Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

О сходствах философии и искусства

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сло­жен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обни­мает первую истину. Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искус­ство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абст­ракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художест­венные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

Идея индивидуальности, воодушевляющая искус­ство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуаль­ности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления.

Философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особен­ного, в отличии от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивиду­альные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выпол­нить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художе­ственного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущно­сти вещей на одном примере роднит философию и искусство.

Источник

Философия и искусство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама сущность вопроса непроста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий на протяжении своей длительной истории изменялось. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи назвал живопись «истинной философией», то художники авангарда вообще отказались от философии как мировоззрения, вследствие чего искусство – истина, философия – ложь. Тем не менее, важно заметить, что даже в Средневековье все фундаментальные мысли о бытие и мире шли рука об руку с искусством.

Философия искусства схожи тем что

Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.

Философия искусства схожи тем что

Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Источник

Связь искусства и философии между собой

Философия и искусство – это, пожалуй, две сферы, в которых наиболее всего выражает себя человеческая культура. Различаясь от страны к стране, они все же сохраняют общие черты. Отличия искусства от философии меняются в зависимости от эпохи.

Сущность философии и искусства

Философия искусства схожи тем что

Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.

Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.

Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.

Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:

Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.

Сходства философии и искусства

Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.

При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.

Философия искусства схожи тем что

Сходств у них много, к ним можно причислить:

Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:

Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.

Философия искусства в средние века

Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.

В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.

Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.

Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.

Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.

Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.

Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.

В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей.

Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.

Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.

Философия искусства в XX веке

XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:

Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.

При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.

Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.

У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.

Философия искусства схожи тем что

Особенности понимании искусства в русской философии

Особенность русской философия, занимавшейся проблемами искусства, в том, что она представлена религиозными мыслителями. Художественное творчество исследовалось через призму христианской традиции, для которой были характерны такие черты, как анонимность искусства эпохи Средневековья.

Религиозными философами считаются Павел Флоренский, Николай Бердяев и Владимир Соловьев, последний из которых посвятил много лет созданию русской эстетики. Под ней он понимает идеальное содержание, заключенное в чувственные формы. А идеальное содержание здесь – правильное понимание добра и зла.

При этом подразумевается, что, если шедевр подлинный, то он не только отражает идею, но и действительно содержит ее в себе. Духовная сущность материализуется в нем, одухотворяя его. Таким образом, творчество наделяется поистине высоким статусом.

Бердяев писал о том, что творческую способность человек мог получить только от самого Бога. За счет этого дара он относится не к относительным, а к абсолютным существам.

В советский период к искусств подходили с гносеологической точки зрения. Российская современная философия искусства, напротив, использует множество подходов для изучения художественного творчества.

Человек изучает мир различными способами, один из которых – искусство. Оно содержит не только его личное видение картины мира, но и идейно-эмоциональный смысл. Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая не только к чувственной стороне людей, но и к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.

Источник

ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Философия искусства схожи тем что Философия искусства схожи тем что Философия искусства схожи тем что Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Философия искусства схожи тем что

Искусство и философию объединяет следующее:

1. Это сферы духовной культуры, к которым неприменим узкопрагматический подход, то есть попытки высчитать, измерить конкретную пользу для практической жизни.

2. И философия, и искусство не предназначены для того, чтобы изменять мир вещей. Следует помнить, что и картина, и философский трактат имеют ценность, прежде всего, как предметы духовной культуры, хотя и воплощенные в каком-либо вещном материале: на бумаге, холсте и т.п.

3. И философия и искусство обращены на человека, на его совершенствование.

Искусство и философию разъединяет следующее:

1. Искусство формируется вместе с человеческим обществом, оно «вечный спутник» человечества. Философия возникает только в цивилизованном обществе.

2. Искусство призвано изменять, совершенствовать, прежде всего, эмоциональную сферу человека, воспитывать его чувства, развивать восприятие красоты, добра. Философия нацелена, прежде всего, на совершенствование интеллектуальной сферы человека, воспитание его разума. Однако и искусству не чуждо совершенствование разума – это просветительская или познавательная функция искусства; и философия вполне может совершенствовать эмоциональную сферу человека.

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

1. Возникают в условиях цивилизации.

2. Приходят на смену мифологическому миросозерцанию.

3. Могут выступать в качестве основы мировоззрения.

4. Оформляются как система взглядов.

Религию и философию разъединяет следующее:

Источник

Использование философии и искусства для познания истины

Взаимосвязь философии и искусства

Философия и искусство — два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления.

И искусство, и философия всегда стремились дать ответы на те вопросы, на которые не всегда найдется единственно верное решение. Их отличие лишь в том, что искусство дает личные, исключительно авторские ответы. Художник, музыкант или писатель показывает свое отношение через работы. В философии же существует гораздо больше вопросов, чем решений. Она подталкивает размышлять и делать выводы, но однозначных ответов никогда не дает.

Оба понятия существует в плотной взаимосвязи. Там, где есть размышления и анализ, практически всегда будет результат в качестве художественного произведения. А там, где есть вывод, найдется повод углубиться в причины его появления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Культурологические сходства

Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения.

Философия и искусство в Средние века

Говоря о средневековом искусстве, мы подразумеваем слияние культурного наследия Римской империи, иконографических традиций и «варварского» искусства Северной Европы. Соединяя в себе столь разносторонние традиции и философию, искусство играло довольно конкретную роль предмета «немой проповеди». Произведения не несли священный характер, а создавались с целью украшения и просвещения.

С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно.

Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению.

Современное понимание искусства и философии

Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства.

В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы.

С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы.

Философия и искусство в повседневном мире

Как уже было сказано ранее, феномен философии присутствует практически в каждой сфере жизни современного человека. Она просто остается в тени, пока о ней не вспомнят. Для поиска ответа на вопрос «Есть ли Бог?» человек летит в космос. Жаждая узнать смысл жизни, мы изо дня в день ищем себя в той или иной области.

Искусство тоже прячется среди обыденности. По сути, им может быть любая работа, наделенная смыслом. Дизайн кофейни, слоган компании или детские каракули — все, что находит решение или задает вопрос, может быть определением искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *