какое большое удовольствие бродить в лесу тире

Тире между подлежащим и сказуемым

5) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);

6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже: Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);

Примечание. В случае необходимости логически выделить и подчеркнуть сказуемое тирс ставится: Мы — огонь, вода и пажити. (Н. Клюев)

7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)

357. Объясните постановку тире в предложениях.

1. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. (Пауст.) 2. Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч. (Пауст.) 3. Вы — Коломбина, Саломея, вы каждый раз уже не та. (Кузм.) 4. Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. (Паст.) 5. Стихи о мужестве писать — железо молотом ковать! (Тат.) 6. Век прожить — не поле пройти за сохою. (Кольц.) 7. Жизнь — не праздник, не цепь наслаждений, а работа. (Надс.) 8. Верь лишь мне, ночное сердце, я — поэт! (А. Б.) 9. Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту — вот в чём задача. (Пауст.)

358. Спишите предложения, ставя, где это необходимо, тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены. Сформулируйте правила постановки тире между главными членами.

1. Писать о лесах любимое моё занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. (Чыв.) 2. Поэзия Пушкина как пенье птицы в рошс, как песня ветра, как шум волн. (Т.) 3. Молчанье золото, когда заходят в храм. (М. Макс.) 4. И белый свет не свет. (Снег.) 5. Я северный ваш друг и браг! (Ес.) 6. Невежда без души зверь. (Фоне.) 7. Казаться улыбчивым и простым самое высшее в мире счастье. (Ес.) 8. Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение. жизнь тяжёлый труд. (Т.) 9. Нигилист эго человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. (Т.) 10. Сие намерение есть изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных. (С.-Щ.) 11. Доброта она превыше всех благ. (М. Г.) 12. Быть с Россией это вечный праздник для её отважных сыновей! (А. С.)

Источник

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 11-й класс

Класс: 11

№ п/пЭтап урокаСодержание (цель) этапаВремя
IОрганизационный моментНацелить учащихся на урок1 мин.
IIПроверка домашнего заданияАктуализировать знания учащихся о грамматической основе предложения, типах односоставных предложений8 мин.
IIIИндивидуальная работа по карточкамПроверить знания и умения по орфографии и пунктуации8 мин.
IVСинтаксическая разминкаАктуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения5 мин.
VИзучение нового материала. Заполнение таблицыДать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым15 мин.
VIЗакрепление материала (практическая работа)Сформировать и закрепить умение учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым, обогащать словарный запас учащихся15 мин.
VIIСообщение домашнего заданияРазъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки1 мин.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

IV. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

V. Изучение нового материала.

Тире не ставится1. В простых предложениях разговорного стиля.Моя мать учительница.2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.Каждый кленовый лист как дождевая тучка!3. Подлежащее + Не + сказуемое.Душа Печорина не каменистая почва.4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемоеПосле школы печать, несомненно, первый учитель языка.5. Сказуемое + подлежащее.Какое большое удовольствие бродить в лесу!6. Личное местоимение + сказуемое.Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!7. Подлежащее + имя прилагательное.Я златострунный и пригожий.

VI. Закрепление материала.

1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

2) Объяснительный диктант.

Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

VII. Домашнее задание.

Источник

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» 10 кл

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ТИРЕ СТАВИТСЯ приложение.docx

1.Между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже и между ними нулевая связка.

1.В простых предложениях разговорного стиля.

2.Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит.

2.Если перед сказуемым имеются сравнительные союзы как, словно, точно, вроде как, всё равно что и др.

3.Между подлежащим и сказуемым, выраженным инфинитивом.

3.Если перед сказуемым стоит отрицательная частица не.

4.Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а другой – именем существительным в именительном падеже.

4.Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому.

5.Между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже.

5.Если сказуемое предшествует подлежащему.

6.Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именем существительным в именительном падеже.

7.Для внесения ясности в смысл предложения.

7.Если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательном, предложно-именным сочетанием.

Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом!

Моя мать учительница.

Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.

Каждый кленовый лист как дождевая тучка!

Жизнь прожить – не поле перейти.

Душа Печорина не каменистая почва…

Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.

После школы печать, несомненно, первый учитель языка.

Семью восемь – пятьдесят шесть.

Какое большое удовольствие бродить в лесу!

Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.

Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!

Отец – мой учитель. Отец мой – учитель.

Я златострунный и пригожий.

Слово серебро, молчание золото.

Книга это волшебница, она преобразила мир.

Книга как цветущий сад.

Хотеть значит победить.

Хорошо учиться наша главная задача.

После школы печать, несомненно, первый учитель языка.(К.Федин)

Какое большое удовольствие бродить в лесу!

Большая Медведица семь ярких звёзд.

Ходить долго – не мог.

Ходить – долго не мог.

Воздух лёгок и чист.

1.Между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном и между ними нулевая связка.

1.Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом!

1.В простых предложениях разговорного стиля.

1.Моя мать учительница.

2.Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит.

2.Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.

2.Если перед сказуемым имеются сравнительные союзы как, словно, точно, вроде как, всё равно что и др.

2.Каждый кленовый лист как дождевая тучка!

3.Между подлежащим и сказуемым, выраженным инфинитивом.

3.Жизнь прожить – не поле перейти.

3.Если перед сказуемым стоит отрицательная частица не.

3.Душа Печорина не каменистая почва…

4.Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а другой – именем существительным в именительном падеже.

4.Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.

4.Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому.

4.После школы печать, несомненно, первый учитель языка.

5.Между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже.

5.Семью восемь – пятьдесят шесть.

5.Если сказуемое предшествует подлежащему.

5.Какое большое удовольствие бродить в лесу!

6.Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.

6.Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именем существительным в именительном падеже.

6.Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!

7.Для внесения ясности в смысл предложения.

7.Отец – мой учитель. Отец мой – учитель.

7.Если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательном, предложно-именным сочетанием.

7.Я златострунный и пригожий.

Карочка самоконтроля Ф.И.

3. Объяснить постановку тире

4. Исправить ошибки

6. Предложение с пунктуационной ошибкой

Карочка самоконтроля Ф.И.

3. Объяснить постановку тире

4. Исправить ошибки

6. Предложение с пунктуационной ошибкой

Карочка самоконтроля Ф.И.

3. Объяснить постановку тире

4. Исправить ошибки

6. Предложение с пунктуационной ошибкой

Карочка самоконтроля Ф.И.

3. Объяснить постановку тире

4. Исправить ошибки

6. Предложение с пунктуационной ошибкой

Карочка самоконтроля Ф.И.

3. Объяснить постановку тире

4. Исправить ошибки

6. Предложение с пунктуационной ошибкой

Выбранный для просмотра документ Тире между подлежащим и сказуемым — копия.ppt

какое большое удовольствие бродить в лесу тире

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Тире между подлежащим и сказуемым

Тимофеева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Голышмановская СОШ №1»

Описание слайда:

Объясните постановку тире
1) Невежество – тяжкое бремя.(Ф.Милетский)
2) Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. (М. Ильин)
3) Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков. (Сенека)
4) Душа Печорина не каменистая почва… (В. Белинский)
5) Пятью восемь – сорок.
6) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек.

Описание слайда:

Объясните постановку тире
1) Невежество – тяжкое бремя.(Ф.Милетский) 1.1
2) Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. (М. Ильин) 1.2
3) Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков. (Сенека)
4) Душа Печорина не каменистая почва… 2.3
(В. Белинский)
5) Пятью восемь – сорок. 1.5
6) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек. 2.4

Описание слайда:

Исправьте ошибки, объясните их
1. Услуга в дружбе вещь святая.
2. Степь – словно большой солнечный диск.
3. Плохой товарищ – не подмога.
4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.
5. Солнце – ярко, небо – сине.
6. Властвовать значит доверять.
7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский

Описание слайда:
Описание слайда:

Я (-) Дубровский?
Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится:
Я слуга царя, царя грозного.
Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения:
Весь я – память, весь я – слух.

Описание слайда:

Измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире
1. Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
2. Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева
3. Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

Описание слайда:
Описание слайда:

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

Описание слайда:
Описание слайда:

В каких предложениях ставится тире?
(Знаки препинания не расставлены.)
1. Ледяные торосы точно горы.
2. Афоризмы мудрость в портативной форме.
3. Конспект книги особый вид текста.
4. Жизнь как река.
5. Источник романтических драм Лермонтова ранние драмы Шиллера.

Описание слайда:
Описание слайда:

Готовимся к ЕГЭ
21 задание

Описание слайда:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

Описание слайда:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля.
(3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал.
(4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах.
(5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди
(8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

Описание слайда:

Домашнее задание
1-й уровень (для тех, кому необходимо повторить теорию): упр. 375 или 376;
2-й уровень (для тех, кто нуждается в дополнительной тренировке): упр. 377.
3-й уровень (для тех, кто любит творчество и самостоятельность): подобрать примеры постановки тире между подлежащим и сказуемым из художественной литературы.

Описание слайда:

Потренируемся…
Грибы продукт скоропортящийся.
Льды как льды, пустыни как пустыни.
Война это прежде всего расставания.
Славная вещь под окном в клетке держать соловья.
Пятью шесть тридцать.
Охранять природу значит охранять Родину.
Мы друзья.
Чтение вот лучшее учение.
А наша-то жизнь не сон?
Ночь как камень.
Длина дистанции сто метров.
Зубы словно жемчуг.

Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Тире между подлежащим и сказуемым.docx

Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация. Повторение. 10-й класс

Цели:

Оборудование:

Класс разделён на четыре временные группы с целью организации максимальной индивидуализации и дифференциализации занятия. Урок построен по технологии «перевёрнутого» урока. Заранее учащимся даны материалы (параграф учебника, видео урок) для повторения материала.

I. Вступительное слово учителя.

-Ребята, сегодня мы проведём уро, опираясь на знания, полученные Вами ранее. Итак, какую тему Вы повторяли дома?
-Верно, сегодня мы поговорим об употреблении тире между подлежащим и сказуемым.

II. Проверка д\з

-Чтобы проверить, как вы поработали дома, выполним задание. Перед вами листы, на которых обозначены основные случаи постановки или отсутствия тире и примеры предложений. Ваша задача – подобрать примеры к каждому случаю. Работаем по группам.
(задания в двух вариантах: 1- знаки препинания не расставлены, 2- з.п. расставлены. Карточки раздаёт учитель дифференцированно).
Учитель проверяет по мере выполнения заданий, учащиеся выставляют отметки в карту контроля.

III. Тренировочные упражнения

1.Объяснить постановку тире в предложениях (используя материал параграфа учебника ставят рядом с № предложения цифру соответствующего пункта параграфа, например 1. 3). Слайды 2-3

2. Исправить ошибки. Слайды 4-6

3. Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Слайды 7-8

4. Указать предложение с пунктуационной ошибкой. Слайды 9-10

В ходе выполнения заданий учащиеся заполняют карту контроля.

IV. Обобщение-повторение по плану:

V. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание

• 1-й уровень (для тех, кому необходимо повторить теорию): упр. 375 или 376;

• 2-й уровень (для тех, кто нуждается в дополнительной тренировке): упр. 377.

• 3-й уровень (для тех, кто любит творчество и самостоятельность): подобрать примеры постановки тире между подлежащим и сказуемым из художественной литературы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Тире между подлежащим и сказуемым

какое большое удовольствие бродить в лесу тире

Тире между подлежащим и сказуемым

какое большое удовольствие бродить в лесу тире

1. Между подлежащим и сказуемым тире ставится в том случае, если отсутствует связка и оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например:

Велосипед — транспортное средство, состоящее из рамы, колёс, руля и педалей.
Место встречи – площадь им. Ленина.

2. Тире ставится между подлежащим, которое выражено неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на , если между главными членами предложения делается пауза, например:

Подготовиться к свадьбе – не так просто.
Проиграть – позорно.
Это очень несносно – перебивать.

Однако, если пауза отсутствует:

Судить человека в немилости очень легко.

3. Тире ставят перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом, например:

И женщина и мужчина – пятак пар.
А крыльцо – дай бог иному князю…

4. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему. Например:

Москва – это столица России и один из самых дорогих городов мира.
Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий.

5. Тире ставится, когда оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным. Например:

Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так?
Андромеда – сто пятьдесят ярких звезд на небе.
Удельный вес золота – 21,45 г/см3.

Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например:

Температура плавления олова 231,9◦.
Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

6. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола. Например:

Ученого учить – только портить.
Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания…

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него. Сравните:

Это – начало всех начал.
Это – первое выступление моей младшей сестры.
Это – одиночество.
Это дом моей тети.
Это сетка для ловли перепелов.
Это очень важная встреча.

8. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием. Например:

У нее сердце очень доброе, но голова бедовая.
Вишневый сад мой!
Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое.

Тире можно поставить в том случае, если преследовать цель интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания, например:

Зрачки – кошачьи, длинные…
Высота возле разбросанных домиков хутора – командная…

9. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого. Например:

Амон – в Древнем Египте бог чёрного небесного пространства, воздуха.
Апис – у древних египтян считается священным животным.

10. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением, например:

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

11. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного, например:

… Я честный человек и никогда не буду лицемерить.
Я ужасно рада, что живу именно в Питере.
Он порча, он чума, он язва здешних мест.
Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого, например:
Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…
Я – фабрикант, ты – судовладелец…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *