Финны и марийцы что общего
Глоттохронология. Марийцы, татары и финны
Продолжаем любительские штудии в области глоттохронологии, а именно изучения «ядер языка», т.е. такого списка из 40 слов, которые в наименьшей степени могут заимствоваться из других языков (природа, части тела, формы родства, числительные). Первая статья из этого хобби тут: http://www.proza.ru/2016/04/16/49
Теперь я вернулся из поездки в Марий Эл, получив в подарок словарь и Библию на марийском языке, так что хотелось бы обратиться к рассмотрению марийского языка. Для начала рабочая гипотеза о том кто такие марийцы и за кого их почитают. Все справочники их единодушно называют финно-угорским народом, однако они живут на средней Волге к северу от Татарстана и при первом впечатлении в марийском языке достаточно сильная татарская лексика. Также у носителей языка акцент очень сильно напоминает говор татар.
Приведу ряд броских аналогий в татарском и марийском языке (в скобках укажу русский перевод):
Как видно, эти слова хоть и не являются ядром языка, но относятся к глубинным пластам лексики и отражают многовековое татаро-марийское взаимодействие, начало которого восходит к булгарской эпохе (позднее Средневековье)
Ну а теперь сравним татарские и марийские слова, чтобы рассмотреть как близко стоят эти языки. Итак, сравним 40 слов из ядра языка татар и марийцев, а в скобках для удобства укажем русский перевод.
Получаем 4 совпадений по корням слов. 4 умножаем на 100 и делим на 40. Получаем 10% совпадений, что скорее объясняется тесным соседством, чем распадом единого праязыка.
Теперь сравним ядра финского и марийского языков:
Получаем 17 совпадений по корням слов. 17 умножаем на 100 и делим на 40. Получаем 42% совпадений. Т.е., согласно нашей гипотезе, марийский и финский языки разошлись приблизительно в Железном веке (1 тыс. до н.э.). Это как русский и литовский, где даже больше лексических совпадений. См. http://www.proza.ru/2016/04/16/49
Что объединяло марийцев и финнов в Железном веке? Рыболовная Культура сетчатой керамики, которая распространилась от Поволжья до Карелии.
Таким образом, марийцы все же ближе к финнам, чем к татарам. Хотя от первых их отделяет 1000 км, а от других в 10 раз меньше. Любопытно, что термины родства не объединяют финский и марийский языки, хотя базовая лексика на тему света, смерти, частей тела и числительных все же совпадают.
tutankanara
Живой Журнал
Сергея Подгорных
Упоминание об этой статье видел уже не раз. Выводы, как автор той статьи не делаю, выводы делайте сами, но одно суждение, пожалуй, выскажу. Считаю, что те, кого у нас принято называть финно-уграми и являются основой современной русской нации и как выясняется и большей части украинской, аж до Карпат. Поэтому, если будут и в самом деле подобные исследования и выводы – не удивлюсь. Вся логика событий исторических и прочих подсказывает данный вывод, а кто не видит очевидное – его проблемы.
И да, Москва – это марийское (мари, меря, если угодно, или финно-угорское, кому как удобней) название. Начал об этом задумываться, когда в своё время регулярно проезжал по дороге в столицу мимо крошечной с десяток домов деревеньки с таким названием в Кировской области. Деревни, стоящей в местах исторического обитания финно-угорских народов вообще и марийцев в частности. Я думаю, деревень Москва немало в Российской Федерации, но большинство, как мне кажется, должно располагаться в ореоле расселения древних финно-угров. Кировская, а точнее Вятская, Москва расположена на холме, не в болоте, в достаточно живописном, не заросшем лесом месте. Я изучал варианты перевода этого слова, но не думаю, что Москва несёт какой-то негативный смыл, скорее всего, это что-то вроде место для поклонения, или вроде того. Так что, святая Москва – не такая уж и вольная трактовка.
Главное, то, что столица государства российского зовётся марийским названием Москва – и это весьма символично.
Предупреждение: ярым наци, апологетам, фобам, истинным традиционалам, и прочим с конкретным мышлением подобные статьи читать не рекомендуется, к тому же там очень многобукв.
Сама статья ниже, но вначале некоторые комментарии на неё.
— “Финны”, т.е. представители гаплогруппы N, соглассно результатов анализа вышли из территории Китая, пошли на север и в районе Байкала разделились на две группы, одна ушла на восток и осела в Якутии, образовав племя Якутов, а другая ушла на запад и в итоге осела в Финляндии, образовав Финнские племена. Но частично эта группа осела по пути и соединилась с жившими тогда на территории восточно-европейской возвышенности Ариями (гаплотип R1a). В итоге русские финноугры имеют в своём составе практически равное соотношение протофинского и арийского генотипа (по 30-50% того и другого). Финны же имеют в своём составе порядка 70% гаплогруппы N, как и якуты (т.е. якуты – более финны, чем русские). Так же есть исследования, показывающие, что у финнов в гаплотипе N преобрадает мутация, отсутствующая у русских финноугров и имеющая более позднее происхождение. Что не позволяет говорить, что “русские – это финны”. Правильней говорить: “финны – это китайцы, мигрировавшие через Сибирь и север России и частично осевшие и ассимилировавшиеся там”.
— Соединение финноугорской и арийской гаплогрупп куда древнее летописной Руси. Статья евразийцев пакостно русофобская по стилю. Кстати, китайцы первые N географически. Современный китайцы с другими гаплами.
— Посмотрите на карту Киевской Руси. Восточнее жили угро-финны, например, муромь в г. Муром. Теперь это русские. Территория Питера это Ингрия (финно-угры). Ломоносов из поморов (тоже финно-угры). Восточные немцы это потомки германизированных славян (Померания – Поморье, Бранденбург – Бронибор, Лейпциг – Липецк). Болгары это потомки славянизированных казанских татар. Исконное название Казани – Булгар. Английская знать это потомки шведов и датчан (норманнское завоевание Англии). История преподносит много сюрпризов.
— Если нет чего-то славянского в генетике, то это не значит, что нет в культуре. Вот население Магриба тоже на 96% арабизированные берберы (южноевропейцы), но тем не менее культура у них вполне себе арабская, одеваются как арабы, говорят и веруют как арабы. Они что ли генетический мусор? В Китае население на 76% ханизированные народности. По генетике манчжуры, уйгуры, тибетцы, таи, корейцы? всего более двух сотен народностей. По культуре – китайцы.
— Обывателям пофиг, то великороссы, то советские люди, теперь вот “дорогие россияне”. Гаплогруппа N – это условность, тестируемая человеческая удача выжившей когда то ближе к современному Китаю по географии группы людей. Выживать было сложно, столько людей сейчас с этой именно мутацией. Больше всего этой гаплы в современных финнах и якутах. Ну каковы близнецы – братья? У якутов даже и язык, вроде бы, не уральской языковой семьи. Чур, не утверждаю. Кому надо, просмотрите в поиске. Славяне – это тоже всего лишь летописная условность. Определение по языку. Ну и с фенотипом могло сходиться. Ничего особенно завидного и выдающегося. Ни археология, ни письменные источники до 6 века славян не фиксируют вообще. А потом очень убогая археология и численный рост. Славянам повезло. Только и всего. Свято место пусто не бывает. Мужчин с линией N среди русских не более 25%. По всей нации. Вот русофоб пусть бы и писал, “на четверть финны” сделали то и то. А линия вовсе не ущербная. Рюриковичи были этой гаплы. Этноним “русь” от их деятельности. Славянский язык тоже не вдруг взялся. Были живые предки. Лингвисты считают русский наиболее первозданным к единому языку ностратиков. Так что остальные русские если не славяне, то арийцы. Не велика потеря на самом деле. Славяне – только веха.
— Московитьі и украли название Русский от Руси-Украиньі
— Люди на территории Украины живут 400000 лет!
— 40 000 000?
— да ладно, 40 000 000 000 000 лет. И это они еще не старались
— От Руси Киевской пошла Московия, Московия породила Монголию с Татарией, те пошли на север и стали Финнами, Финны же разделились на Балтов с Прибалтами и Шведов с Германцами, а те, кто спустились ниже, стали Венграми с Молдаванами и Поляками с Чехами, Германцы породили Британцев, Молдаване – Франков с Римлянами, те – Греков с Армянами. А потом пришли Тюрки, а потом ушли Тюрки. И были еще Ивреи, и Магрибы, и Индусы, и Чичены, и Нигеры и много-много разных Народов.
А потом пришли Русские и взяли себе 1/6 часть и сказали: ну вот тут и будем жить…
(Великая Хистория Народов)
— Ничего плохого в родственности с финнами и эстонцами нет, даже наоборот, можно гордиться “родственниками” изобретателями Нокии и Скайпа. Не надо так бояться финнов, они хорошие, и вообще не надо от кого-то заведомо открещиваться, а вдруг и вправду завтра разрешат опубликовать генетические исследования? 🙂
Антропологи: русские оказались финнами
Российские ученые впервые в истории провели неслыханное исследование русского генофонда – и были шокированы его результатами. В том числе это исследование полностью подтвердило высказанную в наших статьях «Страна Моксель» (№14) и «Нерусский русский язык» (№12) мысль о том, что русские – это не славяне, а только русскоговорящие финны.
«Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» – так сенсационно начинается публикация на эту тему в российском издании «Власть». А сенсация действительно получилась невероятная – оказались ложными многие мифы о русской национальности. В том числе выяснилось, что генетически русские – вовсе не «восточные славяне», а финны.
Последние из финно-угров
Названия народов, входящих в финно-угорскую языковую группу, займут практически все буквы алфавита. Жители Марий Эл, Ханты-Мансийского округа, Карелии, Удмуртии и других областей России очень разные и все же имеют общее. Рассказываем.
Финно-угры — это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России. Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).
Кто такие финно-угры
В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).
Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря — в междуречье Волги и Оки и мурома — в бассейне Оки.
Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы — терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.
Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России — республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).
Где живут
Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель — вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения:
Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).
Языки и анбур
Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси — родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:
Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.
Нам же будет более интересен так называемый анбур — древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV–XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги — рунических пермских символов.
Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан
Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV–XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись — это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.
Финно-угорские праздники и обычаи
В настоящее время большинство финно-угров — христиане. Российские — православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы — протестанты. Однако в России немало финно-угров — мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.
Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.
У хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью
Дохристианская религия финно-угров была политеистической — существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев — Таеватаат, у марийцев — Юмо.
Причем, например, у хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.
Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.
У мордвы, занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений — до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря — моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).
Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги — это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол — один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.
Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами — Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.
Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.
Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.
У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.
Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии — это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде — кто венок поймает, тот и будет женихом.
Также почитается этот день и у эстонцев.
© legion-media
Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов. Карсикко — это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.
В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет — горе и несчастья.
Где можно познакомиться с жизнью и историей финно-угорских народов
Финно-угры Европы и Марий Эл. Есть ли контакт?
Марийцы — один из финно-угорских народов, проживающие в России. В Европе у них есть родственные народы — финны и эстонцы, и чуть более отдалённые родственники — венгры. Именно недавний визит генкосула Венгрии в Казани в Йошкар-Олу заставил корреспондента «Idel.Реалии» вспомнить историю внешних связей Марий Эл. Достаточно долгое время это были отношения почти исключительно с финно-угорскими странами Европы. Подробнее о международном финно-угорском следе в жизни Марий Эл — в обзоре «Idel.Реалии».
Мобильное приложение Idel.Реалии
ПОЧТИ КАК С ПАНТЮРКИЗМОМ
Первыми интерес к родственному народу, проживающему на территории России, проявили финны. Когда это произошло, в середине XIX века, Финляндия и сама была частью Российской империи. Просветитель Матиас Александр Кастрен занимался исследованием финно-угорских языков, принимал участие в разработке грамматики марийского языка.
В начале XX века языковед Юрье Вихманн совершил экспедицию в Марийский край. Он побывал в деревне Азъял по приглашению учителя народной школы Тимофея Евсеева (будущего краеведа, его имя носит Национальный музей Марий Эл). Контакты Евсеева с финскими учёными продолжились. Он собирал коллекции предметов быта и одежды, которые выкупал Национальный музей Финляндии.
Уже в середине 1920-х годов в Марийской автономии началась борьба с «перерожденцами», к которым причисляли многих представителей национальной интеллигенции. Объектом критики становились и контакты с иностранцами (после революции 1917 года Финляндия обрела независимость).
В 1930-е годы выяснилось, что марийские писатели, поэты, просветители и даже политики оказались почти поголовно «финскими шпионами». В документах следственных органов в содействии «фашистской Финляндии» обвинялись основоположник марийского изобразительного искусства Константин Егоров, автор первого марийского гимна, богослов, поэт Тихон Ефремов, назвали финским шпионом и Тимофея Евсеева. Во время следствия этнографу предъявляли обвинение в том, что он и его «подельники» рыли подкоп из Марий Эл в Финляндию. Такое обвинение в 1937 году могло закончиться только расстрелом.
ДРУЖБА С ВЕНГРАМИ
Венгры относятся к угорской языковой ветви, их ближайшими родственниками считают хантов и манси, проживающих в Западной Сибири. Их выбор, как родственных партнёров для Марий Эл, возможно, объясняется тем, что Венгрия принадлежала в то время к социалистическому лагерю.
Но и в этой стране история научного интереса к марийскому краю и первых контактов — поездок венгерских учёных, тоже ведёт отсчёт с середины ХIХ века.
В 1971 году было учреждено Марийское отделение общества советско-венгерской дружбы. Марийская АССР и область Ваш стали побратимами.
К 1970 году предприятия Марийской АССР поставляли продукцию в Венгрию. Среди них, Йошкар-Олинский завод «Электроавтоматика», завод полупроводниковых приборов, Йошкар-Олинский витаминный завод, Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Из Венгерской Народной Республики поставлялись автобусы «Икарус», измерительные приборы, лекарства и консервы. Венгры экспортировали в Марий Эл советского образца и свои идеи: в 1974 году новая серия высотных домов в строящемся микрорайоне Йошкар-Олы была выполнена по венгерскому проекту. Через год этот микрорайон, строившийся на заболоченной территории на левом берегу Малой Кокшаги (река в Йошкар-Оле) получил название Сомбатхей — в честь столицы области Ваш в Венгрии. Но первым венгерским топонимом в столице Марий Эл стала собственно улица Вашская. В 1972 году это название дали йошкар-олинской улице Свободы. Открывшийся в новом микрорайоне ресторан получил название «Савария» — в честь древнеримского поселения, на руинах которого и возник венгерский побратим Йошкар-Олы. На фасаде гостиницы Советская, расположенной в центре столицы Марий Эл долгое время была венгерская надпись «baratszag» (дружба).
Уже в конце периода тесных культурных и экономических связей Марийской республики и Венгрии состоялось важное политическое событие: в июне 1993 года Йошкар-Олу посетил президент Венгерской Республики Арпад Генц.
ИЗ НЕДАВНЕГО
Эстонский писатель и общественный деятель финно-угорского движения Яак Проозес считает марийскую тему показательной для понимания взаимоотношения федеральной власти в России и национальных элит. В Марий Эл в 2000 году состоялись выборы президента республики. Им стал недавний москвич Леонид Маркелов. Первое, что сделал новый глава республики — объявил изучение марийского языка в школах добровольным. Сейчас, когда татарстанские общественники удивляются, почему марийцы не возмущаются по поводу снижения уровня образования на родном языке, они забывают, а возможно и не знают, что в Марий Эл этот языковой вопрос решался в начале 2000-х.
Тогда действия новой региональной власти вызвали критику со стороны национальных движений. Маркелов расколол марийцев, организовав проправительственные национальные организации, в частности Марийский национальный конгресс. Лидеры оппозиции возглавляли Национальный театр имени Шкетана — театр был реорганизован, лидеры остались без работы и вынуждены были покинуть республику.
В 2004 году председателем Всемарийского совета — самого авторитетного национального общественного органа, был избран журналист и общественник Владимир Козлов. Козлов критиковал национальную политику властей республики. Он говорил о том, что работа орфографической и терминологической комиссий по марийскому языку при правительстве республики прекращена, на марийском языке практически перестали выходить книги, невозможно выпустить газету, выражающую неофициальную позицию.
В начале 2005 года на него напали трое неизвестных и избили металлическими прутьями. Лидер национального движения оказался в больнице с черепно-мозговой травмой.
После этого группа эстонских, американских, финских и венгерских политиков и деятелей науки и искусства опубликовала в газетах Helsingin Sanomat (Финляндия) и Eesti Paevaleht (Эстония) обращение «В защиту марийского народа». В нём говорилось о преследованиях оппозиции в Марий Эл и антинациональной политике властей.
В мае 2005 года Европарламент принял резолюцию «О нарушении прав человека в Марий Эл». В ней говорилось о том, что образование на марийском языке затруднено, значительно сократился выпуск учебников на марийском языке. Эстонцы, финны и венгры инициировали кампанию по сбору подписей в поддержку марийцев. Всего по всему миру было быстро собрано более 11 000 подписей.
В МИД России назвали позицию Европарламента об ущемлении прав и свобод коренного населения Марий Эл некорректной. По мнению чиновников внешнеполитического ведомства, «власти Марий Эл проводили разумную политику, направленную на поддержку и развитие марийской культуры, сотрудничество и взаимодействие различных этнических групп».
Государственная Дума выразила протест в связи с принятием Европарламентом посвящённой Марий Эл резолюции. По мнению российских парламентариев, все изложенные в документе положения были бездоказательны.
Международная позиция по поводу регионального конфликта не была широко известна в Марий Эл: интернет ещё не был достаточно распространён, а республиканские СМИ освещали события так, как им указывали чиновники администрации главы республики. Так, в ответ на публикации в финской прессе после визита в Йошкар-Олу финского журналиста Микки Парконена, в правительственной «Марийской правде» в ноябре 2005 года вышла статья «Наследники марийского писателя против финской газеты». Журналист издания из Марий Эл пообщался с сыном писателя Александра Юзыкайна Вячеславом и выяснил, что тому не понравилось, что финн записал его в компанию «находящихся под уголовным преследованием оппозиционных марийцев».
ПОЧТИ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
На официальной странице представительства МИД России в Марий Эл содержится статистика визитов иностранных делегаций в республику. Первым в 1972 году посетил Марийскую АССР чрезвычайный и полномочный посол Венгерской народной республики. Однако регулярными контакты с официальными представителями зарубежных государств стали лишь с 1991 года.
За 1990-е Марий Эл четыре раза посещали послы Венгрии в России и по одному разу их финские и эстонские коллеги.
В начале 2000-х изменился формат визитов: послы трёх финно-угорских стран дважды (в 2002 и в 2005 годах) собирались в Йошкар-Оле все вместе.
Чаще всех в 2000-е в Марий Эл приезжали послы Венгрии, шесть раз. С 2002 по 2011 год республику четырежды посещали послы Финляндии, трижды — послы Эстонии.
В 2000-е география официальных посещений Марий Эл увеличилась: в республике побывали дипломатические делегации из Турции, Болгарии, Китая, Италии, Индии, Японии, Индонезии, Германии, Хорватии, США, Палестины, Ирана, Узбекистана, Беларуси, Казахстана, Сенегала.
После 2011 года в Марий Эл не приезжают послы финно-угорских государств. За семь последних лет республику посетили пять венгерских делегаций и две эстонские. Их возглавляли либо советники посольств, либо генконсулы в Казани.
По данным минэкономразвития Марий Эл, в 2017 году республика осуществляла торгово-экономическое сотрудничество с 70 странами. Крупнейший импортёр продукции из Марий Эл — Латвия, крупнейший импортёр — Дания. Ни одна из финно-угорских стран не входит в десятку экспортно-импортных партнёров республики.
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
В отличие от внешнеэкономических, культурные и научные связи Марий Эл с финно-угорскими государствами чуть более заметны. По данным представительства МИД России в Марий Эл, в 2016 году на гранты финского Общества Кастрена проведены гастроли Марийского театра-центра для детей и молодёжи в регионах компактного проживания мари за пределами республики и состоялся форум сельской молодёжи «Эко-культура».
В прошедшей в Йошкар-Оле международной научно-практической конференции «Театральное сотрудничество — стимул развития и интеграции культурной среды» приняли участие театроведы из Казахстана, Сербии, Финляндии и Эстонии.
Представители Марий Эл участвовали в торжествах по случаю Дня марийского национального героя в Эстонии, в фестивале русских театров «Лукоморье» в Венгрии.
В театральном фестивале «Мост дружбы», проходящем в Йошкар-Оле принял участие Русский молодёжный театр из Эстонии.
Финляндия была одной из нескольких стран, в которые совершили научные командировки марийские учёные. Марийские вузы тоже принимали иностранных специалистов, но учёных из трёх финно-угорских стран среди них не оказалось.
В Марийском госуниверситете последние несколько лет при поддержке финской стороны проводились летние школы по изучению финского языка.
Дни культуры финно-угорских стран в Марий Эл практически не проводились.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Так и не сработавшийся с новыми региональными властями первый президент Марий Эл Владислав Зотин говорил в 2017 году о том, что на него выходили представители крупной медицинской компании из Венгрии. Они предлагали открыть в республике совместное предприятие. О том, получила ли эта идея развитие, ничего не известно. Но именно венгры продолжают попытки экономической экспансии в Марий Эл. Несколько дней назад региональные СМИ сообщили о «пилотной» встрече республиканских чиновников и авторов проекта строительства мусороперерабатывающего завода. Авторы и возможные инвесторы были венграми. Пресс-служба главы региона об этой встрече ничего не сообщала.
Во время встречи с генкосулом Венгрии в Казани Адамом Штифтером глава Марий Эл Александр Евстифеев обсуждал «широкий круг вопросов о перспективах взаимовыгодного сотрудничества, различные аспекты социально-экономического взаимодействия».
Первым и единственным её итогом стало сообщение венгерского дипломата о том, что этим летом в Марий Эл пройдёт венгерский кинофестиваль. Всех интересует, когда именно, но дату Адам Штифтер пока не назвал.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.
дмитрий любимов
Журналист «Idel.Реалии». Освещает события в Марий Эл. Специализируется на общественно-политической тематике, материалах о культуре марийского народа.