Финбан в питере что такое

Почему Финбан так называется?

Финбан в питере что такое

Финбан (или финвал) — неофициальное название Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, появившееся в 80-х годах XX века, и используемое жителями Северной столицы по сей день. Всего существует две версии возникновения такого необычного названия: правдоподобная и крайне спорная (хотя весьма популярная).

Наиболее распространённая и правдоподобная

Начнём с той, которую придерживается бо́льшая часть жителей и сведущих.

Финбан — это объединение двух сокращений немецких слов Finnische Bahn (что переводится как «финляндская железная дорога»).

В общем, версия достаточно правдоподобная, особенно если учесть, что финбан долгое время обслуживался иностранцами (финнами), поэтому версия с происхождением названия из иностранного языка кажется весьма очевидной. Против этой версии выступает только утверждение о сомнительности использования непопулярного в те годы немецкого языка. Но необходимо отметить, что в 1917 году именно из Германии и именно на Финляндский вокзал вернулся из эмиграции В. И. Ленин.

Популярная, но сомнительная

Вторая версия гласит, что «бан» на уголовном жаргоне означает вокзал (по одной из версий это слово также могло быть позаимствовано из немецкого языка Bahn – вокзал (сокр. нем).

Эта версия является второй по популярности после вышеупомянутой, но схожего доверия не внушает. Даже несмотря на активное проникновение уголовного сленга в повседневную речь, слишком маловероятно, что такое название мало того, что закрепилось в культурной столице, так ещё и продержалось в разговорной речи до наших дней.

Источник

Финбан

Финбан в питере что такое

Дата открытия1870 [1]ТиппассажирскаяКоличество платформ5Тип платформ(ы)5 островныхФорма платформыпрямаяАрхитекторы вокзалаП. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. РыбинРасположенапл. Ленина, ул. КомсомолаПереходы на станциист.м. Площадь ЛенинаТарифная зона0
Финляндский вокзал — Выборг
Финляндский вокзал
Ланская
Финбан в питере что такоеБелоостров через Сестрорецк
Удельная
Озерки
Шувалово
Парголово
Левашово
Песочная
Дибуны
Белоостров
Финбан в питере что такоеФинляндский вокзал через Сестрорецк
Солнечное
Репино
Комарово
Зеленогорск
Финбан в питере что такоеВыборг через Приморск
Ушково
Рощино
63 км
Горьковское
Шевелёво
Каннельярви
Заходское
Кирилловское
Лейпясуо
Гаврилово
Лебедевка
117 км
Верхнее Черкасово
Лазаревка
Финбан в питере что такоеЗеленогорск через Приморск
Выборг
Финбан в питере что такоеХельсинки

Финбан в питере что такое

Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 5.

Содержание

История

Первое здание вокзала было возведено в 1870 году (архитектор Пётр Купинский) для железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога была проложена в 1862—1870 годах до станции Рихимяки, которая находилась на построенной в 1858—1862 годах первой в Финляндии железной дороги между городами Тавастгус (Хямеэнлинна) и портом Гельсингфорс (Хельсинки).

На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1957 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз № 293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).

Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».

В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» (станция метро была открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена), на месте вокзальных корпусов, выходивших на улицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализм (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве.

В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий.

В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена. В местах входа-выхода пассажиров были поставлены турникеты, и выход на Боткинскую улицу был закрыт.

Вокзал сейчас

Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в городе конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз № 293, доставивший Ленина в Россию в октябре 1917 года (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Рядом находится первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных в 1973 году вдоль железнодорожной ветки легендарной «Дороги жизни», которая здесь начиналась.

С Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях, а также поезда дальнего следования «Репин» и «Сибелиус» сообщением Санкт-Петербург—Хельсинки. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина».

НаправлениеТипПримечание
Санкт-Петербург — ХельсинкиДальнего следованияФирменные поезда «Репин» и «Сибелиус»
Выборгское направление (Санкт-Петербург — Выборг)Пригородного сообщения
ЭкспрессПромежуточные остановки: Удельная, Зеленогорск
Санкт-Петербург — Белоостров (через Сестрорецк)Пригородного сообщения
Приморское направление (Санкт-Петербург — Выборг через Приморск)Пригородного сообщения
Санкт-Петербург — КузнечноеПригородного сообщения
ЭкспрессПромежуточные остановки: Девяткино, Сосново, Лосево, Приозерск
Санкт-Петербург — Ладожское ОзероПригородного сообщения
Санкт-Петербург — Невская Дубровка (Дорога Жизни)Пригородного сообщения
Остановочные пункты железной дороги
Предыдущая станция:
Финляндское направление Октябрьской железной дорогиСледующая станция:
Ланская или Кушелевка

Подземный переход

Под вокзалом существует подземный пешеходный переход. Он обеспечивает дополнительный выход с платформ электропоездов слева и справа от вокзала. Переход начинается от дома Финский пер., 8; Ленина пл., 8, имеет выходы на трамвайных остановках посреди площади, около здания вокзала, внутри вокзала на всех платформах и за территорией вокзала напротив дома 37, корп. А по улице Комсомола. Подвокзальная территория отделена от уличного перехода дверями. В нём расположены туалет, продуктовый магазин, книжный магазин и камеры хранения. Во время ремонта вокзала к 300-летию Петербурга переход был отреставрирован. Сейчас он аккуратно выглядит; покрашенные в жёлтый цвет стены и колонны венчает лепной карниз. В связи с оборудованием вокзала турникетами переход был поделён на две части декоративными решётками. По одной половине перехода осуществляется сквозной проход под вокзалом, по другой — выход пассажиров электропоездов в город. Пешеходы не имеют возможности попасть на платформы вокзала.

Перспективные проекты

Разное

В просторечии вокзал часто называют «Финба́н» (от нем. Finnischer Bahnhof) или «Финвал» от сокращения слов Финляндский вокзал (русский эквивалент первого).

Источник

Финбан в питере что такое

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ФинБан

Сколько воспоминаний сразу нахлынуло! И страх опоздать на последнюю на электричку, и душевные терзания из разряда «что лучше купить билет или опоздать?», и вкус шницеля за 12 копеек в привокзальном буфете, казавшимся невероятным лакомством, и как копили 3-копеечные монеты, чтобы возвращаясь с тренировки можно было вволю напиться на вокзале газировки с сиропом, и поездки в кабине знакомого машиниста и даже собственноручное управление данным транспортным средством.
Эх, молодость. :-))

Первое здание вокзала было построено в 1870 году как окончание железнодорожной линии, соединившей станцию Рихимяки в Великом Финляндском княжестве со столицей Российской империи.

Финляндский вокзал, вид со стороны Боткинской ул.
К концу ХIX века узел Финляндского вокзала стал охватывать всю северную часть губернии (Приморский вокзал, Сетрорецк, Озерки, Ириновская ветка и т.д.).

В 1926 году рядом с вокзалом, по направлению к Неве была сформирована площадь Ленина со знаменитым памятником вождю мирового пролетариата на броневике, который выступил на вокзале, возвращаясь из эмиграции 3 апреля 1917 года.

Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал являлся единственным действующим в городе и поэтом подвергался частым бомбардировкам. Основные мероприятия здесь старались проводить в ночные часы, загрузку и разгрузку вагонов производили севернее здания вокзала, места постоянно меняли. Тем не менее в результате бомбёжек здание Финляндского вокзала было практически полностью разрушено. 7 февраля 1943 года после прорыва блокады сюда пришёл первый поезд с продовольствием.

В 50-х годах прошлого столетия была проведена полная реконструкция вокзала, в 1958 году прорыт наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» и было возведено новое главное здание вокзала в стиле «функционализм», обращённое к Неве.

Паровоз №293, на котором Ленин приехал в Россию, был найден на свалке старых поездов в Финляндии, отремонтирован и подарен советскому правительству в 1957 году. Его установили на вокзале перед входом на платформы, в стеклянном павильоне.

Финляндский вокзал, 2-я платформа, 1978 год

Источник

Финляндский вокзал Петербурга — история легендарного здания и интересные факты

История Финляндского вокзала Петербурга — это история одного из старейших вокзалов Северной столицы, частично утратившего свое здание в годы Великой Отечественной Войны. Данный вокзал относится к Октябрьской железной дороге и расположен в Петербурге, по адресу: пл. Ленина, д. 6.

Он был построен в 1870 по проекту архитектора Купинского Петра Станиславович. Задолго до появления вокзала и памятника вождю мирового пролетариата это место называлось «Волчье поле», здесь выгуливали скот, потом была городская свалка.

Позже артиллерийское ведомство использовало часть свалки под полигон и военный лагерь. Как городская площадь это пространство стало формироваться с момента постройки Финляндского вокзала в 1870 году.

В 1862-1870 гг. была построена Финляндская железная дорога. Она стала первой из железных дорог, проложенных к северу от Санкт-Петербурга и связала столицу автономного Великого княжества Финляндского Гельсингфорс (ныне Хельсинки) с российской столицей Санкт-Петербургом.

Дорога строилась и впоследствии эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог. По указу Александра II участок Белоостров (Валкеасаари) — Санкт-Петербург, находившийся за пределами Финляндского княжества, тем не менее подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог.

Отсюда отправлялись поезда в город Рихимяки, Великого княжества Финляндского. Железная дорога была построена для снабжения Финляндии сильно пострадавшей от голода 1866-1868 годов, увеличения товарооборота и с целью быстрой переброски войск, в случае необходимости.

Довольно быстро стали развиваться дачные посёлки вдоль дороги: Шувалово, Ланская, Парголово… Стоимость жилья в Петербурге постоянно росла и всё больше горожан предпочитало круглый год проживать на даче, приезжая в город на работу.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1890-1907 гг. Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Конец XIX в. Савельев

Первоначально все пассажирские здания на станциях строились из дерева, исключение составлял лишь вокзал в Санкт-Петербурге. Петербургская станция Финляндской железной дороги, расположившаяся на Выборгской стороне недалеко от Невы первоначально предназначалась главным образом для приемки и отправления грузов.

Пассажирское здание вокзала, построенное по проекту арх. П. С. Купинского, отвечало всем требованиям здания международной линии, но выглядело оно очень скромно.Это было протяженное одноэтажное здание с тремя ризалитами — центральным входом и расположенными симметрично относительно него двумя двухэтажными павильонами.

Со стороны платформ от здания вокзала был переброшен навес над двумя путями. Располагалось оно севернее Симбирской (ныне Комсомола) ул. Главный вход был со стороны западного фасада, в сторону вновь проложенного Финского пер., там же находился вход в павильон для членов императорской семьи. Со стороны главного входа сформировалась небольшая привокзальная площадь.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Финлядский вокзал, пострадавший 13 декабря [1906 г.]
от пожара С сайта pastvu.com Журнал «Дело и отдых» №1 за 1907 г. Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu»

Для перевалки грузов с водного транспорта в вагоны железнодорожные пути подходили к берегу Невы, где располагалась товарная станция. На месте, где ныне аллеи и газоны, стояли склады, штабеля шпал, деревянные постройки.

Территорию между зданием вокзала и Невой (нынешнюю пл. Ленина) занимали различные служебные строения, принадлежавшие железной дороге, образуя так называемый «Нижний двор»: здание Петербургской конторы Финляндской железной дороги, склад, кассы, таможня.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Конец XIX в. Вид со стороны путей Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu»

Внутренней отделкой здания вокзала занимались финские архитекторы: В. Вестлинг и П. Дегенер. Оформление было очень скромным, даже невзрачным, но залы для пассажиров и багажные отделения, несмотря на свои небольшие размеры, оказались очень удобными.

В комплекс станции Санкт — Петербург — Финляндский к 1870 г. входили:

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Передний павильон вокзала в 1926 г

Для августейших особ были построены специальные роскошные вагоны, в которых они могли с комфортом передвигаться не расставаясь с многочисленной свитой. В составе были отдельные вагоны для императора и императрицы, салон-вагон, вагон-ресторан, вагон-кухня и вагон-обогреватель.

На рубеже XIX и XX вв. возник вопрос о соединении железнодорожных сетей Финляндии и России. Финляндия не стремилась к постройке соединительной ветви, отчасти по политическим мотивам, отчасти ввиду иных, чем в России габаритов и массы подвижного состава. Русская сторона стремилась соединить железные дороги и настаивала на изменении габаритов и усилении верхнего строения пути финляндских дорог.

Эти мероприятия, хотя и в ограниченном объеме, были проведены в 1910-1911 гг. В результате русские легкие паровозы и товарные вагоны малой высоты могли свободно обращаться по всех сети Финляндских железных дорог. В 1909 г. началось строительство соединительной ветви между Российской и Финляндской железнодорожными сетями и Финлянского железнодорожного моста через Неву.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1926-1930 гг. Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1929 г.

Движение поездов по ней открылось в конце 1913 г. В условиях начавшейся вскоре Первой мировой войны соединительная ветвь приобрела важное стратегическое значение. До введения в строй основной соединительной ветви в 1910-1913 гг. действовала временная, с ограниченной пропускной способностью, поскольку движение осуществлялось по трамвайным путям через Литейный мост и далее вдоль левого берега реки Невы.

В 1926 г. перед зданием вокзала напротив входа в кассовый павильон был поставлен знаменитый памятник «Ленин на броневике», а в 1957 г. был выставлен паровоз №293, на котором Ленин в августе 1917 г. выехал в Финляндию, а в октябре на нём же вернулся обратно в Петроград.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1946-1948 гг. Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1970-е

В годы блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственно действующим. Через него осуществлялся подвоз продовольствия по «Дороге жизни». В годы войны здание вокзала было сильно разрушено.

В 50-х годах вокзал был перестроен, появилось современное здание со шпилем и часами. В левом крыле находится станция метро «Площадь Ленина».

При реконструкции 1950-х гг. центральный ризалит старого вокзала включен в один из корпусов нового здания. От старого дореволюционного здания остался лишь резолит встроенный в торцевую часть современной постройки. На нём закреплена памятная табличка о прибытии Ленина в Петроград.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1900-е гг. А. Павлович, Институт истории материальной
культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Памятник Ленину возле Финляндского вокзала

Исполком Ленгорсовета разрешил Управлению Октябрьской железной дороги установить мемориальную доску на фасаде старого здания Финляндского вокзала со стороны площади Ленина со следующим текстом:

«Здесь, на площади, 3 (16) апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы восторженно встречали возвратившегося из эмиграции В.И. Ленина. Владимир Ильич с броневика приветствовал революционный пролетариат и революционную армию с победой над царизмом и призвал их к борьбе за социалистическую революцию».

Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880 в список зданий-памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина было включено здание вокзала на пл. Ленина, 6.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Аллея Ленина Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Памятник Ленину

1969 году выпускники Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной создали 17 аллегорических горельефов, которые украшают здание вокзала по настоящее время. Отправляющиеся с вокзала пригородные электропоезда обслуживает расположенное неподалёку моторвагонное депо Санкт-Петербург Финляндский.

В 1890-х годах каждый день с Финляндского вокзала отправлялось за город и возвращалось обратно около 5000 человек. Сейчас вокзал обслуживает примерно 30 тыс. человек в день.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1935 г. Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» 1935 г.

Интересные факты

На паровозе № 293, который стоит за стеклом, В. И. Ленин не только вернулся в Россию из эмиграции в октябре 1917 года, но и под видом кочегара в августе 1917 года покинул страну.

Мемориальный столб, установленный рядом с паровозом в 1973 году – первый из 56 таких же километровых столбов вдоль железной дороги. Они входят в Зеленый Пояс Славы.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu»1935 г.

При строительстве Финляндский вокзал был первым каменным вокзалом на этой ветке железной дороги.

Финляндский вокзал был основан на Симбирской улице в 1870 году. Именно в этом году в далеком городе Симбирск — сегодня Ульяновск — родился В. И. Ленин, который впоследствии будет тесно связан с историей вокзала.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Идет реконструкция вокзала. Открытка 1960 г.

Финбан в питере что такоеФото: «Patsvu» Фрагмент фасада старого здания, включенный в новое здание вокзала Финбан в питере что такоеФото: «Яндекс»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *