Физтех электричка что это такое
МФТИ запустил «Физтех.Электричку» на Савеловском направлении
МФТИ и Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) запустили «Физтех.Электричку» к 70-летнему юбилею института. Именной электропоезд с сегодняшнего дня курсирует по Савёловскому направлению.
Поезд оформили архивными фотографиями, университетскими легендами, студенческими байками, цитатами основателей, выпускников и преподавателей МФТИ. По словам представителя пресс-службы вуза Ксении Цветковой, фотографии для оформления собрали из личных коллекций выпускников и ветеранов Физтеха, также использовали оцифрованные фотографии из музея МФТИ. «Собранные байки — это местный фольклор, он передается из уст в уста, из поколения в поколение, » — добавила она.
Савеловское направление, по которому курсирует поезд было выбрано неслучайно: МФТИ расположен в Долгопрудном, так что студенты и сотрудники института регулярно ездят на электричках от Савёловского вокзала или от станции «Тимирязевская».
Электрички стали частью университетской культуры Физтеха, с ними связано множество баек и легенд, которые можно прослушать в аудиогиде «По дороге на Физтех». Например, одна из легенд рассказывает о том, как Кустодиев создавал картину с физиками Капицей и Семеновым.
Молодые Петр Капица и Николай Семенов однажды задались амбициозной целью — они хотели, чтобы их парный портрет написал художник Борис Михайлович Кустодиев. Кустодиев не делал заказных портретов, а писал только тех, кто интересовал его своей неординарностью. На вопрос художника: «А почему вы полагаете, я должен вас писать?», Капица ответил: «Перед вами два будущих Нобелевских лауреата».
«Пришли и говорят: „Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас“. И такие они бровастые, краснощёкие (им и голод нипочём), такие самоуверенные и весёлые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своём институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу…» — рассказывал Кустодиев.
Ученые действительно получили Нобелевские премии: Петр Капица в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия, а Николай Семенов — за разработку теории цепных реакций в 1956 году (вместе с Сирилом Хиншелвудом). Николай Семенов — единственный советский ученый, когда-либо получивший Нобелевскую премию по химии.
Московский физико-технический институт, также известный как Физтех, — один из ведущих российских вузов. Он готовит специалистов в области теоретической и прикладной физики, математики и смежных дисциплин. В начале года команда научных популяризаторов МФТИ запустила развлекательный видеоблог Физтех.Science о достижениях российской науки и рассказала «Мелу» о том, как и почему стоит шутить о науке.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Физтех»: какой станет конечная станция Люблинско-Дмитровской линии метро
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Метро идет на север. Люблинско-Дмитровская линия метро дотянулась уже до Бескудниковского района. И это не предел. Сейчас строятся все три станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Таким образом салатовая ветка дойдет до поселка Северный.
Мэр Москвы Сергей Собянин 25 мая осмотрел ход строительства станции «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Длина участка от станции «Селигерская» до поселка Северный составит около 7 км. Его планируется построить до конца 2022 года.
Станция «Физтех» расположится вдоль Дмитровского шоссе, севернее бульвара Академика Ландау, вблизи ЖК «Северная Слобода-2». У нее будет всего один вестибюль, а выходы организуют со стороны бульвара Академика Ландау.
Участок салатовой линии метро до «Лианозово» будет длиной 3,1 км. Его построит тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Клавдия» диаметром 6 метров. Машина пройдет вдоль Дмитровского шоссе и выйдет за МКАД.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Тоннели до ст. «Физтех» планировали сделать наземными
Участок Люблинско-Дмитровской линии до станции «Физтех» планировали сделать наземным. Предполагалось, что из-за градостроительных, планировочных и инженерно-технических ограничений весь участок невозможно «спрятать» под землю.
Однако на этапе проектирования линии метро жители прилегающих районов не раз выражали пожелания, чтобы строительство велось подземным способом. Учитывая мнение горожан и данные проведенного сравнительного анализа, проект обсудили повторно и утвердили альтернативный вариант.
Решение поддержано активом жителей Северо-Восточного округа, префектурой и местными депутатами.
Преимущества подземного способа:
Как изменится транспортная ситуация в поселке Северный с открытием метро?
Салатовая линия придет в Северный до конца 2022 года, это позволит:
Новые станции обеспечат транспортное обслуживание жителей районов Бескудниковский, Дмитровский, Лианозово, Восточное и Западное Дегунино, а также будущий международный научно-образовательный кластер «Физтех-ХХI» и технопарк МФТИ.
В 2018 году на Люблинско-Дмитровской линии метро открылись станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
Открытие станции метро “Окружная” и планы станции “Физтех”
Сегодня произошло важное для многих физтехов событие — открытие станции метро “Окружная” Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии, расположенной в шаговой доступности от одноименной ж/д станции Савеловского направления.
“Поток” разобрался, какие планы у строителей на продолжение салатовой ветки и что известно об открытии станций метро “Лианозово” и “Физтех”.
Станция метро “Окружная” и дальнейшее развитие транспортного узла
Студенты и сотрудники МФТИ часто используют электрички Савеловского направления, чтобы добраться до Москвы, и самые популярные станции прибытия — “Тимирязевская” (соединенная с одноименной станцией Серпуховско-Тимирязевской линии метро) и “Окружная” (интегрированная с МЦК). Последний год в районе Окружной активно ведется строительство, и сегодня подошел к концу его первый этап — открытие южного вестибюля станции метро Люблинско-Дмитроской (салатовой) ветки. Сейчас от ж/д станции до входа в метро примерно 5-6 минут (по информации Яндекс.Карт).
Расположение входа в южный вестибюль станции метро по отношению к ж/д станции и МЦК.
Теперь добраться от МФТИ до метро можно буквально за 12-15 минут (от станции “Новодачная” до “Окружной” всего 5 станций). Таким образом, можно ожидать, что остановка “Окружная” станет еще популярней у физтехов, особенно учитывая в два раза меньшую стоимость билетов (по сравнению с “Тимирязевской”) и отсутствие турникетов (в настоящее время).
Строительство транспортно-пересадочного узла
В ближайших планах строителей — создание транспортно-пересадочного узла (ТПУ) “Окружная”, который объединит северный вестибюль станции метро, станцию МЦК и остановочный пункт ж/д крытыми пешеходными переходами. После интеграции расстояние между МЦК и остановочным пунктом сократится с 260 метров до 50 метров, а добраться до станции метро можно будет не выходя на улицу.
Строительство ТПУ планируется завершить к концу 2018 года (согласно информации stroi.mos.ru).
Станция метро “Лианозово”
К 2020-2021 годам планируется продлить Люблинско-Дмитровскую линию метро до станции “Лианозово”, интегрированную в ТПУ с одноименным остановочным пунктом Савеловского направления ж/д. Это еще сильнее приблизит метро к МФТИ, дав возможность студентам и сотрудникам добираться до метро за несколько минут, проезжая на электричке всего 2 станции.
План ТПУ “Лианозово”
Станция метро “Физтех”
Как вы, возможно, помните, летом 2017 года “Поток” писал о планах Правительства Москвы продлить метро до станции “Физтех”. Эти планы утверждены, и станцию Люблинско-Дмитровской линии с таким названием собираются построить в районе “Северный” после 2021 года.
С датой открытия “Физтеха” есть противоречия: согласно инфографике ниже и декабрьским новостям, строительство начнут в конце 2018 года, а запустят в 2022 году. Однако сегодняшняя новость (источник) утверждает, что только строительство начнется после 2021 года.
План станции “Физтех” в районе Москвы “Северный”
Планируемое расположении станции метро, источник — stroi.mos.ru
Название станции и ее расположение приурочено к технопарку “ФизтехПарк” и научно-образовательному кластеру “Физтех XXI” (здания кластера планируется построить на месте рощи, находящейся за ж/д дорогой напротив студгородка).
Проектное расположение станции метро достаточно удалено от МФТИ (примерно 1 км от остановки “Новодачная” и 1,5 км от учебных корпусов). Однако открытие метро предложит неплохую альтернативу столь популярным у физтехов электричкам и позволит не зависеть от их расписания.
Таким образом, в ближайшие годы должна быть существенно улучшена транспортная связь МФТИ с Москвой, что не может не радовать. Редакция искренне надеется на осуществление этих планов и желает читателям увидеть реализацию знаменитой первоапрельской штуки, станцию “Физтех”, открытой как можно скорее.
25 лет станции «Физтех»
Ровно 25 лет назад, 1 апреля 1996 года, была открыта станция метро «Физтех» Серпуховско-Тимирязевской линии. За годы эксплуатации «Физтех» стал неотъемлемой частью институтского кампуса. Здесь в переходе собираются непоместившиеся на НК физтехи, а стены украшают надписи «Все на ФПФЭ» и подпись к советскому гербу — «Коси и забивай». Именно на метро на «Физтех» приезжал нобелевский лауреат Константин Новосёлов после получения премии в 2010 году.
Первоначально станцию планировалось сделать наземной, так как глубина заложения соседней — «Алтуфьево» — всего 9 м. Однако физтехи возмутились и написали открытое письмо в департамент транспорта Москвы с просьбой закопать «Физтех». «Нам не нужна вторая электричка, у нас уже есть “Новодачная”, мы хотим поглубже, чтобы было настоящее метро!» — так прокомментировал ситуацию глава студсовета ФОПФ Владлен Мусоргский.
Станция «Физтех» на карте метро в 1996 году.
Просьба студентов была услышана, и «Физтех» заложили на глубине 3,14 метров. Глубже закопать станцию не удалось из-за болотистой почвы Долгопрудного (она же повлияла на сроки открытия станции).
«Участок был пройден единственным в России тоннелепроходческим механизированным комплексом с гидропригрузом. В самом начале, на первых 500 метрах, щиту пришлось идти под местным прудом через глину в трех метрах от дна. Затем были успешно пройдены МКАД, действующая заправка (без ее переноса), и только потом пошли благоприятные для машины породы», — отмечал глава «Мосметростроя» Сергей Гуков.
Открытие станции планировалось к 60-летнему юбилею Московского метрополитена в декабре 1995 года, вместе с открытием Люблинской линии (станции «Чкаловская», «Римская», «Крестьянская застава», «Кожуховская», «Печатники» и «Волжская»), однако из-за сложных грунтов, затруднивших строительные работы, открытие перенесли на апрель 1996 года.
Выход щита на станции «Физтех»
1 апреля состоялось торжественное открытие станции. Мероприятие прошло в весенней праздничной атмосфере, присутствовали представители администрации Москвы, Долгопрудного и Физтеха.
«Хочу всех поздравить с тем, что мы приобрели еще одну красивую станцию. Метрополитен — это уже 157 станций и более трехсот километров пути», — подчеркивал мэр Москвы в интервью ИТАР-ТАСС.
Многочисленные и воодушевленные физтехи пели гимн МФТИ «По всей земле из Долгопрудной» и обещали переделать кричалку «от Коробки до НК» на «от метро и до НК».
«Теперь мы по-настоящему московский вуз. До базы теперь станет проще добираться. Раньше мне нужно было вставать в 6:15, чтобы успеть на электричку и приехать на базу в Троицк к 9:00. А теперь я могу поспать на 10 минут подольше», — радовался 4-курсник физхима Иван Баянов .
«Будем туннелировать в Москву», — каламбурили студенты ФОПФ.
Настроение Ивана подхватывали и другие физтехи : «Теперь не страшно опоздать на электричку, будем чаще ездить на пары на базовой кафедре».
Студент ФАЛТ Виталий Витальев иронизировал: «ФАЛТ стал еще ближе к кампусу. Осталось открыть метро в Жуковском. Будем сюда приезжать каждый день, когда там тоже будет метро».
Открытие станции «Физтех»
«Физтех» стала 157-й станцией метро и 23-й станцией Серпуховско-Тимирязевской линии. Протяженность перегона «Алтуфьево» — «Физтех» составляет 4,75 км. Глубина заложения — 3,14 м (расположена ближе всех в поверхности, обходя «Печатники» — 5 м). Является самой северной станцией Московского метрополитена.
За 25 лет эксплуатации «Физтех» принял суммарно более 6,626 070 пассажиров, на линии поменялось более 1,054 5 составов и 4,135 6 вагонов.
Мало кто знает, но знаменитая сцена из третьего фильма «Матрица: Революция» на станции метро Mobil Avenue снималась именно на «Физтехе». Изначально тогда еще братья Вачовски (режиссеры фильма) планировали оставить в кадре надпись «Sapere aude» (лат. «дерзай знать» — девиз МФТИ), которая красовалась на стене вестибюля «Физтеха», замазав только логотип МФТИ. Однако на стадии монтажа фильма станцию было решено переименовать в Mobil Avenue, так как из «Mobil» можно составить анаграмму слова «limbo» («лимб»), а вот из «Sapere» получалось составить только анаграмму «a spree» — «кутеж», что совсем не отвечало духу фильма.
Оригинальный вид станции «Физтех» в «Матрице» (до монтажа)
Станция «Физтех» стала важным объектом инфраструктуры Долгопрудного и первым шагом к развитию транспортных артерий между Москвой и областью. Всего две станции, кроме нее, имеют выходы в нескольких городах: «Котельники» (в Москве, Котельниках и Люберцах) и «Новокосино» (в Москве и Реутове).
Вип-вагон тестировался на «Физтехе»
Несколько лет назад Профкому удалось договориться с департаментом транспорта Москвы, и теперь ровно в 12 ночи перед экзаменами в летнюю и зимнюю сессию диктор на станции торжественно объявляет: «Уважаемые пассажиры! Халява, приди!»
Вот что говорит о «Физтехе» машинист Иннокентий Харонов, проработавший на Серпуховско-Тимирязевской линии 25 лет:
«Да, “Физтех” — особенное место, мое любимое на всей серой ветке. Здесь все какое-то другое: пассажиры, атмосфера — все отличается. С самого открытия в 1996 году он мне как-то в душу запал. Хоть “Физтех” и конечная остановка, не всегда легко тронуться. Хочется подольше постоять, посмотреть на спешащих студентов, полюбоваться вестибюлем. Но работа есть работа».
Поздравляем «Физтех» с юбилеем!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кафедра общей физики: объявления
По вопросам организации учебного процесса на кафедре общей физики следует обращаться к начальникам соответствующих курсов:
1 курс: Юдин Иван Сергеевич ivanyudin@mail.ru;
2 курс: Филатов Юрий Николаевич yuriifilatoff@mail.ru;
3 курс: Калашников Александр Дмитриевич kalashnikov@phystech.edu
Просим всех студентов оставлять отзывы о работе преподавателей кафедры (опрос анонимный)
Новости
на котором будет прочитан доклад «Оптические свойства и применения тонких пленок однослойных углеродных нанотрубок» пройдет в среду, 24 ноября, в 17:00 в аудитории 119 ГК*
Докладчик: Юрий Гладуш – к.ф.-м.н., старший преподаватель, руководитель группы по оптическим применениям углеродных нанотрубок в лаборатории Наноматериалов Сколковского Института Науки и Технологий.
Запланирована прямая трансляция по Zoom (ссылка внутри).
С 1 по 6 сентября будет производиться набор на курс проектной деятельности. Желающие участвовать в этом курсе должны до 5 сентября 19:00 заполнить онлайн форму. Отбор будет произведён по результатам собеседования в понедельник в 18-30 в ГФ. Подробнее.
Дополнение
Кафедра общей физики готова набрать еще нескольких второ- и третьекурсников на курс проектной деятельности.
Желающие участвовать в этом курсе должны до 10 сентября 20:00 заполнить указанную выше форму.