какое административное наказание предусматривается для граждан за нарушение требований пожарной
Новости
15.04.2021 15:11 Просмотров: 1305 Величина административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности
Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания
Какая ответственность следует за нарушение пожарной безопасности
В случае выявления в ходе плановых или внеплановых проверок нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом органа ГПН составляется протокол об административном правонарушении и оформляется предписание об устранении нарушений.
Органы Госпожнадзора принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок объектов в отношении:
Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к трём видам ответственности за нарушения в области пожарной безопасности :
Дисциплинарная ответственность за нарушение пожарной безопасности
Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности :
Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности
Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
Должностные лица органов ГПН имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.
Причины для наступления административной ответственности в области пожарной безопасности можно условно разделить на две группы:
Так, согласно этой статье, в общем случае нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Более строгое наказание за нарушение пожарной безопасности предусмотрено за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, который устанавливается в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. Особый противопожарный режим на соответствующих территориях может устанавливаться федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Размеры штрафов за нарушения пожарной безопасности для различных категорий лиц и условий представлены ниже в таблице.
Величина административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности,
(ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ)
Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Комментарий к ст. 20.4 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.
Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.
4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.
Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.
5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.
6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.
7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.
8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.
10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.
11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора
Судебная практика по статье 20.4 КоАП
1. Гражданка И.А. Гогберашвили оспаривает конституционность части 1 статьи 4.5 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 года N 273-ЗС «Об административных правонарушениях», в соответствии с положениями которой выжигание сухой растительности, сжигание мусора, в том числе опавших листьев, обрезков деревьев или кустарников, других остатков растительности, а также отходов производства и потребления, если данное деяние не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.32, 11.16, 20.4 КоАП Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 до 4 500 рублей.
Как следует из обжалуемых актов, 24.03.2016 постановлением N 0176 заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности Управления по ЮАО Главного управления МЧС России по г. Москве Общество было привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности и ему было назначено наказание в виде уплаты административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Руководствуясь частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды также приняли во внимание обстоятельства, установленные судебными постановлениями Псковского областного суда по делам NN 12-274/2016 и 21-146/2016 об оспаривании постановлений о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Пунктом 372 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, закреплены противопожарные требования к размещению транспарантов и баннеров на фасадах жилых, административных или общественных зданий. Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет наступление административной ответственности по общему правилу по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности).
Доводы, изложенные в жалобе, о необходимости квалификации деяния не по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ, не принимаются. В соответствии с указанной нормой наказуемо нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Соответственно, нет оснований полагать, что в рассматриваемой ситуации часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в силу которой установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Характеристика административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.
Правонарушения, предусмотренные частями 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 8 статьи 20.4 КоАП РФ, относятся к формальным составам. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности. Указанные административные правонарушения считаются оконченными с момента совершения противоправных деяний.
Правонарушения, предусмотренные частями 6 и 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ, относятся к материальным составам.
Поскольку диспозиция статьи 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности нужно установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности содержатся в различных сводах правил по вопросам противопожарной безопасности, а также в строительных нормах и правилах и других нормативных актах.
Прокурор разъясняет
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Между тем, горрайпрокуррами еще выявляются нарушения действующего закондательства в данной сфере.
Так, прокуратурой Усманского района установлено, что помещение парикмахерской «Дарья» не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, работниками парикмахерской не пройден инструктаж по пожарно-техническому минимуму в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, распорядительным документом не определен противопожарный режим в помещении парикмахерской, отсутствует приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность в помещении парикмахерской, не произведена огнезащитная обработка деревоконструкций чердачного помещения парикмахерской, в помещении парикмахерской отсутствует план эвакуации людей на случай пожара.
Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ № 69 от 21.12.1994).
Действующим законодательством предусмотрены требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности.
Такие требования регламентированы Правилами пожарной безопасности 01-03 и Нормами пожарной безопасности 110-03.
Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, посещающих парикмахерскую, также его обслуживающий персонал. Выявленные в результате проверки нарушения ППБ могут явиться причинами возможных пожаров, их быстрого распространения и повлечь необратимые последствия.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует указывать о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Реализуя свои полномочия прокурор района в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием обязать владельца парикмахерской принять конкретные меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности в помещении парикмахерской «Дарья».
Решением Усманского районного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В текущем году прокуратурой района проведено 16 проверок соблюдения пожарной безопасности в различных организациях и предприятиях Усманского района. По результатам проверки выявлено 43 нарушения данного законодательства, с целью устранения которых прокуратурой района в суд направлено 16 исковых заявлений с требованиями об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности.
Кроме того, к административной ответственности привлечены 10 индивидуальных предпринимателей.
Считаю необходимым разъяснить об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:
Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219. В пункте 1 статьи 219 УК РФ рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших. Для виновных предусмотрено:
— Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
— Ограничение свободы до трех лет.
— Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).
Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.
Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц. По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий. Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.
В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи): Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.
Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ): Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
В шестой части статьи 20.4 рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая: Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.
В части 7 статьи 20.4 предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в тех. документации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности. Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:
Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.
Девятая часть статьи 20.4 предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок. Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года). Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию. Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ. Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений). Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.