Философия начинается с вопроса что есть

Философия начинается с вопросов

Философия начинается с вопроса что есть
Платон и Аристотель на фреске «Афинская школа» Рафаэля

Философия начинается с вопросов, то бишь с удивления. Нужно ли, можно ли удивляться и задавать вопросы верующему человеку? Иначе говоря, можно ли верующему человеку быть «чуть-чуть» философом? Это важный вопрос, поскольку многим верующим людям кажется, что мыслить можно только в рамках катехизиса. Но и сам катехизис есть диалог. Там есть вопросы и ответы. «Что есть Церковь?» – «То-то и то-то». «Каково учение Евангелия о будущей жизни?» – «Таково и таково». «Можно ли мыслить об этом вот так-то?» – «Нельзя, потому что сказано то-то».

Катехизис дает некую сумму готовых ответов, но предполагает вопросы. Значит, верующему человеку можно их (вопросы, то есть) задавать и можно, следовательно, быть чуть-чуть философом.

Ужасен человек, которому все ясно. Человек, которому все ясно, это не Платон, и не Василий Великий, и не Филарет (Дроздов). Это, скорее всего, какой-то зощенковский персонаж на манер того товарища, который в ответ на вопрос барышни: «Что это соловей так нынче сладко поет?» – ответил без сомнений: «Жрать хочет, оттого и поет». Можно было бы порадоваться, что человеку все ясно и на любой вопрос ответа долго ждать не надо. Но радоваться почему-то не хочется.

Вопрос о возможности философии в христианстве формулируется так: «В христианстве можно только молиться или можно молиться и думать?» Конечно, можно думать и молиться, молиться и думать, просто думать и просто молиться. И когда человек будет думать, он будет постоянно задавать вопросы. Себе, Богу и окружающему миру. Почему все так, а не иначе? Если на все воля Божия, то я ни при чем или все же от меня чего-то ждут и за что-то спросят? О, как много этих вопросов, и как рвутся они из самих глубин человека! Иногда они, эти вопросы, заставляют молиться, иногда мешают. Но сделать вид, что их нет или что они не нужны, что это блажь и чушь, вряд ли удастся.

Философия есть поиск Бога. По Клименту Александрийскому, она есть для язычников то же, что для евреев – Закон. Закон же для евреев, напомним Павлово слово, есть «пестун», то есть детоводитель ко Христу. Детоводителем называли раба, который водил детей своего господина к учителям. Евреев ко Христу должен был привести Закон, а язычников – размышление.

Закон требует тщательного исполнения. Казалось бы, Закон и философия – антагонисты. Но это только кажется. Поскольку Закон обширен, мелочен, скрупулезен, целостен, он для исполнения требует понимания. Человек не способен исполнять то, что не понимает. Отсюда еврейские поиски ответов на вопросы «какая заповедь в Законе большая?», «что первостепенно, а что второстепенно?» и так далее. Размышление над Законом есть аналог философии, только не в смысле свободного полета: дескать, «думаю, о чем хочу». Это настырный труд ума в заданных рамках, это религиозная философия. Она-то нам и нужна.

Если бы не было у евреев людей, размышляющих над Законом, после Пятикнижия в Библии бы больше ничего не было. Но там есть и Притчи, и Псалмы, и Иов, и Исаия. Не было бы у них того, что называется «устной Торой», – аналога нашего Предания. Сам Христос в ответ на вопросы книжников отвечал: «В Законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10: 26). Не просто «что написано?», но и «как читаешь?» Очевидно, это сказано оттого, что одно и то же читать можно по-разному. Стоит дать прочесть любую книгу двум разным людям, а затем обсудить с ними прочитанное, и мы удивимся. Окажется, что в одном и том же тексте люди эти люди заметили совершенно разные места, нашли совершенно разные смыслы, почувствовали абсолютно несхожие подтексты. Один и тот же человек в разные возрастные периоды тоже понимает по-разному одну и ту же, вроде бы знакомую, книгу. Потому что повзрослел, потому что перенес опыт измены, или болезни, или разочарования в ложных идеалах. Если это справедливо в отношении Шолохова, то почему это не должно относиться к Божественному Откровению? Значит, нельзя просто дать Святую книгу человеку: дескать, «там все есть, читай – и все будет в порядке». Нужна культура коллективного чтения, размышления, толкования. Нужно уметь многим слушать, когда один читает, а затем по очереди высказывать свое мнение о прочитанном. Нужна культура дискуссий, при которой неизбежно бывают несогласные или мыслящие различно. Но именно внутри силового поля коллективной мысли становится понятным не просто что-то кому-то, но само Откровение оживает в многогранности своей и питательно проникает в сознание духовно трудящейся общины.

Вот этого-то у нас и нет. Не то чтобы совсем нет. Где-то, наверно, есть. Но в целом – нет. А раз нет свободного движения внутри заданных координат – значит, есть стояние на месте. А стояние на месте внутри текучего мира невозможно в принципе. Там, где есть намек на него, есть неизбежная деградация и скатывание вниз. То есть происходит движение «вниз по лестнице, ведущей вверх».

Философии нет – значит, жизнь не осмысливается. А жизнь не осмысливается в двух случаях: или жизни нет, или живущий человек неполноценен.

Религиозной философии нет – значит, жизнь в вере не проходит через сито анализа и самоанализа. Вариантов тоже два. Либо веры нет, а есть лишь шелуха и «оптический обман зрения», либо верующий человек похож на растение. Жестковато звучит, но такова категоричность мысли, подобящаяся остроте скальпеля.

Догматизация мелочей и канонизация исторических ошибок происходят именно отсюда, «из сего зерна», как сказал бы Г. Сковорода. Думать люди не хотят. Религиозные люди жертвуют риском философского поиска якобы молитве. То есть говорят: «Мы не думаем, мы молимся». Но чаще всего это ложь на молитву, потому что не умеющий и не любящий думать человек молиться тем более не любит.

Молитва выше всякого размышления, и она есть высший плод трудящегося ума. Это такой плод такого ума, который вовлекает все существо человека в единый процесс молитвенного горения. Тот, кто знает по опыту огонь молитвы, ценит огонь мысли, ибо это похожие огни. Но лентяи и не молятся, и не думают. Они носят угрюмые маски и повторяют в акафистах: «Радуйся, радуйся». Они интуитивно боятся, что, однажды позволив себе мыслить, додумаются до вещей непривычных и парадоксальных. Да, есть риск. Но родиться – тоже риск. Гораздо спокойнее остаться зародышем и спать в темноте утробы, а лучше – вовсе не зачинаться.

Именно умственное упрощенчество сообщило русской революции религиозный характер – именно оно виновато в реках пролитой крови. Русская революция была попыткой скачка в вечность. Это был наивный запуск ракеты из рогатки. Это была насквозь мифологическая трагедия, в которой участвовали «простые» люди, желающие всемирной справедливости и прочих «святых» вещей без реального стремления к святости. Массовые участники строительства нового мира были «интуитивные христиане», которым на голову надели «вывернутое Евангелие» и которые позволили себя завертеть и обмануть именно из-за религиозного невежества и догматического безразличия. Отсутствие дисциплины ума и пренебрежение к умному труду есть наш родовой грех, похожий на добровольное проклятие. И толком выбраться из исторических тупиков мы не можем именно из-за пренебрежения к главному достоинству человека – способности честно мыслить. Подчеркну – способности, а не умения, ибо умением еще нужно овладеть.

Оттого и ищут люди болото погуще да потеплее, чтобы улечься в него, как хрестоматийный бегемот, и высунуть на поверхность только две сопящие ноздри и два лениво моргающих глаза. И если есть бытовое болото, то отчего не быть болоту религиозному? Оно тоже есть.

Религиозное болото – это отсутствие размышления над Откровением, отсутствие живой рефлексии на слово Божие плюс пугливая ненависть к тем, кто с тобой не согласен. Эту ненависть легче всего нарядить в благочестивый сарафан «охранения традиций». Но это все – до поры до времени. Человек, честно думающий и находящийся за пределами Церкви, к Церкви придет, а человек, находящийся внутри Церкви и ни о чем не думающий, от Церкви уйдет.

Честная мысль вообще имеет то особое свойство, благодаря которому, додумав нечто до конца и донышка, жить по-прежнему уже невозможно. Мысль меняет жизнь, а там, где жизнь не меняется, но происходит лишь смена декораций, там нет ума, там царствуют растительно-животные инстинкты, одетые в модный костюм.

«Это трудно сделать», – говорил один человек другому в отношении решительного жизненного шага. «Нет, – отвечал другой. – Это трудно понять. Если же поймешь, то уже трудно не сделать». Таково мышление. Особенно если это мышление религиозное. Оно не подвергает сомнению бытие Божие. Оно трепетно осмысливает Откровение, то есть тот опыт, до которого нельзя додуматься, если Бог его не явит. Оно смотрит на жизнь не как на схему, но как на живую – то есть меняющуюся постоянно – реальность и стремится дать появляющимся фактам правильные имена.

Именно эта способность, помнится, выделяла еще не согрешившего Адама в Раю из царства животных.

Источник

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем

? Термин философия впервые употребил:

? Как соотносятся философия и мировоззрение:

! философия – часть мировоззрения;

!+ философия теоретическое ядро мировоззрения;

! мировоззрение – часть философии;

!+ философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;

! философия не имеет отношения к мировоззрению.

? В каких регионах мира зародилась философия?

? Назовите представителей философского идеализма:

? Кто считал, что философия начинается с удивления?

? Основные черты философского мышления:

? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:

? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):

! Что я должен делать;

! На что я смею надеяться.

? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

!+ чувственно-образная форма освоения действительности;

! абстрактно-понятийная форма освоения действительности;

! теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

! аналитический способ познания мира;

! принцип философского исследования;

! учение о материальности мира;

!+ философское направление, утверждающее первичность материи;

! провозглашение приоритета чувственных удовольствий;

? Мир – это комплекс ощущений, считают:

? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?

!+ это учение о ценностях;

! это теория о мотивации поведения;

! это учение об общезначимых ценностях;

! это нормативная дисциплина;

? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:

!+ формируется на бессознательном уровне;

! существует исключительно в сфере рационального;

! является синонимом только ценностных ориентаций;

! связан только с убеждениями;

? Мифология исторически ближе всего к:

?Философия преимущественно направлена на осмысление:

? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:

? Возникновение философии означало:

! появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;

! появление в обществе нового социального класса;

! дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных

!+ переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;

? Философы, согласно Пифагору, это люди:

! стремящиеся к знанию;

!+ стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;

? Философскому мировоззрению присуща:

! все указанные признаки.

? В каждом обществе существует:

! столько мировоззрений, сколько и людей;

!+ разные типы мировоззрений;

! сколько народов, столько и мировоззрений;

! сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.

?Формами предфилософского мировоззрения являются:

? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):

! отдельные стороны бытия;

! общество и его проблемы;

! политические процессы в обществе.

? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:

? Что сближает философию и науку:

Философия начинается с вопроса что есть

! внедрение результатов в производство;

? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:

? Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:

! философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;

!+ философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;

! философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;

! философия – это любовь к мудрости;

? Философия отличается от религии:

!+ как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;

! как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;

! как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;

! как область знания, имеющая исторический характер;

? Какие из вопросов являются философскими?

! Каковы пути предотвращения ядерной войны?

! Как решить продовольственную проблему?

! Когда на земле появились люди?

? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):

! способный проводить эксперимент;

!+ стремящийся к поиску истины;

? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:

? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:

!истина;

!+ начало всего сущего.

?Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:

? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:

!+ фундаментальной теоретической мыслью;

! чувственным восприятием действительности;

? К функциям, выполняемым философией не относится:

? Укажите правильный ответ. Философия – это:

! такая же наука как и история, политология, социология;

! умение вести беседу;

!+ это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;

! это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;

! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.

? Характерной чертой философского размышления является:

? Отличительная черта философских методов в их:

? Согласно Гиппократу врач-философ подобен:

? Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:

? Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:

! принцип философского исследования;

! учение о материальности мира;

! провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;

!+ философское направление, утверждающее первичность материи;

? Какое из положений соответствует идеализму:

! сознание есть продукт материи;

! сознание неразрывно связано с материей;

!+ сознание может существовать до и независимо от материи;

! сознание не всегда адекватно отражает материю;

? Представителями объективного идеализма являются:

? Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):

III. Античная философия.

? По мнению киников:

!+ подлинное благо человека – его внутренняя свобода;

! «природа» и «культура» находятся в гармонии;

! государство приводит человека к истинному счастью;

!+ только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.

? Формулы, характеризующие античную философию:

! из ничего не может возникнуть нечто;

! подобное стремится к подобному и познается подобным;

! время – подвижный образ вечности;

? Укажите философские школы эпохи эллинизма:

? Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?

? Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?

!+ учение Сократа об общих понятиях;

! учение стоиков о бессмертии и переселении души;

! атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.

? Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?

? Положения характерные для софистов:

!+ можно убеждать всех во всем;

!+ отрицание объективной истины;

! для развития мира характерны определенные закономерности;

! существуют истины не опровергаемые никем;

!+ слово – главное средство убеждения.

? По мнению Сократа:

!+ добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;

!+ самопознание является источником истинного знания;

! нравственно оправданно то, что полезно;

! диалектика – это передача знания от одного человека к другому.

? К сократическим школам относятся:

? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:

!Фалеса;

? Главный вопрос древнегреческой философии:

! о границах познания;

! о сущности человека;

! о строении природы;

! о структуре общества;

!+ о первоначале мира.

? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:

? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:

? Основой всего по Гераклиту является:

? Античная философия – это:

! философия древних китайцев;

! философия древних индийцев;

!+ философия древних греков и римлян;

? Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:

? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:

? Доказать можно все, что угодно – девиз:

? Кто из философов принадлежал к школе софистов:

? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:

? Понятие логос в античной философии означает:

? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:

? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:

? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии:

? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:

? Главную задачу философии стоики видели:

! в познании окружающего мира;

! в размышлениях о природных явлениях;

!+ в исцелении нравственных недугов;

! в доказательстве превосходства разума над чувствами;

? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:

? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:

? Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:

? Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:

? Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:

! материя;

!вещество;

!+ форма;

! Платону и Аристотелю.

? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:

! жизни социального целого;

!+ жизни отдельного человека;

? Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:

!+ управлять своими ощущениями;

! выполнять установления общества;

! управлять другими людьми;

? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:

? Первой философской школой др.Греции считается:

? Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:

? Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:

! человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

!+ люди могут добиться блага только сообща;

! политика определяет ход истории;

! политика – цель деятельности человека;

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем

? Термин философия впервые употребил:

? Как соотносятся философия и мировоззрение:

! философия – часть мировоззрения;

!+ философия теоретическое ядро мировоззрения;

! мировоззрение – часть философии;

!+ философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;

! философия не имеет отношения к мировоззрению.

? В каких регионах мира зародилась философия?

? Назовите представителей философского идеализма:

? Кто считал, что философия начинается с удивления?

? Основные черты философского мышления:

? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:

? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):

! Что я должен делать;

! На что я смею надеяться.

? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

!+ чувственно-образная форма освоения действительности;

! абстрактно-понятийная форма освоения действительности;

! теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

! аналитический способ познания мира;

! принцип философского исследования;

! учение о материальности мира;

!+ философское направление, утверждающее первичность материи;

! провозглашение приоритета чувственных удовольствий;

? Мир – это комплекс ощущений, считают:

? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?

!+ это учение о ценностях;

! это теория о мотивации поведения;

! это учение об общезначимых ценностях;

! это нормативная дисциплина;

? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:

!+ формируется на бессознательном уровне;

! существует исключительно в сфере рационального;

! является синонимом только ценностных ориентаций;

! связан только с убеждениями;

? Мифология исторически ближе всего к:

?Философия преимущественно направлена на осмысление:

? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:

? Возникновение философии означало:

! появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;

! появление в обществе нового социального класса;

! дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных

!+ переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;

? Философы, согласно Пифагору, это люди:

! стремящиеся к знанию;

!+ стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;

? Философскому мировоззрению присуща:

! все указанные признаки.

? В каждом обществе существует:

! столько мировоззрений, сколько и людей;

!+ разные типы мировоззрений;

! сколько народов, столько и мировоззрений;

! сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.

?Формами предфилософского мировоззрения являются:

? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):

! отдельные стороны бытия;

! общество и его проблемы;

! политические процессы в обществе.

? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:

? Что сближает философию и науку:

! внедрение результатов в производство;

? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:

? Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:

! философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;

!+ философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;

! философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;

! философия – это любовь к мудрости;

? Философия отличается от религии:

!+ как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;

! как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;

! как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;

! как область знания, имеющая исторический характер;

? Какие из вопросов являются философскими?

! Каковы пути предотвращения ядерной войны?

! Как решить продовольственную проблему?

! Когда на земле появились люди?

? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):

! способный проводить эксперимент;

!+ стремящийся к поиску истины;

? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:

? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:

!истина;

!+ начало всего сущего.

?Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:

? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:

!+ фундаментальной теоретической мыслью;

! чувственным восприятием действительности;

? К функциям, выполняемым философией не относится:

? Укажите правильный ответ. Философия – это:

! такая же наука как и история, политология, социология;

! умение вести беседу;

!+ это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;

! это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;

! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.

? Характерной чертой философского размышления является:

? Отличительная черта философских методов в их:

? Согласно Гиппократу врач-философ подобен:

? Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:

? Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:

! принцип философского исследования;

! учение о материальности мира;

! провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;

!+ философское направление, утверждающее первичность материи;

? Какое из положений соответствует идеализму:

! сознание есть продукт материи;

! сознание неразрывно связано с материей;

!+ сознание может существовать до и независимо от материи;

! сознание не всегда адекватно отражает материю;

? Представителями объективного идеализма являются:

? Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *