Финансовая грамотность кружок что это
Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?
О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Зачем нужны уроки финансовой грамотности?
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Реализация проекта
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.
Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Ожидаемые результаты
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
7 курсов финансовой грамотности для детей школьного возраста и подростков
По данным ЦБ, почти 40% россиян не справляются со своими финансами. Чтобы изменить ситуацию, в министерстве образования решили внести в школьную программу уроки финансовой грамотности, начиная с пятого класса. Обучение начнется для всех с 1 сентября 2022 года.
Мы не знаем, что будет в школьной программе, но знаем несколько проверенных курсов финансовой грамотности для детей, которые помогут школьникам изучить основы экономики и уже сейчас составить первый личный финансовый план.
🧮 Умназия
Для кого: дети 6—13 лет
Где: онлайн на платформе «Умназии»
Длительность курса: 20 часов
Стоимость курса: 3790 Р
В программу входят как основы экономики: валютный курс, финансовые рынки, предпринимательство, — так и более прикладные занятия, посвященные планированию бюджета и карманным деньгам.
Платформа предлагает видеоуроки, интерактивные задачи и тестирование по пройденному материалу. Создатели курса — эксперты по финансам и выпускники МГУ, ВШЭ и МГИМО
🧰 Boss Kids
Для кого: дети 9—18 лет
Где: онлайн в Zoom
Длительность курса: 3 месяца
Стоимость курса: 14 400 Р
Онлайн-школа предлагает сразу несколько курсов: инвестиции, создание бизнеса и финансовая грамотность. Обучение включает бизнес-игры, проекты, решение кейсов и даже систему игровой валюты, которую дети получают за выполнение заданий. Занятия проводятся в группах по 4—6 человек. Преподают выпускники экономических факультетов ВШЭ и МГУ
💎 Финик
Для кого: дети 8—17 лет
Где: несколько школ в Санкт-Петербурге и онлайн
Длительность курса: 3 месяца
Стоимость курса: 9900 Р за занятия в группе
Курс включает записанные видеоуроки и занятия с преподавателем, домашние задания и диплом по окончании обучения. Программа охватывает основные финансовые вопросы: ведение бюджета, сбережения и инвестиции, заработок и экономия. Наставники: инвестор Александр Ивановский, маркетолог Алена Юртаева, преподаватель финансовых дисциплин в СПбУТУиЭ Екатерина Демина и другие
📊 НИУ ВШЭ
Для кого: учащиеся 10—11 классов
Где: онлайн
Длительность курса: индивидуально
Стоимость курса: бесплатно
Система учебных курсов, разработанных специалистами НИУ ВШЭ и РЭУ имени Г. В. Плеханова. В комплекте учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания и материалы для родителей. Курсы охватывают темы, связанные со страхованием, банками, фондовыми рынками и предпринимательством
Для кого: дети 10—17 лет
Где: онлайн в Zoom
Длительность курса: 18 месяцев
Стоимость курса: 5000 Р — модуль для родителей, 9500 Р — модуль для детей
Онлайн-курс, разработанный Школой молодого предпринимателя МГУ. Программа включает проектную работу, финансовый чемпионат и решение кейсов. Курс разделен на модули, каждый модуль оплачивается отдельно.
Обучение проходит онлайн в небольших группах. Занятия ведут автор учебников финансовой грамотности Екатерина Лавренова и эксперт Минфина Ольга Лаврентьева
🤓 Smarty Kids
Для кого: дети 8—12 лет
Где: в Москве на Новочеремушкинской, 24к1 или в Skype
Длительность курса: 3 месяца
Стоимость курса: от 19 200 Р за тариф «Эконом», до 25 200 Р за тариф «Оптимальный»
Занятия по финансовой грамотности в офлайн- или онлайн-формате. Курс включает интерактивные задания и проекты, развивающие навыки аналитического мышления. Домашние задания состоят из игровых ситуаций, которые ребята отрабатывают вместе с родителями
🎯 Zillion
Для кого: дети 14—18 лет
Где: онлайн на платформе Zillion
Длительность курса: 70 часов
Стоимость курса: бесплатно
Курс Московской академии предпринимательства за 13 занятий дает базовые знания о финансовой безопасности, фондовых рынках, налогообложении, учит анализировать финансовую информацию и планировать собственный бюджет. В 2014 программу опробовали в московских школах, а теперь обучение доступно онлайн
📖 Курсы Т—Ж
Еще материалы, которые помогут вам и вашим детям:
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Мир основ финансовой грамотности»
Составитель: Фабер О.П.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Учебная программа рассчитана на обучающихся 2-3 курсов и составлена с учётом их психологических особенностей. Обучающиеся 17-19 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках кружка «Мир основ финансовой грамотности». Именно в выпускных группах можно изучать темы. Кроме того, обучающиеся после окончания ОУ выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания обучающихся об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении курса обществознания, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит обучающимся приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у обучающихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного кружка является то, что он базируется на практико-ориентированном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного кружка :
— формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
— создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
— формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
— освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
— овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
— формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
— формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
— воспитывать ответственность за экономические решения.
2. Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях обучающиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности обучающихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
3.Описание места учебного кружка .
Настоящая программа предназначена для обучающихся 2-3 курсов.
Рабочая программа рассчитана на 10 часов (1 час в месяц).
Таблица тематического распределения количества часов
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Экскурсия в налоговую инспекцию.
Личное финансовое планирование Экскурсия в налоговую инспекцию.
Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план.
Составление индивидуальных финансовых проектов.
Защита индивидуальных финансовых проектов.
4. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
Структура и содержание курса предполагают, что обучающиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого обучающиеся программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» обучающиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
5. Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит обучающимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
6. Содержание программы элективного курса «Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, математики, предметами регионального компонента.
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (1 ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (1 ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (1 ч).
Тема 4. Собственный бизнес. (1 ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (1ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Экскурсия в налоговую инспекцию. (1 ч.)
Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками.
Тема 7. Личное финансовое планирование. (1ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
Тема 8 Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. (1 ч.)
Тема 9. Составление индивидуальных финансовых проектов. (1 ч.)
Тема 10. Защита индивидуальных финансовых проектов. (1 ч.)
Программа кружка дополнительного образования «Финансовая грамотность»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1.ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2.финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
Актуальность программы развития финансовой грамотности школьников обусловлена изменениями в политической и экономической жизни страны, отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях.
Финансовая грамотность, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
5.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
6.Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее –Методические рекомендации);
9.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www. minfin. ru/ru/om/fingram/
10.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www. misbfm. ru/node/11143.
Педагогическая целесообразность программы
Освоение содержания Финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;
научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
развивать культуру экономического мышления.
формировать нравственные качества.
Отличительные особенности программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы без предъявления требований к уровню подготовки. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Для успешной реализации программы используются различные методические разработки и наглядные пособия.
Комплектование групп осуществляется без конкурсных процедур только на основании личной заинтересованности обучающихся. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранной программе.
Наполняемость групп 15 – 20 человек. В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста.
Форма и режим занятий
Форма обучения – очная, форма проведения занятий – беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организации занятий – индивидуально-групповая.
Срок освоения программы – 108 занятий (за 3 года).
Вид программы – долгосрочная.
Основные содержательные линии курса
• деньги, их история, виды, функции;
Обучающиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Финансовая грамотность» достигнут следующих результатов:
Личностными результатами являются :
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Способы определения результативности
• решение кроссвордов и анаграмм;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация;
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
Е. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Максимальное количество баллов
Программа реализуется через следующие формы занятий:
Учебный план для 2 класса
Формы аттестации /контроля
Раздел: Обмен и деньги
Что такое деньги и откуда они взялись.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Какие деньги были раньше в России.
Современные деньги России и других стран.
Содержание учебного плана для 2 класса
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Учебный план для 3 класса
Формы аттестации /контроля
Раздел: Семейный бюджет
Откуда в семье деньги.
На что тратятся деньги.
Как умно управлять своими деньгами.
Как делать сбережения.
Содержание учебного плана для 3 класса
Тема 1. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 2. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 4. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различны
Учебный план для 4 класса
Формы аттестации /контроля
Раздел: Что такое деньги и какими они бывают
Как появились деньги.
Раздел: Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги.
На что семьи тратят деньги.
Как правильно планировать семейный бюджет.
Содержание учебного плана для 4 класса
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пинод. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюта. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.
Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Календарный учебный график для 2 класса
Дата проведения занятия
Время проведения занятия
Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товаров.
Рассмотрим деньги поближе.
Защита от подделок.
Гурт. Подделка монет.
Аверс и реверс. Номинал.
Номинал банкнот. Защита от подделок.
Какие деньги были раньше в России.
Первые русские монеты.
Рубль, гривенник и полтинник.
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России.
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.
Наличные, безналичные и электронные деньги.
Решение кроссвордов, анаграмм
Календарный учебный график для 3 класса
Откуда в семье деньги
Доходы. Заработная плата. Пенсия.
Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия.
Понимание того, от чего зависят доходы семьи. Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.
Различать виды доходов семьи Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование
Расходы. Сбережения. Долги.
Расходы. Непредвиденные расходы.
Понимание происхождения расходов.
Считать общую сумму расходов. Различать планируемые и непредвиденные расходы.
Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.
Как умно управлять своими деньгами.
Расходы и доходы. Семейный бюджет.
Умение составлять бюджет семьи.
Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Общее обсуждение, Творческая работа
Решение кроссвордов, анаграмм, задач
Банковский вклад. Копилка. Недвижимость
Различать виды сбережений
Защита проектов по теме «Семейный бюджет моей семьи»
Календарный учебный график для 4 класса
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ).
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси».
Защита творческой работы
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
Исследование «Деньги современности».
Представление результатов исследования.
Защита творческой работы
Интерактивная викторина «Деньги».
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Откуда в семье берутся деньги.
Как заработать деньги?
На что семьи тратят деньги?
Вот я вырасту и стану…
Профессии будущего и настоящего.
А чем занимаются банкиры?
Как приумножить то, что имеешь?
Как правильно планировать семейный бюджет?
Как тратить с умом?
Примерный бюджет школьника.
Бюджет Российской Федерации.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Если расходы превышают доходы, образуются долги.
Игра «Древо решений».
Странное слово «Монополисты».
Творческий проект «Мое предприятие».
Защита проекта «Мое предприятие».
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Методическое обеспечение программы
Во время реализации программы дополнительного образования детей «Финансовая грамотность» преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач. Обучающиеся делятся на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач. Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
При выполнении заданий по классификации, например, товаров и услуг, или принятию решений, например, выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
В групповых проектах, например, организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы или короткого текста.
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших школьников ситуация может быть приближенной к реальной и даже упрощённой.
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).
Правила работы за компьютером
1. Длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 7-10 лет составляет 15 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для глаз!
2. Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
3. До включения компьютера протирать экран мягкой не ворсистой тканью. Должна ежедневно проводиться влажная уборка.
4. Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. В качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ.
5. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см!
6. В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
7. Работу с компьютером рекомендуется перемежать физическими упражнениями и играми.
8. Запрещается работать на компьютере мокрыми руками и класть на ПК посторонние предметы (сосуды с жидкостью, предметы, излучающие э/м волны и т.д.)
Гимнастика для глаз
Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.
Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.
Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.
«Выписывание» глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.
(В каждом вопросе выберите один верный ответ, ответы внесите в таблицу,
каждый верный ответ — 1 балл)
1.Что из перечисленного впервые появилось в правление
1)Появились раньше обычных
2)Включают монеты, купюры и чеки
3)Состоят из чековых книжек и векселей
4)Представляют собой информацию
3. Люди изобрели деньги для того, чтобы
2) Измерить ценность разных товаров
3) Иметь возможность делать накопления
4) Все ответы верны
Какое из предлагаемых определений является лучшим для
1) Часть заработной платы
Поощрение за отлично выполненную работу
5.Банк платит проценты
2)Тем, кто берёт кредиты
6.Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется
7.Человек, который за свой счёт и на свой страх и риск открывает собственное дело, называется
8.Доход, который получает акционер, называется
(каждая задача — 5 баллов)
1.За изготовление одной детали рабочий получает 100 р. За месяц он производит 400 деталей. В цех поставили новый станок, на котором можно произвести 500 деталей, а за изготовление одной детали стали платить 90р. Как изменилась заработная плата рабочего?
2.Поездка на поезде стоит 400 р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 30 р.
за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один?
Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?
Семья откладывает деньги, оставшиеся после покупок, в банк,
причём расходы в пять раз больше сбережений. Сколько денег
тратится на покупки, если доход семьи составляет 60 тыс. р.?
Почему полезно составлять бюджет семьи? Внимание. Все утверждения должны быть аргументированы, в конце сделан краткий вывод.
(В каждом вопросе выберите один верный ответ, ответы внесите в
таблицу, каждый верный ответ — 1 балл)
Первые бумажные деньги в России появились во время правления
2. Как называлась монета с изображением святого Георгия на коне и
3.Поездка на транспорте, банковское обслуживание, стирка белья. В списке перечислены
4)Нет верного ответа
4.К доходам семьи относятся
1)Плата за поездки на транспорте
4)Плата за квартиру
5.Выберите логически правильную цепочку
1)Доходы расходы сбережения
2)Сбережения доходы расходы
3)Доходы сбережения расходы
4)Расходы сбережения доходы
1)Только принимает вклады;
Только выдаёт кредиты
Принимает вклады и выдаёт кредиты
Либо принимает вклады, либо выдаёт кредиты
7.Человек может называться предпринимателем, если он
1)Удачно вложил деньги в акции
2)Отремонтировал свою квартиру
3)Открыл свою мастерскую
8.«Ваша киска купила бы “Вискас”». Фраза, которая привлекает покупателей, называется
(каждая задача — 5 баллов)
Предприниматель тратит на производство 500 единиц продукции
тыс. р. и хочет получить 200 тыс. р. прибыли. Какую цену он должен назначить?
Набор продуктов на рынке стоит 1000 р. Такой же набор в ма-газине обойдётся в 1300 р. Магазин находится рядом, а дорога до рынка и обратно займёт 1 час. Рынок работает только до 18 часов, поэтому попасть туда можно только в рабочее время. Вася зарабаты-вает 400 р. в час, а Ваня — 800 р. Имеет ли смысл кому-то из них уходить раньше с работы?
Заёмщик отдал 5 тыс. р., что составило 1 / 5 часть долга. Какую сумму он ещё должен выплатить?