какое атмосферное явление зарегистрировал судовой барограф
Судовые гидрометеорологические приборы и инструменты
Погодой называется физическое состояние атмосферы в данном месте, в данное время в ограниченном промежутке времени (сутки, месяц, год).
Метеорологическая информация, представляющая фактическое состояние погоды и прогнозы, в том числе и о циклонах имеет решающее значение для обеспечения безопасности мореплавания.
Прогноз погоды делается как на основании показаний судовых приборов, так и информации, передаваемой береговыми метеорологическими службами.
Барограф – прибор, ведущий непрерывную запись атмосферного давления на специальной бумажной ленте-барограмме. Это позволяет судить об изменении атмосферного давления во времени и делать соответствующие прогнозы.
Рис. 18.9. Приборы для измерения атмосферного давления:барометр-анероид и барограф
Для измерения скорости и направления истинного ветра служат анемометр, секундомер и круг СМО (рис. 18.10).
Рис. 18.10. Приборы для определения скорости и направления ветра: 1 – круг СМО, секундомер и анемометр 2 – автоматическая метеостанция
Анемометр служит для измерения средней скорости ветра за определенный промежуток времени. Счетчик анемометра имеет три циферблата: большой, разделенный на сто частей, дающий единицы и десятки делений, и два малых – для счета сотен и тысяч делений.
Перед определением скорости ветра необходимо записать отсчет шкал. Затем встать на верхнем мостике с наветренного борта в таком месте, где ветровой поток не искажается судовыми конструкциями. Держа анемометр в вытянутой руке, одновременно включить его с секундомером.
По истечении 100 секунд анемометр выключить и записать новый отсчет. Найти разность отсчетов и разделить на 100. Полученный результат – скорость ветра, измеренная в метрах в секунду (м/с).
Если судно на ходу, то измеряется кажущее (наблюдаемое) направление и скорость ветра, т. е. результирующая скоростей истинного ветра и судна.
При определении кажущегося направления ветра следует помнить, что ветер всегда «дует в компас».
Для определения истинного направления и скорости ветра на движущемся судне применяется круг СМО (Севастопольская морская обсерватория). Порядок расчета приведен на обратной стороне круга.
На современных судах устанавливаются автоматические метеостанции. На верхнем мостике крепится измерительная аппаратура, на мостик выведены индикаторы, показывающие направление и скорость истинного ветра в данный момент.
Для измерения влажности на судах применяют аспирационный психрометр (рис. 18.11), состоящий из двух термометров, вставленных в металлическую никелированную оправу, сверху которой навинчен аспиратор (вентилятор).
При заведенном аспираторе воздух всасывается снизу через двойные трубки, которыми защищены резервуары термометров. Обтекая резервуары термометров, воздух сообщает им свою температуру.
Правый резервуар обертывают батистом, который при помощи пипетки смачивают за 4 минуты до пуска вентилятора. Измерения производят на крыле мостика с наветренной стороны. Отсчеты снимают сначала с сухого термометра, потом с мокрого.
Влажность воздуха характеризуется содержанием водяного пара в воздухе. Количество водяного пара в граммах, приходящееся на один кубический метр влажного воздуха, называется абсолютной влажностью.
Относительная влажность – отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к количеству пара, необходимого для насыщения воздуха при данной температуре, выражается в процентах. При понижении температуры относительная влажность увеличивается, при повышении – уменьшается.
При охлаждении воздуха содержащего водяной пар, до некоторой температуры он окажется настолько насыщенным водяным паром, что дальнейшее охлаждение вызовет конденсацию, т. е. образование влаги, или сублимацию – непосредственное образование кристаллов льда из водяного пара. Температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар достигает насыщения, называется точкой росы.
Для измерения температуры атмосферного воздуха применяется термометр (рис. 18.12).
Рис. 18.11. Аспирационный психрометр
Рис. 18.12. Термометр
Для приема навигационной и метеорологической информации с целью обеспечения безопасности мореплавания разработана мировая служба предупреждений,обеспечивающая передачу навигационных и метеорологических предупреждений по радио всеми морскими странами. Для приема информации на судне используются следующие системы:
NAVTEX − система для приема прибрежных предупреждений;
спутниковая система INMARSAT-С.
Приемники NAVTEX и Инмарсат-С осуществляют круглосуточный автоматический прием сообщений. Кроме этого, на судне принимаются факсимильные карты погоды.
Какое атмосферное явление зарегистрировал судовой барограф
Сергей Зиновьев Из журнала «Капитан», № 4 (10) 1999.
Скачет стрелка вверх и вниз,
При низком барометре первый подъем.
Шквалов здоровых, бесспорно мы ждем.
В циклонах, а особенно в барических ложбинах при низком давлении, вновь начавшееся падение барометра указывает на прохождение частных циклонов и быстрое передвижение связанных с ними фронтов, которые обычно сопровождаются сильным ветром. При высоком давлении воздуха, как правило, погода более спокойная и тихая:
При низком барометре стрелки падение
Требует в море внимания и бдения,
И шкипер тогда лишь спокойно уснет,
Коль стрелка высоко и кверху идет
Понижение давления, отмечаемое кривой на ленте барографа, влечет за собой нерезкое ухудшение погоды. Если медленное вначале падение давления ускоряется (кривая барограммы имеет выпуклость вверх), это указывает на смену одной воздушной массы другой, сопровождаемую усилением ветра. Кривая барографа, обращенная выпуклостью книзу указывает на замедление падения давления, которое наблюдается в теплом секторе циклона. Характер погоды не изменится:
Если ж выпуклостью книзу
Направляется черта,
То погоды лишь капризы
И не будет ни черта.
Смена быстрого роста давления замедленным (кривая барографа обращена выпуклостью вверх) предвещает о приближении центра антициклона или отрога высокого давления, сопровождаемого хорошей погодой. Кривая барографа, обращенная выпуклостью вниз при росте давления, характеризует прохождение холодного фронта, с усилением ветра, порывами и шквалами:
Большей частию к ветрам.
Показания барографа во время урагана Хьюго
Тест оценки компетентности для ПДНВ-дипломирования (стр. 12 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 |
06.1.006 Система МАМС, регион «А». Знаки, ограждающие отдельные опасности малых размеров. Укажите топовую фигуру, которая устанавливается на этих знаках
06.1.007 Система МАМС, регион «А». Укажите цвет и характеристику огня знаков, ограждающих отдельные опасности малых размеров Бл Пр (2) 5с
06.1.008 Система ограждения МАМС, регион «А». На рисунке показан Осевой буй
06.1.009 Система МАМС. Регион «А». Осевые знаки или знаки «чистой воды». Укажите топовую фигуру, устанавливаемую на этих знаках
06.1.010 Система МАМС. Регион «А». Укажите цвет и характеристику огня осевых знаков или знаков «чистой воды» Бл Дл Пр 6с
06.1.015 Система МАМС. Какой буй вы видите в бинокль? Северный
06.1.016 Система МАМС. Какой буй вы видите в бинокль? Восточный
06.1.017 Система МАМС. Какой буй вы видите в бинокль? Западный
06.1.018 Система МАМС. Какой буй вы видите в бинокль? Южный
06.1.019 Система МАМС. С какой стороны от этого буя находится навигационная опасность? С южной
06.1.020 Система МАМС. С какой стороны от этого буя находится навигационная опасность? С западной
06.1.021 Система МАМС. С какой стороны от этого буя находится навигационная опасность? С восточной
06.1.022 Система МАМС. С какой стороны от этого буя находится навигационная опасность? С северной
06.1.023 Система МАМС. уй обозначает Левую сторону фарватера при следовании с моря
06.1.024 Система МАМС. уй обозначает Правую сторону фарватера при следовании с моря
06.1.025 Система МАМС. тот буй должен оставаться С левого борта
06.1.026 Система МАМС. Что вы видите в бинокль? Восточный знак
06.1.027 Система МАМС. тот буй устанавливается С правой стороны фарватера
06.1.028 Система МАМС. азначением этого навигационного знака является ограждение Фарватера с правой стороны (при следовании с моря)
06.1.029 Система МАМС. какого борта должен оставаться этот буй? С левого борта
06.1.030 Система МАМС. то ограждает буй с огнем красного цвета, показанный на рисунке Границу фарватера
06.1.031 Ваше судно выходит из Антверпена (Бельгия), Вы увидели красный проблеск Fl (R). По какому борту Вы должны оставить этот огонь? Судно должно оставить огонь по правому борту
06.1.032 Ваше судно заходит в Пусан (Корея), Вы увидели красный проблеск Fl (R). По какому борту Вы должны оставить этот огонь? Судно должно оставить огонь по правому борту
06.1.033 Ваше судно идёт курсом 090°, когда Вы впереди замечаете белый огонь характера Q (6)+LFl. Ваши действия Судно должно изменить курс вправо и оставить огонь по левому борту
06.1.034 Знак, ограждающий отдельно лежащую опасность незначительных размеров, в системе МАМС имеет в качестве топовой фигуры Два чёрных шара расположенных вертикально
06.1.035 Знак чистой воды в системе МАМС имеет в качестве топовой фигуры Красный шар
06.1.036 Какое значение имеет буй, изображённый на рисунке, в регионе А (region A) Основной фарватер справа
06.1.037 Какое значение имеет буй, изображённый на рисунке, в регионе Б (region B) Основной фарватер слева
06.2.003 В системе МАМС при переходе из региона А в регион Б изменяются для латеральных буев 1. Цвет огня
3. Цвет топовой фигуры
07.1.001 Признаком какой погоды является показанное на рисунке явление? Улучшения погоды
07.1.002 Какое атмосферное явление зарегистрировал судовой барограф? Тропический циклон
07.1.003 Над каким районом Северной Атлантики наблюдается максимальный ветер по данным метеокарты? У северо-западного побережья Скандинавии
07.1.004 В каком районе Северной Атлантики наблюдаются волны максимальной высоты по данным метеокарты? У северо-западных берегов Англии и Ирландии
07.1.005 Над каким районом Северной Атлантики в данный момент наблюдается максимально низкие барические тенденции по данным метеокарты? У Лафонтенских островов
07.1.006 По данным метеокарты в Северном море преобладает Север-северо-западный ветер
07.1.007 В каком районе Северной Атлантики наблюдается наиболее шквалистый ветер по данным метеокарты? В центральной части Северной Атлантики
07.1.008 На рисунке показана карта Прогностическая карта на 24 часа
07.1.009 Над каким районом Северной Атлантики ожидается ветер максимальной скорости через двое суток по данным метеокарты? У юго-западного побережья о. Исландия
07.1.010 Показанную на рисунке приземную карту подготовил Гидрометцентр Германии
07.1.011 Куда направлено ветровое течение на поверхности океана в северном полушарии? Отклоняется на угол 45 градусов вправо от направления ветра
07.1.012 Самым мощным устойчивым течением в Мировом океане скоростью 2-5 узлов является Гольфстрим
07.1.013 Какими причинами вызываются наибольшие колебания уровня моря на Балтике? Сгонно-нагонными
07.1.014 На рисунке приведено обозначение Теплого фронта
07.1.015 На рисунке приведено обозначение Xолодного фронта
07.1.016 На рисунке приведено обозначение Фронта окклюзии
07.1.017 У северо-западного побережья Австралии преобладает ветер Западного и юго-западного направления
07.1.018 Овалом розового цвета на карте выделено обозначение Тайфуна
07.1.019 На рисунке изображена Карта приземного анализа
07.1.020 Согласно данным карты погоды тропический шторм “NOCK TEN” в северо-западной части Тихого океана наиболее вероятно будет перемещаться В северо-восточном направлении
07.1.021 Фронтальный циклон, зарождающийся в восточной части Индийского океана, изображенный на карте погоды, называется Многоцентровой (двуцентровой)
08.1.001 Какому из выражений соответствует время роста tp Tпв-tмв
08.1.002 Какому из выражений соответствует время падения tп Tмв-tпв
08.1.008 Укажите карту, сделанную в гномонической проекции Вариант Б
Яхтинг. Погода. Атмосферное давление.
Атмосферное давление один из наиболее важных метеорологических элементов при прогнозе погоды в яхтинге, так как изменение давления во времени и пространстве определяет развитие многих атмосферных процессов и явлении. Так, неоднородность распределения атмосферного давления по горизонтали приводит к возникновению воздушных течений; колебаниями давления во времени объясняется развитие погодных условий. Поэтому знание при яхтинге величины атмосферного давления и ее изменения имеет первостепенное значение для составления прогноза погоды. Падение атмосферного давления обычно означает приближение или развитие циклона и ухудшение погоды, а повышение приближение или развитие антициклона и улучшение погоды.Нормальная (средняя) величина атмосферного давления, приведенная к уровню моря, составляет 1013 мбар.
Величина атмосферного давления для прогноза погоды в яхтинге.
Если величина атмосферного давления, приведенная к уровню моря, не более 1015 мбар летом и 1020 мбар зимой, причем если эта величина не изменяется или медленно понижается, то это означает, что над данным районом находится область циклонального характера. Плохая погода для яхтинга сохранится в течение 6-12 ч.
Если величина атмосферного давления, также приведенная к уровню моря, более 1015 мбар летом и 1020 мбар зимой, причем в течение суток мало изменяется, то это значит, что над районом находится область антициклонального характера. Хорошая погода для яхтинга сохранится в течение суток.
При величине атмосферного давления, приведенной к уровню моря, от 1010 до 1020 мбар в данном районе может быть и циклональная область, и антициклональная.
Падение атмосферного давления.
Резкое отклонение стрелки барометра влево при постукивании по стеклу прибора означает ухудшение погоды.При падении атмосферного давления в течение 6-12 ч и больше можно ожидать прохождения циклона, т. е. ветреной погоды с осадками.
Быстрое падение атмосферного давления (2-3 мбар и более за 3 ч) указывает на приближение центральной области циклона или очень глубокого циклона, следует ожидать шторма, яхтинг становиться опасным. Чем быстрее падение атмосферного давления, тем скорее ухудшается погода.
Атмосферное давление падает перед прохождением через место наблюдения теплого фронта и тем быстрее, чем скорее приближается фронт. Если падение атмосферного давления медленно продолжается после прохождения теплого фронта, то это значит, что циклон углубляется; если остается на одном и том же низком уровне (как правило, ниже 1015 мбар летом и 1020 мбар зимой), циклон не изменяется; если же повышается, то циклон заполняется. В последнем случае происходит улучшение погоды.
Падение атмосферного давление медленно начинается с утра, а температура и абсолютная влажность одновременно возрастают быстрее обычного, то можно ожидать осадков, а летом ливня и грозы в ближайшие 8-12 ч.
Перед приближением холодного фронта сначала мало изменяется, затем внезапно начинается быстрое падение атмосферного давления (в течение 1-2 ч). В зоне фронта следует ожидать сильного ветра, шквала, ливневых осадков, грозы, чрезвычайно не комфортный яхтинг. После прохождения холодного фронта атмосферное давление значительно повышается, а температура резко понижается.
Повышение атмосферного давления.
Если стрелка барометра-анероида, расположенная в правой части циферблата, при постукивании по стеклу прибора отклоняется вправо или остается на месте, следует ожидать сохранения антициклональной погоды.
Медленное, непрерывное и длительное (до нескольких суток) повышение атмосферного давления признак установления продолжительной антициклональной погоды: летом жаркой, зимой морозной.
Если повышение атмосферного давления происходило в течение нескольких часов и затем остановилось, то через место наблюдения проходит отрог повышенного давления, улучшение погоды будет кратковременным.
Запись изменения атмосферного давления на барографе.
Если запись на барограмме имеет вид слабо волнистой, горизонтальной кривой, то установившаяся погода сохранится в течение 12 часов и более. Подобная запись барографа наблюдается при движении судна «по изобаре», прохождении центральной области обширного антициклона или отрога высокого давления или какой- либо промежуточной барической системы.
При изменении атмосферного давления в сторону уменьшения кривая обращена выпуклостью вверх (падает ускоренно), можно ожидать сильного ветра, значительного ухудшения погоды.
Когда кривая при изменении атмосферного давления в сторону уменьшения обращена выпуклостью вниз (падает замедленно), падение может прекратиться. В этом случае следует ожидать ослабления ветра и улучшения погоды.
В случае изменения атмосферного давления при повышении кривая обращена выпуклостью вниз (повышается ускоренно), ветер может усилиться. Такая запись часто наблюдается при прохождении левой половины циклона, т. е. вне фронтальной, чаще всего северной, его части.
Если при изменении атмосферного давления кривая обращена выпуклостью вверх (повышается замедленно), можно ожидать продолжительную маловетреную, штилевую, ясную погоду в результате прохождения антициклона или отрога высокого давления.
Если запись на барограмме имеет волнообразную форму, в которой обнаруживаются две ложбины с промежутком около двух суток, это означает, что через данный район проходит серия циклонов, и весьма вероятно, что через такой же промежуток времени атмосферное давление снова упадет в связи с очередным прохождением циклона и временным ухудшением погоды.
Запись равномерного изменения атмосферного давления в сторону уменьшения происходит при приближении теплого фронта или фронта окклюзии того же типа.
Равномерное падение и затем ровный ход или увеличение давления наблюдается на ленте барографа при прохождении теплого фронта или фронта окклюзии того же типа.
Суточный ход изменения атмосферного давления.
В суточном ходе изменения атмосферного давления наблюдается два максимума около 10 и 22 ч и два минимума около 4 и 16 ч.
Эти изменения атмосферного давления особенно четко выражены в тропических широтах. Близ экватора амплитуда суточных колебаний составляет 3-4 мбар. С увеличением широты амплитуда суточных колебаний уменьшается и уже на широте 60° составляет около 0,3 мбар, В средних и полярных широтах суточные колебания искажаются непериодическими, значительно более крупными изменениями атмосферного давления вследствие частого прохождения в этих широтах циклонов и атмосферных фронтов.
Если на кривой барографа заметен более или менее правильный суточный ход изменения атмосферного давления, следует ожидать продолжительной хорошей погоды.
В тропических широтах малейшее нарушение правильности суточного хода изменения атмосферного давления является одним из самых надежных признаков приближения тропического циклона, очень опасного для яхтинга явления. Это нарушение можно наблюдать за 24-48 ч. Быстрое падение за 12-18 ч предупреждает о наступлении передней части тропического циклона с областью ураганного ветра.
На этом описание влияния атмосферного давления на погоду закончим, а в следующей статье рассмотрим как смена погоды связана с изменением направления, скорости и характера ветра.
Основы гидрометеорологии
Основные типы облаков:
Для определения истинного ветра необходимо:
Вся операция по определению истинного ветра таким способом занимает не более 2 мин. при определенных навыках судоводителя.
Кроме того, волны классифицируются:
портам, в последнем случае дополнительно прогнозируется видимость. Несомненно, самая ответственная роль в деле обеспечения безопасности плавания отводится своевременному прогнозу и передаче (приему) на судах штормовых предупреждений, передаваемых национальными метеослужбами.
В заключение темы необходимо отметить, что прогнозирование погоды в районе плавания даже при наличии на борту факсимильной (синоптическая карта, переданная на судно факсимильным способом, т.е. в виде изображения, представляющего копию оригинальной карты) или иной синоптической карты (рис. 147) должно проверяться и подкрепляться непосредственным и постоянным наблюдением за местными признаками погоды, которые помогут судить о характере воздушной массы в конкретном районе, интенсивности тех или иных атмосферных явлений.
Местными признаками погоды называются различные атмосферные явления (характер облачности, дальность видимости, ход атмосферного давления и ветра, оптические явления и т.д.), наблюдаемые в районе плавания судна, которые позволяют предвидеть ожидаемую погоду на самое ближайшее время. При корректировке прогноза погоды судоводитель должен в первую очередь следить за состоянием небосвода, оценивать характер и форму облачности в комплексе с изменениями давления и ветра, других метеоэлементов и явлений. Далее приведем некоторые местные признаки, которые дают возможность судить о характере погоды на ближайшие 6-12 часов.
Признаки сохранение характера погоды.
Хорошая устойчивая погода без осадков, ветер слабый или умеренный, видимость более 2 миль (3,5 км):
Устойчивая малооблачная или с переменной облачностью погода в районе, местами ливни, видимость более 2 миль (3,5 км):
Пасмурная погода с осадками, умеренным и сильным ветром, видимость около 2 миль (3,5 км) и менее:
Признаки ухудшения погоды:
Ухудшение погоды, обложные осадки, усиление ветра до сильного, видимость менее 2 миль (3,5 км):
Пасмурная погода при умеренном ветре, иногда моросящие осадки и туман, может сохраняться несколько часов, затем ухудшаться:
Облачная погода с ливневыми или обложными осадками, ветер умеренный до сильного, порывистый, видимость около 2 миль (3,5 км):
Признаки улучшения погоды.
Уменьшение облачности, прекращение осадков, увеличение видимости (более 2 миль):