какое будущее у белоруссии

Беларусь 2020-2025. Астрологический прогноз. Кризис, Лукашенко, экономика, пандемия, союзники

какое будущее у белоруссии

Здравствуйте! Сейчас это самое актуальное слово. Ведь оно совмещает в себе как приветствие, так и пожелание хорошего здоровья всем окружающим. Согласитесь, в данный момент это нужно нам всем. Как больным, так и здоровым. Но сегодня я лишь вскользь упомяну о пандемии коронавируса, и лишь в контексте Беларуси. Главная моя цель другая – немного приоткрыть завесу тайны над тем, каким будет будущее этой страны в ближайшие годы.

В этой статье я дам ПРОГНОЗ развития политической, экономической и социальной ситуации на ближайшие 5 лет в отдельно взятой стране под название РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ. Я надеюсь, вы ознакомились с предыдущими статьями на данную тему. Возможно, они были тяжелы для понимания тем, кто мало знаком с астрологической символикой. В свое оправдание скажу лишь то что, прежде всего, они были направлены на подготовленных читателей, знакомых с астрологией. Это было своего рода исследование с определенными выводами и результатами. Сегодня же я постараюсь удовлетворить любопытство как коллег по цеху, так и рядовых читателей. Думаю, и тем, и другим небезразлична судьба своей страны. В любом случае, будет немного страшно, но интересно.

В начале необходимы некоторые пояснения.

В данном разборе будет производиться прогностический анализ гороскопа Республики Беларусь (25.08.1991, 13-12, Минск). Прогноз для читателей, неискушенных в астрологии, будет даваться максимально простым языком. Профессиональные астрологи дополнительно смогут почитать комментарии, на основании каких аспектов и положений, я сделал такие выводы.

Каждый астролог знает, что прогнозировать на порядок сложнее, чем искать в гороскопе уже свершившиеся события. Поэтому, обвинения астролога в том, что прогноз дается некими общими, осторожными фразами, вполне обоснованы. Но мы должны учитывать, что астрология многовариантна по своей сути. При этом она ограничена числом используемых астросимволов. Всего 10 планет, 12 знаков зодиака и 12 домов гороскопа. Поэтому астролог видит лишь тенденцию на перемены и примерные сроки этих изменений. Также стоит учесть, что гороскоп государства более инертный, чем гороскоп обычного человека. Процессы в нем долгие и вялотекущие. Тренд на перемены может длиться 1-2 года и это нормально.

какое будущее у белоруссии

Период 2020-2021. Кризис, выборы, Лукашенко.

Еще в конце 2019 года стало ясно, что нерешенные вопросы с поставками нефти из России, больно ударят по всей экономике Беларуси. Начинающийся мировой экономический кризис многократно усилит тенденцию к стагнации экономики страны в 2020-2021 годах. Не исключен перенос выборов на осень-зиму 2020 под предлогом переждать пандемию коронавируса. При этом, в гороскопе прослеживается явная тенденция на смену власти и приход нового человека (или новой группы людей). Даже в случае «перевыборов» Лукашенко в 2020 году, тенденции на перемены на самом верху продлятся весь 2021 год. Уверенно прогнозируется конец одной эпохи правления и начало следующей. Нынешний год очень сложен для Президента Лукашенко. Кто не верит, может построить транзиты на 30 августа 1954 (время точное неизвестно, да и с датой могут быть проблемы). Для него это определенно год испытаний и проблем. Я не уверен, что он это всё выдержит.

какое будущее у белоруссии

Дальнейшее обнищание населения, безработица, очередная девальвация, закрытые границы могут вывести на улицы массы людей, имеющих претензии к нынешней власти. Население впадает в период острой депрессии. Кто-то будет искать перемен в эмиграции из страны, кто-то в рюмке и суициде, кто-то выйдет с протестом на улицу. Намечается тенденция по изменению Конституции и упразднению сильной президентской власти как таковой, возврат к парламентской республике.

Если президентский пост все-таки останется, то его полномочия будут значительно урезаны. Отношения с главным союзником и партнером будут напряженными. На повестке дня усиление разногласий в союзных отношениях России и Беларуси и в целом в Евразийском союзе. Дружба – дружбой, а табачок будет врозь. Внутрисоюзные конфликты спровоцируют дальнейший разворот Беларуси от восточного вектора и ориентацию на Запад. Но определенных договоренности в этом вопросе будут достигнуты не ранее 2023-2024 годов.

какое будущее у белоруссии

Коронавирус. Буду рад ошибиться, но прогноз следующий. Ситуация в апреле достигнет определенного пика, с некоторым спадом в дальнейшем. Но прогнозируется еще один пик заболеваний, возможно мутаций этого вируса или что-то новое заразное, осенью-зимой 2020 года. Ощущение, что сейчас идет некая репетиция, перед чем-то более серьезным.

Комментарий для астрологов:

Экономика и коронавирус:

-Дирекционный Нептун и Лилит 90 к оси 1-7 (Нептун и Лилит во 2 доме гороскопа)

-Прогрессивный Марс 90 Нептун

-Транзитные квадраты Юпитера и Сатурна к оси 6-12 (эпидемия и т.п.)

Политика, выборы, уход Лукашенко:

-Дирекционный Сатурн 0 Луна 180 Солнце

-Дирекционные Солнце и МС меняют знак Девы на Весы (уменьшение силы для Солнца, переход в падение)

-Дирекционный Сатурн меняет знак Водолея на Рыбы (уменьшение силы сигнификатора 10 дома власти)

-Дирекционный МС 120 Сатурн

-Прогрессивная Луна 180 Марс (Октябрь 2020. население против власти)

-Прогрессивное Солнце меняет знак Девы на Весы

-Возвращение транзитного Сатурна в натальное положение (апрель-июнь и декабрь 2020. )

-Транзитный Плутон 120 Марс (2020-2021)

-Прохождение дирекционных планет 9 дома (Юпитера и Меркурия) по Марсу планете 10 дома

-Оппозиция транзитного Юпитера к планетам в 9 доме

Массовые протесты, революционные тенденции (больше 2021, нежели 2020):

-Прогрессивная Луна по 5-му дому (население хочет нормальных выборов, «рождение» чего-то нового)

-Транзитный Уран 0 К7 (революция, выход людей на улицы, еще как вариант разногласия с Россией по денежным вопросам)

-Транзитный Сатурн 90 К1 и К7 (подавление протестов)

какое будущее у белоруссии

Период 2022-2023

Период характеризуется выборной активностью. Выборы в парламент и/или президента. Появление неких знаковых лидеров (лидера). Вариант прихода к власти народного лидера, по примеру Зеленского в соседней Украине. При этом, не исключен очередной кризис власти в 2023 году. Разборки или чистки в рядах спецслужб, перетряхивание «грязного белья», аресты, посадки. Возможно тайное влияние на ситуацию в стране «друзей» извне. «Понуждение» к сохранению братских отношений с Россией Конфликты в религиозной сфере.

Прекращение поддержки государством церкви, ослабевание ее влияния на обстановку в стране, потеря влияния Русской православной церкви в Беларуси, межконфессиональные разборки. Обширная реформа в сфере здравоохранения, переход на массовую страховую медицину. Окончательная переориентация от тесных союзнических отношений с Россией в противоположную сторону. Подписание неких весьма выгодных союзнических договоров, улучшение ситуации в отношениях с соседями. В экономике 2022 год может отметиться очередным валютно-финансовым кризисом. В дальнейшем ситуация начнет восстанавливаться. Бюджет пополнят хорошие доходы от нефтепереработки, медицины, продажи калийных удобрений, электроэнергии, IT-сферы.

какое будущее у белоруссии

Комментарий для астрологов:

2022-2023

Дирекционная Луна 0 К5

Дирекционное Солнце 0 К11

Спецслужбы, здравоохранение, церковь, тайные действия врагов:

Дирекционный Марс 0 К12

Союзнические отношения, новые договора:

Дирекционная Венера У7 меняет знак Девы на Весы (усиление сигнификатора, позитив)

Дирекционный Марс 60 Венера

Дирекционный Уран 90 ось 1-7

Прогрессивная Луна по 7-му дому

Дирекционный К2 0 Нептун

Дирекционный Уран 60 К2

какое будущее у белоруссии

Период 2024-2025

Вступление Беларуси в некие международные организации, например Всемирную торговую организацию (если ВТО к тому моменту будет существовать). Расширение роли страны на международной арене. Активное привлечение инвестиций и кредитов из-за рубежа. Стабилизация и рост экономики. Полная трансформация и преображение в таких отраслях как, тяжелая промышленность, строительство, сельское хозяйство, дорожное хозяйство, средства массовой информации.

Комментарий для астрологов:

2024-2025

Дирекционный Юпитер меняет знак Девы на Весы

Дирекционный К9 0 Меркурий и Юпитер

Прогрессивный Меркурий меняет знак Девы на Весы

Прогрессивная Венера 0 Меркурий

Транзитный Юпитер по 8 дому

Транзитный Плутон 0 Сатурн планета и управитель 3 дома

какое будущее у белоруссии

Как видите, в целом картина сложилась не очень позитивная, но есть определенные тенденции к переменам, возможность увидеть «свет в конце тоннеля». Будущее покажет.

На этом пока всё. Спасибо.

P.s. Хочу выразить слова благодарности:

— астрологу Тамаре Юдиной за подаренную мне книгу по мунданной астрологии;

— астрологу и моему учителю Константину Дарагану за знания и вызванный огромный интерес к теме астрологии государств.

Источник

2 сценария развития ситуации в Беларуси в 2021 году

какое будущее у белоруссии

какое будущее у белоруссии

Минувший год в Беларуси ознаменовался самым масштабным с 1996 года политическим кризисом. Политическая система выдержала первый напор протестной стихии, однако сами по себе кризисные факторы никуда не исчезли и продолжают усугубляться. Таким образом, политический кризис в Беларуси перекочевывает и в 2021 год. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, как могут развиваться дальнейшие события.

По всей видимости, основная интрига будет разворачиваться вокруг конституционной реформы и связанного с ее проведением возможного трансфера власти.

Анонсированная конституционная реформа, по сути, является молчаливым признанием того, что после 9 августа легитимность действующей власти является «хромой» и с этим надо что-то делать.

Перед Александром Лукашенко стоит непростая задача по восстановлению собственной легитимности (в первую очередь в глазах Запада) и одновременному удержанию основных рычагов власти в собственных руках — возможно, для последующего управляемого трансфера власти.

По большому счету, время для управляемого трансфера власти и политической реформы сверху давно упущено, и сегодня белорусская власть вынуждена действовать в авральном режиме латания дыр, в условиях разгневанного и мобилизованного гражданского общества, а также нарастающего давления со стороны Запада, который не преминет использовать кризис легитимности в своих интересах.

Есть основания думать, что конституционная реформа с прицелом на последующий трансфер должна была состояться еще в 2018 году, но сорвалась из-за «бархатной революции» в Армении. В итоге было принято решение отложить реформу на период после президентских выборов.

Однако силовые линии общественного недовольства сошлись 9 августа в одну точку, спровоцировав полномасштабный кризис, делающий политическую реформу на условиях правящего режима весьма проблематичной.

В конце 2020 года Александр Лукашенко объявил о созыве Всебелорусского народного собрания, которое должно состояться 11–12 февраля. Ожидается, что именно в ходе этого мероприятия будут прояснены контуры предполагаемой конституционной реформы. Не исключено, что речь может идти о предоставлении конституционного статуса самому Всебелорусскому собранию, которое станет основной институциональной опорой для Александра Лукашенко и противовесом парламенту, куда могут быть допущены представители оппозиции. Ходят слухи, что Всебелорусскому народному собранию может быть делегировано даже право избирать президента.

Однако пока это все на уровне досужих домыслов.

В любом случае, важно не просто провести конституционную реформу, но и обеспечить ее легитимность.

В первую очередь в глазах России и Запада, от позиции которых во многом зависит будущее Беларуси.

Будущее Беларуси: сценарий России

Накануне президентских выборов белорусско-российские отношения достигли, пожалуй, низшей точки, а тема «российской угрозы» активно разыгрывалась в ходе президентской кампании, апофеозом чего стало так называемое «дело вагнеровцев». Тем не менее после 9 августа Россия поддержала Александра Лукашенко, что сыграло важную роль в удержании им власти.

Действия России в этой ситуации достаточно понятны. Москва не имеет практически никакого влияния на белорусское гражданское общество, где доминируют прозападные силы, и в этой ситуации сохранение Александра Лукашенко, с точки зрения Москвы, выглядело меньшим злом в сравнении с уличной революцией, приводящей во власть западных ставленников.

В эти дни в России нередко раздавались голоса, что Лукашенко теперь загнан в угол и его наконец можно принудить к реальной, а не декларативной интеграции.

Белорусский фактор для Москвы сегодня приобретает особенное значение.

Однако сценарий «принуждения Лукашенко к интеграции» вряд ли можно считать выигрышным, поскольку это спровоцирует новый кризис в отношениях с Западом и приведет к всплеску антироссийских настроений в самой Беларуси. Белорусское гражданское общество и так фактически проиграно Москвой и находится под преобладающим влиянием националистических сил. И если пока протестующие воздерживаются от открыто антироссийской риторики, то подобная «принудительная интеграция», да еще и с Лукашенко в роли главного оператора, тут же столкнет протест в открыто антироссийское русло, придав ему характер едва ли не «освободительной войны».

Нельзя исключать, что Москва пытается сыграть более тонко и при помощи управляемой конституционной реформы обеспечить как гарантии безопасности для Александра Лукашенко, так и приход к власти новых лидеров, с которыми можно будет договариваться об интеграции.

Возможно, торг между Москвой и Минском сейчас ведется вокруг условий такого трансфера. Однако даже в случае успеха этого сценария далеко не факт, что дело белорусско-российской интеграции сдвинется с места, учитывая, что в белорусских элитах сложился довольно прочный консенсус по поводу национального суверенитета, для которого чрезмерное сближение с Москвой является серьезной угрозой.

Будущее Беларуси: сценарий Запада

Запад в ходе белорусского кризиса занял выжидательную позицию, ограничившись словесной поддержкой протестующих и не предпринимая каких-либо реальных шагов по отстранению «последнего диктатора Европы» от власти.

Дело в том, что для Запада свержение Александра Лукашенко не является самоцелью. В последние годы Запад успешно манипулировал страхом белорусских элит перед «российской угрозой» суверенитету республики, способствуя вовлечению Минска в западную орбиту влияния.

В ЕС и США трезво оценили возможности белорусского режима и оппозиции и отказались от жесткого сценария в пользу долгой игры на противоречиях как внутри белорусского общества, так и в отношениях между Москвой и Минском.

Однако это не значит, что жесткий сценарий «белорусского майдана» больше невозможен.

Нельзя исключать, что со сменой администрации в Белом доме коллективная Евро-Атлантика снова возьмет курс на обострение отношений с Москвой, в рамках которого будет разыграна и белорусская карта.

Таким образом, белорусский кризис вряд ли разрешится в ближайшее время. Существует два наиболее вероятных сценария развития событий: вялотекущее затяжное противостояние с участием внешних и внутренних игроков или резкое обострение, эскалация, в которую, опять же, будут неизбежно втянуты заинтересованные внешние силы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Источник

«Молодежь нацелена в Европу» Белорусы вслед за украинцами стремятся в ЕС. Как Россия может их удержать?

какое будущее у белоруссии

Украинский политический кризис и война в непосредственной близости от российских границ стали суровым испытанием для России и ее внешней политики. Не меньше волнений доставили и прошлогодние протесты в Белоруссии, переросшие в забастовки, столкновения с полицией, массовые аресты. Дело в том, что после распада СССР в России укоренилось мнение о Белоруссии и Украине как о «братских республиках» и «добрых соседях», с которыми не может быть никаких разногласий, не говоря уж о конфликтах. Поэтому Москва попросту не видела необходимости выстраивать долгосрочную стратегию работы как с местными элитами, так и с населением соседних стран. Но последние события показали, что отношение к России может довольно резко меняться не только в высоких кабинетах Киева и Минска, но и на улицах украинских и белорусских городов. О том, как менялось восприятие России у белорусов и украинцев после 2014 года и как выстраивать отношения с соседями в условиях политического кризиса в этих странах, в интервью «Ленте.ру» рассказал политолог, заведующий лабораторией политической географии и современной геополитики НИУ «Высшая школа экономики» Андрей Скриба.

Факторы нестабильности

«Лента.ру»: Одно из основных отличий Белоруссии от России, как мне кажется, в том, что первая сохранила «полусоветский» образ жизни. Могло ли это стать причиной политического кризиса 2020 года?

какое будущее у белоруссии

Андрей Скриба: Отчасти да. Ведь в Советском Союзе в его последние месяцы тоже был политический кризис. С этой точки зрения воспроизводство Белоруссией советской модели без движения вперед в вопросах управления и идеологии едва ли могло привести к другому результату.

Есть гипотеза, что если бы реформы во время перестройки удалось дожать, а ограниченный ряд смутьянов изолировать, то СССР продолжил бы существовать. Может быть, и так, но надо понимать, что к тому времени очень сильно поменялось общество, его настроения. Поэтому нельзя грешить только на модель управления и на проблемы «сверху». Белорусы сейчас находятся в поиске идентичности, они активнее, чем когда-либо раньше, пытаются разобраться, что объединяет их внутри страны и что отделяет от других народов.

Власти при этом ушли от решения этих вопросов, они сделали шаг назад, в сторону более привычной и комфортной для себя политической среды. Но повторение старой модели без нацеливания общества на что-то созидательное не могло решить многочисленных проблем. Марксисты сказали бы, что нарастание противоречий между обществом и властью — низами и верхами — и вылилось в политический кризис.

Какие факторы повлияли на нарастание противоречий? Многие называют тот факт, что при Лукашенко белорусы уезжали в западные страны, где напитывались воздухом свободы. Кроме того, у молодого поколения отсутствовал опыт переживания кризиса.

В прошлом году произошел эдакий «идеальный шторм». Повлиял и коронавирус — и как чисто внутренняя, и как международная история. Когда Белоруссия оказалась изолирована от всех, несмотря на то, что она не закрывалась, многие были вынуждены вернуться из Европейского союза (ЕС) и из России, и их ожидания и запросы не совпали с реальностью. Влияние оказали и очередные проблемы в мировой экономике.

Ну и, в конце концов, президентские выборы, которые почти для любой постсоветской страны — стресс-тест и референдум о доверии системе. То есть белорусам в ситуации «идеального шторма» — совпадения множества факторов, ухудшивших ситуацию в стране, — задали вопрос: доверяете ли вы власти?

Но списывать все на «идеальный шторм» неправильно, потому что такой масштабный кризис мог случиться как раньше, так и позже. Важно, что у белорусов прямо сейчас меняется идентичность и понимание того, вокруг каких идей и ценностей объединяется нация

Старая советская система координат в Белоруссии ушла, а управленческие механизмы того времени постарались воспроизвести. Но что касается объединяющей идеи и идентичности, пространство осталось незаполненным. Страна менялась, а власти проспали динамику этих изменений.

какое будущее у белоруссии

Электорат при этом существенно обновился.

Да, те, кто родился в 1980-е и 1990-е годы, получили право высказываться и участвовать в выборах. Но у них, если сравнивать с другими поколениями, отличаются представления о том, что такое Белоруссия, как она должна управляться и что представляет собой белорусское общество. И без системы координат, национальной идеи, понятной для всех и каждого идентичности их неудовлетворенные запросы становились все более резкими и требовательными, что без ответа «сверху» неминуемо вело к кризису.

И несмотря на то, что старые советские механизмы какое-то время даже неплохо работали, потоки информации никак не контролировались. Да и могли ли? Ведь либо вы Северная Корея, которая полностью блокирует связь с внешним миром, либо вы осваиваете технологии работы с информацией

Но этого не было сделано, а молодые и более продвинутые белорусы из самых разных источников узнавали про опыт других стран, не имея при этом координат, которые позволяли бы вписать белорусское общество в международную систему.

Можно ли назвать еще одним фактором кризиса сокращение российской экономической поддержки? Мог ли режим Лукашенко утратить из-за этого опору в обществе?

Как одно из обстоятельств — возможно. Россия тут, чего греха таить, главный внешний фактор стабильности. Но тоже не единственный. Потому что каждый раз, когда проседала белорусская экономика, когда случались общемировые кризисы или спады — будь то падение цен на энергоносители или спроса на продукцию, — стране помогали внешние рынки, причем не только российские. Хотя, конечно, сокращение поддержки России повлияло по всем направлениям.

Надо понимать, что экономика Белоруссии управляется напрямую государством. В лучшие годы частный сектор давал около трети ВВП, что считалось успехом. Тогда как две трети — экономика с большой государственной ролью. Это касается и зарплат, влияющих на уровень жизни, и модернизации предприятий, и социальной поддержки населения. При этом огромные траты связаны с поддержанием бюрократического механизма распределения социальной поддержки и системой управления в целом. Когда средств не хватает, приходится принимать непопулярные решения. То есть это история не только про внешнюю поддержку или благоприятную конъюнктуру, но и про эффективность управления экономикой (точнее, проблемы с этой эффективностью), социальные гарантии и так далее.

какое будущее у белоруссии

Удар по настроениям

Противостояние между Лукашенко и его оппонентами, обществом выглядит непримиримым. Но чем кардинально отличается их отношение к России?

На самом деле мы плохо знаем об отношении белорусов к России и можем рассуждать на эту тему либо обывательски — исходя из того, какие взгляды у наших знакомых и друзей, либо исходя из ошметков социологических опросов, дошедших до нас еще из 2000-х годов. В последнее десятилетие социология в Белоруссии очень сильно ограничена. Опросы проводят либо государственные структуры, либо социологические организации, к которым есть вопросы с точки зрения проверяемости и достоверности данных. Исследований мало, и их трудно связать в единую линию.

Материалы по теме

какое будущее у белоруссии

Своих побросали.

какое будущее у белоруссии

«Мы можем быстро решить все вопросы»

Другая проблема — в формулировках опросов. Не все они информативны с точки зрения результатов, которые мы хотим получить. Например, периодически спрашивали, как должна развиваться Белоруссия с региональной точки зрения. И были варианты ответа: либо сближаться с Россией, либо с ЕС, либо дружить со всеми. Но такая постановка вопроса априори наталкивает человека на ответ «дружить со всеми». Ведь что в этом плохого?

Проблема в том, что такой вопрос не поясняет последствий или издержек выбора. Возможны иные варианты формулировки, например: «На какие ограничения вы готовы пойти при сближении Белоруссии с Россией или с ЕС или при дружбе со всеми?». Тогда было бы видно, от чего готовы отказаться сторонники интеграции с Россией, с ЕС или сторонники промежуточного состояния между двумя центрами силы. Кроме того, большинство, выбравшее вариант «дружить и с Россией, и с ЕС», абсолютно не понимает трудноосуществимость такого варианта. И снова возвращаемся к тому, что если пояснять каждый вариант, то ответы были бы другие.

Но мы имеем то, что имеем. По данным таких опросов, большинство белорусов — за дружбу со всеми, а отношение к России в целом (если не брать в расчет только длинный период и не смотреть по возрастным группам) у них такое же, как и к ЕС. В том смысле, что есть такой сосед, со своими достоинствами и недостатками, и мы от него никуда не денемся. Значит, надо иметь хорошие отношения и развивать сотрудничество

Что касается оппонентов белорусских властей, говорить за них трудно, чужая душа — потемки. Поэтому то, что сейчас оппоненты власти выглядят как безальтернативные сторонники ЕС, — это скорее результат их местонахождения и тех отношений с западными политиками, которыми они успели обрасти.

Прошлогодний протест с самого начала касался внутренних вопросов — никто из оппозиционеров не заявлял, что Белоруссия однозначно выберет ЕС или Россию, чтобы решить свои проблемы

Как вы считаете, поддержка Россией Лукашенко ударила по «пророссийским» настроениям в Белоруссии?

Конечно, ударила. По некоторым точечным дистанционным опросам за последний год это было видно. Но тоже открытый вопрос: она ударила по России — или российскому руководству, долгосрочно — или в моменте? На мой взгляд, произошедшее не сформировало негатива в отношении к России в целом. Хотя многие белорусы были растеряны.

Они не понимали, почему в ситуации достаточно серьезных проблем в Белоруссии Россия заняла обособленную позицию: мол, проблемы ваши, вы внутри и разбирайтесь

Интересно посмотреть, насколько меняются настроения по возрастам. Один из последних опросов, с которым я сталкивался в начале 2010-х, включал в себя вопрос «С кем вы хотели бы интегрироваться?». И там как раз была очень четкая дихотомия, без промежуточного варианта: либо Россия, либо ЕС. И около 70 процентов молодежи до 30-35 лет отвечали, что с Европейским союзом.

какое будущее у белоруссии

Но все эти опросы о поддержке очень условны, когда дело касается конкретных внешнеполитических шагов. Потому что на Украине до событий 2014 года мнения делились приблизительно пополам. И при этом страна взяла однозначный курс в сторону интеграции с ЕС, проигнорировав мнение половины населения. Это свидетельствует о том, что в постсоветских странах очень часто мнение населения не влияет напрямую на принятие решений. Так получается и в Белоруссии.

Да, белорусская молодежь нацелена на ЕС, но корреляции с внешнеполитическим курсом нет, и не факт, что она появится. Потому что будущее Белоруссии будет определяться выживаемостью той государственной системы, которая есть сейчас. По крайней мере до тех пор, пока эта система существует

Но при этом в оппозиции неоднократно заявляли, что хотят партнерских отношений с Россией. Почему российские власти не приняли решения поддержать оппозицию? Причем такая ситуация повторяется на постсоветском пространстве постоянно.

Думаю, не совсем правильно говорить, что Россия не поддерживает оппозиционеров или не ведет с ними диалог. Пример — та же Украина до 2010 года, ведь Виктор Янукович пришел на пост президента именно из оппозиции. Вели диалог с оппозиционерами и в Армении, и в Молдавии. Диалог — абсолютно правильная стратегия, потому что мы не знаем, кто будет у власти завтра, и если есть некая оппозиция, то с ней надо дружить.

Вопрос для России в том, что оппозиция должна быть системной, должна быть частью местной элиты. Тогда возможен разговор на равных. Позиция принципиальная: Россия не поддерживает улицу и ее лидеров

Дискуссию о том, правильно это или нет, мы можем оставить за рамками, потому что такая модель имеет свои преимущества и свои недостатки. В данном разговоре просто примем эту позицию как данность.

Поэтому если и возникали попытки наладить контакты с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской, то они были кулуарны, в рамках прощупывания почвы. Потому что в понимании российского руководства она — представитель улицы, пусть улицы и большой. Кроме того, сейчас Тихановская и ее команда оказалась в широком смысле на Западе, что тоже не способствует налаживанию контактов. Ну и параллельные институции, которые выстраиваются под патронажем и при консультационной поддержке Запада и которые пытается внедрить оппозиция, тоже повлияли на позицию России, сделали ее более отстраненной. Очевидно, это не те методы борьбы, с которыми Москва хотела бы ассоциироваться.

Но откуда взяться оппозиции из элиты, если Лукашенко никого не допускает в систему. Но был, например, Бабарико.

Это не проблема России, если по-простому объяснять наши действия. Боритесь, добивайтесь, просачивайтесь в элиту. Разве Бабарико был не в системе? Он выходец из нее, пускай и из ее экономического крыла. Так же как и Валерий Цепкало. Под их несистемностью часто имеют в виду то, что за ними не стояло никакой действующей политической партии или силы. Тот же Бабарико объявил о своем желании баллотироваться на президентский пост из ниоткуда. В этом смысле он самовыдвиженец. А это тоже пример несистемности в политическом смысле. Он, конечно, не Сергей Тихановский, который с самого начала из низов, из народа, но находился не так уж далеко от элиты. При желании сформировать альтернативу власти возможно. Просто Россия не считает, что должна этим заниматься сама и в одиночестве.

какое будущее у белоруссии

Смена взглядов

Если посмотреть на ситуацию в Белоруссии до кризиса, то как на общество и политику Лукашенко повлияли события на Украине?

Очень по-разному. Оно оказалось расколото. Хотя тут важно понимать, что расколотое белорусское общество в прошлые десятилетия — это когда две-три минуты тратят на разговор о политике на кухне, потом быстро забывают об этом и идут дальше работать. И общество перестает быть расколотым. Внешняя повестка — не тот вопрос, из-за которого белорусы переставали общаться друг с другом. Но формально общество раскололось из-за отношения к событиям на Украине.

Одни испугались, что если ввели войска в Крым, то введут их и на территорию Белоруссии. Другие посчитали, что Россия действует правильно: мол, она спасла пророссийский регион Украины от «бандеровцев» и «фашистов». Но раскол не поляризовал общество, он укрепил авторитет власти, которая хорошо воспользовалась ситуацией

Дескать, смотрите, вы там ругаете крепкую власть и сильную руку государства, зато в Белоруссии нет вооруженного гражданского конфликта, как на Украине. Да, есть проблемы, но мы живем мирно. И Лукашенко сделал тезис о спокойной и мирной Белоруссии основным пунктом предвыборной повестки 2015 года.

какое будущее у белоруссии

На внешнеполитической арене Белоруссия также попыталась использовать эту ситуацию. Появилась концепция «Белоруссия — донор стабильности». С ней связана организация переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе — так называемый минский формат.

Идея состояла в том, что Белоруссия — место, где можно примирить все стороны, поскольку ситуация внутри настолько стабильна, что страна готова этой стабильностью еще и поделиться

И в период, когда падали цены на нефть, эта повестка оказалась настолько сильной, что президентские выборы 2015 года прошли не просто успешно — они стали первыми с 1994 года, когда оппозиционно настроенная часть общества и даже несистемные политики сделали шаг назад и даже не пытались реально протестовать. Те выборы — триумф власти, поскольку за нее однозначно проголосовало большинство. С этим даже на Западе не стали спорить.

Можно ли сказать, что Лукашенко стал более популярным среди людей, для которых важна независимость, стал выглядеть в их глазах чуть ли не гарантом этой самой независимости от России?

Для Лукашенко пытаются сформировать образ некоего гаранта от любого внешнего вторжения. Но на самом деле нужны исследования общественного мнения о том, насколько населению нужна такая повестка.

Потому что в Белоруссии на протяжении многих лет существуют насущные бытовые проблемы, с которыми люди сталкиваются ежедневно. И большой вопрос, насколько им нужна такая «борьба за самостоятельность»

Даже активностью оппозиционеров, находящихся в ЕС, белорусы интересуются через призму того, о чем они могут договориться с европейцами, чтобы в самой Белоруссии что-то зашевелилось. То есть внутренняя ситуация остается определяющей, нет какого-то идейного стремления в ЕС или в Россию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *