Философский камень что это
Философский камень
Философский камень (лат. lapis philosophorum ), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, «пятый элемент», — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
Содержание
Алхимическая символика
В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.
Описание
Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.
Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведённый, так называемый золотой напиток (aurum potabile) (также питьевое золото), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.
Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.
Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).
Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.
Способ получения
В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков, рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом. «Под землёй у них [алхимиков] комната, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю;шесть месяцев цыплята питаются землей, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда все остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, ее надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения».
Mutus Liber
Николас Фламель жил во Франции в четырнадцатом веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».
«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»
Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию «Mutus Liber» (Немая книга), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные степени создания эликсира.
Великий Гримуар
Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства» Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.
По Джорджу Рипли
Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня [2] :
Философский камень
Сейчас единственный известный камень уничтожен
Философский камень (англ. Philosopher’s Stone) — некая субстанция (видимо, внешне всё-таки напоминающая камень), которую искали (действительно искали в реальном мире) средневековые алхимики. Требования к философскому камню варьируются, но его способность превращать любые металлы в золото декларируется всегда. После достаточного развития химии и открытия молекулярной теории стало понятно, что ни физическим, ни химическим способом превратить какой-либо металл в золото невозможно. Это под силу разве что ядерной физике, но тогда полученное золото обойдётся намного дороже добытого обычным путём.
Камень хранился в Сейфе №713 банка Гринготтс
В книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень» камень давно создан Николасом Фламелем, алхимиком, который действительно жил в Европе в XIV-XV веках. Камень из книги обладает не только свойством превращать любой металл в золото, но и является средством создания эликсира жизни, что ещё больше увеличивает его ценность. По словам Дамблдора, эликсир жизни позволил Николасу и его жене Пернелле прожить «лишних» шесть столетий. Совместное решение директора и Николаса уничтожить Философский камень приведёт к неизбежной смерти четы Фламелей, а это наводит на мысль, что либо Философский камень был найден случайно и его создание повторить нельзя, либо Фламель и Пернелла уже пресытились этой жизнью и решили, наконец, уйти на вечный покой. Об этом упоминается в книге «Гарри Поттер и Философский камень», где Дамблдор разъясняет недоумевающему Гарри, что у Фламеля остался ещё небольшой запас эликсира жизни, чтобы привести свои дела в порядок.
История философского камня: что это такое, для чего его искали алхимики, как выглядит и где можно его найти?
Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?
Описание философского камня
Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.
Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:
Упоминания о волшебном камне
Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.
Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!
Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.
Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.
Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber
Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.
Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.
Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?
Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.
Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.
Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.
Другие возможности эликсира:
Существует ли камень на самом деле?
Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:
То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.
Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.
Философский камень
Заветная мечта любого алхимика – отыскать философский камень. Этот удивительный реактив мог не только обращать низкопробные металлы в золото, но и даровать вечную молодость – в рецепте эликсира бессмертия философский камень был главным ингредиентом. К сожалению, найти эту чудесную штуковину никому не удалось, однако история мифа о философском камне весьма интересна.
Существует расхожее мнение, согласно которому алхимия является лженаукой. На самом деле это не совсем так. Алхимия считается предшественницей современной химии; наряду с поисками философских камней алхимики в своих лабораториях проводили эксперименты и получали вполне реальные результаты. Они открыли способы изготовления различных кислот, селитры, пороха.
Вообще говоря, философский камень не обязательно представляли в виде камня. Это могло быть практически любое вещество (порошок или жидкость). А вот особенности его добычи регламентированы не были – алхимики изощрялись кто во что горазд, придумывая различные способы добычи драгоценного компонента.
Английский алхимик Джордж Рипли предлагал желающим получить философский камень вскипятить ртуть, смешать её с кислым виноградным спиртом, выпарить жидкость, положить оставшееся вещество в реторту и дистиллировать, затем поджечь, повторно дистиллировать и наконец ректифицировать. На самом-то деле если всё пройдет правильно, то испытатель получит самый настоящий бром. Опыт интересный, но к вечной молодости никакого отношения не имеет.
Немецкий монах Теофиль нашел способ получения золота без философского камня. Способ весьма интересный – необходимо обустроить подвал, запереть там петухов и дождаться появления яиц, после чего дать жабам высидеть яйца, из которых должны вылупиться василиски. Василисков необходимо поместить в медные горшки, кормить землей полгода, после чего сжечь. Пепел предлагается смешать с кровью рыжего мужчины и намазать получившейся смесью раскаленные медные пластины. Остынув, эти пластины станут золотыми. Наверное.
Сейчас государства тратят огромные суммы на развитие науки, а в 14-17 веках короли и герцоги спускали огромные деньги на алхимиков, вожделея вечной молодости и золотых гор. Однако ни того, ни другого они по понятным причинам не находили. Постепенно само понятие философского камня становилось метафорой. Поисками этого камня алхимики называли свой «профессиональный» путь. Его нахождение считалось чем-то вроде просветления в религиях востока.
Об алхимиках, нашедших философский камень, ходили легенды. Самым известным из них был француз Николас Фламель, который, найдя вожделенное вещество в конце 14 века, бесследно исчез. Поговаривают, что его видели и сто, и двести лет спустя – дескать, эликсир вечной молодости сделал своё дело.
Символом философского камня считался мифический змей Уроборос, пожирающий собственный хвост. Этот символ оказался пророческим: со скрипом дотянув до 18 века, алхимия полностью изжила себя, уступив место традиционным естественным наукам.
По поводу жаб высиживающих василисков в подвалах. Там ведь все процессы и формулы шифровались за образами. Такая себе криптография, которую нельзя воспринимать дословно.
Спасибо за статью! Кстати, очень интересное отношение было у духовенства к этому явлению. С одной стороны, алхимию несколько раз предавали анафеме, а с другой — множество алхииков были монахами, и даже один из пап(последнее не точно).
Интересно, почему реакция ртути с уксусом дает бром?
На нашего Буншу похож.
Где-то видела мнение, что Филосовский камень находил Теофраст фон Гогенгейм (ну, или Хоэнхайм. Или Парацельс. Кому где ассоциации ближе). В более-менее лежащих на поверхности источниках информации не нашла, но уж больно из разных мест слышала такой момент, не скажете, на чем основан?
И ты золотце
Реальный Николас Фламель
Поклонники книг о Гарри Поттере знают Николаса Фламеля как создателя философского камня, но личность великого волшебника намного интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
Символично, что Николас по-гречески значит «победитель камня», а фамилия Фламель происходит от латинского Flamma, то есть «пламя».
Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг), алхимик, которому приписывают получение философского камня и эликсира жизни, Николас (Николя) Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был молодым, после их смерти Николя переезжает в Париж и становится общественным писарем. После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую — для своих подмастерьев и копировальщиков. Всё имущество супругов переходит в совместное владение. В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для неё папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли.
В 1624 году выходит английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».
Легендой среди алхимиков Фламель стал к середине XVII века. Исаак Ньютон ссылался на него в своих журналах. Интерес к личности алхимика вновь возродился в XIX веке, он упоминается в романе ‘Собор Парижской Богоматери’ Виктора Гюго; Альберт Пайк пишет о нем в своей книге «Мораль и догма Древнего и принятого шотландского устава масонства».
Создательница книг о Гарри Поттере Дж.Роулинг не могла пройти мимо такой колоритной фигуры: «Николас Фламель был реальным человеком. Я читала о нём, когда мне было лет двадцать. Тогда я наткнулась на одну из версий его жизнеописания. Речь в рассказе шла о том, как Фламель купил загадочную книгу под названием: «The Book of Abraham the Jew» (Книга Авраама-еврея), в которой было полно странных символов и инструкций по алхимии. И создание Философского камня стало для Николаса делом всей жизни. Я помню, что во время написания «Философского камня» Фламель снился мне несколько месяцев достаточно подробно и очень ярко. Сны были похожи на оживающие картины. Фламель водил меня вокруг его шумной лаборатории, которая купалась в золотом свечении, и точно показал мне, как создать Камень. (Я бы хотела вспомнить, как это делается)».
Тайна философского камня
В 1526 году Корнелий Агриппа, оккультист и маг, писал в письме своему другу: «Слава тебе Господи, если в этой сказке, есть хоть доля правды, я богат. Давний друг мой, доверенное мне лицо, принес мне семена золота и посадил их в сосудах с длинными горлышками, разведя под ними огонь, не жарче чем тепло солнца. День за днем мы поддерживаем огонь в печи, и как курица высиживает свои яйца, мы ждем когда появятся большие золотые цыплята, если выведутся все, мы превзойдем в богатстве самого Мидаса».
Мнение Корнелия Агриппы разделяло множество королей, которые нанимали себе алхимиков, чаще пафферов — людей второго сорта, которые как будто бы знали как из свинца или другого металла делать золото и серебро.
Другим свидетелем будет Жан-Бабтист Ван Гельмонд, бельгиец, изобретатель термина «газ», который писал в своей книге «О жизни вечной»: «Я видел и держал в руках философский камень, это шафранового цвета порошок, только тяжелый и блестящий, как измельченное стекло».
Вот как описывает его современный адепт Функанелли. Философский камень нам дан в виде прозрачной кристаллической субстанции, порошок, который имеет желтый, а большее скопление — красноватый оттенок. Эта субстанция обладает большой плотностью и остается твердой при весьма высоких температурах. Свойство философского камня таковы, что он легко проникает в другие вещества, излучает свет, всегда одинаков и не горит в огне.
Следует отметить, что сам по себе камень не обладает трансмутационными свойствами, но с его помощью можно приготовить активный порошок, который может выступать в роли трансмутирующего реагента. Твердая разновидность камня может быть получена непосредственным слиянием порошка с чистым золотом или серебром.
Порошок, с помощью которого превращают в золото, имеет красный цвет; для получения серебра требуется белый порошок. Сам процесс трансмутации золота был описан несколько раз, однако количество порошка, которое нужно для получения того или иного металла сильно меняется в зависимости от силы философского камня, полученного алхимиком. Так, например, одна часть порошка может быть взята на сто частей металла. Когда металл достигает точки плавления, к нему добавляют порошок:; остаток порошка следует завернуть в бумагу или облепить воском, чтобы пары расплавленного металла не повлияли на его трансмутационные свойства. По прошествии четверти часа весь расплавленный металл превращался в золото без потери веса.
Философский камень можно использовать не только для трансмутации металлов, а и как питьевое золото или универсальное лекарство от всех болезней. Принятие философского камня уводит к удалению из тела всех токсинов и болезнетворных микроорганизмов. В один прекрасный день у человека выпадают волосы, ногти и зубы, которые затем вырастают здоровыми и крепкими, после этого все естественные выделения происходят через потовые железы. «Все это басни, — скажет серьезный человек. — Подобные превращения возможны только в больном воображении ваших алхимиков».
Ученые пришли к выводу, что атом не является самой меньшей неделимой частицей материи. Трансмутация стала возможна с открытием элементарных частиц. В наши дни превращение одного элемента в другой считается само собой разумеющимся. Вспомните о плутонии, которого в природе не существует, но производится ежегодно сотнями тонн. Делается это с помощью ядерных реакций. Это невыгодный и дорогой способ. С помощью философского камня всего лишь несколько граммов металла достаточно для ослабления атомных сил. Нет необходимости применять электричество или вакуумную технику. Расщепить ядро легче, чем думают физики.
Алхимики с незапамятных времен знали структуру ядра, понимали электричество, имели способы обнаружения радиоактивности. Атомные взрывы могут быть вызваны несколькими килограммами металла, но уничтожить могут целые города.
Вот почему до сих пор алхимики хранят молчание, потому что неправедные люди могут использовать их знания в корыстных целях.
Тайна может быть открыта тогда, когда золото, серебро и драгоценные камни будут в изобилии повсюду, и тогда люди доброй воли во всем мире постигнут искусство алхимии.
Английский алхимик XVII века Евгений Филолет писал: «Господи, сделай так, чтобы два великих идола — золото и серебро, — которых почитает сегодня весь мир, поскорее стали столь же обычны и дешевы, как грязь и отбросы, ибо я, знающий как их получить, не буду больше испытывать столько хлопот, сколько испытываю, скрываясь от мира».
Алхимик Килиани в 1832 году написал: «После тридцати семи лет исследований, по прошествии полутора тысяч бессонных ночей, после бесчисленных неудач и безвозвратных потерь небеса предоставили мне возможность создать философский камень. Я считаю своей обязанностью представить подающим надежды юношам это главное достижение моей жизни, чтобы оно могло послужить им уроком и в то же время предостеречь их от занятий алхимией. Это искусство на первый взгляд обещает красные и белые розы без шипов, но в действительности готовит им тернистый путь, пройти который до конца под силу далеко не каждому. Преисполненные надежды искатели верили, что им повезет больше, чем их предшественникам, и самоотверженно устремлялись за панацеей, лекарством от всех болезней, поскольку это сокровище драгоценней любого богатства. Вот почему я подробно систематически излагаю для потомков все, что необходимо знать для спасения добрых людей и оказания услуги страждущему человечеству. Вдохновленному моими трудами читателю остается всего лишь совершить подвиг Геркулеса и открыть первовещество.
Я поклялся перед Богом, что унесу свои знания в могилу и не нарушу эту клятву. Пусть на меня падет гнев человека, но не Всевышнего».
К концу XX века мы снова очутились в состоянии ожидания катастрофы планетарного масштаба и великое делание приобретает первостепенную важность, чтобы стать одним из якорей человечества. В настоящее время особое внимание обращено на человека, тогда как материалистическая, механистическая, атеистическая цивилизация делает все возможное, чтобы свести его с ума и уничтожить. Машины, сделанные руками человека, постепенно порабощают его. Мы движемся к цивилизации роботов. Алхимический путь, напротив, дает нам шанс вернуть себя в состояние осознания своей сущности, в котором мы перестанем быть игрушками, марионетками внешних обстоятельств, научившись управлять ими.
Некоторые исторические факты подтверждают действенность эликсира жизни. И этому есть подтверждение в исторической хронике семьи Сен-Клер Тургот XVI века.
У советника была любовная связь с женщиной, каждый день приезжавшей к нему в имение в середине дня. Так продолжалось в течение десяти лет. Для того чтобы сохранить свою репутацию незапятнанной, женщина всегда появлялась в сопровождении пожилого кучера Арно. который обычно дожидался ее в расположенной по близости лавке своего давнего друга аптекаря, двадцать лет проводившего таинственные эксперименты. И вот однажды, когда Арно зашел в пустой магазинчик, аптекарь радостно воскликнул:
— Я получил! Я получил его!
— Как что? Камень! Из него можно делать эликсир! Сегодня утром я превратил дюжину оловянных ложек в золотые.
И аптекарь показал фиал с прозрачной жидкостью. — Давай выпьем немного эликсира вместе, старина! В наши-то годы это едва ли повредит здоровью.
Он налил себе столовую ложку эликсира и проглотил его, а затем предложи Арно. Однако последний взял на кончик языка лишь несколько капель волшебной жидкости.
По дороге домой кучера внезапно прошиб холодный пот, а затем началась горячка. Его госпожа была озабочена состоянием своего верного слуги и отправила лакея за его другом аптекарем. Вскоре лакей вернулся и сообщил, что аптекарь скоропостижно скончался.
Кучер же вскоре выздоровел, хотя у него и выпали волосы, ногти и зубы. Сен-Клер Тургот, услышав об этом интересном случае, лично расспросил его о происшедшем. Затем он приобрел у наследников аптекаря все его лекарства, но не сам, ни с помощью Арно не смог установить, в каком из сотни пузырьков (к тому же без этикеток) содержится волшебный эликсир.
Спустя много лет советник Тургот рассказал эту историю своему врачу и упомянул, что у кучера впоследствии выросли новые волосы, ногти и зубы, и что во время составления письменного свидетельства о происшедшем кучер Арно по-прежнему здравствовал в свои сто двадцать три года.
После беглого ознакомления с основными идеями алхимии читателям, наверное, интересно будет узнать о применении этих идей на практике. Краткий трактат, озаглавленный «Принципы Филолета» вполне доступно излагает, как выполняется великое делание. Автор Евгений Филолет был одним из выдающихся адептов. Вот как он представляется в начале своей самой известной работы «Открытая дверь в тайные палаты короля»: «Я — Философ и Адепт и поэтому избрал себе имя Филолет, который означает любитель истины». Далее, описывая свои исследования в лаборатории, он говорит: «Все мои открытия подлинные. Они являются итогом удачно проведенных экспериментов, свидетелем которых я был сам и о которых многое знаю. Истинность моих слов сразу же будет очевидна любому философу, который прочтет их». «Принципы Филолета» были написаны в середине XVII века, а в 1672 году, переведенные с латыни на французский язык, вошли в сборник алхимических трактов, названных «Словарем алхимических философов».
Принципы Филолета
Указания для выполнения герметической работы, составленной Евгением Филолетом, англичанином по крови и гражданином Вселенной.
1. Когда приступаешь к великому деланию, не полагайся на советы невежд и не верь тому, что пишут в ученых книгах. Никогда не теряй из виду то, что цель, к которой ты стремишься, есть Серебро или Золото. Только Серебро и Золото являются тем, во имя чего ты должен работать посредством нашего меркуриального Источника.
Однако источник следует подготовить так, чтобы он мог их очищать, а это требует от тебя полной концентрации внимания.
2. Не давай ввести себя в заблуждение тем, кто говорит, что наше Золото не естественное, а искусственное. Воистину обычное естественное золото мертво, однако наши действия могут его оживить подобно тому, как прорастает зерно пшеницы, если его посеять. Шесть недель спустя Золото, которое было мертвым, станет благодаря нашему деланию живым, действенным и плодородным, потому что было помещено в соответствующую почву, в тот компост, который мы приготовили. Таким образом, мы можем по праву утверждать, что это наше Золото, ведь это мы его объединили с субстанцией, давшей ему жизнь. В противовес этому приговоренного к смерти человека считают покойником, хотя некоторое время он еще будет жить.
3. В дополнение к Золоту, которое является телом и мужским элементом нашего делания, должно присутствовать и другое начало, знаменующее собой дух, душу или женщину. Этим элементом является жидкая Ртуть. Она выглядит как обычное «быстрое серебро», однако в действительности еще чище и более подвижна. Некоторые вместо Ртути используют всевозможные вещества и называют их философской ртутью. Не слушай этих краснобаев и не следуй их бессмысленным советам — что посеешь, то и пожнешь. Если ты выбрал Золото, оно и является тем семенем, которое ты доверяешь земле. Оно и есть Ртуть: не металл и не подобно металлам. Если же это металлический эликсир, в результате его применения ты получишь лишь кусок ненужного вещества.
4. Наша Ртуть представляет собой вещество наподобие обычного «быстрого серебра», однако природа у нее другая, она небесна, огненна и обладает великой мощью. Она получает эти свойства в той или иной мере в зависимости от способа ее приготовления.
5. Секрет приготовления нашей Ртути таится в использовании минерала, который относится к тому же типу, что золото и ртуть. Он должен быть насыщен летучим золотом, истощаемым из тела Марса. Посредством ртути минерал должен быть очищен не менее семи раз. После этого он готов к использованию для королевской, или золотой ванны.
Указания по выполнению работы зашифрованы самыми различными кодами.
Алхимик Арнольд из Виланова говорит: «Свяжи раба дважды и заточи его трижды. Облачи его в белейшее полотно, а если он не послушен, снова заточи его в темницу, на третью ночь дай ему белую жену, и он оплодотворит ее, и она даст жизнь тридцати сыновьям, которые превзойдут своего родоначальника».
В книге «Сумма тайных совершенств» араба Джабира (VIII век) есть следующее: «Золото составлено из весьма утонченной ртути и небольшого количества очень чистой, ясной, гомогенизированной серы с красноватым отливом.
Поскольку сера не всегда имеет один и тот же цвет, насыщенность которого может быть разной, желтизна золота тоже может являться в широких пределах. Золото — самый совершенный из всех металлов. Оно является отцом нашего камня, хотя и не его первовеществом: перво-вещество камня — это герметическая энергия, содержащаяся в золоте.
Было бы большой ошибкой считать герметических философов глупцами. Разве не делает из себя глупца тот, кто упрямо считает алхимию химерой только потому, что не может ее понять или ничего о ней не знает. Это напоминает усилие слепого человека, пытающегося понять, что такое цвет. Какой вывод может сделать человек, если его осведомленность исчерпывается знанием нескольких модных слов. За показной эрудицией такого человека скрывается безразличие и стремление к популярности. Заслуживают ли такие писатели того времени, которое потрачено на ответ им? Нет. Единственное, что нужно сделать, это снова отослать их в школу. Не уподобляясь этим надутым гордецам, безразличным, слепым и предубежденным людям, Соломон относился к иероглифам и пословицам, притчам и загадкам философов как к вещам, заслуживающим серьезного внимания и глубокого изучения.
Я знаю много людей, которые столь же знакомы с тайной, как и я сам, и не сомневаюсь, что есть еще много других философов, с которыми я надеюсь познакомиться как можно скорее и тогда мы все, знающие и понимающие науку, соберемся и завершим наши труды благодаря Милосердию Господа и во славу Его.
Если ты избран Богом для великого Искусства — жди своего часа, и он настанет! Всевышний, мудрость которого не знает себе равных, может счесть тебя недостойным этой науки. Но горе тебе, если ты постигнешь ее тайны и обратишь их в ущерб другим. Следует знать, что страшные клятвы запрещают передавать тайны нашего искусства, поскольку это может принести миру неисчислимые бедствия. Мастер, причастный к преступлениям, несет ответственность перед Богом».