Философская антропология и социальная философия относятся к чему

Философская антропология и социальная философия

Философская антропология и социальная философия относятся к чему Философская антропология и социальная философия относятся к чему Философская антропология и социальная философия относятся к чему Философская антропология и социальная философия относятся к чему

Философская антропология и социальная философия относятся к чему

Философская антропология и социальная философия относятся к чему

1. Специфика философской антропологии и ее основные проблемы.

2. Сущность человека. Проблема антропогенеза.

3. Общество, его структура и сущность.

1.Философская антропология – философское учение о человеке. В широком смысле философская антропология – вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центре своего внимания.

Философская антропология отличается от иных дисциплин, изучающих человека, своей проблематикой. Философская антропология изучает соотношение «человек-мир» в его основных универсальных ракурсах.

1) Рассмотрение человека в его особых, специфических качествах, отличающих человека от всех остальных живых существ.

2) Человеческий род рассматривается в соотношении со всем внечеловеческим.

3) Анализ общения между людьми, отношения «человек-человек».

4) «Внутренний мир человека» – наличие богатой и сложной душевной жизни.

1 и 2 ракурс – рассмотрение человека на родовом уровне. 3 и 4 ракурс – рассмотрение человека на индивидуальном уровне.

Рассмотрение человека как родового существа предполагает абстрактно-безличный подход, т.е. стремление раскрыть сущность человека, коренные особенности его происхождения, версии места и предназначения в универсуме.

Проблемы индивидуального человека можно назвать экзистенциальными проблемами. Предметом рассмотрения при данном подходе является индивидуальный человек и универсальные характеристики его жизни.

2. Сущность человека – объединяет те фундаментальные черты, которые позволяют отличать человека от иных живых существ.

В истории философии существует 3 подхода к пониманию сущности человека:

1) Человек – духовное существо;

2) Человек – существо разумное;

3) Человек – существо культурное, предметно-деятельное.

В данных подходах человек рассматривается как обладающий сознанием – способностью моделировать в образах и понятиях не только внешнюю действительность, но и состояние своего внутреннего мира; и свободой – возможностью поступать по своему усмотрению.

Антропогенез – происхождение человека. Проблема антропогенеза остается открытой.

Источник

Философская антропология и социальная философия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Антропология – это обобщающая наука о человеке как качественно человеческом существе, во всем многообразии его проявлений (физиологических, этнических, психологических, культурных и т.д.).

История возникновения и основные вопросы философской антропологии

Вопрос о человеке – это вечный вопрос, который вставал перед мыслителями всех времен и эпох. В конечном итоге любое стремление к познанию мира, созданию онтологических или гносеологических концепций вытекает из стартовой посылки человека понять самого себя, определить свое место в мире, что невозможно без определения сущности мира как такового.

В античной философии человек и мир еще не были разъединены и противопоставлены друг другу, человек был органичной частью мира наравне с другими объектами мира-космоса-природы – деревьями, скалами, животными и даже богами. Именно по этой причине познание человеком себя не мыслилось возможным в отрыве от познания окружающей природы. Родоначальник античной этики Сократ утверждал, что тот, кто хочет узнать самого себя, должен начать с познания мира. Лишь знание представляет собой благо, тот, кто обладает знанием способен совершать осознаваемые поступки – такие, для которых человек осознает и потребность, и цель, и средства ее достижения. Такие поступки всегда направлены к добру, в то время как незнание порождает импульсивное, дурное поведение и есть зло.

С течением времени представления о человеке и мире менялись, онтологическая проблематика отделилась от антропологической, однако проблема человека продолжала волновать умы философов.

Как самостоятельная философская дисциплина философская антропология возникла относительно недавно – во второй половине девятнадцатого века. Период ее расцвета – первая половина века двадцатого, время существования многочисленных антропологических школ, как философских, так и научных, особенно в германском пространстве. Философская антропология отделяет себя от других наук о человеке, своим особым статусом, универсальностью тех ракурсов, с которых она рассматривает проблему человека:

Проблема качества человека в антропологии

Одной их центральных проблем философской антропологии является определение человечности и ее соотношения с природным, животным. Данная проблема рассматривается с различных ракурсов. Пытаясь определить генезис человека, его происхождение и ведущие силы этого процесса мыслители придерживаются трех основных подходов – натуралистического, трансцендентного и смешанного.

Готовые работы на аналогичную тему

Натуралистический подход восходит к античной традиции – человек естественная часть природного мира, продукт его длительной эволюции, животное, но животное особое. Эта особость различными мыслителями выражалась по-разному. С точки зрения Аристотеля человек – животное политическое, общественное; с позиции Кассирера –символическое; с позиции Гелена – существо дисциплины и т.д.

Трансцендентный подход отрицает связь человека с природой, связывая его с некой сверхсущностью – Богом, Абсолютом, вселенским разумом и т.д. Человек в первую очередь мыслится как духовное существо, обремененное плотью, как футляром, лишней тяжестью. Большинство трансцендентных теорий предполагают, что земная жизнь человека – есть лишь первый этап, подготовка к подлинному, посмертному бытию, которое заключается в возвращении к трансцендентному прародителю.

Смешанный подход стремится к объединению позиций. Он рассматривает человека как продукт биологический, животный, однако связывает его развитие, качественное становление, формирование специфически-человеческих качеств именно с духовной жизнью, выходом за рамки природной обусловленности и необходимости, детерминированного окружением существования, к потребностям высшего порядка.

Так или иначе, но человек имеет двойственную природно-человеческую сущность. С одной стороны, он остается биологическим существом, но с другой обладает качественным человеческим бытием. Соотношение природного и человеческого в человеке также является точкой дискуссий. Существуют три основных позиции:

Гуманистическая позиция предполагает, что человеческое находится в постоянной борьбе, конкуренции с биологическим в человеке, и в конечном итоге одержит победу над последним. При этом специфически человеческое может пониматься в качестве разума, души, или даже всей совокупности социальных отношений, затрагивающих не личность, но человечество в целом.

Натуралистическая позиция указывает на доминирование животного начала в человеке. Социальное, человеческое лишь наслоение, маска, которая возникает вследствие необходимости сожительства людей в обществе, в действительности же человеком движут природные потребности и желания.

Дуалистическая позиция рассматривает природное и человеческое как параллельных субстанции, которые сосуществуют в человеке и уравновешивают друг друга.

Социальная философия

Социальную философию можно рассматривать как самостоятельную дисциплину, и как часть философской антропологии в глобальном смысле. Ее объектом является общество, его специфика, структура, соотношение как с единичным – человеком, так и всеобщим – миром, природой.

Социальная философия отмечает принципиальное отличие человеческого общества и животного сообщества. Главным признаком данного отличия является закрепленность животного сообщества как видового признака, в генетической структуре вида – оно стабильно во времени, его структура не меняется, оно существует вне зависимости от вило и желания самих животных существ, как объективная данность. Человеческое общество есть продукт сугубо человеческой деятельности, а потому оно мобильно и видоизменяется вслед за самой деятельностью человека, а вне человеческой деятельности не существует.

Источник

Основные разделы философии

Основные сферы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия

Философия, как и многие другие науки, имеет большой круг вопросов и проблем, на который и направлена её деятельность. Такие вопросы могут весьма различаться друг от друга, насчитывать большое множество, а на одни и те же проблемы можно смотреть с разных сторон. Таким образом, во многих научных дисциплинах, философия тому не исключение, есть своя структура.

Здесь она представлена пятью основными элементами: онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия, но есть, конечно, и другие, но они являются менее ёмкими.

4 основных раздела философии

Как уже говорилось, вопросы философии отличны друг от друга, например, вопросы миропонимания, познания и первоосновы мира, места в нём человека, общественной жизни людей: государства, политики, права, и проблематика самого человека, в целом.

Философская Онтология

Так онтология изучает общие формы бытия, при этом, не заостряя внимания на их содержании. Например, рассматривается материальное и идеальное, реальное и сверхъестественное, бытие и небытие… Онтология также включает в себя ряд разделов, изучающих общие закономерности разных сфер бытия: природы, человека и общества. Онтология касается древнейших вопросов европейской философии.

Сферы философского знания жестко между собой не разделены, и многие вопросы, рассматриваемые в одном разделе, могут рассматриваться и в других. Впервые получившая развитие благодаря Сократу, аксиология, термин которой был введён лишь в 1902 году, также рассматривает бытие, но уже с позиции его содержания: бытие делится на реальность и ценность, влекущую за собой пользу.

Этот раздел философии рассматривает ценности как смысл бытия, стимулятор деятельности человека. Главенствующими понятиями выступают этика и эстетика, при которых духовные ценности: истина, добро, воля, красота нельзя отождествить с материальным понятием блага и оценкой, то есть реальной пользой. Так коренной проблемой выступает противоречие между концепцией признания универсализма ценностей и его отрицаниям в эмпирических и плюралистических трактовках.

Гносеология — познание

Аспекты познания и вообще возможность познания изучает раздел гносеологии. В ней ставятся вопросы сущности процесса познания, его содержания, связи между субъектом и предметов познавательной деятельности, ограниченности возможностей познания человеком чего-либо. Круг вопросов в начале своего развития был весьма неопределённым, лишь только ко времени деятельности Сократа, Платона и Аристотеля можно отнести формирование окончательной проблематики данного направления.

Как и онтология, гносеология – большая сфера философского знания. Она включает в себя ещё два подраздела – эпистемологию – непосредственное учение о познании, в котором не учитывается субъективная сторона самого процесса, и науковедение – направление, рассматривающее теоретические проблемы развития наук, их взаимосвязь между собой и другими социальными институтами, а также науку в широком смысле.

Философская Антропология

Следующим разделом философии выступает антропология – учение о человеке, получившее развитие в 16 веке. Также под антропологией можно понимать и философскую школу 20 века, преимущественно немецкую, представленную идеями Дильтея и Гуссерля.

Очевидно, вопросы и проблемы, изучаемые в этом направлении «крутятся» вокруг человека. Имеется в виду человек отдельно от общества, как представитель человеческого вида.

Социальная Философия

Стоит разделять эти понятия, так как весьма близко, но не тождественно стоит сфера социальной философии, которая изучает уже основные закономерности существования всего общества. Таким образом, основными вопросами философской антропологии являются: природа человека, смысл его жизни и существования, взаимоотношение с обществом и природой.

Предметом социальной философии уже выступает всё общество. Она рассматривает общество как структуру, состоящую из взаимодействующих элементов, и как процесс развития и изменения социума. Самостоятельным объектом изучения общество стало весьма недавно – в 19 веке, хотя его изучение началось далеко в античности.

Итог

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что сферы философского знания не имеют жестких границ и конкретно определённых вопросов. Где-то бытие рассматривается в общих чертах и формах, а где-то с позиции его содержания, сущности. Все сферы взаимосвязаны между собой и формируют множество единых концепций философского мировоззрения. Разделение на направления даёт лишь понимание приблизительного характера вопросов и проблем – связанные с человеком, либо же с обществом, а может быть о смысле бытия или возможности познать мир.

3 comments

— теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Источник

Социальная философия и философская антропология.

Социальная философия – учение об обществе, его структуре, функционировании, закономерностях его развития.

Антропология – учение о человеке, его бытии и сущности. Философская антропология рассматривает социальные характеристики человека.

Лекция 16. Становление философской антропологии и социальной философии.

1. Становление индийской антропологии.

2. Антропология в китайской предфилософии.

3. Различие восточной и античной антропологии.

Уже во II тыс. до н.э. в Древней Индии начинают обсуждаться проблемы сущности и предназначения человека.

В индийской предфилософии основой антропологии является учение о сансара – после смерти тела, которое смертно, душа воплощается в другие тела. Это странствие души и есть сансара (колесо сансары). Воплощение, которое душа получает, может быть более или менее высоким, это зависит от кармы. Карма (поступок, судьба) – это сумма совершенного индивида во всех его рождениях. Человек может путешествовать и вверх и вниз («по телам»), высшее воплощение – это выход из колеса сансары, слияние с Атманом – высшим первоначалом, универсальным. Тело ограничивает возможность души, она привязана к месту и времени. Выход из колеса сансары – состояние свободной энергии, возможности не ограничены. Состояние невоплощенной души в классическом индуизме называется мокша, а позже в буддизме – нирвана. Чтобы достичь этого существует два способа:

1. Следование дхарма – долг данного вида – у каждой человеческой касты существовал свой предписанный образ жизни.

2. Соблюдение общих нравственных принципов, которые существуют для всех: а) непричинение зла живому, т.к. все живое – участник круговорота душ, б) отказ от материальных желаний, от богатства, от всего, что привязывает человека к сансаре.

В буддизме появляется идея о том, что главный источник страдания – это желания; и способ достичь счастья – это не следование желаниям, а отказ от них. При этом человек должен активно действовать в окружающем мире и смотреть на выполняемые действия только как на свой долг, следование дхарма.

В древнекитайской философии даосов главный принцип поведения – принцип недеяния (у-вэй). Никакое действие не должно идти в разрез с природными процессами и сложившимися традициями. Недеяние – это умное действие, которое продолжает ход естественных событий, минимально подталкивая их в желаемом направлении. Это принцип в китайской предфилософии является основой решения социальных проблем. Например, философия Конфуция утверждает, что для идеального государства достаточно, чтобы правитель был благородным мужем. Благородный муж противопоставлен благородному человеку. Он следует традициям, соблюдает ритуалы, но не превращает их в абсолют. Он живет незаметно, не стремясь к богатству и славе, но так, как сам считает нужным. Его отношение к людям определяется принципом милосердия.

Вывод: ранняя восточная антропология была натуралистической. Человек рассматривался как часть природного мира, космоса, не обладающая самостоятельность и спецификой. Не было представления об обществе, как особом типе реальности с собственными закономерностями, т.е. социальная философия еще не возникла.

Античная философия обнаруживает различия природного и социального бытия. Протагор: «Надо различать существующее по природе и существующее по установлению, по закону, по разуму». Природное возобновляется и поддерживается само по себе. Социальное надо постоянно поддерживать. «Человек – есть мера всех вещей: существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Задача философии – изучать не природу, а человека. Сократ: «Деревья и камни меня ничему не научили, не то, что люди в городе».

Специфика размышлений античных философов о человеке определяется выделением особой реальности. Определялся такой взгляд полисной организацией античного общества. Человек в первую очередь – гражданин полиса, это определяет его образ жизни и систему ценностей. Следовательно, античная социальная философия стремится выделить наиболее рациональное устройство государства.

Античная философская антропология вырабатывает образ человека, как достойного гражданина, она ориентирована этически.

Лекция 17. Основание философской антропологии.

1. Этика и начало социальной теории в античной классике.

2. Антропологические альтернативы эпохи эллинизма.

3. Христианская концепция человека и ее историческая перспектива.

В ранней античной философской антропологии центральным становится вопрос о добродетели и путях ее достижения.

С Сократом начинает спорить его ближайший ученик Платон: «Разум не может обеспечить добродетельного поведения, т.к. разум – только одно из возможных оснований человеческой деятельности. В человеке существуют три начала: разум (способность рассуждать), благородные страсти, страстное начало (смелость) и низменные страсти, вожделеющее начало (жалость)». Платон впервые поставил проблему сложности человеческой психики. У каждого человека одно из этих начал доминирует, поэтому существует три типа людей. Люди с выраженной способностью рассуждать спокойные, хладнокровные, умные. Обладающие благородной страстью – импульсивные, увлекающиеся, прекрасные. Люди с низменными страстями поддаются желаниям, расчетливые и хитрые. Обладание одним из трех начал – это врожденное качество человека. «В государстве эти три типа образуют три сословия, необходимые для жизни государства». Люди разумные – это правители и учителя, воины обладают благородной страстью, а торговцы и работники, заботящиеся о выгоде – низменной страстью.

Платон разрабатывает впервые проект идеального государства, в котором люди оцениваются и занимают свои места в соответствии со своим типом. Это первая социальная концепция социальной философии, построенная на основе философской антропологии. Платон говорит о переустройстве реального общества, исходя из рационально разработанного идеала.

Аристотель спорит с программой с программой переустройства, т.к. считает, что государство должно развиваться естественно, подобно семье, без навязанной сверху программы. Аристотель определил человека, как «политическое животное». «У человека три души – растительная (питание), животная (эмоции), разумная (добродетель)». Добродетель по Аристотелю – это 1) середина между крайностями: расточительность – щедрость – скупость; 2) знание, соединенное с привычкой. На вопрос «Что побуждает человека стремиться к добродетели?» Аристотель отвечает: «Желание быть счастливым, т.е. душевно спокойным, довольным жизнью».

Вывод: в ранней античной философии определились основные направления исследования общества и человека. «В чем сущность человека?» «Из чего складывается личность человека? Как соотносятся начала, ее составляющие?» «Каковы правила человеческой жизни? Что побуждает им действовать?» «В чем различие природной и социальной реальности?» «Какими законами управляется социальная реальность? Можно ли ее рационально перестроить?» При этом философская антропология и социальная философия еще остаются слитыми.

Содержательное разграничение этих областей исследования происходит в эпоху эллинизма на основе разделения социального и индивидуального бытия. Во II веке до н.э. Греция входит в состав Римского государства на правах провинции. В этот период одновременно выдвигаются три философских направления, определяющие, как человеку жить правильно.

Стоицизм. Возник в конце IV – начале III вв. до н.э. Его представители Зенон Стоик, Хрисипп, Клеандр (греки) и Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римляне). В Риме стоицизм получил главное развитие в I в. до н.э. – I в. н.э. Стоики говорили: «Человек должен быть в соответствии со своей природой, т.е. жить по разуму, т.к. разум – главное в человеке. Разум обнаруживает, что в мире господствует необходимость, все определяется судьбой, роком». Стоики – первые фаталисты. Сенека: «Повинуется цепь событий вечному вращению судьбы», «Мы не можем изменить мировых отношений; мы можем только одно – обрести высокое мужество, достойное человека и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба». Идеал стоиков: «мудрец, который давлеет себе», т.е. абсолютно владеет собой, не позволяет никому собой управлять, в любых обстоятельствах делает то, что соответствует его принципам – сильная личность.

Стоицизм ориентирован на идею долга и достоинства, а эпикуреизм – на идею счастья. Оба направления рассматривают эти ориентации, как несовместимые.

Христианство. В I в. н.э. оно складывается как мировоззренческая система, запрещенная религия. В IV веке оно становится общепринятой религией. Христианство нашло способ соединить эти ориентации, восстановив тезис о вознаграждении добродетели за пределами земного бытия. В результате этого в христианстве появляется возможность обосновать нравственного поведения. Впервые в христианстве 1) разрабатывается система нравственных норм, как негативная, так и позитивная, 2) начинают оцениваться с моральных позиций не только поступки, но и мысли, намерения, 3) возникает идея души, как целостной основы поведенческих актов, 4) возникает концепция линейной истории, направленного развития общества.

Августин Блаженный в трактате «О Граде Божьем» предлагает периодизацию истории. Град Божий – это церковь, т.е. социальная организация, построенная на любви к Богу. Ей противопоставляется государство – социальная организация, построенная на любви к себе. Направлением истории должно быть укрепление Града Божьего, преобразование человечества на началах любви. Эта идея в дальнейшем будет основой христианских социальных философий. В русской философии в конце XIX века В.С. Соловьев разработал учение о богочеловечестве, т.е. о гармоничном единстве, достигнутом в процессе сознательной духовной эволюции.

Лекция 18. Натуралистическая философия просвещения.

1. Формирование принципов гуманизма и натурализма.

2. Концепция природы человека и ее следствия.

В основе средневековой социальной философии и антропологии лежит христианство.

В эпоху возрождения эта концепция начала по-новому интерпретироваться:

2. Человек – царь природы, т.е. Бог дал ему хорошие возможности, и человек ими умело воспользовался.

3. Человек – свободный творец. Его предназначение – активная деятельность, созидание.

На этой основе возникает гуманизм, как целостная система взглядов. Гуманизм определяет отношение к человеку, как к абсолютной ценности, признает неотъемлемое право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Социальные институты оцениваются с точки зрения блага человека. Благо человека – высший принцип.

Главная черта онтологии эпохи Просвещения – натурализм, т.е. взгляд на мир, по которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Центральной категорией социальной философии и антропологии становится понятие природа человека – стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, присущие всем людям и во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

Что входит в природу человека?

Просветители считали, что это:

1.Разумность – способность осмысленного отношения к миру и к самому себе. Потенциальная способность развития разума у всех одинакова, но по-разному развита в процессе воспитания и самовоспитания. «Разум необходимо развивать, как только возможно, т.к. благоразумие – это лучший способ решения практических и теоретических задач».

2.Духовность – тяга к прекрасному, умение чувствовать гармонию, отличить красивое и оценить его. Это тоже потенциальная способность, которая по-разному выражена у людей.РобРРРРРР

3.Этическая ответственность. Человек – общественное существо, и должен поступать, руководствуясь интересами и установлениями общества. Инстинктивно человек чувствует, что его деятельность должна регулироваться правилами, и он способен их усваивать.

4.Биологическая основа человеческого существования: человек – материальное природное существо, биологический организм. Все движения его души связаны с телесными процессами и внешними физическими воздействиями.

5.Добр человек по своей природе или эгоистичен. Существует два мнения – альтруизм (забота о других) и эгоизм (забота о себе). Вольтер: «Любовь к себе – первопричина всех деяний». Гоббс: «Поскольку люди равны от природы, неизбежно соперничество, столкновение интересов, следовательно, человек эгоистичен». Шефтсбери: «Человеку от природы дано моральное чувство стремления делать добро, иначе вообще необъяснимо, почему люди совершают добрые поступки». Попытка синтеза этих точек зрения привела к построению концепции разумного эгоизма. Стремясь выполнить свои личные интересы, человек выходит в круг интересов своих близких, а из него в круг интересов страны и общества.

6.Свободен ли человек по своей природе. Свобода – это возможность выбора целей и средств деятельности. Человек свободен, т.к. обладает разумом и волей. Человек не свободен, т.к. зависит от материальной среды и собственной телесности.

Следствия из концепции природы человека:

· Концепция естественного равенства всех людей от природы. Поэтому любая иерархия, устанавливаемая по рождению и т.п. несправедлива и должна быть отменена.

· Концепция естественного воспитания. Ж.Ж Руссо «Эмиль или о воспитании». Сущность правильного воспитания в следовании естественным склонностям ребенка, в развитии его природной одаренности не должно быть никакого навязывания знаний учителя.

· Просветительская концепция истории. Первый этап – это «естественное состояние», когда люди инстинктивно жили в согласии с природой. Второй этап – гражданское общество, в котором существует государство, законы, специальные силы, которые следят за их соблюдением. Переходом от естественного состояния к гражданскому обществу было заключение общественного договора. Люди заключили соглашение, обязавшись подчиняться государству, отдав ему часть своей свободы в обмен на свою защиту. Т.е. возникновение государства – это естественный акт, но в дальнейшем он утратило первоначальный смысл, т.к. стало учитывать лишь интересы части людей. Построение царства разума – это восстановление истинной сущности государства.

Формирование социальной философии, как науки.

1. Проблема существования законов истории.

2. Философия истории Гегеля.

3. Материалистическое и идеалистическое понимание истории.

Натуралистическая социальная философия базировалась на идеях:

Существует природа человека, т.е. устойчивые, неизменные, общечеловеческие качества.

Индивидуальные особенности человека – это результат воздействия социальной среды.

С этих позиций оказалось невозможно объяснить, почему существуют различные состояния общества, как перейти к рациональному общественному устройству, как возможно появление реформатора, человека, который противостоит социальной среде.

Таким образом, с позиций натуралистической социальной философии оказалось невозможным рассмотреть динамику общественной жизни. В этой философии рассматривались две группы факторов: люди и исторические события.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *