Филиппийцам 4 13 что означает
Послание к Филиппийцам 4:13
Смотреть что такое «Послание к Филиппийцам 4:13» в других словарях:
Послание к Филиппийцам — Послание к Филиппийцам книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общиной в Европе. Она была… … Википедия
Послание к филиппийцам — последний герой Фил слово произошло от древнеггреческого книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общин … Википедия
Послание к Филиппийцам — Христиане в Филиппах были очень преданы Павлу и оказывали ему любовь, посылая денежную помощь в то время, когда он работал для других общин (Фил. 4: 15 и дал.; 2 Кор. 11:9). Узнав о его заключении в Риме, они послали Епафродита, одного из своих… … Словарь библейских имен
Послание к Филиппийцам — I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7,12 14; 2:19 25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; 4:10 20). Все это столь однозначно указывает … Библейская энциклопедия Брокгауза
Послание к Филиппийцам 1 — [1] Приветствие святым в Филиппах. [3] Молитва Павла и благодарность за них. [12] Его узы расширили благовестие; он желает со всем дерзновением возвеличить Христа. [27] «Живите достойно благовествования Христова» … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Послание к Филиппийцам 1:1 — Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Послание к Филиппийцам 1:10 — Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 1Фес.5:23 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Послание к Филиппийцам 1:11 — Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Мат.5:16 Иоан.15:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Послание к Филиппийцам 1:12 — Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Послание к Филиппийцам 1:13 — Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, Деян.21:11 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Послание к Филиппийцам 1:14 — И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Еф.3:13 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Филиппийцам 4 глава
4:1 возлюбленные и вожделенные Павел не скрывает своей любви к филиппийцам. В греч. слово, переведенное как «вожделенные», означает боль от разлуки с любимыми. радость и венец мой Павел получал радость не от обстоятельств, а от своих братьев по вере в Филиппах (ср. 1Фес 2:19,20; 3:9). В греч. эквивалент слова для слова «венец» подразумевает лавровый венок, вручавшийся победителю соревнований (1Кор 9:25) или возлагавшийся во время пира на голову выдающегося гостя в знак признания его заслуг. Филиппийцы были свидетельством заслуг Павла (ср. 1Кор 9:2). стойте так Переведенное так выражение в греческом языке часто говорило о солдате, стоящем на своем посту. Здесь оно звучит как команда (ср. 1:27), выражающая смысл ст. 1−9.
4:2 Умоляю Переведенное так слово в языке оригинала означает «принуждать» или «призывать». Еводию… Синтихию Эти две женщины были видными членами церкви (ст. 3), которые, возможно, присутствовали на молитве женщин, когда Павел впервые проповедовал Евангелие в Филиппах (Деян 16:13). Очевидно, они возглавляли две противоборствующие группы в церкви, возникшие, скорее всего, по причине какого-то личного конфликта. мыслить то же Эту фразу можно перевести «быть в гармонии» (см. пояснение к 2:2). Духовная твердость зависит от взаимной любви, гармонии и мира между верующими. Очевидно, церковь в Филиппах была на грани распада.
4:3 сотрудник Переведенное так слово в греч. означает двух волов в одной упряжке, везущих общий груз. Сотрудник — это равный участник в каком-то деле, в данном случае — в духовном. Вероятно, эта личность не названа, но лучше взять как имя собственное греческое слово «Syzygos», переведенное как «сотрудник». Возможно, он был одним из пресвитеров церкви (1:1). с Климентом О нем ничего не известно. книге жизни Изначально и предвечно Бог внес имена Своих избранных в книгу, где перечислены все наследники вечной жизни (см. пояснение к Откр 3:5; ср. Дан 12:1; Мал 3:16,17; Лк 10:20; Откр 17:8; 20:12).
4:4 Радуйтесь всегда в Господе См. пояснение к 3:1.
4:5 Кротость Т.е. радушие и щедрость в отношении других. Она также связана с милосердием и снисходительностью в отношении чужих ошибок и даже с терпением, которое проявляет жертва несправедливого к себе отношения, не помышляющая о мести. И все это включают в себя милосердие с покорностью. близко Это слово может относиться к близости в пространстве или во времени. В данное случае речь идет о пространстве: присутствие Господа дано всем верующим (Пс 118:151).
4:6 Не заботьтесь ни о чем См. пояснения к Мф 6:25−34. Волнение и беспокойство показывают недостаток веры в мудрость и силу Божью. Восхваление Господа и размышление над Его Словом — сильнейшее противоядие озабоченности (Пс 1:2). всегда Все трудности предусмотрены Богом. в молитве и прошении с благодарением… желания Каждая искренняя молитва сопровождается благодарением Богу.
4:7 мир Божий См. пояснение к ст. 9. Внутреннее спокойствие и безмятежность обещаны верующему, который исполнен благодарности, основанной на незыблемой вере в способность и желание Бога давать самое лучшее своим детям (ср. Рим 8:28). превыше всякого ума Эта фраза говорит о том, что мир имеет Божью природу. Он превыше человеческого разума, анализа и осмысления (Ис 26:3; Ин 16:33). соблюдет Слово из военного лексикона, оно означает «охранять». Мир Божий охраняет верующих от беспокойства, сомнения, страха и огорчения. сердца… помышления Павел не разделяет этих двух понятий, а говорит о едином внутреннем человеке. Находясь в союзе со Христом, верующий имеет Его охрану и мир внутри себя.
4:8 истинно То, что истинно, сокрыто в Боге (2Тим 2:25), во Христе (Еф 4:20,21), в Святом Духе (Ин 16:13) и в Слове Божьем (Ин 17:17). честно Переведенное так слово в языке оригинала означает «достойное уважения». Верующие должны размышлять над тем, что достойно восхищения и обожания, т.е. святость в отличие от нечестия. справедливо То, что правильно. Верующий должен мыслить в гармонии с Божьими нормами святости. чисто Без моральной скверны. любезно Переведенное так слово в греческом языке означает «приятно» или «дружелюбно». Здесь подразумевается, что верующие должны постоянно помнить о милосердии. достославно То, о чем существует доброе мнение и что ценится в мире: доброта, вежливость и уважение к окружающим.
4:9 во мне В своей жизни филиппийцы должны были следовать истине Божьей и примеру Павла (см. пояснение к Евр 13:7). Бог мира См. пояснение к Рим 15:33; ср. 1Кор 14:33. Бог есть мир (Рим 16:20; Еф 2:14), через Христа Он примиряется с грешниками (2Кор 5:18−20) и дает полное успокоение в горестях (ст. 7).
4:10−19 Павел благодарит филиппийцев за их выражение любви и присланный ему великодушный дар, а также свидетельствует о том, что христианин может быть довольным при любых обстоятельствах.
4:10 вновь… не благоприятствовали обстоятельства Прошло около десяти лет с тех пор, как филиппийцы оказали помощь Павлу, когда он впервые был в Фессалонике (ст. 15,16). Павел знал об их желании оказывать ему постоянную помощь, но он понял, что по Божьему провидению им мешали «обстоятельства».
4:11 довольным Переведенное так слово в греч. означает «быть обеспеченным» или «удовлетворенным». В 2Кор 9:8 это же слово переведено как «довольство». Оно указывает на отсутствие какой-либо нужды в помощи (ср. Лк 3:14; 1Фес 4:12; 1Тим 6:6,8; Евр 13:5). что у меня есть Павел говорит о своих обстоятельствах в следующем стихе.
4:12 в скудости… в изобилии Павел знал, что такое жить, имея только самое необходимое (еду, одежду, предметы первой необходимости) и что такое жить в роскоши (избыточествовать). насыщаться и терпеть голод В греческом языке слово, переведенное как «насыщаться», употреблялось в отношении вскармливания животных. Павел умел быть довольным при изобилии еды и при ее недостатке.
4:13 Все могу Павел употребляет греч. глагол, означающий «быть сильным» или «иметь силу» (ср. Деян 19:16,20; Иак 5:16). Он имел силу, чтобы
противостоять «всему» (ст. 11,12), включая как трудности, так и блага материального мира. в укрепляющем меня Иисусе Христе Эквивалент греч. слова, переведенного как «укреплять», означает «придавать силы». Поскольку верующие находятся во Христе (Гал 2:20), Он вливает в них Свою силу, чтобы поддержать их, пока они не получат подкрепление от другого источника (Еф 3:16−20; 2Кор 12:10).
4:14 Павел делает пояснение, чтобы в связи с сказанным в ст. 11−13 филиппийцы не подумали, что он не испытывает благодарности за их недавний дар. приняв участие Присоединившись к чьему-либо делу.
4:15 в начале благовествования Т.е. когда Павел впервые проповедовал Евангелие в Филиппах (Деян 16:13). когда я вышел Когда Павел впервые покинул Филиппы около 10 лет назад (Деян 16:40). Македонии Павел нес служение не только в Филиппах, но и в двух других городах Македонии: в Фессалонике и в Верии (Деян 17:1−14). подаянием и принятием Павел употребил два термина из делового языка, которые означают соответственно «расходы» и «поступления». Павел был верным домоправителем Божьего дела и вел тщательный учет поступлений и расходов. кроме вас одних Только филиппийцы посылали Павлу продукты, когда он нуждался.
4:16 и в Фессалонику См. пояснение к Деян 1:17; см. также Введение к 1-му Посланию к Фессалоникийцам. Во время второго миссионерского путешествия Павел проповедовал там несколько месяцев.
4:17 плода С греч. это слово можно перевести как «прибыль». умножающегося в пользу вашу Филиппийцы действительно собирали себе сокровище на небесах (Мф 6:20). Их подаяние Павлу увеличивало вклады на их духовном счету (Пр. 11:24,25; 19:17; Лк 6:38; 2Кор 9:6).
4:18 Епафродита См. пояснение к 2:25. благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу Согласно предписаниям Ветхого Завета всякая жертва должна была источать приятный аромат, чтобы быть принятой Богом. Она была приятна Ему, если только приносилась с правильным настроением (Быт 8:20,21; Исх 29:18; Лев 1:9,13,17). Подаяние филиппийцев было духовной жертвой (ср. Рим 12:1; 1Пет 2:5), приятной Богу.
4:19 всякую нужду вашу Павел имел в виду материальную нужду, которая могла возникнуть у филиппийцев вследствие их щедрого подаяния (Пр. 3:9). по богатству Своему Бог щедро воздаст филиппийцам из Своих неисчерпаемых источников.
4:20 Это славословие Павла является прямым указанием на великую истину о том, что Бог восполняет все нужды святых. В более широком смысле, это хвала Богу за Его верность.
4:21 всякого святого См. пояснение к 1:1. Вместо того, чтобы употребить обобщающее «все», Павел употребляет индивидуализирующее «всякий», подчеркивая, что он заботится о каждом святом. находящиеся со мною братия Среди них, несомненно, были Тимофей и Епафродит (2:19,25). Там присутствовали и другие проповедники Евангелия в Риме (1:14). Возможно, что Тихик, Аристарх, Онисим и Иисус Иуст также были с ним (Кол 4:7,9−11).
4:22 кесарева дома Большое число людей, не только из семьи кесаря. Это могли быть придворные, князья, судьи, повара, дегустаторы, музыканты, стражи, строители, конюхи, воины, счетоводы. Среди всех них Павел имел в виду тех, кто через распространение благой вести стали членами церкви в Риме, получив спасение до его прихода туда. К ним добавились и те, кого привел ко Христу сам Павел, включая и тех воинов, к которым он был прикован цепью (1:13).
4:23 Обычное завершение посланий Павла (см. пояснение к Рим 16:24). Аминь Принятое подтверждение ранее сказанной истины.
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Филиппийцам, 4 глава
Филиппийцам 4 глава
VIII. ПРИЗЫВ К СОГЛАСИЮ, ВЗАИМОПОМОЩИ, РАДОСТИ, КРОТОСТИ, НЕПРЕСТАННЫМ МОЛИТВАМ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ПОМЫШЛЕНИЙ (4:1−9)
4:1 На основании той прекрасной надежды, картину которой апостол нарисовал перед внутренним взором верующих в предыдущем стихе, он теперь увещевает их твердо стоять в Господе. В этом стихе любовь Павла к верующим отразилась в том, как он обращался к ним. Он называет их своими братьями. Но не просто братьями, а братьями возлюбленными. Потом он говорит, как сильно его влечет к ним, то есть как его влечет снова быть с ними. Далее он говорит о них как о своей радости и венце. Под этим апостол, несомненно, подразумевает, что они — его радость в эти дни и будут его венцом на судилище Христа. Завершает стих обращение «возлюбленные».
Апостол действительно любил людей, и именно в этом заключался один из секретов высокой эффективности его труда для Господа.
4:2 Еводия и Синтихия — две женщины в церкви Филипп, не очень-то ладившие между собой. Мы ничего не знаем о причине возникших между ними разногласий (и это, возможно, даже к лучшему!).
Апостол дважды использует слово «умоляю», чтобы показать, что его увещание относится и к одной, и к другой. Павел призывает их мыслить то же о Господе. Невозможно всем всегда придерживаться одного мнения относительно дел и проблем нашей повседневной жизни, но в том, что касается Господа, мы вполне можем отказаться от всех мелких, личных разногласий, чтобы Господь был возвеличен, а Его дело продвигалось вперед.
4:3 Не вполне ясно, кто этот искренний сотрудник (или же товарищ по работе), к которому обращается Павел. [«Товарищ по работе» (греч. Su (n) zugos) может быть и именем собственным. Хотя до сих пор оно ни в каких других источниках не встречалось, не исключено, что подобное имя было в обиходе, особенно среди рабов.]
Некоторые называют имена Луки и Тимофея, но скорее всего речь здесь идет о Епафродите. Павел призывает его помогать женщинам, подвизавшимся в благовествовании вместе с апостолом. Мы считаем, что здесь имеются в виду Еводия и Синтихия. Апостол Павел дает совет, в мудрости которого убедились очень многие. Зачастую, когда между двумя людьми вспыхивает ссора, ее можно потушить, вынеся причину возникших разногласий на суд третьей стороны — человека зрелого, способного к высокодуховным суждениям. Конечно же, он не выступает в качестве арбитра и не выдает готового решения. Вместо этого он, обратившись к Слову Божьему, способен указать конфликтующим сторонам на библейское решение проблемы.
При попытках истолковать выражение «подвизавшимся в благовествовании вместе со мною» необходимо соблюдать крайнюю осторожность.
Какой бы бурной фантазией мы ни обладали, невозможно предположить, что они проповедовали Евангелие бок о бок с апостолом Павлом. Помимо публичного наставления и проповедования, у женщин есть множество других возможностей потрудиться для Евангелия: оказывая гостеприимство слугам Христа, посещая дома, наставляя молодых женщин и детей.
Упоминается и еще один сотрудник по имени Климент. Больше о нем нет никаких сведений. Далее Павел упоминает прочих своих сотрудников, которых имена — в книге жизни. Апостол нашел изумительное описание вечного и непостижимого благословения, связанного неразрывными узами с верой в Христа и служением Ему.
4:4 Обращаясь теперь ко всей церкви, Павел повторяет свое любимое увещание. Секрет этого увещания заключен в словах «в Господе». Какие бы тучи ни сгущались над головой христианина, у него всегда есть возможность радоваться в Господе.
Опираясь на собственный опыт, Джоветт так пишет о христианской радости:
«Христианская радость — это настроение, ни в малейшей степени не зависящее от внешних условий. Если бы она зависела от внешних обстоятельств, то была бы подобна неверному пламени свечи в бурную ночь. Краткое мгновение свеча горит ярко и ровно, но вот фитиль ее еле тлеет, и вокруг сгущается тьма. Христианская же радость никак не связана с преходящими обстоятельствами жизни, и поэтому не может быть жертвой уходящего дня. Вот мои обстоятельства складываются столь благоприятно, что напоминают солнечный июньский денек; но очень скоро все изменяется и начинает походить на пасмурный день в ноябре. Сегодня я на свадьбе; завтра стою у открытой могилы. Сегодня в своем служении Господу я указываю десяти человекам дорогу к спасению; потом приходит длинная череда дней, когда я не могу назвать ни единого человека, кому бы помог прийти к Господу. Да, дни изменчивы, как погода, но христианская радость может стать непреходящей. В чем же секрет ее славной устойчивости? А секрет ее вот в чем. «И вот Я с вами во все дни». В эти постоянно меняющиеся дни Он не изменяется и не изнемогает. Он не из тех спутников, которые рядом до тех пор, пока светит солнце, и исчезают, лишь только небо затягивают тучи. Он не выбирает из цепи дней моменты процветания и празднеств и не держится в отдалении в дни обнищания и поражений. Он не показывается лишь тогда, когда мне вручают венок победителя, и не прячется, едва на мою голову возлагают терновый венец. Он со мной во все дни — в дни процветания и дни бедствий; в дни, когда звонит погребальный колокол, и в дни, когда заливается свадебный колокольчик. «Во все дни». В дни жизни, в день смерти, в день Суда». (Jowett, Day by Day, pp. 169−171.)
4:5 Теперь Павел призывает филиппийцев к тому, чтобы кротость их была известна всем людям. «Кротость» здесь можно перевести и как «уступчивость», «покладистость», «добрая рассудительность». Главная трудность заключается не в понимании смысла этой фразы, а в повиновении заповеди «всем людям».
«Господь близко» может означать, что Господь всегда рядом с нами или что Его пришествие уже не за горами. Верно и то и другое, хотя лично мы придерживаемся второй точки зрения.
4:6 Неужели действительно возможно, чтобы христианин ни о чем не заботился? Это возможно, пока мы черпаем силы из источника молитвы веры. Далее в стихе объясняется, как мы можем очистить свою жизнь от греховных волнений. Мы должны все приносить Господу в молитве. Всегда означает всегда. Нет ничего, что показалось бы Ему слишком огромным или слишком ничтожным, а значит не стоящим Его заботы!
Молитва — это и действие, и атмосфера. Мы приходим к Господу в какоето конкретное время и повергаем к Его ногам какие-то конкретные прошения. Но мы можем жить и в атмосфере молитвы. Мы можем сделать так, чтобы главный настрой нашей жизни был молитвенным настроем. Вполне возможно, что под молитвой в этом стихе понимается общая направленность нашей жизни, в то время как прошение — это те конкретные просьбы, с которыми мы обращаемся к Господу.
Необходимо обратить внимание и на то, что желания свои мы должны открывать перед Богом с благодарением.
Кто-то так сформулировал главную мысль этого стиха: «Не волноваться ни о чем, молиться обо всем, благодарить всегда за все».
4:7 Если подобное отношение станет характерным для нашей жизни, то мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Мир Божий — ощущение святого покоя и удовлетворенности, наполняющее душу верующего, когда он твердо полагается на Бога.
Сердца, опирающиеся на Иегову,
Не ищут судьбы иной,
Обретая по Его слову
Полный мир и покой.
(Фрэнсис Р. Хавергал)
Этот мир превыше всякого ума. Для мирского разума такой мир совершенно непостижим, и даже у познавших его христиан остается восхитительный привкус тайны. Они сами поражаются отсутствию в своем сердце тревоги или опасений перед лицом трагедии или неблагоприятных обстоятельств.
Этот мир охраняет и сердца, и мысли. Как же необходимо это тонизирующее средство всем нам в наш век неврозов, нервных истощений, зависимости от транквилизаторов и умственных переутомлений.
4:8 Здесь апостол дает последний совет, и затрагивает он сферу наших помышлений. Библия постоянно напоминает нам о возможности держать свои мысли под контролем. Бесполезно вставать в позу вечного пораженца, заявляя о неспособности предпринять что-либо, когда в голове начинают роиться нежеланные мысли. На самом же деле мы очень быстро можем положить этому конец. Секрет здесь — в позитивном мышлении. Суть его в широко известном в наши дни принципе «изгоняющей все остальное силе новой привязанности». В одной голове в одно и то же время никоим образом не может быть места и злым мыслям, и мыслям о Господе Иисусе.
Если к человеку приходит злая мысль, он может тут же от нее избавиться, начав размышлять о Личности и труде Христа. Очень многие психологи и психиатры нашего времени полностью согласны в этом с апостолом Павлом.
Они постоянно подчеркивают опасность негативного мышления. Для того чтобы найти в стихе 8 Господа Иисуса, не нужно очень уж пристально присматриваться. Все, что только истинно, честно, справедливо, чисто, любезно и достославно, что добродетель и похвала — все сокрыто в Нем.
Давайте же рассмотрим все эти добродетели по очереди. Истинно — значит неподдельно, без обмана и фальши, подлинное и реальное. Честно — благородно или же привлекательно с моральной точки зрения. Справедливо — означает праведно и по отношению к Богу, и по отношению к людям. Чисто — говорит о высоких нравственных устоях человека. Любезно — указывает на необходимость размышлять лишь о том или созерцать лишь то, что достойно восхищения или приятно. «Достославно» можно перевести и как «пользующееся доброй славой, прекрасной репутацией». Добродетель, несомненно, говорит о высоких моральных качествах.
Похвала же — это то, что заслуживает высших похвал.
В стихе 7 Павел заверил святых, что Бог охраняет их мысли и сердца во Христе Иисусе. Но он не пренебрегает своим долгом напомнить им, что в данном вопросе на них тоже возложены определенные обязанности. Бог не охраняет помыслы человека, который не желает, чтобы его мысли были чисты.
4:9 Вновь апостол Павел говорит о себе как о примере, достойном всяческого подражания. Он умоляет святых исполнять то, чему они научились от него и что видели в его жизни.
Немаловажен тот факт, что призыв этот следует сразу же за наставлением стиха 8. Правильные поступки — результат правильных мыслей. Если помышления чисты, то и жизнь будет чиста. И наоборот, если мысли человека развратны, то и поток, берущий начало из этого ручейка, тоже будет отвратительно грязен. Можно с уверенностью заявить, что чем дольше человек задерживается на злой мысли, тем большая вероятность, что он воплотит ее в жизнь.
Тем, кто будет верно следовать его примеру, Павел обещает, что Бог мира будет с ними. В стихе 7 мир Божий — удел тех, кто пребывает в молитве; здесь же Бог мира — Спутник тех, кто свят. Имеется в виду, что в повседневной жизни Бог будет особым образом близок и дорог всем тем, чья жизнь стала воплощением истины.
IX. ПАВЕЛ БЛАГОДАРИТ СВЯТЫХ ЗА МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ (4:10−20)
4:10 В стихах 10−19 Павел говорит об отношениях, установившихся между церковью в Филиппах и им самим в связи с материальной поддержкой.
Невозможно переоценить ту помощь и поддержку, какие черпали в этих словах святые, призванные пройти через времена денежных затруднений и финансовых потерь!
Павел радуется, что по прошествии какого-то времени филиппийцы вновь оказали ему материальную поддержку в труде для Господа. Он не укоряет их за то время, когда не получал от них никакой помощи. Он уверен, что они хотели послать ему дары, но им не благоприятствовали обстоятельства.
Моффатт перевел это так: «Не любви ко мне вам не хватало, а возможности ее проявить».
4:11 Нельзя не изумляться, с какой деликатностью и учтивостью подходит Павел к вопросу финансов.
Он не хочет, чтобы у филиппийцев создалось впечатление, будто он жалуется на недостаток средств. Все как раз наоборот — они должны знать, что апостол совершенно независим от подобных мирских обстоятельств. Он научился быть довольным всегда, независимо от того, как туго набит его кошелек. Довольство поистине дороже сокровищ, ибо «если довольство не производит богатств, то оно достигает той же цели, изгоняя из сердца стремление к ним».
«Это поистине благословенная тайна, когда верующий научился ходить с высоко поднятой головой, хотя желудок его пуст, глядеть весело, хотя в кармане ни гроша, радоваться от всей души, хотя давно не видел зарплаты, быть счастливым в Боге, когда люди вероломны». («Избранное»)
4:12 Павел знал, что значит жить в скудости, когда нет даже предметов первой необходимости, и знал, что значит жить в изобилии, когда в какой-то определенный момент у него было больше, чем требовалось для удовлетворения насущных потребностей. Он научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Как же мог апостол научиться всему этому? Все очень просто: он знал, что на все была воля Божья.
Он знал, что где бы он ни находился, как бы ни складывались обстоятельства, все происходило по предначертанию свыше. Если он голодал, то происходило это потому, что Бог хотел, чтобы Павел был голоден. Если же апостол насыщался, значит это входило в планы Господа. Верно и с полной отдачей сил служа своему Царю, он мог сказать: «Да, Отче! Ибо таково было Твое благоволение».
4:13 Далее следуют слова, которые для многих были и остаются загадкой: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Неужели нам стоит понимать это буквально? Неужели апостол действительно считал, что для него нет ничего невозможного? Ответ прост: здесь апостол Павел имел в виду все, что Бог хотел, чтобы он сделал. Он усвоил, что Бог отдает приказы, но вместе с тем дает и силу для их исполнения. Он знал, что Господь никогда не поручит ему чего-либо, не дав необходимой для этого благодати. «Все» относится здесь не столько к великим подвигам бесстрашия, сколько к великой нужде и голоду.
4:14 Несмотря на все сказанное раньше, апостол хочет, чтобы филиппийцы знали, что они хорошо поступили, разделив его скорби. Здесь Павел скорее всего имел в виду деньги, которые они послали ему в тюрьму.
4:15 В прошлом филиппийцы весьма преуспели в благодати подаяния. В начале служения Павла, когда он вышел из Македонии, ни одна церковь не поддерживала его материально, за исключением филиппийцев.
В высшей степени замечательно, что такие, казалось бы, незначительные подробности навсегда сохранены в драгоценном Слове Божьем. Это учит нас следующему: все, что дается слуге Господа, дается Самому Господу.
Ему дорог каждый грош. Он тщательно записывает все, что делается как для Него, и потом воздает сполна, мерой доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною.
4:16 Даже когда апостол был в Фессалонике, они вновь и вновь посылали деньги для его нужд. Совершено ясно, что филиппийцы жили в таком тесном общении с Господом, что Он мог направлять их в пожертвованиях.
Святой Дух вложил в их сердца особую заботу об апостоле Павле. Они откликнулись на это тем, что и раз и два посылали ему деньги. Их забота о нем тем более поразительна, если учесть, что в Фессалонике Павел пробыл очень недолго.
4:17 В этом стихе ясно видна полная самоотверженность Павла. Он намного больше радуется их приобретению, чем их даянию. Его желание видеть плод, который бы умножался в пользу верующих, намного сильнее желания получить финансовую помощь. Истинное умножение капитала происходит лишь тогда, когда деньги даются Господу. Все до последней копейки занесено в учетные книги, и грядет день, когда за все это воздастся сторицей.
Все наше имущество принадлежит Господу, и когда мы даем Ему что-то, то лишь возвращаем Его же достояние. Христиане, пускающиеся в рассуждения о том, давать или не давать десятину, не понимают самой сути вопроса. Десятина — это заповедь, данная жившим под законом израильтянам, которая определяла размеры минимального даяния. В нашу же эпоху благодати вопрос должен стоять так: «Сколько я вправе оставить себе?», но отнюдь не: «Сколько мне отдать Господу?» В сердце христианина должно гореть желание жить по возможности экономно и жертвенно, чтобы все большую часть своего дохода отдавать на дело Господне, чтобы в мире не погиб ни один человек из-за того, что у него не было возможности услышать Евангелие Христа.
4:18 Говоря, что он получил все, Павел имеет в виду, что получил все, что ему нужно, и избыточествует. В наш век всепроникающего коммерческого духа странно слышать, что апостол не только не выпрашивает денег, но даже признает, что у него всего достаточно. Разнузданные кампании по выкачиванию денег в наши дни — мерзость в глазах Бога и позор для имени Христа. В них нет абсолютно никакой нужды. Хадсон Тейлор однажды сказал: «Божий труд, совершаемый по воле Божьей, никогда не испытывает нехватки в Божьих средствах». Беда в том, что мы разучились различать труд для Бога и труд Божий. Можно активно участвовать в так называемом христианском служении, которое совершается по воле людей, а не Бога. Там, где финансовые возможности безграничны, велика и опасность пуститься в предприятие, не получившее одобрения свыше.
Хадсон Тейлор опять же писал: «Нам надо опасаться не нехватки денег, а обилия денег неосвященных».
Дар любви, который Епафродит принес Павлу от филиппийцев, назван здесь благовонным курением, жертвой приятной, благоугодной Богу. Эти же самые слова апостол употребил вторично всего лишь раз — по отношению к Самому Христу (Еф 5:2). Описывая то значение, какое жертвенный дар филиппийцев имел в глазах Бога, апостол возносит его на захватывающую дух высоту. Он вознесся к Богу как благовонное курение. Их жертва была и приятна, и благоугодна Богу.
«Насколько же обширна зона влияния такого, казалось бы, незначительного доброго дела! Мы были уверены, что утешаем нищего, а на самом деле беседовали с Царем. Мы думали, что аромат разойдется только по нашей улице, но, чу! благоухание распространяется по всей вселенной. Мы полагали, что наш дар предназначался лишь Павлу, а на самом деле положили его у ног Спасителя и Господа». (Ibid, p. 225.)
4:19 За этим следует, вероятно, самый известный и любимый стих данной главы. Обратите внимание: этому обещанию предшествует описание верного служения филиппийцев. Другими словами, поскольку они отдали часть своих финансовых ресурсов Богу, причем с такой щедростью, что поставили под угрозу собственное существование, то и Бог восполнит всякую их нужду. Насколько же велик соблазн вырвать этот стих из контекста и преподнести в качестве пуховой перины христианам, все свои деньги тратящим лишь на себя и редко когда вспоминающим о существовании дела Божьего! «Все в порядке. Бог восполнит всякую вашу нужду».
Хотя в общем и целом Бог действительно восполняет нужды Своего народа, это обещание дано конкретно тем, кто верно и преданно дает деньги на дело Божье. Бог обещает, что они никогда не будут страдать от нехватки чего-либо.
Не раз уже подчеркивалось, что Бог восполняет нужды Своего народа — но не из Своих богатств, а по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Если бы миллионер дал копейку ребенку, он давал бы из своих богатств. Но если бы он дал сотни тысяч долларов на какое-либо достойное дело, он давал бы в соответствии со своими богатствами.
Бог дает в соответствии со Своим богатством в славе, Христом Иисусом, и в мире нет большего богатства!
Вильямс называет стих 19 векселем, выданным банком веры:
«Бог мой — имя Банкира.
Восполнит — обещание заплатить.
Всякую нужду вашу — сумма, на которую выдается вексель.
По богатству Своему — капитал банка.
В славе — адрес банка.
Христом Иисусом — подпись внизу, без которой вексель превращается в простую бумажку». (Williams, Student’s Commentary, p. 934.)
4:20 При мысли о неистощимости щедрот Божьих апостол не может не разразиться хвалой. Это самый подходящий язык для каждого из детей Божьих, которые каждый день видят милосердную заботу Божью, причем не только в том, что касается их материального благосостояния, но и там, где они нуждаются в руководстве, в помощи против искушения, в том, чтобы снова разжечь огонь в подернутом пеплом сердце.
X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ (4:21−23)
4:21 Мысленно апостол Павел представляет себе верующих, собравшихся для чтения этого Послания, и он приветствует всякого святого во Христе Иисусе и передает привет от находящихся с ним братьев.
4:22 Нельзя не полюбить этот стих за ссылку на дом кесаря. Здесь так и хочется дать волю воображению. Кого из окружения Нерона имел в виду апостол? Может, это кто-то из солдат, которым было поручено охранять Павла и которым апостол указал путь к спасению? Или же это были рабы и свободные, которые трудились во дворце? А может, апостол говорил и о некоторых высокопоставленных должностных лицах империи? Этого нельзя сказать со всей определенностью, но здесь перед нами великолепная иллюстрация той истины, что христиане, подобно пауку, способны проникать в царские чертоги (Притч 30:28)! Для Евангелия нет никаких границ. Оно проникает и за самые неприступные стены. Оно может пустить росток в самой гуще тех, кто старается его искоренить. Поистине, врата ада никогда и нигде не одолеют Церковь Иисуса Христа!
4:23 Свое Послание апостол завершает характерным для его писем приветствием. Благодать ослепительно блеснула на первой странице Послания и сейчас вновь сияет в его заключительных строках. От избытка сердца говорят уста. Сердце Павла до краев было наполнено величайшей темой всех веков — благодатью Божьей через Христа, — и не удивительно, что эта драгоценная истина струилась по всем каналам его жизни.
В качестве заключения приведем слова Пауля Риса:
«Самый великий из всех живших на земле людей дописал самое теплое из своих писем. Труд любви завершен. День закончен. Цепь все еще обвивает запястья апостола. Солдат все еще стоит на посту. Но какое это имеет значение?! Дух Павла свободен! Его разум ясен! Его сердце пылает!»
А на следующее утро Епафродит зашагает по дороге в Филиппы. (Paul Rees, The Adequate Man, p. 127.)
комментарии МакДональда на послание к Филиппийцам, 4 глава