Философское мировоззрение что это

Философия: Конспект лекций

Философское мировоззрение что это

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия как мировоззренческое знание

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия — само-обращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненносмысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социальноклассовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение — это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня — чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень — это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф — священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия — это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») — это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) — совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) — включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:

Источник

Философское мировоззрение: структура, основные черты, специфика

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философское мировоззрение что это

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Философское мировоззрение что это

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Философское мировоззрение что это

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

Философское мировоззрение что это

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Философское мировоззрение что это

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Философское мировоззрение что это

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Философское мировоззрение что это

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Источник

Философское мировоззрение

Философское мировоззрение что это Философское мировоззрение что это Философское мировоззрение что это Философское мировоззрение что это

Философское мировоззрение что это

Философское мировоззрение что это

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объём позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождавшейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высшую ступень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

̶ философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымы- сле);

̶ философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);

̶ философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

̶ философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории.

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения:

Космоцентризм – это философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

Исторически появляется форма теоретического характера постижения мира, на смену символа приходит Логосразум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религии философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, рациональности. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, это одна из форм человеческой культуры. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. В европейской культуре этот процесс происходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опосредованную связь.

Философское мировоззрение что это

Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее чётко зафиксирован в системе Аристотеля (IV в. до н. э.).

Второй этап – XVI-XVII вв., когда наука формируется как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные (эмпирические) методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., ̶ философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более чётко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира даёт мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперёд, правильно ставить и решать свои проблемы. Поэтому характерным признаком философского способа освоения действительности является универсализм. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло своё выражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек.

Источник

Философия. Учебное пособие

Философское мировоззрение что это

Цель данного учебного пособия, представляющего собой курс лекций для студентов высших учебных заведений по основным темам философии, в том, чтобы помочь обучаемым в их самостоятельной работе. Автор стремился изложить учебный материал таким образом, чтобы у будущих специалистов с высшим профессиональным образованием не сложился стереотип восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые следует, не задумываясь, заучить, а затем воспроизвести; в то же время – представить живое развитие философии как углубление познания человеком мира и себя в нем.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Философия в жизни человека и общества. Философское знание и исторические типы философии

1.1. Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. Мировоззрение определяется как переосмысленная человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая определяет их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует те же вопросы, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Сам термин «философия» возник в Древней Греции в конце VI — начале V вв. до н. э. из словосочетания «любить мудрость». Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII–VI вв. до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали богов, но были известны также 7 мудрецов из людей. К их числу в разных регионах относили различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Но термина «философия» еще не существовало. Он появился примерно 60–80 лет спустя после Фалеса.

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 66) Два слова «phileo» — люблю и «sofia» — мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Оно означало любовь к мудрости, а потом — особую область знаний.

Философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта — носителя этого мировоззрения. Сущность мировоззрения выражена в первую очередь философскими знаниями и позициями субъекта.

В истории философии могут быть выделены следующие философско-мировоззренческие системы: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Социоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого объяснение всего существующего стоит общество, его структуры, социальные институты и т. д. Только на основе них и возможно объяснение и человека, и Бога и всех иных структур бытия. (Это характерно для философии нового и новейшего времени, в частности эта позиция ярко выражена в философии марксизма.)

1.2. Философия и наука

По вопросу о соотношении философии и науки в современной отечественной литературе нет единой точки зрения.

Одни авторы доказывают, что философия — это наука. (См., например, Каверин Б. И., Демидов И. В. Философия: учебное пособие. М., 2001. С. 10–11.) С их точки зрения, к основным признакам всякой науки можно отнести: получение объективно истинного теоретического знания, предмет исследования, рациональность, наличие кадров и институтов науки (исследовательских, внедренческих, образовательных и т. д.), категориальный аппарат, методологию исследования, систему критериев проверки истинности знания.

Философия, с точки зрения этих авторов, обладает всеми этими признаками науки. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объектом изучения философии является все бытие в целом. Предмет и объект философии отличаются от предмета и объекта других наук прежде всего своей всеобщностью, достаточно высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия — это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни.

Современная философия как наука обладает и другими необходимыми атрибутами: философскими кадрами, научными учреждениями и отношениями, развитым категориальным аппаратом. Она поддерживает связи с другими науками, обогащает свое содержание от них конкретными научными знаниями. В свою очередь, философия оказывает методологическую и иную помощь в совершенствовании конкретно-научных исследований, в совместном объяснении сложных явлений и процессов.

Ряд других авторов считают, что философское знание обладает двойственным характером. (См., например, Философия: конспект лекций; автор-составитель: Якушев Л. В. М., 1999. С. 5–6.) С одной стороны, оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат. С другой стороны, однако, не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания (по сравнению с научным): оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождения бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир и др.)

Третья группа авторов (См., например, Чукин С. Г., Сальников В. П., Бапахонский В. В. Философия права. Санкт-Петербургский университет, МВД России, 2002. С. 15–17.) утверждают, что философия — не наука, ибо по многим параметрам она не отвечает критериям научности. Философию и науку сближает то, что в познании мира они опираются на рациональные когнитивные механизмы. Но на этом сходство, пожалуй, и заканчивается. Философия по-другому, чем наука, смотрит на мир. Мир открывается философии иначе, чем науке.

Первое, что бросается в глаза при сравнении науки и философии, это то, что для философии познавательная функция не является главной, между тем как основной задачей науки является производство объективных, надежных и полезных знаний о мире. Для науки мир есть совокупность голых фактов, имеющих объективную структуру, которая существует вне индивидов и никак не зависит от теорий, языка или практики. Философия не производит положительных знаний о мире в том виде, как это делает физика, биология или этнография. Её первостепенная задача — критическая рефлексия господствующих тенденций времени, их исследование в перспективе всеобщих и необходимых принципов и ценностей бытия. Если наука старается донести до людей знания о том, каким мир является на самом деле, то философия пытается выяснить, каким этот мир должен быть, чтобы человек чувствовал себя в нем свободным. Философия дарована человеку в качестве средства самопознания и помогает ему познать смысл своего бытия в контексте бытия мира, уяснить свое родовое и индивидуальное предназначение. Именно поэтому весь мир рассматривается философией сквозь призму бытия человека, то есть как совокупность условий, участвующих в процессе становления человеческой сущности.

Другое различие науки и философии касается роли ценностей в познании. Для науки характерно то, что источник научных теорий не имеет особого значения, а во внимание принимается лишь то, могут они или нет быть проверены через эксперимент и наблюдение. То есть она является чисто эпистемологической деятельностью, которая в идеале не связана с расой, национальностью, языком, полом, идеологией. Существует дихотомия науки и ценностных суждений. Из фактов нельзя извлечь ценностные суждения, а ценностные суждения никогда не будут научными фактами. Философия же изначально является ценностно отягощенной познавательной деятельностью. Для неё бытие мира имеет значение лишь в перспективе бытия человека. Философия отличается от науки и тем, что она всегда контекстуально обусловлена. Никто не говорит о специфике «китайской физики» или «французской математики», потому что это нелепо. Между тем философия всегда имеет особенности, проистекающие из особенностей культуры, квинтэссенцией которой она является.

Философия и наука различаются и по форме организации. Высшей формой организации научного знания является теория — комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Именно теория дает целостное представление о закономерностях и существенных взглядах определенной области действительности — объекта данной науки. Философская теория представляет собой результат творчества конкретного автора — философа и является уникальной. Нет двух одинаковых философских теорий человека или права. По содержанию философская теория есть логически непротиворечивая система, объясняющая мир в целом. Если научная теория описывает какой-то ограниченный фрагмент бытия, то философская теория претендует на систематическое описание бытия в целом, во всех его взаимосвязях. По способу построения философская теория чаще всего является дедуктивной и не имеет явной эмпирической базы, составляющей исходный пункт построения научной теории.

Наука является полностью рациональной деятельностью и не допускает в свои построения иррациональные компоненты, к которым относятся субъективные установки и ценности, психические и мистические элементы. Многие же философские теории основываются на предпосылках, имеющих религиозно-мистический или психологический источник, и могут быть квалифицированы как иррациональные.

Философия появилась намного раньше науки и длительное время оставалась единственной формой рационального познания. Наука как систематическая организованная деятельность, направленная на производство объективных и пригодных на практике знаний, возникает лишь в XVII в. В этом смысле философия права имеет более древнее происхождение, опирается на авторитет таких мыслителей, как Конфуций, Платон, Фома Аквинский, Гегель, и выступает в качестве методологической базы общей теории права.

Таким образом, науку можно определить как сферу человеческой деятельности, задачей которой является производство и схематизация объективных знаний о мире, имеющих непосредственное практическое значение. Философия представляет собой способ человеческого отношения к миру, целью которого выступает открытие или выработка предельных оснований бытия и мышления, сквозь призму которых рассматривается и оценивается все существующее.

Видимо не случайно, один из крупнейших мыслителей средневекового Востока Аль-Кинди, писал, что из человеческих искусств самым возвышенным и благородным является искусство философии, которое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческих способностей (См.: Аль-Кинди. О первой философии // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969–1972. Т 1. Ч. 2. С. 711).

1.3. Предмет философии, ее структура, функции

Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался в прошлом и уточняется сегодня различными философскими школами и направлениями. Так, предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений, символы веры и культ. Предметом натурфилософских школ выступает природа, космос, их организация, закономерности, способы и формы существования. Предмет экзистенциализма и других философских школ антропологического направления — человек, его существование, свобода, смысл жизни.

Каждое направление в философии или философская школа определяют структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому структура философии в той или иной конкретной интерпретации может быть различной.

В современной отечественной философии общепринятым считается следующее мнение. Общую структуру философии составляют следующие основные разделы: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); философская антропология (философское учение о человеке); социальная философия (учение об обществе и истории).

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.

Исходя из перечисленных выше вопросов, рассматриваемых философией, и ее отличительных особенностей как формы мировоззрения (понятийная форма, логичность, рефлексивность), в целом, думается, можно следующим образом определить предмет философии.

Предметом философии является осмысление в понятийной форме всеобщих, предельных оснований бытия, познания, человека и общества.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую, аксиологическую, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии.

Мировоззренческая функция означает способность философии формировать мировоззрение человека, составлять его ядро и определять тип. Это «ствол» мировоззрения, где «крона» — все другие переосмысленные и переоцененные знания, идеалы, принципы, верования. Философия формирует в мировоззрении:

а) знания и отношения по наиболее общим и фундаментальным проблемам (о бытии, человеке, сознании, познании, обществе и т. д.);

б) целостное восприятие и понимание объективного мира, соотнесенность его с духовностью человека, верованиями;

в) осмысленное в самом существенном взаимоотношение человека с природой — через диалектику материального и идеального, физического и духовного, постоянного и изменчивого, абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, познаваемого и непознаваемого. Как правило, именно эти знания и ценностные ориентации составляют ядро, главное содержание мировоззрения.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Эта функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности.

В общем плане методология — это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. По степени общности методология разделяется на всеобщую, общенаучную и методологию конкретных наук.

Философия формирует всеобщую и часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности юриста имеют принципы бытия: связи, развития, материальности, идеальности, дуализма, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единство чувственного и рационального, единство отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и обратно; многозначность познания, единство объективного и субъективного в познании, абсолютного и относительного и др.

Познавательная — одна из основополагающих функций философии, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности. Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала XX вв. и др.).

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1.4. Историко-философский процесс, его периодизация. Основной вопрос философии

Основные направления и школы в философии

Историко-философский процесс — это существование множества философских учений, школ, течений и направлений, характеризующийся столкновением философских подходов, борьбой идей, принципов, личностей. Этот процесс обусловлен не только внутренней логикой развития самой философии, но и конкретными историческими условиями: экономическими, политическими, идеологическими и т. д. Философские системы своего времени выступают, по словам Г. Гегеля, как «духовные квинтэссенции эпохи».

В истории философии принято выделять следующие разделы: античную философию (VII–VI вв. до н. э. — II–V вв.); средневековую европейскую философию (II–V вв. — XIV в.); философию Нового времени (XVII–XVIII вв.); немецкую классическую философию (конец XVIII — перв. пол. XIX в.); современную западную философию XX века.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: идеализм (объективный, субъективный), материализм, дуализм; гносеологической (познавательной) стороны: гносеологический оптимизм, эмпиризм (сенсуализм) рационализм; агностицизм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, ДУХ).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно его концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир» вещей»; «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.); большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная; материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: гносеологическим оптимизмом (или гностицизмом) и агностицизмом. В свою очередь гносеологический оптимизм делится на эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Агностики считают: мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует — Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

Представители гносеологического оптимизма (гностицизма) считают, что: мир познаваем; возможности познания не ограничены. Разновидностями гностицизма могут быть названы эмпиризм и рационализм.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон (1561–1626 гг.). Эмпирики считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт (1596–1650 гг.). Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам, мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической сторон и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии — проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика.

Диалектика — направление и метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — направление и метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 22–58.

Гадамер Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 26–43.

Дерюгин С. В. Основной вопрос философии: варианты решения проблемы // Философские науки. 1991. № 1.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. Разд. 1.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988. С. 177–197.

Перцев А. В. Типы методологий историко-философского исследования. Свердловск, 1991. Разд. 1. С. 36–60.

Соколов В. В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1995. № 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *