Физика 7 класс тема что изучает физика

Конспект урока физики в 7 классе. «Что изучает физика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1 урок. Конспект урока физики в 7 классе.

Что изучает физика

Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.

Урок на тему: Что изучает физика

Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.

2. Развивать внимание и любознательность, память и мышление

3. Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту

4. Пробудить у детей интерес к изучению физики.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики». Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику)

2. Постановка проблемы

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Так что же изучает наука физика?

3. Сообщение темы и целей

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

4. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

«Физика» – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, «природа». Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.

Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений

Изменения происходящие в природе называются явлениями (если взять в руки лёд он начнёт таять, камень упадёт на землю, если его выпустить из рук, вода в чайнике закипит, если его поставить на огонь)

Физика изучает различные явления, такие как:

механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:

Машина едет по дороге, лёд тает, груз колеблется на пружине, вода кипит, получение различных по размеру изображений свечи на экране, плавление свечи при ее нагревании, пение птиц

(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)

Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ.

Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том, чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Задачи физики: открыть – изучить – использовать

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

– Можно наблюдать за явлением.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.

Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.

Пример: Изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел.

Методы изучения физики: наблюдения (таяние, падение) – опыты (Галилей, Ньютон) – приборы (мензурка, линейка, термометр, часы, весы, амперметр)

5. Закрепление материала

2. Игра “Отгадай загадку”.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (Телефон)

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит. (Эхо)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

Тем дождик ближе. (Туча)

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

– Эй, откройте! Кто там? (Ветер)

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

11. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)

12. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

13. Две сестры качались,

То остановились. (Весы)

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

А когда – облака. (Барометр)

6. Подведение итогов урока.

7. Д/З § 1-3, по вопросам, нарисовать и подписать на листе формата А4 физические явления (не меньше 4)

1. А. В. Перышкин «Физика 7 класс» Дрофа, 2010

2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение 2008

Источник

Конспект к уроку по физике 7 класс. Тема: «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Что изучает физика. Физические явления.

Наблюдения и опыты».

Цели урока : познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

сформировать у учащихся представления о физике как науке;

ознакомить учащихся с понятиями физическое тело, вещество, материя, явление;

научить различать физические явления;

пояснить связь физики с другими науками и техникой;

ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений

способствовать развитию логического мышления через формирование понятий: физическое тело, вещество, явление;

развивать зрительные восприятия через просмотр видеофрагментов;

развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.

воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, слышать, делать выводы;

воспитывать интерес к предмету физика.

Тип урока : урок изучения нового материала

Обеспечение урока: шарик, презентация, металлический желоб, электрический звонок, источник тока, лампочка, магнит, металлические опилки, маятник, стакан с водой, бумага.

Организационный момент (2 мин.).

Мотивация учебной деятельности (3 мин.).

Изучение нового материала (18 мин.).

Физкультминутка (2 мин.).

Формирование умений и навыков (3 мин.).

Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин.)

Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями (3 мин.).

Домашнее задание (2 мин.).

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети! Я преподаю очень интересный предмет. Как он называется, вы сможете узнать, отгадав мои загадки (из первых букв отгадок складывается слово «физика»).

Наведет стеклянный глаз, щелкнул раз – и помнит нас. ( фотоаппарат )

Тебе дано, а люди пользуются. ( имя )

Барыня – княгиня, весь мир нарядила, а сама нагая. ( игла )

Без рук, без ног, под лавку – скок. ( клубок )

Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. ( антенна )

2. Мотивация учебной деятельности

Приходя домой, включая компьютер, слушая музыку через плеер, разговаривая по мобильному телефону с друзьями, готовя пищу на электрической плите, вы навряд ли задумывались над тем, откуда это все появилось.
Ведь раньше люди готовили пищу на костре, жгли лучину, освещая свое жилище, ездили на лошадях, запряженных в телегу. Обо всем об этом люди только мечтали и все свои мечты пытались осуществить в сказках.

3. Изучение нового материала

Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика.

– Откуда же появилось это слово «физика»?
В сочинениях одного величайшего ученого Древней Греции Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры и появилось слово физика. Греческое слово фюзис – природа. В русский язык ввел в XVIII веке М.В. Ломоносов.

Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать некоторые термины .

– В окружающем нас мире находятся различные тела, которые изучает физика. Эти тела называются физическими.

– Примеры физических тел.

Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (притяжение мелких металлических предметов к магниту).

– Что общего и чем отличаются тела

Учащиеся отвечают на вопрос.
Предполагают, что тела имеют разную форму, сделаны из одного материала.

– Все тела состоят из вещества.

Определение : Вещество – это то из чего состоит тело.

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п.

А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика?

Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы.
– Все явления можно разделить на группы

В тетрадях записывают виды физических явлений и их особенности.

Учитель демонстрируя слайды 23-28 и рассказывает о различных видах явлений.

Учитель демонстрирует опыты различных физических явлений.

Звонок, колебания маятника, загорание электрической лампочки, прилипание листа бумаги к перевернутому стакану с водой, действие магнита на металлические опилки на листе бумаги, скатывание металлического шарика по металлическому желобу.

Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?

(из наблюдений, опытов, экспериментов).

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты –специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (слайд 33)

5. Формирование умений и навыков

– А теперь опять поиграем

ИГРА «Найди свой домик»

На доске висят домики с названием: ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО,ЯВЛЕНИЕ. Рядом с домиками на дереве сидят различные птицы, на которых написаны слова, обозначающие тело, вещество, явление. Задача учащегося поместить свою птицу в домике.

– Сейчас мы с вами пойдем в осенний лес, будем собирать осенний букет. У каждого этот букет будет свой. Чтобы легче было его собирать, мы разделимся на три команды.

ИГРА «Собери осенний букет»: Листья деревьев развешены по классу. Учащиеся встают и, обходя класс, срывают свои листья. Каждая команда будет собирать листья деревьев, на которых написано то, что относится к:
1 команда – к физическому телу
2 команда – к веществу
3 команда – к явлению

Учитель проверяет правильность собранных букетов.

6. Контроль знаний ( дифференцированный подход)

Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».

Самолет, медь, авторучка, радуга, фарфор, вода, автомобиль, эхо, мёд, золото, книга.

Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа):

а) шар катится, е) свинец плавится,

б) холодает, ж) слышны раскаты грома,

в) снег тает, з) звезды мерцают ,

г) вода кипит, и) наступает рассвет,

Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину учебника. Запишите данные в таблицу.

Назовите по три вещества, из которых могут быть изготовлены изображенные на рисунке тела:

3. Выполните действия:

1 дм 4 см +6 дм 2 см =……….

1. Подчеркните слова, которые обозначают вещества: тетрадь, бумага, мел, ручка, чернила, окно, стекло, бензин, вода, лед, снег.

2. Распределите по группам – « т» – тело, « в» – вещество, « я» – явление следующие слова: радуга (…), самолет (…), велосипед (…), глина (…), древесина (…), работа электростанции (…), мяч(…), уголь(…), гром (…).

3 м …. 3 см; 4 дм …40 см; 500 см… 50 дм;

9 м … 900 см; 60 дм … 6 м; 80 м …80 см.

Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».

Метель, автобус, светофор, золото, молния, лед, сахар, тень, дерево, парта, железо.

2. Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа):

а) гроза, е) притяжение двух магнитов,

б) летит голубь, ж) сверкает молния,

в) шелестит листва, з) горит электрическая лампа,

г) радуга, и) маятник часов колеблется,

д) облака двигаются, к) притяжение металлических

3. Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину дневника. Запишите данные в таблицу.

Прогулка по зимнему парку.

Наш парк зимой так красив! Вокруг пушистый снег. Мороз. Снег скрипит. Я слышу свой шаг.

На краю парка пруд. Он замерз. Рыбки долбят толстый лед. Им нужна прорубь. А вдруг там живет сказочная щука?

Выпишите название физических тел, веществ, явлений о которых говорится в тексте.

35 мм …. 3 см; 14 дм …40 м; 450 см… 45 дм;

8 м … 900 см; 160 дм … 16 м; 80 м …80 дм.

Сегодня я узнал… Меня удивило…….

Было интересно… Было трудно…

Я понял, что… Я научился…

8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями

9. Домашнее задание

§ 1, вопросы (устно); выполни экспериментальное задание 1.1. (стр.8);

творческое задание: составь презентацию по теме:

Источник

Конспект урока по физике на тему «Что изучает физика» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Что изучат физика?»

Тип урока: Изучение нового материала

Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

образовательная: ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявить источники физических знаний.

развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: портреты ученых, картинки, шарик пластмассовый, шарик стальной

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (10 мин).

Введение нового материала (20 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (3 мин).

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Тема: «Что изучает физика?»

Д/З: § 1-3, вопросы. Л. №5,7. Подг. к л/р №1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики».

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Рабочая тетрадь – 48 листов

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь для лабораторных работ

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

Введение нового материала

Учитель: Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к. на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Учитель: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. Следовательно, стол, стул – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.

Учитель: Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

Учитель: Физические явления делятся на несколько видов:

1. механические (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости)

2. электрические (Например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел)

3. тепловые (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел)

4. магнитные (например, действие магнитов на железо)

5. оптические (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света)

7. Атомные (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы происходящие внутри звезд).

Физика-это наука, которая изучает все эти явления.

Учитель: С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Учитель: При изучении физики мы будем разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) все что нас окружает материально.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов

Учитель: Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются знания у человека? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и началась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона из золота или же в нее подмешано серебро. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. В восторге он выскочил из ванны, восклицая: «Эврика!». Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед опустил в сосуд с водой золотой слиток того же веса что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем повторил опыт со слитком серебра и нашел, что воды вылилось больше т.к. при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота. Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где то посередине между результатами опытов со слитками и пришел к выводу что корона сделана не из чистого золота.

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты). Опыты проводятся по заранее продуманному плану с определенной целью. Во время опытов проводятся измерения физических величин с помощью специальных приборов. Примеры физических величин: объем, расстояние, скорость, температура.

Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *