Филателия с чего начать
Советы начинающему филателисту
Филателия – один из самых популярных в мире видов коллекционирования. Собирают почтовые марки люди разного возраста и социального статуса. Это действительно очень увлекательное хобби. Однако с чего начать, если вдруг захотелось стать филателистом?
С чего начать?
Подготовительная стадия включает в себя два компонента: желание и вспомогательные инструменты. Если с первым всё понятно, то инструменты в филателии – это, во-первых, кляссер (альбом для почтовых марок), лупа, ножницы, пинцет и каталоги почтовых марок. Когда вы обзавелись всем необходимым, можно приступать к собственно коллекционированию.
Стоит отметить, что за время своего существования филателия претерпела значительные перемены. Если раньше коллекционеры собирали гашеные почтовые марки, филателия современная специализируется уже на чистых марках – то есть марках без почтового штемпеля, которые не были в реальном почтовом обращении. Гашеные экземпляры сейчас котируются только в случае их редкости и эксклюзивности. Тем не менее, филателисты всё еще спорят на тему того, какие же почтовые марки представляют реальную ценность – со штемпелем или без. Поэтому тут вы вольны выбирать по своему усмотрению.
Ценность марок
Купля-продажа-обмен
Приобретать марки можно двумя способами – покупать их на аукционах, встречах клубов филателистов и в филателистских магазинах или обменивать у других коллекционеров. Ненужные марки, соответственно, можно продавать или также обменивать. Понятно, что купить почтовые марки в Москве проще, чем в каком-нибудь маленьком городе, однако сегодня большую помощь филателистам оказывает Интернет.
Филателия с чего начать
4.Снятие самоклеящихся марок.
Необходимо отметить, что некоторые страны используют различные способы защиты от повторного использования ЗПО. Это может быть и нерастворимый в воде клей, т.е. такие марки невозможно смыть обычной водой (например, многие «самоклейки» США), или могут использоваться не водостойкие краски, которые при смывании марки просто выкрашиваются (например, «самоклейки» Испании).
Если Вы не уверены в положительном исходе операции «смывания», а в руках у Вас ценный экземпляр, то подумайте, может лучше разместить в коллекции марку на вырезке.
Начала с того, что купала листы в теплой воде (как многие описывают выше). Сразу безвозвратно потеряла несколько экземпляров по двум причинам. Во-первых, на некоторых марках был рисунок серебряной и золотой краской. Такие марки в воде мгновенно разрушались. Во-вторых, и обычные марки от времени и этого варварского клея стали слишком хрупкими, так что в воде они тоже сильно разрушались.
В общем, благодаря этой мучительной коллекции выработался такой способ: лист с марками я кладу на кастрюльку с кипящей водой. Бумага быстро намокает, марки легко отделяются и при этом сами в воде не купаются. Этот способ я теперь использую для всех марок.
Меры предосторожности: огонь под кастрюлей должен быть минимальный! Если лист сильно свисает или стенки кастрюли слишком горячие (из-за сильного огня), то бумага может потемнеть и даже загореться.
Изложенная выше информация поможет вам научиться отделять почтовые марки от конвертов. Удачи в коллекционировании. )
***Знаете ли Вы,что. 90% сохранившихся марок,выпущенных в ХIХ веке,являются использованными,поскольку после выпуска новых марок необращавшиеся марки предыдущей серии обычно просто уничтожались.
6. Набор инструментов филателиста-новичка.
Коллекционирование почтовых марок не требует больших затрат.Для начала Вам понадобится несколько простых инструментов и недорогие материалы.Ну а если обычное хобби превратится в нечто более серьёзное,можно будет приобрести более сложные филателистические принадлежности.
Особенности и правила коллекционирования марок
Коллекционирование — это увлекательное и интересное занятие, в которое вовлечены и взрослые и дети. Одним из наиболее популярных видов коллекционирование является филателия, которая связана с собиранием и изучением знаков почтовой оплаты. К таким знакам относят: почтовые марки, сцепки, блоки, оттиски почтовых штемпелей, наклейки и т. д. Коллекционирование марок является наиболее популярным направлением филателии. У этого занятия, помимо его увлекательности, есть еще одно преимущество — дешевизна, так как почтовые марки, по сравнению с теми же монетами, являются не такими дорогостоящими. Из-за этого филателией может увлекаться даже школьник.
Альбом для коллекционных марок
Как начать коллекционирование?
Человек, собирающий почтовые знаки, называется филателистом. Как же можно стать коллекционером?
1) Приступить к коллекционированию почтовых марок несложно, главное — знать, как это начать. На начальном этапе можно ознакомиться с необходимой информацией об основах филателии — найти необходимые сведения можно на специализированных электронных ресурсах, в частности, на тематических форумах коллекционеров. На начальном этапе вовлечения в филателию не мешает приобрести несколько почтовых марок, тем самым начав их коллекционирование. Совершить покупку можно у опытных коллекционеров почтовых марок, причем не стоит делать акцент лишь на одном типе или коллекции марок, желательно купить разные экземпляры. Проще и дешевле покупать марки сериями, однако таким образом можно приобрести большое количество однотипных экземпляров. Если есть желание на начальном этапе обзавестись марками, то их следует покупать по отдельности.
2) Покупка щипцов для марок — это обязательный этап вовлечения в филателию. Часто это приспособление путают с пинцетом. Щипцы для марок и пинцет похожи друг на друга и функционируют аналогичным образом, однако специальные щипцы не повреждают бумагу марок: конструкция щипцов позволяет без труда захватывать и поднимать марку даже с плоской поверхности. В продаже можно найти разные модели пинцетов для марок — с острыми, крючкообразными и закругленными концами. Филателисты с большим опытом коллекционирования не советуют покупать пинцет со слишком острыми концами, поскольку такие могут повреждать бумагу, из которой изготовлено большинство типов марок. Можно ли и вовсе обойтись без щипцов — ответ на этот вопрос будет отрицательным, поскольку частый контакт марок с кожей рук приведет к загрязнению первых.
3) Сколько бы ни было марок у филателиста, все коллекционные экземпляры рекомендуется рассортировать по какому-либо признаку. К примеру, это может быть страна-изготовитель или год выпуска. Также можно сортировать марки по изображениям, нанесенным на них, а такой тип коллекционирования будет называться тематической филателией. К примеру, можно сгруппировать марки, на которых изображены исключительно самолеты или знаменитости. Некоторые филателисты сортируют экземпляры исключительно по цвету (размеру и форме).
4) Как только у коллекционера соберется определенное количество марок, ему следует позаботиться о том, как будет храниться коллекция. Неправильное хранение марок приведет не только к их потере, но и к утрате ими привлекательного вида, а, значит, и ценности. Как предупредить такую ситуацию? Если коллекционер собрал небольшое количество экземпляров, то на первое время можно запастись несколькими конвертами, в которые будут складываться определенные виды марок. Однако у этого способа хранения коллекции есть существенный минус — если филателисту придется изъять лишь 1 экземпляр из конверта, то придется доставать все содержимое конверта и искать необходимую марку. Поэтому наиболее оптимальным способом хранения коллекции является размещение марок в специальном альбоме.
В продаже можно найти большой выбор разных моделей альбомов для хранения марок. Они отличаются друг от друга не только размерами и стоимостью, но типом страниц. Однако все альбомы для марок имеют много общего. К примеру, листы всех альбомов изготавливаются из мягкого картона.
Каждая страница покрыта прозрачной пленкой, прилепленной к листу по принципу кармана: сбоку пленка крепится, а снизу — приклеивается к листу. Сам же картон играет роль фона для марок. Он предлагается в черном или белом цвете. Альбомы с черными страницами более дорогие по сравнению с теми, которые имеют листы белого цвета, однако у первых есть преимущество. Главным плюсом альбомов с черными листами является то, что темный фон выгодно оттеняет марки, которые в своем большинстве печатаются на светлой бумаге.
Популярными среди коллекционеров являются альбомы, страницы которых изготовлены из манильского картона. Листы таких альбомов оснащены индивидуальными кармашками, предназначенными для вставки экземпляров коллекции. К тому же альбомы такого типа имеют доступную цену и отменную износостойкость. Однако и минусы у такой модели также есть. В частности, один из них заключается в том, что на страницах такого альбома не видно нижней части марок.
5) Для коллекционирования также придется купить и другой инвентарь. К примеру, лупа является обязательным приобретением для коллекционера, собирающего марки. В продаже можно найти лупы, отличающиеся друг от друга не только диоптриями, но и размерами, а также наличием дополнительных функций (к примеру, это может быть лупа с подсветкой или модель, оснащенная подставкой). Также можно купить фотографическую ванночку, пресс, запасные альбомы для хранения марок, конверты и т. д.
Изучение марки при помощи лупы
6) Если человек решил заняться филателией, то он должен быть готовым к тому, что ему придется часто общаться с другими коллекционерами. К примеру, как только коллекционер рассортирует все экземпляры, он обнаружит, что многие из них повторяются. Выбрасывать или уничтожать такие — не вариант, ведь возможно у других филателистов нет в коллекции именно этих марок. Обмен марками — это распространенная среди филателистов практика, позволяющая не только избавиться от лишних марок, но и пополнить свою коллекцию недостающими экземплярами.
Определение ценности марки
Умение определять ценность марки — это обязательный для каждого филателиста навык. Как определять ценность экземпляров:
Есть марки, которые обладают нулевой ценностью. Прежде всего это касается экземпляров с дефектами перфорации, а также помятые, рваные, грязные и проколотые марки.
Многих филателистов-новичков интересует вопрос о том, где покупать (продавать, оценивать) марки. На самом деле это несложно, ведь в интернете есть огромное количество тематических форумов, посвященных филателии. Здесь можно отыскивать тех, кто покупает и продает марки и предлагать им свои услуги. Что касается оценки экземпляров, то доверить выполнение этой задачи можно коллекционерам или дилерам с опытом. Последние не только осуществляют оценку марок, но и также за отдельную плату найдут клиенту покупателя его марки или продавца, предлагающего желаемый коллекционный экземпляр.
Филателия — это увлекательное для многих коллекционеров занятие, которое не теряет своей популярности на протяжении многих лет. Кроме того, увлечение коллекционированием приносит людям прибыль, что также является преимуществом такого занятия.
Филателия с чего начать
. И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой.
Их зовут коллекционерами.
Собирание коллекций, пожалуй, самое распространенное на земле увлечение. Что только не собирают люди?! Книги и оловянных солдатиков, картины и монеты, граммофонные пластинки и открытки, газетные вырезки и спичечные этикетки. Всего не перечислишь. Однако подавляющее большинство коллекционеров отдает свой досуг почтовой марке.
Чем же скромная почтовая марка прельстила такое небывало огромное количество людей?
Прежде всего, своей доступностью. Марка встречается на каждом шагу: в почтовом отделении, в газетном киоске, в книжном магазине, на конверте письма, которое утром принес вам почтальон. Нет ничего легче, как приобрести почтовую марку. (И нет ничего труднее, добавит со вздохом бывалый филателист.)
Вот в чем, оказывается, неодолимая притягательная сила почтовой марки. Вот на чем стоит филателия. Значит, недаром, совсем недаром для многих миллионов людей она становится верным спутником на сею жизнь. Среди убежденных коллекционеров не так уж редко встречаются люди, имена которых с уважением произносятся во всем мире.
Возлюбив «освобождение от оплаты», первые коллекционеры, вероятно, начали собирать марки, погашенные почтовым штемпелем. Они попросту отдирали их от конвертов и наглухо приклеивали к листам тетради. Наиболее аккуратные, подравнивая края марки ножницами, срезали и зубчики. Едва начав вторую жизнь, искалеченная марка погребалась в альбоме.
А марок становилось все больше. Они низвергались в мир подобно лавине. В наши дни их насчитывается свыше трехсот тысяч. Уже для марок одной страны требуется не один, а добрая дюжина альбомов.
В начале 1966 г. многочисленные кружки, клубы н городские общества коллекционеров нашей страны объединились во Всесоюзное общество филателистов. Создание ВОФ означало признание филателии как одной из полезных форм общественной деятельности. В ней удачно сочетается разумный отдых с повышением идейного и культурного уровня человека.
1 января 1858 г. была наклеена на конверт первая русская почтовая марка.
МАРКИ НАШЕЙ РОДИНЫ
Интересно отметить, что первые марки Англии были также беззубцовыми и каждую марку приходилось отделять от листа при помощи ножниц. Все последующие марки дореволюционной России были с зубцами.
Обычно на этом ставят точку. И совершенно напрасно. Как говорится, «из песни слова не выкинешь», тем более из истории. А история русской почты хранит многое, что вызывает живой интерес у советских филателистов. Ведь общее количество почтовых марок, находившихся в обращении в старой России, не исчерпывается теми, о которых говорилось выше. Оно достигает трех тысяч. Все они хорошо известны старым коллекционерам и бережно хранятся в их альбомах. Надо и молодым хоть коротко рассказать о свидетелях старины российской.
В марте 1860 г. была выпущена 10-копеечная марка того же рисунка, что и первая русская миниатюра, и отличалась лишь цветом (голубая и карминово-розовая) и надписью: «Za lot kop 10». Это была первая и единственная польская марка, выпущенная русским почтовым ведомством, потому что в то время Царство Польское входило в состав Российской империи. Сейчас эта 109-летняя марка, как историческая реликвия, высоко ценится филателистами Польской Народной Республики.
Более четверти века (с 1891 г. по 1917 г.) на территории Финляндии курсировали русские стандартные марки. Они отличались либо декоративными кружочками по углам, либо тем, что их номиналы были обозначены по-фински «1 pen», «1 marka». Ведь в те времена Великое Княжества Финляндское также входило в состав Российской империи.
К тому времени государственная почтовая служба в России охватывала только города и уездные центры. Жителям многочисленных сел и деревень, чтобы отправить простое письмо, приходилось ехать до ближайшего уездного города двадцать, тридцать, а то и все пятьдесят верст в один конец. Земская почта как бы продолжила обрывавшиеся в городах линии государственной почтовой связи. Одновременно с выполнением своих чисто местных функций, она приняла на себя доставку корреспонденции из государственных почтовых учреждений во все населенные пункты уезда, а также и доставку почтовых отправлений местных жителей до ближайшей конторы почтового ведомства. Для оплаты ее услуг были введены специальные почтовые знаки, впоследствии получившие общей название «земских марок».
В общем, земские марки, наряду с марками государственной почты, находились в обращении с 1865 г. по 1917 г. на территории 33-х губерний Европейской части России, охватывая 162 уезда.
Право выпуска почтовых марок предоставлялось только уездным земским управам, и то при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, земские марки могли находиться в обращении лишь на территории выпустившего их уезда, и, во-вторых, по своему внешнему виду они должны были резко отличаться от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Именно последнее требование породило неумирающий вот уже сто лет интерес филателистов всего мира к русской земской почтовой марке. Такого разнообразия форм, размеров и рисунков не знает, пожалуй, ни одна государственная почтовая марка тех времен.
Совсем недавно, еще в 1966 г., считали, что первые советские почтовые марки увидели свет в августе 1921 г. Оказалось, что это совсем не так. Любознательные филателисты-исследователи документально доказали: первые революционные марки были выпущены Народным комиссариатом почт и телеграфов 25 октября (7 ноября) 1918 г. Это известные марки достоинством в 35 и 70 коп. (синяя и коричневая) с изображением руки с мечом, разрубающим цепь. Правда, курсировали они недолго: с 1 января 1919 г. ленинским декретом была введена бесплатная пересылка простых писем. Но они были первыми советскими почтовыми марками.
Годы революции и гражданской войны оставили очень своеобразный след в почтовых марках нашей страны. След вьется тремя тропинками.
Почему так спешили, например, дашнакские почтмейстеры Армении? Они чувствовали: скоро кончится их время. На Ереванском почтамте им посчастливилось захватить солидные запасы старых русских марок. Снабжая надпечатками ничего не стоившие, вышедшие из употребления знаки почтовой оплаты, они превращали их в ходкий филателистический товар и большими партиями сбывали его марочным торговцам в Турцию.
Отгремела гражданская война. Наркомпочтель РСФСР впервые получил возможность приступить к налаживанию регулярной почтовой связи в мирных условиях. С августа 1921 г. начинается время регулярных почтовых эмиссий в нашей стране. Появляются марки оригинальных рисунков.
Советские марки пришли в мир не только как скромные знаки почтовой оплаты, но и как произведения искусства. У их колыбели стояли крупнейшие мастера русской классической гравюры П. Ксидиас и А. Троицкий, выдающиеся графики Г. Рейндорф и Р. Зарриньш. Среди авторов советских почтовых марок немало художников, работы которых составляют неотъемлемую часть музейных экспозиций, их золотой фонд: В. Сварог, Г. Савицкий, И. Владимиров, Е. Кибрик, П. Васильев, Н. Жуков и др. Оригиналы первого стандартного выпуска почтовых марок СССР были исполнены по знаменитым скульптурам И. Шадра «Рабочий», «Крестьянин» и «Красноармеец». Классиками же советской почтовой миниатюры филателисты единодушно признают художников Ивана Дубасова и Василия Завьялова.
Эти качества превратили советскую марку в совершенно особое явление среди знаков почтовой оплаты всего мира. Для трудящихся зарубежных стран советская марка стала драгоценной вестницей с родины социалистической революции. Они воспринимали каждую новую марку нашей страны как образную сводку с фронта строительства социализма. Многие простые люди капиталистических стран становились коллекционерами только потому, что впервые получили возможность поместить в альбом близкую им по духу и устремлениям советскую марку с портретом Владимира Ильича Ленина, с изображением герба Советского Союза, почтовую марку, правдиво рассказывающую о делах и днях великой Страны Советов.
Есть множество свидетельств о первых шагах советской филателии, о зарождении любви к нашим маркам за рубежом, любви, которая растет и крепнет год от года. Вот одно из них:
Нам очень нравится разнообразие советских почтовых марок. И, по-моему, было бы большой потерей для всей филателии, если бы не появились такие прекрасные марки, как «Богатыри» Васнецова, репинские марки 1956 года, марки, популяризирующие народное художественное творчество (1957 и 1958 годы), или чудесные миниатюры, посвященные XXI съезду КПСС. Вы не представляете себе, какими важными пропагандистами вашей страны за границей становятся эти маленькие многокрасочные марки!
И мы хорошо понимаем чувства, выраженные рядовым немецким коллекционером. Советскую марку есть за что любить. С августа 1921 г. увидело свет свыше 3700 почтовых марок СССР. Собранные вместе, в одной коллекции, они составляют живописную историю строительства социализма в нашей стране.
МАРКИ НАШИХ ДРУЗЕЙ
Буржуазия жестоко расправляется с борцами за народное счастье. Игнац Мартинович был казнен за участие в Великой французской революции XVIII в. Трагическая судьба постигла и художника Ф. Бокроша. В 1920 г., после того как пала задушенная контрреволюцией Советская Венгрия, он был брошен в тюрьму. Отбыв срок заключения, художник долго подвергался жестоким гонениям. И только после того как венгерский народ снова взял власть в свои руки, Ференц Бокрош смог найти применение своему таланту,
Современные венгерские марки отличаются разнообразием тематики, большим художественным вкусом, яркостью красок и совершенством полиграфического исполнения.
Многие тысячи километров отделяют нас от джунглей Вьетнама, но наши сердца ощущают жар героической битвы вьетнамского народа против американских агрессоров. Почтовые марки Демократической Республики Вьетнам ведут, летопись священной войны, славят героев, образно рисуют полную суровых испытаний жизнь вооруженного народа, грудью вставшего за свою свободу и независимость.
Вьетнам не одинок! В мире крепнет голос солидарности трудящихся, растет гнев народов против империалистических агрессоров. Филателисты социалистических стран вносят свой вклад в святое дело. 7 октября 1966 г. в Лейпциге открылась выставка почтовых марок под девизом: «Непобедимый Вьетнам». Почтовое ведомство Германской Демократической Республики выпустило памятную марку с девизом выставки. У марки двойной номинал: «20+5». Это значит, что пятая часть ее стоимости поступит в фонд помощи борющемуся Вьетнаму.
Почтовые марки Чехословацкой Социалистической Республики нравятся многим филателистам нашей страны. Их отличает четкость графического рисунка, тонкий художественный вкус, прозрачная яркость красок, филигранная тщательность исполнения. Мировую славу чехословацким маркам принес народный художник Макс Швабинский, выдающийся график и живописец, замечательный рисовальщик, крупнейший представитель старшего поколения реалистов Чехословакии. Его вдохновенному резцу принадлежит около половины всех марок, изданных в республике после 1945 г.
Можно много и долго рассказывать о марках социалистических стран. Но «нельзя объять необъятное». Последовательное, одно за другим, описание тысяч и тысяч почтовых миниатюр под силу только каталогам. К ним мы и отсылаем наших читателей. Благо каталоги знаков почтовой оплаты всех социалистических стран изданы на русском языке.
При всем национальном разнообразии что-то роднит советскую почтовую марку с марками социалистических стран. Это общность устремлений, общность тематики рисунков, неразрывно связанной с жизнью трудового народа. Как сказал поэт:
. нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.
«Магистралью дружбы» назван стальной нефтепровод, соединивший Волгу с жизненными центрами Польши, Германской Демократической Республики, Венгрии и Чехословакии. Советская нефть помогает им строить социализм. Эмблема Совета экономической взаимопомощи и трасса нефтепровода воспроизведены на памятных почтовых марках социалистической Германии и Польской Народной Республики.
Словом, тематика почтовых марок наших друзей разнообразна и обширна. Она охватывает главные области общественной жизни народов, знакомит с результатами социалистического строительства, отражает борьбу за мир и дружбу между народами, развитие науки и техники, культуры и искусства, рассказывает о природе, флоре и фауне каждой страны. Это делает марки наших друзей желанными для советских коллекционеров.
Много любви к делу, хорошей выдумки вкладывают в марки художники и полиграфисты социалистических стран. Начинающему филателисту предстоит встретиться с марками самых разнообразных форм и размеров. В его коллекции появятся квадратные, ромбовидные и треугольные марки, марки со специальными купонами и много иных. А некоторым коллекционерам предстоит потратить немало времени и труда, чтобы найти венгерскую марку, впервые в мире напечатанную не на бумаге, а на тончайших листках алюминия, или польский марочный блок, напечатанный на шелке, или сувенирный блок ГДР, материалом для которого послужила тончайшая синтетическая ткань.
МАРКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Широкое развитие филателии и особенно зарождение тематического коллекционирования перевернуло все вверх дном. Обнаружив огромную притягательную силу марки-картинки, почуяв спрос, почтовые ведомства быстро перестроились. Стало ясно, что, выпуская большое количество красивых, добротно отпечатанных марок, ограничивая время почтового обращения каждой серии, они полностью гарантируют себя от подделок. Их главной заботой стало удовлетворение постоянно возрастающего спроса филателистов на разнообразные по тематике марки. Строго говоря, теперь скромную роль знака почтовой оплаты продолжают играть только стандартные почтовые марки. Их выпускается не так уж много, но тиражи их огромны. Львиную долю почтовых эмиссий заняли художественные марки, почти целиком оседающие в альбомах филателистов.
Филателия развивалась бурно, подобно лесному пожару. В шутку говорят, что в наши дни каждый второй житель Западной Европы собирает марки. В этой шутке есть доля правды. И буржуазия, находясь у власти, умело использует любовь, к марке в целях реакционной и клерикальной пропаганды, для идеологического воздействия на массы в нужном ей направлении.
Не столь давно почтовые марки были применены для шумной пропаганды так называемого «европейского единства». Почтовые ведомства девятнадцати стран Западной Европы несколько лет подряд выпускали марки одинакового рисунка с крупной надписью: «Европа». Их усиленно рекламировали среди филателистов как модные. И, надо признать, не без успеха. Даже в нашей стране кое-какие неразборчивые коллекционеры клюнули на модную приманку.
Несколько лет назад модной темой в филателии стала тема «Флора и фауна». На рынке немедленно появились многокрасочные марки с изображением экзотических животных, птиц и растений, отпечатанные с большим художественным мастерством государственной типографией Вены. Коллекционеры бросились покупать красивые марки. А они сыпались как из рога изобилия, их цены стремительно росли. В альбомах невзыскательных филателистов появилось уже 123 красивых марки «Молуку Селатен», когда ФИП (Всемирная филателистическая федерация) документально установила, что такой сказочной страны нет ни на одной карте мира. Поднялся шум, возник очередной скандал. «Молукские марки» оказались «разбойничьим изданием», фантастическим выпуском «Филателистического агентства в Нью-Йорке и Мюнхене».
Сейчас агентства ряда стран переключились на выпуск самых популярных во всем мире «космических» марок. На филателистическом рынке появляется огромное количество спекулятивных «космических серий» Панамы, Парагвая и других латиноамериканских стран.
География космической темы с каждым днем расширяется. Арабские шейхи с побережья Персидского залива выражают признательность «филателистическим агентствам». Не имея почты, они обзавелись «космическими» марками и нашли в них неожиданный источник дохода.
Однако, как говорится, «сколько веревочку ни вить, а концу быть», 35-й конгресс ФИП, состоявшийся в сентябре 1966 г., объявил спекулятивными почтовые марки Панамы и Парагвая. Их запрещено экспонировать на филателистических выставках. Придет черед и для других порождений филателистического бизнеса.
Вернемся к почтовым маркам родной страны. Присмотримся к ним внимательней.
Марка может о многом рассказать пытливому человеку. Но для этого надо знать язык марки, уметь разговаривать с ней, оставаясь наедине с альбомом. В этом очарование филателии. И, овладевая тайнами марки, ее любитель постепенно из примитивного собирателя картинок становится увлеченным коллекционером, настоящим филателистом.
Есть такая книга: «Каталог почтовых марок СССР». В ней ведется летопись знаков почтовой оплаты, выпускаемых в нашей стране. Это настольная книга каждого филателиста. Раскроем ее и посмотрим, какие же виды марок выпускались нашим почтовым ведомством. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга.
Видите, сколько различий мы обнаружили в марке сразу же, как только от поверхностного взгляда перешли к ее изучению.
С описанной нами серии ведут свою историю коммеморативные почтовые марки нашей страны. Коммеморативная, по филателистической терминологии, значит: памятная, выпущенная в память о каком-либо историческом событии, в честь юбилея великого человека.
Прошло совсем немного времени, и термин «коммеморатив» стал толковаться расширительно. Им стали именоваться не только памятные, но и все художественные марки, рисунки которых отражают какую-либо определенную тему. Первым отступлением от строгого правила оказалась серия «За индустриализацию СССР», появившаяся в октябре 1929 г. Это были вдвойне памятные почтовые миниатюры: они пропагандировали в массах вдохновляющие задачи первой пятилетки, заложившей основы социализма в нашей стране. Хорошим примером могут послужить также «Этнографическая серия» 1933 г. и «Пионерская серия» 1936 г.
Коммеморативные или художественные марки быстро завоевали признание коллекционеров в нашей стране и за ее рубежами. К ним привлекала дотоле небывалая в истории почтовых эмиссий революционная тематика, отражающая героическую борьбу советского народа за великие социалистические преобразования на шестой части земного шара. С 30-х гг. они стали основным видом советских знаков почтовой оплаты. Марка впервые стала тем маленьким зеркалом, которое день за днем, год за годом отражает великие свершения советского государства.
Отмечая памятными почтовыми сериями знаменательные годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, юбилейные даты жизни и революционной деятельности основателя Коммунистической партии и Советского государства В.И. Ленина и его ближайших соратников, советская марка воздала должное светлой памяти борцов революции, подготовивших победу Великого Октября или отдавших жизнь, защищая его завоевания. Вспомним художественные серии, выпущенные в честь памятных годовщин восстания декабристов и Первой русской революции (выпуски 1925 г.), посвященные памяти 26-ти бакинских комиссаров, зверски расстрелянных английскими интервентами в 1918 г. (выпуск 1933 г.), и памяти героев Великой Отечественной войны (выпуски 1942, 1944 гг. и последующих лет).
Коллекционеры всего мира высоко ценят тот раздел советских коммеморативных марок, который можно было бы назвать «филателистической персоналией». Он один может составить целую коллекцию. Это марки, посвященные великим людям Земли, имена которых написаны золотыми буквами на страницах истории человечества. Среди многих сотен памятных марок, отразивших эту тему, назовем художественные миниатюры, посвященные памяти основоположников научного коммунизма Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина, первого русского академика Михаила Ломоносова и целой плеяды ученых с мировым именем, великого поэта и создателя русского литературного языка Александра Пушкина и блестящего созвездия имен русской и мировой культуры: И. Репина, П. Чайковского, Ф. Шаляпина и др.
Сейчас коммеморативные художественные выпуски стали основным, преобладающим видом советских знаков почтовой оплаты. Они составляют около девяти десятых марок, выпускаемых в нашей стране.
До 1929 года., пока наша страна была еще бедна, поступило в обращение несколько серий почтово-благотворительных марок в помощь голодающим и беспризорным детям, в помощь ленинградцам, пострадавшим от наводнения. С тех пор такие почтовые марки у нас не выпускаются. Непрерывный рост материального благосостояния трудящихся позволил обходиться без частной благотворительности. В тех редких случаях, когда стихийное бедствие крупного масштаба (например, сильные землетрясения в 1948 и 1966 гг. в Средней Азии) вызывало необходимость оказать срочную помощь пострадавшим, в распоряжении Советского правительства всегда находились достаточные резервы. Сама природа социалистического общественного строя делает частную благотворительность излишней.
Несколько раньше в почтовое обращение была выпущена коммеморативная серия, посвященная пятой годовщине Великого Октября. Заключительная марка этой серии 45-рублевого достоинства с изображением рабочего, высекающего на камне юбилейную дату, печаталась на синем фоне. Для первой марки авиапочты взят тот же рисунок, но на зеленом фоне. Поверх рисунка сделана красной краской фигурная надпечатка в виде контуров летящего самолета. С тех пор марки авиапочты стали у нас обычным явлением. Они становились крылатыми вестниками экономического подъема нашей Родины. В каталоге мы все чаще встречаем почтовые миниатюры с надписями: «Воздушная почта», «СССР. Авиаэкспресс», «Авиапочта СССР».
Среди марок советской авиапочты есть выпуски, завоевавшие мировое признание в филателии. Встречаются и такие, о которых годами мечтают коллекционеры всех стран, но очень редко кому удается украсить ими свои коллекции.’
Это серия из десяти крупноформатных марок, посвященная героической эпопее спасения челюскинцев. На 10-копеечной марке этой серии и была сделана надпечатка, связанная с перелетом Леваневского.
Это серия из четырех марок, выпущенная в 1931 г. в память об арктическом рейсе ледокола «Малыгин». В бухте Тихая, на Земле Франца-Иосифа, ледокол впервые в Арктике обменялся почтой с немецким дирижаблем «Граф Цеппелин».
Всего сейчас насчитывается более сотни советских марок авиапочты. Не так уж много, если вспомнить, что общее количество почтовых марок СССР превышает три с половиной тысячи. Дело в том, что широкое применение воздушного транспорта в народном хозяйстве нашей страны скоро превратило перевозку почты самолетами из явления редкого и чрезвычайного, достойного специальных знаков почтовой оплаты, в явление обычное и рядовое. В связи с этим корреспонденция, перевозимая по воздуху, оплачивается любой почтовой маркой соответствующего достоинства. И надобность в специальных выпусках отпала. Однако традиция сохраняется. Время от времени выпускаются в обращение марки с изображением самолетов или вертолетов, помеченные коротким словом «Авиа».
Стандартным выпуском или, на языке филателистов, просто «стандартом» называется полный набор марок, необходимых каждому отделению связи для всех операций, предусмотренных почтовыми тарифами. Имея под рукой набор, легко оплатить любое почтовое отправление, сколько бы оно ни стоило. Поэтому раньше, когда коммеморативные марки еще не имели большого распространения, стандарты выходили часто и были, как говорят филателисты, очень «длинными», т. е. содержали в себе большое количество марок разных номиналов (от 1 коп. до 5 руб.). С 1924 г. по 1926 г., например, первый стандарт выходил 7 раз, и в каждом его выпуске было до 20 марок.
Неудобства такой системы вскоре стали очевидны, и она была отменена. Доплатные марки просуществовали всего один год. С 1 февраля 1926 г. их заменили тем, что на неоплаченное письмо стали ставить специальный штемпель. Такой порядок сохранился до сих пор.
В истории нашей почты доплатные марки были единственным видом служебных знаков почтовой оплаты. За границей служебные марки распространены довольно широко и существуют поныне. Например, в Германской Демократической Республике и в Англии курсируют служебные марки, которыми оплачивается корреспонденция государственных ведомств и организаций. В ГДР они имеют надпись «Dienstmarken» (служебные), в Англии для этих целей используются обычные почтовые марки с фигурной перфорацией посредине в виде короны, букв «OS» («Служебная») или «HMSO» («На службе ее величества»). Иногда на служебных иностранных марках делается надпечатка: «Service» или «Official» («Служебная»).
1932 год. Каталог воспроизводит три красивых марки с изображением автомобиля, мотоциклиста и паровоза. Надпись на двух языках: «Express» и «Спешная почта».
Среди отечественных знаков почтовой оплаты есть один вид, совершенно неизвестный молодым филателистам. Это оригинально оформленные почтово-рекламные марки, выпускавшиеся в 1923-1929 гг.
Конкуренции всегда сопутствует оживленная реклама. В ней немалую роль сыграла и почтовая марка. В те годы она активно пропагандировала продукцию государственных предприятий. Появились первые почтово-рекламные марки, пользовавшиеся огромной популярностью. Всего их было выпущено более пятидесяти.
Рекламно-почтовые марки выпускались агентством «Связь», подчиненным Наркомпочтелю. Они представляли собой яркие, красочные этикетки размером, обычно, 4х5 сантиметров. На этикетке изображалась рекламируемая продукция (папиросные коробки, посуда, промышленные изделия), печаталось название и адрес государственной организации, которая ее производила. В нижнем углу или в центре нижней части этикетки оставлялось свободное место, обведенное тонкой рамочкой, для наклейки стандартной почтовой марки. Рекламные этикетки, перфорированные как марки, выпускались тиражом от 10 до 300 тыс. экземпляров каждая.
Почтово-рекламные марки широко распространены за границей. В Бельгии, например, они выпускаются в виде марки с купоном, на котором печатается рекламный текст, в Испании и Португалии рекламный текст иногда печатается на. оборотной стороне марки.
— Газетные марки (Чехословакия, Австрия, США и другие государства). Как видно из названия, ими оплачивается пересылка только периодических изданий.
— Военные марки или «Солдатская почта» (Китайская Народная Республика, Франция, Австрия и другие страны).
Встречаются также специальные марки для оплаты денежных, заказных и городских писем, телеграмм и других услуг, которые оказывают населению ведомства связи.
Дело постепенно проясняется. Конечно, почтовые марки не одинаковы. Мы уже имели возможность убедиться в их огромном разнообразии. Выяснены их простейшие, бросающиеся в глаза, элементарные различия. Совершенно очевидно, что марки отличаются друг от друга:
По рисунку, сюжетам изображения, которое на них напечатано.
По форме марки бывают прямоугольные, квадратные, ромбические, треугольные, многоугольные, круглые и овальные. А теперь появились даже такие марки, которые напоминают по форме. географические очертания своей страны. Да, совсем недавно серию подобных марок выпустило почтовое ведомство молодого африканского государства Сьерра-Леоне.
По цвету и достоинству (номиналу). Обычно здесь действует такое правило: если серия состоит из одинаковых по рисунку марок, они отличаются друг от друга по цвету и по номиналам. Но бывают и редкие исключения. К ним относится серия, посвященная памяти В. И. Ленина, выпущенная в 1924 году. Ее марки, одинаковые по рисунку и цвету, различаются лишь достоинством.
На этом и кончаются вполне очевидные различия почтовых марок. И мы вступаем на почву особых, специальных различий, относящихся к филателии и в значительной степени порожденных ею.
Такие надпечатки на марках, вызванные постоянными изменениями почтовых тарифов, в филателии получили название провизориев.
Но существуют надпечатки другого рода. Их порождает потребность немедленно отметить какое-либо выдающееся событие. Такой случай произошел в 1959 г. В Чили состоялись соревнования на первенство мира по баскетболу. Победила советская команда. Однако, подчиняясь американскому нажиму, судейская коллегия не признала этой победы. Нужно было как-то осудить столь беспрецедентный в истории спорта факт и закрепить завоевание советских баскетболистов. Буквально на следующий день была выпущена в обращение старая марка из спортивной серии 1954 г. с изображением волейболистов. На ней была сделана надпечатка красной краской: «Победа баскетбольной команды СССР. Чили 1959 г.».
Надпечатки, вызванные срочностью событий, как правило, выпускаются небольшими тиражами. Почему? Объяснение находим в самом их названии: это не оригинальные почтовые марки, которые можно выпустить в любом количестве, а надпечатки, сделанные на старых, уже давно находящихся в обращении марках. Запасы их, естественно, ограниченны.
Вкусы и потребности филателистов продиктовали новый тематический принцип комплектования серий. Его основой стали не цвет и формат марок, а их рисунок и тема. Количество марок в тематической серии зависит только от того. насколько полно задумано отражение избранной темы: от двух до нескольких десятков. Известен даже такой анекдотический случай: в 1951 г. почтовая администрация Венесуэлы выпустила памятную серию, состоящую из. 191 марки!
Наряду с сериями, Министерство связи СССР выпускает в обращение и одиночные марки. Они обычно посвящаются какому-нибудь конкретному выдающемуся событию или юбилейной дате. В том же, 1966 г., одиночными марками отмечены XXIII съезд КПСС, XV съезд комсомола, 49-я годовщина Великого Октября, 500-летие Кишинева, 350-летие со дня смерти испанского писателя М. Сервантеса и другие события.
ТЭТ-БЕШ, КУПОН, СЦЕПКА
Способ, придуманный гравером, не смог уберечь марку от подделок. Зато он понравился филателистам. Последователи Юло появились во многих странах, и тэт-беш прочно вошел в обиход филателии.
Первый советский тэт-беш появился в сентябре 1921 г. С обратным расположением рисунка на листе напечатана 250-рублевая марка «Эмблемы культуры и искусства».
Кляйнбогены отличаются от сувенирных блоков отсутствием оформления и надписей. Это просто небольшой марочный лист с чистыми полями. Впрочем, ставшее филателистическим термином немецкое слово «Kleinbogen» ничего иного и не выражает. В переводе оно значит: маленький, миниатюрный лист. В Чехословакии кляйнбогенами, состоящими всего из четырех марок каждый, сопровождаются наиболее удачные серии. Так случилось в начале 1967 г. Серия из пяти марок, воспроизводящая выдающиеся произведения классического и современного чехословацкого изобразительного искусства, повторена в пяти кляйнбогенах-квартблоках. В ГДР серия из шести марок на сюжеты известной сказки о скатерти-самобранке («Столик-накройся»), выпущенная в конце 1966 г., целиком напечатана на кляйнбогене.
Строго говоря, блоки и кляйнбогены вряд ли можно считать знаками почтовой оплаты. Они не находят применения в почтовом обращении. Однако эти марочные сувениры полюбились филателистам и без них не обходится ни одна коллекция. Почтовые ведомства всего мира охотно идут навстречу любителям, выпуская блоки и кляйнбогены.
Накануне Ленинских дней 1960 г. Винницкий краеведческий музей счел нужным сообщить газетам, что его коллекции пополнились «уникальной почтовой маркой». На ней в виде кузнецов у наковальни изображены В.И. Ленин и Я.М. Свердлов. Из-под молота, вместо брызг раскаленного металла, вылетают самолеты.
Товарищи из винницкого музея были убеждены, что сделали открытие, внесли свой вклад в филателию. Однако исследование находки показало, что они ошиблись. В их руках оказалась не почтовая, а агитационная марка.
В первые годы Советской власти такие миниатюрные плакаты занимали свое место в арсенале многообразных средств агитационной работы Коммунистической партии. Их было издано великое множество. Приобретенная винницким музеем агитационная марка была выпущена в 20-х гг. местным Обществом друзей воздушного флота. Средства, полученные от распространения таких марок, передавались на постройку самолетов для рождавшейся в те годы советской авиации. Трудящиеся нашей страны охотно приобретали такие марки.
Как в нашей стране, так и за границей выпускается большое количество марок, не имеющих отношения к почте. Некоторые из них вводят в заблуждение даже знающих людей. Например, в каталоге, изданном в 1928 г., значатся четыре «марки оригинальных рисунков, разных форматов и размеров», достоинством в 2, 4 и 6 тыс. руб. На них напечатано: «Почта РСФСР. Юго-Восток. Помоги голодающим». Однако этих марок вы не найдете в современном советском каталоге. В чем тут дело?
Оказывается, в апреле 1922 г. в Юго-Восточной области РСФСР был введен местный налог в пользу голодающих Поволжья. Уполномоченный Наркомфина по Юго-Восточной области самовольно решил обложить. местным налогом все почтовые отправления, проходящие через государственную почту. Для этого он выпустил специальную серию марок. Вскоре незаконное распоряжение уполномоченного было отменено, а марки изъяты из обращения.
Марки, о которых идет речь, были ошибочно включены в каталог. Они не являлись знаками почтовой оплаты. Это не почтовые, а фискальные марки и по своей функции, и по тому, что их выпустили не органы связи, а финансовые учреждения.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ И РЕКЛАМНЫЕ
Дореволюционные русские и советские благотворительные и рекламные марки трудно спутать с почтовыми. Они отличаются крупными форматами, своеобразными рисунками; на них, в отличие от наших почтовых марок, нет надписи «Почта». Раньше такая надпись («Post», «Postage», «Correos») служила верным признаком почтовых марок и в зарубежных странах. Теперь иностранные почтовые ведомства все чаще ограничиваются лишь названием страны. И отличить непочтовую марку от почтовой зачастую можно только при помощи каталога.
Этими краткими сведениями о непочтовых марках мы стремимся предостеречь начинающих коллекционеров от возможных недоумений и ошибок. Ведь коллекционным материалом филателии служат только знаки почтовой оплаты и другие вещи, изготовленные почтой (блоки, кляйнбогены, почтовые карточки, маркированные конверты, оттиск штемпелей и т. д.). Разумеется, опыт и знакомство с каталогом и иллюстрированными альбомами лучше научит отличать почтовые марки от марок, имеющих другое назначение.