Философская концепция что это

Философские концепции

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи-списки и глоссарии.

Содержание

Понятия и проблемы

Проблемы

Методы

Школы и учения

Полезное

Смотреть что такое «Философские концепции» в других словарях:

ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — ’ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ’ (‘Philosophische Untersuchungen’) главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то что книга была издана лишь в 1953, через два года после смерти Витгенштейна, работа над ней велась с 1930 х … История Философии: Энциклопедия

ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — ( Philosophische Untersuchungen ) главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то что книга была издана лишь в 1953, через два года после смерти Витгенштейна, работа над ней велась с 1930 х до последних лет жизни… … История Философии: Энциклопедия

Философские проблемы языкознания — Философские проблемы языкознания проблемы, касающиеся наиболее общих, конститутивных свойств самого языка, проявления в языке (и в процессе его изучения) предельно общих свойств (черт) объективного мира, общих закономерностей развития природы,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Философские аспекты уголовного наказания — Право государства карать и наказывать лиц, преступивших закон, с давних пор является предметом внимания философов. Было разработано достаточно много философских теорий, посвящённых наказанию: его природе, целям и воздействию. Содержание 1… … Википедия

Философские учения начала XX века и экспрессионизм — В период возникновения экспрессионизма как литературно художественного течения философский контекст немецкоязычной культуры (как и общеевропейский контекст) характеризовался сосуществованием позитивизма (к тому времени обретшего свою… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философские концепции конца XIX нач. XX века, характеризующиеся отходом от классического рационалистического типа философствования, и обращением глубокой разработки проблем человека, анализу его чувств, настроений и переживаний. Эти концепции… … Тематический философский словарь

Философия — Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия

Источник

КОНЦЕПЦИЯ

Смотреть что такое КОНЦЕПЦИЯ в других словарях:

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio — понимание, система) определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

концепция ж. 1) Система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления. 2) Общий замысел, основная мысль чего-л.

КОНЦЕПЦИЯ

концепция ж.conception, idea

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

Концепция — см. Понятие.

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

(лат. conceptio понимание, единый замысел, ведущая мысль) система взглядов, выражающая определенный способ видения (*точку зрения*), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции. Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное *сечение* последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания *порождающей* идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области (*фрагмента* действительности) значений и реализацию максимально широкого *мировидения* (на основе *отнесения* к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка (*раскрутка*) презентируемой идеи. Кроме того, она *онтологизирует* и *маскирует* внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, *стыкуя* между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки (*абсолютные предпосылки*, согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя *фундаментальные вопросы* (*идеи*), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке. Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), *производству* базовых концептов культуры, определяя *концептуальные возможности* последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально *замыкает* свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно свои догматы. Сам термин *К.* заменяется здесь, как правило, близким ему термином *доктрина* (лат. docere учить, doctrina учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, *тора* (*указание*, *наставление*) в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на *непреложности*, *конечности* оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент *научения* имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент *догматики* в К. (отсюда производные понятия *доктринер*, *доктринерство*). В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия *К.* с понятием *теория*. Иногда им обозначали *неполную*, *нестрогую* и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее *неполноту*, *нестрогость* и т.д. В неклассической науке понятие *К.* стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации *материала* внутри научной теории, которая в своей полной *развертке* выступает как ее реализация (в том числе *переводящая* исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), *замещающей* собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с *когнитивного*, *логического*, *внутрисистемного* в теории на *праксеологическое*, *семантическое*, на ее *открывание* вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: *личностное знание* и *научное сообщество* Полани, *тематический анализ науки* Холтона, *исследовательская программа* Лакатоса, *сильная программа* Д. Блура, *парадигма* и *дисциплинарная матрица* Куна, *междисциплинарное единство* А. Койре, *дисциплинарный анализ* и *интеллектуальная экология* Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его *гипотетической природы*, реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн. В.Л. Абушенко. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание). — Изначально термин «К.» в латинском языке означал «слоги, т.е. связи, или концеации, потому что о. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

конце́пция сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? конце́пции, чему? конце́пции, (вижу) что? конце́пцию, чем? конце́пцией, о чём? о кон. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. stratum — настил, слой и — измеряю. ) — специальная социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. опосредствование понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных взаимоотношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельности позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции; построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития (коллективов), показав их принципиальные качественные отличия от других малых групп. Применение С. к. на практике ориентировано на выяснение значимых параметров группового развития; способствует решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности; позволяет увидеть сложный, многоуровневый («стратометрический») характер структуры межличностных отношений и необходимость отнесенности выявленных в исследовании явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов; дает возможность охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает наиболее благоприятные условия для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

ведущий замысел синтеза или развития какого-либо объекта, процесса, из которого можно было бы вывести те деятельности, которые будут способствовать воплощению этого замысла в жизнь. Существует и второе толкование, при котором концепция представляет собой точку зрения, позицию, научную теорию, на основе которой объясняются происходящие процессы. Однако применительно к существующему положению в высшем образовании актуальным является рассмотрение концепции как ведущего замысла. По своей сути, концепция должна содержать указания о том, в каком направлении необходимо развивать образование в наше время. Такие особенности требуют особого внимания к методологии концептуальной работы. Чтобы обеспечить объективность и доказательность концепции высшего образования, реальность планируемых изменений, необходимо осуществить в процессе ее создания и реализации четыре важнейших функции: исследовательскую, коммуникативную, нормативную, исполнительную. Разработка концепции должна начинаться с конкретизации и объективизации целей, которых желательно достигнуть. До тех пор, пока не сформулированы и не конкретизированы цели, последующая работа над концепцией не имеет смысла. Этот этап работы состоит в том, чтобы установить, в чем конкретно состоит «прогресс» на данном этапе развития объекта. При всей своей кажущейся простоте эта функция не может осуществляться простой разработкой некоторого текста, выполняемой даже коллективом специалистов. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

-и, ж. Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление.Концепция Ламарка по отношению к растениям в том и з. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

(лат. – зачатие) – форма педагогического проектирования, посредством которой излагается основной замысел, ведущие идеи построения и развития какой-либо педагогической системы (школы, училища, системы образования района, города, страны), процесса или определенной деятельности. Это более или менее четкое представление о ближайшем будущем, это, условно говоря, «манифест» о педагогических намерениях. Как правило, концепция строится на результатах научного исследования, глубокого диагностирования объекта проектирования. Концепция включает в себя только те идеи, принципы, положения, которые можно реально воплотить в сложившихся конкретных условиях. Концепция служит исходным нормативным документом для достижения согласованных действий и осуществления единого подхода в решении текущих вопросов, как критерий полезности всякого рода новаций и инноваций, как основа для создания экспериментальных площадок, как средство стимулирования и объединения всех субъектов образования в единый коллектив, способ повышения общей педагогической культуры. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки к. л. явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Основной характеристикой знания является степень его достоверности, т. е. доказанности его соответствия реальности. С этой т. зр. К. выступает как частично доказанное знание. То, что в К. не проверено практикой, обосновано логически. Именно частичной доказанностью К. отличается от теории. В отечественной конфликтологии разработано несколько К. конфликтов, как общих, так и частных, раскрывающих одну из сфер конфликтного взаимодействия: К. юридических конфликтов (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев), К. психологии конфликта (Н. В. Гришина), К. супружеских конфликтов (В. А. Сысенко, А. Н. Харитонов), К. трудовых конфликтов (В. Н. Шаленко), философская К. конфликтов в современной России (Е. И. Степанов), К. внутриличностных конфликтов (А. И. Шипилов), системная К. конфликтов (А. Я. Анцупов) и др. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio) 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) систе. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

Концепция (от лат. conceptio понимание, система) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: концепция2) Ударение в слове: конц`епция3) Деление слова на слоги (перенос слова): концепция4) Фонетическая транскрипц. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

Французское – conception (концепция).Латинское – concipere (собирать).Существительное заимствовано из французского языка в первой четверти XIX в.Концеп. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

ж.(система взглядов; представление) concept(ion)относящийся к концепции — conceptional- градиентная концепция- деятельностная концепция- концепция поэт. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

концепцияקוֹנסֶפּט ז’, תפִיסָה נ’, קוֹנסֶפּציָה, קוֹנצֶפּציָה נ’, קוֹנסֶפּט ז’* * *דעהמושגרעיוןקונצפציהСинонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, д. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio) 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, план, положение, представление, система, тезис, теория, учение, финитизм, хавелизм. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

Заимств. в первой трети XIX в. из франц. яз., где conception < лат. conception «соединение, выражение, система», суф. производного от concipere «соб. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. конце/пции; мн. конце/пции, Р. конце/пцийСинонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, пла. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

система научно обоснованных взглядов, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их осве. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

konsept* * *жana fikirконце́пция статьи́ — yazının ana fikriСинонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, пла. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.Синонимы: автогенез, аристогенез, батмо. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

– — внутреннее представление о чем-либо; — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; — основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения; — ведущий замысел деятельности [82, c. 346; 91, c. 278]. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

1) (система взглядов) 概念 gàiniàn, 观念 guānniàn2) (основная мысль произведения) 构思 gòusīСинонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

f.conception, idea, conceptСинонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, план, положение, представление, сист. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

1) <engin.> concept2) conception3) ideaСинонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, план, положение, пр. смотреть

Источник

КОНЦЕПЦИЯ

Полезное

Смотреть что такое «КОНЦЕПЦИЯ» в других словарях:

КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… … Словарь иностранных слов русского языка

концепция — понятие, идея; учение, задумка, автогенез, представление, тезис, доктрина, аристогенез, батмогенез, финитизм, положение, замысел, план, теория, мысль, система Словарь русских синонимов. концепция 1. см. идея. 2. см … Словарь синонимов

Концепция — (лат.conceptio түсіну, бірыңғай ой, тұтас ой) қайсы бір нәрселерді, құбылыстарды, процестерді көрудің (көзқарас), түсінудің, түсіндірудің (трактовка) белгілі тәсілін білдіретін көзқарастар жүйесі. Пәндік білімнің (дисциплинарное знание)… … Философиялық терминдердің сөздігі

концепция — 1. Система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. 2. Единый, определяющий замысел. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] концепция (ITIL Service Strategy) Документ, который содержит описание новой услуги, значительного… … Справочник технического переводчика

Концепция — система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

КОНЦЕПЦИЯ — (от латинского conceptio понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности … Современная энциклопедия

КОНЦЕПЦИЯ — (от лат. conceptio понимание система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности … Большой Энциклопедический словарь

КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio) 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

КОНЦЕПЦИЯ — КОНЦЕПЦИЯ, концепции, жен. (лат. conceptio) (книжн.). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Источник

Концепция (философия)

Философская концепция что это

В более широком смысле термин термин в философии описывает, как следует понимать слово (в смысле «понимать»). Таким образом, речь идет о соединении лингвистического обозначения с содержанием мысли ( концептом в психологическом смысле). В качестве терминологии в философии понятие представимости или визуального представления называется понятием.

оглавление

вступление

Традиционные философские теории концептов можно изначально разделить на пять основных семейств, которые различаются в основном критериями индивидуализации концептов:

этимология

История философии

Античность

Сократ

«Есть две вещи, которые можно по праву приписать Сократу: индукционные доказательства и общие определения; Оба они основаны на научных принципах. Сократ не позиционировал общее и определения как отдельные, независимые существа; но последователи учения об идеях разделили его и назвали идеями вещей ».

Платон

Аристотель

Древние комментарии

Аристотель говорил о первых концепциях в «Де Анима». В своем комментарии к аристотелевской категоризации Дексипп (4 век) проводит различие между первым и вторым терминами (protai noeseis, deuterai epinoiai):

Это различие между двумя типами тезиса можно рассматривать как предшественник латинского различия между двумя типами (im) positio ( Боэций и другие) или в арабском языке two wad ‘( Фараби и другие).

Подобное различие, как у Дексиппа, также можно найти в комментарии Фемистия Де Анима (4 век): первые термины (такие как день, свет, Сократ) просты и объединены духом, так что, среди прочего, Значения предложений, «повторные мысли», результат.

средние века

Боэций

Арабское богословие и философия

В дополнение к вышеупомянутым приблизительным эквивалентам немецкого термина «концепция» важен более сложный термин maʿnā (множественное число maʿānī ). Это описывает (как maḳṣūd, niyya и murād ) в арабской грамматике и философии языка предполагаемое содержание лингвистической речи, семантическое содержание лингвистического выражения (lafẓ), которое может быть определено с помощью грамматического анализа (taḳdīr ), в частности, образец ( бинья) корня слова (ал). В этом контексте maʿnā используется аналогично греческому термину lektón в Stoa. Дифференциация логики и грамматики происходит по противопоставлению maʿnā (объект логики) и lafẓ (объект грамматики). Здесь можно отличить контраст между измом (лингвистическим знаком в целом) и мусаммой (мысленным или репрезентативным референтом).

Подобно Дексиппу, аль-Фараби (около 870–950) придерживается точки зрения, что десять аристотелевских категорий имеют дело только с первыми концепциями; связка также понимается как вторичный термин.

В своем компендиуме о душе Авиценна (Ибн Сина, 980-1037) различает два источника понятий, идей или понятных форм:

По словам Авиценны, сущностей не существует как таковых. Они могут либо 1. существовать в независимой от духа реальности, как форма сущности, как набор свойств, описывающих составные субстанции, либо 2. только как концепции в духе, либо 3. только сами по себе и в этом отношении должны быть или не быть нейтральными в смысле концепции существования. Таким образом, сущность и существование различаются (для всех объектов, но не для Бога): существование вещи зависит от обстоятельств (и обусловлено исключительно божественным творением).

Высокое средневековье и ренессанс

Согласно Вильгельму фон Оккаму, существует три типа языкового высказывания: письменное, устное и мысленное. Однако он ссылается на Боэтия и говорит о мысленном логосе. Соответственно, есть также три типа терминов, которые встречаются только в интеллекте. Что касается концептуального термина, он говорит, что это

«[. ] намерение или (en) впечатление души (intentio seu animae), которое как часть мысленного предложения (propossitionis menalis) естественным образом обозначает (сигнификанс) или совместно обозначает (консигнификанс) что-то, посредством чего естественно означает то же самое, предполагает то, что он обозначает ».

Ранний модерн и классика

Декарт

«Поскольку и порядок сущностей вещей, и порядок рациональных мыслей зависят от общего принципа (Бога), оба порядка согласны, поэтому суждения, содержащие только ясные и отчетливые идеи и, следовательно, не зависят от необоснованных идей, с Can Match реальность. Картезианская метафизика, подобно кантианскому (научному) опыту, частично является воплощением основ естествознания, но частично также является особой метафизикой ».

Логика Порт-Ройял

Это определение побудило Мишеля Фуко говорить о двойной структуре представления. Другие интересы в лингвистической философии и концептуальной теории направлены на тезис о врожденной концепции. В этом смысле z. Б. Вначале Ноам Хомский обсуждал логику Порт-Ройяля и почти одновременную грамматику Порт-Ройяля. В первой главе логики, например, постулируется следующее:

«Так что неправильно, что все наши идеи исходят из наших чувств; Напротив, можно сказать, что, наоборот, никакая идея, которая находится в нашем уме, не происходит от чувств, если только случайно не при условии, что движения, которые происходят в нашем мозгу и в которых действие наших чувств исчерпывается, являются идеи души Дать себе возможность сформировать различные идеи, которые он не сформировал бы без этой мозговой активности, хотя почти всегда эти идеи не имеют ничего общего с тем, что происходит в чувствах и в мозгу, и хотя, кроме того, существуют огромное количество идей, которые, поскольку к ним не прикреплен физический образ, не могут быть связаны с нашими чувствами без очевидной абсурдности «.

Завиток

Лейбниц

Немецкий идеализм и домодернизм

Гегель

Больцано

Гуссерль

20 век и настоящее

Фреге

Гадамер

«Это тоже критика субъективного сознания в нашем веке. Очевидно, что язык и концепция настолько тесно связаны, что мнение о том, что можно ›использовать‹ концепции, сказать что-то вроде: ›Я называю это так и Этим‹, всегда умаляет обязательную природу философствования. Индивидуальное сознание не имеет такой свободы, если оно хочет знать философски. Он привязан к языку, который является не только языком говорящего, но и языком разговора, который вещи имеют с нами: в философской теме языка сегодня встречаются наука и мировой опыт человеческой жизни ».

Для него понятия привязаны к языку. В нем открывается весь горизонт познания мира, и все экземпляры значения и значения уже интегрированы. Понятия языка, с одной стороны, передаются из традиции, с другой стороны, они предлагают единственную возможность переосмыслить традицию. В принципе, это открытый процесс. Таким образом постоянно меняется горизонт мирового опыта. Согласно герменевтической концепции языка, слово не может быть исчерпано понятием. Язык всегда метафоричен. Эта метафора языка предшествует концепции и берет на себя ее руководство.

«Очевидно, что инструментальная теория знаков, которая понимает слово и понятие как инструменты, которые легко доступны или уже готовы, не может обратиться к феномену герменевтики. Если мы будем придерживаться того, что происходит в слове и речи и, прежде всего, в каждом разговоре с традицией, который ведется гуманитарными науками, мы должны признать, что происходит постоянное формирование концепций. Это не означает, что переводчик использует новые или необычные слова. Но использование обычного слова не возникает из акта логического подчинения, посредством которого частное будет сведено под общее понятие «.

Критическая теория

«Факты, которые приносят нам чувства, социально формируются двумя способами: через исторический характер воспринимаемого объекта и исторический характер воспринимающего органа».

Согласно их пониманию, к так называемым фактам невозможно применить систему понятий, как бы она ни была подготовлена. Адорно ориентируется на Гегеля, когда он говорит, что метод науки изменяется вместе со своим объектом, но на Маркса, когда он полагает, что он признает причину этого изменения в изменениях в материальных субстратах, на которых основаны объекты.

Становление семиотики

Системные аспекты

Основные значения

Рефлексивный, философский или научный термин обычно определяется определением, которое описывает его свойства и отличает его от других терминов. Также обсуждаются другие определения, особенно для терминов класса. Срок обозначает:

Намерение и расширение

Термины «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» относятся к одному и тому же объекту, Венере, но, согласно классическому анализу, среди прочего. Фрегес по-разному. Такие отклонения обычно описываются различием между «намерением» (способ ссылки, концептуальное содержание) и «расширением» (ссылка, класс ссылочных объектов, объем термина).

Различие между понятием и словом

Уникальность и неоднозначность

Уникальность (однозначность) терминологии редко достигается идеалом любого научного языка. Непонимание и манипуляции живут из-за двусмысленности (двусмысленности) выражений. Определение терминов служит для устранения этих неясностей. В формализованных языках не обойтись без однозначности смысла.

Типы концепций

Термины можно подразделить по разным критериям. Способ выражения и смысл, подразумеваемый в каждом случае, частично различаются у разных теоретиков.

Индивидуальный термин и общий срок

Общий термин / видовой термин

Конкретные / абстрактные термины

Концептуальные отношения

Совместимые / несовместимые термины

Общий термин / дополнительный срок

Приобретение и формирование концепций

Цитаты

«Поскольку у человека есть язык как средство обозначения, свойственное разуму, было бы праздной идеей искать более несовершенный способ представления и хотеть мучиться с ним. Понятие как таковое по существу может быть понято только с помощью духа, чьим свойством оно является не только, но и с чистым «я». Напрасно пытаться удержать его с помощью пространственных фигур и алгебраических знаков ради внешнего глаза [296] и неконцептуального, механического метода лечения, исчисления. Все остальное, что должно служить символом, может в лучшем случае, например символы природы Бога, вызывать догадки и отголоски этой концепции; но если выражать и распознавать концепцию через нее должно быть серьезно, тогда внешняя природа всех символов неадекватна ей, и, скорее, отношение меняется на противоположное: то, что в символах резонирует с более высокой определенностью, распознается только и через понятие, к нему можно приблизиться только через отделение того чувственного присутствия, которое должно было выражать его «

литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *