Финансовый бизнес чем он может помочь семье
Финансовый бизнес чем он может помочь семье
В России понятие «семейный бизнес» пока не закреплено законодательно. В широком смысле это компании, принадлежащие родственникам: отцу и сыну, двум дочерям, мужу и жене, даже если брак гражданский.
Исследовательский институт компании Ward Howell и Центр семейного бизнеса им. семьи Вендель изучили 42 российские семейные компании и выяснили:
Парк «Голубино»
В 1000 км от Москвы и в 200 км от Архангельска находится посёлок Пинега, который старше столицы на 10 лет. Место примечательное: северная природа, исторические памятники Поморья. Здесь располагается культурно-ландшафтный Парк «Голубино».
В 2014 году семья Клепиковских-Шестаковых на собственные средства выкупила обанкротившуюся турбазу. «С тех пор мы все, родители, дети, братья, занимаемся обустройством и развитием „Голубино“, — рассказывает Анна Клепиковская, — создать будущее для посёлка было нашей мечтой. Встал вопрос, кто что может делать. Мы с мужем жили в Москве, взяли на себя финансирование и продвижение. Сестра мужа и её супруг вернулись из Архангельска в Пинегу — лично встречать гостей».
Спустя четыре года после открытия отель вышел на самоокупаемость. Сейчас у «Голубино» три звезды и это единственная трёхзвёздочная гостиница на соседние три района. С самого начала это был социально-ответственный бизнес: на работу — от горничных и поваров до управляющих — брали только местных жителей.
У руля по-прежнему две семьи: Анна в Москве занимается маркетингом и планированием. Её супруг — Олег, обеспечивает инвестиции в проект. Сестра мужа, Елена, в Пинеге полностью организует приём гостей, а её супруг Иван решает логистические вопросы.
Свечная мастерская Candle Mint
Первые партии свечей супруги Ярослав и Татьяна Мазур сделали сами на кухне. Ярослав тогда работал наёмным сотрудником в магазине эзотерических сувениров и искал возможность расширить его ассортимент. Воск для свечей прислал дядя Татьяны, у которого своя пасека в Костромской области. В том же году Мазуры открыли свечное производство в родном Ярославле — выручка от розничных продаж в первые месяцы составляла около 8000 рублей.
В 2016 году семья взяла несколько оптовых заказов на суммы от 30 000 до 250 000 рублей. «Дядина пасека уже не справлялась с объёмами по 100 кг в месяц. Мы нашли новых поставщиков, арендовали помещение под производство, открыли собственный магазин», — вспоминает Татьяна Мазур. Выручка Candle Mint выросла с 1 миллиона рублей в 2016 году до 9 миллионов рублей в 2019-м, операционная рентабельность производства в прошлом году составила 40 %.
Сейчас в штате 6 человек. Татьяна занимается управлением и развитием бизнеса, её муж Ярослав — логистикой и расширением сети поставщиков. Сестра Татьяны вместе с наёмными сотрудниками работает на производстве.
В чём сила семейных компаний
Ценности
Честность, справедливость, взаимная поддержка, любовь к своему делу и трудолюбие чаще всего упоминались в корпоративных документах, посвящённых семейным ценностям. Однако, как выяснили эксперты Ward Howell и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель, такие документы есть всего в 6 компаниях из 42. При этом 80 % респондентов уверены: ценности помогают бизнесу.
«Официального документа, регулирующего отношения, у нас нет. В начале пути это скорее ограничило бы нас. Ведь на старте все делают всё. Сейчас бизнес подрос, появились новые направления, сотрудников стало больше, но потребности в регламенте по-прежнему нет: мы доверяем друг другу и убеждены, что каждый вносит свой вклад в общее дело», — рассказывает Анна Клепиковская.
Того же мнения придерживается и Татьяна Мазур: «Мы и так знаем, кто чем занимается. Вместо документов — поддержка, взаимоуважение и договорённости. Например, дома не обсуждаем работу, потому что, помимо партнёрских отношений, важно уделять внимание личным».
Эксперты института компании Ward Howell и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель обращают внимание на зарубежный опыт. Некоторые европейские семейные бизнесы оформили свои ценности в виде «конституции» и передают её из поколения в поколение. В российском законе нет правил по её оформлению, но вы можете обратиться к юристу и составить свой документ. Определите, кто за что отвечает, на какие процессы влияет, а в какие не вмешивается.
Имя компании
Такие гиганты как Estee Lauder и Cadbury начинали с небольших семейных предприятий, названных по имени основателей. В первом случае это были супруги Жозефина Эстер Ментцер и Джозеф Лаудер, а во втором — братья Кэдбери.
40 из 50 старейших и 28 из 50 крупнейших мировых семейных компаний названы по фамилии или имени основателя. Эксперты говорят, что в Европе личный бренд в названии повышает рентабельность активов на 3%.
В России ситуация иная. В исследовании института компании Ward Howell и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель из 42 компаний всего шесть было названо по имени основателя. Как признались респонденты, использование личного бренда — это дополнительная нагрузка: «тебя легче привлечь к ответственности». Для многих ещё действует установка «деньги любят тишину», которая была актуальна в криминальные 1990-е.
Эксперты Ward Howell и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель советуют, как сделать имя семьи брендом:
Анна Клепиковская вспоминает: в Пинеге, когда они начинали бизнес, была особенно важна репутация. Большое значение имело то, что развитием туризма занялась семья, которую знали местные жители и которой они доверяли.
В «Голубино», как утверждают владельцы отеля, сбываются мечты.
Фото предоставлено А. Клепиковской
Преемственность
За 1 303 года существования японского отеля Hoshi Ryokan здесь сменилось 46 поколений владельцев из одной династии. Это самое старое предприятие в мире. Его управляющий Хоши Рэйкан уверен: задача каждого нового руководителя — подготовить преемника. В России лишь у 7 % компаний есть план передачи собственности, в мире этот показатель в два раза выше: 15 %.
«Нашей старшей дочери 8 лет, но она уже умеет крутить свечи и знает базовые технологии, — рассказывает Татьяна Мазур, — разумеется, мы включаем её в те процессы, которые безопасны для ребёнка. Также мы приходим к ней в детский сад и устраиваем мастер-классы. Другая дочка ещё маленькая — ей год и восемь месяцев. Будет здорово, если они продолжат наше дело, но если нет — не страшно. Дети свободны в выборе профессии, мы в любом случае их поддержим».
Модель наследования, на которую обратили внимание эксперты Ward Howell и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель, — «семейный инкубатор». Каждое следующее поколение начинает новый бизнес с нуля, в то время как семейным предприятием управляют наёмные менеджеры. Так дети получают навыки предпринимательства и ресурсы для старта нового дела.
В «Ассоциации семьи Мюлье», владеющей в том числе гипермаркетами «Ашан», около 1300 членов семьи. Уже больше 100 лет каждое новое поколение запускает свой бизнес. Основатель империи Auchan Жерар Мюлье начинал с оптовой текстильной индустрии. Его сын открыл розничную компанию, а каждый из семи внуков запустил свой бизнес («Ашан», «Декатлон» и др.).
Скорость принятия решений
Семейные компании выигрывают у своих несемейных конкурентов в скорости. Если речь о небольших фирмах, нет необходимости перестраховываться и согласовывать каждый шаг. Руководители семейных предприятий считают гибкость важнейшей чертой бизнеса.
«Я была директором юридического департамента в крупной компании и помню, насколько длительным и трудным был процесс согласования и утверждения. Преимущество маленьких структур — в гибкости. Нет дополнительных механизмов контроля. Они необходимы, когда управленец и собственник далёк от бизнеса. А мы полностью погружены в процесс, поэтому нет нужды в постоянной отчётности. Есть лишь договоренности и обсуждения», — резюмирует Анна Клепиковская.
Однако гибкость в принятии решений — не гарант мира и согласия. Наиболее распространённая причина самых сильных кризисов — родственные конфликты.
«Отцы и дети» в бизнесе
40 % семейных компаний признались в наличии споров между родителями и детьми.
Татьяна Мазур подчёркивает: «Если на работе случается спорная ситуация, например, выбор поставщика расходных материалов, каждая сторона должна привести свои аргументы: за и против». Лучше аргументов — только доказательства. Например, можно показать тестовые образцы продукции каждого поставщика.
Candle Mint предлагает интерьерные, ароматические и алтарные свечи.
Фото предоставлено Т. Мазур
«Перед стартом нового проекта или думая о новых задачах, мы задаём два вопроса: „мы хотим именно этого?“ и „кто за это болеет?“. К счастью, всегда кому-то чего-то искренне хочется. И это совпадает с общим желанием. Мы научились понимать друг друга, видеть сильные стороны каждого члена команды», — рассказала Анна Клепиковская.
Она приводит пример: свёкор (отец мужа) не участвует в управлении отелем, но работает над оформлением территории: «Он любит работать с деревом и решил взять на себя часть работ по обустройству. Делает у себя в мастерской качели, скамейки и привозит нам. Все в выигрыше».
По мнению Анны, важно избавиться от установки «Это же мой брат (жена, сестра, муж) — значит, он точно делает хорошо». Нужно смотреть и развивать профессиональные компетенции каждого члена команды.
Это затруднительно при конфликтах между удалёнными родственниками, например, между дядей и племянником. Такие конфликты ещё называют диагональными. Их причины — в разном восприятии статуса. Собственники часто считают, что их обязательства заканчиваются при найме дальнего родственника на работу. В то время как последний претендует на особое отношение.
Советы экспертов по решению конфликтов:
Нужна ли семейному бизнесу господдержка
Сегодня у семейных фирм нет особого юридического статуса, как, например, у самозанятых. Однако власти намерены это исправить. Семейным предприятиям обещают упрощённую процедуру отчётности, а также господдержку: льготные ставки по аренде, лизингу и кредитованию.
Получить преференции смогут малые и средние предприятия при выполнении одного из условий:
у членов одной семьи более 50 % доли в уставном капитале или более чем 50 % голосующих акций. При этом один из членов семьи — единоличный исполнительный орган такого юрлица либо председатель совета директоров.
не менее 50 % членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи.
не менее 50 % процентов работников индивидуального предпринимателя, которые устроены у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.
Членами семьи при этом считаются супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновлённые.
«Инициатива хорошая, — говорит Татьяна Мазур, — но пока непонятно, подходим ли мы под льготную категорию и как получить господдержку». Сомнения есть и у Анны Клепиковской: «В больших компаниях за изменениями в законодательстве следит штат юристов, маленьким фирмам нужно разбираться самим. Вместо бизнеса приходится заниматься документами».
Правила семейного бизнеса
Татьяна Мазур, Candle Mint:
Анна Клепиковская, «Голубино»:
Семейный бизнес
Плюсы и минусы семейного бизнеса
В России, как и во всем мире, большинство малых предприятий — это семейный бизнес. Не всем из них удается стать не просто успешными, но сохранить и приумножить капитал. Многие такие компании не проживают дольше трех поколений. Что мешает процветанию семейных предприятий?
Главные богатства в мире — семейные, копившиеся веками. Это те состояния, которые не принято светить в списках Forbes и Bloomberg, они многократно превышают миллионы Гейтса и Баффета, считает историк Андрей Фурсов.
Впрочем, в малом бизнесе речь идет, как правило, о суммах в миллионы раз меньше, тем не менее, принципы ведения совместных дел от этого не меняются. Главная идея, вне зависимости от масштаба предприятий, одна — опора на собственную семью, потому что только близкие люди могут обеспечить то, что не купить ни за какие деньги — лояльность. Но проблема в том, что компания, построенная по семейному принципу, не всегда может быть эффективной и жизнеспособной.
Субординация и порядок
Бизнес — это психология, и часто его устойчивость зависит от уровня доверия в коллективе. Однако очень важно провести четкую грань между личными отношениями и деловыми.
Для начала неплохо разработать внутренние правила организации — даже если в ней работают два человека.
В отличие от устава организации, в таком соглашении должно быть прописано штатное расписание сотрудников, кодекс их общения и установлена «вертикаль власти», то есть структура должностного подчинения сотрудников. Кроме того, несмотря на кажущийся формализм, добрую службу при построении семейной компании может сыграть должностная инструкция, где четко прописаны права и обязанности каждого сотрудника, их зоны ответственности, а также меры наказания в случае несоблюдения правил. Этот документ поможет избежать конфликтов и манипуляций со стороны близких при возникновении проблем в личной жизни или на работе. Более того, будет полезно прописать KPI (ключевые показатели эффективности) для каждой позиции и систему поощрений: при каких условиях тот или иной сотрудник может рассчитывать на бонус. Справедливое вознаграждение — залог долгого развития семейного бизнеса и комфортных взаимоотношений в команде.
Несмотря на расхожее мнение, что в семейном бизнесе главное — родственные связи, каждый сотрудник все же должен обладать определенным набором компетенций. Для объективной оценки профессионального уровня родственника-коллеги следует предложить ему тест на профессионализм до приема на работу, что позволит оценить его реальную рыночную стоимость.
Психология и раскрытие талантов
Даже если родственник пока не дотягивает до высококлассного специалиста, тест на профпригодность послужит ему мотивацией к развитию, а руководителю поможет в его профессиональном росте. Как правило, каждый член семьи прекрасно знает характер другого и понимает мотивацию близкого человека, к тому же он искренне заинтересован в развитии его как личности. Такой бизнес дает возможность найти применение талантам практически каждого члена семьи. При этом немаловажно, какой климат установился в семье до этого. Если в семье царит уважение друг к другу, то, скорее всего, эти же ценности будут превалировать и в ведении дел. Главное, что нужно понять при открытии бизнеса — личная жизнь человека священна, поэтому нерешенные в офисе рабочие задачи и проблемы не должны отражаться на личных отношениях, деловые конфликты ни в коем случае не должны переноситься в семью и наоборот. Это приведет к четкому разграничению бизнеса и семейных отношений, отчего дело только выиграет. Если каждый член семьи искренне заинтересован в бизнесе и максимально сконцентрирован на том, что делает он сам, а не склонен перекладывать вину и ответственность на других, то такое предприятие имеет все шансы на успех.
Эффект синергии
«Когда создавалась Aromaco, я не мог себе позволить нанимать самых дорогих специалистов на рынке, так как бюджет был ограничен, — рассказывает генеральный директор компании Aromaco Руслан Юлдашев. – Но со временем я осознал, что менеджеры плохо продают, а бухгалтера плохо считают. Тогда я решил расстаться с неэффективными сотрудниками и привлечь людей не деньгами, а идеей. Я пригласил в свою компанию друзей и родственников — жену и маму. Преимуществ в подобной модели я вижу гораздо больше, чем недостатков. Ведь на близких можно положиться в тех задачах, которые не всегда доверишь чужому человеку». Крайне глупо пинать родственников за недостатки, о которых ты и так знаешь, или расстраиваться из-за того, как они себя ведут, потому что ты изначально прекрасно понимаешь, чего можно от них ожидать. Гораздо правильнее — создавать ситуации, в которых они могут себя вести по-другому, более эффективно для компании, считает бизнесмен.
К тому же на первых порах малый бизнес действительно вынужден экономить. А родственники могут работать бесплатно или за символическое вознаграждение — в ожидании будущих дивидендов. При этом все знают, что капитал и прибыль пойдут в семейный общий бюджет и составят семейный капитал, который перейдет их общим наследникам. Правда, по мере разрастания семейной фирмы начинают расти и семейные проблемы, которые усугубляются при передаче фирмы по наследству. По статистике, только пяти процентам семейных фирм удается не только сохранить свой семейный бизнес, но и продолжать развивать его при третьей смене поколений собственников.
Как сохранить и приумножить
«В семейном бизнесе есть как свои плюсы, так и минусы, — признается Юлия Коган, основательница онлайн-магазина кондитерских изделий «Кондитория». – Плюсы: тебя не обманут и не подведут, такой бизнес — общее хобби, все заработанное идет в семью, если устал, можно честно сказать об этом — тебе всегда придут на помощь. Минусы: обсуждение дел круглосуточно и безостановочно, неизбежные ссоры, степень ответственности перед партнером выше, так как он родной человек, при закрытии семейного проекта наверняка не обойдется без обид».
Две самые главные проблемы в семейном бизнесе — это процедура передачи фирмы по наследству, правильная подготовка наследника, а также непрочность и нестабильность супружеского варианта ведения дела, считают специалисты по семейным отношениям. «Я точно могу сказать семейный бизнес — это не для всех пар. В ряде случаев это невозможно из-за разницы во взглядах, — уверена Мария Потудина, основавшая вместе с мужем шоу-рум Хохловка Original. – Часто неудачи, равно как и удачи, из бизнеса переносятся на настроение за семейным столом. Впрочем, мы все ошибаемся, болезненно воспринимаем критику и неудачи, если принять это в себе и партнере, жить становиться гораздо легче. Но при этом мы путешествуем по несколько месяцев в году, открываем новые страны, растим ребенка и одновременно придумываем новые проекты и развиваем текущий проект».
Мария Потудина, сооснователь шоу-рума Хохловка Original: «Поверьте, это совсем не то же самое, что работа даже в самом классном офисе!»
Что касается передачи семейного дела по наследству, то это во многом зависит от идеологии внутри семьи и правильной «школы наследников». Недостаток делового воспитания приводит к тому, что зачастую бизнес закрывается вместе с уходом из него создателя, поскольку дети, не прошедшие должной «школы», оказываются неспособными продолжить начинания своих родителей.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Пять советов по увеличению доходов семьи
Регулярно в конце месяца приходится во всём себе отказывать или залезать в кредитку? Познакомьтесь с несложными способами улучшить благосостояние семьи, не подыскивая вторую работу.
Вести бюджет
Главное правило — ведение семейного бюджета. Для того чтобы знать причину нехватки денег, необходимо вести учёт расходов и доходов всех членов семьи. Сделать это можно письменно в блокнот либо с помощью онлайн-приложений в смартфоне, либо простой табличке в экселе. Так вы сможете увидеть, куда уходят деньги, правильно ли вы их тратите, и понять, куда средства уходят напрасно.
«Главное — записывать траты и полученные деньги регулярно — сохранять чеки из магазинов, проверять СМС о балансе и списания с карт», — рассказал автор книги «Азбука Денег» Дмитрий Иванов. По его словам, детальное изучение бюджета помогает выявить незаметные траты: неиспользуемые подписки на сервисы или абонентскую плату за ненужные услуги связи — эти небольшие списания в сумме каждый месяц могут доходить до нескольких тысяч рублей. Отказавшись от них, вы начнёте экономить.
План покупок
Рефинансировать кредиты и ипотеку
Рефинансирование кредита (перекредитование) — это получение в банке нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего. Рефинансирование может происходить как в банке, выдавшем кредит, так и в другом финансовом учреждении. Зачем платить больше по кредиту, если можно воспользоваться текущим предложением и уменьшить ежемесячный платёж?
Банки ежемесячно предлагают более выгодные займы и ставки по кредитам, которые могут выгодно отличаться от условий, по которым вы получили ипотеку пару лет назад. «Разница даже в один процент может быть существенной, учитывая, что выплата ипотечного займа длится около 20 лет», — отметила представитель сервиса «Банки.ру» Александра Сазонова.
Рефинансирование поможет уменьшить срок ежемесячных платежей, сократить сумму переплаты или заменить валютный кредит рублёвым. Узнать об условиях по рефинансированию кредитов можно на сайтах банков не выходя из дома. В некоторые банки заявки на рефинансирование существующего займа можно подать онлайн в любое удобное время.
Помощь государства
Не стоит забывать о государственных льготах. В последние годы увеличилось количество программ, позволяющих значительно сэкономить на покупке квартиры в кредит. Это и материнский капитал, и компенсация процентов по ипотеке, и льготные процентные ставки — главное выбрать ту программу, которая подходит именно вам.
Семьи могут также рассчитывать на разные выплаты: при рождении детей, пособия на детей. Подробно узнать о субсидиях и выплатах можно на сайте министерства социальной политики.
Инвестиции
Увеличить благосостояние семьи можно с помощью банковских вкладов. Открыть счёт с небольшим процентом можно в любом банке. Вносить можно сумму от одной до пяти тысяч рублей. Экономисты называют оптимальной для сбережений схему перевода на счёт 5—10% своих доходов. Конечно, скорого обогащения не будет, но главное выработается привычка откладывать. Тогда уже спустя один-два года средства, откладываемые семьёй, увеличатся. Процент с депозита можно будет тратить или сохранять на счету.
Сегодня банковские вклады — основное средство сбережения благодаря государственной системе страхования, обеспечивающей сохранность вложений в сумме до 1,4 млн рублей, акцентируют внимание аналитики.
Специалисты советуют: лучше откладывать небольшие суммы каждый месяц, чем большую единовременно. Первая схема позволит получить больше бонусов по вкладам. Посмотреть предложения банков области и выбрать для себя наиболее выгодный вклад можно на сайте. Там же действуют сервисы по подбору рефинансирования кредитов или поиска выгодного предложения по ипотеке и онлайн-калькуляторы.
Альтернативой банковским вкладам сегодня является открытие индивидуального инвестиционного счёта, который позволяет получать налоговый вычет на вложенные деньги. Для получения вычета надо обратиться в налоговую службу и представить документы, подтверждающие факт перевода денег на ИИС и наличия у вас официального дохода.
Причём помимо налогового вычета — можно получать и инвестиционный доход, например, купив на ИИС облигации. Государственные или корпоративные облигации дадут доход уже выше, чем по депозитам. Причём ОФЗ освобождены от уплаты налога на доходы вовсе, а корпоративные, выпущенные после 2017 года — работают по такой же схеме, как и депозиты. То есть налог необходимо уплачивать с дохода, превышающего ключевую ставку на 5% (то есть выше 12%).
Материал подготовлен в рамках программы регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области»
Подписывайтесь на Калининград.Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни и истории региона в Instagram, читайте только самые важные новости в Viber и получайте ежедневный дайджест главного за сутки — в Telegram