Физическая карта что это такое для детей 4 класса
Урок по познанию мира «Физическая карта»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Поурочное планирование по познанию мира ( 4 класс) учителя: Шкирман С.А.
Тема: Физическая карта.
Цель: с формировать понятие «карта»; дать представление о географической карте как об
условном изображении поверхности нашей Земли на плоскости ; о способе ориентирования по
карте; учить понимать и читать карту, видеть под условными знаками объекты в природе, показать нашу страну на карте,
развивать речь, наблюдательность, память,
воспитывать познавательный интерес, патриотические чувства.
Тип урока : объяснение нового материала.
Формы работы : коллективная, групповая.
Методы: словесные, наглядные и поисковые.
Итак, друзья, внимание – в едь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее начнём скорей урок.
2. Определение темы урока.
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,
луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (географическая карта)
«Корзина идей» (что знаете по теме).
3.Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке будем говорить о географической карте.
4.Работа по теме урока.
*ФИЗМИНУТКА
-А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта это изображение Земли на бумаге.)
-Точнее можно сказать так: Географическая карта — это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
— На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками,
горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас.
— Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или
плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому
добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры,
вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.
-Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад. (3 слайд)
— С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения,
полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.(3слайд)
— Какие виды карт вы знаете?
и океаны, там обозначены различные географические объекты.
На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по линии
На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.
На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.
На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.
На политической карте мира изображены страны и их границы.
На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.
Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.
-Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым – водоемы, желтым – возвышенности, зеленым – низменности, коричневым цветом – горы.
В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.
Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный
оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый
светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря – 200 метров.
-Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.
Гималаи – самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно- коричневым цветом.
Практическая работа. Работа по карте, ст. уч. стр. 16
—Рассмотрите карту РК. Каким основным знаком изображены границы нашей страны.
-Найдите на карте реки и озера. Знакомые города.
-Поверхность земли на карте разного цвета. В какой части Казахстана какого цвета на карте больше. Что это означает?
Географическая карта. Окружающий мир (4 класс).
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока окружающего мира
Открытие нового знания
Знакомство учащихся с географической картой.
1. Познакомить учащихся с географической картой посредством организации фронтальной беседы.
2. Актуализировать знания учащихся о плане местности через организацию работы в парах на карточках.
3. Закрепить знания учащихся по теме урока посредством проведения теста «Географическая карта».
1. Воспитывать доброжелательное отношение к иному мнению посредством организации работы в парах и выслушивание ответов своих одноклассников.
2. Воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир» через частую смену видов деятельности.
3.Способствовать воспитанию бережного отношения к учебным принадлежностям через работу с учебником и раздаточным материалом.
1. Способствовать развитию связной речи через формулирование полных ответов и организацию фронтальной беседы на уроке.
2.Способствовать развитию внимания учащихся через работу с картой.
3.Развивать словарный запас учащихся посредством знакомства их с новыми терминами: географическая карта, физическая карта, картография.
Основные термины, понятия
Географическая карта, физическая карта, картография.
— научатся различать виды карт;
— научатся читать карту по условным обозначениям.
— уметь приобретать новые знания и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
— уметь действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
— формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, читать, извлекая нужную информацию;
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— формировать умение выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
— уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Технические средства обучения:
Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:
2.Карточки с заданием
1.Самоопределение к деятельности
1.2Проверка готовности к уроку
2.1 Работа на карточках (в парах)
3.Совместное определение темы и целей урока.
3.1 Постановка темы и цели урока
4.Открытие нового знания
4.1. Фронтальная беседа
5. Продолжение работы по теме урока
5.1 Работа с картой
6. Закрепление полученных знаний
6.1. Тест «Географическая карта»
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
10. Рефлексия деятельности
1. Самоопределение к деятельности
1.1 Приветствие и настрой на работу
— Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать!
1.2 Проверка готовности к уроку
— Ребята, проверьте свою готовность к уроку окружающего мира. У вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник. Все лишнее уберите.
-Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
2.1 Работа на карточках (в парах)
— Я знаю, что на прошлом уроке вы познакомились с темой «План местности». И на сколько хорошо вы ее усвоили мне бы хотелось проверить.
— У вас на парте лежит карточка с заданием. Вам необходимо, вставить в текст недостающие слова.
Изображение небольшого участка земной поверхности сверху в уменьшенном виде называют планом местности.
На рисунке вид местности может быть изображен сбоку или сверху. На плане местность изображают всегда сверху. Для изображения предметов на плане используют условные знаки.
— (Имя) читай, что у тебя получилось. Ребята, кто допустил ошибку исправьте.
— Молодцы, вы справились с заданием.
— Учащиеся выполняют задание
3.Совместное определение темы и целей урока.
3.1 Постановка темы и цели урока
— Ребята, а вы любите путешествовать?
— Тогда сегодня на нашем уроке я предлагаю вам тоже отправиться в настоящее путешествие.
— Обратите внимание на слайд, здесь представлены самые необходимые вещи, которые нужно брать с собой в путешествие. Какие это вещи?
— Правильно, но здесь не хватает одного предмета. А чтобы узнать чего же именно, предлагаю вам отгадать загадку.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
— Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.
2 мальчик говорит:- А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю ещё и иностранный язык.
3 мальчик говорит: А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься.
— Что ребята это за язык такой – географический? Обсудите в группах. (Это язык карт.)
— Ребята, догадались ли вы, какая же тема нашего урока?
— Исходя из темы попробуйте сформулировать цели на урок
— Учащиеся отвечают на вопрос учителя
— Рюкзак, компас, палатка, фонарик, компас
— Географический язык- это язык карт.
— Тема урока: Географическая карта
1. Вспомним, что такое «география».
2. Узнаем, что же такое «географическая карта».
3. Научимся работать с физической картой.
4. Открытие нового знания.
4.1 Фронтальная беседа
— Предположите, что же такое географическая карта?
— Откройте учебник на с. 25, найдите определение «Географическая карта», прочитайте его.
— (Имя) что же такое географическая карта?
-Ребята, есть много видов географических карт. Обратите внимание на слайд. (на слайде виды карт)
— Ребята, есть наука, которая занимается изучением карт, предположите, как она называется?
-Более подробнее мы сегодня будет работать с физической картой.
-Физическая карта-карта, на которых показаны очертания материков, высота суши, глубина озер и т.д.
— Учащиеся высказывают свои предположения.
-Учащиеся читают определение
— Географическая карта- это сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости принятыми условными знаками.
5. Продолжение работы по теме урока
5.1 Работа с картой
— Для того, чтобы путешествовать по карте, нужно научиться читать ее.
Надо понимать особый язык карты-условные знаки.
— Ребята, посмотрите на карту. Какие цвета преобладают?
— Обратите внимание на слайд, попробуйте сопоставить цвет на карте и его обозначение.
— Ребята, у карты также есть стороны горизонта. Какие стороны горизонта вы знаете? У вас на парте лежит уменьшенная карта и название сторон горизонта. Расположите их на карте в правильном порядке.
-Сравните ваши ответы с ответом на слайде.
— Вы справились с заданием.
— Ребята, как называется страна, где мы с вами проживаем?
— Верно. (Имя) выходи к доске, попробуй показать на карте Россию и ее столицу. Какой город является столицей России?
— (Имя) выходи к доске и попробуй найти на карте океаны, омывающие нашу страну.(Северный-Ледовитый и Тихий океан)
— Ребята, а теперь, я предлагаю вам рассмотреть карту нашей области.
-В какой области мы живем?
— Какие цвета вы видите на карте нашей Самарской области?
— А какой водоем обозначен синим цветом?
— Правильно, Волга самая главная река Самарской области.
— Мы с вами познакомились с физической картой нашего времени, а теперь я предлагаю вам совершить путешествие в глубокую древность и узнать историю создания карт.
-Откройте учебник на с. 28. (Имя) начинает читать.
— Так какова же история создания карт?
— Учащиеся высказывают свои предположения
— Север, юг, запад, восток
— Учащиеся выполняют задание.
— Мы живем в Самарской области
— Учащиеся высказывают предположения
6. Закрепление полученных знаний
6.1 Тест «Географическая карта»
— А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания на сегодняшнем уроке и ответить на вопросы теста. Карточки с тестом лежат у вас на партах. Выберите верный вариант ответа.
Тест « Географическая карта»
1. Что такое географическая карта?
• Прибор для ориентирования.
• Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости.
• Модель нашей планеты
• Альбом для ориентирования на местности
2. Где на карте находится север?
3. Меридианы показывают направление
4. Кого называют картографом?
• специалиста, занимающегося покупкой карт
• специалиста, занимающегося составлением карт
• специалиста, занимающегося украшением карт
• специалиста, занимающегося продажей карт
5. Что напоминает контур границ Самарской области?
6. Что на карте изображено коричневым цветом?
-Сравните ваши ответы с ответом на слайде
— Учащиеся выполняют тест
7. Подведение итогов урока
— Ребята, давайте вспомним, что такое географическая карта?
— Вернемся к намеченным целям. Какие из целей мы достигли и каким образом?
-Географическая карта- это сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости принятыми условными знаками.
— Учащиеся высказывают свои предположения.
8. Домашнее задание
— Ребята, откройте дневник и запишите домашнее задание.
-Учащиеся записывают домашнее задание.
-Если вам понравился сегодняшний урок и вы узнали много нового и интересного, то поднимите одну руку вверх. Если же вам не понравился наш урок, и вам было скучно, то поднимите обе руки вверх.
-Сегодня я хотела бы поставить отметку…
-Урок окончен, вы свободны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тақырыбы: Өзін-өзі тану өмірді тану
Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление
Совершенствование техники выполнения прыжков и метания. Физкультура (4 класс).
Предметная неделя «Ни дня без правил ПДД. Они нужны тебе и мне»
Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение). Русский язык (4 класс).
Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях. Вычисление разными способами. Математика (4 класс).
Презентация на тему «Всемирный день театра»
План- конспект занятия по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»(1 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5432358 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по окружающему миру на тему:»Географическая карта» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Географическая карта Презентацию выполнила: Анохина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г.Азова
Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
В древности карты были составлены Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геродотом, Эратосфеном, Птолемеем
Первую географическую карту мира создал древнегреческий географ Анаксимандр (около 611—546 до н. э). Он считал, что Земля имеет цилиндрическую форму подобно каменной колонне, плавающей в пространстве, а населённая её часть была круглая, в форме диска, и, предположительно, является верхней поверхностью цилиндра. Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)
Гекатей Милетский пятьдесят лет спустя создал новую карту, основанную на карте мира Анаксимандра. Карта Гекатея описывает Землю как круглый диск окружённый океаном, в центре которого находится Греция. В качестве единиц измерения использовались «Дни плавания» по морю и «Дни ходьбы» по суше. Карта мира по Гекатею VI в. до н. э.
Геродот отклонил преобладающее утверждение большинства карт пятого века, что земля является круглым диском, окруженным океаном. В своей работе он описывает Землю как тело неправильной формы, а окруженными океанами только Азию и Африку (Ливия). Он вводит такие названия как Атлантический океан и Эритрейское море (Красное море). Карта мира по Геродоту
Эратосфен первый попытался построить карту мира на основе координатной сетки с меридианами и параллелями. Он разделил Землю на пять климатических поясов: тропический пояс посередине, две холодные зоны на крайнем севере и юге, и два умеренных пояса между ними. Карта мира по Эратосфену Реконструкция XIX века
Около 150 г. н. э. древнегреческий учёный Клавдий Птолемей составил подробную карту Земли. На ней изображены три части света — Европа, Азия и Ливия ( Африка), а также Атлантический океан, Средиземное и другие моря. Карта имеет градусную сетку. Карта Птолемея (II век)
С развитием мореплавания и открытием новых земель карты всё больше приближались к современному виду.
В 1552 году царь Иван Грозный велел «землю мерить и чертёж государства делать». Так появилась первая карта России- Большой Чертёж земли русской.
Современные карты детально отображают облик Земли
Географические карты классифицируют по масштабу, назначению, территориальному охвату содержанию,
По содержанию все карты подразделяются на Общегеографические Тематические
По территориальному охвату карты подразделяются на карты мира, карты материков, карты стран, карты регионов
По масштабу карты делятся на: Крупномасштабные 1:200 000 Мелкомасштабные 1:1 000 000 Среднемасштабные от 1:200 000 до 1:1 000 000
По назначению все карты подразделяются на учебные, научно-справочные, туристические, дорожные
Изучая события прошлого, историки создают исторические карты. По ним можно узнать, как менялись границы государств, какие народы жили здесь в разное время, направления военных походов.
Стороны горизонта на карте указываются не стрелкой как на плане, а специальными линиями. По направлению: север юг запад восток параллели меридианы
Для изображения различных объектов на картах используют особый язык — условные знаки. Они определяют пространственное положение объектов и указывают их вид и некоторые характеристики. внемасштабные масштабные линейные пояснительные Условные знаки подразделяют на:
На физической карте существует шкала высот и шкала глубин, по которым можно определять примерную высоту местности на суше и глубину моря или океана.
Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на картах специальными значками.
Есть особый вид карт – контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.
Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Географическая карта. http://iumka.ru/geografiya/testy-pogeografii/item/ Условные знаки и обозначения географических карт. https://ru.wikipedia.org/wiki/ История картографии madamkartinki.blogspot.ru›2012/10/blog-post/ Коллекция картинок: Рисунки на географических картах. http://nibler.ru/cognitive/25854 › Занимательная география: 17 карт, которые могут рассказать много интересного
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1693977
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.