Фиораванти аристотель что построил в россии
Аристотель Фиораванти. Успенский собор. Проклятие зодчего
Возведение нового Успенского собора
Предыстория
1472 год — по велению Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте обветшавшего кремлевского храма, который был построен в 1326–1327 гг. при Иване Калите, начали строить новый Успенский собор. Однако возводимые русскими мастерами каменные стены постоянно разваливались как карточный домик, а когда до завершения строительства уже вроде бы оставалось совсем немного, собор рухнул полностью.
Мастера лишь сокрушались и пытались оправдаться, что им мешает проклятие, нависшее над местом строительства – Боровицким холмом. Ранее холм назывался Ведьмина гора, и складывалось такое впечатление, что нечистая сила противится строительству православного храма. Но жена князя Софья Палеолог уверяла, что дело тут не в проклятиях и что следует пригласить настоящих мастеров из-за границы.
Русский посол в Италии Семен Толбузин смог уговорить зодчего Аристотеля Фиораванти поехать в далекую холодную Московию. На своей родине архитектор прославился тем, что каким-то невероятным образом выправлял покосившиеся башни и перемещал целые здания с места на место. К примеру, в 1455 г. он смог передвинуть колокольню Святого Марка в Болонье со всеми колоколами, за что городским советом ему было присвоено звание старшины ложи каменщиков Болоньи и назначил пожизненное обеспечение.
Однако такого рода деяния лишь укрепляли репутацию зодчего как мага и чернокнижника. Неудивительно, что инквизиция собирала на него материал, дабы судить за колдовство. Вначале он был неожиданно арестован и обвинен в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Как выяснилось обвинение было ложным, но все эти неприятности привели к тому, что Аристотель Фиораванти весьма быстро согласился на предложение русского посла.
Фундамент на костях
60-ти летний зодчий прекрасно знал, что устойчивость здания зависит от качества его фундамента. Потому остатки стен он велел снести, а после того как обследовал местность приказал выкопать глубокие рвы в основании будущего собора и забивать туда дубовые сваи. Во время раскопок рабочие нашли множество костей и несколько каменных языческих идолов. Это служило подтверждением слухов о том, что на Ведьминой горе ранее было языческое святилище, где практиковали человеческие жертвоприношения, а рядом находилось кладбище колдунов.
Когда Иоанн увидел найденного строителями большого каменного идола, он велел расколоть его на мелкие кусочки и утопить в Москве-реке. Возможно, кости и идолы, находящиеся в земле, и служили проводниками нечистой силы, кто знает. Но после того как они были извлечены она утратила свое могущество.
Освящение храма
Начинать постройку Успенского собора Аристотель Фиораванти не спешил. Зодчий понимал, что необходимо считаться с обычаями и вкусами русского народа, и не стал переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Потому, после окончания закладки фундамента, он какое-то время путешествовал по стране, знакомясь с древнерусским зодчеством.
Возведенный Фиораванти собор был не только красивым, но и крепким. 1479 год, 12 августа — собор был торжественно освящен митрополитом Геронтием.
Вклад в развитие Руси
Фиораванти разрабатывал план нового каменного Кремля с сетью подземных ходов, а вместе с этим отливал пушки и колокола, в значительной степени продвинув развитие на Руси артиллерии и монетного дела. Но при этом архитектор не переставал заниматься и алхимией, для чего оборудовал для себя приличную лабораторию.
Опала
Несколько раз мастер пытался уехать на родину или в Литву, однако Иоанну очень не хотелось отпускать его, он опасался что тот может раскрыть врагам секреты укреплений и тайников Московского Кремля. А поэтому все увеличивал и увеличивал жалование архитектору. Но когда итальянец завершил свою миссию и выстроил каменный Кремль, великому князю, как видно, захотелось компенсировать свои расходы. Зная из донесений своих шпионов о том что зодчий занимался алхимией, Иоанн начал требовать, чтобы тот рассказал ему секрет философского камня, при помощи которого можно превращать свинец в золото.
Проклятие Аристотеля Фиораванти
– Пусть теперь попробует выбираться при помощи своей магии, – усмехнувшись заявил Иоанн.
Но проклятие итальянского архитектора оказалось не пустым звуком. И оно стало «работать» в самых различных формах. В первую же ночь после того, как бедолага был замурован, разразилась ужасная гроза и молния ударила в маковку построенного им собора. После в Кремле начали происходить разные несчастья и бедствия. А самого великого князя замучили ночные кошмары. Когда в палатах сгущалась тьма, ему мерещился осуждающе смотрящий на него призрак изможденного, когда-то приглашенного им самим, итальянского зодчего.
Великий князь так и поступил. Но когда темницу вскрыли, то с удивлением увидели, что останков там нет. Каким-то невероятным образом архитектор исчез из каменного мешка. Конечно, священники заявили, что без нечистой силы тут не могло обойтись, и Фиораванти уволок к себе в ад сам дьявол.
Однако, как видно, забрал он лишь телесную оболочку, потому как душа итальянского мастера продолжает неприкаянно скитаться по лабиринтам Кремля. Будто напоминая о проклятии, привидение итальянца является русским правителям перед их смертью. Ходили слухи, что одной из причин, побудивших Петра 1 перенести столицу из Москвы в Петербург, было желание не встречаться с призраком итальянского зодчего и избежать его «семейного» наказания.
Фиораванти аристотель что построил в россии
Пятьсот сорок лет назад, ровно в канун «Великого дня», то есть Пасхи 1475 года, в ворота московской крепости, которая, к слову, была совсем не похожа на нынешний Кремль, въехал высокий гость из Италии. «В лето 6983 (1475) на Велик день, – говорится в летописи, – пришел из Рима посол Великого князя Семён Толбузин, а привел с собой мастера муроля, кой ставит церкви и палаты, именем Аристотель».
Гостя сопровождали, по сообщению того же летописца, сын Андрей и «парубок Петруша». Встречен он был весьма торжественно, поскольку был хорошо известен – пусть не лично, а по рекомендациям – тогдашней «первой леди» Московского государства, супруге Великого князя Ивана Васильевича Софье Палеолог.
Гостя звали Аристотелем Фиораванти. Был он, по меркам того времени, уже глубоким стариком – шестьдесят лет! Прибыл же он из своего родного города Болоньи. «Жирной Болоньи», как говорят в Италии. Некоторые историки ставят под сомнение его имя, предполагая, что в реальности родившегося 600 лет назад сына болонского архитектора звали Родольфо, а прозвище Аристотеля он получил honoris causa – по совокупности заслуг.
Заслуги, надо сказать, были. И немалые: Фиораванти не раз показал себя блестяще одарённым инженером и зодчим. Одну из болонских башен передвинул на новое место, выпрямил течение реки Рено и наклонившуюся звонницу в городе Ченто, построил там же водопровод, принял активное участие в строительстве Пармского и Кремонского каналов, строил крепости для венгерского короля Матиуша Корвина, спроектировал существующее и сегодня в Болонье здание Палаццо дель Подеста.
Ну, чем не античный гений, чем не Аристотель? Да и в эпоху Кватроченто (XV век), золотую пору Возрождения, античность и античные имена были в большой моде. Для сопоставления: Микеланджело Буонаротти появился на свет как раз во время путешествия Фиораванти в Москву, а Леонардо да Винчи в середине 70-х годов написал знакомую всем по Эрмитажу «Мадонну Бенуа».
При этом в далёкую, холодную и неведомую Московию Фиораванти уехал совсем не от хорошей жизни. Во все века – и Возрождение совсем не исключение – наделённые яркими дарованиями люди считались в лучшем случае колдунами, чародеями. Фиораванти, например, не раз обвиняли в фальшивомонетничестве. Хотя все эти обвинения опровергаются документами и суд зодчего оправдал, злые языки, как скажет в своё время русский классик, страшнее пистолета. Вот от этих пистолетов и бежал (фактически!) великий болонец в Москву.
В Москве же были свои виды на нового Аристотеля. С чисто формальной точки зрения ему надлежало построить главное здание, главный храм наливавшегося силами единого Русского государства – новый Успенский собор в Москве. При чём построить по образцу своего древнего владимирского предшественника.
Как водится, сначала пытались осуществить замысел своими силами. Но уже практически готовое здание, возведённое выигравшими (благодаря самой низкой цене – знакомая картинка?) тогдашний «тендер» зодчими Кривцовым и Мышкиным, в мае 1474 года обрушилось. Дело было, возможно, не только в некачественном известковом растворе, на который указали «эксперты» – мастера из Пскова (характерно, что от подряда на новое строительство они благоразумно отказались). Существует предположение, что до Москвы (как, например, в марте 1977-го) донёсся отзвук какой-то дальней подземной бури. «Трус», как тогда говорили.
Одним словом, некогда цветущее, но порядком одичавшее за века монгольского владычества древо русского зодчества нуждалось в свежей крови. Нужны были новые технологии. Именно ими и обладал итальянский мастер.
Однако «прививка» новых технологий оказалась делом непростым. Выяснилось, что в Москве порой не имеют понятия о весьма обычных в Европе вещах, например, обычной строительной лебёдке. Применяют при строительстве деревянные, а не маталлические связи. И, вопреки пословице «ломать – не строить», толком не умеют даже быстро убрать обрушившиеся стены.
Фиораванти был не просто умелым, но и внимательным к местным традициям зодчим. Чтобы ознакомиться с образцом лично, он отправился во Владимир.
Успенский собор по проекту Фиораванти был возведён меньше, чем за пять лет. Сохранившиеся подробности строительства хорошо известны, да и изменился за пять с лишним веков главный храм России мало. Разве что почти на метр врос в землю. «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою и светлостью и звонкостью и пространством; такова же прежде того не бывало в Руси, опричь Владимирска церкви; а мастер Аристотель», – восхищался простодушный и благодарный автор летописи созданием итальянца.
«Князь же великий поима его. »
Но Успенский собор был только верхушкой московского «айсберга». Приглашать столь знаменитого мастера ради одного храма было бы попросту нерационально. Дело в том, что существовавший до конца XV века белокаменный Кремль сильно обветшал. Да и мощью крепость Дмитрия Донского была хороша для Московского княжества, но никак не для единого Русского государства.
Единолично возводить новую огромную цитадель у Фиораванти, конечно, не было ни времени, ни сил. И он – известно точно – не раз просил Ивана III отпустить его домой. Но дело в том, что именно ему, вполне возможно, принадлежит не только общий план Кремля, но и его секретная часть – сеть скрытых подземных ходов. Поэтому Иван III Васильевич расставаться с таким мастером не спешил.
Постепенно само имя Аристотеля Фиораванти исчезает из письменных источников. Почему? Повторимся, был он по тем временам человеком очень и очень пожилым. Что, впрочем, совсем не помешало ему в разгар строительства Успенского собора командовать московской артиллерией в походе на Новгород. Но домой всё равно тянуло. И однажды мастер решился на побег. После того, как его земляка, который не смог вылечить занемогшего татарского князя, после пыток казнили. Фиораванти «бояся того же, начал проситься у великого князя в свою землю; князь же великий поима его и ограбив посади на Онтонове дворе. ».
Однако строптивый старик был ещё нужен великому князю – в 1485-м, во время похода на Тверь, он снова командует артиллерийским обозом. После чего его следы окончательно теряются. Но своё, поистине великое, дело мастер Аристотель сделал. И дело, конечно, не только в одном, пусть и грандиозном, сооружении – Успенском соборе Московского Кремля.
Фиораванти «протоптал» дорогу в полумифическую до того времени Московию для других итальянцев – Марко Руффо, обоих Алевизов, Пьетро Антонио Солари.
А потом были уже боле или менее обрусевшие Доменико Трезини, Антонио Ринальди, Бартоломео Растрелли, Карло Росси, Джакомо Кваренги – в столицах. И куда менее известные, но зримо определившие облик русской глубинки (скажем, в Шуе и в Мышкине), Гауденцио Маричелли и Иоганнес Манфрини. Но первым из первых в этой «итальянской России» был всё-таки он – Аристотель Фиораванти.
Аристотель Фиораванти — один из самых просвещенных и образованных людей 15 века, архитектор и инженер, приехавший из Италии в Москву специально для возведения Успенского собора. У себя на родине и других странах он, после получения специального образования в военно-инженерной, литейной и чеканной профессиях, занимался строительством зданий, мостов, крепостей, и даже передвигал башни и колокольни (вместе с колоколами) на несколько метров.
Аристотель Фиораванти: биография и начало деятельности
Точная дата его рождения неизвестна, в летописях указывают обычно 1415-1420 гг. Рудольфо Фиораванти (его настоящее имя, а Аристостель — прозвище) родился и вырос в итальянском городке Болонья в семье архитекторов. Упоминания о строительной деятельности его отца встречаются в исторических хрониках 14 века, когда он занимался перестройкой Палаццо Коммунале (Болонского муниципалитета).
В этой же хронике в 1436 г. отмечен и сам Аристотель Фиораванти, вместе с литейщиком Г. Нади построивший и отливший колокол для башни Аринго. Еще один колокол в 1453 г. они отлили и подняли на башню с помощью специального подъемника, который разрабатывал Рудольфо, имеющий и инженерные знания.
Начиная с 1447 года, Фиораванти с отцом и дядей работали над неординарными проектами по передвижению колокольни Св. Марка (Болонья) и башни в Венеции. За заслуги перед городом совет Болоньи торжественно вознаградил его званием старшины ложи каменщиков, а также ему было пожизненно подарено материальное обеспечение.
Но после трагедии с венецианской башней, которая рухнула из-за плохого грунта в основании и задавила несколько рабочих, архитектор покинул Венецию и переехал в Павию для реставрации древнего моста и строительства Пармского канала.
Инженерная деятельность в Европе
С 1458 г. Фиораванти начал службу в Милане у герцога Фр. Сфорца, где применял свои инженерные навыки. Затем вернулся в родную Болонью (1464), а с 1467 г. по приглашению короля Венгрии М. Корвина переехал в эту страну, где Аристотель Фиораванти построил мосты через Дунай и крепости на реке. В качестве благодарности король даже разрешил архитектору печатать монеты со своим изображением.
Следующие годы его в качестве известного специалиста приглашали для разрешения инженерных строительных работ в различные города Италии. По его проектам были построены гидротехнические сооружения на каналах в гг. Кремоне и Парме, построен шлюз Виаренна в Милане.
Его инженерные проекты были смелыми, с использованием новейших технических решений, что снискало ему славу выдающегося специалиста, который был заслуженно наделен различными благами и вознаграждениями.
Полоса несчастий
В 1473 г. по ложному доносу Фиораванти был арестован как фальшивомонетчик. Произошло это при попытке расплатиться монетами с собственным изображением, за что его лишили всех привилегий. Позднее, после вмешательства венгерского посла, обвинения были сняты, и его оправдали.
Уже после освобождения он с радостью согласился на предложение русского посла, приехавшего в Италию для поисков хорошего архитектора, который бы сумел достроить Успенский собор в Москве.
С этим собором приключилась большая катастрофа: в 1474 г. он обрушился почти на стадии завершения строительства. Московский князь Иван 3-й повелел для постройки нового собора пригласить архитектора из Италии. В 1475 г. после заключения контракта Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор, вместе со взрослым сыном Андреа и слугой направился в Московское княжество. Было ему тогда уже 60 лет.
Подготовка к строительству Успенского собора
После приезда в Москву Фиораванти начал работу с расчистки развалин рухнувшего собора, на что ушла всего неделя. При сносе использовалось дубовое бревно «баран», которым били стены. Рабочие с трудом успевали выносить обломки здания и камни.
Затем приступили к постройке основания храма. Здесь архитектор с успехом применил все свои инженерные знания и имеющиеся технические средства. В основание глубиной 4,5 м были забиты тяжелые дубовые сваи, для обеспечения крепости и устойчивости будущего здания рвы были засыпаны битыми камнями, а сверху залиты известью.
Специально для строительства был построен кирпичный завод недалеко от Андроникова монастыря под Москвой, который делал качественный кирпич по единому стандарту. Также для стен и основания был использован белый камень, привозимый из древних разработок в Мячкове.
Работа над проектом собора
Для того чтобы начать постройку русского собора, архитектор решил вначале ознакомиться с примерами русского национального зодчества и отправился в путешествие по России. По предписанию Ивана 3-го за образец для строительства был взят Успенский храм во Владимире, и потому Фиораванти приехал сюда для работы. Уже тут в сам проект были внесены некоторые изменения, которые позволили в будущем говорить о новизне архитектурного решения нового московского собора.
Особенность архитектуры Успенского собора состоит в том, что план сооружения разделен на одинаковые квадраты, а не сделан в крестово-купольном построении (что характерно было для предшествующих храмов Византии и России). За счет одинаковых размеров вертикальных промежутков между арками на фасаде стен собора подчеркивается выразительность и монолитность всего здания.
При создании плана собора зодчий Аристотель Фиораванти гармонично вписал сооружение в ансамбль Соборной площади Москвы, руководствуясь принципами градостроения эпохи Возрождения и рассчитывая на восприятие большой объемности всего собора. В последующем все здания, строившиеся на площади, и их декоративные элементы были выполнены в аналогичном стиле и даже с копированием некоторых архитектурных форм собора.
Строительство собора
При возведении здания собора Аристотель Фиораванти, уже как опытный инженер, применил множество нововведений, удивлявших и поражавших рабочих и всех москвичей. Техника возведения стен была смешанной, когда блоки из белого камня перемежались с кладкой из сверхпрочных кирпичей. Так были возведены столпы, своды храма и его 5 барабанов, что позволило уменьшить нагрузку верхней части на стены.
Архитектором был создан четкий план здания, вычерченный на бумаге, и проведены точные расчеты всех конструкций. Для поднятия тяжелых блоков на высокие стены храма была построена подъемная машина, состоящая из колес и блоков. С помощью веревок и машины блоки и кирпичи довольно быстро поднимались наверх и укладывались рабочими в стены.
К 1479 г., практически за 4 года, строительство Успенского собора было завершено. Здание было высокое, венчали его пять куполов-шлемов. Внутренняя часть храма поддерживалась четырьмя массивными столбами и представляла собой огромное пространство.
В этом сооружении соединились стилистические особенности различных национальных архитектур. В нем использованы некоторые образы городов Италии и архитектурные элементы русских деревянных и каменных церквей, которые посещал во время поездки по городам и весям России Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля — главный памятник русской архитектуры, в котором в единое целое были собраны черты храмового зодчества Новгорода, Владимира, Москвы, Италии и деревянных построек Русского Севера.
Белоснежные стены храма сделаны простыми, в стиле новгородских построек, их украшает только пояс из тонких колонок и арок (заимствованный из произведений владимирских зодчих), перевязанных по самой середине. Чисто итальянское широкое и высокое крыльцо-терраса выходит на площадь, приглашая все желающих посетить храм.
Внутреннее убранство собора
Внутри собор не разделялся на ограниченные пространства (как это делалось ранее в русских храмах), а, наоборот, имел огромной необъятное пространство, предстающее всем входящим в собор во всем великолепии и объеме. Создается впечатление огромного торжественного дворцового зала.
Отделка внутренних помещений Успенского собора велась 2 года до открытия его в 1479 г., живописное оформление было начато еще при жизни архитектора и завершилось к началу 16 века. Современный же интерьер собора (росписи и иконостас) был выполнен только в 17 веке.
За период 14-17 вв. Успенский собор стал усыпальницей, где были похоронены главы Русской православной церкви. Эти захоронения расположены внизу, под полом здания, над ними в 17 веке были поставлены надгробия с почетными эпитафиями.
Другая деятельность Фиораванти в России
Во время пребывания в России архитектор принимал участие в военных походах русских войск на Новгород (где Аристотель Фиораванти построил понтонный мост через Волхов, ставший первым таким сооружением в России), на Казань и Тверь (1482-1485 гг.). При этом он выполнял обязанности военного инженера и даже стал командиром артиллерии.
Затем, вернувшись в Москву, Аристотель занялся проектом и постройкой из красного кирпича стен Московского Кремля, которые уже на протяжении более 500 лет являются украшением главной площади столицы России. При возведении кремлевских стен были задействованы итальянские архитекторы Марк Руффо и Пьетро Солари (Фрязин), а также русские зодчие.
Формирование русского архитектурного стиля
Новизна архитектуры Успенского собора вдохновила русских зодчих на создание православных соборов в аналогичном стиле с добавлением национальных русских традиций (мотивы деревянной архитектуры Русского Севера). Московские талантливые архитекторы под руководством итальянских мастеров и с помощью новых технических средств того времени продолжили создание архитектурных памятников, сделанных с высоким художественным вкусом.
Первым примером стало строительство в 1529 г. храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове под Москвой, который был выстроен по образцам деревянных церквей. Основной корпус храма сделан в виде восьмигранной башни с выступами в форме полукруга для алтаря в восточной части. По бокам располагались четыре башни меньшего размера, все они соединены между собой галереями с выходами и оконными пролетами.
Еще более усовершенствовал эту идею русский зодчий, который построил (руководствуясь архитектурные принципами, которые заложил Аристотель Фиораванти) Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Это сооружение в плане представляет крест с равными концами, при этом основное здание — башня из 20 стен, которые увенчаны кокошниками с вырастающими из них меньшими восьмигранными башенками. Все здание венчает шатер с башенкой сверху, который заканчивается главкой и крестом. Прообразами всех архитектурных деталей и особенностей стали деревянные русские церкви.
Дьяковская и Коломенская церкви стали основополагающими при создании шатрового стиля в русской архитектуре, который был использован и при возведении храма Василия Блаженного в Москве русскими зодчими Бармой и Постником во второй половине 16 века.
Последние годы Фиораванти в России
После окончания строительства Успенского собора Аристотель Фиораванти, годы жизни которого были посвящены России, хотел вернуться на родину в Италию. Однако Иван 3-й не хотел его отпускать и, после попытки побега, даже посадил в тюремные застенки. Такова была «благодарность» русского правителя.
По некоторым данным, архитектор скончался в 1486 г. в Москве.
Роль Фиораванти в русской архитектуре
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приехав в далекую и незнакомую Россию, смог выполнить свою заветную мечту и построить свой главный собор в жизни — Успенский, ставший центром православной религии в Москве и впоследствии во всей России.
Сами жители Москвы тогда восприняли эту постройку как «чудное величество с высотою и звонкостью пространства» (цитата из летописей).
Вопрос о том, с каким сооружением связано имя Аристотеля Фиораванти в России, всегда имел однозначный ответ: с Успенским собором Московского Кремля.
Успенский собор стал прообразом нового архитектурного стиля в России и ознаменовал собой эпоху возведения большого количества прекрасных и величественных русских храмов по всей территории Российского государства, но уже не итальянскими, а русскими архитекторами.