Физика или биология что выбрать

Математика, Физика или Биология?

К урокам биологии школьники, да и взрослые нередко, относятся весьма легкомысленно. Особенно в младших и средних классах. Цветочки, птички, кошечки, рыбки… Всё понятно, руками можно потрогать, глазами можно увидеть. Это вам не Математика!

Администрация, зачастую уроки биологии ставит последними, вроде как на них, и отдохнуть можно. Отдохнуть, слава Богу, после трудов праведных!

Вот с таким мнением и доживают ученики до старших классов, где окунувшись в прелести «Общей биологии», топнут они в болоте «биологии молекулярной», а символику и задачки «Генетики» встречают, как будто чуждый японский язык, не пытаясь даже вникнуть в элементарное.

Поэтому уже с пятых классов, время от времени, я напоминала детям, – Биология наука сложная. Она требует к себе должного внимания. Упустишь что-либо, не поймёшь, потом начнутся проблемы на пустом месте… Особенно у тех, кому придётся сдавать ЕГЭ по биологии.

И, в подтверждение, сказанного выводила логическую цепочку взаимозависимости предметов естественного цикла: «Математика – это Математика. Физика – это математика плюс то, чего нет в математике. Химия – это математика и физика плюс то, чего нет ни в математике, ни в физике. Биология – это математика, физика и химия, плюс то, чего нет ни в математике, ни в физике, ни в химии».

– Вы поняли? – спрашивала обычно своих учеников, – поняли, или нет?
– А если она мне не нужна, и ЕГЭ сдавать не собираюсь? – парировала Лиза, юная поэтесса, победительница литературных конкурсов.
– И мне она ни к чему, – прибавлял Юра, мечтающий быть художником.

– Кому-кому, а вам обоим биология нужнее нужного. Тебе Лиза, чтобы глупых биологических ошибок в тексте, не допускать. Вроде тех составителей кроссвордов, что слепня с оводом путают и тех авторов, у которых из споры цветы с ягодками вырастают. А тебе, Юра, биология пригодится не только для рисования тела животных и человека, но и затем, например, чтоб пауков не с шестью, а с восемью ножками рисовать, если попросят книжки для детей оформлять.

– А мне папа говорит, – с третьей парты поднимается мальчик, у которого отец в строительном институте работает, – чтоб я учил особенно тщательно математику и черчение. Хочу строить дома. Разве для этого нужна будет мне биология?

– Присядь, Алёша. Для того, чтобы тебе укладывать кирпичи, она, биология, может, и не пригодится. Но ты очень хочешь быть каменщиком?
– Нет, я хочу конструировать дома.

– Я так и знала, что ты хочешь проектировать здания. А для этого… Впрочем, послушайте истории. И ты и все, особенно, любители математики, те, кто ещё сомневается, нужна ли ему будет биология.

В одном испанском городе построили огромный современный стадион из бетона и стекла. Красивый он получился. Но радоваться жителям пришлось не долго. Через год крыша купола растрескалась. Опасно стало тренироваться в нём, опасно проводить соревнования. Закрыли стадион на ремонт, пригласили архитекторов, которые это здание придумали. Показали им на трещины в потолке.

Задумались архитекторы: «Вот куриное яйцо. Скорлупка тоненькая, а курицу, которая насиживает цыплят, выдерживает, не трескается? А у нас на куполе никого нет, а трещины пошли. Почему?» Обратились архитекторы к биологам: – В чём секрет? Почему скорлупки яйца не трескаются от веса курицы?

Биологи рассмеялись, но архитекторов обижать не стали, не напомнили они им, что в школе биологию не уважали. Сварили яйцо в крутое, очистили его и показали скорлупки.

– Вот, видите, – биолог подцепил ногтём тонюсенькую плёночку и, отделив её от прочной скорлупы, показал архитекторам, – она и укрепляет яйцо, делает его прочным настолько, что и курицу выдерживает.

Архитекторы поняли, внесли в проект изменения, дополнив его ещё одной деталью – большой цельной плёнкой. Расписали они, как должна крепиться плёнка к внутренней стороне потолка, а строители выполнили указание проектировщиков. Здание стадиона укрепилось, и потолок больше не трескался.

Я смотрю на часы.
– Время есть, пожалуй, расскажу вам ещё историю про муху и математиков, – сообщаю я детям.

История эта произошла очень давно, компьютеров тогда не только домашних не было, но и не в каждом институте стояли они. В одно конструкторское бюро, где автоматы разные создавали, залетела в открытое окно муха, крупная, зелёная. Летит и жужжит, сядет – тишина. Опять поднимется в полёт – жужжит противно, мешает сотрудникам сконцентрироваться. А задание у инженеров – сложное. Нужно придумать агрегат, который за трубами разными мог бы ухаживать: красить, мыть, пыль вытирать. Да не простыми трубами, а заводскими, которые высоко под потолком расположены, человеку туда трудно залезать, к тому же трубы могут быть и горячие. А здесь муха отвлекает, жужжит и жужжит.

Вдруг тихо стало, село двукрылое на потолок и сидит вверх ногами.
– Почему она не падает? – спросил один сотрудник, – согласно закону гравитации?
– Да у них на лапках щетинки, – отвечает ему другой, – они этими щетинками и цепляются.

Первый сотрудник был как Фома неверующий, любил всё сам проверять. Поймал он муху, может и не ту, что на потолке сидела, а другую, что под руку подвернулась. Измерил её всю: лапки, волоски, тело, взвесил мушку. И принялся по математическим формулам рассчитывать.

– Нет, согласно расчетам, не может сила сцепления удержать вес мухи, – заключил он.- Здесь, какой-то секрет.

Среди сотрудников был один инженер, любитель природы, для души фотографировал он бабочек и жучков. А что бы уточнить, кого он фотопоймал, инженер консультировался со своими друзьями – настоящими учёными-биологами. Вызвался этот сотрудник спросить у своих друзей-биологов о мушином секрете.

На следующий день приходит и рассказывает, то, о чём ему учёные поведали: – Оказывается, не только щетинки на лапках помогают прикрепляться мушкам к поверхности, но и липкая суспензия, которая образуется из выделившейся жидкости подушечек-желёзок, что на лапке находятся.

– Так они прилипают что ли? – перебил его инженер-«Фома неверующий»
– Да, что-то вроде этого. Поставила муха лапку, по нерву сигнал – биоток проходит – «жидкость, застывай». И муха намертво приклеивается ножками к поверхности. А если подается нервный импульс на отрыв лапки от поверхности, то твердая субстанция мгновенно превращается опять в жидкость.

Разобрались инженеры с мухой, а потом совсем быстро свой агрегат-костюм придумали, очень схожий по функциональной механике с мушиным секретом. Надевает такой костюм человек и может не только по трубам и по потолку вверх ногами ходить и не падать, но и выполнять разные действия.

– Марина Степановна, расскажите ещё, расскажите ещё…
– Ребятки, времени уже нет, звонок сейчас прозвенит. А домашнее задание вам такое. Найдите материал о замечательной науке бионике. Выясните, что она изучает и как биология помогает химикам и техникам, авиастроителям и электронщикам, мореплавателям и архитекторам?

– Я! Я! Я! – зашумели школьники, перебивая друг друга.
– Тихо, тихо материала много, всем хватит, – успокаиваю класс и добавляю, – Физика – конечно, да. Великая вещь, но биология – именно она сейчас определяет движение цивилизации, сами физики в этом признаются.

Фотографии из интернета. Коллаж автора.

Источник

Между физикой и биологией

Кандидат химических наук и президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки Александра Борисова специально для нашего журнала написала колонку о месте химии среди естественных наук.

Физика или биология что выбрать

Никто не водится со мной

Химия — нелюбимое дитя в семействе естественных наук. Химию позже всех начинают изучать в школе (судя по знаниям, большинство вообще не начинает никогда). У химии плохой «пиар» по сравнению с «соседками». Физика фундаментальна, биология — естественна и тем полезна, а химия в лучшем случае ассоциируется с лобби фармкомпаний, а в худшем — с вредными производствами. Пользуясь своей репутацией, физика и биология периодически совершают эпистемологические набеги на смежные области химии, объявляя те или иные исследования «нехимическими» (а физическими либо биологическими).

Мне как химику по образованию и отчасти — по духу всегда были странны эти дискуссии, поэтому я логично задалась вопросом о том, как мы вообще отличаем одну область науки от другой. Оказалось, что решением этих вопросов на фундаментальном уровне занимаются не физики или химики, а философы науки. Почему? Потому что, замечают они, решать такой фундаментальный вопрос могут только те, кто находится «над схваткой», а называется он проблемой демаркации. Забегая вперед, я скажу, что ничего такого лучшие умы не решили. Наоборот, изучая границы между разными областями науки, они пришли к тому, что общего у них больше, чем различий, а вообще хорошо бы на фундаментальном уровне объяснить различия между наукой и ненаукой. Случилось это почти сто лет назад, так с тех пор и ищут, — и термин «проблема демаркации» теперь означает в том числе задачу поиска универсальных критериев разделения науки и ненауки. Что, впрочем, не мешает нам с вами посмотреть, как же пытались разграничить науку и где на этих весах будет лежать химия.

Красивые — направо, умные — налево

Самый очевидный путь — разделить науки по объекту изучения. Так появились нечетко определяемые группы: естественные, общественные и гуманитарные науки. Химия, конечно, наука естественная. Она изучает предметы и явления естественного мира вокруг нас. Однако попытка поделить науки по объекту исследования маловато говорит нам об их внутреннем устройстве. Кроме того, если задуматься, это деление непостоянное. Если раньше планеты изучала исключительно астрономия, то теперь, с развитием космической техники, их изучают и химики, и геологи, и даже в некоторых случаях климатологи. А есть объекты исследования, которые совершили еще более длинный прыжок, — из гуманитарных наук в естественные. Не удивляйтесь, если услышите, что лингвистика — это естественная наука, потому что она применяет формальные методы и модели к естественной среде, которой является язык. Создание таких моделей стало возможным из-за развития математики и вычислительной техники.

Физика или биология что выбрать

Карл Шееле. Источник: wikireading.ru

О химии такого сказать нельзя. Возможно, химия — это главная эмпирическая наука, если под этим термином подразумевать именно сконструированный человеком опыт, а не наблюдение окружающего мира и выявление закономерностей. В химии созерцание и описание дает очень мало: чтобы разобраться в составе окружающих веществ и их устройстве, над ними нужно провести опыты. В детстве моим любимым химиком был Карл Шееле. Этот шведский ученый-самородок XVIII века, которому предлагали университетские кафедры и избрали в Шведскую академию наук, не имел даже высшего образования. Зато у него была аптека, в которой он работал, и руки. О том, как важно «иметь руки», знает каждый студент-химик, причем руки или есть, или нет. Можно выучить теорию, можно выучиться технике эксперимента, но руки так и останутся (я думаю, вы примерно поняли, о чем речь).

Так вот, руки в далеком XVIII веке открыли и выделили несколько десятков всем известных сегодня веществ — от хлора и перманганата калия («марганцовки») до мочевой и синильной кислот. Шееле также — опытным путем — установил два основных компонента воздуха (только называл он их по-другому — не кислород и азот, а «огненный воздух» и «флогистированный воздух». Но мое восхищение вызывало не это. Зрительная информация дает в химии крайне мало, и сейчас эта проблема преодолена с помощью десятков разнообразных физико-химических методов исследования вещества. Однако во времена Шееле этого не было, а потому в качестве дополнительного описания ученый использовал вкус и запах, которые он определял лично. Он так и умер: его нашли в лаборатории среди реактивов (по одной из версий, он описывал вкус синильной кислоты). По-моему, такая методологическая верность своей науке не может не очаровывать.

Думаю, что романтический пуризм — конечно, калька моего восприятия разделенных наук XX века. Наши предшественники пользовались теми методами, которыми владели сами, и видели себя, наверное, естествоиспытателями в целом, а не химиками или физиками. Эту классификацию мы «надели» на них сами гораздо позже. Однако как только классификация возникла, она сразу вызвала и попытки стратифицировать науки по шкале важности. В частности, первыми ощутили себя не в своей тарелке в химии физики.

Физика или биология что выбрать

Эрнест Резерфорд. Источник: wikipedia.org

Дверь в страдания физиков в химии открыл Эрнест Резерфорд — знаменитейший ученый, отец ядерной физики, учитель Петра Капицы, которого тот звал Крокодилом. Резерфорд в 1908 году получил Нобелевскую премию по химии: он объяснил радиоактивное превращение химических элементов, предложил планетарную модель атома. И даже если фраза « Вся наука — или физика, или коллекционирование марок » приписывается ему ошибочно, ее расхожесть демонстрирует распространенность снисходительного отношения к химии. В дальнейшем физики продолжали получать нобелевки по химии: они касались либо разработок особенно пригодившихся в химии методов, либо исследований химических элементов. Среди знаменитых физиков — «химиков» Мария Склодовская-Кюри, а также ее дочь и зять.

Первой ласточкой физических методов в химии стал Фрэнсис Уильям Уэстон, он изобрел масс-спектрограф, с помощью которого открыл много нерадиоактивных изотопов. Эта традиция продолжается всю историю нобелевки. Так, в 2017 году ее получили два биофизика — Жак Дюбоше и Иоахим Франк (а с ними биолог Ричард Хендерсон), которые применили и усовершенствов али криоэлектронную микроскопию высокого разрешения для определения структуры биомолекул в растворе. Вся Россия ждет, что тех же почестей будет удостоен научный руководитель Флеровской лаборатории в ОИЯИ Юрий Цолакович Оганесян — один из отцов синтеза сверхтяжелых элементов, которые сейчас продляют Периодическую таблицу. Физик, конечно. Оганесян делал доклад на открытии Года Периодической таблицы в Париже в ЮНЕСКО. Возможно, в 2019 году и не Нобелевский комитет все-таки решит обратить внимание на таблицу, а сами потенциальные лауреаты не будут столь категоричны, как когда-то Резерфорд.

Есть и обратные примеры: Андрей Гейм и Константин Новосёлов получили в 2010 году нобелевку по физике за открытие графена. Его можно рассматривать и как химическую работу: графен — одна из аллотропных модификаций углерода, наряду с графитом, алмазом и другими. Однако вряд ли какое открытие аллотропной модификации, пусть и редкой, может оказаться достойным такой высокой награды в сфере химии. А физики оценили эту работу (выполненную, кстати, физиками), потому что графен с физической точки зрения обладает поразительными, почти невозможными свойствами.

Физика или биология что выбрать

Константин Новосёлов и Андрей Гейм. Источник: http://gorets-media.ru

Страсти по биохимии

«Сожмется» ли химия, «вырастут» ли биология или физика? Ставить вопрос таким образом побуждает нас привычный рубрикатор наук. Знаний становится больше, сами предметные области дробятся, а число подходов к исследованию одного и того же объекта — растет, так как разные подходы позволяют получить разные данные. В идеальном мире одно и то же сердце изучают физик, физиолог, молекулярный генетик, биохимик, врач, и этот список можно продолжать. Каждый из них прошел свою школу и владеет своим методом, а ключевая сложность — собрать полученную информацию воедино и понять, что и как нужно применить для решения поставленных задач. Уметь понять научный язык, работу и результаты коллеги, при этом сохраняя свой собственный подход и понятийный аппарат, сопоставить чужие данные со своими и увидеть общую картину — один из ключевых вызовов для современного ученого.

Физика или биология что выбрать

Дмитрий Менделеев. Источник: wikipedia.org

А что же Дмитрий Иванович Менделеев? Почему именно он удостоился чести быть отмеченным целым годом празднования под эгидой ЮНЕСКО? Я думаю, внимание к его персоне и к Периодическому закону совершенно заслуженно. Менделеев — главный химик человечества. Потому что он смог без привлечения каких-либо физических данных или математического аппарата сформулировать теорию, по уровню фундаментальности не уступающую Стандартной модели элементарных частиц. Это не значит, что Менделеев был химиком-теоретиком: в его времена и понятия такого не существовало. Менделеев был химиком-экспериментатором, химиком-преподавателем, химиком-технологом. Его перу принадлежат учебник по органической химии, важные работы в сфере физической химии, прикладные разработки. Невероятная сила его была в том, что изо всех этих деталей своей работы и данных других людей — частных, продиктованных практическими задачами, — он одной силой мысли создал полную картину. «Химическая интуиция», известная каждому химику: вот так реакция пойдет, а так — вряд ли, вот такая конфигурация молекулы возможна, а такая — нет — была, наверное, развита в нем как ни в ком другом. Настолько, что все обрывочные, противоречивые и недостаточные сведения о химических элементах сложились у него в общую картину.

Во времена Менделеева не знали строения атома, понятия изотопов, не знали благородных газов как класса и вообще доброй половины элементов современной периодической таблицы, причем неизвестные элементы были иногда легче по атомному весу, чем известные, тем самым сбивая с толку исследователей. Несмотря на это, Менделеев отметил периодичность свойств элементов, связал их с весом, собрал в визуальную картину, а затем указал, какие элементы еще нужно искать. С тех пор и физики, и химики-синтетики подтверждают и подтверждают подход Менделеева. Но он сделал открытие, не обладая для этого ни аппаратом ядерной физики, ни достаточными химическими данными. Интуиция!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Какой ОГЭ легче сдавать?

Не знать, кем быть после 9 класса, нормально. Большинство твоих ровесников ломают голову над этим вопросом. Оно и логично, ведь в 9 классе не все даже знают, какие ЕГЭ будут сдавать в 11 классе. Поэтому, выбирая, какой ОГЭ сдавать, 9-классники зачастую руководствуются лёгкостью экзамена. Официальной классификации школьных предметов ещё не придумали, но мы постараемся найти самые легкие предметы для сдачи ОГЭ, опираясь на три ключевых критерия.

Какой ОГЭ легче сдавать?

Проходные баллы ОГЭ

Баллы ОГЭ важны по многим причинам: это не только оценка, но и показатель, который учитывается при поступлении в 10 класс. В то время как минимального балла достаточно, чтобы получить «удовлетворительно», для обучения в профильном классе потребуется результат получше. А профильный класс — это еще один шаг к успешному написанию олимпиад и ЕГЭ.

Минимальный балл

Балл для профильного обучения

Максимальный балл

Больше всего баллов для получения оценки «удовлетворительно» потребуется для сдачи трех предметов: русского языка, обществознания и иностранных языков. Вместе с тем математика, физика и химия требуют всего 25% баллов за задания.

Здесь нельзя точно сказать, какие предметы сдать легче — возможно, как раз из-за простоты заданий по русскому, обществознанию и иностранным языкам для них повышен минимальный балл. А математику на самом деле сдать не так просто: например, в 2019 году в некоторых школах Калужской области количество заваливших ОГЭ увеличилось вдвое, а больше всего проблем возникло именно с экзаменом по математике.

Особое внимание следует уделить ОГЭ по математике: из 8 минимальных баллов не меньше 2 должно быть по геометрии, из 18-19 «профильных» нужно также не менее 5-7 по геометрии. Конкретное число баллов зависит от направления профильного класса — естественнонаучного, экономического или физико-математического.

Длительность экзамена

Чем дольше мы сидим за сложной работой, тем порой тяжелее её выполнять. Так и с экзаменами. Волнение, напряженная обстановка сильная концентрация — все эти факторы могут сказываться на результате, поэтому «быстрые» экзамены сдать чуть проще.

Источник

Какие ЕГЭ самые легкие?

Сейчас многим покажется, что ЕГЭ и “легко” – слова-антонимы, но при качественной и системной подготовке это далеко не так. От сдачи экзаменов напрямую зависит будущее, поэтому ответственно подойти нужно к выбору не только профессии и ВУЗа, но и непосредственно предметов. Сегодня рассказываем о каждом экзамене и приводим немного статистики. Поехали!

Какие предметы можно сдать?

Помимо обязательных экзаменов по русскому языку и базовой математике выпускники обычно выбирают 1-2 профильных предмета из следующего перечня:

Уже который год наиболее популярными дисциплинами среди одиннадцатиклассников становятся профильная математика и обществознание. За последние два года обороты набирает еще и информатика.

Сколько баллов нужно для поступления?

Ежегодно минимальные пороги на каждый из предметов устанавливаются составителями экзаменов. Так, например, чтобы сдать иностранный язык нужно набрать 30 первичных баллов, а вот на обществознании придется попотеть – порог составляет аж 45 первичных баллов – рекорд среди всех профильных ЕГЭ.

Также стоит напомнить, что ВУЗы вправе самостоятельно устанавливать нужный им минимум для поступления. Советуем заранее просмотреть информацию на сайте желаемого универа, чтобы точно знать, на что ориентироваться и насколько эффективно готовиться.

Как и какие ЕГЭ выбрать?

На выбор одиннадцатиклассников влияет сразу несколько немаловажных факторов:

Согласитесь, если на протяжении 11 лет вы показывали успехи в литературе, очень нелогично будет выбрать физику, которая даётся в разы сложнее.

Например, с 14 лет видете себя врачом, соответственно для сдачи планируете выбрать биологию и химию. Если мечтаете стать крутым айтишником – профиль и информатику и т.д.

Многих выпускников направляют родители или учителя. Особенно полезно прислушаться к советам знающих вас людей тем учащимся, которые так и стоят на распутье.

У вас нет особенных предпочтений при выборе профессии и ВУЗа? Тогда логично выбрать наиболее сдаваемые предметы, получить хорошие баллы и отталкиваться уже от результатов.

В интернете можно найти много мнений и статей на тему самых простых и наоборот сложных ЕГЭ. Однако следует помнить, что все очень индивидуально и в сущности ни один предмет нельзя однозначно назвать легким или очень тяжелым.

Помимо прочтения большого объема текстов, учащемуся нужно уметь анализировать и мыслить, а также держать в голове “фонд цитат”, без которых получить высокие баллы не получится.

Этот экзамен включает очень обширных материал. Придется хорошенько подучить даты, биографию личностей и свободно ориентироваться в историческом пространстве. Также не стоит забывать о выявлении причинно-следственных связей, а также нелюбимой работе с картами.

Один из самых сложных ЕГЭ. Придется полюбить заучивать научные термины и разбираться в сложных процессах. Этот экзамен требует очень тщательной, а также серьезной время затратной подготовки.

Небольшой лайфхак: общество надо учить! Многие выпускники обжигаются на том, что надеятся на свой жизненный опыт, который, к сожалению, очень мало полезен при написании ЕГЭ.

Объединяем эти экзамены, так как оба предмета требуют понимания глубоких процессов и качественного нарешивания задач различных типов.

Просто разукрасить контурную карту – совсем не про этот экзамен. Помимо знания стран, столиц и умения ориентироваться по атласу, следует посвятить время изучению отраслям хозяйственной деятельности, природным особенностям, а также экономике мировых держав.

Что говорит статистика?

Цифры показывают, что в 2021 году наиболее успешно учащиеся сдали русский язык и литературу. Каждый пятый получал высокий результат.

Коварное обществознание подловило буквально 18% процентов одиннадцатиклассников, что означает, что каждый пятый не смог перейти минимальный порог. Высокие баллы смогли получить лишь 9,5%.

Опередила (в отрицательном смысле) общество биология, с которой не справились 18,5%, а отличные результаты показали лишь 5%.

Прошлый год отличился и по сдаче профиля и физики, правда, уже в хорошем плане. Более 80 баллов набрали 8-10% учащихся, а вот не перешли порог всего 6-8%.

Подводя итог, хочется сказать, что выбрать легкий ЕГЭ практически невозможно. В каждом предмете есть свои трудности. Важно следовать зову своего признания и качественно готовиться. Тогда вероятность попасть в процент высокобалльников будет очень большой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *