Фижмы что это такое
Значение слова «фижмы»
ФИ́ЖМЫ, фижм, мн. Принадлежность женской модной одежды 18 и начала 19 вв. — каркас в виде обруча из китового уса, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом. — Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы. объявила дедушке о своем проигрыше. Пушкин, Пиковая дама.
[От нем. Fischbein — китовый ус]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФИ’ЖМЫ, фижм, ед. нет [нем. Fischbein — китовый ус]. 1. Принадлежность женской моды 18 и нач. 19 вв. — широкий каркас в виде обруча, вставляемый под юбку у бедер для придания пышности фигуре. 2. Юбка с таким каркасом. Из пышных фижм возвышалась, как стебель, их (дам) узкая талия. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: можжевёловый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления
Женская мода удивительна, что только не придумывали законодатели мод или сами женщины на протяжении столетий, чтобы быть еще привлекательнее! Порой их уловки выглядели странно — подушечки турнюр, огромные клетки кринолина или причиняющие невероятную боль корсеты. Более того, абсурдность таких нарядов подмечали даже их современники. К счастью, большая часть подобных модных придумок осталась только в учебниках по истории и на полотнах живописцев, но некоторые, например корсет, здравствуют и поныне.
Женщинам всегда нравились пышные юбки, порой, чтобы добиться максимального эффекта, средневековым модницам приходилось надевать под платье пять-шесть нижних юбок. И вот в XVIII веке появилось панье. Панье, от французского panier — «корзина», конструкция из обтянутых полотном обручей. Каркас этого приспособления изготавливали из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к корсету при помощи пуговиц. Каркас панье был объемным, но очень легким, поэтому юбка при ходьбе колебалась, открывая туфли, что было весьма пикантно. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань благодаря платью с панье скрыла дефект своей фигуры, после чего мода на него распространилась по всей Европе. Панье быстро видоизменялось, приобретая различные формы — круглые или овальные. Самые большие панье при дворах носили исключительно аристократки. В 1740-е годы появилось «панье с локотками», которые делали юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Мода на панье прошла только к концу XVIII века. Конечно, такие платья были не очень удобными, но очень красивыми и дорогими. Конструкция в разы увеличивала ширину юбок, на которых размещали узоры, сложные декорации и богатые вышивки.
В России и в Германии панье называли фижмами, от немецкого Fischbein, «рыбья кость», «китовый ус». Фижмы делали из ивовых прутьев или китового уса, они крепились поверх нижней юбки так же, как и панье, но были более эластичными. Фижмы и объемные юбки вызывали часто насмешки, про них слагали анекдоты и рисовали карикатуры.
Кринолин стал логическим продолжением панье. Изначально кринолин — это жесткая, льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, позднее — жесткая структура, придающая юбке требуемые формы. В Англии кринолин был известен еще с 1829 года, хотя патент на эту ткань был зарегистрирован немного позже, 4 июня 1840 года, в Париже предпринимателем Удино. К 1850 году слово «кринолин» стало обозначать куполообразную присборенную юбку, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. «Искусственный кринолин» же на стальных обручах появился лишь в 1859 году, его автором стал основатель высокой моды Чарльз Фредерик Ворт.
Кринолин не менее часто становился объектом сатиры. Его сравнивали с клеткой, в которую заточили женщину; высмеивали за то, что дамы в таких платьях не могут пройти сквозь дверной проем, ведь диаметр кринолина достигал порой 180 см! При падении дамы или ее неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону. Многие современники считали, что кринолин не только скрывает фигуру женщины, но и несет в себе опасность. Дамы не всегда могли видеть края своего платья. Правда, существует легенда, что кринолин однажды спас даму в сложной ситуации. Убегая от любовника, она выпрыгнула из окна, которое находилось на высоте 75 метров, и, как на парашюте, благополучно приземлилась на землю. Несмотря на очевидные неудобства, кринолин стал неотъемлемой частью и детской моды. Не только девочки, но и мальчики носили костюмы с небольшим кринолином.
В середине 1860-х годов существовало два вида кринолина. Юбки кринолина для парадных туалетов были широкими, длинными, выдавались сзади углом, чтобы держать шлейф. И это еще не все! Поверх кринолина надевалась белая перкалевая юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. Повседневные платья имели круглый маленький подъюбник. Кринолин был узким у талии и постепенно расширялся к подолу, что по форме напоминало воронку. Ко второй половине 1860-х годов мода на высокую талию поставила кринолины на грань вымирания. В начале 1870-х годов кринолин постепенно уступает место турнюру.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Фижмы
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Появление, улыбки и насмешки
Карикатура на фижмы. 1748 год
На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы
одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками,
демонстрируя исподнее окружающим.
Фижмы – надеваемая под широкие дамские юбки конструкция из ивовых прутьев, китового уса
(по-немецки fischbein) либо проволоки, выполнявшая функцию каркаса. Середину XVIII века,
на которую приходится расцвет стиля «рококо», называют еще и «веком фижм». В России и
Германии фижмами называлось то, что во Франции носило название «панье» (дословно «корзина»).
Кринолином первоначально называлась жесткая ткань, из которой шились нижние юбки, позднее
он превратился в аналог фижм – каркас из обручей. Считается, что прообраз фижм (панье) в
виде обручей в юбках появился в XIV веке в Испании, затем их позаимствовала Англия и
позднее – Франция, Германия и Россия. Параллельно существует и версия появления пышного
каркаса под юбками на одной из театральных сцен Парижа. Фижмы делались, в соответствии с
модными веяниями, как круглые, так и плоские спереди и сзади, добавляя объем только на
бедрах («с локотками»), но сохраняя «рюмочный» силуэт.
Панье, или фижмы, могли иметь разную форму и разную величину – округлые или сплющенные
спереди и сзади; могли быть и небольшими, и чрезвычайно широкими, как, например, в
придворных платьях «мантуях».
Французская мода властвовала над умами и сердцами россиян. XVIII век для Франции стал
веком философов, косметики, парфюмерии и Революции.
Денис Иванович Фонвизин в письмах к графу Петру Александровичу Панину в 1778 году рассказывал:
«Если что во Франции нашел я в цветущем состоянии, то, конечно, их фабрики и
мануфактуры. Нет в свете нации, которая б имела такой изобретательный ум, как французы
в художествах и ремеслах, до вкуса касающихся. Я хаживал к «marchandes des mod»
(торговцам модных товаров. – фр.), как к артистам, и смотрел на уборы и наряды, как
на прекрасные картины. Сие дарование природы послужило много к повреждению их нравов.
Моды повсеместно переменяются: всякая женщина хочет наряжена быть по последней моде;
мужья пришли в несостояние давать довольно денег женам на уборы; жены стали промышлять
деньги, не беспокоя мужей своих, и Франция сделалась в одно время моделью вкуса и
соблазном нравов во всей Европе.
Портрет Марии-Антуанетты Жана-Батиста Готье д’Аготи. 1775 год.
Нынешняя королева (Мария Антуанетта 1755–1793) страстно любит наряжаться. Прошлого
года послала она свой портрет к матери, в котором велела написать себя разряженную по
самой последней моде. Императрица (Мария Терезия 1717–1780) возвратила сей портрет при
письме, в котором между прочим сии строчки находились: «Ваше приказание худо исполнено:
вместо французской королевы, которую я надеялась увидеть на присланном портрете, я нашла
в нем сходство с оперную актрисой. Должно быть тут вышла ошибка»».
Портрет императрицы Елизаветы Петровны Ивана Вишнякова. 1743 год.
Тон в модах, конечно, задавали первые лица государства. Самая известная щеголиха
своего времени, императрица Елизавета Петровна, прославилась своим громадным,
неправдоподобным количеством платьев в пятнадцать тысяч! Для нее выписывали из
европейских магазинов самые дорогие ткани, роскошные кружева, сундуки с чулками и
перчатками, короба с обувью, пуды тончайшей пудры, ароматических помад, благовонных
эссенций и прочее. А когда какой-нибудь европейский купец привозил новые ткани,
их в первую очередь показывали императрице. Если та или иная материя ей нравилась,
она распоряжалась закупить ее целиком, чтобы, упаси бог, не встретить платье из
нее же на придворной даме.
Коронационное платье Елизаветы Петровны
При этом, по словам В. О. Ключевского, Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете
– с одной стороны, ворохи дорогих туалетов, маскарады и балы, поражавшие ослепительным
блеском и роскошью, с другой – теснота и убогая обстановка ее дворца, неряшливость, куча
неоплаченных счетов. Французские галантерейные магазины иногда отказывались отпускать
во дворец новомодные товары в кредит.
И снится мне, что ожил старый сад,
Помолодели статуи в нем даже.
У входов стройно вытянулись в ряд
Затейливых фасонов экипажи;
В аллеях томных вкрадчиво шумят.
Мелькают фижмы, локоны, плюмажи,
И каламбур французский заключен
В медлительный и вежливый поклон.
В начале 70-х годов фижмы появились в России. Это новшество пришло к нам, разумеется,
из Франции, а туда оно попало, по словам французов, в 1714 году из Англии. Русские франтихи
очень быстро оценили удобства каркаса. Его эластичность позволяла сжимать юбку локтями,
кроме того, подол стал мягким, платье даже слегка изящно колыхалось при движении.
В то время о платьях на фижмах, вернее о их владельцах, рассказывали разные смешные
случаи, происшедшие из-за громоздкости юбок.
Вот один из подобных анекдотов.
«Одна приезжая в Москву иностранка вздумала осмотреть город в наемной карете, которые
в то время были редки и по небрежению содержателей обыкновенно покупались для сего старые
и рассохшиеся. В эту карету села или, лучше сказать, втиснулась иностранка, одетая в
предлинные фижмы, которые крепко упирались от одного конца до другого.
Неуместимость фижм в карете послужила к спасению ее от великой опасности. Когда
извозчик поскакал под гору к Кузнецкому мосту, тогда отпало у кареты дно, сквозь которое
спасительные фижмы не допустили ее совсем провалиться. Народ, видя столь странное
приключение, поднял великий смех, остановил карету и спас иностранку, которая от усталости
и страха начинала уже задыхаться».
Д. И. Фонвизин (1744 или 1745–1792) опубликовал басню «Леонорины фижмы».
«Леонора носила всегда превеликие фижмы, которые сделаны были из китовых костей.
Леандр, муж ее, часто в этом осуждал, но сие ничего не помогало. Наконец, как родила она
сына, то испрашивали отца: какое имя дать новорожденному?
– Иона*, – отвечал Леандр, – для того, что произошел он из чрева китова.
Сей ответ имел такое действие, что Леонора переменила потом свой наряд».
Фижмы стали одной из излюбленных тем карикатуристов той эпохи:
Фижма
Панье (фр. panier — корзина) — каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке. В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein — рыбья кость, китовый ус)
История появления и распространения
Существует версия, что панье появилось в начале 10-х гг. XVIII в. под влиянием театра: в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.
Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали это впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету.
Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780 гг.) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 20-30 гг. женщины носили пышные круглые панье.
В 40-е из Англии пришла мода на так называемые «панье с локотками» — овальный каркас расширял юбку с боков, при этом делая её плоской спереди и сзади.
В 50-60 гг. панье становятся более скромными и вновь приобретают круглую форму. Во второй половине века панье как бы «разделяется» на две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно). Они соединяются тесьмой на талии.
В эпоху Марии-Антуанетты панье становятся до того большими и неудобными, что их снабжают складной конструкцией на шарнирах, а также… увеличивают проёмы каретных дверец. В конце 1780 гг. панье выходят из моды, их заменяют фо-кю (faul-cul) маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади. К концу XVIII в. пышные юбки совершенно выходят из моды, уступив место строгим ниспадающим драпировкам стиля ампир.
Мода на «античность» продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу 1820-х. 1830—1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо. Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина.
ФИЖМЫ
Смотреть что такое «ФИЖМЫ» в других словарях:
ФИЖМЫ — (от нем. Fischbein китовый ус). Старинная широкая юбка на китовом усе, род кринолина, носились в XVII в. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЖМЫ бывшие в старину в моде женские юбки на китовом усе.… … Словарь иностранных слов русского языка
ФИЖМЫ — жен., мн., нем. юбка на китовых усах, как носили ее в прошлом веке, ныне кринолин. * Индейский петух распустил фижмы! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
фижмы — каркас, юбка, обруч Словарь русских синонимов. фижмы сущ., кол во синонимов: 4 • каркас (15) • обруч … Словарь синонимов
ФИЖМЫ — (от нем. Fischbein китовый ус) юбка на китовом усе; см. Кринолин … Большой Энциклопедический словарь
ФИЖМЫ — ФИЖМЫ, фижм. В 18 нач. 19 в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бёдер, а также юбка с таким каркасом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фижмы — фижм; мн. [от нем. Fischbein китовый ус] В женской одежде 19 в.: обручи из китового уса, вставлявшиеся под юбку у бёдер. // Юбка с таким каркасом; кринолин. * * * фижмы (от нем. Fischbein китовый ус), юбка на китовом усе; см. Кринолин. * * *… … Энциклопедический словарь
Фижмы — (нем.) юбка на каркасе, появилась в Англии в 1711 г.; прямо в платье вшивались пластины китового уса или ивовые прутья. В 40 х гг. в Англии появились овальные фижмы, их стали надевать под нижнюю юбку, причем они были сделаны на шарнирах, чтобы … Энциклопедия моды и одежды
фижмы — фижем, мн. Широкий каркас из китового уса или ивовых прутьев в виде обруча, надевавшийся под юбку для придания пышности фигуре; юбка на таком каркасе. ► Приехав домой, бабушка, отлепли вая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
фижмы — (от нем. китовый ус), в XVIII нач. XIX вв. каркас в виде обруча, вставляемый под юбку, а также сама юбка на китовом усе. ср. кринолин (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Фижмы — мн. 1. Широкий каркас в виде обручей из китового уса, вставлявшийся под юбку у бедер для придания пышности фигуре (в женской моде XVIII XIX вв.). 2. Юбка с таким каркасом; кринолин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой