мира по футболу обошёл его стороной. Однако если взглянуть на него более пристально, то Воронеж для многих кажется идеальным городом. Это самый северный город южной России, летом в нём не так жарко, как в Ростове-на-Дону или Волгограде, а зимой не так холодно, как в большей части остальной страны. Там есть предприятия, на которых можно работать, но в то же время хватает развлечений: например, практически в любом туре любого российского музыканта или стенд-ап комика Воронеж обязательно будет. За 8 часов оттуда можно добраться до Москвы, а за 17 — до Сочи, искупаться в море.
Что нужно перенять городам Кузбасса у Воронежа — так это настрой в борьбе за природу. В начале прошлого десятилетия город стабильно занимал первые места как один из самых экологично развивающихся. По крайней мере, одноимённую реку в границах города там действительно чистили.
Ещё один активно прирастающий город — это Краснодар. Формально там пока нет миллиона жителей, лишь 950 тысяч, но в то, что заветное число с шестью нулями не за горами, верится охотно. Жители Кузбасса и Сибири в целом очень любят продавать свои дома и переезжать в Краснодар. Его преимущества очевидны: субтропический климат, близость моря и хорошая пока ещё экология. Вернуть кого-то оттуда в Кемерово — задача не для средних умов.
Собирая земли
Но стать городом-миллионником можно иначе. Необходимо просто включить агломерацию или какую-то её часть в границы самого города. Это делали все крупные населённые пункты: Кемерово, например, в 2005-06 годах добрал до 500 тысяч человек за счёт присоединения Кедровки и Промышлёнки. Однако грамотнее всего в современной России этим воспользовался Красноярск.
Дело в том, что с советских времён Красноярск окружало довольно много закрытых городов, работавших на боеспособность 1/6 части суши. После распада СССР почти все они стали обычными населёнными пунктами. В 2007 году идею «Большого Красноярска» начали воплощать в жизнь, создав специальную рабочую группу.
«Это делается для того, чтобы Красноярск стал городом-миллионником. В федеральном бюджете на этот год для таких городов предусмотрены средства в размере миллиарда рублей, которые будут направлены на улучшение дорог и строительство метро», — рассказывал тогда «Российской газете» спикер краевого парламента Александр Усс.
На тот момент в самом Красноярске проживало 912 тысяч человек, в соседней Березовке — около 20 тысяч, в Дивногорске — более 35, в Сосновоборске — за 30. Сразу до миллиона дотянуть не получилось, однако привлекательность города для всей Восточной Сибири сделала своё дело: 10 апреля 2012 года СМИ рассказали о появлении на свет миллионного красноярца.
В Кузбассе по такому пути мог бы пойти Новокузнецк. Правда, для этого необходимо было бы включить в его состав Прокопьевск, Киселёвск, Белово и несколько населённых пунктов поменьше. По территории этот город мог бы соперничать с современной Москвой и наверняка получил бы название Новопрокисово в честь всего, из чего состоит.
За счёт чего стать «миллионником» не получится?
За счёт великих строек, грандиозных событий и вливания денег. Не то что бы Сочи декларировал своё желание быть «миллионером», но в 2014 году казалось, что всё к тому идёт. Город рос как на дрожжах, щедро поливаемый федеральными деньгами. Согласно данным журнала «Эксперт», на инфраструктуру Сочи за период подготовки к Олимпиаде потратили 500 миллиардов рублей. Примечательно, что власти Сочи очень сильно расходятся в оценках количества жителей с официальной статистикой. Согласно последней, в городе никогда не жили больше 450 тысяч человек, в то время как анализ количества потребляемых ресурсов ЖКХ (вода, свет), а также количество обращений в поликлиники говорили о примерно 600 тысячах жителей в период межсезонья.
Кемерово и Новокузнецк не обладают приятным климатом Сочи, и моря рядом тоже нет. Какое количество денег нужно вложить в их инфраструктуру, чтобы привлечь дополнительные 500 тысяч человек в каждый — сложно даже представить.
А есть ли в России регион сразу с двумя подобными городами?
Такого региона нет. На сегодняшний день в России 15 городов-миллионников, и все они столицы своих субъектов. Точно известно, что амбиции превратиться в первый подобный регион были у Самарской области, где располагается самый большой «город №2» — Тольятти. В 20-м веке Тольятти пережил два взрывных роста численности: после строительства Куйбышевской ГРЭС и создания «АвтоВАЗа». К началу нового столетия количество населения там перевалило за 700 тысяч человек.
В 2008 году легенда российского автопрома объединилась с альянсом Renault-Nissan, из-за чего в городе запахло надеждой на новое развитие. Однако планы компании в итоге разошлись с планами горожан.
«Снижение численности сотрудников «АвтоВАЗа» продолжается уже семь лет подряд. Ранее компании неоднократно приходилось сокращать сотрудников. Наиболее массовые сокращения происходили в 2008–2009 и 2014–2015 гг. В 2008–2009 гг. численность персонала сократилась примерно на 30 000 человек, в 2014–2015 гг. – более чем на 20 000 человек», — писали «Ведомости» в 2020 году.
С тех пор количество жителей Тольятти неуклонно сокращается. По состоянию на 2021 год там проживает 693 тысячи человек.
Как же Кемерову и Новокузнецку стать миллионерами?
Будем честными: скорее всего, никак. Все города, что стали ими в современной России, были довольно крупными ещё с советских времён. У кузбасских столиц нет ни удобного географического положения, как у Воронежа, ни тёплого климата, как у Краснодара. Опыт Сочи показал, что даже вливание огромных денег не поможет вырасти столь серьёзно за короткое время: уже сейчас город перерасходует воду, а жители всё острее испытывают проблемы с «коммуналкой». Строить и модернизировать предприятия, конечно, нужно, но даже развитие компании не всегда означает рост количества рабочих мест — помним про «АвтоВАЗ». Опыт Красноярска применить также не получится: Кемерову просто больше нечего поглощать, а в создание Новопрокисово верится с трудом. Единственный шанс на успех — абсолютно новый подход, который заставит жителей России сломя голову бросится в стылую Сибирь в поисках счастья.