какое 100 летнее соглашение закончилось с турцией
Сто лет тайному соглашению Сайкса — Пико, разделившему Турцию
В разгар Первой мировой войны державы Антанты, которые составляли костяк «Сердечного союза», — Великобритания, Франция и Россия приступили к решению вопроса о дальнейшей судьбе территорий, входивших в состав Османской империи. От России союзники требовали признания притязаний Англии и Франции на территории империи, населенные арабами,
взамен признания российских претензий на Константинополь и проливы.
К тому времени французские войска воевали на территории современной Сирии, а английские — в районе территории современного Ирака. Тогда, конечно, эти турецкие на тот момент территории назывались по-другому, а сами современные границы в основном были определены лишь после Первой мировой войны. Только что потерпела неудачу попытка захвата Дарданелл, где высадка союзников началась еще 18 марта 1915 года. Началась она с обстрела турецких позиций в проливах с кораблей Антанты. 25 апреля 1915 года был высажен десант в районе Чанаккале. Позиции османской армии и береговые укрепления были разведаны недостаточно, и десант союзников столкнулся с ожесточенным сопротивлением турок. Потери были велики, была потеряна треть союзного флота, и бои затянулись на многие месяцы. В рядах союзников воевали не только солдаты метрополий, но и военнослужащие из Австралии, Новой Зеландии. С турецкой стороны в боях, кстати, проявил себя будущий вождь Турецкой Республики Кемаль Ататюрк. В сражениях принимала участие и Россия.
Российский крейсер «Аскольд» в районе Чанаккале успешно подавил турецкие артиллерийские позиции, а российский десант сумел высадиться на берегу, что облегчило высадку французов.
Поручик, руководивший десантом, получил орден Святого Георгия, французы наградили его орденом Почетного легиона, англичане — орденом Королевы Виктории.
Территория Османской империи представлялась союзникам основной наградой за проведенные операции и потраченные средства. Напомним, что в течение всего XIX века Османскую империю называли «больным человеком Европы» и будущие победители не собирались сохранять это государство в его прежнем виде. Союзники османов, напротив, обещали поддержать их. Более того, немцы обещали туркам не просто сохранить их империю, но и поддержать турецкие устремления на Восток, на захват российских территорий, чтобы реализовать идею пантюркизма — присоединить территории, населенные другими тюркскими народами, и создать огромную империю Великий Туран.
Собственно, уже тогда турки переориентировались на турецкий национализм в самой агрессивной форме и отказались от панисламизма,
на основе которого пытались объединить распадающуюся империю. Панисламизм не сработал. Арабские территории стремились к созданию независимого арабского государства, происходили постоянные восстания, желания жить в одной империи арабы не проявляли. Поэтому нынешние попытки уходящего премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу воскресить так называемый неоосманизм выглядят нелепо. Турки уверены, что их владычество в течение нескольких столетий было благом для подвластных народов.
Однако для арабов само слово «османский» звучит оскорбительно.
Арабы принимали участие в боевых действиях на стороне Антанты, а Хусейну бен Али, шерифу Мекки, Антанта обещала создание независимого арабского государства. Но одно дело — обещать, другое — жениться.
Секретные переговоры о будущем Османской империи велись с 1915 года. В результате между Британией и Францией было заключено секретное соглашение, которое разрабатывалось британским и французским дипломатами Марком Сайксом и Франсуа Жорж-Пико, в соответствии с которым Османская империя была поделена между тремя союзными державами. За Россией закреплялись Босфор и Дарданеллы, Турецкая Армения, часть Курдистана и часть побережья Черного моря, Карс, Ардаган, Эрзрум, Трабзон, вилайет Ван —
достаточно большая территория, но меньше, чем у англичан и французов.
За французами закреплялись нынешняя Сирия, Ливан. Сложнее обстояло дело с Мосулом, на который также претендовала Франция. Англичане уступили, но позже вопрос был поднят вновь, и в конечном итоге уже после окончания Первой мировой Мосул был закреплен за Англией. В то время там уже добывали нефть, а в жидком топливе появилась потребность с появлением автомобилей.
Позже к разделу османских территорий присоединилась Италия, которой выделили кусок на юге современной Турции. Были определенные условия по судьбе Багдадской железной дороги: французы получали свой участок, англичане — свой.
Принципиально важно то, что соглашение было секретным и не подлежало огласке.
России надлежало утвердить некоторые изменения, которые в него вносились, чего сделано не было из-за последовавшей революции. После прихода к власти большевиков ситуация изменилась кардинально. В ноябре 1917 года большевистское правительство выступило против секретных договоров. Текст соглашения был опубликован, а сам договор охарактеризован как «империалистический сговор» за спиной народов, проявление политики аннексий, контрибуций и т.д. Это был конфуз для союзных держав.
Выяснилось, что Антанта не собиралась выполнять обещаний арабам по созданию арабского государства вопреки соглашению с шерифом Мекки Хусейном.
Британия и Франция стали отрицать, что такое соглашение вообще было.
И лишь позже, когда дело дошло до получения мандата Лиги наций на управление территориями бывшей империи, союзники признали, что соглашение все-таки было заключено.
К тому времени ситуация изменилась принципиально. Если царское правительство претендовало на территории, в том числе Западной Армении, то большевистское правительство категорически отвергало этот «империалистический раздел мира» и считало главным путем развития человечества отказ от войны, аннексий и контрибуций через конечную победу социалистической революции. Таким образом большевики пытались реализовывать троцкистскую идею мировой революции.
Турция представлялась «мостом революции на Восток», а вождь турецкой революции Мустафа Кемаль — важным союзником по реализации этой программы.
Большевики не просто отказывались от раздела Турции. Был разрушен Кавказский фронт, демобилизована армия, а добровольческие отряды армян остались лицом к лицу с турецкой армией. Поскольку Россия выбыла из войны, она перестала быть участником соглашения держав Антанты. Отметим, что эти соглашения послужили основой для будущего раздела остатков османской территории
— нынешней Сирии, Ирака, Иордании, Ливана, Израиля, саудоаравийцы тоже получили полунезависимый статус.
Часто встает вопрос, почему границы, в соответствии с соглашением, были обозначены прямыми линиями? Во-первых, соглашение было заключено за спиной арабов, которым обещали независимость, но не дали. Это исторический факт, нормальный империалистический обман, а в осуждении этой политики большевики были правы. Тогда в расчет интересы народов и особенности территорий не принимались. Во-вторых, часть этих территорий заселена крайне слабо: жаркий климат, недостаток воды, пустыни, пыльные бури… Кстати, кроме Тигра и Евфрата здесь нет рек, по которым часто проводятся границы государств.
Казалось бы, соглашение на практике не было реализовано. Однако именно оно послужило основой для дальнейшего раздела этой части суши. Мандат Лиги наций на управление частью этих территорий был дан Франции и Великобритании. США предлагался мандат на Турецкую Армению и Курдистан. Но конгресс США отказался от мандата, посчитав его невыгодным. Американцы умеют считать деньги!
Они поняли, что после геноцида армян остались разграбленные армянские, ассирийские и греческие поселения, обнищавшие территории, в восстановление которых придется вкладывать деньги.
Границы современной Турции были провозглашены «Национальным обетом», принятым турецким парламентом, который отказался подчиняться воле великих держав. Эти территории в основном и входят сейчас в границы современной Турции, за исключением Искендеруна (бывшей Александретты), который не был тогда в составе Турции.
Турки захватили его в 1939 году в результате мошеннического референдума, когда для «голосования» на эту землю прибыли десятки тысяч этнических турок.
Это бывшая сирийская территория — Государство Хатай, — где примерно 40% населения составляли туркоманы. В Западной Армении на то время вместе с русскими войсками воевали бригады, сформированные из армянских добровольцев. Сначала это были батальоны, армяне указывают их численность в 12 тыс. человек. И когда после развала Кавказского фронта началось турецкое наступление, они долго не могли остановить противника, пока не отступили до Сардарапата (ныне Армавир). Только там удалось нанести туркам поражение, в результате чего армяне сохранили часть территории и свою государственность. В одиночку армянская армия не смогла отвоевать захваченную турками территорию даже у разваливающейся турецкой армии. Слишком много армян было уничтожено, считается, что все мужское население, наиболее боеспособная его часть, было мобилизовано в османскую армию,
затем разоружено и расстреляно во время геноцида армян в 1915 году.
Безусловно, соглашение Сайкса — Пико, заключенное сто лет назад, заложило противоречия, вылившиеся в последовавшие конфликты, которые мы до сих пор наблюдаем в этом регионе. Потому что раздел проходил не по территориям проживания народов — этническим и религиозным особенностям, — а в соответствии с аппетитами великих держав. Если бы учитывалась этническая карта региона, сегодня мы имели бы совсем другую картину. Не учитывались интересы ни армян, ни курдов. У меня нет уверенности, что интересы армян значили слишком много для Великобритании и Франции. А Россия на это тоже смотрела спокойно — приютила армянских беженцев, но ни о каком создании армянского государства в императорской России речи не шло.
Более того, в надежде на продолжение социалистической революции большевики передали туркам даже армянские и грузинские территории, входившие ранее в состав Российской империи.
Когда решался вопрос о территории Армении, американский президент Вудро Вильсон выступал в качестве арбитра при определении будущих границ. Арбитраж американского президента — очень важный шаг, однако решения арбитража выполнены не были.
На Арабском Ближнем Востоке, среди курдов, соглашение Сайкса — Пико вспоминают куда чаще, чем на Западе, потому что оно было заложено в Севрский договор, на основе которого позднее великие державы получили мандаты на управление этими территориями.
Именно этот договор определил современные границы арабских государств.
При этом были полностью проигнорированы курды, так и не получившие своей государственности. Современная война в Турецком Курдистане, противоречия между арабами и курдами в Ираке — все это последствия тогдашнего раздела «османского наследства». Именно это и заставляет нас вспоминать историю и тайное соглашение Сайкса — Пико, подписание которого датируется 16 мая 1916 года.
Лозаннский мирный договор 1923 года Турции не указ?
22 ноября 2016 года в ходе своего выступления в Анкаре Президент Турции – Реджеп Тайип Эрдоган – поставил под сомнение Лозаннский мирный договор, который почти что сто лет назад фактически установил известные нам сегодня территориальные границы Турции.
Реджеп Тайип Эрдоган решил поиграть в султана и для этой цели вовсе не против перекроить карту Европы и Азии. Графика: www.krеmlin.ru, CC BY 4.0
Ответная реакция не заставила себя долго ждать: Греция глубоко возмущена, а Европа серьёзно задумалась о судьбе дальнейших переговоров с Турцией касательно членства последней в ЕС. Чем так не понравился Лозаннский мирный договор 1923 года г-ну Эрдогану? Подробности читайте в данном материале Портала «Швейцария Деловая».
Греческие острова — часть Турции?
24 июля 1923 года, в столице швейцарского кантона Во, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Греция, Румыния, Югославия (1-ая сторона) заключили соглашение с Турцией (2-ой стороной) о распаде Османской Империи («Лозаннский мирный договор 1923 года»), тем самым провозглашая новые государственные границы Турции, известные нам сегодня.
По Договору, Турция отказалась от претензий и утратила контроль над Аравией, Египтом, Суданом, Триполитанией, Киренаикой, Месопотамией, Палестиной, Трансиорданией, Ливаном и Сирией, островами в Эгейском море (включая Лемнос, Самотраки, Лесбос, Хиос, Самос, Икария).
Для самой Турции Лозаннский мирный договор 1923 года означал не только потери, но и приобретения: турецкие власти смогли добиться права выдворить всех греков со своей территории; кроме того, Турция смогла предотвратить создание «национального очага» армян и снизить размер подлежащий выплате контрибуций Османской империи.
Несмотря на прошествие почти 100 лет с тех времён, текущий президент Реджеп Эрдоган имеет на историю своё мнение. Глава государства уже неоднократно критически высказывался касательно Соглашения в части установленных территориальных границ в Эгейском море.
По его мнению, некоторые острова, переданные Греции в рамках Лозаннского мирного договора, на самом деле должны принадлежать Турции, ведь «там до сих пор находятся наши святыни и мечети».
Г-н Эрдоган указал, что Лозаннский мирный договор 1923 года не является «неоспоримым фактом», поэтому может быть пересмотрен.
В свою очередь, подобные заявления незамедлительно вызвали ответную реакцию со стороны Греции. Премьер-министр Алексис Ципрас заверил, что раз сама Греция никогда не ставила под сомнение Лозаннский мирный договор и текущие территориальные границы – в частности в Эгейском море – она не позволит это сделать кому-либо другому.
Алексис Ципрас. Графика: Robert Crc, FAL
Европарламент усомнился на счёт Турции
Похоже, что заявление г-на Эрдогана привлекло внимание не только Греции, но и всего Европейского союза. Так, поначалу представители Европарламента призвали Союз приостановить сотрудничество с Турцией по вопросу об её вступления в ЕС, а уже 24 ноября 2016 года официально проголосовали в пользу «временной заморозки» переговоров (479 голосов – за, 79 голосов — против).
По мнению политиков, дальнейшей интеграции Турции в ЕС помешало наличие политических репрессий в стране и отсутствие верховенства закона. Чего стоит лишь последняя дискуссия в турецком парламенте о фактической легализации педофилии (конечно, законопроект не использует данный термин; он со ссылками на исламское право предусматривает разрешение на занятие сексом с девочками старше 12 лет, если мужчина согласится женится на своей жертве).
И если политики по-прежнему выбирают довольно обтекаемые формулировки в адрес Анкары, то журналисты и защитники прав человека однозначно подчёркивают: за время правления г-на Эрдогана Турция превратилась в исламистское авторитарное государство, власти которого проводят агрессивную внешнюю и репрессивную внутреннюю политику.
А противоречащее международному праву (поскольку Турция 23 августа 1923 года ратифицировала Договор, она обязана придерживаться его положений) желание лишить Лозаннский мирный договор 1923 года его юридической силы служит лишь ещё одним доказательством исторического реваншизма, преследуемого Анкарой.
25 ноября 2016 года стало известно, что Реджеп Тайип Эрдоган открыто пригрозил Европе открытием границ для нелегальных мигрантов из Африки и Азии. По его мнению, последние «придут в Европу и завоюют её». В качестве лирического отступления следует лишь поблагодарить турецкого деспота за правду: он лишь озвучил истинную цель наплыва нелегалов в Европу.
России придётся выбирать между Анкарой и Ереваном
За тем, как Турция поставила под вопрос Лозаннский мирный договор, с опасением наблюдают не только в Афинах, но и на восточной границе Турции – в Армении.
Общеизвестно, что Турция и Армения – деликатно выражаясь – особой любви друг к другу не питают. И тут уже для России возникают очевидные дипломатические дилеммы: с одной стороны, Ереван – один из ближайших вассалов союзников Москвы, охлаждение отношений с которым неминуемо дополнит печальный список всех тех стран, с которыми Кремль успел разругаться в последнее время.
С другой стороны, Россия не может (или всё таки может?) пойти против новоприобретённого союзника (вчерашнего врага) – Турции.
Очевидно, что не последнюю роль в оформлении политики Москвы будет играть тот фактор, насколько эффективно мощная армянская диаспора в России сможет пролоббировать антитурецкую политику. Ведь не в её интересах, чтобы Турция денонсировала Лозаннский мирный договор 1923 года: если сегодня Анкара устремила взор на греческие острова, то не исключено, что завтра последуют территориальные претензии к другим соседям (в т.ч. и к Армении, а, возможно, даже к самой России).
100 лет назад был подписан Московский договор
Московский договор — «договор о дружбе и братстве», подписанный 16 марта 1921 года в Москве представителями правительства Великого национального собрания Турции и правительства РСФСР
С весны 1920 года в Турции одновременно функционировали два центра власти: правительство сторонников лидера национально-освободительного движения Мустафы Кемаля и администрация султана Мехмеда VI, признанная международным сообществом. Кемалисты базировались в Анкаре, монархисты – в оккупированном Антантой Константинополе. Между верными им отрядами периодически происходили вооруженные столкновения, в которых решающего перевеса долгое время не могла добиться ни одна из сторон.
10 августа 1920 года во французском Севре был подписан договор между странами Антанты и их союзниками с одной стороны и Османской империей (султанское правительство) с другой. Условия были унизительными для турок: численность их армии ограничивалась 50 тыс. человек, страна утрачивала огромные территории и, кроме прочего, признавала независимость Армении.
Одновременно турецкие войска под командованием Кемаля вторглись в Армению, захватив Карс, Александрополь (ныне Гюмри) и другие города.
2 декабря 1920 года война завершилась заключением Александропольского договора на крайне невыгодных для армян условиях, на которые вынужденно согласилось правительство, состоявшее из членов националистической партии «Дашнакцутюн». За Арменией оставались лишь район Эривани (ныне Ереван) и район озера Гокча (ныне Севан). Проигравшая сторона должна была отменить обязательную воинскую повинность, иметь армию численностью до 1,5 тыс. штыков при 20 пулеметах и 6 артиллерийских орудиях и принять другие жесткие требования, по сути превращавшие ее в турецкий вилайет. Турция получала контроль над армянской железной дорогой, а также право беспрепятственного проезда своей армии по территории Армении.
В тот же день Советская Россия и армянские большевики подписали соглашение, согласно которому Армения провозглашалась независимой социалистической республикой. Иными словами, Ленин признал армянский суверенитет, а РСФСР обязывалась принять меры к сосредоточению вооруженных сил для защиты Армении. Дашнакское правительство было отстранено от власти. Ряд исследователей убежден, что советизацией Армении Москва спасла эту страну от полного уничтожения кемалистами.
«События 1920—1921 годов выявили три важнейших аспекта в турецкой проблеме: первый касался права турецкой нации на жизнь и на создание собственного суверенного Турецкого государства, второй — проблемы черноморских проливов, третий — территориальных разграничений Турции с ее соседями, прежде всего в Закавказье. По первым двум аспектам Турция и Советская Россия продемонстрировали близость взглядов. Советская Россия была единственным государством, высказавшимся за право турок существовать в качестве нации и иметь свое независимое государство. Большевистское руководство отказалось от позиции царской России, в соответствии с которой черноморские проливы должны были быть присоединены к России», — писал историк Анатолий Клинов.
Как отмечал Али Фуат Джебесой, в начале 1920-х — посол Турции в Москве, после установления большевистского режима в России его единомышленники всерьез задумались о «прекращении турецко-русской вражды, посеянной правителями, и об укреплении братства и дружбы между нашими народами». Кемалисты предпочли союз с РСФСР гипотетическому сближению с Антантой, оккупировавшей обширные территории Турции. Они понимали, что в силу своей международной изоляции Советская Россия готова пойти на материальные и территориальные уступки. Поэтому еще до созыва Сивасского конгресса Общества защиты прав Анатолии и Фракии обсуждался вопрос о поездке на переговоры в Москву.
В свою очередь, в советском наркомате по иностранным делам подчеркивали важность установления признанных границ с Турцией.
Московская конференция с участием делегаций двух стран открылась 26 февраля 1921 года — на следующий день после установления советской власти в Грузии и получения РСФСР прямого доступа в Армению: ранее меньшевистское правительство в Тифлисе препятствовало транзитному провозу грузов через свою территорию.
В ходе заседаний в Кремле были решены многие вопросы, касавшиеся армяно-турецких отношений.
«Благодаря активности советской дипломатии и реалистической позиции, занятой председателем Великого национального собрания и премьер-министром Турции Мустафой Кемалем, трудности в советско-турецких отношениях успешно преодолевались, — указывал историк Павел Густерин. — В инструкции по ведению переговоров, полученной от председателя Совнаркома Владимира Ленина, говорилось, что необходимо положить «начало сближению и дружбе чрезвычайно прочно».
Самый важный документ — Договор о дружбе и братстве (также известен как Московский договор) — был принят 16 марта 1921 года. Со стороны ВНСТ его подписали Джебесой, Рыза Нур (позже — министр здравоохранения Турции) и Юсуф Кемаль (с конца марта 1921-го — министр юстиции, затем глава МИД), со стороны Совнаркома РСФСР — наркоминдел Георгий Чичерин и глава правительства Дагестана Джелал-Эд-Дин Коркмасов.
«Все договоры, до сего времени заключенные между обеими странами, не соответствуют обоюдным интересам, — гласил текст документа. — Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы».
Также отмечалось, что страны сближала «существующая между ними солидарность в борьбе против империализма».
Первые 3 статьи договора были посвящены установлению северо-восточной границы Турции с Советским Закавказьем.
На переговорах обсуждалось, что все земли, включенные в состав России в результате русско-турецкой войны 1877-1878 годов (округа Карса, Ардагана и Батума), будут возвращены Турции. Однако курировавший переговорный процесс Иосиф Сталин, понимая важность Аджарии с Батумским портом, в последний момент предложил туркам оставить Батумский округ за Грузией в обмен на передачу Турции Сурмалинского уезда «с национальным символом армянского народа — горой Арарат». Турки ответили согласием.
Поэтому в соответствии со статьей 1 договора Турции отходили округа Карса и Ардагана (с включением ряда территорий, относившихся к Ахалцихскому и Ахалкалакскому уездам и рассматривавшихся Грузией в качестве своих исконных земель), а также Сурмалинский уезд с горой Арарат.
Турция уступила Грузии не всю территорию Батумского округа, а только порт и сам город Батум с небольшим районом. Согласно турецкой позиции, предполагалось, что Турция и РСФСР сохранят за собой право вмешательства в дела Аджарии в случае необходимости и по предварительной договоренности между собой. Впрочем, после вхождения Грузинской ССР в состав СССР через Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) в 1922 году Москва начала распоряжаться в Аджарии без оглядки на Турцию.
Кроме того, турки вернули Армении захваченный несколькими месяцами ранее Александрополь. Нахичевань отошла Советскому Азербайджану.
Статья 1 договора также гласила, что каждая из договаривающихся сторон соглашается не признавать никаких мирных договоров или иных межгосударственных актов, к принятию которых принуждалась бы силой другая из договаривающихся сторон. Совнарком РСФСР аннулировал все долги Турции перед царским правительством и обещал, что будет поддерживать «турецкий суверенитет» и «национальные права турецкого народа».
Большое политическое значение имела статья 4, в которой, в частности, сообщалось: «Обе договаривающиеся стороны, констатируя соприкосновение между национальным освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй, торжественно признают за этими народами право на свободу и независимость, а равным образом их права на избрание формы правления, согласно их желаниям».
Статья 5 договора регламентировала статус проливов. Отныне пропускной режим должен был определяться конференцией причерноморских стран. В статье 6 аннулировались все договоры, ранее заключенные царским и султанским правительствами, как не соответствующие обоюдным интересам.
Согласно статье 9, Советская Россия и Турция обязывались принять все необходимые меры для сохранения и развития железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, а также обеспечить свободное передвижение людей и товаров между обеими странами.
Исследователями отмечается, что с точки зрения международного права договор не имел юридической силы, поскольку на момент его подписания РСФСР и ВНСТ не выступали в качестве субъектов международного права. По мнению армянских представителей, договор носил грабительский характер и был заключен за спиной армянского народа «при непосредственном активном участии Сталина, которого никто на это не уполномочивал». Отмечают, что «договор зафиксировал продажу Турции 30 тысяч квадратных километров армянской земли».
13 октября 1921 года при участии представителей РСФСР в Карсе был подписан договор между Армений, Азербайджаном и Грузией, с одной стороны, и Турцией, с другой. Его положения практически повторили суть Московского договора. В документе прописывалось, что города Карс и Ардаган, а также гора Арарат отходят к Турции. 22 января 1922-го командующий вооруженными силами Украины и Крыма Михаил Фрунзе провел переговоры с Кемалем в Анкаре, подписав договор о дружбе от имени Украинской ССР.
Советско-турецкие договоры имели огромное значение для укрепления политической власти Мустафы Кемаля.
Как заключал Юсуф Кемаль, «престиж и значение анатолийской Турции в Европе держатся исключительно благодаря России и нашей дружбе».
«Что касается Карсского и Московского договоров, то это был сговор большевистского руководства и Турецкого правительства под руководством Мустафы Кемаля, который под соусом распространения революции на Востоке в очередной раз в истории обманул русскую сторону. Хотя, если быть объективным, и Советская Россия, и кемалистская Турция делали одно общее дело, и в их геополитической игре Армении было уготовано ровно столько места, сколько отводила ей Россия», — констатировал в разговоре с «Газетой.Ru» историк Ваагн Крбекян.
В 1945 году Сталин предъявил территориальные претензии к Турции, потребовав возвращения территорий, переданных Кемалю в 1921-м.
Этот момент упоминается в Фултонской речи Уинстона Черчилля. После смерти вождя в 1953 году СССР официально отказался от территориальных претензий к Турции. Позже Никита Хрущев сетовал в своих мемуарах, что из-за действий Сталина «мы потеряли дружескую Турцию и теперь имеем американские базы на юге».