Фишинг это что такое в интернете
Что такое фишинг и как от него защититься?
«Здравствуйте, я Barrister Ekoue Dodji, и вас ждет огромное нигерийское наследство от умершего однофамильца». Примерно с такой фразы начинается классическое фишинговое письмо, целью которого является — обмануть и оставить в дураках. Как вы поняли, в этом материале будем разговаривать о фишинге. О том, что это за явление, какие формы оно умеет принимать и, что важнее всего, как с ним бороться.
Что такое фишинг?
Фишинг — это набор методик, которые используют злоумышленники, чтобы стащить личную информацию, какой-нибудь логин с паролем или данные кредитных карточек. Эти техники отличаются от других вариантов взлома подходом к взаимодействию с жертвой. Внедрение вирусов или DOS-атака зачастую направлены на программное обеспечение. Фишинг же завязан на контакте с живым человеком, который, в силу отсутствия навыков работы с компьютером или банальной наивности, сам подставится под хакера и выдаст ему что-то конфиденциальное.
Этимология термина
В английском языке это немного искаженное слово Fishing (пишется как Phishing), что переводится как «рыбалка». Ну и название тем самым обосновано. Фишинг — это своего рода рыбалка, где надо придумать для жертвы наименее подозрительную и наиболее заманчивую наживку. Дождаться, когда она клюнет. А после этого подсечь, чтобы рыбка не сорвалась. Только все это, используя реверсную инженерию вкупе с компьютерными технологиями.
Как работает фишинг?
Как и ловля рыбы, интернет-фишинг подразумевает несколько вариантов взаимодействия со своей добычей.
«Официальные» электронные письма
Начнем с методики, которую не так-то просто распознать даже умеренному параноику. Как это работает: вам приходит письмо якобы от Apple, Google, Ozon или любой другой крупной компании, чьими услугами вы пользуетесь. В письме есть всякие логотипы, адреса, да и название ящика вроде тоже официальное. Но просьба странная. Просят либо отправить свой логин с паролем, либо пройти по какой-нибудь подозрительной ссылке для подтверждения учетной записи (еще иногда приписывают, что скоро ее удалят, если этого не сделать). Жертва не видит угрозы, доверяет крупному бизнесу и попадается на эту уловку. В итоге или «сливает» злоумышленникам персональные данные для входа в условный Apple ID, или скачивает на компьютер вирус собственными руками.
Подставные сайты
Что-то в духе тех же писем, только в ход идут веб-сайты. Сразу отмечу, что подставные сайты редко пробираются в выдачу поисковиков на адекватные позиции, и встретить их там непросто. А вот ошибиться при вводе адреса сайта вручную или наткнуться на фальшивку в мессенджере или почтовом клиенте можно.
Зачастую ссылка выглядит как официальная. Ну, может, домен другой или один символ отсутствует. Кто станет на такое обращать внимание, верно? Страница тоже выглядит привычно, без изысков. Есть поле для ввода логина и пароля. Только это форма отправки логина и пароля злоумышленникам.
А еще там может быть форма для ввода платежной информации. Тоже вполне стандартная. Даже и не подумаешь, что пытаются обмануть. Но это поле никак не связано с платежными системами и банками. Только с преступниками, решившими на вас поживиться. Такое крайне нередко встречается на торговых площадках в духе Авито и Юлы. Люди кидают ссылку якобы на официальный портал для оплаты отправки вещи, а там ловушка.
Провокационные электронные письма
И снова о письмах, но на этот раз несколько об иных. Выглядят они как типичный обман, ставящий читающего в эмоциональные условия, которые заставят его совершить необдуманное действие. Предоставить взломщику доступ личными данным или заплатить внушительную сумму.
Письмо может выглядеть как послание от некоего нигерийского баристера, обнаружевшего в Уругвае человека с вашей фамилией, а у того на счету миллионы долларов, которые надо передать родственникам. Родственника нет, поэтому он хочет все перевести вам. Только надо сначала выйти на связь и сделать дополнительную оплату.
Еще бывают варианты, когда от злоумышленника приходит письмо, в котором он заявляет, что подключился к веб-камере жертвы и записал видео, как та развлекается, посещая сайты для взрослых. Вместе с тем требует в среднем около 500 долларов в биткоинах.
И таких писем может быть много. Кто-то предлагает деньги. Кто-то лотереи. Вместо писем иногда попадается баннеры, в которых пишется примерно то же самое. Схемы идентичные. Во всех случаях преступник пытается надавить на самое больное. Либо опозорить, либо озолотить. Трудно отказаться, да?
Метод обмана стары, как сам интернет, но даже в 2020 году такие письма приходят с завидной регулярностью большому количеству людей, независимо от посещаемых страниц и ресурсов, на которых эти люди регистрируются.
Телефонный фишинг
Почти то же самое, что и письма от официальных представителей, только голосом по телефону. Пожалуй, самое распространенное на текущий момент явление — звонки от сотрудников банка. Вам звонит персона, представляется банковским рабочим и говорит, что прямо сейчас, в эту самую секунду, кто-то списывает с вашего счета деньги. Жертва в растерянности не совсем понимает, какие деньги и за что списывают. «Сотрудник банка» заявляет, что готов все вернуть обратно, только вот надо назвать номер карты и другие клиентские данные. А потом код из СМС. На кону деньги. Возможно, последние, ну что еще делать? Люди говорят и остаются ни с чем.
Гораздо проще, когда мошенники ошибаются и говорят о суммах, которых на счету нет. Или вовсе представляются сотрудниками банков, в которых человек не держит счетов. Но если попадут, то шансов на успех довольно много. Доверчивых хватает.
Как защитить себя от фишинга?
На самом деле, знание о том, что такое фишинг, уже в какой-то степени помогает себя защитить. Как минимум повысится бдительность и возникнет четкое понимание того, что в интернете слишком много персонажей, желающих стащить у вас персональные данные или деньги. Но мы все-таки рассмотрим и другие варианты. Итак, представьте, мы – потенциальная жертва фишинга, которая вовсе не желает такой быть. Вот что мы делаем прямо сейчас, чтобы себя спасти.
Изучаем техники фишинга
Да, самообразование крайне важно. Я, конечно, описал парочку популярных фишинг-методик, но этого недостаточно. Мошенники — смышленые ребята. У них R&D штаты похлеще топовых технологических компаний. Постоянно выдумывают что-то новое. Учатся обходить спам-фильтры, ищут новые пути добраться до почтовых ящиков людей. Все круче и круче оформляют подставные веб-сайты. Ищут подход к жертвам и натаскивают себя в психологии, чтобы увести побольше добычи. Поэтому лучше интересоваться темой и время от времени посещать новостные сайты о безопасности в интернете. Так можно побольше разузнать о проблеме и быть подготовленным.
Дважды думаем, прежде чем перейти по какой-либо ссылке
Оставайтесь бдительными и подозрительными до последнего. Увидели в письме ссылку? Подождите. Сначала убедитесь, что ящик действительно принадлежит компании, которая вам пишет. Покупаете что-то на Авито, а ссылку для оплаты товара почему-то отправляет продавец, а не сервис? Задумайтесь. Не факт, что тут нет обмана. Появилась возможность без усилий заработать огромную сумму денег в интернете? Не верьте. Ничего не дается просто так. Лотереи — ложь. Просто так деньги в интернете тоже не раздают. Так что всё, что хоть на долю секунду показалось подозрительным, надо подвергнуть серьезному анализу. И при необходимости отправить в спам.
Используем программы для защиты от фишинга
Есть утилиты, которые обязуются защищать клиента от фишинга. По большому счету, тот же браузер можно считать такой утилитой. Или же спам-фильтры, встроенные в серверную часть вашего почтового сервиса. Но это не совсем то. Есть специализированное программное обеспечение. Оно зачастую встроено в антивирусы. Установив условный «Касперский» или Avast, уже получите защиту от фишинга. Антивирус предупредит, если защитит мошеннический сайт или письмо.
К сожалению, базы антивируса пополняются не так быстро. Их эффективность не всегда стоит оплачиваемых средств. Так что надеяться исключительно на программу не стоит. Подведет в самый неподходящий момент.
Чтобы защищаться от всяких мошеннических объявлений в интернете, скачайте тот же AdBlock. Заблокируете рекламу и не увидите сообщений о том, что в интернете где-то дают миллион долларов за красивый IP-адрес.
Смотрим на содержимое адресной строки
Сразу скажу, что это не всегда помогает. Но бывает. Некоторые совсем отбитые мошенники клепают подставные страницы без зазрения совести, оставляя очевидные ошибки в адресе. vkantakte.ru, aple.net, netlixx.com. Бывают и более завуалированные. Те, кто похитрее, используют специальные символы, что похожи на английские буквы, но таковыми не являются. Поэтому спокойно регистрируют домен с названием популярной компании. Отличить почти нереально.
Также стоит обращать внимание на наличие SSL-шифрования. В адресной строке должен отображаться значок в виде навесного замка. Но опять же это не показатель. Мошенники до того преисполнились в своем мастерстве, что заказывают сертификаты для своих подставных сайтов. И это работает.
Держим учетные записи под контролем
Понятное дело, за всеми созданными почтовыми ящиками и аккаунтами не уследишь. Но хотя бы за мало-мальски актуальными стоит приглядывать. Заходите на них. Иногда меняйте пароль. Не оставляйте фишерам пространства для поиска дополнительной информации о вас. Заходите в онлайн-банк и проверяйте счет регулярно. И обязательно в тот самый момент, когда вам позвонит преступник, который будет заявлять, что со счета снимают деньги. В общем, держите ситуацию под контролем, чтобы никто не мог вам навязать фальшивую версию происходящего.
Регулярно обновляем браузер
Как я уже писал выше, браузер тоже своего рода защита от фишинга. Браузеры умеют защищать пользователей, предупреждая об опасности, когда те заходят на сайты, которые уже были скомпрометированы ранее, но все еще функционируют и представляют угрозу для интернета. Чем свежее браузер, тем более серьезные методы защиты данных в нем используются. Соответственно, больше шансов избежать попадания на какую-нибудь фишинговую страницу.
Не забываем про брандмауэр
Тут тот же принцип, что и с антивирусом. Лучше не пренебрегать. Пусть блокирует входящие соединения и оповещает о них. Он, конечно, не убережет от писем, но вот какие-нибудь рекламные скрипты, жаждущие подключиться к компьютеру, остановить сможет.
Анализируем pop-up
Внимательно читаем, что за информация всплывает на сайтах. Обычно все эти «Ура, вы выиграли миллион долларов, заберите прямо сейчас» как раз и появляются в качестве всплывшего уведомления. Старайтесь случайно не кликнуть по ссылке в pop-up-окне или по такому окну целиком. Наверняка там уже настроена переадресация на какой-нибудь подставной ресурс с вирусом или чем-то в таком духе. Если поп-апов с мошеннической информацией становится слишком много, можно использовать дополнение No Script для браузеров. Оно блокирует опасные всплывающие окна.
Не делимся ни с кем персональными данными
Важнейший из всех советов. Никому ничего не говорите в интернете. Сотрудник банка никогда не попросит у вас номер карты, CVV-код или другую личную информацию. Все, что специалисту такой структуры нужно для работы, у него есть. С незнакомцами в интернете тоже аккуратно. В частности, с теми, кто торгует на площадках Б/У-товаров. Там хитрых и жадных до чужих денег людишек почему-то сильно больше.
Оставайтесь бдительными и не верьте никому в интернете. Изучайте тему фишинга. Не ведитесь на провокации и «халяву» в виде африканского наследства. Если вы не звезда, то ваши видео с веб-камеры никому не будут интересны, а бесплатный сыр сами знаете где.
Что такое «фишинг»
Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание и password — пароль) — вид интернет-мошенничества, цель которого — получить идентификационные данные пользователей. Сюда относятся кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.
Фишинг представляет собой пришедшие на почту поддельные уведомления от банков, провайдеров, платежных систем и других организаций о том, что по какой-либо причине получателю срочно нужно передать / обновить личные данные. Причины могут называться различные. Это может быть утеря данных, поломка в системе и прочее.
Атаки фишеров становятся все более продуманными, применяются методы социальной инженерии. Но в любом случае клиента пытаются напугать, придумать критичную причину для того, чтобы он выдал свою личную информацию. Как правило, сообщения содержат угрозы, например, заблокировать счет в случае невыполнения получателем требований, изложенных в сообщении («если вы не сообщите ваши данные в течение недели, ваш счет будет заблокирован»). Забавно, но часто в качестве причины, по которой пользователь якобы должен выдать конфиденциальную информацию, фишеры называют необходимость улучшить антифишинговые системы («если хотите обезопасить себя от фишинга, пройдите по этой ссылке и введите свой логин и пароль»).
Рис. 1. Пример фишингового письма с требованием (ради обеспечения дополнительной безопасности)
пройти по ссылке и обновить свои данные в системе Federal Credit Union.
Фишинговые сайты, как правило, живут недолго (в среднем — 5 дней). Так как анти-фишинговые фильтры довольно быстро получают информацию о новых угрозах, фишерам приходится регистрировать все новые и новые сайты. Внешний же вид их остается неизменен — он совпадает с официальным сайтом, под который пытаются подделать свой сайт мошенники.
Зайдя на поддельный сайт, пользователь вводит в соответствующие строки свой логин и пароль, а далее аферисты получают доступ в лучшем случае к его почтовому ящику, в худшем — к электронному счету. Но не все фишеры сами обналичивают счета жертв. Дело в том, что обналичивание счетов сложно осуществить практически, к тому же человека, который занимается обналичиванием, легче засечь и привлечь мошенников к ответственности. Поэтому, добыв персональные данные, некоторые фишеры продают их другим мошенникам, у которых, в свою очередь, есть отработанные схемы снятия денег со счетов.
Наиболее частые жертвы фишинга — банки, электронные платежные системы, аукционы.
Наиболее частые жертвы фишинга — банки, электронные платежные системы, аукционы. То есть мошенников интересуют те персональные данные, которые дают доступ к деньгам. Но не только. Также популярна кража личных данных от электронной почты — эти данные могут пригодиться тем, кто рассылает вирусы или создает зомби-сети.
Характерной особенностью фишинговых писем является очень высокое качество подделки. Адресат получает письмо с логотипами банка / сайта / провайдера, выглядящее в точности так же, как настоящее. Ничего не подозревающий пользователь переходит по ссыке «Перейти на сайт и залогиниться», но попадает на самом деле не на официальный сайт, а на фишерский его аналог, выполненный с высочайшей точностью.
Еще одной хитростью фишеров являются ссылки, очень похожие на URL оригинальных сайтов. Ведь достаточно наблюдательный пользователь может обратить внимание на то, что в командной строке браузера высвечивается ссылка, совершенно отличная от легитимного сайта. Такие «левые» ссылки тоже встречаются, но рассчитаны они на менее искушенного пользователя. Часто они начинаются с IP-адреса, хотя известно, что настоящие солидные компании давно не используют подобные ссылки.
Поэтому фишинговые URL часто похожи на настоящие. Они могут включать в себя название настоящего URL, дополненное другими словами (например, вместо www.examplebank.com стоит www.login-examplebank.com). Также в последнее время популярный фишинговый прием — ссылка с точками вместо слешей, внешне очень похожая на настоящую (вместо www.examplebank.com/personal/login стоит www.examplebank.com.personal.login). Можно привести еще такой фишерский вариант: www.examplebank.com-personal.login.
Также в самом теле письма может высвечиваться ссылка на легитимный сайт, но реальный URL, на который она ссылается, будет другим. Бдительность пользователя притупляется еще тем, что в письме может быть несколько второстепенных ссылок, ведущих на официальный сайт, но основная ссылка, по которой пользователю надо пройти и залогиниться, ведет на сайт мошенников.
Рис. 2. Пример фишингового письма (подделка под уведомление интернет-аукциона Ebay)
со множеством ссылок, только одна из которых введет на сайт мошенников.
Иногда личные данные предлагается ввести прямо в письме. Надо помнить, что никакой банк (либо другая организация, запрашивающая конфиденциальную информацию) не будет этого делать подобным образом.
Рис. 3. Пример фишингового письма (подделка под уведомление online-банка Barclays,
где непосредственно в теле письма пользователь должен ввести свои данные).
Технологии фишеров совершенствуются. Так, появилось сопряженное с фишингом понятие — фарминг.
Технологии фишеров совершенствуются. Так, появилось сопряженное с фишингом понятие — фарминг. Это тоже мошенничество, ставящее целью получить персональные данные пользователей, но не через почту, а прямо через официальные веб-сайты. Фармеры заменяют на серверах DNS цифровые адреса легитимных веб-сайтов на адреса поддельных, в результате чего пользователи перенаправляются на сайты мошенников. Этот вид мошенничества еще опасней, так как заметить подделку практически невозможно.
Наиболее популярные фишерские мишени — аукцион Ebay и платежная система PayPal. Также страдают различные банки по всему миру. Атаки фишеров бывают случайными и целевыми. В первом случае атака производится «наобум». Атакуются наиболее крупные и популярные объекты — такие как аукцион Ebay — так как вероятность того, что случайный получатель имеет там учетную запись, довольно высока. Во втором случае мошенники узнают, каким именно банком, платежной системой, провайдером, сайтом пользуется адресат. Этот способ более сложен и затратен для фишеров, зато больше шансов, что жертва купится на провокацию.
Воровство конфиденциальных данных — не единственная опасность, поджидающая пользователя при нажатии на фишерскую ссылку. Зачастую, следуя по ней, можно получить программу-шпиона, кейлоггер или троян. Так что если даже у вас нет счета, которым мошенники могли бы воспользоваться, нельзя чувствовать себя в полной безопасности.
Согласно данным Gartner, в США в 2006 году ущерб, нанесенный одной жертве фишинга, в среднем составил 1244 долларов США. В 2005 году эта сумма не превышала 257 долларов, что свидетельствует о невероятном успехе фишеров. В России ситуация несколько иная. Из-за того, что у нас электронные платежные системы пока не столь распространены, как на Западе, ущерб от фишинга не столь велик. Но с распространением в России электронных платежных систем доля фишинга в общем почтовом потоке возрастет, и, соответственно, возрастет и ущерб от него. Так что, хотя данная проблема в России не стоит еще столь остро, готовиться к ней надо уже сейчас.
Успеху фишинг-афер способствует низкий уровень осведомленности пользователей о правилах работы компаний, от имени которых действуют преступники. И хотя на многих сайтах, требующих конфиденциальной информации, опубликованы специальные предупреждения о том, что они никогда не просят сообщать свои конфиденциальные данные в письмах, пользователи продолжают слать свои пароли мошенникам. Поэтому несколько лет назад была создана Anti-Phishing Working Group (APWG) — группа по борьбе с фишингом, в которую входят как компании-«мишени» фишеров, так и компании, разрабатывающие анти-фишинговый/анти-спамерский софт. В рамках деятельности APWG проводятся ознакомительные мероприятия для пользователей, также члены APWG информируют друг друга о новых фишерских сайтах и угрозах. Сейчас APWG насчитывает более 2500 участников, среди которых есть крупнейшие мировые банки и ведущие IT-компании. Так что, по оптимистическим прогнозам, через некоторое время пользователи научатся остерегаться фишерских сайтов, как в свое время научились с опаской относиться к письмам с вложениями от неизвестных адресатов. Пока же основной защитой от фишинга остаются спам-фильтры.
Публикации на схожие темы
Спуфинг почтового адреса: как злоумышленники выдают себя за других
Полное руководство по фишинговым атакам
С самого момента изобретения электронной почты фишинговые атаки преследуют как частные лица, так и организации, со временем становясь всё более изощренными и замаскированными. Фишинговая атака — один их распространенных способов, используемых хакерами для проникновения в учетные записи и сети своих жертв. По данным Symantec, каждое двухтысячное письмо является фишинговым, а это значит, что ежедневно совершается порядка 135 миллионов атак.
И хотя фишинговые атаки уже давно не редкость, в кризисные времена их количество резко возрастает. Мошенники пользуются хаосом и неразберихой, вызванной последними событиями. В такие времена многие ожидают писем из официальных источников, таких как экспертные организации, страховые компании или правительственные учреждения. Это дает преступникам отличную возможность маскировать свои вредоносные рассылки под письма из официальных источников. Эти, на первый взгляд, безобидные письма перенаправляют пользователей на мошеннические сайты, чтобы обманом побудить их ввести конфиденциальную информацию.
Что такое фишинг?
Простыми словами, фишинг — это тактика рассылки мошеннических электронных писем и попытка обманом заставить получателей нажать на вредоносную ссылку или скачать зараженное вложение, чтобы затем украсть их личную информацию. Эти письма могут выглядеть как сообщения из вполне респектабельных источников: торговых компаний, банков, а также лиц или команд в вашей собственной организации, например, из отдела кадров, от вашего руководителя или даже генерального директора.
Если ваши сотрудники не могут распознать признаки фишинга, под угрозой находится вся ваша организация. Согласно исследованию Verizon, среднее время, необходимое первой жертве широкомасштабной фишинговой рассылки, чтобы открыть вредоносное письмо, составило 16 минут, а на то, чтобы сообщить о фишинговой кампании в отдел информационной безопасности, ушло вдвое больше времени — 33 минуты.
Учитывая, что 91% киберпреступлений начинается именно с успешной фишинговой рассылки по электронной почте, эти 17 минут могут обернуться для вашей компании катастрофой.
Методы фишинговых атак
Как уже упоминалось, большинство, если не все фишинговые атаки начинаются с электронного письма, которое выглядит так, будто его отправил вполне законный источник, однако последующие способы атаки и проникновения могут быть различными. Некоторые способы достаточно просты и заключаются в том, чтобы обманом вынудить пользователя нажать на ссылку и ввести конфиденциальную информацию, другие же более изощренные, например, запуск исполняемого файла, который имитирует настоящий процесс и получает доступ к компьютеру и сети жертвы, чтобы незаметно запустить там вредоносную программу.
Обычно во время фишинговой атаки для обмана жертвы используется сразу несколько приемов. Например, нередко мошенники используют манипуляции с ссылками и подделку веб-сайтов, что в комбинации придает их действиям максимальную убедительность. Первое, что вы видите при получении фишингового электронного письма, — правдоподобно выглядящую ссылку, которая ведет на часто используемый и не вызывающий подозрений сайт, такой как Facebook, Amazon или YouTube, а также сообщение, под разными поводами призывающее вас перейти по этой ссылке. Эти сообщения будут предлагать пользователям ввести конфиденциальную информацию, утверждая, что с их учетной записью или заказом возникла проблема, которую необходимо решить. Именно на этом этапе в игру вступает следующий прием — подделка веб-сайтов.
Хотя на первый взгляд ссылка может выглядеть совсем как легитимный веб-сайт, скажем, «amazon.com», при внимательном рассмотрении можно обнаружить небольшие несоответствия или нестыковки, раскрывающие истинную природу ссылки. Создание таких мошеннических доменов, близких по написанию к известным сайтам, называется тайпсквоттингом. Эти вредоносные сайты во всем максимально похожи на реальные страницы, и ничего не подозревающие пользователи могут ввести на них свои учетные данные. Хакеры же получают возможность ввести украденные данные на настоящем сайте.
Также хакеры часто прикрепляют не вызывающий подозрений файл или добавляют ссылку, при нажатии на которую будет тайно загружено вредоносное программное обеспечение, которое внедрится в систему жертвы. Эти атаки часто внедряют вредоносную программу, маскирующуюся под настоящий исполняемый файл. Работая в фоновом режиме, такая программа будет перемещаться в сети пользователя с целью кражи конфиденциальной информации, такой как банковские счета, номера социального страхования, учетные данные пользователей и многое другое. Иногда вредоносное программное обеспечение включает программу-вымогатель, которая пробирается через сеть жертвы, шифруя и перемещая конфиденциальные данные для хранения с целью выкупа.
Типы фишинговых атак
Наиболее популярный среди фишинговых мошенников метод атаки заключается в создании максимально широкого охвата. Они рассылают стандартные электронные письма от имени известных сайтов максимально возможному количеству адресатов в надежде, что кто-нибудь клюнет на их уловки. Это эффективный, но не единственный метод поймать жертву на крючок. Некоторые киберпреступники для достижения своих целей используют более точные методы, например адресный (целевой) фишинг, клон-фишинг и уэйлинг.
Адресный фишинг и уэйлинг
Как и в обычных фишинговых атаках, в адресном (целевом) фишинге и уэйлинге для обмана жертв используются электронные письма из надежных источников. Однако вместо массовой рассылки множеству получателей адресный фишинг нацелен на конкретных лиц или выдает себя за вызывающее доверие лицо для кражи учетных данных или информации.
Подобно адресному фишингу, уэйлинг (дословно — «охота на китов») направлен на конкретное высокопоставленное лицо. Вместо того, чтобы нацеливаться на широкую группу, такую как отдел или команда, злоумышленники направляют своего внутреннего капитана Ахава на высокоуровневые цели — руководителей и влиятельных лиц — в надежде поразить своего белого кита.
«Охотники на китов» стремятся выдать себя за высшее руководство, например генерального директора, финансового директора или начальника отдела кадров, чтобы убедить членов организации раскрыть конфиденциальную информацию, представляющую для злоумышленников ценность.
Чтобы уэйлинг увенчался успехом, злоумышленники должны намного лучше изучить свою жертву по сравнению с обычным фишингом, чтобы выглядеть как можно достовернее. Злоумышленники рассчитывают воспользоваться авторитетом руководителя, за которого себя выдают, чтобы убедить сотрудников или других руководителей не проверять и не подвергать сомнению их запросы.
Во время работы в предыдущей компании я также стал целью уэйлинга: мошенник, выдававший себя за моего генерального директора, просил дать свой номер телефона, чтобы он мог позвонить мне и попросить об услуге. К счастью, в письме было много явных признаков мошенничества. Самым очевидным было то, что офис генерального директора находился всего нескольких шагах от моего стола, так что он мог бы легко подойти, если бы я ему понадобился!
Клон-фишинг
Клон-фишинг не такой изобретательный как адресный фишинг или уэйлинг, но от этого не менее эффективный. Этому методу атаки присущи все основные элементы фишингового мошенничества, а разница заключается в том, что вместо того, чтобы выдать себя за пользователя или организацию с конкретным запросом, злоумышленники копируют реальное электронное письмо, которое ранее было отправлено легитимной организацией. Затем хакеры используют манипуляции со ссылками для подмены реальной ссылки из исходного электронного письма и перенаправления жертвы на мошеннический сайт. Там они обманом пытаются заставить пользователей ввести учетные данные, которые злоумышленники будут использовать на реальном сайте.
Примеры мошенничества с электронной почтой
Мошенники часто подделывают официальные электронные письма от розничных продавцов, таких как Amazon или Walmart, утверждая, что пользователю необходимо ввести свои учетные данные или платежную информацию для выполнения заказа. Ссылки в электронном письме приведут вас на целевую страницу, выглядящую как настоящая, где вы сможете ввести конфиденциальную информацию.
С развитием электронной коммерции, а также в условиях пандемии количество интернет-покупок достигло невиданных масштабов, а значит у мошенников прибавилось работы. В период праздников, когда все массово покупают подарки, количество таких мошенников растет в геометрической прогрессии. Многие люди делают столько покупок, что перестают задумываться и замечать, что с их заказом что-то не так.
Примером фишингового мошенничества, которое набрало обороты в праздничный сезон 2020 года, является поддельное электронное письмо от Amazon, информирующее клиентов о необходимости войти в систему, чтобы обновить платежную информацию и адрес для выполнения заказа.
(Источник)
Лично я постоянно получаю электронные письма от Amazon о доставке, датах прибытия, подтверждениях и прочем. Если бы я не знал, на что обращать внимание для определения фишинга, я бы легко попался на уловки мошенников.
Анатомия фишинговых писем
Мы выделили наиболее распространенные элементы, присущие фишинговым письмам. Ознакомьтесь с нашей полной инфографикой, чтобы проверить свои знания.
Фишинговые рассылки обычно нацелены на создание ощущения срочности и используют напористые выражения и тактику запугивания, начиная с темы письма.
Отправитель / поле «От»
Мошенники будут создавать впечатление, что электронное письмо отправлено официальным лицом из известной компании, например службой поддержки клиентов. Однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть, что и имя отправителя, и адрес электронной почты являются подделкой и не принадлежат этой компании.
Получатель / поле «Кому»
Фишинговые электронные письма часто обезличены, в них к получателю обращаются как к «пользователю» или «клиенту».
Тело письма
Как и в теме письма, в основном тексте зачастую используются выражения, создающие ощущение срочности. Они побуждают читателя действовать, не задумываясь. Фишинговые письма также часто содержат как грамматические, так и пунктуационные ошибки.
Вредоносная ссылка
Подозрительная ссылка — один из главных элементов фишинговых писем, их «полезная нагрузка». Эти ссылки часто сокращаются (с помощью bit.ly или аналогичной службы) или отформатированы, чтобы выглядеть как реальная ссылка от настоящей компании и соответствовать сообщению поддельного электронного письма.
Тактика запугивания
Помимо создания ощущения срочности в фишинговых письмах часто используется тактика запугивания, рассчитанная на то, что читатели перейдут по вредоносной ссылке из-за тревоги или замешательства.
Подпись в конце письма
Как и в случае с приветствием, подпись в конце фишингового электронного письма часто является безличной — обычно указано общее название службы поддержки клиентов, а не имя человека, и соответствующая контактная информация отсутствует.
Нижний колонтитул письма
Нижний колонтитул фишингового электронного письма часто содержит явные признаки подделки, включая неверную дату регистрации авторского права или адрес, не соответствующий расположению настоящей компании.
Вредоносный сайт
Как правило, нажатие на ссылку в фишинговом письме приведет вас на вредоносный сайт.
Как не стать жертвой атаки
Лучшая защита от фишинга — знания. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, стремятся выглядеть как можно более убедительно, но зачастую их можно раскрыть по контрольным признакам. Обязательное регулярное обучение основам информационной безопасности и социальной инженерии — это отличный способ предотвращения, который поможет вашей организации выявлять признаки вредоносных электронных писем.
Вот на что нужно обращать внимание каждый раз, когда вы получаете электронное письмо с просьбой нажать на ссылку, загрузить файл или указать свои учетные данные, даже если кажется, что письмо пришло из надежного источника:
Не попадайтесь на уловки
Знание — сила, особенно когда речь идет о защите от фишинга. Чтобы задумка мошенников увенчалась успехом, вы должны попасться на их уловки. Даже если вы считаете себя экспертом по выявлению фишинга, нельзя терять бдительности, ведь опасность может таиться за каждой ссылкой. С течением времени фишинговое мошенничество и электронные письма злоумышленников будут становиться все более изощренными и трудноотличимыми от настоящих.
Пока наша повседневная жизнь тесно связана с цифровыми технологиями и интернетом, хакеры всегда будут рядом, пытаться использовать невинных людей для получения финансовой выгоды. Лучший способ оставаться в безопасности и быть в курсе всех событий — продолжать изучать самые современные формы фишингового мошенничества.