Физика электив что это

Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива

Физика электив что это

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Физика электив что это

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

Физика электив что это

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.

Физика электив что это

Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.

Физика электив что это

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.

Физика электив что это

Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Физика электив что это

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

Содержание программы

Физика электив что это

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

Источник

Элективные курсы – что это такое?

Физика электив что это

На вопросы нашего редактора Светланы Яковлевны Ковалёвой отвечает Алла Алексеевна Фадеева, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории физического образования Института содержания и методов обучения РАО, заведующая кафедрой методики преподавания физики и математики Педагогической академии последипломного образования.

В чём суть термина «элективные курсы»? Какова роль этих курсов в системе образования? Каково их предназначение в образовании каждого школьника?

– Элективные учебные предметы (от лат. electus – избранный, избирательный) – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учебного учреждения. Они выполняют три основные функции:

– развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

– углубление, «надстройка», дополнение профильного учебного предмета;

– удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности.

Элективные курсы могут использоваться для внутрипрофильной специализации и для построения индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при создании или выборе элективного курса профильной или предпрофильной подготовки?

– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р);

– Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.);

– Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, используемые учителем (компонент образовательного учреждения);

– программы элективных курсов.

Существуют какие-либо опробованные программы элективных курсов, которые вы могли бы порекомендовать нашим читателям?

– Могу порекомендовать сборник «Физика. 9–11-й классы. Профильное обучение (Сост. В.А.Коровин: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006), в котором опубликовано 13 программ элективных курсов. Частично уже в виде учебных, методических пособий они опубликованы издательством «Бином»:

Новиков С.М. Физика и медицина;

Орлов В.А., Кабардин О.Ф. История физики в России.

Кабардин О.Ф. История физики и развитие представлений о мире (открытие мира).

Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерение физических величин.

Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Исаев Д.А. Фундаментальные эксперименты в физической науке.

Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Равновесная и неравновесная термодинамика.

Алешкевич В.А., Пурышева Н.С. Оптика.

Майер В.В., Вараксина Е.И. Исследование ультразвука низкой частоты.

Орлов В.А., Дорожкин С.В. Плазма – четвёртое состояние вещества.

Разумовская И.В. Нанотехнология.

Петрова Е.Б., Пурышева Н.С. Физика в биологии и медицине.

Комолова Л.Ф. Эволюция сложных систем (на базе физики, химии, математики, информатики, биологии, социологии, ОБЖ, психологии).

Орлов В.А., Сауров Ю.А. Методы решения физических задач.

Издательский центр «Вентана-Граф» планирует издать серию элективных курсов по всем предметам для основной и средней (полной) школы, в том числе и по физике.

Какие типы элективных курсов вы считаете наиболее перспективными и востребованными нашей общеобразовательной системой?

Слушателям Педагогической академии последипломного образования мы рекомендуем элективные курсы, посвящённые углублённому изучению отдельных разделов школьного курса; изучению разделов, не входящих в школьную программу, методов познания природы, истории физики, техники и астрономии, методов применения знаний по физике на практике, в быту, в современной технике и производстве, а также межпредметные курсы.

В ходе федерального эксперимента по введению профильного обучения выяснилось, что в школах Московской области чаще всего встречаются пять профилей обучения: естественнонаучный (10%), технологический (45%), художественно-эстетический (10%), гуманитарный (20%), универсальный (5%). В 10% школ в 2005/2006 уч.г. не было введено профильное обучение. По России: гуманитарный филологический профиль – 26%, физико-математический – 23%, социально-экономический – 15%, агротехнологический – 12%, информационно-технологический – 8%, естественнонаучный – 8%, универсальный – 8%.

Что вы посоветуете делать учителям, которые хотят разработать собственный элективный курс профильного или предпрофильного обучения?

Работа по созданию элективного курса должна состоять из трёх компонентов. Первый связан с анализом базисного плана, который может быть разным в разных образовательных учреждениях. Второй – работа с психологом, который примерно одну треть школьного времени предпрофильной подготовки должен уделять выявлению предпочтений учащихся, помогать принимать решения и формировать стратегическую линию профилизации в учебном заведении. Третий компонент – сами предметные и межпредметные элективные курсы.

Если ваш предпрофильный или профильный курс всё это учитывает, а разрешения на его реализацию по каким-либо причинам администрация не даёт, то выход всё равно есть. Вы можете приехать в региональную Академию последипломного образования, Институт повышения квалификации, Институт развития образования и т.п. и получить рекомендации экспертов, которые обычно местными органами управления учитываются.

И конечно, немного о содержании вашего курса. На мой взгляд, это не должен быть курс изучения современной науки, но в то же время и не должен быть узконаправленным курсом подготовки в вуз. Надо учитывать реальные условия – возможность объяснить, показать, продемонстрировать сложные научные факты, достижения, теории и потребности конкретного социума. Вероятно, в гимназиях и лицеях, в спецклассах курсы должны вести приглашённые узкие специалисты, а в общеобразовательных классах могут вести и учителя, прошедшие специальную подготовку, умеющие фрагментарно вводить достижения науки в процесс объяснения, умеющие коррелировать информацию и методы обучения. Над этим аспектом реформы образования Министерству образования и науки предстоит ещё много работать.

Источник

Физика электив что это

Автор: Стручков Семен Матвеевич

Организация: МКОУ «Терютьская СОШ им. Г.А. Кривошапкина»

Населенный пункт: РС(Я), Оймяконский улус, с.Терють

Введение

Ускорение темпов развития мировой экономики является одним из главных изменений, происходящих в современном обществе, которое вносит новые требования к изменениям в развитии образования. Вновь возникающие запросы современного общества на необходимость изменения структуры экономики с преобладанием промышленного производства на основе современного информационно-технологического прогресса привели к изменению вектора интереса общества в сторону технического образования, которое сейчас выходит на ведущие позиции.

В связи с этим остро встаёт вопрос нехватки квалифицированных и инициативных кадров на предприятиях практически всех отраслей промышленности. Таким образом, важная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит школе. Разрешить эту проблему можно посредством элективных курсов по физике по базисным направлениям профессионального становления, используя региональный подход, максимально учитывающий местную специфику.

Раздел 1. Разработка элективных курсов по физике в Терютьской СОШ.

Я работаю учителем физики в сельской школе с 1986 г. после окончания физического факультета Якутского гос. университета. И у меня возникло желание увлечь сельских учеников своим предметом, чтобы они нашли себя в промышленности, ведь сегодня природные ресурсы (золото, сурьма) Оймяконского улуса составляют основу российской экономики, также не секрет, что зарплата в промышленности высокая, чем в сельском хозяйстве. Для привлечения интереса школьников к физике веду элективные курсы «Физика вокруг нас», 7-8 кл., «Электротехника», 9 кл.

Элективный курс «Физика вокруг нас» имеет практико-ориентированную направленность. Интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, усилению интереса к науке физике. При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических технологий, интерактивных методов обучения, использование ИТ-технологий, решение физических задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС», 7-8кл., 68ч.

Раздел

Кол-во

часов

Тематическое планирование занятий

Раздел 1.

Вещества и явления

1. Строение вещества

2.ФП: Наблюдение явления диффузии

3.ФП:Наблюдение делимости веществ

4.ФП:Наблюдение взаимодействия частиц

5. ФП:Наблюдение физических и химических явлений

6.Три состояния вещества

9.ИР: «Механические и химические явления в окружающем нас мире».

Раздел 2.

Измерение физических величин

1.Измерительные приборы. Физические величины

2.ФП:Определение цены деления

3.ФП:Измерение объема жидкости

4.ФП:Измерение объемов тел

5.ФП:Устройство механических часов

9.Измерение физических величин

10.Учебная экскурсия на гору: «Измерение высоты горы, длины и угла наклона сопки»

Раздел 3.

Тепловые явления

Раздел 3.

Основы механики

5.Решение задач по механике

6.Вычисление скорости бруса

8. ФП: Наблюдение относительности движения

9. Масса. Плотность. Объем

10. Измерение массы тела

11. Ареометр. Определение плотности жидкости

12. Расчет плотности снега, льда, воды

13.ФП: Наблюдение возникновения силы упругости при деформации тел

15.Измерение силы трения

16.Измерение магнитной силы

17.Измерение сил взаимодействия электризованных тел

18.ИР: «Характер влияния магнитного поля Земли на человека».

Раздел 4.

Давление твердых тел и жидкостей

1.Давление твердых тел

2.Вычисление давления тел на опору

3.Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

5.ФП: Измерение выталкивающей силы

6.Выяснение условия плавания тел

7. Атмосферное давление

9.Устройство и принцип действия манометра

10 ИР: «Измерение температуры, влажности, давления воздуха в учебных помещениях»

Раздел 5.

Простые механизмы

4.Подвижный и неподвижный блок. Наклонная плоскость

5.Золотое правило механики

6.Устройство и принцип действия различных видов домкрата

7.ИР «Виды транспорта и применение их различных видов в нашем районе».

8.ИР: «Действующее устройство для проверки свечи зажигания двигателей внутреннего сгорания».

10.Экскурсия на рудник «Сарылах-сурьма»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

4.Лаборатория образовательных технологий (http://www.trizway.com/art/practical/152.html).

Учебно – методическая литература для учителя:

Список словарей и другой справочной литературы по предмету:

Учебные мультимедийные диски

4. Электронные уроки и тесты. Физика в школе (Свет. Оптические явления; Колебания и волны)

Авторские компьютерные разработки (презентации, сайты, программы и.т.д.)

Программа включает теоретическое и практическое обучение. Теоретическая часть программы носит прикладной характер и использует знания учащихся, полученные на уроках физики и математики в школе, расширяет, углубляет их, формирует новые знания. В ходе практических работ учащиеся овладеют технологией сборки электрических схем, технологией измерений. Учатся читать электрические схемы, находить в них ошибки, и рассчитывать необходимые физические величины.

Главное внимание в курсе уделено изучению электрических цепей постоянного

тока. Предусматривается изучение свойств электроматериалов, схем электроизмерительных приборов и методов электрических измерений. Также предусмотрено проведение физических практикумов с учетом технических возможностей кабинета физики. В процессе проведения практикума ученик должен самостоятельно собирать схему, пользоваться измерительными приборами и делать выводы по результатам эксперимента. На практических занятиях предусматривается решение задач по изучаемым темам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Электротехника», 9 кл., 35 ч.

Раздел

Кол-во

часов

Тематическое планирование занятий

Раздел 1.

Электрические явления.

1.Электризация тел. Проводники и диэлектрики

2. Элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор.

3.Электрозащита. Заземление электрических приборов

4.Короткое замыкание. Электробезопасность

5.Физпрактикум: Измерение силы тока

6. ФП: Измерение электрического напряжения

7.Основные параметры электрической цепи: напряжение,

сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения. Закон Ома. Расчет эквивалентного сопротивления.

Раздел 2

Электрические приборы постоянного и переменного тока

1.Конденсаторы, их устройства и разновидности. Заряд и разряд конденсатора.Электрическая емкость, единицы измерения емкости.

2.Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

3.Принцип действия электроизмерительных приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем.

4.ФП: Сборка электромагнита

5.Электронные лампы и их применение. Выпрямительные свойства диода. Основные характеристики ламп.

6.ФП «Сборка простейшей электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на лампе с помощью мультиметра».

7.Работа электрического тока. Мощность. КПД

8.ИР: «Действие электрического тока на организм человека».

Раздел 3. Практикум по электротехнике

1.Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов

3.Источники электрического тока. Сборка гальванических элементов и аккумуляторов.

4.Расчет и сборка электрических цепей

5.Ремонт и соединение электрического выключателя

6.Соединение и ремонт электрических розеток

7.Виды плавких предохранителей. Соединение предохранителей

8.Устройство электрических утюгов

9.Устройство электрических чайников

10.Устройство и принцип действия электрических счетчиков

11.Соединение электрического счетчика

13.Нахождение и ремонт обрывов электрических проводов

15.Изучение электрооборудования мотоцикла

16.Изучение устройства электрической пилы

17ИР: «Химические источники электрической энергии.

Наблюдение химического действия электрического тока».

Электрические машины постоянного и переменного тока

1.Устройство и принцип действия электродвигателей постоянного тока

2.Генератор постоянного тока.

ИР: «Электрические схемы действующих двигателей в селе Терють».

Материально-техническое оснащение программы

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование: источник электропитания, амперметр, вольтметр,

резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода.

Демонстрационное оборудование: источник электропитания, амперметр, вольтметр,

резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода,

мультиметр, конденсатор, полупроводниковый диод, электрофорная машина, электроскоп.

Учебно-методическое обеспечение:

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), ЭОР

Интернет-ресурсы

Заключение

Положительный опыт внедрения в процесс обучения элективных курсов «Физика вокруг нас», 7-8 кл., 68 ч. и «Электротехника», 9 кл., 35 ч. доказал преимущество использования комплексного подхода в образовании. Решая в ходе курса задачи практического характера в различных направлениях, обучающиеся начинают самостоятельно моделировать физические процессы, подлежащие исследованию, просчитывать физические явления как физическую задачу, создают макет или действующую модель, и через это адаптируются к жизни общества, знакомятся с различными профессиональными задачами и проблемами, приближаются к профессиональному самоопределению.

Таким образом, установлено, что при изучении элективных курсов «Физика вокруг нас», 7-8 кл., 68 ч. и «Электротехника», 9 кл., 35 ч. обучающиеся более целенаправленно знакомятся с применением физики в практической жизни, а через обучение приобщаются к научно – исследовательской и проектной деятельности. Такой курс способствует в выборе обучающимся своего направления в будущей профессиональной деятельности. А элективные курсы по физике являются один из способов достижения такой цели образования.

Источник

Элективные курсы. Некоторые вопросы

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем — “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив.

Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).

Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.

Основная задача – реализовать интерес к предмету.

Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету;

2) межпредметные (ориентационные) курсы

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.

Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).

Основная цель – подготовка к выбору профиля.

Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.

Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1/ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы – программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:

Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:

Следует различать два понятия:

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.

Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

Факультативные курсы

Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение

Выбираются учащимися на основе собственных интересов

Отсутствие стандартов и ЕГЭ

РазличияВыбираются лишь частью учащихсяВыбираются каждым ученикомЗанятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки)Указаны в расписании, как и остальные урокиНеобязательны для посещенияОбязательны для посещенияДлительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный годДлительность от 6–8 до 72 ч,
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодиеМожет быть предложен один курс по одному предметуДолжно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9/.

А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.

Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.

Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.

Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем. М., ““Первое сентября”, 2002 г., №33, стр. 2.

Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.

Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.

Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17

Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.

Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.

Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.

Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.

Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.

Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.

Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.

Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.

20.http://www.klyaksa.net

21.http://marathon.1sept.ru

22.http://www.metod-kopilka.ru

23.http://metodist.lbz.ru

24.http://school-collection.edu.ru

25.http://www.rusedu.ru

26.http://www.metod-kopilka.ru

27.http://www.uchportal.ru

28.http://www.klyaksa.net

29.http://gmc.metodist.ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *