Физра ору что это
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование
Лариса Шабалина
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование
Существуют различные определения понятия «общеразвивающие упражнения».
ОРУ (общеразвивающими упражнениями) называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.
ОРУ ещё называют абстрактными или аналитическими, т. к. они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые, могут выполняться отдельно.
Общеразвивающие упражненияимеют ряд особенностей:
• просты и доступны всем категориям занимающихся. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно;
• они точно дозируются;
• могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях;
• оказывают относительно изолированное (избирательное) воздействие на отдельные части тела и группы мышц;
• позволяют легко регулировать нагрузку.
Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, общеразвивающие упражнения помогают освоить различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах, и др.).
Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.
ОРУ способствуют активному развитию:
— гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;
— координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;
а) равновесию как способности организма ребенка удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;
б) точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;
в) пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.
Основная классификация общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела)проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.
Упражненияуказанных групп могут быть направлены:
Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)
Упражнениядля рук и плечевого пояса:
1. Поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;
2. Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;
3. Круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
4. Повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;
5. Взмахи и рывковые движения рук;
6. Свободное потряхивание расслабленных рук.
Упражнения для туловища:
1. Наклоны, повороты, круговые движения головой;
2. Повороты головы и туловища вправо, влево;
4. Круговые движения туловища с различными положениями рук;
5. Поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;
Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т. к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба.
Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т. к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок.
Упражнения для ног:
1. Поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;
2. Сгибание и выпрямление ног;
3. Махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;
4. Приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;
5. Круговые движения стоп ног из разных исходных положений;
Классификация ОРУ может быть выполнена и на основе других признаков.
1) По признаку принадлежности к той или иной системе (европейской, восточной, евроамериканской, ритмопластической и т. п.).
2)Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражненияв свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.
4) По признаку развитию определенных двигательных способностей и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).
5) По признаку использования упражнений: без предметов, с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях и др.) и со снарядами (скамейка).
6)По признаку организации группы: выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,
7)Пространственного размещения занимающихся: в кругу, в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.
8) По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.
9)По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы препятствий, сюжетно-образные и др., поточным методом (на месте, с продвижением, серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.
10) По прикладному характеру применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивные (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде,) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.
Итак, общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в дошкольном учреждении. Они различны по структуре, сложности выполнения, нагрузке, воздействию. Общеразвивающие упражнения играют важную роль в развитии и оздоровлении ребенка, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела.
Предназначенные для развития отдельных мышечных групп, общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.
2. Исходные положения
Исходными называются положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения.
Многообразие исходных положений из различных позиций представлено в таблице 1.
Исходные положения из различных позиций
Положение ног Положение рук Исходные положения сидя Исходные положения лежа
3. Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т. к. обеспечивает устойчивость;
3. Требования к отбору ОРУ
При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.
Отбор ОРУ зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания.
Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми раннего возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы.
Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания, с отягощением или без него и т. п.).
Вместе с тем руководящие условия воспитателяконцентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:
1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.
3. Способы подачи упражнений.
4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.
С помощью общеразвивающих упражненийпедагог решает задачи:
• обеспечить формирование правильной осанки;
• содействовать подготовке организма ребенка к будущей нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.
Подбор физических упражнений, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах.
Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.
Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие.
Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться:
• при свободном построении в звенья, в круг,
• при построении в колонны (передача предметов друг другу, в кругу с большой веревкой,
• группами с большими гимнастическими обручами, веревками,
При отборе ОРУ учитывается возраст детей. Постепенно увеличивается количество упражнений и дозировка их выполнения (таблица №2).
Требования к количеству упражнений и дозировке ОРУ
в разных возрастных группах
Возрастная группа Количество упражнений Дозировка выполнения упражнений
младшие группы 3-4 имитационного характера 4-5 раз
Средняя 4-5 4-6 раз
Подготовительная 6-7 6-8 раз
Подбор ОРУ обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.
Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.
Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения.
В этом случае старшие дошкольники могут понять структуру нового движения по объяснению.Выполнение по объяснению содержит значительные преимущества: оно не только формирует тело, но и активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность.
Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.
Физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.
Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо обеспечить усвоение определенных знаний.
Воспитанию самостоятельности будут способствовать и упражнения с частичной регламентацией, которые должны широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, например, воспитатель предлагает выполнить приседание с прямой спиной, а положение рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т. д.
Общеразвивающие упражнения должны подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений.
Предъявляются разные требования к качеству, темпу выполнения ОРУ в зависимости от уровня физической подготовленности детей. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений.
В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении.
Осознанное выполнение характеризуется следующими показателями: знание структуры общеразвивающих упражнений; понимание последовательности выполнения двигательного действия от принятия исходного положения до достижения конечного результата; умение рассказать о выполняемых движениях, используя пространственную терминологию; анализировать и сравнивать собственные движения и движения других детей;переход от усвоения движения и осознанного его выполнения к овладению возможностями варьирования движений; сознательный перенос полученных знаний, умений, навыков в разнообразные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь.
Каждые 2 недели составляется новый комплекс общеразвивающих упражнений (например, для утренней гимнастики).
4. Использование предметов в ОРУ
Чаще всего в работе с детьми используются следующие предметы.
• Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах.
• Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног.
• Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.
• Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног.
• Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.
• Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.
• Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т. к. здесь появляются необычные исходные положения.
• Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка.
Действия с предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.
Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.
Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.
В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, «связанные одной веревочкой», невольно тянут ее каждый в свою сторону.
Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Фототчет «Чему мы научились» Моя тема по самообразованию ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».
Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей Кинезиологические методы влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы.
Консультация для родителей дошкольников «Музыка — средство физического развития» Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением.
Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.
Общеразвивающие упражнения для старших дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы по олимпийскому движению страна: Финляндия муз. сопровождение: финская полька атрибуты: без атрибутов выполняется в парах 1. и. п. о. с. руки на поясе 1-2 – наклон.
Патриоизм как средство духовного и физического развития дошкольников 23 Февраля — один из немногих дней в календаре, когда сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин и детей.
Самообразование «Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 114» Самообразование Тема.
Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Тема самообразования: «Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Данная тема по самообразованию.
Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты….
Сборник «Комплексы общеразвивающих упражнений»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
к плану работы творческого объединения «Движение к здоровью»
СБОРНИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.
Комплекс № 1 ОРУ на месте.
Исходное положение – о.с. 1- руки в стороны, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4 – Исходное положение.
Комплекс № 2 ОРУ без предметов.
Комплекс № 3 ОРУ на месте в парах.
1. Исходное положение – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки внизу. 1- руки в стороны, 2- руки вверх, встать на носки, 3- руки в стороны, опуститься на пятки, 4- исходное положение
12. Исходное положение – присед на правой, левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки. Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.
Комплекс № 4 ОРУ на месте (в колоннах).
Исходное положение – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1-3 отведение прямых рук назад, 4 –И.п
Исходное положение – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки в низу. 1- руки вверх, правую ногу назад на носок, 2,4- Исходное положение, 3- руки вверх, левую ногу назад на носок.
Исходное положение – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки в низу. 1-3 наклон вперед, руки отводить назад, 4- Исходное положение
Исходное положение – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1- руки вверх, прогнуться, 2- наклон вперед, 3- присед, 4 – встать.
Исходное положение – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 10 наклонов вперед под собственный счет.
Исходное положение – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1,2 – наклон вправо, 3,4 – наклон влево.
Исходное положение – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1 – выпад вправо, 2,4 – Исходное положение, 3 – выпад влево.
Исходное положение –стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1 – выпад вперед правой ногой, руки вперед, 2,4 – Исходное положение, 3 –выпад вперед левой ногой.
Исходное положение – стоя в шеренгах, в выпаде правой ногой вперед, руки на плечах рядом стоящего. 20 прыжков со сменой положения ног в выпаде, под собственный счет.
Исходное положение – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 12 приседаний под собственный счет.
Комплекс № 5 ОРУ с большим мячом.
7. Дыхательное упражнение. 3-4 раза.
Комплекс № 6 ОРУ с гимнастической палкой.
Комплекс № 7 ОРУ с флажками.
Комплекс №8 ОРУ с обручем.
Комплекс №9 ОРУ «Зарядка лыжника».
1. Ходьба на месте с махами руками.
2. В стойке «ноги врозь» пружинящие полуприседы с различными положениями рук.
3. Наклоны туловища в стороны, вперед, назад, руки на пояс.
4. Круговые движения руками вперед, назад.
5. Поочередные выпады вперед, руки в стороны.
6. Прыжки со сменой положения ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук.
Комплекс №10 ОРУ силовой направленности.
И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки за головой
Упр. выполняется до утомления мышц
Носки ног и колени максимально развести в стороны; присед – до положения – бедро параллельно полу; возвращаться в И.П. – ноги разгибать не полностью
И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – подняться на носках
Эффективнее выполнять упражнение, стоя на возвышении (например, на ступеньке), пятка на весу
И.П. – выпад правой ногой, руки на пояс.
1 – согнуть левую ногу
То же с левой ноги
Медленно сгибать и не полностью разгибать сзади стоящую ногу; в нижней точке колено практически касается пола
И.П. – стойка на правой ноге, левая вперед–вверх, руки на поясе
1 – опустить левую ногу на 30–50 см к полу.
При опускании нога пола не касается. Мышцы, удерживающие ногу на весу, должны оставаться напряженными по ходу всего упражнения
И.П. – стойка на правой, левая нога в сторону, руки на пояс
1 – опустить левую ногу на 30–50 см к полу.
Мышцы, удерживающие ногу на весу, должны оставаться напряженными по ходу всего упражнения
И.П. – стойка на правой, левая нога назад, руки на поясе
1 – опустить левую ногу на 10–25 см к полу
Повторить упр. 4, 5, 6 для правой ноги
В И.П. ногу отвести назад на максимально возможное расстояние; мышцы, удерживающие ногу на весу, должны оставаться напряженными по ходу всего упражнения
И.П. – упор лежа, руки согнуты, локти в стороны
Руки выпрямлять наполовину; мышцы, удерживающие тело (туловище), должны оставаться напряженными
И.П. – лежа на спине, руки за головой, правую ногу поднять вперед под углом 40°, левую – 10°
1 – поменять положение ног
40 раз; чередовать упр. 7 и 8
Голову, руки, поясницу от пола не отрывать
И.П. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой
1 – сгибание туловища вперед
Поясница от пола не отрывается, подбородок тянется вверх, а не к груди; опускаясь, не касаться головой и руками пола, т.е. мышцы живота не расслабляются
И.П. – лежа (не касаясь спиной пола), ноги согнуты – врозь
При подъеме таза – упор на лопатки и стопы; при выполнении – сильное напряжение мышц спины и ягодиц, задней поверхности бедра
И.П. – лежа на спине, руки за головой
1 – сгибание туловища вперед, правым локтем коснуться левого колена
3 – сгибание туловища вперед, левым локтем коснуться правого колена
Чередовать упр. 10 и 11
Поясница от пола не отрывается, подбородок тянется вверх, а не к груди; опускаясь, не касаться головой и руками пола, т.е. косые мышцы живота не расслабляются
И.П. – лежа на животе, руки вверху
1 – приподнять руки, грудь, ноги от пола
При возвращении в И.П. не касаться руками и носками пола
И.П. – упор лежа, руки согнуты, локти назад (прижаты к туловищу)
Облегченный вариант – из упора лежа на коленях. При разгибании руки полностью не выпрямлять
И.П. – лежа на правом боку, левая нога в сторону, правая рука под головой, левая рука в сторону
1 – приведение левой ноги к правой (не касаясь правой ноги)
Удерживать равновесие, напрягая мышцы туловища и ног, не сгибаться в тазобедренном суставе
Повторить упражнение 14 для левой ноги
Удерживать равновесие, напрягая мышцы туловища и ног, не сгибаться в тазобедренном суставе